Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / специальные налоговые режимы / упрощенная система налогообложения / объект «доходы» / бюджет / налоговые вычеты / налоговая нагрузка. / small and medium-sized businesses / special tax treatments / simplified taxation system / “income” object / budget / tax deductions / tax burden.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович

По показателям, характеризующим уровень развития малого бизнеса, Россия отстает от развитых стран мира. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны особенно возрастают в нынешних условиях экономической нестабильности, вызванной усилением санкционного давления со стороны Запада с целью ослабить экономику страны. Предмет исследования – действующая система налогообложения малого и среднего бизнеса. Цель исследования – оценка эффективности применяемых специальных налоговых режимов, изменений, внесенных в них после отмены единого налога на вмененный доход. Задача исследования – выявить преимущества и недостатки применяемых налоговых режимов. В исследовании использованы: анализ и синтез, группировка, обобщение, табличный метод и др. Установленные законодательством критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, в том числе позволяющие применять специальные налоговые режимы и др., автором рассматриваются с учетом фактически сложившихся показателей. Исследованием установлено, что в практике налогообложения малого бизнеса имеются проблемы, на разрешение которых должно быть направлено дальнейшее совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL TAX TREATMENTS: APPLICATION PRACTICE

Russia lags behind developed countries in terms of small business development indicators. The role and relevance of small businesses in Russia’s economy are especially increasing under the economic instability caused by the West imposing greater pressure through sanctions in order to weaken Russia’s economy. The subject of the study is the current taxation system for small and medium-sized businesses. The study aims to assess the effectiveness of the applied special tax treatments and the changes made to them following the elimination of the single tax on imputed income. The objective of the study is to identify the advantages and disadvantages of the applied tax treatments. The study used such scientific methods as analysis, synthesis, grouping, generalization, the table method, etc. The author examines the criteria established by law for classifying enterprises as small businesses, including those that allow for the use of special tax treatments, etc., with the actual indicators in mind. The study established that the small business taxation has issues that necessitate further improvement of the taxation system for small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ»

Научная статья УДК 336.275.322

DOI 10.35266/2949-3455-2024-2-4

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ Николай Зотикович Зотиков

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, Чебоксары, Россия Zotikovcontrol@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5631-9123

Аннотация. По показателям, характеризующим уровень развития малого бизнеса, Россия отстает от развитых стран мира. Роль и значение малого бизнеса в экономике страны особенно возрастают в нынешних условиях экономической нестабильности, вызванной усилением санкционного давления со стороны Запада с целью ослабить экономику страны. Предмет исследования - действующая система налогообложения малого и среднего бизнеса. Цель исследования - оценка эффективности применяемых специальных налоговых режимов, изменений, внесенных в них после отмены единого налога на вмененный доход. Задача исследования - выявить преимущества и недостатки применяемых налоговых режимов. В исследовании использованы: анализ и синтез, группировка, обобщение, табличный метод и др. Установленные законодательством критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса, в том числе позволяющие применять специальные налоговые режимы и др., автором рассматриваются с учетом фактически сложившихся показателей. Исследованием установлено, что в практике налогообложения малого бизнеса имеются проблемы, на разрешение которых должно быть направлено дальнейшее совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, объект «доходы», бюджет, налоговые вычеты, налоговая нагрузка

Для цитирования: Зотиков Н. З. Специальные налоговые режимы: практика применения // Вестник Сургутского государственного университета. 2024. Т. 12, № 2. С. 32-41. Б01 10.35266/29493455-2024-2-4.

Original article

SPECIAL TAX TREATMENTS: APPLICATION PRACTICE Nikolai Z. Zotikov

I. N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia Zotikovcontrol@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5631-9123

Abstract. Russia lags behind developed countries in terms of small business development indicators. The role and relevance of small businesses in Russia's economy are especially increasing under the economic instability caused by the West imposing greater pressure through sanctions in order to weaken Russia's economy. The subject of the study is the current taxation system for small and medium-sized businesses. The study aims to assess the effectiveness of the applied special tax treatments and the changes made to them following the elimination of the single tax on imputed income. The objective of the study is to identify the advantages and disadvantages of the applied tax treatments. The study used such scientific methods as analysis, synthesis, grouping, generalization, the table method, etc. The author examines the criteria established by law for classifying enterprises as small businesses, including those that allow for the use of special tax treatments, etc., with the actual indicators in mind. The study established that the small business taxation has issues that necessitate further improvement of the taxation system for small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium-sized businesses, special tax treatments, simplified taxation system, "income" object, budget, tax deductions, tax burden

For citation: Zotikov N. Z. Special tax treatments: Application practice. Surgut State University Journal. 2024;12(2):32-41. DOI 10.35266/2949-3455-2024-2-4.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена следующим. Малое предпринимательство является важным звеном в экономике страны, оно решает большинство социально-экономических задач: создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании региональных и местных бюджетов.

