Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ: ГОД СПУСТЯ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ: ГОД СПУСТЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
313
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЗОНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРЕФЕРЕНЦИИ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SPECIAL ADMINISTRATIVE TERRITORY / TERRITORY OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ZONE OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONE / PREFERENCES / MANAGEMENT COMPANY / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лабонин Илья Валентинович

Зоны экономического роста на сегодняшний день стали популярным явлением на территории Российской Федерации. Только в Приморском крае насчитывается четыре преференциальных территории. Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов правового регулирования специального административного района

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ADMINISTRATIVE AREAS: A 1 YEAR LATER

Economic growth zones today have become a popular phenomenon in the Russian Federation. Only in Primorsky Krai there are about four preferential territories. The article is devoted to the consideration of problematic issues of legal regulation of special administrative territory

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ: ГОД СПУСТЯ»

ЛАБОНИН Илья Валентинович,

ассистент кафедры конкурентного и предпринимательского права Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

г. Владивосток e-mail: 2732129@inbox.ru

СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ:

ГОД СПУСТЯ

Аннотация. Зоны экономического роста на сегодняшний день стали популярным явлением на территории Российской Федерации. Только в Приморском крае насчитывается четыре преференциальных территории. Статья посвящена рассмотрению проблемных вопросов правового регулирования специального административного района.

Ключевые слова: специальный административный район, территория опережающего социально-экономического развития, зона территориального развития, особая экономическая зона, преференции, управляющая компания, правовое регулирование.

LABONIN Ilya Valentinovich,

assistant of the Chair of Competitive and Business Law of the Law School Far Eastern Federal University, Vladivostok

SPECIAL ADMINISTRATIVE AREAS: A 1 YEAR LATER

Annotation. Economic growth zones today have become a popular phenomenon in the Russian Federation. Only in Primorsky Krai there are about four preferential territories. The article is devoted to the consideration of problematic issues of legal regulation of special administrative тer-ritory.

Key words: special administrative territory, territory of advanced socio-economic development, zone of territorial development, special economic zone, preferences, management company, legal regulation.

На прошедшем недавно Восточном экономическом форуме - 2019 во Владивостоке на одной из многочисленных дискуссионных «площадок» прозвучала информация касательно специальных административных районов о. Русский в рамках сессии «Специальные административные районы: год спустя», где были озвучены будущие законодательные новеллы, позиции и мнения приглашенных спикеров и участников мероприятия.

Более года назад создан еще один специальный экономический режим в России на территории Приморского края с целью способствовать формированию инвестиционно-привлекательной среды для российских и иностранных инвесторов и развитию Приморского края и Калининградской области за счет повышения деловой и инвестиционной активности в данных регионах с учетом их геополитического положения, а также задачи по ускорению их социально-экономического развития.

Законопроектом устанавливаются особенности создания, функционирования и упраздне-

ния специальных административных районов, планируемых к созданию на территориях о. Русский и о. Октябрьский, предусматривается порядок осуществления административного управления на таких территориях, определяются требования к процедурам и критерии получения статуса резидента специального административного района [1].

Остановимся на его отличиях и особенностях. Как следует из выступлений участников ВЭФ - 2019, принятие федеральных законов создало механизмы для быстрого и удобного способов перевода иностранных юридических лиц в Россию, в качестве резидентов САР со сменой юридического адреса при сохранении корпоративной структуры. В настоящее время 12 компаний являются участниками (2 - на о. Русский, 10 - на о. Октябрьский).

Заявку возможного участника рассматривает управляющая компания, участником может быть только иностранное юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. Зарегистрировать компанию в специальных административных районах - о. Русский в Приморском крае и о. Октябрьский в Калининградской области - могут иностранные организации. Им предоставят статус международной компании при выполнении ряда условий. Например, иностранная организация должна:

- вести деятельность на территории нескольких государств, в т.ч. России;

- инвестировать в Россию в течение полугода с даты регистрации международной компании;

- быть создана в государстве-члене или наблюдателе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), или члене Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма (МАНИВЭЛ);

- не являться кредитными организациями, не кредитными финансовыми организациями, операторами платежных систем и операторами услуг платежной инфраструктуры.

