Научная статья на тему 'ОТМЕНА ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА И БЮДЖЕТА'

ОТМЕНА ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА И БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ К ПОЛУЧЕНИЮ ДОХОД / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Н.З.

Цель статьи - исследовать изменения плательщиков в составе упрощенной и патентной системы налогообложения, в структуре налоговых доходов региональных и местных бюджетов, в налоговой нагрузке на налогоплательщиков, возникшей в связи с отменой единого налога на вмененный доход (с 2021 г.). В ходе исследования применены общепринятые методы научного познания, такие как анализ, синтез, обобщение, группировка, табличный метод. Информационной базой исследования выступали Налоговый кодекс Российской Федерации, официальные отчетные данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации, публикации авторов по исследуемой теме. По итогам проведенного исследования получены следующие результаты. Налоговые доходы местных бюджетов уменьшились, лишившись источника доходов в виде единого налога на вмененный доход, зачисляемого ранее в полном объеме; налоговая нагрузка на налогоплательщиков увеличилась (при применении единого налога на вмененный доход она была минимальной). Главным выводом исследования является тот факт, что патентная система налогообложения, которую могут применить индивидуальные предприниматели, переставшие быть плательщиками единого налога на вмененный доход, нуждается в коренном преобразовании. Следует улучшить эффективность такой системы в части установления величины дохода, исходя из которой рассчитывается стоимость патента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOLISHMENT OF A TAX ON IMPUTED INCOME: CONSEQUENCES FOR BUSINESS AND BUDGET

The article purpose is to investigate changes of taxpayers in the simplified and patent taxation system, in the structure of tax revenues of regional and local budgets, in the tax burden on taxpayers that occurred in connection with the abolition of tax on imputed income (from 2021). The research used generally accepted methods of scientific cognition, such as analysis, synthesis, generalization, grouping, tabular method. The information base of the study was the Tax Code of the Russian Federation, official reporting data of the Federal Tax Service of Russian Federation, authors’ publications on the topic under study. The study obtained the following results. The tax revenues of local budgets decreased, having lost the source of income in the form of tax on imputed income, previously credited in full; the tax burden on taxpayers increased (when tax on imputed income was applied, it was minimal). The main conclusion of the study is the fact that the patent taxation system, which can be applied by entrepreneurs who have ceased to be payers of tax on imputed income, needs a radical transformation. It is necessary to improve the efficiency of such system in terms of determining the amount of income from which the cost of a patent is calculated.

Текст научной работы на тему «ОТМЕНА ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА И БЮДЖЕТА»

УДК 336.226.1 JEL Н21 DOI 10.26425/1816-4277-2023-7-196-206

Отмена единого налога на вмененный доход: последствия для бизнеса и бюджета

Зотиков Николай Зотикович

Канд. экон. наук, доц. каф. финансов, кредита и экономической безопасности ORCID: 0000-0001-5631-9123, e-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация

Цель статьи — исследовать изменения плательщиков в составе упрощенной и патентной системы налогообложения, в структуре налоговых доходов региональных и местных бюджетов, в налоговой нагрузке на налогоплательщиков, возникшей в связи с отменой единого налога на вмененный доход (с 2021 г.). В ходе исследования применены общепринятые методы научного познания, такие как анализ, синтез, обобщение, группировка, табличный метод. Информационной базой исследования выступали Налоговый кодекс Российской Федерации, официальные отчетные данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации, публикации авторов по исследуемой теме. По итогам проведенного исследования получены следующие результаты. Налоговые доходы местных бюджетов уменьшились, лишившись источника доходов в виде единого налога на вмененный доход, зачисляемого ранее в полном объеме; налоговая нагрузка на налогоплательщиков увеличилась (при применении единого налога на вмененный доход она была минимальной). Главным выводом исследования является тот факт, что патентная система налогообложения, которую могут применить индивидуальные предприниматели, переставшие быть плательщиками единого налога на вмененный доход, нуждается в коренном преобразовании. Следует улучшить эффективность такой системы в части установления величины дохода, исходя из которой рассчитывается стоимость патента.

Ключевые слова

Единый налог на вмененный доход, местный бюджет, патентная система налогообложения, потенциально возможный к получению доход, страховые взносы, налоговая нагрузка

Для цитирования: Зотиков Н.З. Отмена единого налога на вмененный доход: последствия для бизнеса и бюджета // Вестник университета. 2023. № 7. С. 196—206.

© Зотиков Н.З., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

|@ ®

Abolishment of a tax on imputed income: consequences for business and budget

Nikolai Z. Zotikov

Cand. (Sci.) Econ., Assoc. Prof. at the Department of Finance, Credit and Economic Security ORCID: 0000-0001-5631-9123, e-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru

Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

Abstract

The article purpose is to investigate changes of taxpayers in the simplified and patent taxation system, in the structure of tax revenues of regional and local budgets, in the tax burden on taxpayers that occurred in connection with the abolition of tax on imputed income (from 2021). The research used generally accepted methods of scientific cognition, such as analysis, synthesis, generalization, grouping, tabular method. The information base of the study was the Tax Code of the Russian Federation, official reporting data of the Federal Tax Service of Russian Federation, authors' publications on the topic under study. The study obtained the following results. The tax revenues of local budgets decreased, having lost the source of income in the form of tax on imputed income, previously credited in full; the tax burden on taxpayers increased (when tax on imputed income was applied, it was minimal). The main conclusion of the study is the fact that the patent taxation system, which can be applied by entrepreneurs who have ceased to be payers of tax on imputed income, needs a radical transformation. It is necessary to improve the efficiency of such system in terms of determining the amount of income from which the cost of a patent is calculated.

