Научная статья на тему 'Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса в целях повышения эффективности их финансово-экономической деятельности'

Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса в целях повышения эффективности их финансово-экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE TAXATION / THE PREFERENTIAL TAXATION / SMALL ENTERPRISE / ECONOMIC ACTIVITIES / FINANCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оломская Е. В.

В статье рассмотрены различные режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ: общая система и специальные налоговые режимы. Исследованы направления совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OPTIMIZATION OF THE SYSTEM OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES WITH A VIEW OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THEIR FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY

The article is devoted to the problem of analysis of the various regimes of taxation of small businesses, provided by the Tax Code of Russian Federation, including: general system of taxation and special tax regimes. The main directions and tendencies of the optimization of system of taxation of the small businesses enterprises are studied in the article

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса в целях повышения эффективности их финансово-экономической деятельности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.В. Оломская, канд. экон. наук, преподаватель Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье рассмотрены различные режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ: общая система и специальные налоговые режимы. Исследованы направления совершенствования налогообложения предприятий малого бизнеса

Эффективность деятельности предприятий

малого бизнеса во многом зависит от условий, которые создает государство для его развития. Одним из существенных обстоятельств, влияющих на успешное формирование малых предприятий, является система налогообложения,

предусматривающая применение налоговых

преференций непосредственно для субъектов малого предпринимательства.

Серьезным оправданием для установления

налоговых преференций малому бизнесу служит различие в издержках уплаты налогов в зависимости от размера предприятия. Для малого бизнеса даже явные издержки уплаты налогов особенно чувствительны, поскольку будучи практически постоянными для предприятия, в целом они выше для малого бизнеса, чем для крупного, в расчете на единицу продукции.

На сегодняшний день, используемая в России система налогообложения, не в полной мере

учитывает интересы малого бизнеса и содержит многие положения, влияющие на снижение предпринимательской активности данной категории налогоплательщиков.

Ранее действовавшая упрощенная система

налогообложения могла применяться только субъектами малого предпринимательства, к которым относились не только индивидуальные предприниматели, но и юридические лица,

отвечающие требованиям, установленным в Федеральном законе от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации". Упрощенная система налогообложения,

предусмотренная гл.26.2 НК РФ, может быть применена в том числе и организациями, которые не относятся к субъектам малого бизнеса (в то время как ст.18 НК РФ предусматривается установление такой системы именно для субъектов малого

предпринимательства), но отвечают требованиям, установленным в п.2 ст.346.12 НК РФ, то есть если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в установленном порядке,

не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж), а также если предприятие не относится к организациям, перечисленным в п.3 ст. 346.12 НК РФ. Тем самым законодатель, как бы попытался уйти от дальнейшего порядка применения абзаца второго части первой ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в котором заложены начальные правовые основы регулирования налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Отсутствие в главе 26.2 НК РФ единого унифицированного определения «субъект малого предпринимательства» в целях налогообложения, не дает предприятиям малого бизнеса прямых преимуществ в области налогового законодательства. И соответственно ставит их в равное положение с другими предприятиями и организациями, не попадающими под установленное Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определение «субъект малого предпринимательства». Таким образом, данный факт, повлек за собой уменьшение представляемых государством

преимуществ, выраженных через льготы,

установленные непосредственно для субъектов

малого предпринимательства. Взамен

унифицированного определения, в действующем законодательстве о налогах и сборах применяется обобщающее понятие субъектов малого

предпринимательства. При этом в рамках применения определенного режима налогообложения, критерии, позволяющие применять установленные

законодательством льготы, для данной категории налогоплательщиков различны.

Установленные в налоговом законодательстве РФ льготы затрагивают предприятия малого бизнеса в части применения ими как общей, так и упрощенной, вмененной систем налогообложения. Так, в части применения общей системы налогообложения, предприятия малого бизнеса, удовлетворяющие определенным критериям, вправе добровольно воспользоваться освобождением от уплаты НДС и использовать право ежеквартальной уплаты

авансовых платежей по налогу на прибыль. Находясь на общей системе налогообложения, для получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, ст. 145 Налогового Кодекса установлен критерий, в виде выручки от реализации товаров, работ, услуг, без учета НДС, не превысивший за три предшествующих последовательных календарных месяца, два миллиона рублей.