Государство всесторонне поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в стране, в т. ч. в области налогообложения введены специальные налоговые режимы (далее - СНР). В Стратегии развития МСП в России на период до 2030 г. предусматривается увеличение доли МСП в ВВП до 40 %, рост оборота предприятий в 2,5 раза, повышение доли занятых в секторе МСП в общей численности занятых до 35 %.

Цель исследования - оценка эффективности применяемых СНР, изменений, внесенных в них после отмены единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). Задачи исследования - выявить преимущества и недостатки применяемых налоговых режимов.

Рассматриваемый вопрос не является новым, он постоянно обсуждается, дискутируется. Приведем краткий обзор публикаций.

Развитие «малого предпринимательства означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников доходов у значительной части экономически активного населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов» [1, с. 182].

Автор отмечает, что развитию МСП препятствует ряд факторов, среди которых высокая стоимость материально-технических средств, низкая инновационная активность, рост арендной платы и цен на оборудование [2].

По мнению Л. В. Юдинцевой, «в России формально решен вопрос создания инфраструктуры поддержки предпринимательства. При этом основная доля федеральных институтов поддержки функционируют не в полной мере и нацелена на поддержку крупного бизнеса» [3, с. 43].

Как указывает Т. А. Малахова, «по сравнению с крупными предприятиями, субъекты малого предпринимательства в России характеризуются слабой финансовой устойчивостью и конкурентоспособностью» [4, с. 486].

По мнению А. Богданова и соавт., «содействие развитию предпринимательского сектора является одной из мер региональной политики» [5, с. 204]. Также они считают, что «довольно острой в реализации системы мер региональной политики в области предпринимательства является проблема оптимизации взаимоотношений малого, среднего и крупного бизнеса» [5, с. 200].

Как справедливо указывают Р. В. Махонин и соавт., «показатели роста экономики и доходов населения во многом зависят от уровня развитости сегмента малого и среднего бизнеса в стране» [6, с. 181].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

При проведении исследования использованы федеральные законы, постановления Правительства РФ, глава 26.2 НК РФ, официальные данные Росстата, отчеты ФНС России по СНР, применяемым субъектами МСП, о начисленных и поступивших суммах налогов в бюджеты различных уровней.

В исследовании использовались методы: анализ и синтез, группировка, обобщение, табличный и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале исследования рассмотрим данные о налоговых доходах бюджетов (табл. 1).

Согласно данным табл. 1, в 2022 г. в сравнении с 2019 г.:

- налоговые доходы ФБ увеличились на 55,1 %, КБС РФ - на 39,8 %, МБ - на 33,1 %; при этом доля налоговых доходов КБС РФ в налоговых доходах КБ РФ уменьшилась с 45,0 до 42,4 %; доля налоговых доходов МБ в налоговых доходах КБС РФ уменьшилась с 12,8 до 12,2 %;

- поступления налогов в связи с применением СНР в налоговых доходах КБС РФ увеличились на 65,3 %, МБ - на 45,5 %; однако доля СНР в налоговых доходах КБС РФ

Таблица 1

Поступление налоговых доходов в бюджеты различных уровней (млрд руб.)

Годы Бюджеты Налоговые доходы СНР УСН ЕНВД ЕСХН ПСН Налог на профдоход

всего в т. ч. с объектом «доходы»

2019 ФБ 12 380,2 - - - - - - -

КБС РФ 10 123,2 588,2 492,9 344,0 65,0 15,7 13,9 0,7

в т. ч. МБ 1 296,2 186,0 97,6 66,1 64,9 15,7 7,8 -

2022 ФБ 19 197,6 - - - - - - -

КБС РФ 14 152,1 972,2 885,0 606,8 - 19,8 43,8 23,6

в т. ч. МБ 1 725,6 270,6 218,9 144,8 - 19,8 31,9 -

2022/ 2019, % ФБ 155,1 - - - - - - -

КБС РФ 139,8 165,3 179,5 176,4 - 126,1 315,1 33 раз

в т. ч. МБ 133,1 145,5 224,3 219,1 - 126,1 409,0 -

Примечание: составлено на основании [7]. В таблице использованы следующие сокращения: ФБ - федеральный бюджет; КБС РФ - консолидированный бюджет субъектов РФ; МБ - местные бюджеты; УСН - упрощенная система налогообложения; ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог; ПСН - патентная система налогообложения.

остается незначительной: 5,8 и 6,8 %, МБ -от 14,3 до 15,7 %;

- с увеличением поступлений УСН на

79.5 % их доля в СНР в части КБС РФ увеличилась с 83,8 до 91,0 %, в доходах МБ -с 52,5 до 80,9 %; доля объекта «доходы» от УСН в части КБС РФ уменьшилась с 69,8 до

68.6 %, в доходах МБ - с 67,7 до 66,1 %;

- доля поступлений ЕНВД в общей сумме СНР незначительна: 11,0 % в 2019 г. и 8,9 % в 2020 г.;

- поступления ЕСХН увеличились на 26,1 %, их доля в величине налоговых доходов остается незначительной (1,1 %);

- поступления ПСН в КБС РФ увеличились в 3,1 раза, в МБ в 4,0 раза, между тем их доля СНР в части КБС РФ остается незначительной (4,5 % в 2022 г.);

- несмотря на рост поступлений налога на профессиональный доход в 33 раза, его доля в СНР в части КБС РФ в 2022 г. составляет лишь 2,4 %.

