Научная статья на тему 'Специальные учебно-речевые действия в комплексах форм учебной деятельности по овладению иноязычным аудированием на средней ступени обучения'

Специальные учебно-речевые действия в комплексах форм учебной деятельности по овладению иноязычным аудированием на средней ступени обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREIGN LANGUAGE LISTENING COMPREHENSION / SPECIAL LEARNING-COMMUNICATIVE ACTIONS / LEARNING-COMMUNICATIVE TASK / COMPLEX / LEARNING ACTIVITIES FORMS / ИНОЯЗЫЧНОЕ АУДИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ ЗАДАЧА / КОМПЛЕКС / ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Елена Николаевна

В статье характеризуется совокупность специальных учебно-речевых действий, выполняемых школьниками при овладении иноязычным аудированием. Особое внимание уделяется наборам специальных учебно-речевых действий, соответствующих этапам овладения аудированием и средней ступени обучения учащихся. Выделенные наборы специальных учебно-речевых действий способствуют решению конкретных учебно-речевых задач и представлены в комплексах форм учебной деятельности, прошедших экспериментально-опытную проверку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special learning-communicative actions of middle school students in the complexes of learning activities forms the process of foreign language listening comprehension

The article describes students’ special learningcommunicative actions in the process of foreign language listening comprehension. It pays attention to groups of special learning-communicative actions appropriate to the stages of listening comprehension acquisition and to middle school students. These groups of special learning-communicative actions promote solving different types of learning communicative tasks and are shown in the complexes of learning activities forms, which have been experimentally tested.

Текст научной работы на тему «Специальные учебно-речевые действия в комплексах форм учебной деятельности по овладению иноязычным аудированием на средней ступени обучения»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.1:811.1

Владимирова Елена Николаевна

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

yelena.vladimirova@mai.ru

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КОМПЛЕКСАХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОВЛАДЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫМ АУДИРОВАНИЕМ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

В статье характеризуется совокупность специальных учебно-речевых действий, выполняемых школьниками при овладении иноязычным аудированием. Особое внимание уделяется наборам специальных учебно-речевых действий, соответствующих этапам овладения аудированием и средней ступени обучения учащихся. Выделенные наборы специальных учебно-речевых действий способствуют решению конкретных учебно-речевых задач и представлены в комплексах форм учебной деятельности, прошедших экспериментально-опытную проверку.

Ключевые слова: иноязычное аудирование, специальные учебно-речевые действия, учебно-речевая задача, комплекс, формы учебной деятельности.

В соответствии с ФГОС, одной из ключевых идей современного общего образования является освоение каждым обучающимся способов выполнения универсальных учебных действий, являющихся фундаментальной основой специальных учебных действий, присущих дисциплинам, изучаемым в общеобразовательной школе [6, с. 4-7].

Одной из таких дисциплин является «Иностранный язык» (ИЯ), успешное освоение которой в значительной степени зависит от владения учащимися такими видами иноязычной речевой деятельности, как аудирование, говорение, чтение и письменная речь, в основе которых лежат специальные речевые действия. Доля таких действий обеспечивает успешное функционирование иноязычного аудирования, поэтому именно на их освоение должна быть направлена учебная деятельность (УД) по овладению аудированием. В результате речевые действия приобретают учебный характер, что позволяет нам далее вести речь о специальных учебно-речевых действиях аудирования (СУРДА).

В предыдущей публикации [2, с. 110-114] мы выделили совокупность СУРДА, которую учащиеся должны приобрести в ходе обучения аудированию на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. В неё входят действия: а) восприятия отдельных элементов предложенной информации и нахождение смысловых связей между ними; б) распознавания их и речевого сообщения (РС) в целом; в) выделения ключевых слов, смысловых опорных пунктов, структурных блоков информации, фактов, деталей, речевых и языковых особенностей сообщения, главного и второстепен-

ного, известного и неизвестного; г) комбинирования элементов сообщения, смысловых частей, знакомой/ мало знакомой/ не знакомой информации; д) моделирования предпосылок хода события, начала/ концовки содержания РС; е) определения цели и темы (содержания) иноязычного РС, взаимосвязи между его частями (фактами, событиями), стиля текста сообщения и его жанра, логической последовательности событий; ж) интерпретации целого сообщения и его смысловых частей, отдельных элементов, языковых и стилистических средств; з) оценки новизны, важности информации для её использования в других видах деятельности.

Наличие в арсенале учащихся перечисленной совокупности СУРДА позволяет им успешно решать любую учебно-речевую задачу, имеющую место в УД по овладению иноязычным аудированием. В то же время ее приобретение - процесс длительный, охватывающий, с одной стороны, весь период изучения предмета ИЯ в общеобразовательной школе, а с другой, разделенный на этапы в рамках цикла уроков по разговорной теме.

