АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В МИРЕ
WORLDMETHODS AND FORMS ANALYSIS OF FUNDING FOR SCIENTIFIC RESEARCH
Воротилов Михаил Борисович
студент, Санкт-Петербургский Государственный Политехнический университет,
специальность «Финансы и кредит», E-mail: mbv2011@ya.ru Бучаева Светлана Азизовна ст. преподаватель кафедры «Налоги и налогообложение»
ГАОУ ВПО ДГУНХ, Россия Слепухина Анна Алексеевна соискатель кафедры «Финансы и денежное обращение»
ФГБОУ ВПО СПбГПУ annja@inbox.ru
Аннотация
В статье проанализированы доступные источники финансирования инновационной деятельности предприятия, приведена оценка методов финансирования нововведений в зарубежных странах на примере США и Норвегии. РассмотреныособенностифинансированияпроектоввгидроэнергетическойотраслиРосси и
Abstract
The article analyses the available sources of financing of innovation activity of enterprises, is the evaluation of methods of financing innovation in foreign countries for example, the United States and Norway. The features of financing projects in the hydroelectric industry
Ключевыеслова: НИОКР, финансирование, инновационнаяполитика, дезинвестиции, грант, гидроэнергетическаяотрасль.
Keywords: research and development, financing, innovative policy, disinvestment, grant, hydropower industry.
Введение
Вопросами финансового обеспечения научных разработок в разное время занималисьЛ.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, Дж.К. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, Н.Д. Кондратьев, Д.С. Львов, К. Маркс, В.К. Сенчагов, Дж. Стиглиц, Ф. Бродель, М. Вебер, Э. Гидденс, П. Друкер, В.Л. Иноземцев, Н.И. Лапина, А.И. Пригожин, Б. Санто, Ю.П. Васильев, Н.И. Иванова, О.Г. Голиченко, Э. Кириченко, Л.Э. Миндели, М.Г. Мнеян, Г.С. Хромов и др.
В настоящее время правительством России принята «Стратегия 2020», базирующаяся на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Однако имеется ряд проблем, которые требуют своего обсуждения и решения, такие как:
1. Недоступность источников финансирования
2. Экономическая безопасность и легитимность использования научных разработок
3. Недостаточная проработанность вопросов защиты прав ОИС
4. Проблема модернизации промышленного кластера при быстро сменяющихся технологиях производства
5. Нехватка рабочих специалистов
6. Масштабность информатизации экономических процессов
7. Глобализация экономики.
Основными источниками, финансирования научных разработок, рассматриваемые в рамках данной статьи, являются - государственное финансирование (РФФИ, РГНФ), венчурные фонды, кредиты банка, лизинг, размещение ценных бумаг на фондовом рынке, а также внутренние источники финансирования (нераспределенная прибыль, экономия затрат, перераспределение затрат, ускоренная амортизация, налоговая экономия, замещение фондов, дезинвестиции). Кроме того, инвестиционный климат во многом зависит от налогово-бюджетной политики страны, системы высшего профессионального образования, наличия свободных экономических зон, налоговых преференций, льгот, процесса создания технопарков, бизнес-инкубаторов, механизма ГЧП, инвестиционных товариществ.
1. Анализ государственной политики России при поддержке науки и производства.
В настоящее время в России лишь крупнейшие сырьевые компании вовлечены в процесс финансирование инновационного сектора. По данным Европейского социально-экономического комитета, а также Росстата, уровень инновационной активности предприятий в России за последние 5 лет в среднем находился на уровне 9,6 % (Рис.1). Для сравнения: в Европейском союзе средний показатель достигает 53% [10,14].
Рис. 1 Инновационная активность по странам в процентах.
Программа развития экономики России до 2020 года, принятая правительством Российской Федерации содержит в себе следующие пункты: переход в том числе производственного сектора на обновленную технологическую базу, структурирование диверсификации сферы экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов. В программу также входит совершенствование качества человеческого потенциала, что включает в себя грамотную подготовку кадров, начиная с работы с ВУЗами, и заканчивая целенаправленной переподготовкой специалистов.
