Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ДИАЛОГА ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ" С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

СТАНОВЛЕНИЕ ДИАЛОГА ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ" С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ / РАДИОТРЕВОЖНОСТЬ / РАДИОФОБИЯ / РАДИАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головихина Ольга Сергеевна, Горин Николай Владимирович, Игин Игорь Михайлович, Медянцев Никита Владимирович

В статье исследуется становление диалога госкорпорации «Росатом» с общественностью по проблемам безопасности при высоком уровне радиотревожности населения. Диалог направлен на выполнение требований действующего законодательства и рекомендаций МАГАТЭ с целью информирования населения для снижения его радиотревожности. Сформулированы цели и интересы участников диалога, их законодательное и нормативное обеспечение. Показана значимость атомной отрасли для России. Высказано предположение, что атомной отрасли придется отвечать на один из основных вызовов современности для всей цивилизации - загрязнение окружающей среды и глобальное потепление. Названы проблемы, требующие обсуждения госкорпорации и общественности. Перечислены доступные современные источники информации об атомной отрасли. Показан механизм влияния общественности на принятие решений на примере обсуждения двух федеральных целевых программ: «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» и «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 гг. и на период до 2030 г.». Рассмотрен опыт организации диалога с общественными организациями по обращению с радиоактивными отходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Головихина Ольга Сергеевна, Горин Николай Владимирович, Игин Игорь Михайлович, Медянцев Никита Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE BETWEEN STATE ATOMIC ENERGY CORPORATION “ROSATOM” AND CIVIL SOCIETY: KEY INITIATIVES AND CHALLENGES

The article analyses the consolidation of public relations and dialogue between Rosatom State Corporation and civil society in the sphere of security concerns and high level of radiological anxiety of the population. The aim of Rosatom is to comply with the current legislation and ful ll the International Atomic Energy Agency (IAEA) recommendations designated to inform the population and reduce the degree of radiological anxiety. The article rst overviews the objectives and interests of the parties as well as their legislative and regulatory background hand in hand with the signi cance of the nuclear industry for the Russian Federation. Then the analysis takes into consideration major challenges faced by the nuclear industry and the whole civilization more broadly - namely the environmental pollution and global warming - identifying key topics of the dialogue between the State Corporation and the general public. Finally, the article demonstrates the mechanism of in uence of the civil society on the decision-making process drawing on the example of two Federal target-oriented programs, “Ensuring nuclear and radiation safety for2008 and for the period up to 2015” and “Ensuring nuclear and radiation safety for 2016-2020 and for the period up to 2030”, hand in hand with the experience of public dialogue with public organizations in the eld of radioactive waste handling.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ДИАЛОГА ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ" С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2021. № 3

Ольга Сергеевна Головихина,

советник заместителя генерального директора по лицензированию и разрешительной деятельности ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (ул. Пятницкая, д. 49А, стр. 2, 119017, Москва, Россия), e-mail: OSGolovikhina@rosatom.ru

Николай Владимирович Горин,

кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ФГУП «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» (ул. Васильева, д. 13, 456770, Снежинск, Челябинская обл., Россия), e-mail: n.gorin@vniitf.ru

Игорь Михайлович Игин,

генеральный директор ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (ул. Пятницкая, д. 49А, стр. 2, 119017, Москва, Россия), e-mail: info@norao.ru

Никита Владимирович Медянцев,

руководитель департамента по связям с общественностью и СМИ ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (ул. Пятницкая, д. 49А, стр. 2, 119017, Москва, Россия), e-mail: NVMedyantsev@norao. ru

СТАНОВЛЕНИЕ ДИАЛОГА ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ» С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ1

В статье исследуется становление диалога госкорпорации «Росатом» с общественностью по проблемам безопасности при высоком уровне радиотревожности населения. Диалог направлен на выполнение требований действующего законодательства и рекомендаций МАГАТЭ с целью информирования населения для снижения его радиотревожности. Сформулированы цели и интересы участников диалога, их законодательное и нормативное обеспечение. Показана значимость атомной отрасли для России. Высказано предположение, что атомной отрасли придется отвечать на один из основных вызовов современности для всей цивилизации — загрязнение окружающей среды и глобальное потепление. Названы проблемы, требующие обсуждения госкорпорации и общественности. Перечислены доступные современные источники

1 Авторы считают своим приятным долгом поблагодарить Н.П. Савину, А.М. Чу-прунову и А.В. Чалову (Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина) за помощь в поиске и отборе информации.

информации об атомной отрасли. Показан механизм влияния общественности на принятие решений на примере обсуждения двух федеральных целевых программ: «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» и «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 гг. и на период до 2030 г.». Рассмотрен опыт организации диалога с общественными организациями по обращению с радиоактивными отходами.

Ключевые слова: общественные экологические организации, общественное мнение, экологическая, радиотревожность, радиофобия, радиационная грамотность, общественные институты.

Olga Sergeevna Golovikhina,

Advisor to the Deputy GeneraI Director, National Operator for Radioactive Waste Management (uI. Pyatnitskaya 49А, str. 2, 119017 Moscow, Russia), e-mail: OSGoIovikhina@rosatom. ru

Nikolay Vladimirovich Gorin,

Kandidat of Physico-mathematical Sciences, Senior Research Fellow, Russian Federal Nuclear Center — Zababakhin AII-Russian Research Institute of Technical Physics (Vasilyeva uI. 13, 456770 Snezhinsk, Chelyabinsk Region, Russia), e-mail: n.gorin@vniitf.ru

Igor Mikhailovich Igin,

Director General, National Operator for Radioactive Waste Management (uI. Pyatnitskaya 49А, str. 2, 119017 Moscow, Russia), e-mail: info@norao.ru

Nikita Vladimirovich Medyantsev,

Head of Public & Media Relations Department, National Operatorfor Radioactive Waste Management (uI. Pyatnitskaya 49А, str. 2, 119017 Moscow, Russia), e-maiI: NVMedyantsev@norao.ru

A DIALOGUE BETWEEN STATE ATOMIC ENERGY CORPORATION "ROSATOM" AND CIVIL SOCIETY: KEY INITIATIVES AND CHALLENGES

The articIe anaIyses the consoIidation of pubIic reIations anddiaIogue between Rosatom State Corporation and civiI society in the sphere of security concerns and high IeveI of radioIogicaI anxiety of the popuIation. The aim of Rosatom is to com-pIy with the current IegisIation and fuIfiII the InternationaI Atomic Energy Agency (IAEA) recommendations designated to inform the popuIation and reduce the degree of radioIogicaI anxiety. The articIe first overviews the objectives and interests of the parties as weII as their IegisIative and reguIatory background hand in hand with the significance of the nucIear industry for the Russian Federation. Then the anaIysis takes into consideration major chaIIenges faced by the nucIear industry and the

whole civilization more broadly — namely the environmental pollution and global warming — identifying key topics of the dialogue between the State Corporation and the general public. Finally, the article demonstrates the mechanism of influence of the civil society on the decision-making process drawing on the example of two Federal target-oriented programs, "Ensuring nuclear and radiation safety for 2008 and for the period up to 2015" and "Ensuring nuclear and radiation safety for 2016-2020 andfor the period up to 2030", hand in hand with the experience of public dialogue with public organizations in the field of radioactive waste handling.

