УДК 659.4 502.55 ББК 66.3 ГРНТИ 11.15.25 81.93.29 ВАК 22.00.08
Минаева Л.В. Москва, Россия
СПЕЦИАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ТАКТИКА ПРОДВИЖЕНИЯ КОМПАНИИ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ ГОСКОРПОРАЦИИ
«РОСАТОМ»)
Аннотация. Проведение различных специальных событий является важным аспектом продвижения «Росатома» за рубежом. Результаты указывают на возможности проактивной перформансной коммуникации противодействовать потенциальной угрозе корпоративному имиджу и репутации «Росатома», которая явилась следствием катастроф на атомных электростанциях в разных странах. Наблюдения показывают, что существует существенный интерактивный эффект между событиями и целевыми аудиториями. Проводимые «Росатомом» события осуществляют образовательную функцию путем создания для людей, которые их посещают, особенно это касается молодежи, возможности узнать как можно больше о данной отрасли промышленности и корпорации.
Ключевые слова: «Росатом», специальное событие, перформансная коммуникация, международный корпоративный имидж.
Liudmila V. Minaeva Moscow, Russia
SPECIAL EVENT AS A TACTIC OF PROMOTING A COMPANY ABROAD (THE CASE OF "ROSATOM")
Abstract. This study investigates the effects of events organised by "Rosatom" on its international corporate image. Hosting various types of events is an essential aspect of promoting "Rosatom" abroad. The results suggest the ability of proactive performance communication to counter potential damage to corporate image and reputation of "Rosatom" caused by various crises which have been caused by nuclear plants catastrophes in different countries. The findings indicate a significant interaction effect between events and target publics. Events hosted by "Rosatom" perform the educational function by creating opportunities for people who attend them, especially youth, to learn more about the industry and the corporation.
Key words: "Rosatom", special event, performance communication, international corporate image
Введение
Поскольку развитие атомной отрасли во многом определяет развитие других отраслей экономики, государство уделяет ей особое внимание. Принятая правительством Российской Федерации государственная программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» предусматривает целую систему мер по поддержке и укреплению позиций госкорпорации «Росатом», которая представляет Россию на международном рынке [Об утверждении, 2022].
Для продвижения корпорации за рубежом используется целый комплекс коммуникационных продуктов и технологий. В настоящее статье в центре внимания находится специальное событие, которое широко используется в практике связей с общественностью в различных областях: политике, культуре, спорте и, конечно же, в бизнесе.
Специальное событие способствует достижению самых разных целей: позиционированию компании как социально ответственного члена общества, укреплению партнерских отношений, созданию платформы для развития сотрудничества с государственными структурами и т.д.
Целью настоящей статьи является рассмотрение практики организации специальных событий корпорацией «Росатом» в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) в Республике Беларусь, который был открыт в апреле 2015г., как тактики международной коммуникации, направленной на формирования и продвижения положительного имиджа корпорации «Росатом» за рубежом.
В статье использован материал сайта госкорпорации «Росатом», соцопросы и публикации в СМИ Республики Беларусь.
Теоретическое обоснование исследования
С точки зрения теории коммуникации специальное событие представляет собой реализацию перформансной коммуникации и, следовательно, может рассматриваться как коммуникативное событие и дискурсивное проявление личностей его участников [Плотникова, 2018].
Такая трактовка специального события подразумевает его сингулярность (single event), которое определяется общим для всех коммуникативных событий набором компонентов. «К ним относятся: 1) сохранение на протяжении всего события одной и той же коммуникативной цели; 2) участие на протяжении всего события одних и тех же коммуникантов; 3) использование одного и того же языка; 4) сохранение одного и того же набора ролей; 5) следование одним и тем же правилам взаимодействия; 6)локализованность в одной и той же обстановке. Событие заканчивается, когда происходит изменение основного состава участников, их ролевого взаимодействия либо фокуса их внимания» [Saville-Troike, 2003: 23].