Рассмотрим вкратце спецрежимы.

ПСН

Согласно отчету по ф. № 1-патент [8] в 2022 г. по сравнению с 2019 г.:

- количество выданных патентов увеличилось в 4 раза, в т. ч. по розничной торговле более чем в 5 раз (с 172 627 до 952 586),

перевозке грузов автомобильным транспортом - в 12 раз;

- величина потенциально возможного к получению годового дохода увеличилась с 261,2 млрд руб. до 1 320,4 млрд руб.;

- количество ИП, применяющих ПСН, увеличилось с 340 226 чел. до 1 283 655 чел., из них уменьшили стоимость патента на суммы страховых взносов 930 702 чел. в 2021 г., 897 068 чел. в 2022 г.

На увеличение патентов в 2022 г. повлияла отмена с 2021 г. ЕНВД.

ЕНВД

Согласно отчету 5 - ЕНВД [9] в 2020 г. в сравнении с 2019 г.:

- налоговая база (вмененный доход) по всем видам деятельности, облагаемым данной системой налогообложения, уменьшилась с 914,2 млрд руб. до 782,0 млрд руб., в т. ч. у организаций - с 278,3 до 232,3 млрд руб., ИП - с 635,9 до 549,7 млрд руб.;

- сумма единого налога к уплате уменьшилась с 66,3 млрд руб. до 59,7 млрд руб., доля налога, уплачиваемого ИП, в общей сумме налога увеличилась с 65,9 до 67,0 %;

- около 90,0 % деклараций, представленных в связи с применением ЕНВД, приходится на ИП, в т. ч. по оказанию бытовых услуг, розничной торговле, услугам общепита.

Сумма единого налога на 1 декларацию увеличилась с 33 680,5 до 36 458,1 руб., в т. ч. на одну организацию - с 101 884,9 до 114 888 руб., на ИП - уменьшилась с 24 989,7 до 27 284,6 руб. Это связано с тем, что у ИП, не производящих выплаты в пользу физических лиц, сумма единого налога уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых ими в фиксированном размере, на 100 %.

ЕСХН

Согласно отчету 5-ЕСХН [10] в 2022 г. в сравнении с 2019 г.:

- налоговая база увеличилась на 22,3 %, в т. ч. у организаций на 3,9 %, у ИП и КФХ на 67,6 %;

- доля организаций в общей величине налоговой базы уменьшилась с 71,1 до 60,4 %, доля в общей сумме единого налога - с 69,5 до 57,2 %;

- количество организаций, представивших декларации, уменьшилось с 19 284 до 17 367 ед., в т. ч. количество нулевых деклараций составляет 1 775 ед. Количество деклараций у органи-

заций с применением пониженных налоговых ставок увеличилось с 934 до 2 097 ед. В общей сумме представленных деклараций на ИП, КФХ приходится около 80,0 %.

Сумма единого налога на одну декларацию (без учета нулевых) увеличилась с 599,7 до 635,0 тыс. руб. по организациям, с 68,3 до 115,7 тыс. руб. по ИП и КФХ.

УСН

Согласно данным табл. 2 в 2022 г. в сравнении с 2019 г.:

- доля налога, уплачиваемого юрлицами, уменьшилась с 47,9 до 40,1 %;

- доля «нулевых» деклараций уменьшилась с 28,7 до 27,3 %, в т. ч. представленных юрлицами - с 35,0 до 31,7 %, представленных ИП - увеличилась с 24,0 до 25,0 %;

- количество деклараций с пониженной ставкой увеличилось с 8,3 до 12,0 % общего количества;

- сумма налога, не поступившая в связи с убытками, из-за применения пониженной

Таблица 2

Начисления единого налога в связи с применением УСН, млрд руб.

Показатели 2019 2022 2022/2019, %

всего в т. ч. всего в т. ч. всего в т. ч.

ЮЛ ИП ЮЛ ИП ЮЛ ИП

Всего по всем объектам, млрд руб.

Налог к уплате 456,9 218,8 238,1 837,6 336,1 501,4 183,3 153,6 210,6

Кол-во деклараций, тыс. ед. 3 386,9 1 462,6 1 924,3 4 268,1 1 432,7 2 835,4 126,0 97,9 147,3

из них нулевые 973,7 511,7 462,0 1 164,0 454,6 709,4 119,5 88,8 153,5

со ставкой 0 % 12,8 - 12,8 13,2 - 13,2 103,1 - 103,1

с пониж. ставкой 282,5 158,6 123,9 513,1 212,7 300,4 181,8 134,1 242,4

Начислено на 1 декларацию, тыс. руб. 190,3 230,1 164,3 271,0 343,6 237,3 142,4 149,3 144,4

Объект «доходы», млрд руб.

