СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
© Браславский Р.Б.*
Днепропетровский государственный университет внутренних дел Украины, Украина, г. Днепропетровск
В данной статье автором рассматриваются специальные подразделения правоохранительных органов, как обособленная категория участников правоохранительной деятельности, обеспечивающих эффективное выполнение правоохранительных функций совместно с иными государственными органами. Автор выделяет ряд индивидуальных признаков профессиональной деятельности специальных подразделений и определяет понятие их деятельности в системе государственных правоохранительных органов.
Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, специальные подразделения, взаимодействие.
Основным заданием государства является гарантия и охрана законных интересов граждан. Для выполнения своих основных заданий государство имеет собственный государственный аппарат, который является системой специальных органов и учреждений, при помощи которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан, социальных групп, общества и государства, предупреждение, пресечение правонарушений, применение государственного принуждения или мероприятий общественного воздействия к лицам, нарушившим закон и правопорядок является основными заданиями системы правоохранительных органов Украины.
Статьей 2 Закона Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» к органам правоохранительной системы законодателем отнесены: органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, Военной службы правопорядка, в Вооруженных Силах Украины, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, органы и учреждения выполнения наказаний, следственные изоляторы, органы государственного финансового контроля, рыбнадзора, государственной лесной охраны, другие органы, которые осуществляют правоприменительные или правоохранительные функции.
Но рассматривая такую нормативно закрепленную позицию необходимо заметить, что ставя правоприменение в один ряд с правоохранительной деятельностью законодатель расширяет границы между органами правоохранительной сферы и государственными органами, для которых правопри-
* Адъюнкт кафедры Тактико-специальной подготовки.
112 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ
менение является объективной необходимостью действий в рамках норм закона. В результате такого обобщенного трактования правоохранительных органов, в статусных нормативных документах некоторых государственных органов имеется прямое указание на их правоохранительный статус [1].
Исходя из анализа статусных документов некоторых государственных органов и их отдельных подразделений к правоохранительным можно отнести суд; органы прокуратуры; органы внутренних дел; органы и учреждения исполнения наказаний; органы рыбнадзора; органы государственной лесной охраны; Антимонопольный комитет Украины и т.д. [2].
Потому как система правоохранительных органов имеет высокую динамику изменений своей структуры В.Т. Маляренко предлагает конкретизировать подход к признакам отнесения того или иного органа к правоохранительным органам по следующим признакам:
- органы, главным и основным назначением которых является правоохранительная деятельность (например, органы внутренних дел);
- органы, которые совместно с другими видами деятельности, осуществляют правоохранительную;
- органы, отдельные подразделения которых созданы исключительно в правоохранительных целях (например, подразделения по борьбе с контрабандой в составе таможенных органов).
Мы соглашаемся с таким подходом автора к определению правоохранительного статуса, потому как с использованием данного подхода можно отделить контролирующие органы (Антимонопольный комитет Украины, органы государственной финансовой инспекции, органы защиты прав потребителей и прочие) от органов непосредственно осуществляющих правоохранительные функции (органы внутренних дел, органы службы безопасности, налоговая милиция и прочие). В подтверждение данной позиции В.Т. Билоус рассматривает правоохранительные органы как определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу государственных органов, которые имеют свои четко определенные задания [3].
По мнению А.М. Кучука правоохранительные органы - это специально уполномоченные органы, наделенные государственно-властными полномочиями с целью профессионального осуществления на основании и в соответствии с действующим законодательством, а в случаях установленных законом, в соответствующей процессуальной форме с применением правовых средств деятельности, направленной на охрану прав и свобод человека и гражданина, законности и порядка, всех урегулированных правом общественных отношений [4].
Определяя статус правоохранительных органов следует обратить внимание на их основные функции: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорского надзора; предупреждение преступлений и иных правонарушений; оперативно-розыскной деятельности; расследования преступлений.