В большинстве случаев в Российской Федерации в прямом финансировании инноваций задействованы государственные средства. В числе посредников являются, государственные научные фонды, такие как Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Финансирование инноваций осуществляется на конкурсной основе в форме грантов. Ежегодно принимается пропорция средств, выделяемых на финансирование инноваций. Основная часть средств Фонда (свыше 70%) направляется на финансирование инициативных научных проектов, выполняемых небольшими научными коллективами (до 10 человек) или отдельными учеными. Средства РФФИ формируются из государственных ассигнований, составляющих до 6% от средств, выделяемых на гражданскую науку в бюджете Российской Федерации, а также
добровольных взносов предприятий, учреждений и граждан. Объем финансирование РФФИ из бюджета государства в 2013 году составил свыше 8 млрд. рублей [17].
Поддержка РГНФ проектов осуществляется в рамках основного конкурса, региональных, международных, целевых, поддержки молодых ученых, совместных конкурсов и конкурса по подготовке научно-популярных изданий. Объем финансирования из бюджета государства в 2013 составил 1,3 млрд. рублей [16]..
2. Формы и методы корпоративного финансирования
В целях выделения средств на финансирование инноваций, предприятие определяет источники их финансирования (внутренние или внешние).
Одним из источников внутреннего финансирования является нераспределенная прибыль, остающаяся после из чистой прибыли дивидендов по акциям. Финансирование из этого источника доступно лишь компаниям со стабильно растущим оборотом.
Исторически банковские кредиты и кредиты других коммерческих организаций являются важнейшим источником поддержки растущих отраслей промышленности. Однако в настоящее время за счёт банковских кредитов формируется не более 3-4% от общего количества инновационных проектов. Причиной тому являются высокие ставки по кредитам, архаичная процедура кредитования, а также высокий риск невозврата кредита.
Часто финансирование инноваций происходит в форме лизинга, когда лизингополучатель фактически получает кредит, сумма которого равна стоимости предоставленного ему оборудования. Весь лизинговый платеж предприятий относится на затраты и уменьшает налогооблагаемую прибыль. Также уменьшается и налог на имущество предприятия, так как оборудование, переданное в лизинг, амортизируется значительно быстрее.
Размещая свои ценные бумаги на фондовом рынке, предприятие также может добиться притока значительного объема денежных средств.
Применение ускоренных способов начисления амортизации даёт возможность в сжатые сроки накопить достаточные амортизационные отчисления, а таким образом, у предприятия появляются широкие инвестиционные возможности. Положительный эффект от применения метода также заключается в том, что себестоимость продукции в первые годы использования увеличивается на величину дополнительной амортизации, а прибыль на эту же величину снижается.
Предприятие также может пропорционально обороту включать затраты на НИОКР в себестоимость продукции.
Большое влияние на инвестиционный климат оказывает работа механизма Государственно-частного партнерства (ГЧП). Примерами работы данного механизма является создание венчурных фондов, осуществляющих инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий. В настоящее время в России существует 7 венчурных фондов в рамках ГЧП общим объемом около 19 миллиардов рублей. Доли Российской венчурной компании и частных инвесторов в каждом фонде примерно равны.
Инновационной для российской практики формой финансирования являются дезинвестиции (ДИ). ДИ позволяют уменьшить объем активов, придав им приемлемую структуру, тем самым не снижая объем реализованной продукции и прибыли [11].
Предприятие также имеет возможностьприменения налоговой экономии, использую различные ее формы. Эффект достигается за счет сокращения величины налога на прибыль, относя проценты по кредиту, амортизации и лизинговых платежей на расходы. Также, в случае работы предприятия по упрощенной системе налогообложения (УСНО), возможен выбор оптимального варианта исчисления налога: 6% от дохода или 15% от дохода (10% - в Санкт-Петербурге), уменьшенного на величину расхода (выбор зависит от ресурсоемкости бизнеса).