В нашей работе мы придерживаемся четыре-хэтапности этого процесса (Е.И. Пассов) и ведем речь о формировании навыков аудирования, их совершенствовании, развитии умений аудирования и наконец, об обучении общению (рис. 1). На каждом из них учащиеся включаются в такую УД, где в ходе решения репродуктивных, репродуктив-но-поисковых, поисково-творческих и творческих учебно-речевых задач [4, с. 79] происходит усвоение соответствующих им наборов СУРДА.

Поскольку наше исследование проходит на средней ступени обучения (7-9 кл.), то это позволяет нам считать, что учащиеся уже овладели неко-

формирование

навыков аудирования

совершенствование навыков аудирования

развитие умении аудирования

обучение общению

Рисунок 1. Этапы развития умений аудирования

© Владимирова Е.Н., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

171

торыми СУРДА на предыдущей, младшей ступени. Подтверждением этому служат результаты разведывательного эксперимента, проведенного нами в 2012-2013 гг. в МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова, которые показали, что ученики среднего школьного возраста владеют СУРДА репродуктивного характера, соответствующими этапу формирования навыков аудирования. Они: а) воспроизводят конкретную информацию, опираясь на варианты ответов, список слов / словосочетаний, предложений или без опоры; б) восстанавливают все необходимые факты при заполнении таблиц, схем; в) выделяют ключевые слова / словосочетания и др.

Кроме того, анализ возрастных психолого-педагогических особенностей школьников средней ступени говорит о том, что к этому возрасту у них происходят значительные изменения, как в интеллектуальном, так и в коммуникативном развитии. Так, например, учащиеся владеют интеллектуальными действиями, связанными с поиском информации, ее частичным преобразованием и изменением. Это такие действия, как: а) осмысление частного и целого; б) нахождение главного или второстепенного; в) трансформация и переработка полученного материала; г) создание чего-либо нового на основе полученной информации; ж) частичное объяснение материала и др. [3, с. 102-168].

В то же время, в УМК «Немецкий язык» для 7 класса [1] преобладают учебно-речевые задачи репродуктивного характера, что противоречит не только вышеописанным психолого-педагогическим особенностям школьников, но и программным требованиям [5, с. 143-150]. Последние предусматривают выполнение учащимися таких действий, как: а) прогнозирование содержания ау-диотекста; б) выделение основной информации из небольших аутентичных текстов; в) определение темы текста, выбор фактов; г) выявление главного, опуская второстепенные моменты; д) выборочное понимание информации прагматических текстов с опорой на языковую догадку или контекст сообщения; е) выражение и аргументация своего отношения к услышанному.

Перечисленные действия необходимы школьникам для решения поисковых и поисково-творческих задач, имеющих место на этапах совершенствования навыков и развития умений аудирования. Поэтому именно они будут входить в тот набор СУРДА, которым учащиеся должны овладеть на средней ступени обучения.

Воспользуемся изложенным и покажем структуру и содержание комплекса форм УД по овладению аудированием для средней ступени обучения. Данный комплекс представляет собой совокупность таких форм, содержание (набор СУРДА) которых адекватно решаемой учебно-речевой задаче, а их количество и последовательность обеспечивают качественное освоение учебно-речевых действий,

необходимых для функционирования иноязычного аудирования и эффективного овладения им.

Так, этап совершенствования навыков аудирования представлен двумя комплексами, в которых учащиеся включаются в репродуктивно-поиско-вую и поисковую УД, решая адекватные им учебно-речевые задачи. В ходе решения репродуктив-но-поисковых задач, они овладевают следующим набором СУРДА: а) выбор и частичная трансформация информации из РС при опоре и без неё;

б) соотнесение частей информации; в) перифраз информации; г) перечисление объектов определенного класса, упомянутых в РС; д) поиск существенных фактов и основной мысли РС; е) нахождение ответов на специальные вопросы; ж) соотнесение информации типа кто? - что? - где? - когда?; з) определение соответствия / несоответствия высказываний смысловой информации РС.

Функция второго комплекса заключается в том, чтобы продолжить совершенствование навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух в поисковой УД, решая учебно-речевые задачи поискового типа разной степени сложности. Здесь происходит овладение таким набором СУРДА : а) поиск ключевых моментов сообщения; б) нахождение заглавия РС или его отдельным частям;

в) сопоставление перефразированных частей с тематическими предложениями; определение темы и идеи сообщения; г) отбор второстепенных деталей, способствующих более точному и полному пониманию РС; д) поиск ответов на вопросы различной сложности; е) определение логики, хронологии событий РС с опорой на предложенные умозаключения и без них; ж) нахождение ключевой смысловой фразы для части аудиотекста в целом РС; з) формулировка проблемы сообщения.

