Научная статья на тему 'Индикаторы эффективности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в условиях модернизации экономики'

Индикаторы эффективности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНДИКАТОРЫ / РАЗВИТИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГИ / РЕЖИМЫ / СТАВКИ / МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иманшапиева М. М.

В статье с учетом особенностей субъектов малого предпринимательства аргументирована необходимость усиления роли налоговой политики в регулировании их деятельности. Предложены рекомендации по совершенствованию механизма взимания и уплаты налога на добавленную стоимость субъектами малого предпринимательства. Установлена целесообразность изменения существующих подходов при предоставлении им льгот на региональном и местном уровнях. Названы пути налогового стимулирования экономической активности субъектов малого предпринимательства. Выявлены дополнительные меры, позволяющие предотвратить уклонение ими от уплаты налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иманшапиева М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикаторы эффективности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в условиях модернизации экономики»

Налогообложение

Удк 336.22

индикаторы эффективности общего режима налогообложения субъектов малого предпринимательства в условиях модернизации экономики

М. М. ИМАНШАПИЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры социального анализа и естественнонаучных дисциплин E-mail: Mazika21@rambler. ru Дагестанский государственный университет

В статье с учетом особенностей субъектов малого предпринимательства аргументирована необходимость усиления роли налоговой политики в регулировании их деятельности. Предложены рекомендации по совершенствованию механизма взимания и уплаты налога на добавленную стоимость субъектами малого предпринимательства. Установлена целесообразность изменения существующих подходов при предоставлении им льгот на региональном и местном уровнях. Названы пути налогового стимулирования экономической активности субъектов малого предпринимательства. Выявлены дополнительные меры, позволяющие предотвратить уклонение ими от уплаты налогов.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, индикаторы, развитие, стимулирование, налоги, режимы, ставки, механизм, инновации.

Создание и развитие инфраструктуры поддержки, включающей в себя и организационно-административные меры помощи малому предпринимательству, - первоочередная и наиболее важная задача государственной политики в условиях ограниченности госбюджетных инвестиционных ресурсов.

Малый бизнес - ведущий сектор экономики:

- определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта страны;

- способствующий решению многих социально-экономических проблем.

Наличие малых предприятий (МП) в экономике значительно децентрализует всю систему управления и способствует более рациональному распределению функций в системе общественного разделения труда.

В России развитие малого и среднего бизнеса в последние несколько лет провозглашается как одно из приоритетных направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении современных проблем российской экономики:

- развития производства и торговли;

- обеспечения занятости населения;

- увеличения бюджетных доходов путем расширения налоговой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе экономики.

Несмотря на реализуемые в России меры, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства, в их развитии имеется множество трудностей. В 2010 г. количество зарегис-

финансы и кредит

37

трированных малых предприятий уменьшилось по сравнению с 2009 г. на 3,6 %, среднесписочная численность занятых в этой сфере снизилась на 2,9 %, объем инвестиций в основной капитал - на 5,8 %. При этом доля налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства, в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 3,5 до 3,1 % [6, 7, 8, 9, 10].

В современных условиях переход к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются ключевыми факторами активизации экономического роста. Внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса. Ведь именно малые предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Обеспечение интересов малого предпринимательства в инновационной сфере может быть достигнуто путем совершенствования налоговой политики.

В связи с продолжающейся инфляцией налоговое бремя, которое несут организации, в посткризисный период особенно сильно отразилось на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе - в наукоемком производстве. На малых инновационных предприятиях материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю в цикле, охватывают разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребителя. Данный фактор обусловливает необходимость усиления роли налоговой политики как важнейшего инструмента государственного регулирования в стимулировании инновационной активности субъектов малого предпринимательства.

На взгляд автора, в современных условиях важно усилить роль налоговой ставки и налоговых льгот как наиболее мобильных инструментов налогового регулирования в повышении инновационной активности субъектов малого предпринимательства.

В целом необходимо отметить, что малый бизнес имеет свои специфические особенности, выделяющие его из всей совокупности коммерческих организаций. Действующая система налогообложения должна их учитывать самым тщательным образом. Совокупность таких факторов, как характерные специфические особенности финансово-экономической деятельности (прежде всего - малых инновационных предприятий), крайне низкий уровень налоговых поступлений (менее 3,5 % доходов

консолидированного бюджета РФ), высокий уровень уклонения от уплаты налогов в исследуемом секторе экономики, обусловливает необходимость повышения эффективности наиболее мобильных инструментов налогового регулирования.

Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса посредством налогового механизма осуществляются по двум направлениям:

1) предоставление отдельных налоговых льгот в рамках традиционной системы налогообложения;

2) возможность применения специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) субъектами малого предпринимательства.

Отметим, что важнейшими критериями справедливости в экономике являются:

- установление оптимального уровня налогообложения;

- равномерность его распределения между субъектами налога.

В России при современном уровне налоговой нагрузки у законопослушных налогоплательщиков отсутствуют возможности не только для расширенного, но и для простого воспроизводства. Налоговая система представляется налогоплательщикам несправедливой: у многих из них отсутствует уважение к законодательству и они уклоняются от налогов.

В настоящее время основными финансовыми инструментами налогового регулирования хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса в рамках общей системы налогообложения являются:

- налог на прибыль;

- налог на добавленную стоимость (НДС).

Все остальные налоги по своему назначению

и механизму взимания им идентичны.

Рассмотрим эволюционные аспекты налогообложения прибыли субъектов малого предпринимательства при применении общей системы налогообложения.

Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности:

- производство продовольственных товаров;

- производство товаров народного потребления;

- производство строительных материалов;

- производство медицинской техники и др.

Но при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции, работ или услуг.

А на третий и четвертый годы была введена льгота - уплата налога в неполном объеме (25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль).

Помимо перечисленных общих льгот, действовавших для всех малых предприятий, законодательством была предусмотрена специальная льгота, применение которой обусловливалось наличием определенных критериев, предъявляемых малым предприятиям. Также субъектам малого предпринимательства государством предоставлялись косвенные льготы:

- право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов в размере, в два раза превышающем нормы,

- право списывать как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет [4].

Практика их использования показала, что большинство предприятий малого бизнеса увеличивали объемы производства и прибыль в льготный период. Впоследствии (при завершении срока действия льгот) у субъектов малого предпринимательства значительно снижались объемы производства, увеличивались его издержки, что приводило к сокращению налоговой базы и уплачиваемых в бюджет налогов [1]. Когда действие льготы заканчивалось, малые предприятия, как правило, прекращали свою деятельность, регистрировались заново и опять начинали пользоваться льготами по налогу на прибыль организаций.

Неэффективность льгот по налогу на прибыль для малых предприятий в значительной мере была вызвана тем, что организации не были обязаны вести соответствующий учет средств, высвобождающихся в результате применения указанных льгот, и

заранее определять направления их использования. Законодательно не было определено - на какие цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи с предоставлением этих льгот. В результате дополнительные финансовые ресурсы от льготного налогообложения, как правило, расходовались на решение задач, не связанных с повышением эффективности производства и созданием новых рабочих мест в регионе.

В 2002 г. в результате широкомасштабной налоговой реформы (в связи с введением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ) были отменены ранее действовавшие налоговые льготы и преимущества для малых предприятий, в том числе - освобождение от уплаты налога на прибыль малыми предприятиями.

Исследование, проведенное в Республике Дагестан (табл. 1), показало, что субъекты малого предпринимательства, функционирующие в рамках общего режима налогообложения, формируют свыше 50 % общего объема налоговых поступлений из указанного сектора экономики (на 01.01.2012 - 59 %).

При этом следует отметить, что количество плательщиков в рамках общего режима значительно меньше по сравнению со специальными режимами (30 % от общего числа плательщиков - на общем режиме). Это свидетельствует об относительно высоком уровне налоговых изъятий с субъектов малого предпринимательства, применяющих указанный режим. Таким образом, в рамках традиционной системы налогообложения налоговая нагрузка для малых организаций остается достаточной весомой, поскольку для них не существует специальных налоговых льгот.

Налоговые поступления по специальным налоговым режимам для организаций и индивидуальных предпринимателей в виде упрощенной системы налогообложения (УСН) и единого налога на вмененный

Таблица 1

Сравнительная характеристика количества плательщиков и уплаченных налогов субъектами малого предпринимательства Республики Дагестан

в период с 01.01.2011 по 01.01.2012 [10, 12]

Дата Специальные режимы налогообложения Общая система налогообложения Отклонение специальных режимов налогообложения от итога, % Отклонение общего режима от итога, %

Количество плательщиков, тыс. чел. Сумма налогов, млн руб. Количество плательщиков, тыс. чел. Сумма налогов, млн руб. Количество плательщиков, % Сумма налогов, % Количество плательщиков, % Сумма налогов, %

01.01.2011 44,2 844,5 19,2 150,8 0,7 0,8 0,3 0,2

01.01.2012 50,1 666,3 19,6 972,6 0,7 0,4 0,3 0,6

доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности в 2011 г. уменьшились на 193,4 млн руб.

