СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА РАСШИРЕННОГО ДИАПАЗОНА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
SPECIAL METHODS AND TECHNIQUES OF DEVELOPMENT OF EXPANDED RANGE VOICE IN THE COURSE OF TRAINING
Е.Л. Куфтырева E.L. Kuftyreva
Голос расширенного диапазона, меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано, грудной резонатор, головной резонатор, диапазон, регистр, репертуар, вокальные упражнения. В статье рассматриваются специальные приемы и методы обучения, необходимые для развития вокальнотехнических возможностей голоса расширенного диапазона, а также предпринята попытка обосновать необходимость специфического подхода в процессе обучения к данному типу голоса на основании особенностей физиологического строения его голосового аппарата.
Voice of expanded range, mezzo-soprano, soprano, coloratura soprano, chest resonator, head resonator, range, register, repertoire, vocal exercises.
The article describes special techniques and methods of trainingthatare necessary for the development of vocal and technical possibilities of voices of expanded range, and also presents the attempt to prove the necessity of applying a specific approach to the given type of voice in the course of training on the basis of the features of a physiological structure of its vocal apparatus.
На протяжении Х1Х-ХХ веков было много певиц, которые обладали уникальными вокальными данными и оставили яркий след в истории мирового музыкального искусства: М. Мали-бран, П. Виардо, К. Ферни-Джиральдони, Дж. Паста, Дж. Гризи, Р. Понсель, Л. Генчер, М. Каллас, Дж. Сазерленд, Ф. Литвин, Е.С. Уранова-Сандунова, Е.А. Массини, Н.С. Ермоленко-Южина и другие [Лаури-Вольпи, 1972; Назаренко, 1968; Пружан-ский, 1991; Пружанский, 2000; Тимохин, 1974; Цодо-ков, 1999]. В вокальной литературе нет однозначного подхода к такому типу голоса: встречаются определения «сопрано-меццо-сопрано», «голос расширенного диапазона», «голос смешанного типа». Голос расширенного диапазона сочетает в себе характерные черты разных типов женских голосов: яркость и насыщенность звучания грудного регистра, темная окраска тембра типичны для меццо-сопрано и контральто; легкость звучания верхнего участка диапазона свойственна для сопрано; гибкость и беглость характерны для колоратурного сопрано. Кроме того, данный тип голоса с рабочим диапазоном в две с половиной-три октавы, при полном диапазоне в четыре- пять октав, способен изменять тембральное звучание и выдерживать тесситуру вокальных произведений, написанных для разных типов женских
голосов (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано).
Несмотря на появление в XX веке расширенных классификаций певческих голосов [Дмитриев, 1968; Морозов, 1967; Юссон, 1974], голоса расширенного диапазона остались за пределами теоретических и практических исследований в области физиологии и акустики певческого голосообра-зования. Однако сегодня все чаще говорят и пишут о том, что в современном оперном театре ощущается нехватка «больших голосов»: многие женские вокальные партии в операх В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди в результате их исполнения лирическими и лирико-колоратурными сопрано получают иное музыкально-слуховое воплощение, поскольку изначально они были написаны для вокальнотехнических данных голоса расширенного диапазона. Сегодня проблема развития голоса расширенного диапазона является малоизученной, поскольку существование данного типа голоса относят к области истории вокального искусства. Однако в практике вокальной педагогики подобные голоса встречаются, но в связи с недостатком практического педагогического опыта и отсутствием разработанной методики работы с учащимися, наделенными вокальными данными голоса расширен-
ного диапазона, данный тип голоса часто не получает полного развития своих вокально-технических возможностей.
Несмотря на уникальные вокальные данные, голос расширенного диапазона на начальной стадии обучения может производить впечатление «промежуточного голоса» [Морозов, 1967; Юссон, 1974]: тесситура вокальных произведений, написанных для меццо-сопрано, низкая для исполнения, а тесситура произведений для сопрано высокая для исполнения. Кроме того, при длительном пении исключительно в режиме меццо-сопрано или сопрано могут возникнуть определенные вокальные недостатки (проблемы интонирования, пестрота регистров, нечеткость пропевания пассажей), которые в дальнейшем возможно приведут к вокальной деградации (потеря верхнего участка диапазона голоса, резкий провал звучания на среднем регистре и другое). Подобные вокальные проблемы могут быть обусловлены особенным физиологическим строением певческого аппарата голоса расширенного диапазона.