Следующий, третий комплекс предназначен для этапа развития умений, где школьники учатся решать поисково-творческие задачи. Здесь они не только ведут поиск требующейся информации, но и принимают участие в продуктивной эвристической УД, используя материал РС для создания собственных речевых произведений. Для этого ученики пользуются следующими СУРДА: а) комбинирование основной мысли и отдельных смысловых элементов; б) нахождение противоречий в сообщении; в) поиск путей решения проблемы РС; г) выявление смысловой информации или фактов, не упомянутых в РС; д) подтверждение или опровержение утверждений на основе анализа информации сообщения; е) предположение дальнейшего хода событий либо краткий пересказ услышанного; ж) объяснение поступков персонажей; з) объяснение своей точки зрения по предложенному вопросу.

Приведем пример комплексов форм УД по овладению аудированием в 7 классе, который прошел апробацию в МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова.

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

Специальные учебно-речевые действия в комплексах форм учебной деятельности..

Комплекс № 1 (репродуктивно-поисковый вид УД).

I. Мотивационно-ориентировочная фаза УД: 1) Die Schüler beantworten die Frage «Wo ist es am schönsten?» und schreiben Assoziationen um die Frage herum. 2) Памятка 1: Для того, чтобы точно найти нужную информацию из предложенного сообщения, тебе нужно: а) выбрать или перечислить объекты определенного класса, упомянутые в РС, в опоре на схему / кластер / таблицу и др.; б) частично или полностью трансформировать / перефразировать услышанное в РС и соотнести с предложенными утверждениями; в) найти ответы на специальные вопросы (перед прослушиванием проверь, понятны ли они тебе); г) внимательно соотнести части предложения друг с другом, обращая внимание на правильность построения предложений и смысл полученного целого; д) постараться выделить основные части сообщения (начало/основная часть/конец) и др.

II. Исполнительская фаза: Modelltest 1. Übungssatz Ol.Hören. (Hörtexte für die 7. Klasse zum Thema «Auf dem Lande»). 1) Füllt bitte den Klaster aus! 2) Was passt zusammen? 3) Richtig(r), Falsch(f) oder der Text sagt dazu nichts (n).

III. Контрольно-оценочная фаза: 1) ученики записывают нужную информацию в предложенный кластер, зачитывают сопоставленные друг с другом части предложений, предложения, соответствующие / несоответствующие РС; 2) школьники слушают другое РС для контроля сформированно-сти учебно-речевых действий репродуктивно-по-искового характера.

Комплекс № 2 (поисковый вид УД).

I. Мотивационно-ориентировочная фаза: 1) Die Schüler schauen sich eine Illustration an und spekulieren über das, worum es gehen könnte. Die Schüler sammeln mögliche Äußerungen und schreiben anschließend Schlüsselwörter zum Bild. 2) Памятка 2: Чтобы понять смысл сообщения, его основную и второстепенную информацию, необходимо выполнить следующие действия: а) в ходе прослушивания сообщения старайся находить и фиксировать его ключевые моменты (слова / словосочетания); б) будь готов выделить основные части РС и подобрать к ним подходящие заголовки; в) подбирай синонимичные конструкции, делай перифраз услышанной информации при необходимости; г) определи тему сообщения; д) сосредоточься на поиске ответов на предложенные вопросы; е) следи за логикой изложения, будь готов составить план услышанного, сформулировать основную мысль РС.

II. Исполнительская фаза: Modelltest 2. Übungssatz 03. Hören. Lest bitte zuerst die Aufgaben, hört euch dann den Text dazu an. Ihr hört euch den Text zweimal an. Schreibt am Ende eure Lösungen auf den Antwortbogen. Lest die Aufgaben 1, 2, 3. Jetzt

hört ihr euch den Text an. 1) Was fehlt im Kluster?

2) Kreuzt bitte an! 3) Schreibt bitte die Antworten auf die W-Fragen!

III. Контрольно-оценочная фаза: 1) Учащиеся формулируют предложения на основе заполненного кластера при помощи функциональных опор; затем зачитываются сначала предложения, соответствующие РС, затем - неверные и наконец, те о которых не было ничего сказано; далее зачитываются ответы на предложенные вопросы. 2) Проводится контроль освоения учебно-предметных действий при решении задачи поискового типа в ходе прослушивания аналогичного РС.

Комплекс № 3 (поисково-творческий вид УД).

