Научная статья на тему 'Специальные стратегии администрирования налога на добавленную стоимость'

Специальные стратегии администрирования налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДС / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / THE VALUE-ADDED TAX / ADMINISTRATION OF THE VAT / SPECIAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков В. А.

Определены специальные стратегии администрирования налога на добавленную стоимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The special strategies of VAT administration

The article describes the special strategies of VAT administration.

Текст научной работы на тему «Специальные стратегии администрирования налога на добавленную стоимость»

S.N. Alekhine

The problem risk assessment of vilations tax legislation in concern condition of economics.

The process of fiscal control, the basic directions for monitoring fiscal capacity. Keywords: tax control, tax burden, tax capacity, the criteria for tax audits.

УДК 336.226.322

В.А. Гладков, зам. начальника отдела камеральных проверок,

8(952) 991-46-85, у1а^'т1 [email protected], (Россия, Смоленск, ИФНС России № 6 по Смоленской области)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Определены специальные стратегии администрирования налога на

добавленную стоимость.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, администрирование

НДС, специальные стратегии.

Одной из главных целей налоговых органов является сокращение недоимки по налогу на добавленную стоимость, и достигнуть её возможно с помощью применения на практике системы стратегий администрирования НДС, регламентирующей действия налоговых органов в определенных ситуациях.

Под стратегией в данном случае будем понимать общие правила, соблюдение которых позволит достичь стратегической цели.

Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ предусматривает определенные действия налоговых органов по взысканию недоимки с налогоплательщиков по всем видам налогов. Такими действиями являются:

- подготовка и направление должнику требования по уплате налога и сбора (ст. 69, 70 Налогового кодекса);

- взыскание налога, сбора и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (ст. 46 Налогового кодекса);

- приостановление операций по счетам в банке (ст. 76 Налогового кодекса);

- арест имущества должника (ограничение прав пользования имуществом) (ст. 77 Налогового кодекса);

- взыскание налога, сбора и пени за счет имущества должника (ст. 47 Налогового кодекса).

Законодательно определены последовательность этих действий, условия их применения к налогоплательщикам со стороны налоговых органов. Назовем эти процедуры типовой стратегией администрирования НДС.

Поскольку общий объем недоимки по налогу на добавленную стоимость остается в Смоленской области достаточно высоким на протяжении длительного времени, можно сделать вывод, что применения налоговыми органами только типовой стратегии администрирования НДС в современных условиях недостаточно.

Возникла необходимость формирования налоговыми органами специальных стратегий администрирования НДС по отношению к налогоплательщику в зависимости от причин образования недоимки по налогу на добавленную стоимость.

Такими вариантами специальных стратегий в зависимости от причин образования недоимки по НДС являются следующие:

- при обнаружении значительного количества ошибок в ведении налогового учета налогоплательщиками и заполнении деклараций — устранение сложностей, возникающих в процессе ведения налогового учета, совершенствование налогового законодательства с целью упрощения последнего к пониманию для широкого круга налогоплательщиков (стратегия Би);

- в случае необоснованного возврата налога на добавленную стоимость из бюджета — совершенствование методов ведения контрольной работы налоговых органов, недопущение необоснованного возврата налога, дифференцированный подход к различным группам налогоплательщиков, заявляющим вычеты по НДС, интенсификация действий налоговых органов, направленных на проверку обоснованности применения налоговых вычетов (стратегия Бт);

- при отсутствии средств на расчетных счетах налогоплательщиков

— стимулирование деловой активности налогоплательщиков, направленное на обеспечение наполняемости бюджета налоговыми поступлениями, в том числе путем легализации объектов налогообложения (стратегия Бб);

- при уклонении от налогообложения — выявление схем ухода от налогообложения с целью привлечения к налогообложению всех плательщиков, имеющих обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, путем тесного сотрудничества с внешними структурами, участвующими в процессе администрирования НДС (в первую очередь банки и таможенные органы), а также подготовка законодательных инициатив по ликвидации выгодных для недобросовестных налогоплательщиков пробелов в законодательстве (стратегия Бе);

- недостаточная информированность налоговых органов — внесение предложений по совершенствованию информационных баз налоговых органов, в частности, создание единого межведомственного информационного ресурса, полноту и актуальность которого поддерживали бы не только налоговые органы, но и таможенные, правоохранительные органы, органы судебной системы всех уровней, совершенствование взаимодействия с банковской системой по вопросу предоставления информации о деятельности налогоплательщиков (стратегия Бр).