Чтобы международная компания могла воспользоваться налоговыми преимуществами специальных административных районов, ей нужно получить статус международной компании. Для этого она должна одновременно соответствовать таким условиям:

1) иностранная организация, на основе которой была образована международная компания, создана до 2018 г.;

2) контролирующие лица иностранной организации, на основе которой была создана международная компания, стали таковыми до 2017 г.;

3) международная компания не позднее 15 рабочих дней со дня ее регистрации в Российской Федерации представила в свою налоговую инспекцию такие документы и сведения:

- финансовую отчетность иностранной организации за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год;

- положительное аудиторское заключение;

- сведения о контролирующих лицах международной компании [2].

Получается, в рамках привлечения инвестиций и иностранных компаний государство для решения проблем санкций и их последствий для компаний пошло на беспрецедентный шаг, а именно: создало условия, при котором любое иностранное юридическое лицо (при ряде условий), приобретает юридический адрес, регистрируется в России, но при этом максимально продолжает использовать свою корпоративную, правовую, судебную и иную законодательную практику. Далее заключает договор об осуществлении деятельности с управляющей компанией, где госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

дарство не участвует напрямую, а отношения ведутся между частными юридическими лицами в рамках гражданско-правового договора.

В ФЗ о САР вопрос о деятельности представлен общим перечнем, более подробно он указывается, скорее всего в договоре между сторонами, хотя не понятно, где будет осуществляться данная деятельность, поскольку заниматься производством на самом о. Русский затруднительно в силу отсутствия свободных площадок (земельных участков и отсутствия свободных), кроме как на базе ДФУ.

Разберем подробнее: международная компания не обязана приводить в соответствие с российским законодательством свое корпоративное и иное право. На сессии приводился пример с описанием процедуры выпуска ценных бумаг и структуры управления, иллюстрирующий высказанный тезис, который подразумевал, что фактически иностранная компания получает российскую «прописку» для иных третьих лиц, но при этом остается в привычной правовой среде.

Согласно ст. 16 ФЗ о САР, споры в рамках специального административного района подведомственны государственным судам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры в рамках специального административного района могут передаваться на рассмотрение третейского суда в соответствии с законодательством Российской Федерации. При наличии арбитражного соглашения о передаче споров, вытекающих из договора об осуществлении деятельности, в арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, на рассмотрение третейского суда могут быть переданы также споры, связанные с особенностями предоставления статуса участника специального административного района, деятельности по договору об осуществлении деятельности [3].

В рамках ВЭФ - 2019 на данной сессии выступал Генеральный секретарь Гонконгского международного арбитражного центра (Сера Джейн Гриммер), который, в свою очередь, изъявляет желание участвовать и предлагать свои услуги в САР в рамках арбитражного участника (возможно рассмотрения в будущем варианта открытия представительства на территории САР или Владивостока) [4].

Порядок осуществления деятельности резидента САР отличается от резидентов иных специальных экономических зон, в связи с тем, что в первом случае государство не ставит целью сохранение (инкорпорирование) иностранного законодательства международной компании для удобства работы последнего. Договор об осуществлении деятельности заключается между двумя

юридическими лицами (в иных зонах нет гражданского правового договора между управляющей компанией и резидентом).

В рамках третьего пакета изменений будут расширяться критерии для участников (не только система ФАТФ, МАНИВЭЛ, но и иные, в том числе), корректировка в рамках корпоративных механизмов в пользу международных компаний.

Перед тем, как мы затронем четвертый планируемый пакет изменений, автор хочет повторить ряд замечаний, высказанных в предыдущих статьях [5].

