Научная статья на тему 'Выбор репертуара как фактор развития голоса расширенного диапазона'

Выбор репертуара как фактор развития голоса расширенного диапазона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
618
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОЛОС РАСШИРЕННОГО ДИАПАЗОНА / VOICE OF THE EXPANDED RANGE / МЕЦЦО-СОПРАНО / MEZZO-SOPRANO / СОПРАНО / SOPRANO / КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО / COLORATURA SOPRANO / ГРУДНОЙ РЕЗОНАТОР / ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР / HEAD RESONATOR / ДИАПАЗОН / RANGE / РЕГИСТР / REGISTER / РЕПЕРТУАР / REPERTOIRE / CHEST RESONATOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куфтырева Е.Л.

В статье рассматривается подход к выбору репертуара как основополагающему фактору для развития голоса расширенного диапазона, также предпринята попытка обосновать необходимость параллельного изучения произведений, написанных для разных типов женских голосов, и разделения репертуара на учебный и концертный в процессе обучения в связи со сложной структурой этого типа голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPERTOIRE CHOICE AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF A VOICE OF THE EXPANDED RANGE

In this article the approach to a repertoire choice as to the basic factor for development of a voice of the expanded range is considered, and also the attempt to prove the necessity of parallel studying of the products written for different types of female voices, and the divisions of repertoire on educational and concert in the course of training in connection with difficult structure of this type of a voice is undertaken.

Текст научной работы на тему «Выбор репертуара как фактор развития голоса расширенного диапазона»

ние того, как исполнять музыкальное произведение, проистекает, иными словами, через уяснение того, что исполняется. Один из наиболее видных отечественных педагогов-музыкантов, Я. В. Флиер, занимаясь с учениками, нередко предлагал им проанализировать форму сочинения, отметить наиболее интересные модуляционные ходы, смысловые и тематические связи. Причем Флиеру было недостаточно, чтобы его ученик понял автора музыки в данном единичном и конкретном случае. Он требовал большего - понимания стиля во всех его основных компонентах. Понятно, что перед педагогом открываются тем самым многообещающие перспективы в отношении общей интеллектуализации урока, формирования у молодых музыкантов углубленных, теоретически емких систем представлений и понятий. Появляются возможности широкого и активного использования слова как источника разнохарактерных знаний, средства развития музыкального мышления обучающегося. Здесь особые, специфические преимущества стиля преподавания, о котором гово-

рилось выше, лишь на этом пути, как доказывает передовая практика, музыкальная педагогика оказывается в состоянии решить проблему широкого, универсального развития учащихся-музыкантов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гершунский Б. С. Философия образования. М., 1998.С.102.

2. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М., 1968. С. 22.

3. Цуккерман В. А. Теория музыки и воспитание исполнителя // Цуккерман Л. В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. С. 154.

4. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958. С. 199.

5. Гегель Г. Собр. соч. Т. 1. М., 1958. С. 290.

6. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов // Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1956. С.370.

ВЫБОР РЕПЕРТУАРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОЛОСА РАСШИРЕННОГО ДИАПАЗОНА

REPERTOIRE CHOICE AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF A VOICE OF THE EXPANDED RANGE

Е. Л. Куфтырева

В статье рассматривается подход к выбору репертуара как основополагающему фактору для развития голоса расширенного диапазона, также предпринята попытка обосновать необходимость параллельного изучения произведений, написанных для разных типов женских голосов, и разделения репертуара на учебный и концертный в процессе обучения в связи со сложной структурой этого типа голоса.

E. L. Kuftyreva

In this article the approach to a repertoire choice as to the basic factor for development of a voice of the expanded range is considered, and also the attempt to prove the necessity of parallel studying of the products written for different types of female voices, and the divisions of repertoire on educational and concert in the course of training in connection with difficult structure of this type of a voice is undertaken.

Ключевые слова: голос расширенного диапазона, меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано, грудной резонатор, головной резонатор, диапазон, регистр, репертуар.

