НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ1
TAX REGULATION OF THE INVESTMENT OF ENTERPRISE
Яковлева Елена Анатольевна
д.э.н., профессор кафедры «Финансы и денежное обращение»
ФГБОУ ВПО СПбГПУ
по совместительству - профессор кафедры «Экономики и финансов» Финансового Университета при правительстве Российской Федерации (Санкт-Петербургский филиал).
[email protected] Варшавская Валерия Вячеславовна аспирант кафедры «Финансы и денежное обращение»
ФГБОУ ВПО СПбГПУ [email protected] Бучаева Светлана Азизовна Ст. преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение»
ГАОУ ВПО ДГУНХ, Россия
Аннотация
На государственном уровне стимулирование процесса модернизации предприятий происходит посредством налогово-бюджетного механизма, через систему льгот,налогового стимулирования (инвестиционного кредита, вычета, эффекта).В статье представлены факторы, влияющие на эффективность налогообложения предприятия, экономические подходы для оценки налогового бремени предприятия.
Abstract
The actuality of the research of tax effects of investing in research and development is due to the increase in the competitiveness of industrial companies of the Russian Federation. At the State level, stimulating the process of modernization of enterprises going through taxes and the State budget, through a system of benefits, tax incentives (investment credit, the deduction effect). The paper presents the results of a study on the identification of tax effects in the investment activity and the methods of analysis and assessment. Factors affecting the efficiency of taxation. Economic approaches to assess enterprise's tax burden and to assess the fiscal and financial effects in the practice of financial management.
Ключевые слова: налоги, бремя, денежные потоки, бизнес, бюджет, регулирование, денежные потоки, модель, оценка
Keywords: taxes, effects, burden, cash flow, budget, business, regulation, monetary flows, model, evaluation of the
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований (№ 12-02-00247 «Управление и оценка эффективности инновационного развития социально-экономических систем»)
Введение
Анализ мировых экономических событий последних лет, изменения налогового законодательства, указывают на наличие значительного потенциала налогового регулирования как важнейшего фактора длястабилизация экономического роста.Видные ученые-экономисты занимались проблемой регулирования налогового бремени: Лаффер
A. (1979), ЗанадворновВ. С. (2004), Мишкин Ф. (2006), Сломан Дж. (2006), Брызгалин А.
B. (2008 - 2010), однако неустойчивые экономические отношения в мире и РФ ставят эту проблему на новый уровень.
В РФ порядок расчета налоговой нагрузки регламентирован в Постановлении Правительства № 391 «Об утверждении Методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления (фиксации) факта увеличения этой величины» от 23.06.2006 и в методике ФНС № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007. Также заслуживают внимания методики, разработанные М.Н. Крейниной, Е.А. Кировой, М.И. Литвинина, А. Кадушина, Т.К. Островенко и др. Однако авторы при рассмотрении вопросовоценки налоговой нагрузки организации,ипредлагая ряд показателей и факторов, не учитывают налоговые эффекты, возникающие в инновационной деятельности предприятия.
Характеристика налоговой политики на макро- и микроуровне.
На микроэкономическом уровне - эффективность налоговой политики предприятия определяется наличием налогового бюджета в процедуре финансового планирования деятельности. Особенно это важно при планировании инвестиционного развития предприятия. Как видно из таблицы 1, налоговая нагрузка в России одна из самых больших в мире.
Таблица 1. Налоговая нагрузка в мире в % к ВВП
Страны % к ВВП
Дания 48%
Швеция 45%
Франция 44%
Германия 37%
Великобритания 35,5%
Россия 33%
Израиль 33%
США 25%
На макроэкономическом уровне эффективная налоговая политика формирует инвестиционную привлекательность предприятий, отраслей экономики, платежную дисциплину формирования государственного бюджета РФ, систему социальных амортизаторов и является рычагом воздействия государства на деловую активность общества. Неэффективность налогово-бюджетной политики сказывается на замедлении экономического роста промышленности, увеличении социальной напряженности (в том числе безработице), приводит к структурным диспропорциям в экономике, усилению теневого оборота и коррупции.
Управление налоговой политикой предприятием и выработка налогового бюджетаявляются легитимными инструментами ослабления налогового бремени при выборе режимов налогообложения организаций и (или) его планируемыхкрупных сделок, позволяют осуществлять оптимизацию структуры финансирования с помощью, так называемого, налогового щита, использовать легитимные налоговые вычеты и льготы, формировать дополнительные (внутренние) источники финансирования инновационной деятельности (экономия).Наибольшее влияние на инвестиционный климат, политику модернизации промышленных предприятий имеют налоговые эффекты инвестиционного стимулирования, которые позволяют сэкономить часть денежных средств предприятия, направить их на НИОКР, улучшить финансовые показатели предприятия, снизить налоговую нагрузку в целом.
