Научная статья на тему 'Специально-криминологические меры предупреждения грабежей и разбойных нападений, совершаемых в группе'

Специально-криминологические меры предупреждения грабежей и разбойных нападений, совершаемых в группе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3024
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специально-криминологические меры предупреждения грабежей и разбойных нападений, совершаемых в группе»

Вдовиченко Василий Петрович

аспирант кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612583563)

Специально-криминологические

меры предупреждения грабежей и разбойных нападений,

совершаемых в группе

Аннотация

Рассматриваются уровни профилактики преступлений. Раскрываются основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению групповых и разбойных нападений.

Аnnotation

The level of the preventive maintenance of the crimes are considered. Open the main trends to activity organ internal deals on warning group and robber's hold ups.

Ключевые слова: преступность, грабеж, разбойные нападения, групповые преступления, предупреждение преступлений, специально-криминологические меры.

Key words: criminality, robbery, robber's hold ups, group crimes, warning the crimes, specially-of criminal law measures.

Предупреждение групповых грабежей и разбоев в современных условиях - одно из важнейших направлений борьбы с этими преступлениями. Оно тесно связано с преобразованиями, происходящими в экономике, политике, идеологии и других областях общественных отношений. Криминологическая наука исходит из того, что планирование комплекса мероприятий по профилактике преступности основывается на знании общих закономерностей развития общества, использовании конкретных форм политического, экономического, идеологического, правового и иных видов воздействия, направленных на преодоление явлений и процессов, выступающих в качестве причин и условий преступности. Криминология и практика борьбы с преступностью исходят из того, что профилактика преступности должна осуществляться путем сосредоточения усилий всех государственных органов, общественных организаций, реализации экономических, политических и других мероприятий на выбранном направлении профилактики [1, с. 317318].

В зависимости от стадий развития

криминогенных объектов меры воздействия на них могут быть выражены в форме профилактики, предотвращения и пресечения. Каждая из этих форм представляет собой относительно самостоятельное направление предупредительной деятельности [2, с. 431-432].

Необходимо констатировать, что указанные понятия, направления и система органов, их обеспечивающих, не нашли достаточного, адекватного общественным потребностям правового закрепления в законодательстве Российской федерации. Лишь Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" содержит понятие профилактики в отношении несовершеннолетних правонарушителей. В частности, в этом законе (ст. 1) под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям

несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной

175

профилактической работой с

несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Идея подготовки и издания такого акта ранее уже высказывалась в научной литературе. В 80-х годах XX века в МВД СССР разрабатывался проект Основ законодательства Союза ССР и союзных республик по профилактике преступлений, включавший в себя четыре раздела: общие положения; меры общей профилактики преступлений; меры индивидуальной профилактики преступлений; профилактика преступлений лиц из числа подростков и молодежи. Однако, к сожалению, подобный нормативный правовой акт не был принят. В настоящее время в Российской Федерации подобного нормативного правового акта также не имеется. В то же время, существует практическая потребность в принятии Федерального закона "О профилактике правонарушений и преступлений", который бы закреплял основные понятия, принципы, направления профилактической деятельности; систему органов, осуществляющих профилактику; их полномочия по реализации профилактической деятельности [3, с. 2-3].

В юридической литературе прошлых лет неоднократно указывалось на необходимость создания в структуре органов внутренних дел специализированных подразделений, прямой обязанностью которых было бы осуществление профилактики преступлений. Самостоятельные подразделения профилактики в структуре органов внутренних дел были созданы в 70-е гг. XX в. и существовали до начала 90-х годов. Утвержденная приказом МВД РФ № 420 - 1993г. типовая структура органов внутренних дел уже не предусматривала подразделений профилактики. Таким образом, служба прекратила существование. Существующее сейчас параллельное выполнение одними и теми же аппаратами и сотрудниками различных по назначению, формам, методам обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений, профилактике правонарушений и преступлений, не может быть оптимальным с точки зрения организации работы по достижению различных целей. Это, прежде всего, объясняется необходимостью проведения специального комплекса социально-педагогических и воспитательно-предупредительных мероприятий. В плане создания самостоятельных подразделений профилактики мы полностью разделяем позицию ученых и высказываем целесообразность скорейшего их создания [3, с.

