Научная статья на тему 'Оценка состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика'

Оценка состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УПЛАТЫ НДС / THE VALUE-ADDED TAX / THE TAX BEARER / AN ESTIMATION OF A CONDITION OF PAYMENT OF THE VAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладков В. А.

Представлена система показателей оценки состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation of a taxpayer's VAT payment condition

The article describes the system of estimation indicators of a taxpayer's VAT payment condition.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика»

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г.: [принят

Государственной Думой ФС РФ 19 июля 2000 г.].

V.A. Gladkov

The special strategies of VAT administration.

The article describes the special strategies of VAT administration.

Key words: the value-added tax, administration of the VAT, special strategy.

УДК 336.226.322

В.А. Гладков, зам. начальника отдела камеральных проверок,

8(952) 991-46-85, vladimig@yandex.ru, (Россия, Смоленск, ИФНС России № 6 по Смоленской области)

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Представлена система показателей оценки состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налогоплательщик, оценка состояния уплаты НДС.

Качество администрирования налога на добавленную стоимость является интегральным показателем. Главную составляющую в ее оценке играет образование недоимки по налогу.

На факт образования недоимки, а также ее динамику влияют различные причины. На основании имеющейся у налоговых органов Смоленской области налоговой и статистической отчетности за 2007-2009 гг. путем обобщения и систематизации были выявлены следующие причины, влияющие на изменения в объеме, составе и структуре недоимок по вышеуказанному налогу. К их числу относятся:

- неправильное определение налоговой базы налогоплательщиком;

- отсутствие средств на расчетном счете;

- необоснованный возврат налога из бюджета;

- уклонение от налогообложения;

- недостаточная информированность налоговых органов о налогоплательщике.

Вышеуказанные аналитические данные представлены в таблице.

Анализ данных таблицы позволил сделать следующие выводы:

- в 2007 г. общая сумма недоимки за год составила 524 854,0 тыс. руб., из нее наибольший удельный вес занимают причины необоснованного возврата налога на добавленную стоимость из бюджета (32,5 %) и ошибок в налоговом учете (27,6 %). Значительное влияние

имеют причины отсутствия средств на расчетных счетах налогоплательщиков (15,8 %) и уклонения от налогообложения (14,1 %);

- в 2008 г. сумма недоимки по налогу уменьшилась по сравнению с 2007 г. на (524 854,0 - 315 173,0) 209 681,0 тыс. руб. и составила 60 % к уровню предыдущего налогового периода. При общем снижении недоимки увеличилось влияние причины недостаточной информированности налоговых органов на 12,9 %, что свидетельствует о недостатках в используемых информационных системах;

- в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма недоимки по НДС увеличилась на (401 672,0 - 315 173,0) 86 499,0 тыс. руб., или на 27,4 %. В структуре недоимки наибольший удельный вес занимают три причины: ошибки в налоговом учете (30,8 %), необоснованный возврат НДС из бюджета (28,4 %) и недостаточный уровень информированности налоговых органов (17,9 %).

В целом за анализируемый период можно выявить следующие недостатки, способствующие появлению предпосылок формирования недоимки по налогу:

- согласно данным актов выездных проверок в анализируемом периоде в числе наиболее существенных причин, оказывающих влияние на размер недоимки, являются ошибки в налоговом учете, что свидетельствует о недостаточном уровне квалификации персонала субъектов экономического хозяйствования, в функции которого входит начисление налогов; в отношении индивидуальных предпринимателей это объясняется еще и нежеланием нанимать бухгалтера и соответственно увеличивать расходы на оплату труда и пенсионное страхование работника;

- достаточно высокий удельный вес среди причин, влияющих на размер, структуру и динамику недоимки, занимает уклонение от налогообложения (2007 г. — 14,1 %, 2008 г. — 11,9 %, 2009 г. — 15 %). В ходе проведения выездных налоговых проверок были установлены наиболее существенные способы ухода налогоплательщиков от налогообложения: уменьшение объема выручки от реализации под видом расчетов с поставщиками и подрядчиками; необложение НДС операций по передаче товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе и выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления и т. д. В целях искоренения подобных явлений в экономике региона УФНС по Смоленской области должна использовать выявленные и доказанные в судебном порядке факты уклонения от налогообложения в своей информационной и аналитической работе;

- в анализируемом периоде влияние причины недостаточной информированности налоговых органов о налогоплательщике в среднем составляет 15,6 %. В отношении данной причины наиболее высокая доля принадлежит суммам налоговых вычетов по операциям, применение

налоговой ставки 0 % по которым не подтверждено, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1.