В зависимости от настроенности на определенный тип звучания (меццо-сопрано или сопрано) гортань певицы, обладающей голосом расширенного диапазона, может принимать и фиксировать как низкое, так и высокое положение для изменения длины надставной трубки в соответствии с разными типами звучания голоса. Соответствие типа певческого голоса и длины надставной трубки (чем ниже голос, тем больше длина надставной трубки) было доказано в ходе экспериментальных исследований [Дмитриев, 1968]. Следует заметить, что принудительная фиксация гортани в одном положении не позволяет голосовым складкам создавать необходимую частоту колебаний для воздействия на резонаторные полости, а также принудительная фиксация гортани в одном положении в течение длительного времени (особенно на начальной стадии обучения) приводит к утомлению голосового аппарата вследствие физической усталости. Мышцы, участвующие в процессе певческого голо-сообразования, при пении в одном режиме звучания (меццо-сопрано или сопрано) начинают «сбрасывать». Вследствие накопившегося мышечного напряжения возникает необходимость поменять регистр голоса и режим звучания, чтобы «отдохнуть», но это бывает невозможно, поскольку все вокаль-
ные произведения написаны для какого-либо определенного типа голоса, соответственно, в большей степени задействованы тот или иной регистр или участок диапазона голоса.
В настоящей статье рассматриваются специальные педагогические приемы и методы работы с голосами расширенного диапазона, чтобы воспитать физическую и певческую выносливость для удержания гортани в определенном положении, наработать навыки выдерживания определенной тесситуры (как высокой, так и низкой) и пения в определенном режиме звучания в течение длительного времени, иначе данный тип голоса может остаться «промежуточным», для которого довольно сложно подобрать соответствующий вокальный репертуар [Морозов, 1967; Юссон, 1974].
Прежде всего, развитие вокальных данных голоса расширенного диапазона требует более длительных (один час или один час тридцать минут с несколькими перерывами) и интенсивных ежедневных занятий, по возможности пять или шесть раз в неделю с перерывом в один или два дня. Голос расширенного диапазона за время обучения в своем развитии проходит как бы через все типы женских голосов, поэтому продолжительность процесса развития и, соответственно, обучения для голоса расширенного диапазона существенно возрастает по сравнению с другими типами голосов.
В процессе работы с голосами расширенного диапазона необходимо максимально растягивать диапазон одновременно в обе стороны: как вверх, так и вниз, насколько позволяют на данный момент состояние голосового аппарата и сложность данного вокального упражнения. Даже в начале обучения при пении вокальных упражнений необходимо доходить до предельных верхних и нижних нот диапазона.
Воспитание физической и певческой выносливости подразумевает максимальную физическую нагрузку на уроке и включает в себя следующие моменты. Необходимо обращать внимание ученицы, чтобы на всех участках диапазона, включая крайний низ и верх, вокальные упражнения про-певались на полном дыхании, на полном объеме звучания, на максимальной звучности. На верхнем участке диапазона необходимо добиваться такого же объема и полноты звучания, как и на среднем, и не допускать облегченного характера звучания,
что требует больших физических затрат, но в результате способствует улучшению качества звучания голоса на протяжении всего диапазона. Желательно использовать более длинные по протяженности и более широкие в интервальном отношении (октава, децима, дуодецима) упражнения. В коротких вокальных упражнениях, например в квинту, мелодический ход в каждой тональности можно пропевать три раза подряд (желательно на одном дыхании) на разные гласные, например, «И», «Э», «А». Также полезны вокальные упражнения с активной атакой и задержкой на первой ноте, после которой следует нисходящий мелодический ход. Необходимо исполнять вокальные упражнения с использованием звукосочетаний, словосочетаний и предложений, добиваясь четкой дикции на всех участках диапазона, включая верхний. Артикуляционная активность при пропевании фраз на переходных участках и на высокой тесситуре потребуют большего физического напряжения.
Среди специальных методов обучения в процессе развития голоса расширенного диапазона можно выделить метод темповой и регистровой вариативности и метод установки на резонаторную настроенность голоса.
Метод темповой и регистровой вариативности применяется во время пропевания различных вокальных упражнений и используется для выработки певческой реакции для исполнения вокальных произведений разного характера, типа и жанра (реакция на музыкальные мелизмы, смену темпов и регистров, а также на смену режима звучания в произведениях для разных типов голосов), поскольку для развития вокально-технических возможностей и сохранения голосового аппарата в стабильном рабочем состоянии (сохранение вокальной формы) специфика и структура голоса расширенного диапазона предполагают постоянное варьирование вокального репертуара, написанного для разных типов женских голосов. Также данный метод способствует воспитанию певческого внимания и развитию реакции на малейшие внутренние акустические и мышечные изменения и сопоставлению их со звуковысотными изменениями. Это необходимо также для улучшения интонирования как на протяжении всего диапазона, так на отдельных его участках. В связи наличием четырех голосовых регистров и растянутого диапазона
обучающаяся, обладающая голосом расширенного диапазона, может иметь проблемы интонирования при смене регистров и на переходных нотах, поскольку каждому регистру соответствуют свои внутренние вокально-слуховые представления и свои ощущения звуковысотности. Иногда при смене регистров ученице бывает сложно сопоставить разные вокально-слуховые представления о звуковысотности, что сразу сказывается на чистоте интонации. При описании данного метода рассмотрим сначала применение темповой вариативности, затем регистровой.