Не разрешается рассматриваемая проблема и ведомственными нормативными актами МВД России, в частности приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности".

Вместе с тем в процессе повседневной деятельности государственных органов выработаны эффективные формы и методы профилактики правонарушений и преступлений, которые необходимо не только закрепить, но и развить в общероссийском законодательном акте.

В настоящее время принято различать общесоциальный и криминологический уровни профилактики преступлений.

Общесоциальный уровень (общесоциальная профилактика преступлений) - реализация экономических, культурных и иных процессов, происходящих в обществе. Она имеет основополагающее значение для конечных результатов в борьбе с преступностью. Общесоциальные меры создают основу, фундамент для применения мер специально-криминологического уровня.

Применительно к групповым грабежам и разбоям общесоциальная профилактика представляет собой многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленную на устранение, нейтрализацию или минимизацию причин и условий корыстно-насильственной преступности, путем принятия различных мер на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. На общесоциальном уровне общая п р о ф и л а к т и к а граб ежей и р а з б о е в осуществляется государственными и общественными организациями, ведомствами федерального, отраслевого и территориального уровней [4, с. 9-10].

Криминологическая профилактика преступлений - это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

В рамках данной статьи представляется важным более подробно остановиться на втором компоненте криминологической профилактики -специальной криминологической профилактике групповых грабежей и разбойных нападений. Она осуществляется путем воздействия как на причины и условия, способствующие совершению преступлений, так и на конкретных лиц (либо определенные их категории), в отношении которых есть необходимость

_176

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 №4 (26)

удержания их от совершения преступлений. Специальная криминологическая профилактика основана на применении мер убеждения, правового и общественного принуждения. Ее объекты - лица, еще не совершившие преступлений, но обнаруживающие криминальную предрасположенность.

Специальная криминологическая профилактика охватывает широкий комплекс различных по характеру мер, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию криминогенных факторов; оздоровление социальной микросреды, коррекцию поведения лиц, склонных к совершению преступления [5, с. 360].

Как показало наше исследование, групповые грабежи и разбои - это, прежде всего, проблема для крупных городов с их многочисленным населением, огромной массой приезжих, большой территорией, разветвленной транспортной сетью и огромным жилым сектором.

Поэтому в соответствии с ведомственными нормативными актами органы внутренних дел обязаны принимать активное участие в предупреждении данных преступлений.

Анализ практики показывает, что основными направлениями деятельности органов внутренних дел по предупреждению групповых грабежей и разбойных нападений, являются:

- участие в разработке и реализации комплексных целевых программ борьбы с корыстно-насильственной преступностью;

- обеспечение субъектов, ответственных за устранение криминогенных факторов, совокупностью криминологической информации о причинах и условиях, способствующих совершению этих преступлений, и внесение предложений о мерах по их устранению;

- периодическое обращение к гражданам через средства массовой информации (радио, печать, телевидение) и систематические выступления перед различными группами населения по месту жительства, учебы и работы;

- усиление патрулирования в наиболее криминогенных участках обслуживаемой территории: улицах, дворах жилых массивов, в местах проведения массовых, зрелищных и культурных мероприятий;

- проведение целевых рейдов и операций, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных групп, занимающихся грабежами и разбойными нападениями;

- организация и осуществление взаимодействия с образовательными и медицинскими учреждениями, с целью выявления лиц, представляющих оперативный

интерес и т.д.

Остановимся подробнее на некоторых из этих направлений.

Нам представляется, что достаточно важным для предупреждения групповых грабежей и разбоев, является систематическое проведение разъяснительных мероприятий, доведение до сведения граждан информации об их состоянии и социальных последствиях. Широкое информирование различных групп населения через средства массовой информации, посредством проведения тематических бесед, лекций о наиболее распространенных видах, типичных способах и наиболее вероятных местах совершения данных преступлений, лицах их совершающих, поведенческих признаках потерпевших является одной из необходимых мер предупреждения. Эта мера, которую можно охарактеризовать как повышение осведомленности населения, осуществляется в целях побуждения населения к положительному активному поведению, направленному на обеспечение эффективности профилактических мероприятий, а так же осуществлять виктимологическую профилактику [6, с. 183-186].