В 2011 г. по указанным режимам поступило 631,1 млн руб., что на 23,5 % меньше, чем в 2010 г. (табл. 2). При этом налоговыми органами было мобилизовано 348,5 млн руб. по УСН, что на 34,7 % меньше, чем в 2010 г. Удельный вес налоговых поступлений по УСН в сумме всех налоговых поступлений также уменьшился и составил в 2011 г. 2,7 %. Для сравнения:

- в 2010 г. - 3,3 %;

- в 2009 г. - 1,9 %;

- в 2008 г. - 1,5 %.

Таким образом, в 2011 г. произошло уменьшение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства на 23,5 % по сравнению с предыдущим периодом в связи с применением ими специальных режимов налогообложения.

На взгляд автора, необходимо шире использовать корректирующие элементы налогового механизма - налоговые льготы и освобождения в рамках общего режима для субъектов малого предпринимательства в целях обеспечения равновесия со специальными режимами. Система льготного финансирования субъектов малого предпринимательства должна быть разделена на группы:

1) льготы малым предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в социально значимых отраслях экономики;

2) льготы, определяющие стратегические цели и задачи экономической политики, связанные с внедрением и развитием инновационных технологий.

К примеру, льготы по налогу на прибыль предприятий (организаций) на региональном и местном

уровнях в Республике Дагестан используются не по целевому назначению и практически не дают результатов.

При предоставлении льгот хозяйствующим субъектам на региональном и местном уровнях недостаточно соответствия одному критерию (вид сферы). Необходимо выполнять специально оговоренные условия:

- снижение недоимок по налоговым платежам в бюджет;

- использование местного сырья в производственном процессе;

- освоение местных природных ресурсов;

- ограничение цены на производимую продукцию;

- выполнение региональных программ и т. п.

Целевое назначение и условия предоставления

льгот должны быть конкретно сформулированы и перечислены в решении органа государственной власти или местного самоуправления, предоставившего налоговую льготу. При нарушении налогового соглашения необходимо взыскать в региональный бюджет в виде штрафа всю сумму налога, исчисленную без учета льготы, а также 100 % от этой суммы. Это может послужить стимулом к целевому использованию льготируемых сумм, соблюдению налогоплательщиком установленных законодательством норм.

Проведенное исследование показывает, что на современном этапе развития экономики нашей страны целесообразно введение налоговых льгот как инструмента финансового регулирования для стимулирования предпринимательской деятельности (в соответствии с приоритетными направлениями

Таблица 2

Объемы налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения (УСН и ЕНВД) субъектов малого предпринимательства Республики Дагестан в 2008-2011 гг., млн руб. [11, 12]

Показатель 2008 2009 2010 2011 Отклонение за 20082009 Отклонение за 20092010 Отклонение за 20102011

Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % Сумма Удельный вес, % Сумма Сумма Сумма

Налоги, всего 457,8 100,0 521,8 100,0 824,5 100,0 631,1 100,0 64,0 302,7 -193,4

УСН 263,5 57,6 307,2 60,6 533,8 64,7 348,5 55,2 43,7 226,6 -185,3

ЕНВД 194,3 42,4 214,5 39,4 290,7 35,2 282,6 44,8 20,2 76,2 -8,1

Примечание. УСН - упрощенная система налогообложения; ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

социально-экономического развития) в условиях дифференциации экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации.

В структуре сфер экономики Республики Дагестан зависимость между ростом производства и уровнем налоговых поступлений в большей степени выражена в промышленности. Данное обстоятельство следует непременно учитывать при проведении налоговой политики, предоставлении налоговых льгот. По налогу на прибыль в 2011 г. в республике уменьшились налоговые поступления на 8,4 % по сравнению с 2010 г. [11, 12].

На современном этапе общий режим налогообложения малыми предприятиями в РФ применяется гораздо реже, поскольку он увеличивает затраты на уплату налогов и ведение учета. Тем не менее часть предприятий продолжает работать по общему режиму налогообложения. Как правило, это связано с тем, что они являются плательщиками налога на добавленную стоимость. В современных условиях многие партнеры (покупатели товаров, работ, услуг) малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - плательщики НДС. Если малое предприятие или индивидуальный предприниматель перейдут на упрощенный режим налогообложения или станут плательщиком ЕНВД, то они утратят часть сферы своего бизнеса.