Исчислен налог 501,7 222,2 279,5 854,5 303,0 551,5 170,3 136,4 197,3

Страховые взносы 155,9 81,1 74,8 236,3 101,3 134,9 151,6 124,9 180,3

Налог к уплате 345,8 140,7 205,1 617,5 201,4 416,1 178,6 143,1 202,9

Кол-во деклараций, тыс. ед. 2 356,3 740,1 1 616,2 3 136,8 712,5 2 424,3 133,1 96,3 150,0

из них нулевые 681,6 304,2 377,4 879,7 279,3 600,4 129,1 91,8 159,1

со ставкой 0 % 10,2 - 10,2 11,0 - 11,0 107,8 - 107,8

с пониж. ставкой 56,6 12,5 44,1 216,5 38,8 177,7 382,5 310,4 402,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начислено на 1 декларацию, тыс. руб. 207,7 322,8 166,9 274,9 464,9 229,5 132,3 144,0 137,5

Окончание таблицы 2

Показатели 2019 2022 2022/2019, %

Всего в т. ч. всего в т. ч. всего в т. ч.

ЮЛ ИП ЮЛ ИП ЮЛ ИП

Объект «доходы, уменьшенные на расходы», млрд руб.

Доходы 9 768,2 7 483,6 2 284,6 17 436,3 11 993,3 5 443,0 178,5 160,3 238,2

Расходы 8 746,2 6 805,6 1 940,6 15 336,2 10 787,4 4 553,8 175,3 158,5 234,6

Убытки прошлых лет 53,0 38,7 14,3 65,6 46,0 19,6 123,8 118,9 137,1

Налоговая база 1 145,2 788,2 357,0 2 262,1 1 350,5 911,6 197,5 171,3 255,3

Исчислен налог 127,0 91,0 36,0 246,5 154,8 91,7 144,1 170,1 254,7

Налог к уплате 111,1 78,0 33,1 220,0 134,7 85,3 198,0 172,7 257,7

Минимальный налог 38,0 31,9 6,1 60,7 47,9 12,8 159,7 150,1 29,8

Кол-во деклараций, тыс. ед. 1 030,6 722,5 308,1 1 131,3 720,2 411,1 109,8 99,7 133,4

из них «нулевые» 292,1 207,5 84,6 284,3 175,3 109,0 97,3 84,5 128,8

со ставкой 0 % 2,6 - 2,6 2,2 - 2,2 84,6 - 84,6

с пониж. ставкой 225,9 146,1 79,8 296,6 173,9 122,7 131,3 119,0 153,7

Начислено на 1 декларацию, тыс. руб. 151,0 151,4 149,8 260,4 247,2 284,4 172,4 163,3 189,8

Не поступил налог в связи с убытками, пониженной ставкой регионов, со ставкой 0 %

млрд руб. 51,4 27,5 24,0 183,4 72,0 111,4 356,8 261,8 475,0

Количество налогоплательщиков, у которых доходы и средняя численность работников превысили предельные размеры, ед. - - - 18 202 11 340 6 862 - - -

в т. ч. с объектом «доходы» - - - 6 453 3 082 3 371 - - -

«доходы - расходы» - - - 11 749 8 258 3 491 - - -

Примечание: составлено на основании [11].

ставки и ставки в размере 0 % увеличилась от 11,2 до 21,9 % общей суммы начисленного к уплате налога;

- сумма единого налога к уплате на одну декларацию увеличилась с 190,3 до 271,0 тыс. руб., в т. ч. представленную юр-лицами - с 230,1 до 343,6 тыс. руб., ИП -164,3 до 237,3 тыс. руб.;

- сумма налога, начисленного с применением объекта «доходы», уменьшилась с 75,7 до 73,7 % общей суммы единого налога, в т. ч. юрлицами - с 64,3 до 59,9 %, ИП -с 86,1 до 83,0 %;

- при этом сумма налога уменьшилась на суммы страховых взносов на 31,0 % в 2019 г. и 27,6 % в 2022 г.;

- доля деклараций, представленных с объектом «доходы», в общем числе деклараций

увеличилась с 69,6 до 73,5 %, в т. ч. представленных ИП - с 84,0 до 85,5 %;

- доля «нулевых» деклараций уменьшилась с 28,9 до 28,0 %, в т. ч. представленных юрлицами - с 41,1 до 39,2 %, ИП - увеличилась с 23,3 до 24,8 %;

- сумма налога, начисленного на одну декларацию при объекте «доходы», увеличилась с 207,7 до 274,9 тыс. руб., в т. ч. представленную юрлицами - с 322,8 до 464,9 тыс. руб., ИП - с 166,9 до 229,5 тыс. руб.;

