Научная статья на тему 'Специальные налоговые режимы как инструмент трансформации малого предпринимательства к инновационному типу развития'

Специальные налоговые режимы как инструмент трансформации малого предпринимательства к инновационному типу развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филобокова Л. Ю.

В малом предпринимательстве наиболее привлекательными выступают специальные налоговые режимы, использование которых в интересах трансформации национальной экономики к инновационному типу социально-экономического развития предопределяет необходимость выработки адекватных мер как со стороны внешней, так и внутренней бизнес-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные налоговые режимы как инструмент трансформации малого предпринимательства к инновационному типу развития»

I (176) -2009

ЭКОНОМИКА РОСИИ: ПРОБЛЕМЫ И МНЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ РАЗВИТИЯ

Л. Ш. ФИЛ0Б0К0ВА, доктор экономических наук, профессор кафедры налогообложения и аудита Волгоградская академия государственной службы

В малом предпринимательстве наиболее привлекательными выступают специальные налоговые режимы, использование которых в интересах трансформации национальной экономики к инновационному типу социально-экономического развития предопределяет необходимость выработки адекватных мер как со стороны внешней, так и внутренней бизнес-среды.

Трансформация национальной экономики к инновационному типу социально-экономического развития настоятельно определяет необходимость совершенствования экономического механизма, составным элементом которого выступает и налогообложение.

Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья формировала финансовые возможности государства по совершенствованию налоговой системы и ее ориентации на достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста в интересах разрешения социально-экономических проблем — выравнивание уровней социально-экономического развития отдельных регионов страны, повышение качества и уровня жизни населения.

Налоги как экономическая и социальная категории, представляя собой совокупность отношений перераспределения реально созданного в обществе дохода, являются одним из важнейших рычагов

общественного управления при формировании социальной системы и достижении прогрессивных результатов ее развития, в обеспечении роста главных показателей социальной системы, одним из которых является качество жизни граждан.

Наметившиеся в России тенденции завершения налоговой реформы, направленные на формирование новой налоговой системы, основными целями которой являются, с одной стороны, обеспечение повышения эффективности экономики, а с другой — обеспечение социальной налоговой справедливости, столкнулись с вызовами мирового экономического кризиса. Задача перевода экономики России на инновационные рельсы становится особо актуальной, без решения которой невозможна ликвидация сверхзависимости России от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Решению этих задач служат специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства, по своей природе обладающие высокой степенью инновационности.

Й. Шумпетер отмечал: «главное в предпринимательстве — инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Предпринимателем может быть любой осуществляющий новые комбинации факторов производства служащий акционерного общества, государствен-

ный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности. Главное — «делать не то, что другие и не так, как это делают другие...». Предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда осуществляет функции иннова-тора, и утрачивает этот статус, как только переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса.

В современной налоговой системе России одной из основных форм реализации социальной и стимулирующей (в том числе и в трансформации к инновационному типу развития) функций налогов являются специальные налоговые режимы (рис. 1), применяемые в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и представляющие собой упрощенный порядок налогообложения, включающий в себя, в частности, замену одним налогом ряда основных налогов. Специальные налоговые режимы являются достаточно привлекательными для хозяйствующих субъектов по своим организационно-правовым параметрам, признаваемым субъектами малого предпринимательства.

За 2002 — 2007 гг. (на конец года) количество налогоплательщиков УСН выросло в 6,8 раза, налогоплательщиков ЕНВД — в 1,3 раза, а объем поступлений налогов, уплачиваемых в связи с применением указанных специальных налоговых режимов за 2002 —2007гг. вырос, соответственно, в7,1и2,1 раза (табл. 1).

Отношение количества организаций, применяющих УСН и ЕНВД к общему количеству малых предприятий за 2002 — 2007 гг. возросло с 24,1 до

75 %. Указанные специальные налоговые режимы применяют также 2/3 из зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Подходы мировой практики к налогообложению малого предпринимательства нашли отражение и в российской практике. В настоящее время в России используются четыре системы налогообложения субъектов малого предпринимательства (рис. 2).