Keywords

Tax on imputed income, local budget, patent taxation system, potential income, insurance premiums, tax burden

For citation: Zotikov N.Z. (2023) Abolishment of tax on imputed income: implications for business and budget. Vestnik universiteta, no. 7, pp. 196—206.

© Zotikov N.Z., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Одним из методов государственной поддержки развития малого бизнеса в части налогообложения является введение специальных налоговых режимов (далее — СНР). Налоговая нагрузка на малый бизнес уменьшается, причем наименьшая налоговая нагрузка обеспечивалась при применении единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД): налог рассчитывался не от величины фактически получаемого дохода, а с предполагаемого к получению вмененного дохода. В этом заключается главное отличие ЕНВД от других режимов налогообложения. Основной целью введения ЕНВД было увеличение собираемости сборов с тех видов деятельности, где фактический оборот средств проконтролировать сложно, а иногда и невозможно. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) поступления от ЕНВД полностью зачислялись в доходы местных бюджетов [1]. Данный режим вводился решениями муниципальных образований. Базовая доходность устанавливалась главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, а местные органы власти утверждали значения понижающего коэффициента к базовой доходности К2 в пределах от 1 до 0,005 [2]. Процентная ставка применялась в размере 15 % ко всем видам деятельности.

С появлением у государства возможности проконтролировать доходы от предпринимательской деятельности, в частности, путем введения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ), встал вопрос об отмене данного режима налогообложения.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе обсуждения вопроса об отмене ЕНВД автор отмечал следующие преимущества ЕНВД:

— налогоплательщик мог уплачивать в бюджет налоги по фиксированной ставке, применяемой к вмененному доходу, а не к реальному;

— ЕНВД возможно совмещать с другими налоговыми режимами;

— отсутствует лимит по доходам, поэтому нет необходимости вынужденного перехода на другую систему налогообложения при увеличении дохода;

— достаточно простая отчетность, вести которую может сам предприниматель.

Вместе с тем при снижении размера бизнеса процентная ставка в размере 15 % может оказаться достаточно высокой [3]. Ниже представлен ряд мнений ученых насчет ЕНВД.

1. По мнению А. Стяжкиной, «ЕНВД создан с целью способствовать развитию предприятий малого бизнеса» [4, с. 88].

2. В.М. Асеев и А.Р. Салькина утверждают: «Потребность в развитии ЕНВД ставится под сомнение, поскольку возможности налогового администрирования фискальных органов находятся на качественно другом уровне, что позволяет точно отслеживать все денежные потоки организаций» [5, с. 226].

3. А.П. Кирьянен отмечает: «Причиной отмены данного режима налогообложения стало противоречие интересов государства и предпринимателей в виде низкой налоговой нагрузки» [6, с. 180].

4. А.А. Рассказчикова придерживается мнения, что «ЕНВД идет в местный бюджет, а при его отмене возникает вероятность дефицита муниципального бюджета и его стабильного наполнения» [7, с. 226].

5. Е.А. Боброва, Л.В. Мазур и др. верно подметили в своей научной работе, что «необходимо стимулировать развитие малого бизнеса на муниципальном уровне в целях роста налоговых доходов по отчислениям от специальных налоговых режимов налогообложения (ПСН, ЕСХН)» [8, с. 113].

6. В.Д. Прожерина считает, что «патентная система налогообложения является практически полной альтернативой ЕНВД. Патентная система налогообложения позволяет лучше учитывать особенности региона и в некоторых ситуациях может оказаться для налогоплательщика выгоднее» [9, с. 317].

Автор настоящей статьи придерживается того же мнения, что и ученый А.В. Лихтер в вопросе о том, что «влияние отмены ЕНВД на бюджет муниципального образования не так однозначно, потому что во многом такое влияние будет зависеть от поведения предпринимателей и степени доверия предпринимательского сектора к мерам поддержки, которые будут оказываться не только на государственном, но и на местном уровне» [10, с. 21].

Приведем данные о поступлениях налоговых доходов. Обратимся к табл. 1.

Таблица 1

Поступления налоговых доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой России

Годы Бюджет Налоговые доходы, млрд руб. Налог на совокупный доход В том числе, млрд руб.

