Научная статья на тему 'Специальные образовательные условия развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи'

Специальные образовательные условия развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6973
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные образовательные условия развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи»

В рамках проекта «Память сердца», посвящённого празднованию Победы в Великой Отечественной войне, были разработаны и показаны в виде мультимедийной презентации проекты - «Страничка из жизни» (рассказ о прадедушках/прабабушках, воевавшим в годы войны; «История песни «Катюша»»; «Плакаты войны», «Дети войны».

Реализация каждого проекта предполагает «экскурсионное направление». Экскурсионное направление предоставляет детям возможность вжиться в исследуемый предмет, почувствовать связь с экспозициями мини-музея и провести самостоятельно экскурсию в мини-музее. Становясь экскурсоводами, дети учатся сочетать во время экскурсии показ и рассказ, осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Во время экскурсий используются приёмы игры, театрализации, вопросно-ответный метод,

Отметим, что экскурсоводами дети становятся с удовольствием. Педагогу важно правильно направить рассказ ребёнка и определить точность и конкретность его исполнения. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Участие в проектах развивает у ребёнка активный словарь, навыки диалогической и монологической речи, способствует формированию умения преодолевать страх публичных выступлений, развитию ораторских умений. Подобный опыт самостоятельной речевой деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Коррекционно-развивающее пространство мини-музея способствует интеграции коррекционно-логопедической работы и образовательной работы по областям ФГОС ДО, реализации системного подхода в обучении и развитии, позволяет воспитывать у детей позицию человека-созидателя.

Список литературы

1. Лебедева И.Н. Проектный метод в ознакомлении с окружающим миром дошкольников с нарушениями речи // Родина и особый ребёнок: проблемы патриотического воспитания. Материалы XIX междунар. конф. «Ребёнок в современном мире. Дети и Родина» 25-27 апреля 2012 г. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. - С. 189-191.

2. Новиков А.М. Понятие о педагогических технологиях // Персональный сайт А.М. Новикова [Электрон. ресурс]. 2005 - 2017. - URL: http://www.anovikov.ru/artikle/pedtech.htm. (дата обращения: 27.02.2017).

3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.

Е. А. Логинова

Специальные образовательные условия развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи

Большинство детей с нарушениями речи для получение полноценного образования не могут обойтись без своевременной логопедической помощи. Многие из них нуждаются также в медико-психолого-педагогическом сопровождении.

Задачи выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей решает учитель-логопед. Целью его деятельности является создание условий, способствующих диагностике и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему совершенствованию устной и письменной речи де-

81

тей для успешного усвоения ими дошкольной или школьной образовательных программ.

В содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда входит диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.

Значительная часть детей с нарушениями речи получает дошкольное и школьное образование в государственных и муниципальных общеобразовательных учебных заведениях при условии оказания логопедической помощи в дошкольном возрасте или в начальных классах параллельно с обучением в общеобразовательной школе.

Для детей с особенно тяжелыми речевыми нарушениями в нашей стране существуют специальные образовательные учреждения, где созданы благоприятные условия преодоления нарушений речи у детей с первично сохранным слухом, интеллектом, нормальным психическим развитием. К ним относятся: специальные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и логопедические группы при ДОУ общеразвивающего вида для детей с нарушениями речи; логопедические пункты при ДОУ и общеобразовательных школах; специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи; логопедические кабинеты при поликлиниках, логопедические стационары.

В специальных (коррекционных) учреждениях модифицирована учебная программа, обеспечена систематическая логопедическая помощь, используются пособия и учебники, разработанные в соответствии с возможностями детей с нарушениями речи.

Однако в настоящее время широко обсуждается вопрос об интеграции детей даже с тяжелыми нарушениями речи в среду сверстников, не имеющих ограниченных возможностей здоровья. Задача социализации и интеграции детей с нарушениями речи выполнима при условии учета их образовательных потребностей.

К особым образовательным потребностям детей с выраженными (тяжелыми) нарушениями речи относят:

- необходимость совпадения начала коррекционно-развивающего обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии речи ребенка;

- организацию эффективной здоровьесберегающей среды для сохранения здоровья и компенсации индивидуальных недостатков развития ребенка;

- учет этнокультурной ситуации развития детей;

- совершенствование развития взаимосвязанных с речью сенсорных, моторных и высших психических функций;

- устранение неврологических и психопатологических нарушений, часто сопровождающих нарушения речи центрального органического генеза;

- воспитание правильного отношения к речевым и другим возможностям ребенка со стороны родственников, социального окружения;

- формирование индивидуальной языковой системы ребенка;

- развитие всех форм речи и всех видов речевой деятельности;

- постоянное стимулирование речевой и познавательной активности ребенка, побуждении интереса к себе, окружающим предметам и социальному миру;

- обучение различным формам коммуникации (вербальным и невербальным);

- профилактику нарушений формирования письменной речи и подготовку к овладению навыками чтения, письма, счета;

- включение родителей в процесс коррекционно-развивающего обучения [3].

Актуальность выявления и осознания педагогами особых образовательных

потребностей детей с нарушениями речи во многом связана с тем, что контингент детей в последнее время меняется, как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к обучению. Прослеживаются две основные тенденции в изменении контингента детей с нарушениями речи. Одна тенденция заключается в увеличении количества детей с минимальными проявлениями речевых нарушений к школьному возрасту, что связано со своевременным оказанием логопедической помощи и применением современных педагогических технологий. Другая - свидетельствует о том, что возросло и количество детей со сложной структурой речевого нарушения, с тяжелыми нарушениями речи органического характера, сочетающимися с расстройствами психофизического развития [3].

Речевые нарушения у детей дошкольного и школьного возраста имеют разную степень выраженности: от легких проявлений речевой недостаточности (наличие нарушений звукопроизношения при нормальном развитии других компонентов речевой деятельности), до системных расстройств, препятствующих вербальной коммуникации и влияющих на различные стороны психического развития ребенка.

Неоднородность состава детей с нарушениями речи обусловливает необходимость учета диапазона различий в содержании школьного образования, соответствующего возможностям и потребностям всех категорий детей, что соответствует рекомендациям СФГОС для детей с нарушениями речи [1].

Значительная часть речевых нарушений обусловливает специфические трудности в обучении, такие, как неполноценное овладение чтением и письмом, орфографией и счетом.

Нарушения речи могут вызывать специфические отклонения со стороны других высших психических функций (внимания, памяти, вербально-логического мышления), отрицательно влияют на эмоционально-волевую и личностную сферу, что в целом осложняет картину речевого нарушения ребенка.

Учебная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и низкой работоспособностью. Все это может приводить к снижению у детей мотивации к обучению и недостижению жизненно значимых целей.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с отклонениями речевого развития необходимы следующие условия:

- раннее выявление детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

- организация обязательного этапа логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе;

- преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, которые должны быть ориентированы на нормализацию или возможно полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

- получение начального образования в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося и степени тяжести его речевого недоразвития;

- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве логопеда, учителя, психолога и врачей разных специальностей;

- возможность адаптации учебной программы при изучении филологического блока с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;

- постоянный мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из особенностей первичного речевого дефекта;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекци-онного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями [4].

Список литературы

1. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения/ Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.

2. Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 3-9.

3. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 2 (22). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-021. pdf

Е. О. Мироевская

К вопросу о развитии внимания и памяти у младших школьников с дисграфией

Хорошо развитые когнитивные процессы способствуют повышению результативности коррекционной работы. Познавательная сфера: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление - является составной частью любой

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.