- доля налога, начисленного в связи с применением объекта «доходы, уменьшенные на расходы», в общей сумме единого налога увеличилась с 24,3 до 26,3 %, в т. ч. юрлицами -с 35,6 до 40,0 %, ИП - с 13,9 до 17,0 %;

- доля деклараций, представленных с применением объекта «доходы - расходы»,

уменьшилась с 30,4 до 26,5 %, в т. ч. представленных юрлицами увеличилась с 49,4 до 50,3 %, представленных ИП - уменьшилась с 16,0 до 14,5 %;

- около ХА деклараций представлены с «нулевыми» показателями;

- сумма налога, начисленного по одной декларации, увеличилась с 151,0 до260,4тыс. руб., в т. ч. представленной юрлицами - с 151,4 до 247,2 тыс. руб., ИП - с 149,8 до 284,4 тыс. руб.

Проведенное исследование выявило следующие проблемные вопросы, требующие обсуждения.

1. Законом РФ № 209-ФЗ [12] установлены критерии отнесения предприятий к субъектам МСП, в том числе в зависимости от численности работников и дохода (табл. 3).

Критерии отнесения предприятий к субъектам МСП не соответствуют критериям, позволяющим применять СНР, фактически сложившимся показателям.

ИП не должен иметь более 100 чел., на него ограничение по доходам не распространяется. Глава 26.2 НК РФ не устанавливает для целей применения УСН отдельные критерии по типам предприятий, они едины для всех типов.

Если начиная с квартала, по итогам которого доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 чел., но не превысила 130 чел., налогоплательщик сохраняет право на применение УСН, в этом случае применяется ставка в размере 8 % в отношении разницы между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный

период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов или средней численности работников (п. 1.1 ст. 346.20 НК). В аналогичном порядке применяется повышенная ставка в размере 20 % при объекте «доходы, уменьшенные на расходы» (вместо 15 %) (п. 2 ст. 346.20 НК).

При превышении указанных доходов и (или) численности работников утрачивается право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения (п. 4 ст. 346.13 в ред. ФЗ от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Коэффициент-дефлятор: на 2023 г. - 1,257 (приказ МЭР от 19.10.2022 № 573), предельная сумма выручки для 2023 г. - 251,4 млн руб.;

на 2024 г. - 1,329 (приказ МЭР от 23.10.2023 № 730), в 2024 г. право на применение УСН будет сохранено при выручке 306,58 млн руб. (1,329x200 млн руб.).

Из приведенных в табл. 4 данных следует, что фактическая численность малых предприятий составляет 30-35 % от установленных критериев по численности, а фактические данные по доходам - около 70 % от дохода в целях применения УСН. При численности работников 100 чел. при выработке на 1 чел. (5 547,5 тыс. руб. в 2021 г.) доходы составят 554,75 млн руб., в связи с чем право на применение УСН будет утрачено. Средние предприятия, относясь по численности работников (94-95 чел.) по ФЗ № 209-ФЗ к малым, не могут применять УСН в связи с превышением выручки сверх 200 млн руб.

Микропредприятия, имея численность работников 3 чел. и выработку на 1 чел. в 2021 г. 5 187,0 тыс. руб., могут сохранить право на

Таблица 3

Критерии отнесения предприятий к субъектам МСП

Показатели Типы предприятий Условия применения УСН

малые микро мредние

Численность работников, чел. 100 15 101-250 до 100 (не более 130)

Доходы, млн руб. 800 120 2 000 до 150 (не более 200 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора)

Среднегодовая стоимость имущества, млн руб. - - - до 150

Примечание: составлено на основании [12-14].

Таблица 4

Показатели деятельности субъектов МСП

Показатели Малые В том числе микро Средние

2019 2021 2019 2021 2019 2021

1. Средняя численность работников, тыс. чел. 11 340,5 10 652,4 5 362,9 5 263,2 1 388,6 1 599,7

2. Оборот предприятий, млрд руб. 52 963,9 57 197,2 24 251,9 27 295,4 7 886,6 12 094,6

3. Количество предприятий, ед. 1 841 933 1 882 040 1 671 558 1 705 948 14 735 16 745

Расчетно:

1. Численность работников на одном предприятии, чел. 35 30 3 3 94 95

2. Оборот на 1 предприятие, млн руб. 168,5 169,8 14,5 16,0 535,2 722,2

3. Выработка на 1-го работника, тыс. руб. 4 803,3 5 547,5 4 522,2 5 187,0 5 679,5 7 560,5

Примечание: составлено на основании [15].

применение УСН в 2024 г. с численностью занятых в 59 чел., но не являясь таковыми по 209-ФЗ.

При фактически сложившейся выработке за 2021 г. (5 547,5 тыс. руб.) предельная сумма выручки, при достижении которой сохранится право на применение УСН в 2024 г. (306,58 млн руб.) будет достигнута при численности работников на предприятии 55 чел.