Всего, млрд руб. % от налоговых доходов УСН ЕНВД ЕСХН ПСН Профессиональный доход

2018 КБ РФ 21 142,0 512,9 2,42 422,2 64,4 13,6 12,5 -

КБС РФ 9 399,4 512,9 5,45 422,2 64,4 13,6 12,5 -

МБ 1 193,0 163,0 13,66 78,2 64,3 13,6 6,9 -

2021 КБ РФ 28 124,2 808,0 2,87 715,9 13,7 20,3 36,8 21,3

КБС РФ 12 649,8 800,1 6,32 715,9 13,7 20,3 36,8 13,4

МБ 1 522,1 239,3 15,72 168,9 13,1 20,3 29,1 7,9

2021/ 2018 КБ РФ 133,0 157,5 118,6 169,6 21,3 149,3 294,4 -

КБС РФ 134,6 156,0 116,0 169,6 21,3 149,1 294,4 -

МБ 127,6 146,8 115,1 216,0 20,4 149,3 421,7 -

Примечание:

КБ РФ - консолидированный бюджет России (далее - КБ РФ);

КБС РФ - консолидированные бюджеты субъектов РФ (далее - КБС РФ);

МБ - местные бюджеты (входят в доходы КБС РФ) (далее - МБ);

УСН - упрощенная система налогообложения (далее - УСН);

ЕНВД - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог (далее - ЕСХН);

ПСН - патентная система налогообложения (далее - ПСН);

Профессиональный доход - налог на профессиональный доход (для самозанятых) Составлено автором по материалам источника [11]

Из данных табл. 1 следует, что в 2021 г. по сравнению с 2018 г.:

— налоговые доходы КБ РФ увеличились на 33 %, КБС РФ — на 34,6 %, МБ — на 27,6 %; величина СНР, зачисляемая в КБ РФ, увеличилась на 57,5 %, в КБС РФ - на 56 %, в МБ - на 46,8 %;

— доля налога на совокупный доход в общей сумме налоговых доходов увеличилась в КБ РФ — с 2,42 % до 2,87 %, в КБС РФ — с 5,45 % до 6,32 %, в МБ — с 13,66 % до 15,72 %;

— доля поступлений от УСН в общей сумме налога на совокупный доход, зачисляемого в КБ РФ, увеличилась с 82,3 % до 88,6 %, в КБС РФ — с 82,3 % до 89,5 %, в МБ — с 48 % до 70,6 %.

В соответствии с БК РФ, налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, зачисляется в бюджеты субъектов России. В то же время, согласно п.3 ст. 58 БК РФ, субъекты России наделены правом устанавливать нормативы отчислений в МБ, в том числе по УСН [1]. По данным отчета 5-ЕНВД, в 2020 г. по сравнению с 2018 г. [12]:

— сумма налога к уплате уменьшилась с 64,6 млрд руб. до 59,7 млрд руб. (на 7,6 %), в том числе у организаций — на 18,6 %, у индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) — на 1 %;

— количество плательщиков налога уменьшилось с 2 072 711 ед. до 1 637 495 ед. или на 21 %, в том числе организаций — на 34,5 %, ИП — на 19,1 % (с 1 810 828 ед. до 1 466 024 ед.). Такая ситуация обусловлена переходом плательщиков ЕНВД на иные режимы налогообложения (в ожидании отмены ЕНВД с 2021 г.);

— из-за уменьшения количества плательщиков ЕНВД сумма налога на одну декларацию увеличилась с 31,2 тыс. руб. до 36,4 тыс. руб. (или на 16,7 %). А также такая сумма налога у организаций увеличилась с 92,4 тыс. руб. до 114,9 тыс. руб. (или на 24,4 %), у ИП — с 22,3 тыс. руб. до 27,3 тыс. руб. (или на 22,4 %).

Далее рассмотрим динамику изменений показателей по УСН (табл. 2).

Таблица 2

Налоговая база и структура начислений по УСН

Показатели 2019 г. 2021 г. Соотношение 2021 г. к 2019 г., %

Всего В т.ч. организации Всего В т.ч. организации Всего В т.ч. организации

Единый налог к уплате, всего млрд руб. 456,9 218,7 752,3 303,9 164,6 138,9

В том числе с объектом «доходы», млрд руб. 345,8 140,7 563,0 185,5 162,8 131,8

С объектом «доходы, уменьшенные на расходы», млрд руб. 111,1 78,0 189,3 118,4 170,4 151,8

Минимальный налог, млрд руб. 38,0 31,9 59,0 45,9 155,3 143,9

Декларации к уплате, тыс. ед. 2 413,1 950,9 3 090,2 998,3 128,0 105,0

В том числе с объектом «доходы», тыс. ед. 1 674,7 435,9 2 227,8 442,9 133,0 101,6

С объектом «доходы, уменьшенные на расходы», тыс. ед. 738,4 515,0 862,4 555,4 116,8 107,8

Кроме того, «нулевые» декларации, тыс. ед. 973,7 511,7 1 123,8 447,1 115,4 87,4

Расчетно

Налог к уплате на 1 декларацию, тыс. руб. 189,3 230,0 243,4 304,4 128,6 132,3

В том числе с объектом «доходы», тыс. руб. 206,5 322,8 252,7 418,8 122,4 129,7

С объектом «доходы — расходы», тыс. руб. 150,5 151,4 219,5 213,2 145,8 140,8

Доля нулевых деклараций, % 28,7 35,0 26,7 30,9 93,0 88,3

Составлено автором по материалам источника [13]

