Научная статья на тему 'Система налогообложения как фактор стимулирования экономической активности субъектов малого предпринимательства в условиях инновационного развития'

Система налогообложения как фактор стимулирования экономической активности субъектов малого предпринимательства в условиях инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / НАЛОГ / СИСТЕМА / РЕЖИМ / РАЗВИТИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ЛЬГОТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Х. М., Иманшапиева М. М.

Сложившаяся структура российского малого предпринимательства не отвечает задачам модернизации экономики. С учетом особенностей субъектов малого предпринимательства аргументирована необходимость усиления роли налоговой политики в регулировании их деятельности. Предложено налоговое стимулирование экономической активности субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система налогообложения как фактор стимулирования экономической активности субъектов малого предпринимательства в условиях инновационного развития»

УДК: 336.22

система налогообложения как фактор

стимулирования экономической

активности субъектов малого предпринимательства в условиях инновационного развития

х. м. мусаева,

кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и денежного обращения E-mail: Xaibat27@rambler. ru

м. м. иманшапиева,

аспирант кафедры налогов и денежного обращения E-mail: Mazika21@rambler. ru Дагестанский государственный университет

Сложившаяся структура российского малого предпринимательства не отвечает задачам модернизации экономики. С учетом особенностей субъектов малого предпринимательства аргументирована необходимость усиления роли налоговой политики в регулировании их деятельности. Предложено налоговое стимулирование экономической активности субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: экономика, налог, система, режим, развитие, стимулирование, активность, инновации, льготы, модернизация.

По выражению известного российского экономиста Е. А. Ясина, малый бизнес - это подлесок, без которого не бывает леса. В России практически нет новых крупных предприятий. Например, если в Польше 30 % ВВП производится на новых предприятиях, то в России этот показатель не дотягивает и 8 %. У нас не поощряется развитие малого бизнеса, и он не сможет играть роли подлеска для леса крупных компаний и всей экономики [9, с. 8]. Для достижения цели развития экономики с участием субъектов малого предпринимательства, справедливо подчеркивает

исследователь Ш. Кюмюнель, необходимы политическая воля и создание социальных условий, а также реализация комплекса финансово-экономических мер, в том числе и налоговых.

Необходимость сохранения и развития потенциала малого бизнеса обусловливает целесообразность создания для предпринимательства максимально благоприятной среды. Несмотря на реализуемые в РФ меры, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства, в их развитии имеется множество проблем. Так, в 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в России уменьшилось по сравнению с 2009 г. на 3,6 %. Среднесписочная численность занятых снизилась на 2,9 %, объем инвестиций в основной капитал - на 5,8 %. При этом доля налогов с субъектов малого предпринимательства в доходах консолидированного бюджета РФ снизилась с 3,5 до 3,1 % (табл. 1).

В современных условиях переход к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются одним из ключевых факторов активизации экономического роста. Внедрение основанных на

Таблица 1

Динамика основных социально-экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в РФ за 2006-2010 гг. [6, 8, 11, 12]

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Число малых предприятий, включая микропредприятия, тыс. ед. 1 032,8 1 137,4 1 347,7 1 602,5 1 544,8

Число малых предприятий в расчете на тыс. чел. населения 7,3 8 9,6 11,4 10,9

Средняя численность работников малых предприятий (без внешних совместителей), тыс. чел. 8 582,8 9 239,2 10 436,9 10 254 9 950,3

Объем продукции (работ, услуг) малых предприятий, млрд руб. 12 099,2 15 468,9 18 727,6 16 837,1 14 247,1

Инвестиции малых предприятий в основной капитал, млрд руб. 171,3 259,1 472,3 346,1 325,3

Число индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. 2 747,4 2 593 2 742 2 653,3 2 547,1

Объем выручки индивидуальных предпринимателей, млрд руб. 6 182,3 5 622 7 000,3 7 301,2 7 234,5

Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства:

- млрд руб. 318,8 427,8 560,1 448,8 493,3

- к доходам консолидированного бюджета РФ, % 3,1 3 3,2 3,5 3,1

достижениях научно-технического прогресса новых передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса, поскольку именно малые предприятия являются связующим звеном между наукой и производством.

Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает широчайшие возможности для ученых и инженеров многочисленных научно-исследовательских институтов. В настоящее время на долю малых инновационных фирм в индустриальных странах приходится до 30 % объема научных исследований и разработок, до 20 % всех создаваемых новшеств и более 50 % получаемых патентов [1, с. 20]. Проводимая в РФ политика в области регулирования малого бизнеса не обеспечивает необходимой поддержки и приоритетного развития малого инновационного бизнеса в стране. Поэтому удельный вес инновационных предприятий составляет менее 6 % в этом секторе экономики, в то время как малый бизнес в сфере торговли и услуг превышает 80 %. При этом до реализации доходят не более 3 % от общего объема разработок, тогда как в развитых странах - 60 % (табл. 2).

Одна из основных причин сложившейся ситуации - это отсутствие комплексного подхода и последовательности реализации государственной политики по развитию и использованию интеллектуального потенциала страны. Обеспечение интересов малого предпринимательства в инновационной сфере может быть достигнуто путем совершенствования налоговой политики.

В условиях продолжающейся инфляции налоговое бремя, испытываемое организациями, в

Таблица 2

Сравнительная характеристика показателей развития малых инновационных предприятий (МИП) в индустриальных странах и в Российской Федерации, % [2, 13, 14]

Показатель Индустриальные страны Российская Федерация

Доля МИП среди малых 80 6

предприятий

Объем научных исследований и разработок МИП 30 5

Объем всех создаваемых 20 2

новшеств

Доля МИП в обрабатываю- 15 2

щей промышленности

Число разработок МИП, кото- 60 3

рые доходят до реализации

посткризисный период особенно сильно отразилось на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе в наукоемком производстве. На малых инновационных предприятиях материальные и временные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составляют весьма значительную долю в производственном цикле, охватывают разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребителя. Этот фактор обусловливает необходимость усиления роли налоговой политики как важнейшего инструмента государственного регулирования в стимулировании инновационной активности субъектов малого предпринимательства. По мнению авторов, в современных условиях необходимо усилить роль налоговой ставки и налоговых льгот в регулировании инновационной активности субъектов малого предпринимательства как наибо-

финансовая аналитика

проблемы и решения

лее мобильных инструментов налогового регулирования деятельности субъектов экономики.

В целом малый бизнес имеет свои специфические особенности, выделяющие его из всей совокупности коммерческих организаций. Действующая система налогообложения тщательным образом должна их учитывать в своем построении. Совокупность таких факторов, как характерные специфические особенности финансово-экономической деятельности (прежде всего малых инновационных предприятий), крайне низкий уровень налоговых поступлений (менее 3,5 % доходов консолидированного бюджета РФ), высокий уровень уклонения от уплаты налогов в исследуемом секторе экономики, обусловливают необходимость усиления роли наиболее мобильных инструментов налогового регулирования.

В современных условиях государственное регулирование и поддержка малого бизнеса посредством налогового механизма осуществляются по двум направлениям:

- предоставление отдельных налоговых льгот в рамках традиционной системы налогообложения;

- возможность применения специальных режимов налогообложения (упрощенной системы налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) субъектами малого предпринимательства.

В Налоговом кодексе (НК) РФ (часть вторая) имеется раздел «Специальные налоговые режимы», в котором рассматриваются упрощенные режимы налогообложения субъектов экономики, в том числе субъектов малого предпринимательства, однако об этом прямо не упоминается [7]. По мнению авторов, логично было бы в НК РФ сформулировать понятие «субъекты малого предпринимательства», «малое инновационное предприятие» и выделить специальный раздел «Налогообложение субъектов малого предпринимательства». Установление сущностных характеристик данного элемента экономики в налоговом законодательстве имеет существенное значение для формирования концепции ее оценки и налогового регулирования.