Как разновидность перформансной коммуникации специальное событие обладает мощным потенциалом воздействия на целевую аудиторию.
Правильно срежиссированное и организованное специальное событие вовлекает целевую аудиторию в коммуникацию, а комбинирование разных форм передачи информации нередко позволяет создать яркое зрелище, которое надолго остается в памяти его участников.
Таким образом, специальное событие способствует приобщению целевой аудитории к деятельности организации. Вовлечение в коммуникацию в случае специального события сопровождается вызовом положительных эмоций и симпатии аудитории. Эмоции, в свою очередь, способствуют запоминанию фактов, и стимулируют когнитивную деятельность человека, поскольку обеспечивают полноту восприятия и оживляют творческий потенциал личности [Филатова, 2018:80]. Как отмечается в литературе, «перфоманс побуждает окружающих к совместному действию (перформансу) и рассчитывает на со-переживание, на со-чувствие» [Романова, 2014].
Постановка вопроса
Создание национальной атомной отрасли рассматривается в Республике Беларусь как наиболее приемлемый способ достижения энергетической стабильности и независимости. Однако протесты со стороны Литвы [Sweden blocks Lithuanian OSCE resolution, 2017], а также оппозиционных сил внутри страны (Белорусской национальной платформы, Форума гражданского общества), которые влияли на общественное мнение, потребовали от властей страны осуществления системного сотрудничества с профильными международными организациями в области использования атомной энергии для обеспечения должного уровня приемлемости проекта АЭС общественностью за рубежом, в частности, по вопросу безопасности в странах Прибалтики.
Так, в период с 2012 по 2020 гг. Республика Беларусь приняла у себя все ключевые миссии МАГАТЭ, рекомендованные для стран, строящих свою первую АЭС. Каждая из миссий подтверждала, что Белорусская атомная станция соответствует всем критериям безопасности.
Более того, белорусская сторона выработала Национальный план действий по итогам проведения по процедуре ЕС стресс-тестов, состоявшихся в 2016-2018 гг. Стресс-тесты состояли из 3-х этапов: самооценка Белорусской АЭС, национальная оценка и партнёрская проверка Европейской группы регулирующих органов ядерной безопасности ЕКБИЕО. Именно партнерская проверка ЕКБИЕО и рекомендации по ее итогам стали одной из ключевых тем в публичном поле. Каждый последующий визит группы ЕКБИЕО публично освещался для информирования населения и мировой общественности. В 2021 году первый блок БелАЭС был запущен в промышленную эксплуатацию.
Во время возврата к национальной атомной программе регулярно проводились исследования общественного мнения по вопросу атомной энергетики. С 2013 по 2019 гг. общественное мнение по вопросам атомной энергетики оставалось на одном уровне [Социологи в Минэнерго, 2020] — число сторонников более чем в два раза превышает число оппонентов, а около 1/3 респондентов не определились в своей позиции по данному вопросу. В 2021 году уровень поддержки несколько изменился [Соцопрос: число сторонников, 2022]: 64,9% респондентов отметили положительное отношение к АЭС, 25,1% — отрицательное и 10% затруднились ответить. Наибольший показатель общественной поддержки атомной энергетики (69,4%) наблюдается в Островецком районе — городе расположения АЭС.
Чтобы поддержать, а возможно, и повысить уровень осведомленности граждан о возможностях атомной энергетики и ее безопасности, ИЦАЭ в Республики Беларусь поставило своей основной целью информирование населения данного региона о работе российской атомной отрасли, перспективах развития ядерной энергетики, профориентации, популяризации науки, сотрудничества с профессиональным научным сообществом.
Основным направлением деятельности ИЦАЭ РБ является образование в области ядерной энергетики (в частности, знакомство с принципами работы Белорусской АЭС, устройством защитных барьеров; разработками не только
белорусских, но и российских ученых), физики, астрономии и других наук с помощью интерактивных и научно-образовательных программ.