По данным отчета 5-УСН в 2022 г. у 18 202 налогоплательщиков, в т. ч. 11 340 ЮЛ, 6 862 ИП доходы и средняя численность работников превысили установленные критерии.

2. Применение СНР предусматривает уплату единого налога взамен, как правило, трех налогов, в т. ч. НДС, НДФЛ.

В связи с этим суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в т. ч. основных средств, учитываются в их стоимости в случаях их приобретения лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример.

Приобретен товар за 100 руб., кроме того НДС 20 руб., продан за 200 руб. Приобретенный товар используется в деятельности:

1) облагаемой НДС. Покупателю предъ-явится НДС в сумме 40 руб., и налог в сумме 20 руб. подлежит уплате в бюджет, «входной» НДС (20 руб.) возместится за счет покупателя, валовая прибыль (наценка) продавца составит 100 руб. (200 - 100);

2) не облагаемой НДС. «Входной» НДС включается в стоимость товара, и наценка

продавца составит 80 руб. (200 - (100 + 20)). Продавец (упрощенец) продает товар за 120 руб. без НДС, в связи с чем у покупателя нет возможности принять к вычету сумму «входного» НДС и он теряет свою прибыль на эту величину.

Данная ситуация на практике приводит к тому, что средний и крупный бизнес с лицами, не являющимися плательщиками НДС, не сотрудничают, что является одной из причин того, что малый бизнес не укрупняется.

При работе с лицами, не являющимися плательщиками НДС, «у предпринимателя пропадает определенное количество покупателей, которые обязаны платить НДС» [16, с. 216]; «это может приводить к сокращению количества потенциальных покупателей из представителей среднего и крупного бизнеса, также отрицательно влиять на величину получаемой прибыли субъектами МБ» [17, с. 310].

3. Вычеты по НДФЛ (стандартные, социальные, имущественные) предоставляются физическим лицам в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 %. В связи с отсутствием доходов, облагаемых по указанной ставке, ИП-упрощенец не имеет права на вычеты по НДФЛ.

4. Регионы не используют свое право устанавливать для ИП, впервые зарегистрированных после принятия соответствующих законов и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах в течение двух налоговых периодов,

ставку 0 % при УСН (п. 4 ст. 346.20 НК) и ПСН (п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

По данным отчета 5-УСН [11] в 2019 г. применили ставку 0 % лишь 12,8 тыс. ИП из 1 924,3 тыс. (0,66 %); в 2022 г. - 13,2 тыс. ИП из 2 835,4 тыс. ИП (0,46 %).

В то же время, по данным Росстата [15], осуществляют деятельность в оптовой торговле около 30 % малых предприятий, розничной торговле - 19-22 %, общественном питании 40 %.

Не лучше обстоят дела и в сфере индивидуального предпринимательства:

- более 46 % ИП в 2019 г., более 42 % ИП в 2021 г. осуществляли деятельность в сфере торговли, ремонта транспортных средств;

- осуществляли деятельность лишь 40 % числа занятых в предпринимательстве, в торговле - 36 %;

- численность наемных работников незначительна (1,04-1,12 чел.), в торговле - 1,41,5 чел. на одного ИП.

«Показатели МСП в России традиционно имеют гораздо более низкие значения, чем в крупнейших экономиках мира, а также развивающихся стран. Большую часть в структуре МСП составляют торговые предприятия, имеет место низкая доля производственных предприятий. Крайне незначительно малый и средний бизнес представлен в несырьевом экспорте России» [18, с. 256].

5. Минимальный налог в размере 1 % от дохода (п. 6 ст. 346.18 НК).

Применение данной нормы приводит к резкому сокращению налоговой нагрузки (до 1 % от выручки).

Этот вопрос особо актуален для организаций, так как около 50 % организаций применяют объект «доходы, уменьшенные на расходы».

По данным отчета 5-УСН [11] сумма минимального налога достигает до 40 % от величины самого налога, уплачиваемого с налоговой базы по ставке 15 %.

Как следует из отчета 5-П [19], расходы ЮЛ составляют 90 % и более от величины доходов, с учетом переноса убытков прошлых лет сумма единого налога к уплате составила в 2019 г. 78,0 млрд руб., в 2022 г. 134,7 млрд руб., что, соответственно, составляет в процентах от

дохода: в 2019 г. - 1,04 %, в 2022 г. - 1,12 %. При объекте «доходы» сумма налога составила бы: в 2019 г. - 449,0 млрд руб., в 2022 г. -719,6 млрд руб.