Однако, для получения права на уплату квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль, в рамках общей системы налогообложения, критерием являются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового Кодекса, не превысившие за предыдущие четыре квартала в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал. Таким образом, в рамках применения общей системы налогообложения, различия в критериях использования того или иного порядка налогового послабления, затрудняют понимание субъектами малого предпринимательства законодательства о налогах и сборах, регулирующего их отношения как налогоплательщиков.

Так же, удовлетворяя особым критериям, налогоплательщики взамен общепринятой системы налогообложения по своему усмотрению могут использовать более льготную упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отношении видов деятельности, установленных ст. 346.26 НК РФ.

При этом, право на применение упрощенной системы налогообложения, в соответствии со статьей 346.12 НК РФ, ограничивается предельным размером дохода, определяемого в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысившем 15 миллионов рублей по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. А в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, вообще не предусмотрено ограничение в размере дохода от реализации. Полное отсутствие показателя по «выручке» или «доходу» в качестве определяющего критерия при применении единого налога на вмененный доход приводит к потерям бюджетов всех уровней. Причем, данная проблема существовала еще в тот момент, когда единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности был установлен Федеральным законом от 31.07.1998г. №148-ФЗ, а не введен в Налоговый кодекс в качестве специального режима налогообложения. Проблема заключалась и, заключается по-прежнему в том, что под действие единого налога на вмененный доход подпадали и попадают не только субъекты малого предпринимательства, но в достаточной степени крупные налогоплательщики. В связи с чем

нарушается один из важнейших принципов

налогообложения - принцип определенности, учитывающий интересы различных категорий

налогоплательщиков.

Одновременное существование крупных

налогоплательщиков и субъектов малого предпринимательства в рамках одного налогового режима делает данный режим, как с точки зрения стимулирования, так и с точки зрения пополнения доходной части бюджета, бесполезным, так как создает весьма значительные возможности для уклонения от налогов.

Таким образом отсутствие единого критерия, позволяющего классифицировать предприятия малого бизнеса, как отдельную и единую категорию налогоплательщиков, приводит к усложнению порядка определения льгот представляемых данным налогоплательщикам, через их взаимосвязь со специальными налоговыми режимами, а также ухудшает контроль за деятельность данной категории налогоплательщиков, через возможность

сопоставления льгот и преимуществ, предоставляемых налогоплательщикам, в рамках применения различных налогов.

Различия в перечне установленных критериев для использования того или иного вида налогообложения, не позволяет произвести сопоставление существующих налоговых режимов, с целью формирования оптимально -

сбалансированных налоговых преференций, так необходимых для подъема и становления субъектов малого предпринимательства. То есть, критерием, при предоставлении права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость является показатель «выручка от реализации товаров (работ, услуг)», который не является единственным составляющим показателя «доходы от реализации», а напротив входит в его состав. Соответственно и сравнивать данные понятия не представляется возможным. Также, при сравнении критерия «доход от реализации», используемого в качестве критерия, как в налоге на прибыль организаций, так и в упрощенной системе налогообложения, возникают затруднения, связанные с различными методиками расчета и периодами, в течение которых рассчитывается данный показатель. Так, в налоге на прибыль, «доход от реализации» рассчитывается как среднее значение показателя доходов от реализации за квартал, где для расчета учитываются доходы, полученные за предыдущие четыре квартала.

Ограничение для данного усредненного показателя устанавливается в размере трех миллионов рублей. При применении упрощенной системы налогообложения данный показатель имеет ограничение в размере не более пятнадцати миллионов рублей по итогам девяти месяцев. Сравнение этих показателей в некоторой степени

некорректно, так как в первом случае это среднее значение за год, а во втором этот показатель имеет суммарное значение за девять месяцев. Таким образом, имеющиеся в налоговом законодательстве существенные различия условий использования того или иного вида налогового послабления, в рамках определенного налогового режима, не способны обеспечить формирование единой системы

налогообложения субъектов малого

предпринимательства, что нарушает принцип

единства налоговой системы.