Одним из вариантов решения вопроса финансирования инноваций может стать создание или развитие технопарков, объединяющих учёных, которые таким образом имеют возможность заниматься исследовательской деятельностью, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения в производство результатов своей деятельности. Однако, на примере «Сколково» можно убедиться в несовершенстве системы образования технопарков и необходимости переработки законодательства в этой сфере. В частности, по мнению российского политического деятеля Альфреда Коха, строительство технопарков бессмысленно без параллельной модернизации экономики страны.
3. Особенности финансирования в гидроэнергетической отрасли России
Гидроэнергетика является инфраструктурой для деятельности и развития целого ряда важнейших отраслей экономики и страны в целом. Лидером в производстве энергии с 2004 г. является российская генерирующая компания ОАО «РусГидро».
С 01 января 2014 года установленная мощность группы РусГидро составила 37,5 ГВт. Суммарная тепловая мощность составляет 16 168 Гкал/час. В состав компании входит: 19 филиалов в 17 регионах России, включающих 47 ГЭС и ГАЭС, а также 2
ГеоЭС (ДЗО ОАО «Геотерм»), плюс мощности ОАО «РАО Энергетические системы Востока». Всего Группа «РусГидро» контролирует более 70 объектов возобновляемой энергетики. Крупнейшая в России — Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего (6400 МВт), 9 станций Волжско-Камского каскада общей установленной (более 10150 МВт), первенец большой гидроэнергетики на Дальнем Востоке Зейская ГЭС (1330 МВт), Бурейская ГЭС (2010 МВт). [15]
Рис. 2. Установленная мощность крупнейших мировых компаний-аналогов, МВт (Источники:Данные компаний, www.rushydro.ru)
Финансирование гидроэнергетики можно разделить на два основных направления - проектное финансирование и непосредственное вложение средств в строительство. Начиная с 2005 года в гидроэнергетической отрасли появились реальные проекты, где финансирование ведется с привлечением кредитов и различных финансовых инструментов.
Финансовая оценка проекта производиться с помощью финансового моделирования. Финансовое моделирование использует в качестве входных данных издержки проекта и потоки доходов, и позволяет оценить прибыльность проекта (выходные данные). Оно может применяться для оценки влияния различных рыночных условий, трендов и рисков на финансовую устойчивость проекта, а также включать анализ различных экстремальных сценариев (используя, например, коэффициент покрытия долга).
Под издержками проекта понимаются расходы на оборудование и прочие закупки, заработная плата, налоги, издержки на приобретение прав на использование земельных/водных ресурсов, а также издержки, связанные с решением экологических и социальных вопросов. К сопутствующим рискам относятся инфляционные риски,
риски нарушения цепочки поставок, контрактные риски, риски неопределенности длительности лицензий на выработку ресурсов, задержек, а также неопределенности, связанные с экологическими и социальными вопросами и мероприятиями по устранению/смягчению эффектов. Под возможностями проекта понимаются, например, возможности экономии, возникающие за счет выбора площадки или оптимизации строительства. Оценка может включать в себя независимый анализ (юридическое заключение) контрактных договоренностей.
Вопросы, относящиеся к потокам ресурсов, включают в себя анализ функционирования рынка электричества и экономических двигателей, обуславливающих выход новых участников на рынки (например, углеродное финансирование, контракты на покупку электроэнергии). Среди факторов, влияющих на размер прибыли, можно выделить стратегию продаж (торги на открытом рынке, выработка на пике/при стандартной загрузке, дополнительные услуги), а также услуги, не относящихся напрямую к гидроэлектроэнергетике: орошение земель, поставки воды, предотвращение наводнений, судоходство.
К анализируемым финансовым показателям могут относиться показатель отношения заемных и собственных средств, финансовые рейтинги, наличие кредитных гарантий, анализ финансовой устойчивости спонсора (с учетом правомерности переноса обязательств проекта на спонсора). Возможно также вычисление внутренней нормы доходности и чистой приведенной стоимости для проекта.