6. Страховые взносы, уплаченные ИП за себя, уменьшают сумму единого налога при объекте «доходы» не более чем на 50 % при наличии у ИП наемных работников, и на 100 % при их отсутствии, что необоснованно снижает налоговую нагрузку на ИП и стимулирует их не иметь наемных работников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало незначительную долю субъектов МСП в экономике. Так, по данным Росстата [15], в основных экономических показателях полного круга предприятий за 2021 г.:

- в средней численности персонала - доля малых 24,0 %, микро - 11,9 %, средних - 3,6 %;

- в обороте предприятий - соответственно, 20,8, 9,9 и 4,4 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в величине внеоборотных активов - 28,8, 26,4 и 13 %;

- низка численность работников на одном предприятии: малом - 5 чел., микро - 3 чел., среднем - 101 чел.;

- оборот в расчете на 1 предприятие (млн руб.): малом - 25,1, микро - 13,1, среднем 765,8.

Незначительна доля СНР в налоговых доходах КБС РФ (5-6 %) и местных бюджетов (14-15 %).

Дальнейшее совершенствование СНР возможно в следующих направлениях:

- критерии численности и выручки в целях применения УСН установить отдельно по типам предприятий с учетом сложившихся фактических показателей;

- с целью обеспечения конкурентных преимуществ отменить освобождение налогоплательщиков, применяющих УСН, от обязанностей плательщика НДС (как это установлено при ЕСХН);

- сохранить за ИП право на применение стандартных, социальных и имущественных вычетов по НДФЛ;

- дифференцировать ставки единого налога при объекте «доходы» в зависимости от степени обновления парка оборудования;

- с целью установления рациональной налоговой нагрузки внести изменения в порядок применения минимального налога, уменьшения величины единого налога на сумму уплаченных страховых взносов в фиксированном размере;

- с учетом отсутствия на местах возможностей и опыта в определении величины потенциально возможного к получению годового

Список источников

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

дохода в связи с применением патентной системы налогообложения, в целях обеспечения обоснованной налоговой нагрузки величины дохода по видам деятельности предусмотреть в главе 26.5 НК РФ, предоставив регионам право регулировать с учетом региональных особенностей с помощью корректирующих коэффициентов (как было при ЕНВД).

References

Gugnina E. V, Zadyora O. A., Borodina T. V The analysis of the justification of the choice of the object of taxation with the simplified system of taxation. VestnikAltais-koi akademii ekonomiki i prava. 2021;(5-2):181-187. DOI 10.17513/vaael.1703. (In Russ.). Zhumaev Zh. Zh., Tuleugalieva Zh. K. Regional economy: Development of small, medium and individual entrepreneurship. In: Proceedings of the International Research-to-Practice Conference "Technological Entrepreneurship: Trends and Development Prospects", May 18, 2023, Izhevsk. Izhevsk: Udmurt State University; 2023. p. 60-63. (In Russ.). Yudintseva L. V. Financial sources for business development. Economy Business Banks. 2021;(2):31-43. (In Russ.).

Malakhova T. A. Establishing a multilevel business support system in the regional economy. Regional Economy: Theory and Practice. 2019;17(3):482-493. DOI 10.24891/re.17.3.482. (In Russ.). Bogdanov A. D., Pudovkina O. E., Khorina I. V. Development of the regional business sector in volatile economic conditions. Theory and Practice of Social Development. 2023;(11):198-205. (In Russ.). Makhonin R. V., Makhonina I. N., Chepurova I. F. et al. Strategic priorities for the development of small business in Russia from the standpoint of its control and taxation. In: Proceedings of the 5th All-Russian (National) Research-to-Practice Conference "Saiapinskie chteniia", January 19, 2022, Tambov. Tambov: Derzhavinsky Publishing House; 2022. p. 179-188. (In Russ.).

Report on form No. 1-NM "Report on charge and discharge of taxes, fees and other obligatory payments to the consolidated budget of the Russian Federation". URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/ (accessed: 17.04.2024). (In Russ.).

Report on form No. 1-patent "Report on the number of individual entrepreneurs using the patent taxation system, and issued patents for the right to use the patent taxation system by type of business activity". URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_activities/sta-tistics_and_analytics/forms/ (accessed: 17.04.2024). (In Russ.).

Report on form No. 5-ENVD "Report on the tax base and structure of charges for the single tax on im-

Гугнина Е. В., Задёра О. А., Бородина Т. В. Ана- 1. лиз обоснованности выбора объекта налогообложения при использовании УСН // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5-2. С. 181-187. DOI 10.17513/vaael.1703. Жумаев Ж. Ж., Тулеугалиева Ж. К. Региональная 2. экономика: развитие малого, среднего и индивидуального предпринимательства // Технологическое предпринимательство: тренды и перспективы развития : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 18 мая 2023 г., г. Ижевск. Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2023. С. 60-63. Юдинцева Л. В. Финансовые источники развития 3 бизнеса // Экономика. Бизнес. Банки. 2021. № 2. С. 31-43.