Для практической работы необходимо использовать показатели, обеспечивающие объективность оценки состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика.

Для оценки эффективности администрирования налога на добавленную стоимость могут использоваться различные показатели, характеризующие как действия налогоплательщика, так и действия налоговых органов. Наиболее объективными показателями,

оценивающими действия налогоплательщика, являются показатели, отражающие соответствие расчетных показателей налоговых поступлений фактическим поступлениям сумм налога на добавленную стоимость в бюджет, показывающие изменение поведения налогоплательщика, в том числе при проведении операций, характеризующихся высоким налоговым риском.

Этими показателями являются:

1. Объем недоимки налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость (On).

2. Количество допускаемых ошибок в налоговом учете налога на добавленную стоимость и заполнении деклараций (AU).

3. Необоснованный возврат налога на добавленную стоимость налогоплательщику из бюджета (AM).

4. Недоимка налогоплательщика по налогу на добавленную

стоимость, обусловленная отсутствием средств на расчетных счетах (AS).

5. Недоимка налогоплательщика по налогу на добавленную

стоимость, обусловленная уклонением от налогообложения (AE).

6. Недоимка налогоплательщика по налогу на добавленную

стоимость, обусловленная недостаточной информированностью налоговых органов о деятельности налогоплательщика (AP).

Рассмотрим формулы, разработанные для расчета этих показателей.

Объем недоимки по НДС конкретного налогоплательщика определяется путем сравнения расчетного объема поступлений по налогу на добавленную стоимость и фактически перечисленных в бюджет сумм. Цифровое выражение Ощ рассчитывается по формуле:

Оп = Тп^ - Тп^ , (1)

где Oni — объем недоимки по НДС конкретного налогоплательщика;

^7/ — расчетный объем поступлений по НДС конкретного

налогоплательщика; Tnti — фактически перечисленная в бюджет сумма НДС.

Показатель количества допускаемых ошибок в налоговом учете НДС и заполнении деклараций AUг определяется по формуле:

ли1 = ЛЩ - ЛЩ , (2)

где AUІ — изменение количества ошибок, допускаемых конкретным налогоплательщиком при ведении налогового учета и заполнении деклараций; AUfi — количество ошибок, допускаемых

налогоплательщиками при ведении налогового учета и заполнении деклараций на конец анализируемого периода; AUtг — количество ошибок, допускаемых налогоплательщиками при ведении налогового учета и заполнении деклараций на начало планируемого периода.

В случае, если AUІ > 0, т. е. происходит увеличение количества ошибок, допускаемых налогоплательщиком при ведении налогового учета и заполнении деклараций, с течением времени, то необходимо принимать управленческое решение о применении вариантов специальных стратегий действий налоговых органов в отношении налогоплательщика.

Показатель необоснованного возврата НДС налогоплательщику из бюджета определяется по формуле:

ЛМ1 = лм - лш;, (3)

где AMІ — изменение необоснованного возврата НДС налогоплательщику из бюджета; ЛМ^ — величина необоснованного возврата НДС налогоплательщику из бюджета на конец анализируемого периода; ЛMti — величина необоснованного возврата НДС налогоплательщику из бюджета на начало анализируемого периода.

В случае, если ЛMІ > 0, т. е. происходит увеличение необоснованного возврата НДС налогоплательщику из бюджета с течением времени, то необходимо принимать управленческое решение о применении вариантов специальных стратегий действий налоговых органов в отношении налогоплательщика.