Key words: Environmental non-governmental organizations, public opinion, ecological, radiological anxiety, radiophobia, radiological literacy, social institutions.

Введение

Любой диалог предполагает обсуждение вопросов, представляющих взаимный интерес. Интересы России и госкорпорации (ГК) «Росатом» связаны с дальнейшим развитием атомной отрасли. В соответствии с действующим российским законодательством2 и международными документами3 предусмотрено обязательное обсуждение с общественностью планов размещения, строительства и эксплуатации объектов атомной отрасли. Интересы населения и представителей общественности интуитивно понятны, но в официальных документах не отражены. Интересы и цели общественных объединений изложены в их учредительных документах.

Взаимодействие общественности с атомной отраслью будет эффективным лишь при условии, что образовательный уровень в области радиационной экологии представителей общественности будет соответствовать уровню знаний основных специалистов отрасли, чего пока нет и что объясняет современные конфликты информационных интересов.

Для диалога между властью, бизнесом и обществом в атомной отрасли создан Общественный совет (ОС) ГК «Росатом» (2006, 2008), как форма взаимодействия при развитии мониторинговой демократии или институт-медиатор. В его задачи входит информирование

2 Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11.1995 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/; Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» № 698 от 11.06.1996 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10724/; Приказ Госкомэкологии РФ «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» № 372 от 16.05.2000 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_27864/

3 Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте // ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ env assessment.shtml

населения, просветительская деятельность в области атомной науки и безопасности применяемых технологий4. Создание ОС стало новым шагом к расширению возможностей участия общественности в обсуждении решений органов власти и определило круг участников обязательного обсуждения, тем самым сформировав возможность проведения экспертного диалога.

Ниже рассмотрено становление диалога ГК «Росатом» и ее организаций с общественностью по проблемам безопасности. Описан механизм влияния общественности на принятие решений на примере обсуждения федеральных целевых программ «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» и «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 гг. и на период до 2030 г.». Подробно о проблемах ядерного наследия, его появлении и современном состоянии можно ознакомиться в трехтомнике «Проблемы ядерного наследия и пути их решения»5 и на портале федеральной целевой программы6. Рассмотрен опыт организации диалога с общественными организациями по обращению с радиоактивными отходами (РАО).

Участники диалога

Атомная отрасль. К настоящему времени атомная отрасль решила главную задачу — обеспечила Россию ядерным вооружением. Россия имеет лишь около 2 % мирового населения, а ее богатства составляют: около 12 %о территории, 30 %о доказанных мировых запасов природного газа, 10 % разведанных запасов нефти, 16 % запасов угля. Эти богатства надежно защищены благодаря усилиям в том числе специалистов ГК «Росатом».

В 2019 г. российские АЭС выработали 208,8 млрд кВтч, что составило 19 % всей электрической энергии России7. Атомная отрасль строит атомные станции, ледоколы, добывает редкоземельные материалы, производит изотопы, работает в области ядерной медицины,

4 Сунгуров А.Ю. Общественные советы как институты мониторинговой демократии? Опыт Краснодарского края // Социум и власть. 2013. № 6. С. 48-54; Сунгуров А.Ю. Институты-медиаторы и их роль в развитии публичной политики в современной России // Публичная политика в контексте задач модернизации России: конструктивный потенциал и формы использования / Отв. ред. Л.И. Никоновская. М.: РОССПЭН, 2012. С. 195-218.

5 Проблемы ядерного наследия и пути их решения: В 3-х т. / Под ред. Л.А. Большова, Н.П. Лаверова, И.И. Линге. М.: Энергопроманалитика, 2012-2015.

6 Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 гг. и на период до 2030 г.». URL: http://xn---2030-bwe0hj7au5h.xn--p1ai/about/overview/

7 Комаров К.Б. Годовой отчет, 2019 / АО «Атомэнергопром». М.: АО «Атом-энергопром», 2019. URL: http://atomenergoprom.rU/u/file/for_investors/god_otchet/ go_aepk_2019.pdf

сверхпроводников, космической энергетики, термоядерного синтеза и пр. Доля российской ядерной отрасли, по оценкам ГК «Росатом», составляет 7 % мирового рынка производства электроэнергии на АЭС, 19 % рынка реакторостроения, 38 %о рынка обогащения урана, 14 % добычи природного урана и 16 0% рынка фабрикации ядерного топлива. Отрасль имеет высокий интеллектуальный потенциал, ее сотрудники — выпускники лучших вузов страны с высоким средним баллом по успеваемости. Это важнейшая результативная отрасль промышленности.

К настоящему времени в отрасли решены наиболее острые проблемы ядерного наследия, создана Единая государственная система обращения с РАО8, введен в эксплуатацию ряд энергоблоков АЭС, принята стратегия развития атомной энергетики на основе реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом. Вполне возможно, что атомной отрасли придется отвечать на один из основных вызовов современности — загрязнение окружающей среды и глобальное потепление. Это станет возможным при замене углеводородной энергетики на атомную, так как, по утверждению академика Л.И. Пономарева, «без ядерной энергетики у нынешней цивилизации нет будущего»9. Однако все это происходит в условиях радиотревожности и радиофобии населения, что требует информационной работы для достижения общественной приемлемости принимаемых государственными органами решений.

В трудах Санкт-Петербургского научно-исследовательского института радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева отмечено, что «радиотревожность является эмоциональным и психологическим состоянием человека, при котором он субъективно завышает объективно существующую, но чаще всего незначительную для здоровья опасность радиационного воздействия» и «высокий уровень радиотревожности вплоть до настоящего времени остается значимым социально-психологическим последствием для населения, проживающего на территориях аварийного радиоактивного загрязнения»10. Известно, что повышение уровня знаний о радиации у всего населения сопровождается снижением завышенной оценки опасности.

8 АбрамовА.А., ДорофеевА.Н., Дерябин С.А. Развитие ЕГС РАО в рамках работ по федеральной целевой программе обеспечения ядерной и радиационной безопасности // Радиоактивные отходы. 2019. № 1. С. 8-24.