Особенностью финансирования гидротехнического строительства является то, что главным источником финансирования строительных работ являются собственные средства и деньги заказчиков. Собственные средства компании немедленно вкладываются в производство и закупку техники, однако авансы заказчиков на короткое время остаются на счете компании.
С целью максимизации надежности работы оборудования и безопасности гидротехнических сооружений на всех действующих станциях ОАО «РусГидро» реализует программу технического перевооружения и реконструкции, которая разработана с учетом фактического и прогнозного состояния оборудования, зданий и сооружений, а также требований отраслевых и корпоративных стандартов. При подготовке инвестиционной программы ОАО «РусГидро» исходит из приоритета обеспечения безопасности и безаварийности эксплуатации действующих объектов и финансирования мероприятий по ликвидации последствий аварии. Важнейшими принципами эксплуатации гидроэнергетических объектов, входящих в состав ОАО
«РусГидро», являются обеспечение их технической безопасности и системной надежности. В 2012 году финансирование программы технического перевооружения и реконструкции (ТПиР) ОАО «РусГидро» составило 33.12 млрд руб., что составляет 127% от годового плана. Отклонение от планового финансирования обусловлено выполнением дополнительных работ по реконструкции гидротурбин Волжской, Жигулевской, Камской ГЭС, а также расширением перечня реконструируемого оборудования других станций.
В целом объем финансирования Инвестиционной программы за 2012 год, в том числе мероприятий, предусмотренных Программой комплексной модернизации генерирующих объектов на период 2012-2025 гг., составил 97,07 млрд. рублей, что составляет 99% от плана финансирования.
Инвестиционная программа РусГидро на 2014-2018 годы предусматривает: объем финансирования - 360 868,55 млн. рублей; ввод дополнительной мощности в объеме 2 641,34 МВт. В 2014-2018 годах планируется профинансировать строительство объектов новой генерации в объеме 55 864,6 млн. рублей, в том числе:Усть-Среднеканской ГЭС;Богучанской ГЭС;Гоцатлинской ГЭС;Загорской ГАЭС-2;Нижне-Бурейской ГЭС;Зеленчукской ГЭС-ГАЭС [15].
Таким образом, большинство проектов в гидроэнергетике осуществляется в рамках проектного финансирования, так как проект подразумевает большое количество организаций, как участвующих в его финансировании, так и задействованных на различных этапах его подготовки и реализации.
4. Оценка зарубежного опыта
Финансирование всех разработок и нововведений в США осуществляется примерно в следующих пропорциях: 35% — из федерального бюджета (около 200 млрд дол. США); 60 — за счет собственных средств производственных компаний; 5% — из средств правительств штатов, органов местного самоуправления, колледжей, университетов и частных фондов. Поддержка университетских инновационных исследований проводится методом предоставление фантов - т.е. безвозвратной финансовой помощи.
Важным направлением реализации государственной политики в развитии инновационной деятельности в США является поддержка малого инновационного предпринимательства. На указанные цели там ежегодно затрачивается свыше 5 млрд долларов из государственных средств и 935 млн дол. — из средств частного сектора.
Особой популярностью в США пользуется косвенное стимулирование инновационной деятельности. Существует налоговая скидка в размере 20%, предоставляемая налогоплательщику в объеме превышения им расходов на научно-исследовательскую деятельность над объемом расходов базового периода на данную деятельность («theincrementalcredit»).
В налоговых системах большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая США, расходы на разработки и исследования считаются капитальными затратами (СарЕх) и амортизируются в течение 5 лет с момента их осуществления, либо расходами бизнеса, и тогда вычитаются из налогооблагаемой базы в текущем отчетном периоде.
Система налоговых льгот для предприятий, финансирующих инновационную деятельность, существует и в Норвегии. Налоговые вычеты снижаются на 18-20% (в зависимости от числа сотрудников компании) при условии, если на НИОКР предприятие тратит аналогичное количество средств.