Keywords: voice of the expanded range, mezzo-soprano, soprano, coloratura soprano, the chest resonator, the head resonator, range, the register, repertoire.

Голос расширенного диапазона - довольно редкий и сложный тип голоса. В вокальной литературе голос расширенного диапазона называют «голос смешанного типа», «промежуточный голос», soprano sfogato (сопрано свободное) или soprano assoluto (сопрано абсолютное).

На основании реальных фактов, которые описаны в справочной литературе, в работах по истории вокального искусства и вокальной педагогике, можно получить представление об этом типе голоса: обширный диапазон в 2,5-3

октавы, наличие нижнего грудного регистра, не уступающего по звучности и насыщенности самому низкому женскому голосу контральто, наличие верхнего регистра голоса как у колоратурного сопрано в сочетании с техникой беглости. Такими вокальными данными, которые позволяли исполнять оперные партии, написанные как для меццо-сопрано, так и для сопрано, и даже для колоратурного сопрано, обладали Мария Малибран (1808-1836), Полина Виардо (1821-1910), Каролина Ферни-Джиральдони (18411923), Джудитта Паста (1797-1865), Джулия Гризи (1811-

1869), Роза Понсель (1897-1981), Лейла Генчер (1924-2008), Мария Каллас (1923-1977), Джоан Сазерленд (1926-2010), Фелия Литвин (1861-1936), Е. С. Уранова-Сандунова (17721826), Е. А. Массини (1838-1912), Н. С. Ермоленко-Южина (1881-1937) и другие [1-3]. В качестве примера обширности репертуара, который могут исполнять певицы, обладающие голосом расширенного диапазона, можно привести строки из книги С. Ю. Левика, посвященные Фелии Литвин (1861-1936): «Репертуар Литвин определялся в первую очередь (не считая вагнеровских партий) страной, в которой она пела. В Италии это были оперы Доницетти и Верди, во Франции - Гуно, Тома, Сен-Санса и молодых французских композиторов - ее современников, в России она была лучшей Юдифью. Сопрановые Юдифь, Аида, меццо-сопрановая Гертруда ("Гамлет"), контральтовая Далила и "для отдыха" Джильда - таков был неповторимый диапазон этой выдающейся певицы» [4, с. 437].

Проблема обучения вокалистов, обладающих голосом расширенного диапазона, является малоисследованной. В настоящей статье предлагаются некоторые рекомендации практического характера для работы с учащимися, наделенными вокальными данными голоса расширенного диапазона.

Голос расширенного диапазона - это своего рода «голос-гибрид», сложную структуру которого можно условно представить следующим образом: к нижнему участку диапазона от меццо-сопрано добавлен участок диапазона сопрано, и сверху еще как надстройка верхний участок диапазона в третьей октаве, характерный для колоратурного сопрано. В связи с таким сложным регистровым строением голос расширенного диапазона требует специфического подхода в процессе обучения. Для правильного развития голоса расширенного диапазона основополагающим фактором на разных этапах развития является выбор репертуара, включающий параллельное изучение произведений, написанных для разных типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано), с разделением репертуара на учебный и концертный.

Необходимо пояснить, почему при развитии голоса расширенного диапазона такое пристальное внимание уделяется выбору репертуара. Как правило, каждый урок начинается с вокальных упражнений, различные виды которых способствуют выполнению соответствующих вокально-технических задач (разогрев голосового аппарата, разработка резонаторов, смешение и сглаживание регистров, выработка опоры дыхания, развитие различных видов вокальной техники и так далее). Однако в вокальных упражнениях смена регистров происходит в основном постепенно, от тональности к тональности, можно сказать, предсказуемо, а в произведениях смена регистров происходит не подряд, непредсказуемо, иногда в течение одного такта смена регистров происходит несколько раз, поэтому в работе над произведениями умение владеть быстрым переключением регистров приобретается быстрее. При исполнении произведений, написанных для разных типов голосов, происходит как бы «экстремальное» включение и переключение реги-