Управляющей компанией САР на территории о. Русский является управляющая компания территории опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа или ее дочернее общество, согласно прямому указанию ФЗ о САР. В настоящее время такой управляющей компанией является АО «Корпорация развития Дальнего Востока». Единственным акционером Общества является Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» является непубличным акционерным обществом. Общество учреждено на неограниченный срок. Управляющая компания - это непубличное акционерное общество, где имущество принадлежит коммерческому юридическому лицу. Почему государство не создало управляющую компанию в форме унитарного предприятия, где право собственности принадлежит государству? Каковы будут последствия в случае банкротства? Мы наблюдаем ситуацию, когда государство передает ряд нетипичных функций коммерческому юридическому лицу: заключать инвестиционные соглашения, гражданские договоры с резидентами специально экономических зон, регистрировать резидентов, вести оперативную деятельность по управлению ОЭС, взаимодействовать с государственными органами, брать на себя ряд их функций и прочее. Государство таким образом фактически через АО «Корпорация развития Дальнего Востока» передает часть государственных, муниципальных функций частной корпорации.

Изначально при принятии Федерального закона о САР, рассматривалась возможность использования криптовалюты и иных цифровых активов на о. Русском при осуществлении деятельности.

В рамках четвертого пакета изменения при анализе Закона о цифровых активах в России (ориентировочная дата принятия ФЗ - осень 2019 г.) возможно, появятся и цифровые новеллы, хотя участие кредитных и иных финансовых организаций запрещено законом о САР и их использова-

ние резидентами вызывает новую волну вопросов.

Ранее законодателем предлагались разные варианты цифровых активов, их трактовка и правовое регулирование с учетом научного подхода, основывающихся на обобщении мировой практики, демонстрирующих несколько позиций в отношении этого правового явления:

1) денежное средство;

2) универсальный финансовый инструмент;

3) товар;

4) валютная ценность;

5) информация [6].

В настоящее время в среде теоретиков и практиков существует несколько основных позиций, определяющих правовую природу того, что создатели законопроекта назвали цифровым финансовым активом (далее - ЦФА), среди которых можно выделить следующие наиболее обоснованные позиции:

во-первых, в зависимости от функционала криптовалюту рассматривают либо как форму закрепления в основном обязательственных прав, либо относят её к особому виду денег [7].

«В экономике деньги выполняют три функции... Деньги - средства платежа, единица учета и средство сбережения. Именно функция денег как средства платежа отличает деньги от других активов» [8]. Именно выполнение данных функций криптовалютой дает основания признать её деньгами.

Однако деньги - единица, которая в силу закона признана обязательной к приему на определенной территории. В данном случае указанный признак не применим к внешним отношениям, т.к. упирается в территориальное ограничение. Исключением могут стать валютные союзы каких-либо государств.

Так же ученые выделяют и формальные ограничения (по форме денег), суть которых заключается в том, что существующие электронные деньги также не соответствуют критерию законного средства платежа, т.к. на сегодняшний день невозможно обязать всех граждан иметь оборудование для приема безналичных платежей [9].

В данном случае правильнее было бы приравнять криптовалюту к иностранной валюте в связи с тем, что это ограничит эмиссию криптова-люты в стране, а также её оборот между резидентами, минуя уполномоченные банки [10].

Во-вторых, также имеет место быть определение криптовалюты в качестве финансового инструмента, в связи с тем, что финансовые инструменты также обладают ликвидностью и могут использоваться при совершении платежей (например, вексель; чек) [11].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

Законодатель, идя по «пути наименьшего сопротивления», в ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в одном из предлагаемых законопроектов), раскрывая понятие финансовый инструмент, всего лишь перечисляет их - ценная бумага и производный финансовый инструмент. Криптовалюта все же не является ни тем, ни другим, однако в юридической науке выдвигаются тезисы, что оптимально было бы дополнить данный список и криптовалютой, в связи с тем, что её, как и финансовый инструмент, можно связать с выраженными в них имущественными правами - прав требования или прав на ценность [12].