Несмотря на это, в настоящее время избирательность предприятий малого бизнеса больше всего ориентируется на применении упрощенной системы налогообложения. Общая система

налогообложения, в связи со своей громоздкостью и диспропорцией, не нашла свое применение в кругах малого бизнеса.

Диспропорции в издержках, связанных с налогообложением по общепринятой системе, вызваны некоторыми особенностями российского налогового законодательства. Так, в числе налоговых причин неравноправного положения малого пред-

принимательства можно выделить систему льгот, действовавшую до 2002 г. в отношении налогообложения прибыли, которая могла приводить к относительным выгодам крупным предприятиям, поскольку применение большинства этих льгот было затруднено для малых и средних предприятий, а также для предприятий, относительно недавно начавших свою деятельность. Однако, отмена льгот по налогу на прибыль с одновременным снижением ставки налога не привело к выравниванию налоговых условий и также оставило малый бизнес в относительно невыгодном положении.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что общепринятая система налогообложения в целом не создавала благоприятных условий для развития малого бизнеса. Что нельзя сказать о существующих на сегодняшний день специальных режимах налогообложения, введенных главой 26 Налогового Кодекса РФ, которые отличаются приемлемым подходом к налогообложению малого бизнеса.

Так, применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусматривает освобождение от обязанности по уплате:

- налога на прибыль;

- налога на имущество организации;

- единого социального налога,

- налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом Законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организациям, перешедшим на упрощенную

систему налогообложения дается освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета.

При сравнении упрощенной системы налогообложения, включенной в раздел 8.1 Налогового кодекса РФ «Специальные налоговые режимы» Федеральным законом № 104-ФЗ от

24.07.2002 г., с упрощенной системой

налогообложения, действующей до даты принятия вышеназванного закона, можно заметить увеличение числа некоторых налоговых преференций. А именно, если рассматривать развитие малого бизнеса на эволюционном этапе его формирования, то несомненно, к преимуществам новой упрощенной системы можно отнести уменьшение большого числа ограничений посредством увеличения критерий стоимостных и физических показателей и снижения ставок налогообложения.

Так, пунктом 3 статьи 346/12 Налогового Кодекса РФ увеличена средняя численность работников предприятия, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, за налоговый период с 15 до 100 человек, что в значительной степени повлияло на увеличение числа предприятий, не попадавших до введения специальных налоговых режимов под действие упрощенной системы налогообложения. Увеличение уровня годового дохода, для организаций, имеющих право применения упрощенной системы налогообложения, с 10 до 20 миллионов рублей в значительной степени сделало упрощенную систему налогообложения более привлекательной, чем действующую до нее. Уровень налоговых ставок уменьшился с 10% до 6% от полученного по кассовому методу дохода за налоговый период, и с 30% до 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов, предусмотренных статьей 146 Налогового Кодекса РФ. Данный факт позволил снизить налоговую нагрузку налогоплательщиков по сравнению с системой налогообложения для предприятий малого бизнеса, действовавшей до 2003 года. Право налогоплательщика самостоятельного выбора наиболее выгодного для него объекта налогообложения: доходы, или доходы уменьшенные на величину расходов, исходя из специфики его финансово - хозяйственной деятельности, является несомненно положительным моментом. Возможность уменьшения единого налога на сумму страховых взносов на обязательное страхование, уплачиваемых за один и тот же период, является весьма выгодным для организаций, избравших в качестве объекта налогообложения доходы. Необходимо отметить, что данные налоговые послабления, выгодны для малых предприятий только на начальных этапах их формирования и развития.