Конечно, большую роль в информировании и образовании населения играют сайт ИЦАЭ РБ и публикации в местной прессе. Но преимущества проведения специальных событий заключаются, во-первых, в непосредственном контакте с целевой группой общественности и, во-вторых, в ее вовлечении в активную коммуникацию.
Надо сказать, что в разных государствах продолжает действовать эколого-активистская часть населения, которая муссирует тему опасных последствий развития атомной энергетики и нагнетает у людей ощущение страха. Эта деятельность приобретает уже политический характер [Михайлов, Распопов, Поливода, 2022]. Поэтому системная работа по информированию и образованию населения с целью преодоления радиофобии не должна прерываться. Более того, следует изучить практику эффективного использования коммуникативных тактик и распространять этот опыт среди других подразделений госкорпорации.
Ниже будут рассмотрены типы специальных событий, которые проводились ИЦАЭ РБ в период 2019-2021гг. на территории Республики Беларусь.
Результаты исследования
Задачами ИЦАЭ РБ являются:
1) информирование целевой аудитории о принципах работы ядерной отрасли и перспективах ее развития в Республике Беларусь;
2) просвещение населения в вопросах радиационной безопасности, атомной энергетики,
3) популяризация атомной науки и техники среди школьников,
4) повышение престижа технических специальностей среди студентов,
5) профориентация учащихся средних и высших образовательных учреждений, которые будут востребованы в развивающейся атомной отрасли Республики Беларусь,
6) продвижение атомных технологий и образования,
7) активизация познавательной и творческой деятельности школьников.
Необходимо подчеркнуть, что мероприятия ИЦАЭ РБ проводятся на
трёх рабочих языках: белорусском, русском, английском, — в т.ч. в выездном формате, что позволяет максимально охватить языковой пул целевой аудитории и сделать коммуникационную политику, проводимую ИЦАЭ, более эффективной.
Деятельность ИЦАЭ базируется на трех главных принципах, которые отражаются и в проводимых специальных событиях:
1) научная актуальность, подразумевающая, что в качестве экспертов перед целевой аудиторией выступают учёные, преподаватели ведущих вузов, лучшие научные журналисты и популяризаторы науки;
2) «диалоговость», подразумевающая, что проводимые мероприятия позволяют целевой аудитории вступать в дискуссию с экспертами;
3) оригинальность, подразумевающая, что ИЦАЭ предлагает уникальные форматы научно-популярных мероприятий.
Целевыми аудиториями ИЦАЭ РБ является местное население и журналисты. При этом в первой следует также выделить такие демографические группы, как школьники, студенты и семьи с детьми, а во второй - местные СМИ и иностранные, причем представителей СМИ как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Таким образом, портрет целевой аудитории «Росатома» за рубежом выглядит следующим образом [Евстифеева, 2022].
Таблтца 1. Целевая аудитория «Росатома» за рубежом
Местное население Молодежь Семьи) Иностранные СМИ
География Как население страны/региона в целом, так и проживающие в городе/области расположения объектов атомной Города с учреждениями высшего, профессионального и среднего образования, расположенными в близости от Как население страны/региона в целом, так и проживающие в городе/области расположения объектов атомной В основном —страны СНГ, Европы.
энергетики в объектов атомной энергетики в
частности энергетики, частности
(например, научно- (например,
АЭС) исследовательских площадок АЭС)
Поколение Представители Представители Представители Представител
поколений: поколений поколений и поколений
«Молчаливое «У» (1982-2000), «Х» (1963-1981), «Бэби-
поколение» «2» (2001-наст.вр.) «У» (1982-2000), бумеры»
(1928-1942), «2» (2001- (1943-1962),
«Бэби-бумеры» наст.вр.) «Х» (1963-
(1943-1962), 1981), «У»
«Х» (1963- (1982-2000).
1981), «У»
(1982-2000), «2»
(2001-наст.вр.)