I. Мотивационно-ориентировочная фаза:

1) Es wird das Thema «Nachbarn» besprochen. Die Schüler beantworten die Lehrers Fragen? (Welche Beziehungen haben Nachbarn? Gibt es gute oder schlechte Nachbarn? usw.). 2) Памятка 3: Для более полного и точного понимая смысла сообщения, определения проблемы, поднятой в нем, действуй следующим образом: а) постарайся найти в сообщении объяснение поступкам персонажей / затронутой проблеме, будь готов ответить на вопрос «Почему?» «А как бы ты поступил в этой ситуации?» и др.; б) выдели основные мысли сообщения и постарайся найти их взаимосвязь; в) выдели противоречия в сообщении, они помогут тебе определить проблему, «уловить» смысл РС; г) будь готов проанализировать услышанное и сделать выводы, постарайся сформулировать смысл РС одним-дву-мя предложениями; д) на основании личного опыта, предложи свой вариант решения проблемы, обосновав его фактами из сообщения и др. е) попытайся предположить окончание / начало РС, не искажая смысл текста.

II. Исполнительская фаза: Modelltest 3. Übungssatz 05. Hören. (Hörtexte für die 7. Klasse zum Thema «Auf dem Lande»). 1) Charakterisiert bitte das Benehmen der Nachbarn. Wer hat Recht in der gegebenen Situation, eurer Meinung nach? Warum? Schreibt bitte auf! 2) Was würdet ihr an der Stelle des Herrn Schulze tun? Seid ihr mit dem Herrn Schulze einverstanden? Beantwortet bitte diese Fragen!

3) Beendet bitte die Geschichte. Was geschieht weiter? Was meint ihr? Schreibt bitte auf!

III. Контрольно-оценочная фаза: 1) Учащиеся записывают варианты ответов с аргументами; объясняют поведение действующих лиц и предлагают свой вариант решения проблемы (ответы на предложенные вопросы даются на родном языке);

2) проводится контроль освоения учебно-речевых действий при решении задачи поисково-творческого типа в ходе слушания аналогичного РС.

Результаты, полученные в ходе экспериментально-опытного обучения, показали, что учащиеся освоили наборы СУРДА, необходимые для успешного восприятия и понимания иноязычной

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4

173

речи на слух на средней ступени общеобразовательной школы.

Библиографический список

1. Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2011. - 224 с.

2. Владимирова Е.Н. Типология организационных форм учебной деятельности по овладению школьниками иноязычным аудированием // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 110-114.

3. Возрастная и педагогическая психология /

сост. И.В. Дубровнина, А.М. Прихожин, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. - 368 с.

4. Куклина С.С. Система организационных форм учебной деятельности в группе для овладения учащимися иноязычным общением. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 209 с.

5. Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа. - 2009. - 287 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/543 (дата обращения 21.08.2015).

УДК 37.1:811.161.1

Гаврикова Ирина Юрьевна

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва

dolunay@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Статья посвящена проблеме целесообразности использования метода проектов в процессе обучения подростков русскому языку как иностранному. В статье описывается специфика использования данного метода на уроке для обучения данной возрастной категории учащихся, а также приводятся методические рекомендации для преподавателя, позволяющие сделать процесс обучения с использованием проектной технологии более эффективным.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного, учебный процесс, учащиеся-подростки, метод проектов, проектная технология.

Особенностям использования проектных заданий посвящено немало работ, поскольку использование проектной технологии в процессе обучения РКИ уже довольно давно активно разрабатывается [6; 7]. В данной статье мы затрагиваем более конкретную тему: рациональность использования такого типа заданий при работе в подростковой аудитории, т.е. учащиеся в возрасте от 11 до 19 лет. Такие учащиеся приезжают в Россию из различных стран с целью изучения русского языка на краткосрочных курсах или подготовительных отделениях российских высших учебных заведений. Национальность учащихся, а также их родной язык, в данном случае, не принимаются во внимание. В статье рассматривается специфика и целесообразность использования проектных заданий с точки зрения психологических особенностей учащегося-подростка, обусловленных его возрастными характеристиками.

Для начала кратко сформулируем основные характерные черты проектных заданий и их существенное отличие от заданий других типов. Как известно, метод проектов возник еще в начале двадцатого столетия как реакция на общие идеи гуманистического направления в философии и образовании, что отразилось в разработках американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика, которые и ввели этот термин. Основная идея, закладываемая в этот метод, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, соотносимую с его личным

интересом в соответствующей отрасли знаний, т.е. обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предмете. По словам Дж. Дьюи, «чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести» [3, с. 65].

Интересно, что идеи проектного обучения возникли и в России практически параллельно с разработками американских педагогов также в начале ХХ века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания [5, с. 125].

Диапазон учебных целей метода проектов достаточно широк: это, в частности, развитие познавательных, творческих потенций учащихся, умений самостоятельно использовать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Процесс подготовки проекта характеризуется поиском фактов, их анализом, размышлениями над их достоверностью, логическим выстраиванием фактов для познания нового, формированием уверенности, основанной на аргументированном рассуждении [3, с. 78].

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Гаврикова И.Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.