9 Пономарев Л.И. Без ядерной энергетики у нынешней цивилизации нет будущего // Атомный эксперт. 2018. № 3-4. С. 70-75.

10 Зыкова И.А., Архангельская Г.В. Радиотревожность населения загрязненных территорий и меры по ее снижению: Пособие для специалистов служб Роспотребнад-зора. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени П.В. Рамзаева, Роспотребнадзор, 2007. С. 2, 5.

Российская Федерация получила огромный объем ядерного наследия, созданного в период холодной войны. Его первое систематическое описание было выполнено в 1995-2000 гг. Наибольшую обеспокоенность у российских и международных экспертов вызвали отходы Производственного объединения «Маяк», Горно-химического комбината и Сибирского химического комбината. Вторым приоритетом были Чернобыль, северо-западные регионы России и Центральный федеральный округ, подводные лодки и корабли Военно-морского флота и Минтранса России. Объем наследия велик, основная «болевая точка» наследия — озеро Карачай в Челябинской области11. К настоящему времени большая часть этих проблем решена.

Население. Население, как правило, обеспокоено экологической обстановкой в местах проживания, загрязнением воздуха, питьевой воды и их влиянием на здоровье и продолжительность жизни. Все понимают, что опасные производства в современных условиях неизбежны: они обеспечивают работой и достойным заработком значительную часть населения и поддерживают привычный образ и уровень жизни. Отказ от опасных объектов приведет к уменьшению опасностей, но и к снижению уровня жизни, поэтому неизбежно приходится находить компромисс.

В документации последних лет, касающейся диалога с общественностью, как правило, присутствует выражение «информационно-разъяснительная работа с населением по вопросам ядерной и радиационной безопасности». Однако не следует понимать его буквально и стремиться сообщать населению фундаментальные положения этих научных дисциплин. Для населения проблемы ядерной и радиационной безопасности важны лишь с точки зрения их влияния на образ и уровень жизни.

Пробелы в школьном образовании в области знаний о радиации, закрытая информация о работах атомной отрасли, масса безответственных публикаций в СМИ и недоверие к органам власти породили радиотревожность населения, которое некорректно называют радиофобией (понятие фобии в медицине подразумевает расстройство психики, при котором человек испытывает навязчивый страх, паническую боязнь чего-либо).

Основная цель диалога ГК «Росатом» с населением и общественностью — формирование радиационной грамотности и

11 Алексахин А.И. История эксплуатации водоема Карачай: Обзорный очерк по архивным и отчетным материалам ПО «Маяк» // Вопросы радиационной безопасности. 2005. № 4. С. 42-50.

информирование для снижения уровня радиотревожности в инте" 12

ресах развития атомной отрасли12.

Общественные организации. История взаимодействия общества с атомной отраслью рассмотрена в ряде работ историков, и в одном из последних изданий показано, что общество пока не определило

" 13

свое отношение к атомной отрасли13.

Во времена СССР предполагалось, что тщательно подобранный управленческий аппарат контролирует ситуацию, а радиационно-экологические проблемы не афишировались. В период перестройки населению стал доступен очень большой объем информации, в том числе не всегда доброкачественной. В СМИ, интернете, в массе безответственных изданий было и до сих пор остается много ошибок и вымысла, граничащего с фальсификациями.

В СССР экологическая деятельность осуществлялась государственными структурами, например, Всесоюзным обществом охраны природы, юношескими секциями и «зелеными патрулями»14. Лояльное отношение государства к деятельности молодежи определялось прежде всего движущей силой инициатив — комсомольскими организациями. Так, в 1960 г. образовалась дружина по охране природы в МГУ, которая стала основой студенческих дружин охраны природы вузов15.

Ситуация изменилась в годы перестройки, когда политика гласности позволила не только привлечь внимание общественности к экологическим последствиям в результате аварий на объектах атомной отрасли, но и действовать вне рамок государственной системы16.

12 Горин Н.В., Екидин А.А., Нечаева С.В., Головихина О.С. Информационные интересы общества и объектов атомной отрасли: уроки конфликтов // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 47-61; Горин Н.В., Волошин Н.П., Шмаков Д.В. и др. К вопросу формирования радиационной грамотности населения // Здравоохранение, образование и безопасность. 2018. № 4. С. 137-145; Головихина О.С., Горин Н.В., Шмаков Д.В., Матвеева Л.Г. Опыт госкорпорации «Росатом» по привлечению молодежи к информационной работе в интересах атомной энергетики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 67-77.

13 Мельникова Н.В., Артемов Е.Т., Бедель А.Э., Волошин Н.П., Михеев М.В. История взаимодействия ядерной энергии и общества в России. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.

14 Макеева Е.Д. Общественные организации экологической направленности г. Самары (Куйбышева) 1920-х — первой половины 1980-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 3. С. 468-472.

15 Халий И.А. Этапы взаимодействия российского экологического движения с властями // Политическая наука. 2010. № 2. С. 132-157; Лыюров А.А. О деятельности неправительственных экологических и правозащитных организаций в России (1960-2000 гг.) // Известия Коми научного центра УРО РАН. 2013. № 1. С. 98-106.

16 Шубин А.В. Экологическое движение в СССР и вышедших из него странах: (Вступительная статья) // Экологические организации на территории бывшего СССР: Справочник / Сост. Е.Н. Кофанова, Н.И. Кротов. М.: РАУ-Пресс, 1992. С. 5-12.

В 1988-1991 гг. была зарегистрирована организация «Зеленый мир», образован «Гринпис СССР», норвежская компания «Беллона» начала изучать экологические проблемы на Северо-Западе России, состоялась учредительная конференция Российского социально-экологического союза, в России начал свою деятельность Всемирный фонд дикой природы, активисты продолжали борьбу за сохранение озера Байкал17.

В 1990-е гг. деятельность этих организаций была направлена преимущественно на исследование российской экологической проблематики и информирование населения через аналитические доклады («Черный доклад» «Беллоны») и видеофильмы (фильмы организации «Зеленый мир»). В этот же период росло иностранное финансирование экологической отрасли18. С началом перестройки образовалось большое количество различных общественных экологических организаций, которые пытались наладить диалог с властью и активно вовлекали население в социально-политическую жизнь страны19. Они привлекали внимание общественности, органов власти и СМИ к решению проблем, однако это требовало вложения значительных финансовых, технологических и научных ресурсов, которых в то время не было.