Формирование налоговых эффектов и методы их оценки
Под налоговым эффектом понимается приращение экономического результата функционирования предприятия после проведения налоговой оптимизации, выраженное в абсолютных (например, экономия денежных средств) и относительных показателях (доля налогов к выручке). Структура налоговых эффектов представлена ниже на рисунке 2.
Щсвчо(н.о«Я и с
дай «Й к и « и на О о о о
Рис. 1. Способы налогового регулирования
Из рисунка 1 видно, что налоговые эффекты связаны с источниками их возникновения: по видам деятельности предприятия; налоговые вычеты; налоговая защита; налоговые льготы, налоговые эффекты в специальных налоговых режимах, инвестиционный налоговый кредит. Согласно статье 56 НКРФ «Установление и использование льгот по налогам и сборам» порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Их можно подразделить на три категории - налоговые кредиты, изъятия и скидки - в зависимости от принадлежности элемента налога.Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований... на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.(ст. 64 НКРФ).
Наиболее распространены налоговые эффекты при организации смет поНИОКР, в информационном бизнесе. Следует учитывать налоговые преимущества ведения бизнеса в консолидированной группе налогоплательщиков.«Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора . в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков» (ст. 25.1). Налоговые вычеты установлены НКРФ как стандартные и регулируемые, т.е. их применение может регулироваться предприятием самостоятельно в процессе его деятельности.Налоговые
льготы подразделяются на три вида: изъятия, когда из-под налогообложения выводятся отдельные объекты; скидки, которые могут направлены на уменьшение налоговой базы и налоговый кредит, который уменьшают саму налоговую ставку. Специальные налоговые режимы представляют собой упрощенный порядок исчисления и уплаты налогов (УСНО, ЕНВД, ЕСХН).
Налоговым кодексом установлено, что инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (одному или нескольким) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком: налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога. Срок предоставляемого кредита может быть установлен от одного года до 5 лет. Процентная ставка по нему не должна превышать ставки рефинансирования ЦБРФ. Внесенные изменения в статью 67 НКРФ увеличивают сумму инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 процентов стоимости приобретенного компанией оборудования, используемого, в частности, для повышения эффективности производства, проведения НИОКР или технического перевооружения собственного производства. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита, принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления от общества14, а не одного месяца, как это было раньше.
Таблица 2. Сравнительный анализ банковского и налогового инвестиционного кредита и отсрочки от уплаты налогов
Параметры Инвестиционный налоговый кредит Меры по отсрочке (рассрочке) уплаты налогов и сборов Банковское кредитование
Органы, принимающие решения Государственные Государственные Банковское руководство
Основание В соответствии с 61, 67 НКРФ В соответствии с 62, 64 НКРФ Экономическая политика банка, ценообразование на рынке банковских услуг ФЗ № 395-1 "О банках и банковской деятельности"
Цель кредитодателей Инновации, модернизация, НИОКР Недопущение банкротства налогоплательщика и его финансовое оздоровление Получение прибыли по кредитным операциям
Форма Залог, Залог, поручительство Залог, поручительство,
обеспечения поручительство (в ряде случаев необязательно) гарантия
Процентная ставка Ставка рефинансирования ЦБРФ Устанавливается государством (в ряде случаев не начисляются) Зависит от условий заключенного кредитного договора
Характер представляемых средств Экономия денежных средств налогоплательщика Экономия денежных средств налогоплательщика Финансовые ресурсы банка
Преимуществамиинвестиционного налогового кредита с точки зрения государства:
- им воспользоваться может только функционирующее предприятие, т.к. порядок предоставления осуществляется по финансовым результатам предприятия;
- отсутствует возможность перевода кредита в денежную форму;
- государство в правеначислить проценты за пользование кредитом.
Однако получению данного вида кредита препятствуют отсутствие в НКРФ четких оснований для его предоставления. Следует внести в НКРФ пояснения НИОКР, техническое перевооружение; внедренческая деятельность; инновационная деятельность; особо важный заказ; особо важные услуги населению.Необходимость согласовывать составленный бизнес-план для получения инвестиционного налогового кредита с органами Минэкономразвития России.Получение инвестиционного налогового кредита ведет к прямым финансовым потерям налогоплательщика, так как начисленные по данному виду кредита проценты не признаются в составе расходов для налогообложения прибыли организаций.