Как показывают данные табл. 2, в 2021 г. по сравнению с 2019 г.:

— сумма единого налога к уплате в 2021 г. составила 752,3 млрд руб., что превышает данные 2019 г. (456,9 млрд руб.) на 64,6 %;

— доля организаций в сумме налога к уплате уменьшилась с 47,9 % до 40,4 %; в сумме налога к уплате в 2021 г. преобладает объект «доходы» (74,8 %), в том числе у организаций — 61 %, у ИП — 84,2 %;

— сумма уплаченного минимального налога увеличилась на 55,3 %;

— количество деклараций, представленных к уплате, увеличилось на 28 %, в том числе у организаций - на 5 %, у ИП - на 43,1 %;

— доля деклараций ИП в общем количестве деклараций увеличилась с 60,6 % до 67,7 %; доля деклараций, представленных с объектом «доходы», увеличилась с 69,4 % до 72,1 %, при этом 84,7% ИП в 2019 г. и 85,3 % ИП в 2021 г. применяют объект «доходы»;

— 28,7 % всех деклараций в 2019 г. и 26,7 % в 2021 г. представлены как нулевые;

— сумма налога к уплате на 1 декларацию увеличилась на 28,6 %, в том числе по объекту «доходы» с 206,5 тыс. руб. до 252,7 тыс. руб. (или на 22,4%), по объекту «доходы-расходы» — с 150,5 тыс. руб. до 219,5 тыс. руб. (или на 45,8 %);

— сумма налога по декларации, представленной организациями, увеличилась с 322,8 тыс. руб. до 418,8 тыс. руб. (отмечен рост на 29,7 %);

— сумма налога по декларации, представленной ИП, увеличилась с 165,6 тыс. руб. до 211,5 тыс. руб. (зафиксирован рост на 27,7%), при объекте «доходы» и при объекте «доходы - расходы» — с 148,2 тыс. руб. до 230,9 тыс. руб. (выявлен рост на 55,8 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как указывалось выше, по итогам 2020 г. плательщиками ЕНВД было представлено 1 637,5 деклараций на сумму 59,7 млрд руб. или на 1 декларацию в сумме 36,4 тыс. руб. В 2021 г. представлено 3 090,2 деклараций по УСН, в том числе 2 091,9 деклараций ИП, что превышает данные за 2019 г. на 677,1 тыс. ед., включая ИП — на 629,7 тыс. ед. Общая сумма налога по УСН к уплате в 2021 г. составляла 752,3 млрд руб., в том числе ИП — 448,4 млрд руб., что превышает соответствующие данные

за 2019 г. на 295,4 млрд руб. и 210,2 млрд руб. Сумма налога на 1 декларацию составляет 243,4 тыс. руб. (в 2019 г. — 89,3 тыс. руб.), что в 4 раза превышает сумму на 1 декларацию по ЕНВД.

Далее рассмотрим динамику изменений показателей по ПСН. Для анализа выбраны виды деятельности, по которым выдано патентов в 2021 г. в количестве 1 308 920 ед., что составляет 63,5 % всех выданных патентов (табл. 3).

Таблица 3

ПСН в России

Количество Потенциальный Доход на 1 патент,

Виды деятельности патентов, ед. доход, млрд руб. тыс. руб.

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

Парикмахерские, косметические услуги 20 001 69 882 6,8 19,5 340,0 279,0

Сдача в аренду помещений 49 003 70 952 79,7 98,8 1 626,4 1 392,5

Розничная торговля через торговые залы 151 146 827 267 84,3 581,8 557,7 703,3

Розничная торговля через сети, не имеющие торговые залы 25 609 222 226 9,4 71,1 367,0 319,9

Услуги общественного питания в залах обслужив ания 15 734 84 692 8,9 50,2 565,6 592,7

Услуги общественного питания через объекты, не имеющие зала обслужи- 5 537 33 901 3,7 11,7 668,2 345,1

вания

Количество ИП, применяющих ПСН, чел. 359 324 1264 591 - - - -

Всего патентов 493 606 2 060 046 252,7 1096,8 51,10 53,24

Составлено автором по материалам источника [14]

Анализируя табл. 3, следует отметить количество ИП, применяющих ПСН: в 2020 г. — 359 324 чел., в 2021 г. — 1 264 591 чел. (отмечен рост в 3,5 раза). В 2021 г. по сравнению с 2020 г. количество выданных патентов увеличилось с 493 606 ед. до 2 060 046 ед. (выявлен рост в 4,1 раза). Величина возможного к получению годового дохода изменилась с 252,7 млрд руб. до 1 096,8 млрд руб. (или в 4,3 раза). На такие показатели повлияли:

1) отмена ЕНВД;

2) возможность уменьшения с 2021 г. стоимости патента на сумму уплаченных страховых взносов, начисленных на заработную плату наемных работников, но не более чем на 50 %. А в случае отсутствия у ИП наемных работников — на сумму страховых взносов, уплачиваемых за себя в фиксированном размере — на 100 %. Если ИП имеет наемных работников и платит взносы за себя — не более чем на 50 % [2].