Как отмечает Е.Д. Михалева20, «Российское экологическое движение на начальном этапе было первым и самым эффективным направлением работы неформальных групп, быстро превратившихся в общественные протестные движения». Неблагоприятные экономические условия 1990-х — начала 2000-х гг. не позволяли оперативно решать проблемы, органы власти не стремились к диалогу с представителями гражданского общества, следствием чего стало использование экологическими организациями новых методов привлечения внимания государственных структур к существовавшим проблемам. Так, М.В. Золотухин подчеркивает, что «нежелание местных партийных руководителей выносить на общественное обсуждение решение экологических проблем области и планы по строительству АЭС спровоцировало проведение митинга, организованного

17 Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М.: Московский рабочий, 1991.

18 Глушенкова Е.И. Политическая активность экологических неправительственных организаций (экоНПО) в экологической политике России // Русская политология. 2017. № 3. С. 27-31.

19 Макеева Е.Д. Общественные экологические организации Поволжья на рубеже 1980-1990-х гг. и их взаимоотношения с властью // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1. С. 203-208.

20 Михалева Г.М. Экология и современная политика: социальные изменения, политические идеи и практика // Вестник РГГУ Серия: Политология. История. Международные отношения. 2011. № 1. С. 86.

Общественным экологическим комитетом в 1987 году...»21. Экологические митинги проходили по всей стране.

Доказательством возросшей роли экологических движений в России можно считать старт политической карьеры Б.Е. Немцова. Во второй половине 1980-х гг. он присоединился к экологическому движению и выступал против строительства Горьковской атомной станции теплоснабжения. Строительство было остановлено, хотя в конечном счете это принесло больше вреда, чем пользы. Так, впервые в истории российского государства общественные экологические организации стали инструментом агрегирования и артикуляции значимых экологических проблем путем публичного обозначения проблемы, организации диалога и привлечения внимания к ней со стороны СМИ, восполняли отсутствие в России развитого экологического законодательства, в том числе норм и правил участия общества в принятии экологически значимых решений.

В период с 1995 по 2000 г. было заведено несколько уголовных дел на экоактивистов, занимавшихся проблемами радиоактивного загрязнения на Северо-Западе России, но впоследствии они были оправданы Верховным судом.

В 2003 г. в Стокгольме было подписано соглашение о Многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (МНЭПР) с участием 11 государств и 2 неправительственных организаций (Европейское сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии), целью которого было содействие практическому сотрудничеству для усиления безопасности обращения с отработанными ядерными отходами и РАО в России.

Особенности тематики обсуждений. Факты об авариях на ПО «Маяк» (СССР, 1957 г.), АЭС Три-Майл-Айленд (США, 1979 г.), Чернобыльской АЭС (СССР, 1986 г.), АЭС Фукусима (Япония, 2011 г.) вызывали множество негативных публикаций и использовались для формирования отрицательного отношения населения к развитию стратегической отрасли экономики. Так, отмечалось, что медицинские и экологические последствия Чернобыльской аварии были преувеличены, а масштабы психологических и социально-экономических эффектов были значительные22.

Негативное восприятие населением атомной энергетики основывается на психологических факторах, влияющих на развитие

21 Золотухин М.В. История общественного экологического движения на территории «Большого Урала» (в период 1987-2007 гг.). Нижний Тагил: Б.И., 2008. С. 6.

22 Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические последствия и рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины: [Доклад Чернобыльского форума 2003-2005 гг.] // Радиация и риск. 2005. Спец. вып. 2. С. 5-49.

радиотревожности и радиофобий. Отметим некоторые из особенностей, влияющих на отрицательное отношение к атомной отрасли:

— закрытость, отсутствие информации об атомных проектах и объектах использования ядерной энергии, обусловленные требованиями соблюдения безопасности, режима секретности стратегической для государства отрасли в период гонки стратегических вооружений в XX в.;

— недостаточный уровень знаний населения относительно природы ионизирующих излучений и последствий их воздействия, производства ядерной энергии и пр.;

— мифологизированное (стереотипизированное) представление основной части населения относительно радиации, которая находится вне зоны субъективно-чувственного пространства человека и является следствием анализа индивидуумом информации, предоставленной средствами измерения.

Необходимо изменить существующее отношение к отрасли и для этого предложено: «Для гармонизации информационного взаимодействия общественности и предприятий атомной отрасли... необходима... работа, главным образом со школьниками и студентами, рассчитанная на ближайшие 10-20 лет. Проводить ее следует педагогам, только они смогут воспитать и подготовить новое "радиационно грамотное население" с пониманием неизбежности развития атомной энергетики, без которой у человечества нет будущего. Следствием грамотности будет поддержка развития и востребованное отношение

23

к экологически чистой атомной энергетике»23.

Современные источники информации об атомной отрасли

Историческая закрытость атомной отрасли привела к тому, что основным и практически единственным источником новостей о событиях на ядерных предприятиях является сама ГК «Росатом»: регулярно публикуются сообщения и пресс-релизы служб по связям с общественностью ГК «Росатом», официальные комментарии руководства, материалы корпоративных СМИ. Так, например, ГК «Росатом» и большинство ее предприятий представлены в популярной сети 'ТасеЪоок"24.

23 Горин Н.В., Екидин А.А., Нечаева С.В., Головихина О.С. Гармонизация информационного взаимодействия общественности и предприятий атомной отрасли // Динамика взаимоотношений государства, общества и крупного бизнеса в современной России: практики диалога и разрешения конфликтов на примере регионов присутствия предприятий атомной отрасли: монография / Под общ. ред. А.Ю. Шутова, А.Л. Демчука, И.И. Кузнецова. М.: КДУ, 2020. С. 66.

24 См. официальную страницу ГК «Росатом» в Facebook. URL: https://www. facebook.com/rosatom.ru

Одна из проблем информационного взаимодействия с атомной отраслью — ее закрытость, что осложняет получение и перепроверку независимыми СМИ и гражданскими журналистами (блогерами) всесторонней информации о работе атомной отрасли. Основная особенность публикаций по технологичным и специальным темам отрасли - необходимость соответствующего образования, знания основ технологий, истории и взаимосвязи внутренних процессов.

Современный гражданин в поисках информации обращается прежде всего в интернет, и ему можно рекомендовать надежные первоисточники из электронной библиотеки «История Росатома»25. Достоверную информацию об отрасли можно найти в научной литературе и на отдельных сайтах, в основном на сайтах крупных научных центров. Ко всей остальной информации в интернете следует относиться осторожно, так как имеется много безответственных публикаций.