Не смотря на всю привлекательность упрощенной системы налогообложения, и системы налогообложения, построенной на использовании единого налога на вмененный доход, существует и

обратная сторона медали. Значительный рост числа предприятий малого бизнеса, а также незначительное, но увеличение, объемов произведенной продукции, конечно, характеризуют упрощенную систему налогообложения с положительной точки зрения, однако нельзя забывать и о дальнейших перспективах развития малых предприятий. Тревожным фактом является то, что достигнутый в Российской Федерации уровень развития предприятий малого бизнеса, сохраняется без существенных изменений с средины 90-х годов, о чем говорит, к примеру, низкий процент уровня производства данной категории налогоплательщиков. Вследствие этого не используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров, работ, услуг, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Не смотря на многие положительные стороны, система налогообложения, построенная на применении особых режимов налогообложения, имеет основной недостаток. В силу своей привлекательности специальные налоговые режимы, в части применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход являются сдерживающим фактором дальнейшего развития малого бизнеса, так как не в полной мере обеспечивают стимулирующую функцию налога, роль которой заключается в стимулировании технологического обновления производства, инвестиций, качественных и количественных параметров воспроизводства. Тем более, что, развитие производственного процесса любого экономического субъекта, с экономической точки зрения предусматривает укрупнение предприятия, за счет расширения сфер его деятельности, открытия рынков товаров, работ, услуг, их насыщения, максимизации прибыли. На сегодняшний день масштабы производства малых предприятий в сравнении с крупными предприятиями, невелики, и не позволяют им в достаточной степени занимать те сферы производства работ, услуг, в которых господствует крупный бизнес. Не оспорим тот факт, что из-за низкого уровня эффективности, минимального масштаба производства, при котором средние издержки на единицу продукции могут также быть незначительными, для достижения эффекта масштаба в промышленности, производство должно быть крупномасштабным. Если к сравнению взять страны запада, то основой экономического развития, например в США являются крупные предприятия, малые предприятия в США производят не более 14% ВВП, в то время как их количество достигает 80% от общего числа зарегистрированных юридических лиц.

Несмотря на все же незначительный, но рост производства продукции, работ, услуг на малых предприятиях в России, их вклад в валовой внутренний продукт не отражает действительного потенциала указанных хозяйствующих субъектов. Доля производственного сектора предприятий малого бизнеса по-прежнему невелика. Существующие

примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малых предприятий.

Тем более это важно, когда малый бизнес переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость, активизация их инновационной деятельности, формирование сетей, взаимосвязей между различными структурами.

Так, ограничения установленные в сфере применения специальных налоговых режимов, в части использования упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения, построенной на использовании единого налога на вмененный доход, введенные Налоговым кодексом РФ, не дают полной свободы в действиях и противоречат концепции государственной политики по поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации в части их дальнейшего развития и укрупнения, чем нарушается принцип недопущения дискриминации налогоплательщика. С одной стороны увеличение планки ограничений способствуют количественному росту малых предприятий, но с другой стороны, применяемые ограничения тормозят развитие данной категории налогоплательщиков.

Действительно, упрощенная система является льготной, в части применения пониженных ставок налогообложения, освобождения от ведения бухгалтерского учета и упрощением ведения налогового учета и сдачи отчетности в контролирующие органы. Несомненно, что данный льготный режим, на начальной стадии позволяет предприятиям малого бизнеса сэкономить

значительную часть налоговых платежей, за счет сокращения числа уплачиваемых налогов, и использовать высвободившиеся оборотные средства в направлении повышения объемов производства и инвестиции. Таким образом, предприятия, находящиеся на упрощенной системе

налогообложения имеют положительную тенденцию к своему росту и развитию. Однако, упрощенная система налогообложения также определяет как последствия приобретения, так и последствия утраты статуса налогоплательщика, и имеющиеся тенденции к росту и развитию ограничиваются установленными Налоговым Кодексом критериями, выраженными через ограничение дохода от реализации (до 20 млн. руб.), и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (до 100 млн. руб.). При этом данные ограничения в значительной степени влияют на такие экономически важные для развития отрасли, как производство и строительство. Тем более что, упрощенной системой предусмотрен принудительный переход субъектов малого предпринимательства на общий режим налогообложения в случае превышения установленных размера дохода и стоимости амортизируемого имущества (таблице).