Рассматриваемые ранее законопроекты о цифровых финансовых активах допускают двойственный характер правовой природы цифрового финансового актива. Данное отражение можно обнаружить в разделении авторами ряда законопроектов токена и криптовалюты. Если рассматривать токен как некий цифровой актив, созданный и распространяемый именно с целью привлечения инвестиций, то можно сделать вывод о том, что токен имеет сходство с бездокументарными ценными бумагами, а не со средствами платежа. Тогда как криптовалюта по своему экономическому функционалу тяготеет к средству платежа. Сделав такой ход, воплотив в законопроекте сразу несколько доминирующих концепций правовой природы рассматриваемого явления, авторы приобрели возможность в будущем либо оставить все как есть: двойственность в правовой природе рассматриваемого феномена, либо отдать предпочтение одной из них.

В-третьих, криптовалюта, как иное имущество. Как пишет А.И. Савельев, ни один законодательный акт не раскрывает содержание понятия «иное имущество», поэтому к данной категории относят все, что не укладывается в иные виды объектов гражданских прав, но при этом используется в обороте и имеет экономическое содержание, в связи с этим, «за неимением лучшего наличие в числе объектов гражданских прав иного имущества позволяет хоть как-то легитимировать криптовалюты и сделки с ними» [13].

После принятия концепции и законодательного оформления понятия криптовалюты и цифрового актива в рамках четвертого пакета изменений будут рассматриваться различные варианты использования обезличенных цифровых активов в расчетах и иной деятельности для резидентов.

Список литературы:

[1] О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 291-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

LAW_304082/. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.11.2018).

[2] Обзор: «Острова Русский и Октябрьский

- российская альтернатива офшорам» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.12.2018).

[3] Фролова Е.Е. Международные и внутренние финансовые споры: в чем отличие? // Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. памяти В.К. Пучин-ского. - М.: РУДН, 2017. - С. 94 - 104; Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С. и др. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. М.: Элит, 2017. - 376 с.

[4] Артемьева Ю.А., Ермакова Е.П., Ивановская Н.В. и др. Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония). - М.: Инфотропик Медиа, 2019. - 416 с.; Фролова Е.Е. Финансовая система Японии: правовое регулирование споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - Т. 9. - 2018. - № 1. - С. 67 - 73; Ее же. Процедура рассмотрения споров в Шанхайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии (SHIAC) // Правозащитник. - 2017. - № 4.

- С. 7.

[5] Лабонин И.В. Проблематика правовых режимов специальных экономических зон // Образование и право. - 2019. - № 6. - С. 90 - 95; Burkaltseva D.D., Borshch L.M., Blazhevich O.G., etc. Financial and economic security of business as a primary element in the economic system // Espacios.

- 2017. - Vol. 38. - № 33. - P. 3.

[6] Сидоренко Э.Л. Криптовалюта как новый юридический феномен // Общество и право. -2016. - № 3 (57). - С. 193 - 197.

[7] Новоселова Л. «Токенизация» объектов гражданского права // Хозяйство и право. - 2017. -№ 12. - С. 29 - 44.

[8] Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. - М., 2006. С. 43.

[9] Хаменушко И.В., Овчарова Е.В. // Законодательство. - 2017. - № 12. - С. 33 - 42.

[10] Dudin M.N., Sekerin V.D., Smirnova O.O., etc. state anti-crisis management of banking sector: looking for optimization ways and contemporary development trends // Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2014. - Т. 5. - № 2. - P. 74

- 81.

[11] Dudin M.N., Zasko V.N., Frolova E.E., etc. mitigation of cyber risks in the field of electronic payments: organizational and legal measures //

Journal of Advanced Research in Law and Economics.

- 2018. - Т. 9. - № 1. - Р. 78 - 88.