Структура налогообложения нефтяных компаний Норвегии стоит на стандартном корпоративном налоге (28%), дополняемым специальным налогом (50%) на сверхприбыль заявленной (в данном случае нефтяной) деятельности. Компании имеют право на реализацию льгот и послаблений, чтобы покрыть расходы на НИОКР, по геологоразведке, операционными затратам (OperatingExpenditures) на вывод из эксплуатации производственных мощностей.Таким образом, поддерживается освоение сектора новыми компаниями, нивелируя риск затрат на случай, например, безуспешного бурения предполагаемого месторождения нефти.
Следует упомянуть и о другой меры налоговой политики - при завершении производственного процесса, в качестве компенсации дефицита денежных средств.
Перечисленные меры направлены на освоение новых месторождений расположенных вблизи территорий с развитой инфраструктурой, на разведку новых территорий и добычу из зрелых месторождений, где требуются небольшие капиталовложения в инфраструктуру.
Из встсчника "Госудста!' Из источника "бизнес1
Рис.3Объемы финансирования НИОКР на одного исследователя по источникам «бизнес» и «государство» (в долл. США).
Заключение
В ходе работы над статьей был проведенанализгосударственной политики России в сфере поддержки и финансирования инновационного сектора, приведены формы государственно-частного партнерства в этой сфере. Рассмотрены формы и методы корпоративной экономии, реструктуризации затрат с целью выделения средств на финансирование научных разработок. Раскрыты особенности финансирования проектов в гидроэнергетической отрасли России, на примере ОАО «РусГидро».
Оценензарубежный опыт государственного поощрения инвестиций в науку, а также выгоды от инновационной деятельности в США и Норвегии.
Библиографический список:
1. Гаджиев М.М., Бучаев Я.Г., Яковлева Е.А. Редукция затрат и операционный риск при инвестировании НИОКР: вопросы маржинального анализа // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4 (64). С. 52.
2. Гаджиев М.М., Бучаев Я.Г., Яковлева Е.А. Ценностноориентированный подход к управлению предприятием: инвестирование в новые технологии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4 (64). С. 53.
3. Гаджиев М.М., Мудунов А.С., Яковлева Е.А. Механизм управления экономической эффективностью деятельности организаций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4 (64). С. 51.
4. Гаджиев, М.М. Анализ экономической эффективности инновационной деятельности предприятий / М.М. Гаджиев, Е.А. Яковлева // Инновации. - СПб. -2010. - № 2 (136).
5. Камилов М.К.Б., Магомедов А.М. Институциональная поддержка инновационной активности в регионе // Вопросы структуризации экономики. 2014. №1. С. 88-91.
6. Козловская Э. А., Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Демиденко Д. С., Экономика и управление инновациями. 3-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»)). М.: Экономика, 2012. 357 с.: ил. - (Высшее образование).
7. Магомедов А.М. Экономика фирмы: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Магомедов, М. И. Маллаева. Москва, 2012. Сер. Вузовский учебник (Изд. 2-е, доп.)
8. Слепухина А.А. Институциональные особенности и факторы развития экономики России. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4 (64).
9. Слепухина А.А. Проблемы финансирования инновационного сектора промышленности Росси. Материалы 15-й Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика». - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - 426 с.
10. Финансы в нестабильной экономике: Монография / Под ред. проф. Н.Н.Погостинской. - СПб.: Изд-во МБИ, 2010. - 208 с.
11. Яковлева Е.А. Управление стоимостью промышленного предприятия в условиях инновационного развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов" Санкт-Петербург, 2009
12. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Оценка бизнеса.1-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»). М.: Экономика, 2013. 357 с.: ил. - (Высшее образование)
13. Европейский социально-экономический комитет URL: http://www.eesc.europa.eu/
14. Федеральная служба государственной статистики URL: www.gks.ru
15. ОАО "РусГидро"www.rushydro.ru/
16. Портал РГНФ URL: www.rfh.ru/
17. Портал РФФИ URL: www.rfbr.ru