Эффективность привлечения инвестиционного налогового кредита определяется надежностью, а сложность его привлечения состоит в условиях его предоставления.
С 1 января 2012 года согласноФЗ от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" введен новый экономический механизм. В рамках такого договора двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и вести совместную инвестиционную деятельность для извлечения прибыли. Речь идет о приобретении и (или) отчуждении не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств. Срок договора не должен превышать 15 лет. Закон вводит новое понятие: «совместная инвестиционная деятельность», под которой понимается осуществляемая товарищами совместно на основании договора инвестиционного товарищества деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов
срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств. Инвестиционное товарищество не является налогоплательщиком по налогу на прибыль, и каждый товарищ самостоятельно уплачивает налог на прибыль или НДФЛ с доходов, полученных от деятельности товарищества (п. 1 ст. 24.1 НК РФ) [1]. Определение налоговых обязательств каждого товарища производится на основании расчета финансового результата инвестиционного товарищества. Расчет финансового результата осуществляет уполномоченный управляющий товарищ. Он представляет расчет в налоговый орган по месту своего учета, а копии направляет участникам товарищества, указывая каждому из них приходящуюся на его долю часть прибыли или убытка товарищества. Товарищи включают соответствующие сведения в свои налоговые декларации.
Налоговая защита возникает в условиях заемного финансирования инвестиционной (и хозяйственной) деятельности предприятия. Можно выделить банковское кредитование (заимствование), «перекрестное субсидирование» в холдинге и присущие им налоговые преференции по признанию процентных расходов в уменьшении налогооблагаемой базы налогу на прибыль. В финансовой деятельности налоговая защита связана с понятием финансового рычага и его эффектом. В инвестиционной деятельности предприятия налоговая защита реализуется при проведении лизинговых операций, а так же при начислении ускоренной амортизации имущества предприятия, включая применение 10% амортизационной премии (30 % - по основным средствам, относящимся к 3-7 группам амортизации) [1]. Помимо этого, налоговая защита возникает при реорганизации доходной или расходной части бюджета предприятия и его соответствующей инфраструктуры, в случае их возможного частичного выделения в виде отдельных объектов налогообложения [3].
Особая роль налоговых эффектов отведена законодательством при налогообложении прибыли - это применение ускоренного механизма амортизации, в том числе лизинг; использование амортизационной премии в размере 10% в первый период начисления амортизации; освобождение расходов на НИОКР от уплаты НДС, и включение всех расходов на НИОКР в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, как возникшие положительные результаты, так и достигнутые положительные результаты; льготы для отдельных видов деятельности (1Т-отрасль, добывающие отрасли) - путем списания стоимости основных средств в расходы текущего периода; возможность учета убытков прошлых лет для исчисления налога на прибыль.
Особое значение в развитии экономики РФ и стимулировании инвестиционной активности имеет осуществление инновационной деятельности и поддержание малого предпринимательства.
Факторы, влияющие на эффективность налогообложения предприятия
На основе представленной систематизации основных типов налоговых эффектов, можно выделить факторы, которые влияют на эффективность налогообложения доходов предприятия.В системе бухгалтерского и налогового учета - это однозначность толкования законодательства о налогах и сборах с учетом его изменений и дополнений; формирование расчетных налоговых показателей посредством данных налогового учета, в особенности авансовых платежей; формирование элементов учетной политики предприятия для целей оптимизации налогообложения.
В финансовой деятельности предприятия факторами, влияющими на оптимизацию налогообложения, являются: ведение налогового бюджета в системе общего планирования,налогово-юридическая проработка крупных сделок, мониторинг уровня налогового бремени, отслеживание и практическое применение льгот, корректировка налогового учета и налоговой политики вслед за изменениями НКРФ и подзаконных актов.
В инвестиционной деятельности предприятия факторы, обеспечивающие формирование налоговых эффектов связаны с способами амортизации имущества; определением видов деятельности на основе налоговых преимуществ (каникул), создание оптимальной структуры объектов налогообложения; применение лизинговых операций и дивидендных схем.
Налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством РФ, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 [1, ст. 262.2].
Таблица 3. Доходная часть консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2012 г.