Принятые в последние годы меры по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства оказали положительное влияние на рост числа малых предприятий и улучшение показателей ихдеятельности (рис. 3).

По расчетам специалистов в области налогообложения, субъекты предпринимательской деятельности, применяющие указанные специальные налоговые режимы, обеспечивают занятость 13,6 млн чел., что составляет около 20% от численности занятого населения по отраслям экономики страны.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о существенной социальной значимости специальных налоговых режимов, предназначенных для малого предпринимательства, что свидетельствует об активном использовании государством социальной функции налогов, а также о соответствии данных налоговых режимов основным принципам налогообложения в первую очередь принципу социальной налоговой справедливости (в ряде исследований обосновано, что критерий оптимальной налоговой нагрузки должен быть двухсторон-

Таблица 1

Количество налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД в Российской Федерации

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Количество налогоплательщиков: УСН (тыс.), % к предыдущему году 197,2 179,7 91,1 691,9 385,0 830,1 120,0 1 059,0 120,0 1 341,4 126,7

ЕНВД (тыс.), % к предыдущему году 1 811,9 22 000,5 110,4 1 847,3 92,3 1 916,6 103,8 1 996,0 104,1 2 273,6 113,9

Всего поступило налоговых и обязательных платежей (без учета влияния увеличения цен на нефть), млрдруб. % к предыдущему году 3 608,7 117,5 4 311,9 119,5 5 661,6 131,3 7 792,2 137,6 — —

в том числе: отУСН, млрдруб. % к предыдущему году 7,9 17,2 217,7 27,2 158,1 38,8 142,6 56,0 144,3 —

от ЕНВД, млрд руб. % к предыдущему году 25,6 16,4 64,1 28,4 173,2 42,5 149,6 53,0 124,7 —

Доля УСН и ЕНВД в общих поступлениях, % 0,9 0,8 1,0 1,04 — —

ним: с позиции плательщика и с позиции государства, т. е. усредненным. Для малых предприятий этот критерий обоснован как 15 % от гипотетической (в условиях отсутствия налогового пространства) прибыли, а для индивидуальных предпринимателей — в пределах ставки НДФЛ).

Общее число малых предприятий в России по состояния на 01.01.2009 составило около 1 035 тыс. ед., что свидетельствует о положительной динамике, но это существенно ниже требуемой критической массы, и основываясь на теории систем управления, классифицируется автором как проблема развития открытой экономической системы (подсистема систем более сложного порядка) в условиях трансформации национальной экономики к режиму устойчивого развития (рис. 4).

Желаемые цели — функционирование (развитие) малого предпринимательства в масштабах, 2-3-кратно превышающих объективно необходимую критическую массу, и весь инструментарий системы управления, в том числе и посредством специальных налоговых режимов, должен быть направлен на реализацию данной целевой установки.

В результате исследования практики применения УСН и ЕНВД отмечается ряд проблем, к числу которых следует отнести:

• определение критериев в целях идентификации малых предприятий для получения ими права на применение указанных специальных налоговых режимов;

• существенность различий в учетных методиках (для целей финансового и налогового учета);

Налоговый кодекс Российской Федерации

Общий режим налогообложения

Налоговые льготы в виде освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога или сбора (гл. 21, 23, 24, 25,30,31 НКРФ)

Применение дифференцированных налоговых ставок (в том числе в размере О %) для отдельных категорий налогоплательщиков и объектов налогообложения (операций по реализации, доходов, имущества, видов добытых полезных ископаемых, объектов животного мира и водных биологических ресурсов, (гл. 21, 23, 25, 25,1, 25.2, 25,3, 26, 30, 31 НК РФ)

Налоговые льготы в виде освобождения от налогообложения отдельных видов доходов и имущества

(гл. 21, 23, 24, 25, 30, 31 НК РФ)

Налоговые льготы в виде особого порядка учета расходов и система вычетов, на которые уменьшаются доходы при исчислении налогов (гл. 23,24, 25 НКРФ)

Специальные налоговые режимы

Система

налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый

сельскохозяйственный налог)

(гл. 26.1 НКРФ)

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ)

Система

налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ)

Особые налоговые режимы

Особая экономическая зона в Калининградской области (Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ)

Особая экономическая зона в Магаданской области (Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ)

Особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические

зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны.

(Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ)

Бюджетное законодательство

Таможенный кодекс РФ (в части налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации)

Льготы, получаемые налогоплательщиками в рамках налогового администрирования, в том числе:

а) отсрочки, рассрочки уплаты налогов и сборов (ст. 61 - 64, 69 НК РФ);

б) налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит (ст. 61 -63, 65-68 НК РФ);

в) реструктуризация кредиторской задолженности организаций по налогам и сборам, а также пеням и штрафам (законы о федеральном бюджете на соответствующий год);

г) списание безнадежных долгов по налогам и сборам (ст. 59 НК РФ);

д) налоговая амнистия (Федеральный закон от 30.12.2006 № 269-ФЗ)

Рис 1. Механизм реализации социальной функции налогов в России

/ N

Система налогообложения

малого предпринимательства в РФ

V У

1

Общепринятая система Специальный режим налогообложения

Упрощенная система налогообложения

Система налогообложения с уплатой единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей

Рис. 2. Система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

Тыс. ед.

1000

750

500

250

□ 865

□ 560

□ 897 □ 890,^ 879 з п 882,3 ° 893 □ 829 1=1843

□ 953,1

т Э7<*Р

ГГ

ш

'IIIIII* Г111

1991 1992 1993 1994 1996 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Год

Рис. 3. Динамика роста малых предприятий в Российской Федерации (на конец года)

Существующее состояние (число МП в России около 1,035 млн ед., низкая Проблема Гипотетическое состояние (число МП не менее 3-5 млн ед., высокая степень эффективности

Решение проблемы

эффективность функционирования)

функционирования)

Рис. 4. Проблемы устойчиво воспроизводственного режима развития малого предпринимательства в экономике России

• отсутствие дифференциации базовой доходности по регионам и отраслевым сегментам;

• организационные сложности, обусловленные уровнем финансового менеджмента.

Как представляется, система мер, направленных на совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, должна быть акцентирована в первую очередь на упрощенной системе налогообложения и дифференцирована по таким направлениям, как административные, организационные и учетные (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления совершенствования упрощенной системы налогообложения малых предприятий

X

Административные

Организационные

Изменение круга критериев, позволяющих применять УСН

Изменение сроков подачи заявления по переходу на упрощенную систему

Совершенствование системы налогового учета на базе финансового

Расширение льгот и преференций

Активизация консультативной работы

Рис. 5. Меры регулирования развития малого предпринимательства инструментарием упрощенной системы налогообложения

В целях совершенствования УСН в интересах налоговой мотивации развития малого предпринимательства предлагается использовать такие индикаторы, как численность работающих, объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) и балансовая стоимость активов с учетом их региональной и отраслевой дифференциации. Кроме того, в целях привлечения малых предприятий к решению в государстве демографических проблем и проблем занятости населения представляется целесообразной дифференциация налоговых ставок при применении УСН в зависимости от доли в общей средней численности занятых на малом предприятии работников, принятых в рамках реализации государственной политики по привлечению трудовых ресурсов, осуществляемой в связи с реализацией внутренней миграционной политики через территориальное перераспределение трудовых ресурсов внутри страны, перепрофилирование рабочей силы, а также в связи реализацией внешней миграционной политики стимулирования притока в страну квалифицированной миграции, привлечения из-за рубежа наших соотечественников.

С учетом зарубежного опыта применения ЕНВД представляется целесообразным определение базовой доходности на основании отраслевых исследований, результаты которых позволяют более объективно определять налоговую базу, учи_ тывать индивидуальные

особенности осуществления предпринимательской деятельности.

Однако устойчивое развитие малого предпринимательства в интересах трансформации национальной экономики к инновационному типу социально-экономического развития требует и встречных мер со стороны внутренней бизнес-среды открытой экономической системы — «малое предприятие».