Сотрудникам органов внутренних дел при подготовке и проведении выступлений в средствах массовой информации и непосредственно перед населением следует учитывать особенности аудитории, социальные, возрастные и психологические особенности различных категорий лиц, которым адресована соответствующая информация. При этом в зависимости от аудитории методика преподнесения информации должна быть различной.

В статьях необходимо давать глубокий, хорошо иллюстрированный анализ обстановки в сфере корыстно-насильственной преступности в конкретном районе, городе, области, вскрывать причины и условия, способствующие совершению этих преступлений. Только при выполнении этих условий они будут иметь резонанс среди общественности и окажут профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению групповых грабежей и разбойных нападений.

Прежде чем опубликовать статью, имеющую целью привлечь общественность к участию в мероприятиях по профилактике групповых грабежей и разбойных нападений, нужно решить следующие вопросы:

- целесообразно ли в данном случае использовать помощь общественности и граждан;

- к совершению каких конкретных действий

177

необходимо призвать читателей;

- каковы формы и методы, пути и способы использования помощи общественности.

Решив эти вопросы, сотрудник органа внутренних дел приступает к подготовке статьи. При этом следует учитывать, что в отличие от мероприятий, рассчитанных на индивидуальное профилактическое воздействие, использование печати всегда имеет профилактическое воздействие на большие массы людей. Даже в тех случаях, когда речь в статье идет о конкретных фактах противоправного поведения, статья о них, опубликованная на страницах газеты, становится общепрофилактическим

мероприятием и оказывает эффективное воспитательное воздействие на широкие массы читателей газеты.

После опубликования материала в редакционную почту газеты, как правило, поступают письма и заявления граждан, в которых дается оценка фактам, сообщенным в статье, содержатся рекомендации и советы по улучшению борьбы с преступностью. Поэтому ознакомление и анализ редакционной почты поможет установить причины и условия, способствующие совершению преступлений, и заблаговременно принять меры к пресечению готовящихся преступлений, в том числе грабежей и разбойных нападений.

Важным аспектом специальной профилактики групповых грабежей и разбоев является борьба с пьянством и алкоголизмом, поскольку неумеренное употребление спиртного способствует потере самоконтроля, а, следовательно, и совершению преступлений.

Особое внимание надо уделять профилактике наркомании и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Так как известно, что для приобретения наркотических средств или психотропных веществ требуются значительные денежные средства, которые наркоманы приобретают преступным путем, и в первую очередь, совершая преступления против собственности. В этой связи органы внутренних дел должны своевременно выявлять лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков и ставить их на профилактический учет.

Предупреждение корыстно-насильственных преступлений является комплексной проблемой, требующей совместных и скоординированных усилий различных специалистов, а также со стороны населения. Во многих странах существуют межведомственные группы, координирующие усилия на основе обмена информацией. Поэтому при осуществлении мер

специальной профилактики сотрудникам органов внутренних дел весьма полезно учитывать опыт других государств в предупреждении грабежей и разбоев, совершаемых в группе.

Обращение за помощью в другие инстанции (учреждения, органы) является одним из решающих этапом оказания необходимой поддержки и помощи жертвам корыстно-насильственных преступлений. Сотрудники органов внутренних дел должны располагать достаточной информацией об имеющихся ресурсах и службах оказания помощи. Поскольку потребности жертв могут быть самыми разнообразными, практические работники должны быть хорошо осведомлены о работе разных систем и органов, их возможностях, а также о процедурах обращения за помощью от имени жертв.

В Бельгии, например, правительство поощряет практических работников расширять практику направления за помощью в другие инстанции. Правительство рассылает перечни адресов организаций и учреждений каждого района, где жертвам насилия может быть оказана помощь [7, с. 22].