[12] Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: учеб. пособие по специальному курсу. - М., 2007. Т. 1. - 589 с.

[13] Савельев А.И. Криптовалюты в системе объектов гражданских прав // Закон. - 2017. - № 8.

- С. 136 - 153.

Spisok literatury:

[1] O special'nyh administrativnyh rajonah na territoriyah Kaliningradskoj oblasti i Primorskogo kraya [Elektronnyj resurs]: Federal'nyj zakon ot 03.08.2018 g. № 291-FZ. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_304082/. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 13.11.2018).

[2] Obzor: "Ostrova Russkij i Oktyabr'skij -rossijskaya al'ternativa ofshoram" [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.12.2018).

[3] Frolova E.E. Mezhdunarodnye i vnutrennie finansovye spory: v chem otlichie? // Sravnitel'no-pravovye aspekty pravootnoshenij grazhdanskogo oborota v sovremennom mire: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. pamyati V.K. Puchinskogo. - M.: RUDN, 2017. - S. 94 - 104; Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Senin A.S. i dr. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: ucheb. posobie. M.: Elit, 2017. - 376 s.

[4] Artem'eva Yu.A., Ermakova E.P., Ivanovskaya N.V. i dr. Razreshenie finansovyh sporov v stranah ATR (Avstraliya, Gonkong, Indiya, Indoneziya, Kitaj, Malajziya, Novaya Zelandiya, Singapur, SShA, Tailand, Yaponiya). - M.: Infotropik Media, 2019. - 416 s.; Frolova E.E. Finansovaya sistema Yaponii: pravovoe regulirovanie sporov mezhdu postavshchikami i potrebitelyami finansovyh uslug // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). - T. 9. - 2018. - № 1. - S. 67 - 73; Ee zhe. Procedura

rassmotreniya sporov v Shanhajskoj mezhdunarodnoj torgovo-ekonomicheskoj arbitrazhnoj komissii (SHIAC) // Pravozashchitnik. - 2017. - № 4. - S. 7.

[5] Labonin I.V. Problematika pravovyh rezhimov special'nyh ekonomicheskih zon // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 6. - S. 90 - 95; Burkaltseva D.D., Borshch L.M., Blazhevich O.G., etc. Financial and economic security of business as a primary element in the economic system // Espacios. - 2017. - Vol. 38.

- № 33. - P. 3.

[6] Sidorenko E.L. Kriptovalyuta kak novyj yuridicheskij fenomen // Obshchestvo i pravo. - 2016.

- № 3 (57). - S. 193 - 197.

[7] Novoselova L. «Tokenizaciya» ob"ektov grazhdanskogo prava // Hozyajstvo i pravo. - 2017. -№ 12. - S. 29 - 44.

[8] Mishkin F. Ekonomicheskaya teoriya deneg, bankovskogo dela i finansovyh rynkov. - M., 2006. S. 43.

[9] Hamenushko I.V., Ovcharova E.V. // Zakonodatel'stvo. - 2017. - № 12. - S. 33 - 42.

[10] Dudin M.N., Sekerin V.D., Smirnova O.O., etc. state anti-crisis management of banking sector: looking for optimization ways and contemporary development trends // Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2014. - T. 5. - № 2. - P. 74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 81.

[11] Dudin M.N., Zasko V.N., Frolova E.E., etc. mitigation of cyber risks in the field of electronic payments: organizational and legal measures // Journal of Advanced Research in Law and Economics.

- 2018. - T. 9. - № 1. - R. 78 - 88.

[12] Belov V.A. Cennye bumagi v rossijskom grazhdanskom prave: ucheb. posobie po special'nomu kursu. - M., 2007. T. 1. - 589 s.

[13] Savel'ev A.I. Kriptovalyuty v sisteme ob"ektov grazhdanskih prav // Zakon. - 2017. - № 8.

- S. 136 - 153.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.