В условиях модернизации экономики РФ существенной проблемой является создание системы идентификации, позволяющей различать для целей налогового стимулирования, какие предприятия являются инновационными. Для повышения эффек-

тивности льготного налогообложения необходимо создание четкой системы критериев и требований отнесения малых организаций к инновационным, их регламентации в налоговом законодательстве. Это позволит конкретизировать субъекты, которые должны использовать специальные налоговые режимы, выделить малые инновационные предприятия, имеющие право на льготы в рамках общей системы налогообложения.

На современном этапе одним из важнейших недостатков действующего налогового законодательства является отсутствие его взаимосвязи с законодательством, регулирующим экономическую деятельность субъектов малого предпринимательства (в НК РФ отсутствует упоминание о малых предприятиях), что снижает эффективность реализации механизма налогового регулирования. Необходимость формирования эффективного механизма налогообложения субъектов малого предпринимательства обусловливает целесообразность изменения концепции институционализации малого бизнеса. В соответствии с действующим российским законодательством, одним из признаков отнесения к субъектам малого предпринимательства (МП) является выручка (для микропредприятий - 60 млн руб., для малых - 400 млн руб., для средних - 1 млрд руб.), но критерием применения упрощенной системы налогообложения, согласно НК РФ, является чистая прибыль (не более 60 млн руб. в год). Это является сдерживающим фактором применения специальных режимов и, как следствие, развития малых предприятий. Для устранения существующих противоречий в действующих законодательных актах рационально было бы установить единые критерии отнесения хозяйствующих субъектов экономики к малым предприятиям и применения упрощенной системы налогообложения. При этом критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым для применения упрощенной системы налогообложения должны быть дифференцированными по видам деятельности. В промышленности количество занятых на предприятиях, которые могут быть отнесены к малым, должно быть увеличено до 200 чел. (по действующему законодательству, - до 100 чел.). Это объясняется как их техническим уровнем, так и энерго- и фондовооруженностью.

Малым предприятиям при применении УСН целесообразно разрешить индексировать величину предельного размера их доходов (60 млн. руб.), сверх индексации, на коэффициент-дефлятор. Это

будет стимулировать расширение и развитие малого бизнеса, поскольку неизменные объемы производства являются сдерживающим фактором их развития. Целесообразно ввести, что увеличение размера предельного дохода на третий год работы малых предприятий в условиях упрощенной системы налогообложения должно быть не менее чем на 15 %, на четвертый год - на 20 %, на пятый год -на 25 %. По истечении этого срока все указанные предприятия должны перейти на общий режим налогообложения. Реализация предлагаемых мер станет побудительным мотивом для роста объемов производства на малых предприятиях.

В настоящее время основными финансовыми инструментами налогового регулирования хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса в рамках общей системы налогообложения являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС). Все остальные налоги по своему назначению и механизму взимания, в основном, им идентичны. Рассмотрим эволюционные аспекты налогообложения прибыли субъектов малого предпринимательства при применении общей системы налогообложения.

В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др., если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции, работ или услуг), а в третий и четвертый годы - уплата налога в неполном объеме (25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль).

Помимо перечисленных общих льгот, действовавших для всех малых предприятий, законодательством была представлена специальная льгота, применение которой обусловлено наличием определенных критериев, предъявляемых к малым предприятиям. Также субъектам малого предпринимательства государством предоставлялась такая косвенная льгота, как право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов в размере, в два раза превышающем нормы, а также право списывать как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет [9, с. 145].

Практика применения указанной льготы показала, что большинство предприятий малого бизнеса увеличивали объемы производства и, соответственно, прибыль в льготный период. В дальнейшем при завершении срока действия льгот субъекты малого предпринимательства значительно снижали объемы производства, увеличивали его издержки, что, естественно, приводило к снижению налоговой базы и уплачиваемых в бюджет налогов [3, с. 12]. По истечении действия льготы малые предприятия, как правило, прекращали свою деятельность, регистрировались как новые и вновь начинали пользоваться льготами по налогу на прибыль организаций.