Когда голосовой аппарат обучающейся приведен в активное певческое состояние (после распевки), то при использовании метода темповой вариативности применяются следующие приемы. Про-певание одного и того же вокального упражнения сначала в медленном, а затем в быстром темпе. При смене медленного темпа на быстрый неизбежно активизируется работа мускулатуры всего голосового аппарата, соответственно, меняются акустические и мышечные ощущения при пропевании одних и тех же музыкальных интервалов. Обучающаяся учится фиксировать изменения внутренних вокально-акустических представлений о звуковысотности на одинаковых интервалах и мелодических отрезках при смене медленного темпа на быстрый и сопоставлять их с изменениями мышечных ощущений, что способствует развитию певческой реакции, коррекции внутреннего музыкального и мышечного слуха и улучшению интонирования.
Убыстрение или замедление зафиксированного темпа какого-либо вокального упражнения приводит к смене позиционных привыканий, в том числе негативных либо тормозящих дальнейшее развитие. Каждое вокальное упражнение, как правило, исполняется в определенном темпе, с незначительными отклонениями в сторону убыстрения или замедления, пропевая данное упражнение в течение нескольких уроков, ученица невольно привыкает к темпу, предложенному педагогом. Неожиданная смена привычного темпа приводит к стиранию наработанных вокально-акустических и мышечных стереотипов, к развитию певческой реакции, к активизации певческого внимания и мышечной работы всего голосового аппарата, а также к изменениям в позиционных ощущениях в распределении привычных музыкальных интервалов.
Темповое изменение в пределах пропевания какой-либо тональности одного вокального упражнения на определенной тесситуре. Во время исполнения какого-либо вокального упражнения водной или нескольких тональностях меняется темп: делается акцент (фермата) на верхней ноте и (или) убыстряется спуск после верхней ноты. Это способствует выполнению некоторых педагогических задач, например, работа над определенным участком диапазона и переходными нотами, способность выдерживания тесситуры, развитие беглости и нюансировки.
Регистровая вариативность предполагает следующее. Одно и то же упражнение полезно петь не постепенно вверх или вниз по тональностям, а как бы «перескакивая» из регистра в регистр, пропуская несколько тональностей, как вверх, так и вниз. Например, начать в грудном регистре, потом резко сразу перейти в головной регистр и пропеть несколько тональностей, затем спуститься на переходный участок, потом снова в грудной регистр, затем можно в смешанный или головной и так далее, в любых различных вариантах. Главное, чтобы это было неожиданно и непредсказуемо для обучающейся, и непременно на каждом уроке это должны быть новые комбинации, чтобы мышечная память обучающейся не смогла зафиксировать подобную регистровую смену. В результате этого стираются приспособления голосового аппарата к зву-ковысотности и нарабатываются новые внутренние вокально-слуховые представления и ощущения. Также регистровая вариативность способствует стиранию психологической запрограммированности на тот или иной тип звучания (меццо-сопрано или сопрано), которая может мешать разработке голосового или грудного резонатора.
Еще один важный момент: ученица не должна видеть клавиатуру фортепиано (в каком регистре и тональности играет педагог). Это общеизвестный прием в вокальной педагогике, его используют для воспитания новых звуковысотных вокально-слуховых ощущений, а также для устранения психологического барьера перед верхними нотами. Но при работе с голосами расширенного диапазона этот прием полезно использовать для переключения и сглаживания регистров. Обучающаяся не успевает подключить сознание для воспроизведения привычных вокально-слуховых представлений при звукоизвлечении в каждом ре-
гистре. Она вынуждена интуитивно и неосознанно переключать голосовые регистры, что способствует нивелированию разницы между внутренними акустическими и мышечными ощущениями при пении в разных регистрах и формированию новых внутренних вокально-акустических представлений каждого голосового регистра, что в конечном итоге способствует регистровой сглаженности голоса.
Метод установки на резонаторную настроенность голоса предполагает корректировку психологической и физиологической настроенности на головной или грудной резонатор. Для качественного певческого звукообразования любого типа голоса необходимо равномерное отзвучивание головного и грудного резонаторов, поскольку превалирование одного из резонаторов приводит к вокальным недостаткам [Дмитриев, 1968].