Подчеркнем значимость результатов исследований Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, где обобщена радиологическая обстановка в регионах расположения предприятий Росатома и сделан вывод, что уровни загрязнения в разы или даже на порядки меньше допустимых величин26. Влияние радиации на здоровье рассмотрено во многих работах, например, в книге Л.А. Булдакова и В.С. Каллистратовой отмечено, что «несмотря на более чем 100-летнее широкое применение ионизирующего излучения. общество как бы не слышало о существовании радиации, что это явление не природное, а что радиация изобретена. В последней фразе есть элемент утрирования, но создается впечатление, что не только широкие массы населения, но и специалисты. имеют искаженное представление о действии ионизирующего излучения на живую природу»27. Фраза сказана около 20 лет назад, но по результатам многих социологических опросов до сих пор сохраняет актуальность, а сама книга может быть хорошим источником информации в разъяснительной работе. Информация в этих изданиях представляется убедительной для снижения уровня радиотревожности.

В рамках информационной работы с населением в интересах развития атомной отрасли предложены первоисточники с целью формирования радиационно грамотного гражданина, поддерживающего развитие отрасли и атомной энергетики, положительно

25 История Росатома: сайт. URL: http://www.biblioatom.ru

26 Панченко С.В., Линге И.И., Сахаров К.В. и др. Радиологическая обстановка в регионах расположения предприятий Росатома. М.: САМ полиграфист, 2015.

27 Булдаков Л.А., Каллистратова В.С. Радиоактивное излучение и здоровье. М.: Информ-Атом, 2003. С. 11.

воспринимающего образ ГК «Росатом»28, и отмечено, что «перечень тем обширен, он находится на стыке нескольких научных дисциплин — атомной энергетики, ядерных технологий, радиационной безопасности, информатики, социологии, экологии и, что самое главное, педагогики».

В регионах России, где представлены крупные предприятия отрасли, созданы Информационные центры по атомной энер-гии29. В 2017 г. ГК «Росатом» запустила масштабную программу пресс-туров на ключевые объекты отрасли для региональных журналистов со всей страны. Наиболее полная подборка новостей отрасли представлена на официальных сайтах ГК «Росатом»30, АО «Росэнергоатом»31 и отдельных предприятий отрасли в разделах для журналистов, а также в корпоративных СМИ, например, в еженедельном издании «Страна Росатом»32, журнале «Атомный эксперт»33. Для развития позитивного общественного восприятия атомной науки и техники ГК «Росатом» запустила в 2020 г. просветительский проект "Ношо8аепсе". В его рамках планируется оказывать поддержку популяризаторам науки и авторам научно-популярных материалов, желающим рассказывать больше о тонкостях ядерных технологий и атомной энергетики. Поддержка будет оказываться как путем консультаций по сложным темам со стороны специалистов, так и для продвижения материалов в сети Интернет. Разобраться в особенностях РАО поможет соответствующий раздел на сайте Национального оператора по обращению с РАО34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для составления объективной картины следует знакомиться с независимыми от ГК «Росатом» СМИ, например, Atominfo.ru35

28 Головихина О.С., Брехова Н.В., Горин Н.В., Шмаков Д.В. Систематизация информации для работы с населением в интересах атомной энергетики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 58-66; Горин Н.В., Александрова М.В., Токарь Л.Ф., Головихина О.С. Информационное обеспечение разъяснительной работы с населением по вопросам радиационной безопасности // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2017. № 2. С. 57-66.

29 Информационные центры по атомной энергии. URL: http://myatom.ru/

30 ГК «Росатом»: сайт. URL: https://rosatom.ru/about/

31 АО «Концерн Росэнергоатом». URL: http://www.rosenergoatom.ru/

32 Еженедельная газета атомной отрасли «Страна Росатом» является основным корпоративным изданием госкорпорации «Росатом». См.: Страна Росатом. URL: https://strana-rosatom.ru/

33 Журнал «Атомный эксперт». URL: http://atomicexpert.com/

34 Радиоактивные отходы // ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами». URL: http://www.norao.ru/waste/ Подробный список аббревиатур и сокращений терминов, используемых в ядерной сфере, представлен в разделе «Глоссарий» (http://www.norao.ru/waste/glossariy/).

35 AtomInfo.Ru. URL: http://atominfo.ru/

и Proatom.ru36. На Atominfo.ru новости атомной тематики пишут не профессиональные журналисты, а люди, ранее работавшие в отрасли. Соответственно, материалы издания практически лишены технических неточностей. Оба ресурса имеют форумы, на которых проходит относительно профессиональное обсуждение наиболее значимых событий отрасли. Это неплохой источник неофициальных новостей и инсайдерской информации, не скованной рамками официальной политики Росатома.

Тяга журналистов к важным новостям и сенсациям является неотъемлемой частью их профессии. Однако если в большинстве тем ошибка в информировании населения может пройти относительно безболезненно, приведя лишь к легкому недоразумению, то в атомной сфере это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до панических настроений и вреда для здоровья, поэтому следует руководствоваться принципом врачей — «не навреди».

Вовлечение общественности в диалог по безопасности

В 2000-е гг. произошло изменение государственной политики в отношении общественных организаций. Диалог между экологическими НКО и представителями власти институционализировался на федеральном уровне в 2005 г. с учреждением Общественной палаты Российской Федерации (ОП РФ). Первый состав ОП РФ (2006-2008) включал комиссию по экологии и охране окружающей среды, что свидетельствует о высокой значимости для власти построения диалога с общественностью по вопросам экологии. В период первого созыва в подкомиссию по вопросам экологической культуры вошли представители экологических НКО (в том числе Российское отделение «Зеленый крест»). Впоследствии число представителей НКО в комиссиях, связанных с обсуждением экологической обстановки, сократилось, в ОП РФ четвертого состава (2012-2014) отсутствовала комиссия по вопросам экологии и окружающей среды. В дальнейшем комиссия и высокая доля представителей общественных организаций были восстановлены.

Следствием диалога с экологическим сообществом стали практические решения, направленные на обеспечение безопасности при развитии ядерных технологий атомной отрасли, принятые после обсуждения в ОС ГК «Росатом». Так, например, члены ОС ГК «Ро-сатом» приняли участие в разработке решения экологических проблем Производственного объединения «Маяк» и Горно-химического комбината. В результате обсуждения был утвержден план-график общественных проверок атомных станций с участием членов ОС и экспертов Межрегиональной экологической общественной организа-

36 Информационное агентство «ПРоАтом». URL: http://www.proatom.ru/

ции «Зеленый крест». Диалоги были организованы на многочисленных форум-диалогах, семинарах, круглых столах и общественных слушаниях.