В зависимости от конкретных условий работы вышеприведенный перечень возможных стратегий может быть дополнен (табл. 1).

Таблица 1

Стратегии налоговых органов приразличных причинах образования недоимки по налогу на добавленную стоимость

№ п/п Причина образования недоимки по НДС Цель налоговых органов Стратегия налоговых органов

1 Ошибки, допускаемые налогоплательщика ми в ведении налогового учета и представляемых декларациях. Совершенствование законодательства, упрощение его для понимания рядовыми налогоплательщиками. Устранение сложностей, возникающих в процессе ведения налогового учета (Би).

2 Необоснованный возврат налога из бюджета. Повышение эффективности контрольной работы налоговых органов. Совершенствование системы возврата налога на добавленную стоимость СБт).

3 Отсутствие средств на расчетных счетах налогоплательщике в. Обеспечение наполняемости бюджета поступлениями от НДС. Стимулирование деловой активности налогоплательщиков (Бб).

4 Уклонение от налогообложения. Привлечение к обложению НДС всех налогоплательщиков, имеющих обязанность по уплате налога. Выявление схем уклонения от налогообложения (Бе).

5 Недостаточная информированност ь налоговых органов. Повышение уровня информированности налоговых органов. Совершенствование информационных баз налоговых органов (Бр).

Определение варианта стратегии налоговых органов по администрированию налога на добавленную стоимость, применяемой по отношению к налогоплательщику, осуществляется на основе анализа

показателей оценки состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика.

Большая часть вышеприведенных специальных стратегий реализуется на практике с учетом практического опыта территориальных налоговых органов в области администрирования налога на добавленную стоимость. При этом динамично изменяющиеся условия работы обуславливают естественную необходимость корректировки дополнительных элементов при выборе специальной стратегии, в результате чего процесс выбора непрерывно изменяется и совершенствуется.

В процессе выбора специальных стратегий администрирования НДС формируются группы налогоплательщиков, по отношению к которым может быть применена одна из вышеназванных стратегий (табл. 2).

Таблица 2

Направления действий налоговых органов по реализации выбранной стратегии снижения недоимки по НДС

№ п/п Причина образования недоимки по НДС Стратегия налоговых органов Меры осуществления стратегии

1 Ошибки в налоговом учете. Устранение сложностей, возникающи х в процессе ведения налогового учета. 1. Консультирование налогоплательщиков, в том числе: - организация консультационного центра УФНС по Смоленской области в г. Смоленске; - ответы налоговых органов на письма и запросы налогоплательщиков; - организация «открытых» консультаций налогоплательщиков наиболее опытными и авторитетными сотрудниками налоговых органов; - пропаганда юридических изданий Федеральной налоговой службы и Министерства финансов; - организация учебных тематических семинаров. 2. Адресное информирование налогоплательщиков о фактах неправильного исчисления налога.

2 Необоснован ный возврат налога из бюджета. Совершенств ование системы возврата налога на добавленную стоимость. 1. Дифференцированный подход налоговых органов к различным группам налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля. 2. Внесение законодательных инициатив по дифференциации в ст. 164 НК РФ ставки налога для отдельных групп налогоплательщиков. 3. Введение обязанности налогоплательщика предоставлять подробные сведения О происхождении товара.