В связи с физиологической настроенностью на головное или грудное резонирование в результате предшествующих занятий или выступлений возникает необходимость для дальнейшего прогрессивного развития голоса, либо развития данного типа резонирования, либо усиления звучания другого резонатора. Характерной особенностью голоса расширенного диапазона является то, что психологическая установка на исполнение того или иного вокального репертуара (для меццо-сопрано, сопрано или колоратурного сопрано) и на звучание того или иного типа женского голоса приводит к физиологической и акустической перестройке в работе всего голосового аппарата и, соответственно, к превалированию головного или грудного резонирования и изменению тембрального окрашивания и типа звучания. Для корректировки резонирования можно использовать вокальные произведения (для усиления головного резонирования - произведения для колоратурного сопрано, для грудного-произведения для меццо-сопрано или контральто).
Для усиления звучания головного резонатора, как правило, используют пропевание упражнений на гласную «И», а также активизируют работу гортани посредством атаки звука. Для активизации работы гортани в целях усиления головного резонатора при работе с голосами расширенного диапазона целесообразно использовать вокальные упражнения на активную, быструю атаку первой верхней ноты (упражнения пропеваются последовательно по тональностям сначала снизу вверх по диапазо-
ну и начинаются со смешанного или головного регистра). Например, атака с верхней ноты и далее нисходящий мелодический ход, к которому можно добавить еще мелодический ход наверх; либо после атаки с верхней ноты добавляются терция или квинта вверх по диапазону для удлинения мелодического спуска. Также можно использовать вокальные упражнения, начинающиеся сразу с большого интервала вверх (квинта, секста, септима или октава), то есть с резкого «скачка» вверх по диапазону с акцентом на верхней ноте, в качестве данного упражнения можно использовать соответствующие фразы из вокальных произведений.
Для усиления звучания грудного резонатора можно использовать вокальные упражнения, которые начинаются с восходящего мелодического хода, а заканчиваются пропеванием нисходящего хода или гаммы, с добавлением после нисходящей гаммы несколько тонов вниз, ниже тоники, с последующим возвратом в тонику либо с добавлением после нисходящей гаммы опевания тоники по вводным тонам. А также в любом вокальном упражнении при нисходящем мелодическом ходе можно увеличить длительность (до половинных или целых) нижних нот в конце пропевания каждой тональности, особенно при спуске в грудной регистр.
Для синхронизации работы грудного и головного резонаторов можно использовать в качестве вокального упражнения пропевание интервалов в октаву снизу вверх и сверху вниз с добавлением к нижней и верхней нотам октавы нескольких дополнительных тонов в размере опевающего вводного тона, секунды или терции.
В процессе обучения голоса расширенного диапазона желательно на каждом уроке учитывать подсознательные резонаторные установки певческого аппарата, поскольку для развития данного типа голоса психологический фактор имеет большое значение. В некоторых случаях ученице необходимо объяснять, к каким дальнейшим вокальным недостаткам может привести усиление звучания резонатора, на который она в данный момент в наибольшей степени настроена, чтобы смена психологической резонаторной настроенности способствовала физиологической и акустической перенастройке голосового аппарата.
Таким образом, все рассмотренные выше специальные приемы и методы развития голоса рас-
ширенного диапазона применяются в комплексе в процессе обучения и направлены на то, чтобы в целом сделать процесс обучения голоса расширенного диапазона более активным и интенсивным, а также максимально сжать временные рамки обучения, так как данный тип голоса развивается медленнее по сравнению с другими типами голосов. Для развития голоса расширенного диапазона в процессе обучения необходимо использовать специальные приемы и методы развития (метод темповой и регистровой вариативности, метод установки на резонаторную настроенность голоса), что продиктовано спецификой и структурой голоса расширенного диапазона и помогает воспитанию способности в течение длительного времени выдерживать тесситуру и преодолевать технические трудности вокальных произведений, написанных для разных типов голосов (меццо-сопрано, сопрано, высокое сопрано), без негативных последствий для состояния певческого аппарата, а также улучшению качества певческого голосообразова-ния на протяжении всего диапазона голоса и развитию уникальных вокальных данных, заложенных в природе данного типа голоса.
Библиографический список
1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. 676 с.
2. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л.: Музыка, 1972. 303 с.
3. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука,
1967. 204 с.
4. Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музыка,
1968. 623 с.
5. Пружанский А.М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. М.: Советский композитор, 1991. Ч, 1. 424 с.
6. Пружанский А.М. Отечественные певцы. 1750-1917: словарь: в 2 ч. М.: Композитор, 2000. Ч. 2. 400 с.
7. Тимохин В.В. Мастера вокального искусства XX века. Очерки о выдающихся певцах современности. М.: Музыка, 1974. Вып. 1.175 с.
8. Цодоков Е. Опера: энциклопедический словарь. М.: Композитор, 1999. 592 с.
9. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М.: Музыка, 1974. 262 с.