Порядок перехода на упрощенный и общий режим налогообложения

Критерии Добровольный порядок перехода Обязательный порядок перехода

Условия перехода Решение организации По итогам налогового (отчетного) периода: - доход превысил 20 млн. руб.; - остаточная стоимость ОС и НМА, определяемая по правилам бухгалтерского учета превысила 100 млн. руб.; - доля участия других организаций более 25 %; - средняя численность работников более 100 человек; (п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ)

Момент перехода С начала следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.13 НК РФ) С начала того квартала, в котором допущено превышение или несоответствие установленным требованиям (п. 4 ст. 346.13 НК РФ)

Срок уведомления налоговых органов о переходе Не позднее 15 января года, в котором осуществляется переход (п. 6 ст. 346.13 НК РФ) Не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было допущено превышение или несоответствие установленным требованиям (п. 5 ст. 346.13 НК РФ)

По своей сути переход с упрощенной системы налогообложения на общепринятую систему является болезненным, так как организация находившаяся на упрощенной системе налогообложения, и в результате определенных причин, сошедшая с нее, начиная с того квартала, в котором было допущено превышение критерия, признается плательщиком всех тех налогов, уплата которых заменяется уплатой налога, исчисленного по упрощенной системе налогообложения (налога на прибыль организации, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущество организации).

При этом, во-первых, организация должна не только выполнить, но и восстановить все требования бухгалтерского, налогового учета, которые вытекают из Налогового кодекса РФ, других действующих законодательных и нормативных актов по налогам и сборам, но и также изыскать дополнительные финансовые источники для уплаты налогов, не полученных с покупателей в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Особенно сложна ситуация с косвенным налогом («внутренний» НДС). К моменту, когда налогоплательщику станет известно, что он потерял право на применение упрощенной системы налогообложения, значительная часть товаров, работ, услуг может быть уже отгружена покупателю соответственно без суммы предъявленного налога на добавленную стоимость. Поскольку организация уже стала плательщиком НДС, то она обязана исчислить и уплатить указанный налог с выручки от реализации за все месяцы того квартала, с начала которого применяется общий режим налогообложения.

Во-вторых, организация с момента перехода на общий режим налогообложения признается обязанной вести бухгалтерский учет и должна в полном объеме восстановить синтетический и аналитический учет активов и обязательств, руководствуясь Федеральным законом "О бухгалтерском учете", многочисленными Положениями по бухгалтерскому учету, другими нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В результате тот объем работы, который организациям придется проделать, и возможные финансовые потери могут не только нивелировать экономическую выгоду от применения специального налогового режима, но и привести к ухудшению финансового состояния организации.

Ситуация усугубляется еще и тем, что действующее законодательство не описывает процедуру " восстановления задним числом" бухгалтерского и налогового учета в случае принудительного перехода на общий режим налогообложения.

Таким образом, установленный порог годового дохода до 20 млн. руб. и стоимости основных средств и нематериальных активов до 100 млн. руб., при котором разрешено использование упрощенной системы налогообложения, заставляют

налогоплательщиков искусственно занижать свои доходы, и использовать «серые» схемы ухода от налогообложения путем дробления малых предприятий, имеющих большие незадействованные резервы развития. В результате чего, это влечет за собой снижение активной деятельности малых предприятий на рынке товаров и услуг, а также уменьшение последующих инвестиций субъектов малого предпринимательства на приобретение и обновление собственных основных средств, притом, что, инвестиции способны дать основной толчок в развитии и укрупнении малых предприятий.

Кроме общих ограничений для

налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, действуют и другие дополнительные ограничения. Так, не принимаются убытки, накопленные при применении общего режима при переходе на упрощенный режим, и убытки, накопленные при упрощенном режиме при переходе к общему. Полный запрет переноса убытков при смене режимов является жесткой мерой, дестимулирующей развитие малых предприятий.