Доходная часть консолидированного бюджета Млрд. руб. в % к доходам в % к ВВП
Доходы - всего и из них: 23435,1 37,4
налог на прибыль организаций 2355,7 10,1% 3,8
налог на доходы физических лиц 2261,5 9,7% 3,6
страховые взносы на обязательное социальное страхование 4103,7 17,5% 6,6
налог на добавленную стоимость: 3546,1 15,1% 5,7
акцизы по подакцизным товарам (продукции): 837 3,6% 1,4
налоги на совокупный доход 271,3 1,2% 0,4
налоги на имущество 785,5 3,4% 1,3
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2484,5 10,6% 4
доходы от внешнеэкономической деятельности 4962,7 21,2% 7,9
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 836,6 3,6% 1,3
платежи при пользовании природными ресурсами 132,9 0,6% 0,2
безвозмездные поступления 92,1 0,4% 0,1
По данным газеты «Коммерсантъ»: «Российская Федерация по отношению уровня налогового бремени к предельно допустимому находится на уровне крупнейших экономик ЕС, возможность повышения его для страны не превышает 15%». В докладе МВФ "Налоговый монитор" введен показатель <Лахе1¥ог1;», который показывает отношение достигнутого уровня налогообложения (МВФ включает в него социальные сборы и налоги без учета господдержки в экономике, например грантов) к предельно возможному. Последний рассчитывается как уровень налогового бремени, который в среднесрочной перспективе генерирует динамику ВВП, приводящую к снижению налоговых поступлений. Так, в группе развитых стран самый высокий taxeffort имеет Норвегия (91%), обладающая также весьма высоким в этой группе налоговым бременем (сборы налогов составляют 43,2% ВВП). Россия так же близка к теоретическому пределу налогового бремени, как Франция и Бельгия,— taxeffort здесь составляет 85% — при том, что две эти экономики собирают 45-46% ВВП в виде налогов, а для России этот показатель — 35%. В группе развитых стран подобный российскому уровень налогового бремени имеют Великобритания, Словения, Португалия и Израиль, но там taxeffort оценивается в 0,75 — на практике из этого должно следовать, что при прочих равных "резервы" для роста налогообложения в этих странах почти вдвое выше российских.
Финансирование инновационной деятельности (прямое и косвенное) в процентах к
ВВП, 2011
Рис. 2. Государственная поддержка и налоговое стимулирование инновационной деятельности
Из рисунка можно сделать вывод, что система налогового стимулирования инновационной деятельности в РФ развита слабо. Соотношение налоговой нагрузки и доходов налогоплательщиков (корпораций и граждан) зависит от многих факторов (масштаб деятельности, льготы, территориальный признак, материалоемкость производства, наличие инноваций, средний уровень заработной платы, внешнеэкономическая деятельность). Так для граждан и индивидуальных предпринимателей с ежеквартальными оборотами до 1 млн. руб. удельный вес налогов в доходах может составлять 13-15%. А для промышленных предприятий удельный вес налогов в доходах может быть 43-80% от выручки.
ФНС России на своем сайте www.nalog.ru в разделе «Налоговый контроль» опубликовала средние показатели рентабельности и налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2012 год. Так, например, согласно обновленным показателям рентабельность в оптовой торговле снизилась с 13,8% в 2011 году до 10,5% в 2012-м, в розничной торговле увеличилась с 3% в 2011 году до 3,6% в 2012-м, в строительной сфере осталась практически на прежнем уровне — 6,7% в 2012 году против 6,8% в 2011-м. Налоговая нагрузка в рознице в 2012 году составила 3,9% (в 2011 году — 3,4%), у оптовиков — 2,5% (в 2011 году — 2,1%), в строительстве — 13% (в 2011 году — 12,2%). Но в данный расчет и в налоговую нагрузку «модельной компании» из документа «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на
плановый период 2015 и 2016 годов» включили лишь налог на прибыль и отчисления в фонды (косвенные налоги (НДС, акцизы), налоги ресурсного и имущественного типа отсутствуют).
Итак, мерами правительства, направленными на стимулирование развития инновационной деятельности в России и модернизации предприятий к 2013г.сталив области сокращения взносов в страховые фонды с 30%до 14% с фонда оплаты труда для компаний 1Т сектора, аккредитованных в Минсвязи РФ, для проектных и научных организаций, аккредитованных в Минпромторге и Минобрнауке РФ, для компаний-резидентов технико-внедренческих экономических особых зон (согласно перечню. В 25 Главе НКРФ - освобождение от налога на прибыль организаций сферы здравоохранения и образования, а также приотчисления от 3% до 5% выручки в «специальный фонд предстоящих расходов на НИОКР» для государственных компаний и частных. Произошло упрощение процедуры администрирования для затрат на НИОКР с коэффициентом 1,5.Конкретными шагами минимизации в налоговом планировании являются методы определения выручки (ст. 273 НК РФ); способы амортизации основных средств (ст. 259 НК РФ) с учетом повышающих и понижающих коэффициентов (п. 7, ст.259 НК РФ); применение лизинговой схемы (п.10, ст. 264 НК РФ); способы списания запасов (ст. 254 НК РФ); создание резервов (ст. 324; ст. 260; ст. 266- 267 НК РФ); отсрочка или рассрочка платежей.