В связи с этим в субъектах Российской Федерации (далее — РФ) должны были установить значения потенциально возможного к получению годового дохода (далее — дохода), в частности на единицу средней численности наемных работников [2]. Из данных табл. 3 следует, что показатели величины дохода по приведенным видам деятельности в 2021 г. увеличены в меньшей степени по сравнению с 2020 г., чем возрастающее количество выданных патентов. Соответственно, уменьшается величина дохода, приходящаяся на 1 патент, например, по парикмахерским услугам, сдаче имущества в аренду и т.п.

К чему это приводит на практике, рассмотрим на примере парикмахерских услуг. Потенциальный доход в расчете на 1 патент по данному виду деятельности составляет на 2021 г. 279 тыс. руб., сумма патента — 16 740 руб. (279 тыс. руб. х 6 %), при этом если парикмахер работает один и не имеет наемных работников, то стоимость патента уменьшается полностью на страховые взносы (далее — СВ), уплачиваемые в фиксированном размере (45 842 руб.), то есть к уплате — 0 руб. Налоговая нагрузка остается на уровне величины СВ. Аналогичная ситуация сложится по всем видам деятельности, по которым величина дохода составит менее 764 тыс. руб. в год (45 842 руб. / 6 %).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ И ДРУГИХ РЕГИОНАХ

В целях подтверждения и обоснования выводов исследования приведем данные по Москве и другим регионам. Выбор Москвы обусловлен тем, что, согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) на 10.12.2022 г., в этом городе осуществляют деятельность более 55 % всех субъектов МСП округа и около 20 % всех субъектов МСП страны [15].

По данным отчета ф.№1-НМ по Москве, доля налога на совокупный доход за 11 месяцев 2022 г. (189,8 млрд руб.) в общей сумме доходов бюджета (2 647,2 млрд руб.) — незначительна (7,2 %) [11]. При этом в общей сумме налога на совокупный доход преобладает УСН — 177,8 млрд руб. (более 93 %), что связано с неприменением в Москве ЕНВД.

По данным отчета ф. №5-УСН, в Москве в 2021 г. по сравнению с 2020 г. [13]:

— сумма единого налога к уплате увеличилась с 114,3 млрд руб. до 190,7 млрд руб. (или на 66,8 %), в том числе организациями на — 35,3 %, ИП — на 96,9 %, что привело к увеличению доли ИП с 51,2 % до 60,4 %;

— объект «доходы» применяли более 2/3 организаций (51,1 тыс. из 75,5 тыс.), доля ИП, применяющих объект «доходы», увеличилась с 84,2 % до 95,1 %;

— процент «нулевых» деклараций, представляемых организациями и ИП, остается неизменным (соответственно 26—27 % и 18—19 %);

— сумма налога, уплачиваемая по 1 декларации, увеличилась на 50,9 %, в том числе у организаций на — 31,6 % (с 383,2 тыс. руб. до 504,4 тыс. руб.), у ИП — на 69,8 % (с 279,3 тыс. руб. до 474,4 тыс. руб.);

— сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиками УСН в Москве, превышает сумму налога, уплачиваемого в среднем по РФ в 2020 г. на 70 %, в 2021 г. — в 2 раза (по ИП — в 2,2 раза). Рассмотрим табл. 4

Таблица 4

ПСН в Москве

Виды деятельности Количество патентов, ед. Потенциальный доход, млрд руб. Доход на 1 патент, тыс. руб.

2020 г. 2022 г. 2020 г. 2022 г. 2020 г. 2022 г.

Парикмахерские, косметические услуги 4 749 5 352 3,5 7,43 737,0 1 388,3

Всего патентов 89 792 100 400 107,3 206,1 1 195,0 2 052,8

Составлено автором по материалам источника [14]

Количество ИП, применяющих патент в Москве в 2020 г. — 56 836 чел., в 2022 г. — 61 747 чел. Из сравнения «Отчета о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности» за 2021 год (далее — отчет 1-патента) и Закона Правительства Москвы от 31 октября 2012 г. №53 «О патентной системе налогообложения» видно, что показатели доходности по Москве превышают значения показателей по РФ в 2—3 раза, а с учетом их увеличения в 2022 г. — от 2 до 7—8 раз[14; 16]. Сопоставим расчет патента по парикмахерским услугам в целом по РФ и по Москве. Согласно отчету 1-патента, стоимость патента по РФ составляла 16 740 руб. (279 000 руб. х 6 %), а после уменьшения на СВ (45 842 руб.) к уплате — 0 руб. [14] Исходя из дохода в размере 1 388 300 руб., стоимость патента на год в Москве составит 83 298 руб. (1 388 300 руб. х 6 %). СВ на обязательное пенсионное страхование составят — 47 606 руб. (36 723 руб. + 1 % с дохода, превышающего 300 тыс. руб., то есть с 1 088 300 руб.), на медицинское страхование — 9 119 руб., всего — 56 725 руб. Патент к уплате в бюджет — 26 573 руб. (83 298 руб. — 56 725 руб.), т.е. ежемесячно 22 14,4 руб.