Существенным недостатком имеющейся системы налогообложения для малого бизнеса является отсутствие четко прописанного порядка

приобретения и утраты применения права использования льготного режима налогообложения. В данном случае проблемы при переходе к общему порядку представляют необходимость перехода от кассового метода определения доходов к методу начислений, в случае если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации превысила один миллион рублей за каждый квартал, и возможное наличие обязательств по уплате процентов. Переход малых предприятий от метода начислений при использовании общего порядка налогообложения к кассовому методу определения доходов, при применении упрощенной системы налогообложения, отягчается наличием остаточной стоимости по амортизируемым активам и обязательств по уплате процентов по ранее взятым кредитам.

Следующим недостатком в применении упрощенной системы налогообложения является то, что для организаций применяющих данную систему налогообложения не выгодно, данное на основании статьи 346.11 Налогового Кодекса РФ, полное освобождение от налога на добавленную стоимость, что не соответствует принципу максимального учета интересов налогоплательщика. Отсутствие системы расчетов по НДС ставит предприятие - производителя в не выгодное для него положение. Приобретая товары (работы, услуги) у организации, работающей по упрощенной системе, предприятие, являющееся плательщиком НДС, не может взять в зачет так называемый «входной» НДС, то есть налог, включаемый в стоимость товаров (работ, услуг) по общепринятой системе бухгалтерского учета.

По этой причине многие предприятия -плательщики НДС отказываются от сотрудничества с предприятиями, работающими по упрощенной системе. В результате чего малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения выпадают из цепочки посредников и становятся нежелательными партнерами для крупных хозяйствующих субъектов. Это вынуждает предприятия малого бизнеса налаживать

кооперационные связи только с предприятиями такого же типа, что существенно ограничивает целевую активность этой категории

налогоплательщиков, и делает их

неконкурентоспособными во многих отраслях экономики.

Также сохраняются некоторые неблагоприятные элементы, свойственные вмененному

налогообложению. Обязательность налога для определенных видов деятельности может привести к невозможности сопоставления результатов налогообложения этих видов деятельности при применении вмененного и общего режимов налогообложения, что в свою очередь сказывается на корректности определения коэффициента К2. Применение единого налога на вмененный доход,

глубоко сказывается на горизонтальной справедливости налоговой системы, поскольку усреднение по натуральным показателям приводит к тому, что предприятия с одинаковыми результатами хозяйственной деятельности будут иметь различие по сумме налоговых обязательств, что будет

противоречить принципу соразмерности налогового бремени.

В результате чего несовершенство условий нахождения и использования предприятиями

упрощенной системы налогообложения,

непродуманность порядка изменения режимов

налогообложения может привести к большим потерям бюджета страны.

Задачи совершенствования системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налогообложения предприятий малого бизнеса,

настоятельно требуют ее построения на основе экономических принципов налогообложения,

выраженных через принцип справедливости, принцип недопущения дискриминации налогоплательщика, принцип приоритета норм налогового законодательства, принцип определенности, принцип экономической обоснованности налогообложения, принцип единства налоговой системы, принцип понятности, принцип разграничения полномочий в области налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей

налогоплательщиков, принцип экономичности (эффективности), принцип легкости, принцип

законности, принцип соразмерности налогового бремени. Совершенствование специальных

налоговых режимов во многом зависит от реализации данных задач.

Литература

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (вторая часть): федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. от 26.12.08 г.)

2. О бухгалтерском учете: федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (в ред. от 03.11.06 г.)

3. Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на

малых предприятиях: учебник / В. Д. Новодворский, Р. Л. Сабанин. М.: ТК Велби, Издательство

«Проспект», 2008. 248 с.

® 8 (918) 461 15 49

E-mail: olomskie@mail.ru

Ключевые слова: налогообложение, льготное налогообложение, малое предприятие, экономическая деятельность, финансовая деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.