С 2007 г. в повестке обсуждения ОС была Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.» (ФЦП ЯРБ-1), которая предусматривала:

— ликвидацию самого крупного водоема-хранилища РАО — озера Карачай — и решение проблем Теченского каскада водоемов в Челябинской области;

— вывод из эксплуатации промышленных реакторов — нара-ботчиков оружейного плутония;

— утилизацию плавтехбаз «Володарский» и «Лепсе» в Мурманской области;

— вывод из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов в Москве;

— утилизацию радиоизотопных термоэлектрических генераторов в Антарктиде, на морских коммуникациях Дальнего Востока и Северного морского пути;

— создание и развитие территориальных систем радиационного мониторинга и аварийного реагирования.

После успешного выполнения ФЦП ЯРБ-1 было принято решение о разработке программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 гг. и на период до 2030 г.» (ФЦП ЯРБ-2).

Специализированный информационный интернет-портал

В ОС ГК «Росатом» прошло обсуждение концепции и проекта программы и высказано предложение об общественно-информационном сопровождении ее реализации. В результате был создан информационный интернет-портал (www.фцп-ярб2030.рф), на котором представлена общедоступная информация о целях и задачах ФЦП, этапах и промежуточных результатах, проводимых закупках, радиоэкологической обстановке в регионах реализации мероприятий ФЦП, а также материалы и мнения экспертов и представителей общественности. Таким образом, портал стал одним из инструментов предоставления достоверной информации о чувствительных для широкой общественности темах, созданным по инициативе непосредственно общественности.

Относительно частоты посещения портала был проведен анкетный опрос 53 респондентов. Из них работают в ГК «Росатом» и ее организациях — 19; научных организациях — 12; образовательных — 10; общественных — 12; в СМИ — 3; в государственных контролирующих и надзорных органах — 1; в специализированных

организациях по реализации программы — 6. Интенсивно, несколько раз в месяц, пользуются информацией портала 11 человек, один или несколько раз в неделю — 5; реже, чем раз в месяц — 37 респон-дентов37. Можно сделать вывод, что информация на портале носит узкоспециальный характер и потребность в ней возникает при рассмотрении событий, связанных с этапами реализации ФЦП ЯРБ-2.

Респонденты взаимодействуют с порталом в рамках исполнения своих профессиональных обязанностей (52,8 %), с целью проверки публикаций в социальных сетях, блогах и т.п. (28,3 %) и получения информации о ходе реализации программы (18,9 %). Запросы респондентов на темы публикаций, размещаемых на портале, определили в качестве приоритетных тем экологию и охрану окружающей среды (40 %), ядерную и радиационную безопасность (39 %), новые радиационные технологии (35 %), образование (18 %), экономику и финансы (12 %) и медицину (11 %).

Диалог с общественностью по вопросам РАО

В соответствии с Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами» в настоящее время разграничена ответственность предприятий и государства за РАО38. Государство приняло на себя ответственность за накопленные РАО, т.е. за решение проблем наследия, а обращение с вновь образующимися отходами законодательно возложено на предприятия. Попросту говоря, финальная изоляция накопленных РАО осуществляется за счет государства, вновь образованных — за счет предприятий. Для этого расходы на обращение с РАО заложены в себестоимость продукции текущего, а не будущего периода, т.е. проблемы обращения с РАО сняты с будущих поколений, и тем самым практика откладывания «на потом» прекращена. Одновременно сформирована специализированная организация ФГУП «Национальный оператор по обращению с РАО», в задачи которой входит создание необходимой для этого инфраструктуры и обеспечение безопасного захоронения РАО. Это очень мощный аргумент в диалоге с общественностью. Национальный оператор по обращению с РАО действует в рамках Единой государственной системы обращения с РАО, являясь ее составной частью.

Для обеспечения объективного восприятия общественностью деятельности организации необходимо соответствие уровней знаний

37 Некоторые из респондентов одновременно работают в разных организациях.

38 Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами» № 190-ФЗ от 11 июля 2011 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_116552/

участников диалога, что, как правило, не выполняется39. Недостаток информирования или намеренное искажение фактов несет набор потенциальных рисков, которые могут реализоваться вследствие ошибок в коммуникационной деятельности. Основным риском массовых коммуникаций по данной тематике является ошибочная трактовка информации ее среднестатистическим (массовым) потребителем на основании имеющихся в обществе стереотипов и опасений в отношении радиации, радиационных материалов, технологий и отходов.

В связи с этим важной задачей является создание источников доверительной информации для массовой аудитории. С этой целью проводится работа по вовлечению в информационную деятельность по проблеме РАО стейкхолдеров и, в частности, лидеров общественного мнения, обладающих пониманием задач и сути деятельности в области обращения с отходами и их финальной изоляции. Основные инструменты работы — круглые столы по обсуждению проблем обращения с РАО и технические туры на производственные объекты. Личное знакомство с технологиями переработки и изоляции отходов формирует правильное и устойчивое понимание безопасности и экологической необходимости такой деятельности.

В качестве отдельного направления деятельности следует выделить формирование журналистского пула в региональных и местных изданиях, специализирующихся на тематике обращения с РАО. К стандартному набору мероприятий здесь следует добавить специализированные семинары и бэк-брифинги, нацеленные на разъяснение отдельных направлений деятельности Национального оператора по обращению с РАО и актуальные вопросы работы предприятия.

Национальный оператор по обращению с РАО ведет системную работу по формированию и обновлению информации в сети Интернет, доступной по соответствующим запросам в поисковых системах. Этим задачам служат официальные сайты предприятия (www.norao. ги) и подземной исследовательской лаборатории (www.nkmlab.ru), а также снятые по заказу предприятия и размещенные на YouTube серии научно-популярного фильма «Убежище для атома».

В качестве стратегического направления, нацеленного на преодоление стереотипов и фобий населения, Национальный оператор по обращению с РАО выделяет просветительские проекты и информационную деятельность в отношении детей и молодежи. Существенная часть этой деятельности ведется в сотрудничестве с различными образовательными центрами и организациями, например, сетью информационных центров по атомной энергии, расположенных

39 Тавокин Е.П. Об особенностях современного российского образования // Вестник Российской академии наук. 2019. № 2. С. 131-138.

в регионах размещения объектов обращения с РАО. Предприятие предоставляет информацию о радиации, радиационных технологиях, радиоактивных материалах и отходах их использования в существующие информационные и просветительские программы, проекты и мероприятия. Основная задача при организации диалога заключается в изучении запросов на информацию и подготовке материалов для широких слоев населения в интересах развития отрасли.