Малахова Т. А. Создание многоуровневой систе- 4 мы поддержки предпринимательства в региональной экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17, № 3. С. 482-493. DOI 10.24891/re.17.3.482. 5

Богданов А. Д., Пудовкина О. Е., Хорина И. В. Развитие регионального предпринимательского сектора в нестабильных экономических условиях // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11. С. 198-205. 6.

Махонин Р. В., Махонина И. Н., Чепурова И. Ф. и др. Стратегические приоритеты развития малого предпринимательства в России с позиций его контроля и налогообложения // Саяпинские чтения : материалы V Всерос. (национал.) науч.-.практ. конф., 19 января 2022 г., г. Тамбов. Тамбов : Изд. дом «Державинский», 2022. С. 179-188. Отчет по форме № 1-НМ «Отчет о начислении 7. и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации». URL: https:// www.nalog.gov.ru/m14/related_activities/statistics_ and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024). Отчет по форме № 1 -патент «Отчет о количестве ин- 8. дивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения видов предпринимательской деятельности». URL: https://www.mlog. gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (дата обращения: 17.04.2024). Отчет по форме № 5-ЕНВД «Отчет о налоговой 9. базе и структуре начислений по единому налогу

на вмененный доход для отдельных видов деятельности». URL: https://www.nalog.gov.ru/m14/re-lated_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).

10. Отчет по форме № 5-ЕСХН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу». URL: https://www.mlog. gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analyt-ics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).

11. Отчет по форме № 5-УСН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения». URL: https://www.mlog. gov.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analyt-ics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).

12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изм. и доп.) : фе-дер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. Доступ из СПС «Гарант».

13. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2097. Доступ из СПС «Гарант».

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

15. Малое и среднее предпринимательство в России. 2022 : стат. сб. М. : Росстат, 2022. 101 с.

16. Ильина С. А. Упрощенная система налогообложения: проблемы и пути совершенствования // Актуальные вопросы науки и практики : сб. науч. статей по материалам XII Междунар. науч.-практ. конф., 20 июня 2023 г., г. Уфа. В 2 ч. Ч. 1. Уфа : Науч.-изд. центр «Вестник науки», 2023. С. 215-219.

17. Бычкова Г. М. Факторы, влияющие на прибыль малого бизнеса // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2019. Т. 1. С. 309-310.

18. Царёва Н. Е., Неоклеус К. А. Проблема обновления основных производственных фондов предприятий малого бизнеса в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 1. С. 253-262. DOI 10.26456/2219-1453/2022.1.253-262.

19. Отчет по форме № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций». URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/ related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 17.04.2024).

Информация об авторе

Н. З. Зотиков - кандидат экономических наук, доцент.

puted income for certain types of activities". URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_activities/sta-tistics_and_analytics/forms/ (accessed: 17.04.2024). (In Russ.).

10. Report on form No. 5-ESKhN "Report on the tax base and structure of charges for the unified agricultural tax". URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed: 17.04.2024). (In Russ.).

11. Report on form No. 5-USN "Report on the tax base and structure of charges for tax paid in connection with the application of the simplified taxation system". URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_ activities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed: 17.04.2024). (In Russ.).

12. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ "On Development of Small Businesses in the Russian Federation" (with amendments and additions). Collection of legislation. 2007. No. 31. Art. 4006. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russ.).

13. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 4, 2016 No. 265 "On Maximum Values of Income Received from Business Activities for Each Category of Small and Medium-Sized Businesses". Collection of legislation. 2016. No. 15. Art. 2097. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russ.).

14. The Tax Code of the Russian Federation (Pt. 2) of August 5, 2000 No. 117-FZ (as amended on March 23, 2024) (with amendments and additions, in force since April 1, 2024). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russ.).

15. Small and medium-sized businesses in Russia. 2022. Statistical databook. Moscow: Rosstat; 2022. 101 p. (In Russ.).

16. Ilyina S. A. Uproshchennaia sistema nalogooblazhe-niia: problemy i puti sovershenstvovaniia. In: Proceedings of the 12th International Research-to-Practice Conference "Aktualnye voprosy nauki i praktiki", June 20, 2023, Ufa. In 2 parts. Pt. 1. Ufa: Publishing House "Vestnik nauki"; 2023. p. 215-219. (In Russ.).

17. Bychkova G. M. Factors influencing the profit of a small business. Sovremennye tekhnologii i nauchno-tekhnicheskiiprogress. 2019;1:309-310. (In Russ.).

18. Tsaryova N. E., Neokleus K. A. The problem of updating the fixed assets of small businesses in Russia. Bulletin Tver State University. Series: Economics and Management. 2022;(1):253-262. DOI 10.26456/22191453/2022.1.253-262. (In Russ.).

19. Report on form No. 5-P "Report on the tax base and structure of charges for corporate income tax". URL: https://www.nalog.gov.ru/rn14/related_activities/sta-tistics_and_analytics/forms/ (accessed: 17.04.2024). (In Russ.).

Information about the author

N. Z. Zotikov - Candidate of Sciences (Economics),

Docent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.