При обосновании налоговой политики малых

Учетные

Сближение налогового и финансового учета на базе финансового

Обеспечение учета всех объектов

Формирование финансовой отчетности

Отражение в учете налога

на прибыль по данным финансового и налогового учета

Таблица 2

Тип налоговой политики малого предприятия

Тйп политики Налоговая нагрузка на выручку от продаж, % Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, % Возможный набор мер управляющего воздействия на объект

Идеальная До 15 До 30 Политика строится в рамках ведения бухгалтерского учета, использования прямых льгот и возможностей действующей системы налогообложения, при необходимости высокого профессионального уровня главного бухгалтера и организации бухгалтерской службы. Наиболее сложные вопросы рассматриваются с привлечением налоговых консультантов. При незначительных оборотах возможно заключение договоров с аудиторскими фирмами на бухгалтерское обслуживание при выведении из штата бухгалтерской службы

Консервативная 16-35 31-50 Налоговая политика рассматривается как обязательный элемент общей финансовой политики, кразработке и реализации которой привлечены специалисты, выделенные в специальную службу. Для решения наиболее сложных вопросов и оптимизации налоговых схем заключается договор на абонентское обслуживание с аудиторской фирмой

Компромиссная 36-65 51-75 Налоговая политика подразумевает стратегическое планирование деятельности по всем направлениям, включая прогнозирование сумм налогового изъятия. Имеет место постоянная работа с налоговыми адвокатами и консультантами. Систематически осуществляется мониторинг состояния системы налогообложения в ее взаимосвязи с результативностью бизнеса

Агрессивная Более 65 Более 76 Рассматривается вопрос о смене налоговой юрисдикции или перепрофилировании деятельности

предприятий, использующих специальные налоговые режимы, возникает необходимость выбора и закрепления объекта налогообложения—доходы или доходы за минусом расходов.

Предлагается следующий алгоритм процесса выработки управленческого решения относительно выбора объекта налогообложения:

1-й этап — рассчитывается рентабельность оборота как отношение прибыли к выручке от продаж и, если рентабельность находится на уровне, превышающем 70 %, то в качестве объекта выбираем «доходы», если же рентабельность менее 30%, то в качестве объекта выбираем «доходы минус расходы». Если рентабельность продаж более 30 %, но менее 70 %,то выполняем 2-й этап;

2-й этап — сравниваем отношение планируемой суммы расходов, связанных с отчислениями в пенсионный фонд и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, к величине дохода и, если данный индикатор окажется более 0,03, то выбор в качестве базы налогообложения — «доходы», а если значение индикатора менее 0,03, то в качестве базы выбираем «доходы минус расходы».

Тип налоговой политики и соответствующий ей набор мер управляющего воздействия зависят от величины налоговой нагрузки. Налоговая политика как и другие элементы общей финансовой политики хозяйствующего субъекта (инвестиционная, инновационная, ценовая, маркетинговая,

амортизационная, учетная и. т. д.) подлежит оценке на предмет эффективности, поскольку представляет собой результат реализации управленческого решения в области налогообложения.

Для расчета и оценки взаимосвязей предлагается авторская методика, согласно которой рентабельность собственного капитала определяется по следующему алгоритму:

Квс= (Пч/РПбр) (РПбр/Нз) (Нз/Нп)х х(Нп/РП) (РП/А) (А/СК), где Пч — чистая прибыль;

РП — выручка-брутто от реализации продукции (товаров, работ, услуг); Нз — сумма налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки; Нп — сумма налоговых платежей, относящихся на прибыль или произведенных за счет прибыли; РП — выручка-нетто от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

А — средняя стоимость совокупных активов; СК — средняя стоимость собственного капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БурдинаА. А. Методология управления конкурентоспособностью промышленных предприятий. — М.: Изд-во «Доброе слово», 2007.

2. Коноплянник Т. М. Управление устойчивостью хозяйственных систем/ИРЭ РАН. — СПб, 2007.

3. Минакир П. А. Экономическая интеграция: пространственный аспект. — М.: ЗАО Издательство «Экономика». 2004._

ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.