Показатель недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленной отсутствием средств на расчетном счете, определяется по формуле:

ЛБ1 = ЛБ^ - ЛБ^, (4)

где ASj — изменение суммы недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленной отсутствием средств на расчетном счете; ASfi — сумма недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленная отсутствием средств на расчетном счете, на конец анализируемого периода; AStг — сумма недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленная отсутствием средств на расчетном счете, на начало анализируемого периода.

В случае, если ASІ > 0, т. е. происходит увеличение недоимки по

НДС, обусловленной отсутствием у налогоплательщика средств на расчетном счете, с течением времени, то необходимо принимать

управленческое решение о применении вариантов специальных стратегий действий налоговых органов в отношении налогоплательщика.

Показатель недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленной уклонением от налогообложения, определяется по формуле:

ЛЕ1 = ЛЕ^ - ЛЕ^, (5)

где AEІ — изменение суммы недоимки налогоплательщика по НДС,

обусловленной уклонением от налогообложения; AEfi — сумма недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленной уклонением от

налогообложения, на конец анализируемого периода; AEti — сумма недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленной уклонением от налогообложения, на начало анализируемого периода.

В случае, если AEІ > 0, т. е. происходит увеличение суммы недоимки

налогоплательщика по НДС, обусловленной уклонением от

налогообложения, с течением времени, то необходимо принимать управленческое решение о применении вариантов специальных стратегий действий налоговых органов в отношении налогоплательщика.

Показатель недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленной недостаточной информированностью налоговых органов о деятельности налогоплательщика, определяется по формуле:

ЛР1 = ЛР^ - ЛР^ , (6)

где APІ — изменение суммы недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленной недостаточной информированностью налоговых органов о деятельности налогоплательщика; APfi — сумма недоимки

налогоплательщика по НДС, обусловленной недостаточной информированностью налоговых органов о деятельности

налогоплательщика, на конец анализируемого периода; APtг — сумма недоимки налогоплательщика по НДС, обусловленной недостаточной информированностью налоговых органов о деятельности

налогоплательщика, на начало анализируемого периода.

В случае, если APІ > 0, т. е. происходит увеличение суммы недоимки

налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, обусловленной недостаточной информированностью налоговых органов о деятельности налогоплательщика, с течением времени, то необходимо принимать управленческое решение о применении вариантов специальных стратегий действий налоговых органов в отношении налогоплательщика.

Таким образом, на основе разработанной системы показателей проводится оценка состояния уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщика в анализируемом периоде, выявляются причины образования недоимки по налогу на добавленную стоимость и на основании полученных результатов формируются управленческие

решения, которые позволят нейтрализовать либо минимизировать действие негативных факторов, влияющих на образование недоимки.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая):

Федеральный закон № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.: [принят

Государственной Думой ФС РФ 16 июля 1998 г.].

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая):

Федеральный закон № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г.: [принят

Государственной Думой ФС РФ 19 июля 2000 г.].

V.A. Gladkov

The estimation of a taxpayer's VAT payment condition.

The article describes the system of estimation indicators of a taxpayer's VAT payment condition.

Key words: the value-added tax, the tax bearer, an estimation of a condition of payment of the VAT.

УДК 332.12 (470.32)

С.Ю. Зеленцова аспирант Воронежского государственного университета, (Россия, Воронеж, ВГУ)

ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛБНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

В настоящее время Воронежская область потеряла возможности инерционного роста для будущего позитивного социального экономического развития. Реализация инновационного сценария предполагает развитие приоритетных «точек роста» в промышленности, обеспечивающих ее конкурентоспособность и способных стать «локомотивами» роста всей экономики области на основе максимального использования инноваций в технологиях и организации производства. Такими отраслями должны стать машиностроение и пищевая промышленность, ориентированная на местное экологически чистое производство.

Ключевые слова: регион, развитие, Воронежская область, инновации, капитал, продукты, услуги, население, занятость, доходы, ресурсы, благоустройство.

Рыночная трансформация заметно изменила хозяйство Воронежской области. Возникло много предприятий (с 1991 по 1996 гг. число

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.