Увеличение стоимости патента в Москве в 2022 г. связано с повышением дохода по всем видам деятельности, в том числе по парикмахерским и косметическим услугам с 990 000 руб. до 1 980 000 руб. [16].

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПСН В СУБЪЕКТАХ РФ

Проанализируем, как регионы воспользовались предоставленным правом устанавливать величины потенциально возможного к получению годового дохода на примере парикмахерских и косметических услуг.

Величина дохода установлена:

1) в Республике Татарстан [17]:

— без привлечения наемных работников — 1 млн руб. (дополнительно при привлечении наемных работников на единицу средней численности наемных работников — 300 тыс. руб.);

2) в Республике Марий Эл [18]:

— без привлечения наемных работников — 205 тыс. руб.;

— дополнительно на единицу средней численности наемных работников — 102 тыс. руб.;

3) в Нижегородской области — 550 тыс. руб. [19];

4) в Краснодарском крае — 1 млн руб. [20];

5) в Калининградской области [21]:

— без привлечения наемных работников — 225 тыс. руб.;

— с привлечением наемных работников при численности:

от 1 до 3 чел. — 380 тыс. руб.;

от 4 до 8 чел. — 640 тыс. руб.;

от 9 до 15 чел. — 1 млн руб.;

6) в Волгоградской области (для г. Волгоград) [22]:

— при отсутствии наемных работников — 300 тыс. руб.;

— дополнительно за 1 и каждую последующую единицу физического показателя — 75 тыс. руб.

Проведем расчеты патентов в Республике Татарстан (далее — РТ) и Волгоградской области. Условно

примем, что ИП имеет 5 наемных работников, зарплата в год на 1 чел. — 500 тыс. руб.

По РТ:

— СВ за себя — 36 723 руб. + 1 % сверхдохода 300 тыс. руб. = 43 723 руб. — на пенсионное страхование, 9 119 руб. — на медицинское страхование. Всего — 52 842 руб.;

— СВ на зарплату работников — 500 тыс. руб. х 5 чел. х 30 % = 750 тыс. руб.;

— итого СВ - 802 842 руб.;

— единый налог к начислению — (1 млн руб. + 5 чел. х 300 тыс. руб.) х 6 % = 150 тыс. руб., к уплате - 75 000 руб.

По Волгоградской области:

— СВ за себя — 45 842 руб.;

— СВ на зарплату работников — 500 тыс. руб. х 5 чел. х 30 % = 750 тыс. руб.;

— итого СВ — 795 842 руб.;

— единый налог к начислению — (300 тыс. руб. + 75 тыс. руб. х 5 чел.) х 6 %= 40 500 руб., к уплате — 20 250 руб.

— ИП, имеющий наемных работников 5 чел., уплатил в РТ патент на сумму 75 000 руб. (в 3,7 раза больше), чем в Волгоградской области — 20 250 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отмена ЕНВД с 2021 г. привела к следующим ситуациям.

1. Налоговые доходы местных бюджетов в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличились в меньшей степени (на 11,7 %), чем налоговые доходы КБ РФ (на 35,6 %), КБС РФ (на 26,1 %) (табл. 1). Доля налоговых доходов МБ в налоговых доходах КБС РФ уменьшилась с 13,58 % в 2020 г. до 12,03 % в 2021 г. (или на 11,4 %).

2. МБ в связи с отменой ЕНВД лишились определенного источника дохода (в 2020 г. в МБ зачислялись поступления от ЕНВД в сумме 51,9 млрд руб.). Автор считает необходимым предусмотреть норматив сумм от УСН, зачисляемых в МБ.

3. С отменой ЕНВД налоговая нагрузка на малый бизнес увеличивается. Сумма налога, начисленная к уплате в бюджет в 2020 г., на 1 декларацию составляла: по ЕНВД — 36,4 тыс. руб., по УСН в 2021 г. — 243,4 тыс. руб.

4. В связи с уменьшением стоимости патента на сумму уплаченных страховых взносов бюджет недополучает средства из-за необоснованности устанавливаемых региональными органами власти величин дохода, что создает различный уровень налоговой нагрузки в регионах при применении ПСН по одному и тому же виду деятельности.

Основная причина здесь кроется в отсутствии на местном уровне соответствующих структур, которые могли бы обоснованно рассчитать и установить величины дохода.

В связи с этим следует целесообразно установить величины дохода на федеральном уровне, а регионам с учетом конкретных условий ведения бизнеса предоставить право регулировать сумму налога с помощью корректировочных коэффициентов (как было при применении ЕНВД).

С отменой ЕНВД для организаций, относящихся к малому бизнесу и ведущих деятельность, не связанную с сельскохозяйственным производством, единственным специальным режимом остается УСН. Поэтому необходимо произвести дальнейшее совершенствование УСН, в частности, отменить для налогоплательщиков УСН освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее — НДС). Из-за отсутствия возможности принятия к вычету суммы «входного» НДС, с малым бизнесом крупные предприятия не сотрудничают, что не позволяет микропредприятиям стать малыми, а малым предприятиям — средними.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023). https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 25.04.2023).

2. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. https://wwwconsultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.04.2023).

3. Черноусова К.С., Жукова М.С. Последствия отмены ЕНВД в 2021 году для налогоплательщиков Самарской области. Evropean Science. 2021;4(60):16—19.

4. Стяжкина А.С., Мельман И.В. Отмена ЕНВД: плюсы, минусы и последствия для малого бизнеса. В сб.: Современные аспектыучета, анализа и аудита. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева; 2020. С.88—91.

5. Асеев В.М., Салькина А.Р. Предпосылки отмены ЕНВД и ее потенциальные последствия. Наука ХХ1 века: актуальные направления развития. 2020;1(1):225-228.

6. Кирьянен А.П. Межбюджетное выравнивание в условиях изменчивости бюджетной и налоговой политики. Социальные и экономические системы. 2021;3(21):174—189.

7. Рассказчикова А.А. Отмена ЕНВД в России: повышение доходов бюджета или забота о предпринимателях. В сб.: Проблемы развития финансового и налогового законодательства на современном этапе. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет; 2020. С. 223-226

8. Боброва Е.А., Мазур Л.В., Губина О.В., Мосина Е.И. Особенности формирования налогового потенциала на муниципальном уровне. Вестник ОрелГИЭТ. 2021; 2(56):105—114.

9. Прожерина В.Д. Отмена ЕНВД и переход на иные специальные налоговые режимы: последствия для предпринимателей. В сб.: Актуальные проблемы налоговой политики. Москва: Перо; 2021. С.313—319

10. Лихтер А.В. Влияние отмены ЕНВД на субъекты малого и среднего предпринимательства в бюджет муниципального образования. В сб.: Современные аспектыучета, анализа и аудита. Красноярск: Сибирский государственныйуниверситет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2020. С.19—21.

11. Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Форма №1-НМ. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. https://wwwnalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 28.04.2023).

12. Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Форма №5-ЕНВД. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. https://www. nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 28.04.2023).

13. Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Форма №5-УСН. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. https://wwwnalog.gov.ru/m77/ related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 29.04.2023).

14. Федеральная налоговая служба. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Форма №1-ПАТЕНТ. Отчет о количестве индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и выданных патентов

на право применения патентной системы налогообложения в разрезе видов предпринимательской деятельности. https://wwwnalog. gov.ru/m77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 29.04.2023).

15. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 23.04.2023).

16. Федеральная налоговая служба. Закон г. Москвы от 31 октября 2012 г. №53 (с изм. от 24 ноября 2021 г. №¡32 «О патентной системе налогообложения». https://www.nalog.gov.ru/m77/about_fts/docs/4348082/ (дата обращения: 25.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Российская Федерация. Закон Республики Татарстан от 29.09.2012 №65-ЗРТ (в ред. от 05.05.2021 №30-ЗРТ) «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения». https://www.nalog.gov.ru/rn16/taxation/taxes/ patent/10454938/ (дата обращения: 23.04.2023).

18. Российская Федерация. Закон Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З (в ред. от 24.10.2022 №57-З). О регулировании отношений в области налогов и сборов в республике Марий Эл. https://www.nalog.gov.ru/m12/about_fts/docs/11346981/ (дата обращения: 23.04.2023).

19. Российская Федерация. Закон Нижегородской области от 21.11.2012 № 148-З (с изм. от 10.03.2022 №14-З) «О патентной системе налогообложения на территории Нижегородской области». https://www.nalog.govm/rn52/about_fts/docs/4293407/ (дата обращения: 23.04.2023).

20. Российская Федерация. Закон Краснодарского края от 26.11.2012 № 2601-КЗ (вред. от 30.11.2015 №3279-КЗ) «О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Краснодарского края». https://wwwnalog.gov.ru/rn23/about_fts/ docs/4292217/ (дата обращения: 23.04.2023).

21. Российская Федерация. Закон Калининградской области от 11.10.2012 № 154 (вред. от 30.03.2017 №«58) «О введении патентной системы налогообложения на территории Калининградской области». https://www.nalog.gov.ru/rn39/about_fts/ docs/4856281/ (дата обращения: 23.04.2023).

22. Российская Федерация. Закон Волгоградской области от 26.11.2019 №120-ОД (вред. от 26.02.2021) «О патентной системе налогообложения и признании утратившими силу отдельных законодательных актов». https://www.nalog.gov.ru/rn34/ about_fts/docs/9428340/ (дата обращения: 23.04.2023).

References

1. Russian Federation. The Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 no. 145-FZ (ed. on April 14, 2023). https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (accessed 25.04.2023) (In Russian).

2. Russian Federation. Tax Code of the Russian Federation. Second part. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28165/ (accessed 25.04.2023) (In Russian).

3. Chernousova K.S., Zhukova M.S. The consequences of the abolition of tax on imputed income in 2021 for the taxpayers of the Samara region. Evropean Science. 2021;4(60):16—19 (In Russian).