Заключение

Таким образом, к настоящему времени диалог ГК «Росатом» с общественностью и населением налажен, требования законодательства и рекомендаций МАГАТЭ выполнены, информационное обеспечение подготовлено. Основные цели информационной работы ГК «Росатом» направлены на снижение радиотревожности населения, формирование радиационной грамотности молодежи и привлечение внимания научной общественности к назревшей необходимости изменения отношения общества к атомной отрасли. Без применения экологически чистой атомной энергии невозможно ответить на один из основных вызовов современности — загрязнение окружающей среды и изменение климата. Общественное мнение консервативно и изменяется медленно, поэтому основные усилия следует направлять на работу со школьниками, что позволит сформировать радиационно грамотного гражданина с востребованным отношением к атомной энергетике.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамов А.А., Дорофеев А.Н., Дерябин С.А. Развитие ЕГС РАО в рамках работ по федеральной целевой программе обеспечения ядерной и радиационной безопасности // Радиоактивные отходы. 2019. № 1. С. 8-24.

Алексахин А.И. История эксплуатации водоема Карачай: Обзорный очерк по архивным и отчетным материалам ПО «Маяк» // Вопросы радиационной безопасности. 2005. № 4. С. 42-50.

Булдаков Л.А., Каллистратова В.С. Радиоактивное излучение и здоровье. М.: Информ-Атом, 2003.

Глушенкова Е.И. Политическая активность экологических неправительственных организаций (экоНПО) в экологической политике России // Русская политология. 2017. № 3. С. 27-31.

Головихина О.С., Брехова Н.В., Горин Н.В., Шмаков Д.В. Систематизация информации для работы с населением в интересах атомной энергетики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 58-66.

Головихина О.С., Горин Н.В., Шмаков Д.В., МатвееваЛ.Г. Опыт Госкорпорации «Росатом» по привлечению молодежи к информационной работе в интересах атомной энергетики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 67-77.

Горин Н.В., АлександроваМ.В., Токарь Л.Ф., Головихина О.С. Информационное обеспечение разъяснительной работы с населением по вопросам радиационной

безопасности // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2017. № 2. С. 57-66.

Горин Н.В., Волошин Н.П., ШмаковД.В. и др. К вопросу формирования радиационной грамотности населения // Здравоохранение, образование и безопасность.

2018. № 4. С. 137-145.

Горин Н.В., Екидин А.А., Нечаева С.В., Головихина О.С. Информационные интересы общества и объектов атомной отрасли: уроки конфликтов // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 47-61.

Динамика взаимоотношений государства, общества и крупного бизнеса в современной России: практики диалога и разрешения конфликтов на примере регионов присутствия предприятий атомной отрасли / Под общ. ред. А.Ю. Шутова, А.Л. Демчука, И.И. Кузнецова. М.: КДУ, 2020.

Золотухин М.В. История общественного экологического движения на территории «Большого Урала» (в период 1987-2007 гг.). Нижний Тагил: Б.И., 2008.

Зыкова И.А., Архангельская Г.В. Радиотревожность населения загрязненных территорий и меры по ее снижению: Пособие для специалистов служб Роспо-требнадзора. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени П.В. Рамзаева, Роспотребнадзор, 2007.

Комаров К.Б. Годовой отчет, 2019 / АО «Атомэнергопром». М.: АО «Атомэ-нергопром», 2019. URL: http://atomenergoprom.ru/u/file/for_investors/god_otchet/ go_aepk_2019.pdf_

Лыюров А.А. О деятельности неправительственных экологических и правозащитных организаций в России (1960-2000 гг.) // Известия Коми научного центра УРО РАН. 2013. № 1. С. 98-106.

Макеева Е.Д. Общественные организации экологической направленности г. Самары (Куйбышева) 1920-х — первой половины 1980-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 3. С. 468-472.

Макеева Е.Д. Общественные экологические организации Поволжья на рубеже 1980-1990-х гг. и их взаимоотношения с властью // Самарский научный вестник.

2019. Т. 8. № 1. С. 203-208.

Мельникова Н.В., Артемов Е.Т., Бедель А.Э., Волошин Н.П., Михеев М.В. История взаимодействия ядерной энергии и общества в России. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.

Михалева Г.М. Экология и современная политика: социальные изменения, политические идеи и практика // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2011. № 1. С. 86-97.

Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические последствия и рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины: [Доклад Чернобыльского форума 2003-2005 гг.] // Радиация и риск. 2005. Спец. вып. 2. С. 5-49.

Панченко С.В., Линге И.И., Сахаров К.В. и др. Радиологическая обстановка в регионах расположения предприятий Росатома. М.: САМ полиграфист, 2015.

Пономарев Л.И. Без ядерной энергетики у нынешней цивилизации нет будущего // Атомный эксперт. 2018. № 3-4. С. 70-75.

Проблемы ядерного наследия и пути их решения: В 3-х т. / Под ред. Л.А. Боль-шова, Н.П. Лаверова, И.И. Линге М.: Энергопроманалитика, 2012-2015.

Сунгуров А.Ю. Институты-медиаторы и их роль в развитии публичной политики в современной России // Публичная политика в контексте задач модернизации России: конструктивный потенциал и формы использования / Отв. ред. Л.И. Никоновская. М.: РОССПЭН, 2012. С. 195-218.

Сунгуров А.Ю. Общественные советы как институты мониторинговой демократии? Опыт Краснодарского края // Социум и власть. 2013. № 6. С. 48-54.

Тавокин Е.П. Об особенностях современного российского образования // Вестник Российской академии наук. 2019. № 2. С. 131-138.

Халий И.А. Этапы взаимодействия российского экологического движения с властями // Политическая наука. 2010. № 2. С. 132-157.

Шубин A.B. Экологическое движение в СССР и вышедших из него странах: (Вступительная статья) // Экологические организации на территории бывшего СССР: Справочник / Сост. Е.Н. Кофанова, Н.И. Кротов. М.: РАУ-Пресс, 1992. С. 5-12.

Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М.: Московский рабочий, 1991.

REFERENCES

Abramov, A. A., Dorofeev, A. N., and Deriabin, S. A. "Razvitie EGS RAO v ram-kakh rabot po federal'noi tselevoi programme obespecheniia iadernoi i radiatsionnoi bezopasnosti," Radioaktivnye otkhody, No. 1, 2019, pp. 8-24.

Aleksakhin, A. I. "Istoriia ekspluatatsii vodoema Karachai: Obzornyi ocherk po arkhivnym i otchetnym materialam PO 'Maiak'," Voprosy radiatsionnoi bezopasnosti, No. 4, 2005, pp. 42-50.

Bol'shov, L. A., Laverova, N. P., and Linge, I. I. (eds.) Problemy iadernogo naslediia iputi ikh resheniia: In 3 vols. Moscow: Energopromanalitika, 2012-2015.

Buldakov, L. A., and Kallistratova, V. S. Radioaktivnoe izluchenie i zdorov'e. Moscow: Inform-Atom, 2003.