Неэффективность льгот по налогу на прибыль для малых предприятий в значительной мере была вызвана тем, что организации не были обязаны ввести соответствующий учет средств, высвобождающихся в результате применения указанных льгот, и направления их использования. Законодательно не было определено, на какие цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи с предоставлением этих льгот. В результате дополнительные финансовые ресурсы от льготного налогообложения, как правило, расходовались на цели, не связанные с повышением эффективности производства и созданием новых рабочих мест в регионе.

В результате широкомасштабной налоговой реформы в 2002 г. были отменены ранее действовавшие налоговые льготы и преимущества для малых предприятий, в том числе и освобождение от уплаты налога на прибыль малыми предприятиями, весьма необходимые для развития данного сектора российской экономики.

В настоящее время назрела необходимость возврата к тому, что весьма успешно было реализовано в практике, но при этом сохранить то положительное, что есть в настоящее время в НК РФ (нелинейную амортизацию, амортизационную премию и др.), поскольку модернизация экономики невозможна без главного инструмента - налоговых льгот, необходимых для внедрения и развития инноваций. При этом для повышения эффективности их использования необходимы дополнительные условия предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль организаций. В частности, применение нулевой ставки налога на прибыль организаций целесообразно увязать с направлением полученных от налоговой льготы средств на развитие производства.

По действующему налоговому законодательству, в течение двух лет организации малого бизнеса имеют

право не платить налога на прибыль с сумм полученной поддержки от государства и направлять прибыль на оплату сырья, на организацию производства начинающими бизнесменами, на приобретение интеллектуальной собственности (технологий, патентов), при условии, если в течение года они успеют потратить полученные государственные средства полностью. Если, например, финансовые ресурсы поступили в конце года и не израсходовались, то дополнительные средства в виде субсидий необходимо учитывать как доход при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Однако, как правило, это не всегда удается и не всегда возможно. Например, если субсидии предназначены для компенсации расходов на аренду помещения при организации и подготовке производства начинающими предпринимателями.

Для малых предприятий с 01.01.2011 сделано послабление - такие доходы могут учитываться пропорционально расходам в течение одного-двух (но не более) налоговых периодов начиная с даты получения субсидий. Если по окончании налогового периода объем полученных средств превысит сумму расходов из государственного дотационного источника, то налогом на прибыль облагается только разница между ними [5, с. 13]. Авторы разделяют точку зрения Т. Ю. Зыкова, что в случаях, когда получение финансовой поддержки и ее расход осуществляются в разные налоговые периоды, указанные поправки нельзя в полной мере признать достаточными, поскольку спорная ситуация с обложением НДС расходов, источником которых стали такие субсидии, на законодательном уровне пока еще не решена [4, с. 11].

На современном этапе общий режим налогообложения малыми предприятиями в РФ применяется гораздо реже, поскольку он увеличивает затраты по уплате налогов и ведению учета. Тем не менее часть предприятий продолжает работать в общем режиме налогообложения. Как правило, это связано с тем, что налогоплательщики общеустановленной системы налогообложения являются плательщиками налога на добавленную стоимость. В современных условиях многие партнеры (покупатели товаров, работ, услуг) малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, как правило, являются плательщиками НДС. Если малое предприятие или индивидуальный предприниматель перейдет на упрощенный режим налогообложения или станет плательщиком ЕНВД, то, как следствие, утратит часть сферы своего бизнеса.