Психогра- Озабоченность Поиск Озабоченность Озабочен-
фика степенью профессиональных здоровьем и ность
безопасности и предпочтений и безопасностью степенью
экологичности перспектив, близких, тревога безопасности
региона самоопределение и за устойчивое и
проживания, поиск себя, финансовое экологичнос-
низкий уровень стремление положение, ти региона
мобильности, работать в низкий/средний расположения
отстаивание современной уровень атомных
своих прав и международной мобильности, объектов,
интересов, компании на поиск высокий
интерес к высокооплачивае- перспективы уровень
социальным мой должности, академической и мобильность,
проблемам, интерес к профессиональ- поиск
интерес в европейской ной реализации сенсаций,
устойчивом информационной подрастающего уникальных
развитии повестке и поколения. материалов.
региона во всех ценностям,
сферах (в социальным
первую очередь проблемам,
— экономичес- проактивность,
кой). средний/высокий уровень мобильности, отстаивание своих прав и интересов.
Проводимые в ИЦАЭ РБ мероприятия можно сгруппировать следующим образом: деловые, то есть профессиональные события, организуемые с целью формирования и укрепления делового имиджа, повышения статуса, известности и узнаваемости в бизнес-среде, выхода на новые рынки, презентации товаров и услуг), мероприятия для прессы и
31
массовые, в основном рассчитанные на потребителей или имеющие комбинированную целевую аудиторию. Их цель — создать широкую известность и узнаваемость, дифференцировать и идентифицировать на рынке, привлечь внимание к бренду, товарам, услугам, проблемам или проекту, повысить спрос, сформировать имидж «Росатома» и лояльность к атомной энергетике.
К категории деловых событий относится, например, Форум «Радиационная и экологическая безопасность. Эффективность атомной энергетики», который является традиционной площадкой для встречи белорусских и зарубежных экспертов, представителей атомной отрасли и общественности по вопросам использования атомной энергии. Важной особенностью Форума является его практическая направленность, поскольку в программе предусмотрен разбор реальных «кейсов» решения задач, стоящих перед ядерной энергетикой.
Еще одним примером деловых событий может служить «Международный студенческий экологический конгресс ^ЕС) (ноябрь 2020 г.)». Целью конгресса является предоставление студентам площадки для обмена экоидеями, экологической информацией, а также создание условий для дальнейшего сотрудничества в области экологизации и формирования экологического мышления.
Событие имеет особое значение, так как полностью направлено на такую важную целевую аудиторию, как молодежь, причем профессионально подготовленную молодежь. Студенты разных специальностей обменивались информацией в ходе дискуссий, что позволяло вовлечь их в профессиональную коммуникацию. А это, в свою очередь, в дальнейшем давало возможность выстроить научный нарратив в молодежной аудитории на местах их обучения.
Хотя Конгресс проходил на территории Республики Беларусь, он имел широкий международный резонанс, так как в нем приняли участие студенты не только из Республики Беларуси, но и Китая, Бангладеш, Конго,
Туркменистана, Казахстана и Эквадора. Понятно, что подобные мероприятия способствуют продвижению и укреплению положительного имиджа «Росатома» на мировой арене.
Еще одним моментом, заслуживающим упоминания в связи с данным мероприятием, явилась презентация ИЦАЭ РБ научно-просветительской деятельности центра, что явилось его рекламой перед международной целевой аудиторией.
Традиционно любая организация проводит целый комплекс мероприятий для журналистов (пресс-конференции, брифинги, пресс-туры и др.) с целью оперативного донесения текущей актуальной информации.
Пресс-служба ИЦАЭ РБ также регулярно проводит подобные мероприятия. Но особо необходимо подчеркнуть значение международных пресс-туров, поскольку в них участвуют не только белорусские журналисты, но и представители СМИ других стран.
Так, например, в рамках XIV Международного Белорусского энергетического и экологического форума (Минск, 8-11 октября 2019 г.) был проведен международный пресс-тур, в котором приняли участие представители ведущих СМИ Турции, Египта, Польши, Литвы, Узбекистана. Более 50 представителей зарубежных СМИ посетили основные объекты пускового комплекса Белорусской АЭС, задействованные в выработке электроэнергии.