Glushenkova, E. I. "Politicheskaia aktivnost' ekologicheskikh nepravitel'stvennykh organizatsii (ekoNPO) v ekologicheskoi politike Rossii," Russkaia politologiia, No. 3, 2017, pp. 27-31.

Golovikhina, O. S., Brekhova, N. V., Gorin, N. V., and Shmakov, D. V. "Sistemati-zatsiia informatsii dlia raboty s naseleniem v interesakh atomnoi energetiki," Vestnik Che-liabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, No. 1, 2018, pp. 58-66.

Golovikhina, O. S., Gorin, N. V., Shmakov, D. V., and Matveeva, L. G. "Opyt Gos-korporatsii 'Rosatom' po privlecheniiu molodezhi k informatsionnoi rabote v interesakh atomnoi energetiki," Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No. 1, 2018, pp. 67-77.

Gorin, N. V., Aleksandrova, M. V., Tokar', L. F., and Golovikhina, O. S. "Informat-sionnoe obespechenie raz"iasnitel'noi raboty s naseleniem po voprosam radiatsionnoi bezopasnosti," Biosfernaia sovmestimost': chelovek, region, tekhnologii, No. 2, 2017, pp. 57-66.

Gorin, N. V., Ekidin, A. A., Nechaeva, S. V., and Golovikhina, O. S. "Informatsion-nye interesy obshchestva i ob"ektov atomnoi otrasli: uroki konfliktov," Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, No. 83, 2020, pp. 47-61.

Gorin, N. V., Voloshin, N. P., Shmakov, D. V. et al. "K voprosu formirovaniia radiatsionnoi gramotnosti naseleniia," Zdravookhranenie, obrazovanie i bezopasnost', No. 4, 2018, pp. 137-145.

Ianitskii, O. N. Sotsial'nye dvizheniia: 100 interv'iu s liderami. Moscow: Mos-kovskii rabochii, 1991.

Khalii, I. A. "Etapy vzaimodeistviia rossiiskogo ekologicheskogo dvizheniia s vlastiami," Politicheskaia nauka, No. 2, 2010, pp. 132-157.

Komarov, K. B. AO «Atomenergoprom»: Godovoi otchet, 2019. Moscow: AO «Atomenergoprom», 2019, URL: http://atomenergoprom.ru/u/file/for_investors/ god_otchet/go_aepk_2019.pdf

Lyiurov, A. A. "O deiatel'nosti nepravitel'stvennykh ekologicheskikh i pravoza-shchitnykh organizatsii v Rossii (1960-2000 gody)," Izvestiia Komi nauchnogo tsentra URO RAN, No. 1, 2013, pp. 98-106.

Makeeva, E. D. "Obshchestvennye ekologicheskie organizatsii Povolzh'ia na rubezhe 1980-1990-kh godov i ikh vzaimootnosheniia s vlast'iu," Samarskii nauchnyi vestnik, Vol. 8, No. 1, 2019, pp. 203-208.

Makeeva, E. D. "Obshchestvennye organizatsii ekologicheskoi napravlennosti g. Samary (Kuibysheva) 1920-kh — pervoi poloviny 1980-kh godov," Izvestiia Samar-skogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk, Vol. 16, No. 3, 2014, pp. 468-472.

Mel'nikova, N. V., Artemov, E. T., Bedel', A. E., Voloshin, N. P., and Mikheev, M. V. Istoriia vzaimodeistviia iadernoi energii i obshchestva vRossii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018.

Mikhaleva, G. M. "Ekologiia i sovremennaia politika: sotsial'nye izmeneniia, politicheskie idei i praktika," Vestnik RGGU. Seriia: Politologiia. Istoriia. Mezhdun-arodnye otnosheniia, No. 1, 2011, pp. 86-97.

"Nasledie Chernobylia: meditsinskie, ekologicheskie i sotsial'no-ekonomicheskie posledstviia i rekomendatsii pravitel'stvam Belarusi, Rossiiskoi Federatsii i Ukrainy: [Doklad Chernobyl'skogo foruma 2003-2005 gg.]," Radiatsiia i risk, Suppl. no. 2, 2005, pp. 5-49.

Panchenko, S. V., Linge, I. I., Sakharov, K. V. et al. Radiologicheskaia obstanovka v regionakh raspolozheniiapredpriiatii Rosatoma. Moscow: SAM poligrafist, 2015.

Ponomarev, L. I. "Bez iadernoi energetiki u nyneshnei tsivilizatsii net budushchego," Atomnyi ekspert, No. 3-4, 2018, pp. 70-75.

Shubin, A. B. "Ekologicheskoe dvizhenie v SSSR i vyshedshikh iz nego stranakh: (Vstupitel'naia stat'ia)," Ekologicheskie organizatsii na territorii byvshego SSSR: Spra-vochnik, eds. E. N. Kofanova, and N. I. Krotov. Moscow: RAU-Press, 1992, pp. 5-12.

Shutov, A. Iu., Demchuk, A. L., and Kuznetsov, I. I. (eds.) Dinamika vzaimoot-noshenii gosudarstva, obshchestva i krupnogo biznesa v sovremennoi Rossii: praktiki dialoga i razresheniia konfliktov naprimere regionovprisutstviiapredpriiatii atomnoi otrasli. Moscow: KDU, 2020.

Sungurov, A. Iu. "Instituty-mediatory i ikh rol' v razvitii publichnoi politiki v sovremennoi Rossii," Publichnaia politika v kontekste zadach modernizatsii Rossii: konstruktivnyi potentsial i formy ispol'zovaniia, ed. L. I. Nikonovskaia. Moscow: ROSSPEN, 2012, pp. 195-218.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sungurov, A. Iu. "Obshchestvennye sovety kak instituty monitoringovoi demokratii? Opyt Krasnodarskogo kraia," Sotsium i vlast', No. 6, 2013, pp. 48-54.

Tavokin, E. P. "Ob osobennostiakh sovremennogo rossiiskogo obrazovaniia," Vestnik Rossiiskoi akademii nauk, No. 2, 2019, pp. 131-138.

Zolotukhin, M. V. Istoriia obshchestvennogo ekologicheskogo dvizheniia na territorii 'Bol'shogo Urala' (vperiod 1987-2007godov). Nizhnii Tagil: B.I., 2008.

Zykova, I. A., and Arkhangel'skaia, G. V. Radiotrevozhnost' naseleniia zagriaznen-nykh territorii i mery po ee snizheniiu: Posobie dlia spetsialistov sluzhb Rospotrebnad-zora. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskii nauchno-issledovatel'skii institut radiatsionnoi gigieny imeni P.V. Ramzaeva, Rospotrebnadzor, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.