Полагаем, что введенное ограничение для малых предприятий на освобождение от уплаты НДС (размер выручки - до 2 млн руб. за квартал) снижает их экономический рост. Ведь при превышении этой «границы» предприятие автоматически становится плательщиком НДС с вытекающими отсюда последствиями: выставление счетов-фактур, ведение книги покупок и книги продаж и т. д. В реальности такой возврат к статусу плательщика НДС достаточно сложен.

В то же время упрощенная система налогообложения не предусматривает данного налога и накладывает принципиально иные ограничения по выручке, позволяющие малому бизнесу развиваться. Поэтому субъектам малого предпринимательства, для которых уплата НДС является дополнительной нагрузкой, более целесообразно вести деятельность в условиях УСН.

По мнению автора, снижение налоговой ставки НДС с 18 до 15,5-16 %, а льготной - с 10 до 8,5-9 % могло бы стать эффективным решением проблем по снижению налоговой нагрузки на бизнес при применении общей системы налогообложения, спо-

собствовало усилению экономической активности субъектов малого предпринимательства [5].

Налоговые льготы субъектам малого бизнеса оправдываются экономией бюджетных средств, которую они обеспечивают бюджету:

- сокращение объемов выплат пособий по безработице (в связи с самозанятостью населения и созданием дополнительных рабочих мест);

- рост поступлений косвенных налогов (НДС, налога с продаж, акцизов и таможенных пошлин) за счет расширения налогооблагаемой базы и увеличения потребления товаров и услуг населением (считается, что предельный объем потребления у населения составляет около 3/4, а предельный объем сбережения - 1/4);

- увеличение поступлений подоходного налога с физических лиц в связи с расширением налогооблагаемой базы, обусловленным ростом количества занятого населения;

- рост отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды социальной направленности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уменьшение вложений государства в инфраструктуру (в связи с приближением мест работы к зонам расселения и сокращением средней дальности перевозок);

- более полное использование местных ресурсов и т. д.

Но следует отметить, что неэффективные льготы приводят к существенным бюджетным потерям. В связи с этим в Российской Федерации и в ее регионах назрела необходимость инвентаризации льгот с последующей их оптимизацией. Поэтому, на взгляд автора, целесообразно определить льготы в качестве «налоговых расходов государства» и включить их во все расчеты эффективности как налогов, бюджета и государственного сектора вообще, так и частных компаний [5].

Наряду с льготами важнейшим инструментом налогового регулирования являются ставки налога. В рамках одного и того же объекта государство с помощью различных налоговых ставок может дифференцировать подход к различным видам деятельности.

На взгляд автора, одной из мер проведения эффективной налоговой политики для субъектов малого бизнеса может служить установление более низкого уровня ставок налога на прибыль (с учетом совокупной налоговой нагрузки) для приоритетных сфер реального сектора экономики, с тем чтобы стимулировать их развитие. При этом максимальную

ставку налога на прибыль для других сфер экономики можно сохранить на уровне ныне действующей базовой - 20 %.

Анализ данных табл. 3 показывает, что наибольшая доля налоговых поступлений (1 420,5 млн руб., или 8,1 %) в 2011 г. приходилась на следующие сферы:

- государственное управление и обеспечение военной безопасности;

- обязательное социальное обеспечение.

Однако по сравнению с предыдущим периодом

налоговые поступления в этих сферах уменьшились более чем в два раза.

Таким образом, можно обозначить проблему, связанную с реализацией эффективной налоговой политики в Республике Дагестан: отсутствие четко проработанной системы налоговых льгот, предоставляемых для отдельных видов деятельности. Например, отсутствует система налогового стимулирования таких видов деятельности, как обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, обеспечивающих большую долю валового регионального продукта. При этом на них приходится большая часть задолженности, что свидетельствует о необходимости поддержания

данных сфер. По налогу на прибыль и налогу на имущество организаций льготы предоставляются только для приоритетных инвестиционных проектов (с 2011 г.).