Ограничения для малых предприятий по освобождению от уплаты НДС в размере выручки 2 млн руб. за квартал ограничивают экономический рост предприятий. Если же ограничения по выручке превышены, то предприятие автоматически становится плательщиком НДС с вытекающими отсюда последствиями (выставление счетов-фактур, ведение книги покупок и книги продаж и т. д.). В реальности такой возврат к статусу плательщика НДС достаточно сложен. В то же время упрощенная система налогообложения не предусматривает данного налога и накладывает принципиально иные ограничения по выручке, позволяющие МП развиваться. Поэтому субъектам малого предпринимательства, для которых уплата НДС является дополнительной нагрузкой, более эффективно и целесообразно вести деятельность в условиях УСН. По мнению авторов, снижение налоговой ставки НДС с 18 до 15,5-16 %, а льготной - с 10 до 8,5-9 % могло бы стать эффективным решением проблемы по снижению налоговой нагрузки на бизнес при применении общей системы налогообложения, способствовало бы усилению экономической активности субъектов малого предпринимательства.

Проведенный анализ действующей системы налогообложения субъектов малого предпринимательства позволил выделить такой недостаток, как минимальное количество налоговых льгот в рамках традиционной системы и низкая эффективность их использования в интересах малого бизнеса. В целом в России за I квартал 2010 г., по официальным данным ФНС (табл. 3), структура налоговых поступлений в рамках режимов налоговых поступлений с субъектов малого предпринимательства выглядела следующим образом: 69,7 % налоговых поступлений по УСН и ЕНВД (75,7 % налогоплательщиков -субъекты малого предпринимательства) и 30,3 % в рамках общего режима налогообложения (24,3 % налогоплательщиков).

Исследование, проведенное по материалам Республики Дагестан, показало, что свыше 70 % налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей (в I квартале 2010 г. - 72,4 %) и свыше 40 % налоговых поступлений от малых предприятий (в I квартале 2010 г. - 47,6 %) поступают в бюджет в рамках специальных режимов налогообложения. Таким образом, малые предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, формируют не более 60 % общего объема налоговых поступлений с исследу-

Таблица 3

Сравнительная характеристика количества плательщиков и уплаченных налогов субъектами малого предпринимательства РФ и РД на 01.04.2010 [8, 10]

Субъект РФ Специальные режимы налогообложения (СРН) Общая система налогообложения Отклонение по специальным налоговым режимам от общей системы

Количество плательщиков, тыс. Сумма налогов, млн руб. Количество плательщиков, тыс. Сумма налогов, млн руб. Количество плательщиков, тыс. Сумма налогов, млн руб.

МП ИП МП ИП МП ИП МП ИП МП ИП МП ИП

Российская Федерация в целом 1 854,2 1 243,4 18 234,4 16 135,6 661,1 332,2 10 871,3 4091,4 1 193,1 911,2 7 363,1 12 034,2

Республика Дагестан 3,4 3,1 163,9 156,8 1,5 1 181,0 59,4 1,9 2,1 -17,1 97,5

емого сектора экономики (см. табл. 3). Субъекты малого предпринимательства в Республике Дагестан, функционирующие в рамках общего режима налогообложения, формируют свыше 40 % общего объема налоговых поступлений с указанного сектора экономики (в I квартале 2010г. - 43 %). При этом количество плательщиков в рамках общего режима значительно меньше по сравнению со специальными режимами (28 % от общего числа плательщиков), что свидетельствует об относительно высоком уровне налоговых изъятий с субъектов малого предпринимательства, применяющих указанный режим. Таким образом, в рамках традиционной системы налогообложения налоговая нагрузка для малых организаций остается достаточно высокой, поскольку для них не существует специальных налоговых льгот.

По мнению авторов, необходимо шире использовать корректирующие элементы налогового механизма - налоговые льготы и освобождения в рамках общего режима для субъектов малого предпринимательства для обеспечения равновесия со специальными режимами. Система льготного финансирования субъектов малого предпринимательства должна быть разделена на группы:

- льготы малым предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в социально значимых отраслях экономики;

- льготы, определяющие стратегические цели и задачи экономической политики, связанные с внедрением и развитием инновационных технологий.