стров. Это особенно актуально для голоса расширенного диапазона, который, как указывалось выше, является своего рода «голосом-гибридом», состоящим из нескольких типов голосов, участки диапазона, а соответственно, и регистры которого как бы «приставлены» друг к другу. Кроме того, если все участки обширного диапазона не будут получать полноценной интенсивной певческой нагрузки, то все технические возможности, изначально заложенные в природе голоса расширенного диапазона, не получат полного и равномерного развития. При изучении произведений для меццо-сопрано интенсивную нагрузку получает нижний и средний участок диапазона, для сопрано интенсивную нагрузку получает верхний участок диапазона, для колоратурного сопрано получает нагрузку самый верхний регистр голоса, поэтому для равномерной и интенсивной нагрузки на весь обширный диапазон необходимо изучать репертуар для всех типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое, лирическое и колоратурное сопрано).

Если во время работы над упражнениями все регистры голоса расширенного диапазона задействованы постепенно, равномерно и в полной мере, то при изучении вокальных произведений нагрузка на разные регистры голоса будет неравномерной, поскольку каждое вокальное произведение написано для какого-либо определенного типа голоса. На начальном этапе обучения для голоса расширенного диапазона выдерживание в течение длительного времени низкой тесситуры в произведениях для меццо-сопрано или высокой тесситуры в произведениях для сопрано будет сложным и трудоемким, несмотря на природный большой диапазон голоса, следовательно, голос расширенного диапазона необходимо «приучать» к такой неравномерной нагрузке на регистры во время исполнения вокальных произведений. В то же время для развития голоса расширенного диапазона и стимулирования этого процесса развития необходимы равномерное развитие головного и грудного резонаторов и равноценная нагрузка на все участки диапазона, поэтому именно параллельное изучение репертуара для разных типов голосов и разделение репертуара на концертный и учебный позволяют нивелировать излишнюю активизацию одного резонатора и недостаточную работу другого резонатора и выравнивать нагрузку на все регистры обширного диапазона.

Параллельное изучение репертуара, написанного для разных типов голосов, продиктовано особенностями голоса расширенного диапазона. Несмотря на то, что, на первый взгляд, подобный подход к выбору репертуара кажется абсурдным, для голосов расширенного диапазона такой подход является вполне закономерным и логичным, поскольку голос расширенного диапазона состоит как бы из нескольких голосов. Для любого другого типа голоса параллельное исполнение произведений, написанных для разных типов голосов, конечно же, будет иметь негативные последствия для голосового аппарата и может привести к вокальной деградации. Однако для голоса расширенного диапазона подобное параллельное изучение репертуара, написанного для разных типов женских голосов, не только не будет иметь негативных

последствий для дальнейшего развития голоса и состояния голосового аппарата, но и, наоборот, будет решающим фактором для полноценного развития всех вокально-технических возможностей, заложенных в природе этого уникального голоса.

Параллельное изучение репертуара, написанного для разных типов голосов, предполагает чередование в различной последовательности репертуара, написанного для меццо-сопрано, драматического, лирического или колоратурного сопрано, в течение небольшого отрезка времени. Необходимо добавить, что, как правило, для каждого урока параллельное изучение репертуара, написанного для разных типов голосов, то есть чередование произведений, написанных для разных типов голосов, следует выстраивать заново, в зависимости от этапа обучения, от конкретных педагогических и исполнительских задач, а также от состояния голосового аппарата ученицы.

Разделение репертуара на учебный и концертный также является необходимым условием для правильного развития голоса расширенного диапазона в процессе обучения.