Экономические подходы для оценки налогового бремени предприятия
Определение относительной величины налогового бремени можно по формуле:
(1)
Где j - это вид налога для организации-налогоплательщика.
В ряде случаев как финансовый показатель в формуле (1) может быть рекомендованы - выручка без НДС, валовая или частая прибыль, реже себестоимость продукции за соответствующий период. В некоторых случаях можно использовать и рыночную стоимость (активов) предприятия, например, для сравнительного анализа.При анализе налоговой ситуации наряду с показателями налогового бремени, используют и термин «эластичность налогов», характеризующий силу давления налогового бремени на изменение соответствующего фактора (чаще всего рассчитывается относительно выручки):
(2)
Т.е. А%ЕНалогов - этоизменение суммы приизменении фактора, на них
воздействующего, %.
Снижение налогового бремени является обобщающим критерием эффективности легитимного регулирования налогообложения предприятия, что позволяет повысить общую эффективность деятельности предприятия [3]. В целом, на микроэкономическом уровне механизм налогового регулирования содержит меры фискального, регулирующего и стимулирующего характера, последние направлены на расширение налоговой базы при исчислении соответствующих налогов. На макроэкономическом уровне налоговое регулирование экономики основано на перераспределении ВВП, которое сказывается на структурных пропорциях в общественном производстве, темпах роста экономики, сырьевой зависимости и т.д.
Заключение
Налоговая политика государства в целях регулирования инновационного процесса на предприятиях должна учитывать системный подход к установлению льгот не только на постоянной основе, а также льготы, сами по себе, должны быть нейтральными по отношению к деятельности предприятия и категории налогоплательщиков. Льготы (кредиты, каникулы) должны быть сфокусированы на стимулировании НИОКР как начального этапа процесса воспроизводства, в капитальные вложения, в фундаментальные научные исследования и т.д. до инвестирования в функционирующее предприятие и его инновационные проекты. В данных условиях представляется, что главной составляющей "налогового маневра" в части стимулирования предпринимателей к определенной активности и роста финансовых ресурсов для осуществления инвестиций должна стать взвешенная политика в части использования имеющихся и вновь вводимых налоговых льгот и переосмысление их роли и содержания. Налоговая политика государства должна быть нацелена на расширение налоговой базы, что может обеспечить увеличение бюджета страны без усиления налогового бремени.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
3. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов (ОНБП).
4. Яковлева Е. А. Управление налоговыми эффектами в инновационной деятельности предприятия. / «Налоги», 2008, №45.
5. Яковлева Е.А. Управление стоимостью промышленного предприятия в условиях инновационного развития. Диссертация на соискание ученой степени доктора
экономических наук / Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2009. с.400
6. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Экономическое моделирование налоговой нагрузки предприятия: налоговые эффекты в инвестиционной деятельности (монография). Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 208
7. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Управление стоимостью организации в инновационном процессе: эффективность инноваций в производственной сфере (монография) Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 242 .
8. Козловская Э. А., Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Финансовая стратегия прогнозирования промышленного предприятия (монография). Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 210 .
9. Козловская Э. А., Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Демиденко Д. С., Экономика и управление инновациями. 3-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»)). М.: Экономика, 2012. 357 с.: ил. - (Высшее образование).
10. Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А., Власова М.С. Факторный анализ динамических нормативных моделей в системе информационного обеспечения менеджмента // Известия Международной академии аграрного образования. - СПб. -2012. - № 14. Т.2. - С.236-240.
11. Суханов О.В. "Патентная система налогообложения. Плюсы и минусы?" Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения)» // Материалы XII международной научно-практической конференции (22 марта 2013 г. Санкт-Петербург). Т 1. - СПб.: Изд-во МБИ, 2013 с. 137-139
12. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Финансовый менеджмент. 1-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»)) М.: Экономика, 2013. 372 с.: ил. - (Высшее образование).
13. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Оценка бизнеса.1-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»). М.: Экономика, 2013. 357 с.: ил. - (Высшее образование)
14. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 6 (54). С. 17.
15. Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 5 (53). С. 50.
16. www.garant.ru
17. www.kommersant.ru
18. www.minfin.ru
19. www.nalog.ru
20. www.webeconomy.ru