На базе войсковой части ПВО Минобороны Ресспублики Беларусь зарубежные журналисты ознакомились с принципами противовоздушной защиты АЭС. Кроме того, на базе пожарно-аварийной спасательной части журналисты стали свидетелями плановой тренировки специалистов по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Иначе говоря, журналисты воочию убедились, насколько серьезно «Росатом» подходит к строительству своих проектов и всегда работает в тесной связке с государственными структурами, отвечающими за безопасность граждан.
Конструктивный диалог с журналистами, часть из которых представляла страны, критически настроенные к атомной энергетике, непосредственно в ИЦАЭ РБ, где они смогли познакомиться с основными этапами строительства АЭС, раскрыл влияние АЭС на социальное и экономическое развитие белорусского города энергетиков — г. Островца. Эта информационная часть пресс-тура способствовала продвижению имиджа «Росатома» как социально ответственной компании.
Особый интерес представляет категория массовых мероприятий, где все три принципа работы ИЦАЭ РБ полностью реализуются. Профориентационные, тематические и творческие мероприятия позволяют ИЦАЭ РБ построить диалог со всеми целевыми группами общественности, к которым относятся:
1) учащиеся и педагоги учреждений среднего и высшего образования;
2) представители власти, общественных организаций, средств массовой информации;
3) широкая общественность.
Главными задачами всех информационных центров по атомной энергии является популяризация атомной энергетики среди населения, информирование населения регионов присутствия «Росатома» о работе российской атомной отрасли, перспективах развития ядерной энергетики, профориентации, популяризации науки, сотрудничества с профессиональным научным сообществом.
Проведение фестивалей, праздников, конкурсов позволяют охватить все целевые группы общественности, и, прежде всего, молодежь, и нередко в необычной, развлекательной форме донести до них весьма серьезные идеи и предложить поразмышлять над темами, которые касаются не только того, региона, где они живут, но и всей планеты.
Подобные мероприятия в полной мере реализуют потенциал перформансной коммуникации. Участники вовлекаются в процесс коммуникации самым активным образом. Они не только наблюдают и
пассивно получают определенный объем информации, но и сами создают новый контент, становясь соавторами специального события.
Так, например, ежегодный научно-спортивный праздник «АтомДвиж», который проводится в ходе Дня города в Островце, включал интерактивную программу, спортивные игры и даже танцевальные мероприятия. Вместе с выполнением интеллектуальных заданий участники соревновались и имели возможность развлечься, что в случае молодежи является весьма важным привлекательным фактором.
Развлекательно-просветительская программа, посвященная Дню знаний (1 сентября 2020), имела своей целевой аудиторией учащихся средних, профессиональных и высших учебных заведений Республики Беларусь. Цель — популяризации знаний об атомной отрасли (в частности — о безопасной работе АЭС для окружающей среды и об энергии «мирного атома», как о необходимой составляющей «зелёной» энергетики будущего), презентации направления работы ИЦАЭ РБ и ближайших проектов.
При разработке программы учитывались интересы детей и молодежи, поэтому широко использовались научные головоломки, игры, викторины и ребусы, экскурсия по АЭС в виртуальной и дополненной реальности; просмотр интерактивного научно-популярного фильма.
В этой связи следует отметить, что в настоящее время прием геймификации становится все более популярным в практике связей с общественностью при выстраивании взаимоотношений как с внутренними аудиториями, так и внешними для повышения эффективности бизнеса в разных его формах и видах [Годван, 2019]. Что касается внутренних аудиторий, то подчеркивается роль геймификации для повышения мотивации и вовлеченности сотрудников в бизнес-процессы [Эндеко, 2017], а также при обучении персонала [Дынкина, 2017]. Внешняя геймификации оптимизирует взаимоотношения с клиентами и повышает их заинтересованность в товарах и услугах компании [Климова, 2018].