В сфере пристального внимания органов внутренних дел в ходе проведения ими профилактической работы должны находиться места проведения массовых культурных, спортивных, зрелищных мероприятий, предотвращение и пресечение хулиганских проявлений со стороны молодежи. Основным направлением профилактики хулиганства в указанных и иных местах массового скопления молодежи (вокзалах, площадях, улицах, парках) является - усиление охраны общественного порядка, своевременное реагирование на факты распития спиртных напитков и нахождения в состоянии опьянения в общественных местах. Указанные мероприятия должны будут способствовать удержанию от противоправных действий лиц, склонных к совершению грабежей и разбойных нападений.

Важное значение для профилактики грабежей и разбоев, совершаемых в группе, имеет налаживание органами внутренних дел взаимного обмена информацией с учреждениями органов здравоохранения и учебными заведениями, инструктаже медицинского персонала, а также своевременной передачи информации в правоохранительные органы. Это позволит получать сведения как о лицах причастных к совершению групповых грабежей и разбойных нападений, так и о потерпевших от этих противоправных действий. Именно учреждениями органов здравоохранения в первую очередь

_178

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 №4 (26)

сталкиваются с лицами, которым причинен вред здоровью (ими могут быть как потерпевшие, так и виновные, которым потерпевший причинил вред здоровью, оказывая сопротивление), а в учебных заведениях можно выявить лиц, живущих не по достатку, и предположительно, добывающих денежные средства преступным путем.

Нельзя не обратить внимания на то, что за последние годы личный состав подразделений и служб органов внутренних дел существенно обновился, в территориальных подразделениях отмечается высокий уровень "текучки" кадров. Это требует организации обучения сотрудников навыкам профилактики корыстно-насильственной преступности. Поэтому представляется целесообразным во всех органах внутренних дел расширять и углублять специализацию следователей и сотрудников оперативных подразделений в раскрытии и расследовании грабежей и разбойных нападений; организовывать их учебу на примерах успешного раскрытия таких преступлений [8. с. 172-175].

В заключении, хотелось бы отметить, что грабежи и разбои, совершаемые в группе, имеют ряд характерных особенностей, существенно отличающих их от иных преступлений против собственности. Это доказывает необходимость выработки специфических мер профилактического воздействия на этот вид преступности. А успех в предупреждении органами внутренних дел грабежей и разбоев, совершаемых в группе, может быть достигнут при условии организации четкого взаимодействия и размежевания функций с другими правоохранительными органами, государственными и общественными институтами, хозяйствующими субъектами.

В современных условиях также необходима целенаправленная, комплексная политика, главной целью которой должна стать реализация мер по защите прав и интересов потерпевших от преступных посягательств [9, с. 182].

Литература

1. См.: Севрюков А. П. Хищение имущества: криминологические и уголовно-правовые аспекты. М., 2004.

2. См.: Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002.

3. См.: Пузырев С. В. Профилактика правонарушений участковыми уполномоченными милиции. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2006.

4. См.: Прохорова М. И. Предупреждение грабежей и разбоев: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006.

5. См.: Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Монография. - М.: Профобразование, 2003.

6. Подробнее об этом см.: Кожуханов Н.М. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению групповых грабежей и разбоев (профилактика, проводимая в отношении жертв преступлений) // Борьба с преступным насилием: Материалы научно-практической конференции (26 сентября 2008 г.). - М.: ВНИИ МВД России, 2008.

7. См.: Методические рекомендации "Предупреждение грабежей и разбоев, совершаемых в группе". М.: ВНИИ МВД России, 2007.

8. Подробнее об этом см.: Севрюков А. П., Пономарев П. Г., Борбат А. В., Уканов К. Ш. Проблемы борьбы с хищениями в регионах России. М.: ВНИИ МВД России, 2003.

9. См.: Ситковский А. Л., Басков А. В. основные тенденции корыстно-насильственной преступности в России и проблемы ее предупреждения / Борьба с преступным насилием: Материалы научно-практической конференции (26 сентября 2008 г.). - М.: ВНИИ МВД России, 2008.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.