4. Styazhkina A.S., Melman I.V Cancellation of UTII: pros, cons and consequences for small businesses. In: Modern aspects of accounting, analysis and audit. Krasnoyarsk: Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev;2020. Pp. 88-91 (In Russian).

5. Aseev VM., Salkina A.R. Prerequisites for the abolition of UTII and its potential consequences. Science of the XXI century: current directions of development. 2020; 1(1):225-228 (In Russian).

6. Kiryanen A.P. Interbudgetary equalization in the conditions of variability of budgetary and tax policy. Social and economic systems. 2021;3 (21):174-189 (In Russian).

7. Rasskazchikova A.A. Cancellation of tax on imputed income in Russia: increasing budget revenues or taking care of entrepreneurs. In: Problems of the development of financial and tax legislation at the present stage. Perm: Perm State National Research University; 2020. Pp. 133-136. (In Russian).

8. Bobrova E.A., Mazur L.V, Gubina O.V, Mosina E.I. Features of the formation of tax potential at the municipal level. Vestnik OrelGIET. 2021;2(56):105-114 (In Russian).

9. Prozherina VD. Cancellation of UTII and transition to other special tax regimes: consequences for entrepreneurs. In: Actual problems of tax policy. Moscow: Pero; 2021. Pp. 313-319 (In Russian).

10. Likhter A.V The impact of the abolition of tax on imputed income on small and medium-sized businesses in the budget of the municipality. In: Modern aspects of accounting, analysis and audit. Krasnoyarsk: Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev; 2020. Pp.19-21 (In Russian).

11. Federal tax service. Data on theforms of statistical tax reporting. Form no. 1-NM. Report on the accrual and receipt of taxes,fees, insurance premiums and other obligatory payments to the budget system of the Russian Federation. https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activ-ities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed 28.04.2023) (In Russian).

12. Federal tax service. Data on theforms of statistical tax reporting. Form no. 5-UTIL Report on the tax base and the structure of accrualsfor a single tax on imputed income for certain types of activities. https://www.ndog.gov.ru/rn77/related_activities/stalislics_and_ana-lytics/forms/ (accessed 28.04.2023) (In Russian).

13. Federal Tax Service. Data on the forms of statistical tax reporting. Form no. 5-USN. Report on the tax base and the structure of charges for tax paid in connection with the application of the simplified tax system. https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statis-tics_and_analytics/forms/ (accessed 29.04.2023) (In Russian).

14. Federal Tax Service. Data on the forms of statistical tax reporting. Form no. 1-PATENT. Report on the number of individual entrepreneurs applying the patent taxation system and issuedpatentsfor the right to apply the patent taxation system by type of entrepreneurial activity. https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed 29.04.2023) (In Russian).

15. Federal Tax Service. Unified Register of Small and medium-sized businesses. https://rmsp.nalog.ru / (accessed 23.04.2023) (In Russian).

16. Federal Tax Service. Law of the City of Moscow dated October 31, 2012 no. 53 (amended on November24, 2021 no. 32 "On the patent system of taxation". https://www.nalog.govru/m77/about_fts/docs /4348082/ (accessed 25.04.2023) (In Russian).

17. Russian Federation. Law of the Republic of Tatarstan dated September 29, 2012 no. 65-ZRT (amended on May 5, 2021 no. 30-ZRT) "On the introduction of a patent taxation system on the territory of the Republic of Tatarstan". https://www.nalog.govru/rn16/taxa-tion/taxes/patent/10454938/ (accessed 23.04.2023) (In Russian).

18. Russian Federation. Law of the Republic of Mari El of October 27, 2011 no. 59-Z (amended on October 24, 2022 no. 57-Z). On the regulation of relations in the field of taxes and fees in the Republic of Mari El. https://www.nalog.gov.ru/rn12/about_fts/ docs/11346981/ (accessed 23.04.2023) (In Russian).

19. Russian Federation. Law of the Nizfrny Novgorod Region no. 148-Z of November 21, 2012 (as amended of March 10, 2022 no. 14-Z) "On the Patent System of Taxation in the Nizhny Novgorod Region". https://www.nalog.gov.ru/rn52/about_fts/docs/4293407/ (accessed 23.04.2023) (In Russian).

20. Russian Federation. Law of the Krasnodar Territory dated November 26, 2012 no. 2601-KZ (amended on November 30, 2015 no. 3279-KZ) "On the introduction of the patent taxation system in the Krasnodar Territory". https://www.nalog.govru/rn23/about_fts/ docs/4292217/ (accessed 23.04.2023) (In Russian).

21. Russian Federation. Law of the Kaliningrad Region dated October 11, 2012 no. 154 (amended on March 30, 2017 no. 58) "On the introduction of apatent system of taxation in the Kaliningrad Region". https://www.nalog.gov.ru/rn39/about_fts/docs/4856281/ (accessed 23.04.2023) (In Russian).

22. Russian Federation. Law of the Volgograd Region dated November 26, 2019 no. 120-OD (amended on February 26, 2021) "On the patent system of taxation and the invalidation of certain legislative acts". https://www.nalog.govru/rn34/about_fts/docs/9428340/ (accessed 23.04.2023) (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.