В рассматриваемом материале геймификация нередко становится основой специального события, особенно когда оно направлено на молодежь. Современные молодые люди с раннего детства знакомы с компьютером и разнообразными компьютерными играми. Многие из игр выполняют образовательную функцию, и благодаря геймификации дети получают большой объем информации, которая прекрасно усваивается.
Как уже отмечалось, довольно большое число специальных событий, организованных ИЦАЭ РБ, предназначены, прежде всего, молодежной аудитории. В процессе участия в викторинах, разгадывая ребусы и головоломки, ребята не только развивают свои творческие способности, но и усваивают полезную информацию, которая расширяет их преставление об атомной энергетике. Иначе говоря, геймификация в специальных событиях ИЦАЭ РБ также выполняет образовательную функцию.
С большим успехом прошли такие мероприятия, как конкурс фоторабот «Атомная энергия в объективе» (11 июня 2019 г.), республиканский конкурс инновационных творческих идей «Моя инициатива», конкурс рисунка «Технологии, меняющие мир» (сентябрь 2020 г.). Последний был приурочен к 75-летию атомной отрасли. Участникам предлагалось проявить фантазию на такие темы, как значение Белорусской АЭС для страны, ответственность работы профессионалов-атомщиков, применение атомных технологий в областях, не связанных с энергетикой.
Вовлечению в процесс познания способствует соревновательный момент, который присутствует в конкурсах. Привыкшие к компьютерным играм, в которых выражена мотивация, основанная на увлеченности и заинтересованности, ребята используют этот опыт в конкурсах, где они стараются «повысить свой уровень, набрать больше «ХР». В условиях конкуренции, которая искусственно создается в ходе проведения конкурса, молодые люди стремятся достичь наивысшего уровня, как и в компьютерной игре.
Ребята с азартом выполняют конкурсные задания и при этом проявляют недюжинные творческие способности, а публичное награждение победителей надолго остается в памяти лауреатов. Положительный эффект церемонии награждения в дальнейшем сказывается, в частности, в многочисленных рассказах победителей и их родителей, что значительно расширяет потенциальную базу посетителей других специальных событий, посвященных атомной энергетике.
Как становится ясно из приведенного материала, при организации и проведении специальных событий ИЦАЭ РБ стремится опираться на местную специфику. Ярким примером может служить специальное событие Интеллектуальный бой «Беларуская мова i сучасны час» в рамках Международного праздника, посвященного Дню родного языка (20 февраля 2021 г.). Это мероприятие было направлено на учащихся средних образовательных учреждений. Конечно, основной целью участия ИЦАЭ РБ в проведении и данного праздника была популяризации знаний об атомной энергетике. Но важно подчеркнуть, что Интеллектуальный бой продемонстрировал стремление «Росатома» быть ближе к белорусскому народу через уважение главной составляющей культуры — языка. В рамках мероприятия для учащихся провели экскурсию на Белорусскую АЭС в формате виртуальной реальности, а также им рассказали о мероприятиях ИЦАЭ РБ.
Таким образом, можно сделать вывод, что «Росатом» использует как прямой, так и косвенный способы убеждения в проводимой коммуникационной политике. Примерами первого — прямого — способа являются деловые мероприятия и мероприятия для СМИ. Здесь используются прямые аргументы (факты, выступления, доклады, презентации) авторитетными представителями отрасли для создания благоприятного образа атомной энергетики. Примерами второго — непрямого — способа являются некоторые массовые мероприятия, в именно — фотоконкурсы, конкурсы рисунка. В данном случае вместо четкой
информации о товаре (в данном случае — АЭС, атомная промышленность) участники связывали его с представлениями о красоте, с красивой картинкой.
Массовые мероприятия, проводимые ИЦАЭ РБ, всегда являются инфоповодом, который привлекает внимание СМИ, что способствует их широкому освещению в прессе. Таким образом, население Республики в целом имеет возможность познакомиться с деятельностью госкорпорации.