3 Отсутствие средств на расчетных счетах налогоплател ьщиков. Стимулирова ние деловой активности налогоплател ьщиков. 1. Совершенствование системы специальных режимов налогообложения. 2. Разработка мероприятий по стимулированию деловой активности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе: - разработка технологий информирования налогоплательщиков о новациях в государственной налоговой политике на период 2010-2013 гг.; - публикация в региональных СМИ, в том числе электронных, материалов с разъяснением процедур оформления льгот, отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита ИТ. д.; - создание правовой базы участия налоговых органов совместно с органами государственного управления региона в сотрудничестве с территориальными властями и налоговыми органами зарубежных стран в части соглашений о приграничном сотрудничестве; - сокращение времени государственной регистрации субъектов малого предпринимательства; - проведение консультаций по вопросам налогообложения иностранных инвесторов; - информационное обеспечение вновь созданных субъектов малого предпринимательства по вопросам налогообложения и налоговой отчетности; - разработка и внесение законодательных инициатив по совершенствованию и упрощению систем налогообложения и налоговой отчетности.

4 Уклонение от налогооблож ения. Выявление схем уклонения от налогооблож ения. 1. Подготовка и внесение законодательных инициатив по вопросам: - ужесточение мер административной и уголовной ответственности за уклонение от налогообложения;

- об обязательности проведения регулярных аудиторских проверок налогоплательщиков, осуществляющих экспортно-импортную деятельность; - об увеличении минимального размера уставного капитала хозяйствующих субъектов, осуществляющих экспортно-импортную деятельность. 2. Совершенствование применяемых методов контрольных мероприятий. 3. Проведение совместных проверок с налоговыми органами других регионов, а также таможенными и правоохранительными органами.

5 Недостаточн ая информирова нность налоговых органов. Совершенств ование информацио нных баз налоговых органов. 1. Совершенствование работы налоговых органов в плане сбора информации о налогоплательщиках, в частности, создание новой расширенной электронной базы данных. 2. Привлечение к формированию информационных баз данных о налогоплательщиках таможенных, правоохранительных и судебных органов.

Практическая реализация указанных выше мероприятий, а также процесса выбора специальных стратегий администрирования налога на добавленную стоимость осуществляют структурные подразделения УФНС по Смоленской области и территориальные ИФНС.

Данная работа основана на предоставлении стандартной информации от налогоплательщиков и внешних организаций. Непосредственно выбор специальной стратегии администрирования НДС осуществляется в рамках работы территориальных ИФНС отделами работы с налогоплательщиками, камеральных проверок, выездных проверок.

Следует учитывать, что проведение указанных выше мероприятий предполагает внесение корректировок в действующие локальные нормативные акты ИФНС, в частности, в положения об отделах и должностные инструкции сотрудников. Текущие и перспективные планы работы территориальных налоговых органов потребуют корректировки в части включения в них мер осуществления специальных стратегий администрирования НДС.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.: [принят

Государственной Думой ФС РФ 16 июля 1998 г.].

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г.: [принят

Государственной Думой ФС РФ 19 июля 2000 г.].

V.A. Gladkov

The special strategies of VAT administration.

The article describes the special strategies of VAT administration.

Key words: the value-added tax, administration of the VAT, special strategy.

УДК 336.226.322

В.А. Гладков, зам. начальника отдела камеральных проверок,

8(952) 991-46-85, [email protected], (Россия, Смоленск, ИФНС России № 6 по Смоленской области)

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Представлена система показателей оценки состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налогоплательщик, оценка состояния уплаты НДС.

Качество администрирования налога на добавленную стоимость является интегральным показателем. Главную составляющую в ее оценке играет образование недоимки по налогу.

На факт образования недоимки, а также ее динамику влияют различные причины. На основании имеющейся у налоговых органов Смоленской области налоговой и статистической отчетности за 2007-2009 гг. путем обобщения и систематизации были выявлены следующие причины, влияющие на изменения в объеме, составе и структуре недоимок по вышеуказанному налогу. К их числу относятся:

- неправильное определение налоговой базы налогоплательщиком;

- отсутствие средств на расчетном счете;

- необоснованный возврат налога из бюджета;

- уклонение от налогообложения;

- недостаточная информированность налоговых органов о налогоплательщике.

Вышеуказанные аналитические данные представлены в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.