Система органов власти в государственном и муниципальном управлении
113
Реализация указанных выше функции регламентируется не только общегосударственными законодательными и нормативными актами, но и административно-процессуальными, уголовно-процессуальными а также внутриведомственными правовыми нормами. К числу специальных законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов можно отнести как статусные (компетенционные) законодательные акты (Закон Украины «О милиции», Закон Украины «О Службе безопасности Украины», «О судоустройстве и статусе судей») так и специальной направленности (Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон Украины «О коррупции», Закон Украины «О борьбе с организованной преступностью»), а также нормы процессуального характера (Кодекс Украины «Об административных правонарушениях», Уголовно-процессуальный кодекс) и ведомственные нормативные акты (уставы, положения, приказы, инструкции).
Необходимо отметить, что правоохранительные функции может реали-зовывать не только орган в целом, но и уполномоченные специальные подразделения в его составе. Спецподразделения исполняя свои четко определенные задания и функции совместно с иными правоохранительными органами, в силу специфики своей профессиональной деятельности, являются специальным рычагом усиления эффективности общей правоохранительной деятельности основного исполнителя.
В качестве примера возьмем специальное подразделение судебной милиции «Горифон». Согласно пункта 1.1 Положения «О специальном подразделении судебной милиции «Грифон» №1139/8460 от 10.12.2003 г. [5] (далее - Положение) данное подразделение принадлежит к структуре милиции общественной безопасности и организуется при главных и областных управления МВД. Пункт 1.4 Положения говорит о том, что спецподразделение выполняет возложенные на него задания в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями органов внутренних дел, спецподразделениями Службы безопасности Украины, иными правоохранительными органами. Раздел 2 Положения раскрывает специфику функций и заданий спецподразделения, определяя границы его профессиональной компетенции. Так, выполняя определенные Разделом 2 Положения задания в виде обеспечения мер безопасности судебного процесса; охраны участников судебного процесса и членов их семей и имущества; обмена оперативной информацией, профессиональная деятельность указанного спецподразделения направлена на содействие и усиление основной правоохранительной функции судебных органов - осуществления правосудия. Такая совместная правоохранительная деятельность судебных органов и специальных подразделений указывает на организацию позитивного взаимодействия, направленного на получение результатов более высокого качественного уровня при выполнении индивидуальных функций и задач.
Выделение спецподразделений правоохранительных органов в отдельную группу элементов государственного аппарата требует определения их специальных признаков, к которым можно отнести:
114 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ
- специальный правовой статус в структуре органов правоохранительной системы, четко определяющий их специальные функции и задания;
- выполнение профессиональных функций и заданий в тесном взаимодействии с иными государственными органами;
- осуществление деятельности в случаях установленных законом;
- наличие индивидуальных навыков, методов и средств профессиональной деятельности, необходимых для разрешения оперативных и тактических задач.
Таким образом, специальные подразделения правоохранительных органов - это специальные подразделения в составе органов исполнительной власти, имеющие обособленный правовой статус и использующие специальные методы и средства для успешного выполнения заданий и реализации основных функций совместно с другими участниками правоохранительной деятельности.
Список литературы:
1. «Об утверждении Положения «О государственной лесной охране», Кабинет Министров Украины. Постановление от 16.09.2009 № 976.
2. Суд, правоохранительные и правозащитные органы Украины: учебник / В.Т. Билоус, О.С. Захарова, В.С. Ковальський и др.; отв. ред. В.Т. Маляренко. - К.: Юринком Интер, 2007. - С. 1. - ISBN 966-667-255-3.
3. Координация борьбы с экономической преступностью / В.Т. Билоус. -Киев: МП Леся, 2002. - С. 18.
4. Кучук А М. Теоретико-правовые основы правоохранительной деятельности в Украине: диссертация на сосискание научной степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01. Теория и история государства и права; история политических и правовых учений / А.М. Кучук - К.: Институт законодательства при Верховном Совете Украины, 2007. - С. 213.
5. Положение «О специальном подразделении судебной милиции «Грифон» № 1139/8460 от 10.12.2003 г.
К НОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
© Гладких Н.М.*
Собрание депутатов Чебаркульского городского округа Челябинской области, г. Чебаркуль
В статье исследуются модели организации структуры органов местного самоуправления. Автор считает, что данные модели формирования органов местного самоуправления несовершенны.
* Заместитель председателя.