Инфоповоды и ключевые сообщения-ценности, транслируемые «Росатомом», полностью отвечают психографике целевой аудитории по следующим направлениям: экологическая повестка, корпоративная-социальная ответственность, развитие экономики региона присутствия атомных объектов, подготовка и востребованность профессиональных кадров, создание рабочих мест в перспективной устойчивой международной отрасли, повышение уровня безопасности атомных объектов и, как следствие, жизни местного населения.
Заключение
«Росатом» строит АЭС по всему миру и занимается утилизацией радиоактивных отходов, в том числе и экспортируемых разными странами. Деятельность корпорации в условиях санкций, которые накладываются коллективным Западом на Россию, конечно же, затрудняется, и прежде всего это связано со сложностями не в технической, а в финансовой сфере. Однако следует помнить, что рано или поздно эти трудности будут преодолены, а если население будет настроено против ядерной энергетики, то при всех других благоприятных условиях продвижение зарубежных проектов «Росатома» будет затруднено. Именно поэтому в настоящее время необходимо продолжать систематическую работу по совершенствованию коммуникационных тактик, которые можно использовать в процессе формирования положительного имиджа «Росатома» за рубежом. Одной из таких тактик, несомненно, является специальное событие.
Библиография
Годван Д.Ф. Геймификация. Применение игровых систем в бизнесе // Бизнес образование в экономике знания. №2. 2019. С.28-31.
Дынкина Е.Д. Геймификация как инструмент повышения эффективности обучения персонала. // Бизнес образование в экономике знания. 2017. №2. С. 51-57
Евстифеева Е.О. Формирование лояльности к российским проектам в области ядерной энергетики за рубежом. ВКР магистра по направлению «Международные отношения», факультет мировой политики, МГУ имени М.В.Ломоносова, 2022.
Климова О.Н. Инновации в маркетинге: геймификация и опыт ее использования российскими торговыми сетями.//Инновационное развитие экономики. №1(43). 2018. С.91-101.
Михайлов А.В., Распопов Э.В., Поливода Д.А. Информационная работа по преодолению радиофобии как направление политических коммуникаций // Российская школа связей с общественностью. Вып.26. 2022. С.169-181.
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса"(с изменениями на 29 декабря 2021 года) https://docs.cntd.ru/document/420200019 (дата обращения: 12.11.2022)
Плотникова С.Н. Перформанс в коммуникации: аспекты когнитивно-дискурсивного моделирования. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2018. Т 17. №4. С.229-236.
Романова К.С. Перформанс повседневной жизни. //Дисккурс Пи. 2014. №1(14). С.15-21.
Социологи и Минэнерго изучили поддержку АЭС в Беларуси [Электронный ресурс] // БелТА. URL: https://www.belta.by/interview/view/sotsiologi-i-minenergo-izuchili-podderzhku-aes-v-belarusi-7163/ (дата обращения: 12.11.2022)
Соцопрос: число сторонников развития атомной энергетики в Беларуси выросло [Электронный ресурс] // БелТА. URL: https://atom.belta.by/ru/news_m/view/sotsopros-chislo-storonnikov-razvitija-atomnoj-energetiki-v-belarusi-vyroslo-11629/ (дата обращения: 12.11.2022)
Филатова С.С. Событийное продвижение образовательных услуг с помощью специальных событий // Вестник Тамбовского университета. 2018. Т. 4. №14. С.80-84.
Эндеко Т. Марш энтузиастов или как повысить вовлеченность персонала. М.: Изд-во «Спутник», 2017
Saville-Troike M. (2003). The Ethnography of Communication. Oxford : Blackwell.