Выбор репертуара для концертного исполнения должен соответствовать вокально-техническим возможностям конкретного момента процесса обучения и развития голоса, поскольку, несмотря на такие природные качества голоса расширенного диапазона, как способность к колоратурной беглости и большой диапазон, в начале обучения ученица еще не владеет техническими навыками для того, чтобы использовать в полной мере все возможности своего голоса. Например, в начале обучения нецелесообразно выносить на публику произведения, написанные для колоратурного сопрано, так как ученица еще недостаточно будет владеть техникой беглости, вследствие чего интонирование пассажей может быть не всегда точным. И, наоборот, в некоторые моменты обучения в силу большего развития головного резонатора может оказаться трудоемким для исполнения репертуар для низкого голоса.

Все особенности каждого конкретного момента развития голоса расширенного диапазона необходимо учитывать при выборе концертного репертуара. На начальном этапе обучения ученица еще не обладает навыками владения тем-бральными оттенками голоса для передачи характера произведения, и, как правило, смена типа звучания голоса (меццо-сопрано или сопрано) может происходить стихийно, самопроизвольно и неосознанно, в зависимости от различных факторов (общее физическое состояние ученицы, состояние и степень усталости голосового аппарата, растянутость того или иного резонатора, психологическая и акустическая настроенность на определенный тип звучания и другие). Следовательно, при выборе концертного репертуара необходимо учитывать все эти моменты, иначе может возникнуть впечатление, что ученица поет репертуар, не свойственный ее типу голоса и, соответственно, технически плохо исполненный.

Таким образом, в отношении выбора концертного репертуара необходимо придерживаться не только соответствия вокально-музыкальной сложности произведения и вокально-технического уровня развития голоса расширенного диапазона на текущий момент, но и соответствия

резонаторной настроенности голоса расширенного диапазона и того типа голоса, для которого написано исполняемое произведение.

Учебный репертуар - это репертуар повышенной вокально-технической сложности, который исполняется только в классе при пристальном внимании и наблюдении педагога и выбирается также как концертный репертуар в зависимости от этапов обучения и специфики текущего момента развития. Конечно же, в процессе развития любого типа голоса в зависимости от конкретных педагогических задач изучение репертуара повышенной сложности может быть целесообразным. Использование репертуара повышенной сложности или репертуара, преждевременного для определенного уровня вокального развития, является своего рода стимулирующим, побудительным фактором для более интенсивного развития голосовых качеств или исполнительских навыков [5].

Для голоса расширенного диапазона изучение репертуара повышенной сложности является непременным условием для дальнейшего развития вокально-технических навыков. Если на каком-то этапе обучения произведения для колоратурного сопрано преждевременно включать в концертный репертуар, то в качестве учебного репертуара их необходимо изучать, так как в природе голоса расширенного диапазона заложены вокальные возможности для дальнейшего исполнения высоких колоратурных партий. Равномерная нагрузка на все участки диапазона и, соответственно, равномерное активное пение во всех регистрах являются непременным условием для развития голоса расширенного диапазона, поэтому если на каком-то этапе концертный репертуар включает исключительно произведения для меццо-сопрано или драматического сопрано, то в классе в рамках учебного репертуара необходимо изучать произведения для высокого колоратурного сопрано, и наоборот, если вокально-технические навыки уже позволяют включать в концертный репертуар произведения для высокого колоратурного сопрано, то в классе в рамках учебного репертуара необходимо работать над произведениями не только для меццо-сопрано, но и для контральто, с низкой тесситурой, в которых активно используется нижний грудной регистр.

Таким образом, выбор репертуара становится основополагающим фактором в процессе обучения, поскольку для развития голоса расширенного диапазона необходимо соблюдать строгий баланс между грудным и головным резонаторами и не допускать превалирования одного резонатора над другим, в связи с чем необходимо растягивать диапазон голоса одновременно вверх и вниз и давать равномерную нагрузку на все участки диапазона этого сложного по своей структуре голоса. Параллельное изучение произведений, написанных для разных типов голосов (меццо-сопрано, драматическое, лирическое и колоратурное сопрано), в процессе обучения и разделение репертуара на концертный и учебный являются непременным условием развития голосов расширенного диапазона, необходимым для того, чтобы равномерно развивались все голосовые регистры, из которых состоит этот голос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.