Итак, существующие льготы в регионе не удовлетворяют условиям развития субъекта и экономики. Для расширения объемов налогового потенциала и экономической активности субъектов малого бизнеса в рамках традиционной системы необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства:

- с учетом опыта индустриальных стран устранить налогообложение сверхнормативных затрат на подготовку кадров для малых инновационных предприятий, и в первую очередь - менеджеров инновационной направленности;

- освободить от налогообложения прибыль малых инновационных предприятий, экспортирующих не менее 50 % товаров, изготовленных с использованием российской интеллектуальной собственности (на период возврата инвестиций);

- снизить ставку НДС с 18 до 15,5-16 %, а льготной - с 10 до 8,5-9 %;

- освободить от налогообложения прибыли малые инновационные предприятия при условии, что они наладят выпуск импортозаменяющей продук-

Таблица 3

Сравнительная характеристика отраслевой структуры налоговых платежей в Республике Дагестан за январь-июнь 2010-2011 гг. [10;12]

Вид деятельности 2010 2011

Млн руб. Удельный вес, °% Млн руб. Удельный вес, °%

Хозяйственная деятельность, всего 16 238,9 100 17 502,4 100

Сельское хозяйство 128 0,8 68,1 0,4

Рыболовство, рыбоводство 8,1 0,1 5,1 0,1

Добыча полезных ископаемых 687 4.2 468,2 2,7

Обрабатывающие производства 3,078 19,0 1412,6 8,1

Производство и распределение электроэнергии, 2,318 14,3 860,1 4,9

газа и воды

Строительство 718 4,4 486,8 2,8

Оптовая и розничная торговля; 713 4,4 429,2 2,5

Гостиницы и рестораны 39 0,2 20,5 0,1

Транспорт и связь 1,965 12.1 1 016,9 5,8

Финансовая деятельность 571 3.5 373,6 2,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда 814 5.0 923,2 5,3

и предоставление услуг

Государственное управление, социальное обеспечение 2,765 17.1 1 420,5 8,1

Образование 1,127 6.9 562,9 3,2

Здравоохранение и предоставление социальных 820 5.1 342,9 2,0

услуг

Предоставление прочих коммунальных 254 1.6 169,0 1,0

и социальных услуг

ции (к примеру в Великобритании для стартующих инновационных компаний ставка налога на прибыль снижается с 20 до 1 %). Применение нулевой ставки налога на прибыль следует увязать с направлением полученных от налоговой льготы средств на развитие производства [6].

Таким образом, дальнейшее совершенствование налоговой системы РФ является необходимым и своевременным. В процессе ее реформирования следует снижать тяжесть налогообложения с доходов, получаемых от производственной, трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности. Кроме того, перечисленные меры по налоговому стимулированию экономической активности должны сопровождаться одновременным усилением налогового администрирования. Произошедшие изменения в системе государственного управления могут привести в целом к снижению уровня административной дисциплины, что приводит к падению их собираемости [2, 3].

На взгляд автора, необходимо разработать на федеральном и региональном уровнях специальные законодательные меры, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов. На федеральном уровне пора ввести базу данных налогоплательщиков, злостно уклоняющихся от уплаты налогов (подобно банковскому «черному списку»). Ее смогут использовать государственные органы в борьбе с уклонением от уплаты налогов (например, установив запрет выезда за границу).

Чтобы предприятия малого бизнеса смогли занять подобающее им место в экономике РФ, существенно увеличив долю объемов производства в ВВП, важен комплексный социально-экономический подход, нужна консолидация усилий по поддержке развития малого бизнеса органов государственной власти и местного самоуправления.

Список литературы

1. Дерина О. В. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как важнейший инструмент стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов // Налоговая политика. №8. 2008.

2. Динамика развития малого бизнеса в регионах России в 2011 г. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. М.: НИС И1 II I. 2012.

3. Зыкова Т. Ю. У малого и среднего бизнеса появились новые налоговые льготы // Российская газета. 2011.

4. Лавренова Н. Н. Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий // Учет в строительстве. 2011. № 1.

5. МусаеваХ. М., ИманшапиеваМ. М. Налоговый механизм стимулирования развития субъектов малого предпринимательства: практика применения и пути его совершенствования (по материалам Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 31.

6. МусаеваХ.М., ИманшапиеваМ. М. Система налогообложения как фактор стимулирования экономической активности субъектов малого предпринимательства в условиях инновационного развития. // Финансовая аналитика. 2012. № 16.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

8. Предпринимательство / под ред. В. Я. Гор-финкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандера. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.

9. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm.

10. URL: http://dagstat. gks. ru/24567.

11. URL: http://www. nalog. ru/nal_statistik/ statistic/budjet/.

12. URL: http://www. r05.nalog. ru/.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.