Sweden blocks Lithuanian OSCE resolution criticising Belarus' nuke plant [Электронный ресурс] // NewEurope. URL: https://www.neweurope.eu/article/sweden-blocks-lithuanian-osce-resolution-criticising-belarus-nuke-plant/ (дата обращения: 12. 11.2022)
References
Godvan D.F. Gejmifikaciya. (2017) Primenenie igrovyh sistem v biznese.. Biznes obrazovanie v ekonomike znaniya /Gamification. The use of gaming systems in business. Business education in the knowledge economy]. No. 2, pp. 51-57
Dynkina E.D.(2017) Gejmifikaciya kak instrument povysheniya effektivnosti obucheniya personala. Biznes obrazovanie v ekonomike znaniya [Gamification as a tool to increase the effectiveness of staff training. Business education in the knowledge economy] №2, pp.51-57
Evstifeeva E.O. (2022) Formirovanie loyal'nosti k rossijskim proektam v oblasti yadernoj energetiki za rubezhom.[Formation of loyalty to Russian projects in the field of nuclear energy abroad]. Master's thesis in International Relations, Faculty of World Politics, Lomonosov Moscow State University]
Endeko T. (2017) Marsh entuziastov ili kakpovysit' vovlechennost'personala. /March of Enthusiasts or How to Increase Staff Engagement]. M., Izd-vo «Sputnik»
Filatova S.S. (2018) Sobytijnoe prodvizhenie obrazovatel'nyh uslug s pomoshch'yu special'nyh sobytij. Vestnik Tambovskogo universiteta [Event promotion of educational services with the help of special events. Bulletin of the Tambov University] (4) 14, pp. 80-84.
Klimova O.N. (2018) Innovacii v marketinge: gejmifikaciya i opyt ee ispol'zovaniya rossijskimi torgovymi setyami. Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovations in marketing: gamification and the experience of its use by Russian retail chains. Innovative development of the economy]. 1(43), pp.91-101
Mihajlov A.V., Raspopov E.V., Polivoda D.A.(2022) Informacionnaya rabota po preodoleniyu radiofobii kak napravlenie politicheskih kommunikacij. Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu [Information work to overcome radiophobia as a direction of political communications. Russian School of Public Relations] Issue 26, pp.169-181
Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie atomnogo energopromyshlennogo kompleksa"(s izmeneniyami na 29 dekabrya 2021 goda) [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of the nuclear power industry complex" (as amended as of December 29, 2021]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420200019 (Accessed: 12.11.2022)
Plotnikova S.N. (2018) Performans v kommunikacii: aspekty kognitivno-diskursivnogo modelirovaniya. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2:
Yazykoznanie [Performance in communication: aspects of cognitive-discursive modeling. Bulletin of the Volgograd State University. Series 2 Linguistics], (17) 4, pp. 229-236.
Romanova K.S. (2014) Performans povsednevnoj zhizni. Diskkurs Pi [Performance of everyday life. Discourse Pi.] 1(14) pp. 15-21
Saville-Troike M. (2003). The Ethnography of Communication. Oxford : Blackwell.
Sociologi i Minenergo izuchili podderzhku AES v Belarusi [Sociologists and the Ministry of Energy studied support for nuclear power plants in Belarus]. URL: https://www.belta.by/interview/view/sotsiologi-i-minenergo-izuchili-podderzhku-aes-v-belarusi-7163/(Accessed: 12.11.2022).
Socopros: chislo storonnikov razvitiya atomnoj energetiki v Belarusi vyroslo [Opinion poll: the number of supporters of the development of nuclear energy in Belarus has grown] // URL: https://atom.belta.by/ru/news_ru/view/sotsopros-chislo-storonnikov-razvitiia-atomnoj-energetiki-v-belarusi-vyroslo-11629 (Accessed: 12.11.2022).
Sweden blocks Lithuanian OSCE resolution criticising Belarus' nuke plant // NewEurope. URL: https://www.neweurope.eu/article/sweden-blocks-lithuanian-osce-resolution-criticising-belarus-nuke-plant/ (Accessed: 12.11.2022).
Сведения об авторе
Минаева Людмила Владимировна - заведующая кафедрой международной коммуникации факультета мировой политики МГУ, доктор филологических наук, заслуженный профессор Московского университета; [email protected]
Minaeva Ludmila V. - chairman of department of the international communication of the department of the world policy of MGU, the doctor of philological sciences, the Honored Professor of Moscow University.