Для расширения объемов налогового регулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого бизнеса в рамках традиционной системы необходимо реализовать комплекс мер по

совершенствованию налогового законодательства. В частности, с учетом опыта индустриальных стран, целесообразно:

- устранение налогообложения сверхнормативных затрат на подготовку кадров для малых инновационных предприятий, в первую очередь на подготовку менеджеров инновационной направленности;

- освобождение от налогообложения прибыли малых инновационных предприятий, экспортирующих не менее 50 % товаров, изготовленных с использованием российской интеллектуальной собственности (на период возврата инвестиций);

- снижение налоговой ставки НДС с 18 до 15,516 %, а льготной - с 10 до 8,5-9 %;

- освобождение от налогообложения прибыли малых инновационных предприятий при условии выпуска импортозаменяющей продукции (к примеру в Великобритании для стартующих инновационных компаний ставка налога на прибыль снижается с 20 до 1 %). Применение нулевой ставки налога на прибыль

следовало бы увязать с направлением полученных от налоговой льготы средств на развитие производства.

Налоговые льготы субъектам малого предпринимательства оправдываются экономией бюджетных средств, которую они обеспечивают бюджету:

- сокращением объемов выплат пособий по безработице (в связи с самозанятостью населения и созданием новых рабочих мест);

- уменьшением вложений в инфраструктуру (в связи с приближением мест работы к зонам расселения и сокращением средней дальности перевозок);

- снижением экологической нагрузки на территорию (на основе рассредоточения производства);

- более полным использованием местных ресурсов и т. д.

В то же время следует отметить, что, как известно, неэффективные льготы приводят к существенным бюджетным потерям. В этой связи в Российской Федерации и в ее регионах назрела необходимость инвентаризации льгот с последующей их оптимизацией. Поэтому целесообразно определить льготы в качестве налоговых расходов государства и включить их во все расчеты эффективности, как налогов, бюджета и государственного сектора вообще, так и частных компаний.

Реализация сделанных выводов, разработанных предложений и рекомендаций будет способствовать формированию эффективной и справедливой системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, позволит укрепить их финансовую устойчивость и социально-экономическую активность на современном этапе.

Список литературы

1. АлиевБ.Х., МусаеваХ.М., ИманшапиеваМ.М. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики РФ // Финансы и кредит. 2011. № 37.

2. Борисов С. Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России. URL: //http://opora. ru/news/events/tribune/1407.

3. Дерина О. В. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как важнейший инструмент стимулирования инвестиционной активности

хозяйствующих субъектов // Налоговая политика. № 8. 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зыкова Т. Ю. У малого и среднего бизнеса появились новые налоговые льготы // Российская газета. 2011.

5. Лавренова Н. Н. Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий // Учет в строительстве. 2011. № 1.

6. Мониторинг состояния малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации (апрель 2010). URL: //http://www. nisse. ru/business/article/article_1744.html?effort.

7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2006).

8. Предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 г. URL: //http://www. gks. ru/free_doc/ new_site/business/prom/small_business/pred_itog.htm.

9. Предпринимательство / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, проф. В. А. Швандера. М.: Юнити-Дана, 2007.

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан - http:// www. dagstat. gks. ru/24567.

11. Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан - http://www.r05.nalog. ru.

12. Федеральная налоговая служба - http://www. nalog. ru.

13. Global R&D Funding Forecast 2010, р. 5.

14. OECD Main Science and Technology Indicators. Volume 2. 2010.

26 апреля 2012 г. в гостинице «Марриотт Гранд Отель» (г. Москва, Тверская, 26) Ассоциация российских банков, Банк России и Федеральная служба по финансовому мониторингу проводят юбилейную X международную научно-практическую конференцию

«Повышение эффективности российской системы ПОД/ФТ: новые вызовы и стратегические задачи»

Официальный спонсор мероприятия - Банк ВТБ . v!ii;:ri:)'

Спонсор конференции - Bankers Almanac.

Информационный партнер конференции - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: (495) 690-30-13 либо E-mail: [email protected]

http://www.arb.ru

7х"

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.