Научная статья на тему 'Специально-криминологическая профилактика демонстративно-протестной преступности'

Специально-криминологическая профилактика демонстративно-протестной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
протест / последствия / профилактика / делигитимация / предупреждение / преступление / безопасность / личность / публичность / общество / группа / protest / consequences / prevention / deligitimation / prevention / crime / security / personality / publicity / society / group

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илья Сергеевич Ильин

Данная статья посвящается рассмотрению трех блоков мер, входящих в структуру специально-криминологической профилактики демонстративно-протестной преступности. 1. Меры, обеспечивающие мирный и ненасильственный характер протеста, включает широкий спектр профилактических мероприятий, общих для всех видов противоправного поведения (в части контроля за оборотом оружия, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, в аспекте реализации воспитательных мероприятий в отношении молодежи, профилактики рецидивизма и т.д.). Существенный потенциал профилактически в данном случае связан с работой по недопущению развертывания агитации и иной информации, направленной на стимулирование противоправной деятельности в средствах массовой информации и коммуникации. 2. Мероприятия, связанные с выявлением общественных и иных организаций, осуществляющих экстремистскую деятельность. Антиэкстремистская фильтрация общественных организаций и соответствующее «маркирование» организации изначально исключает ее и ее сторонников из правового поля, блокирует возможность организации ими публичных мероприятий, делегитимирует протестную практику и трансформирует профилактику потенциально возможных массовых акций, организуемых такими организациями, в борьбу с экстремизмом. 3. Меры индивидуальной профилактики в виде предостережений и предупреждений со стороны органов полиции и прокуратуры, направленные на оказание воспитательного воздействия на лиц, обладающих высоким риском стать нарушителем закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Илья Сергеевич Ильин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special criminological prevention of demonstrative protest crime

This article is devoted to the consideration of three blocks of measures included in the structure of special criminological prevention of demonstrative protest crime. 1. Measures that ensure the peaceful and non-violent nature of the protest include a wide range of preventive measures common to all types of illegal behavior (in terms of controlling the circulation of weapons, alcoholic beverages, narcotic drugs and psychotropic substances, in terms of implementing educational measures for young people, preventing recidivism, etc.). A significant preventive potential in this case is associated with the work to prevent the deployment of agitation and other Information aimed at stimulating Illegal activities In the media and communications. 2. Activities related to the identification of public and other organizations engaged in extremist activities. The anti-extremist filtering of public organizations and the corresponding "labeling" of an organization initially excludes it and its supporters from the legal field, blocks the possibility of organizing public events by them, delegitimizes protest practice and transforms the prevention of potentially possible mass actions organized by such organizations into the fight against extremism. 3. Measures of individual prevention in the form of warnings and warnings from the police and the prosecutor's office, aimed at providing an educational impact on persons with a high risk of becoming a lawbreaker.

Текст научной работы на тему «Специально-криминологическая профилактика демонстративно-протестной преступности»

Закон и право. 2022. № 7. С. 170-174. Law and legislation. 2022;(7):170-174.

Научная статья УДК 343.97

EDN: https://elibrary.ru/UYQFAS https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-170-174

NIION: 1997-0063-7/22-408 MOSURED: 77/27-001-2022-7-608

Специально-криминологическая профилактика демонстративно-протестной преступности

Илья Сергеевич Ильин

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, isilyin@yandex.ru, 0000-0003-1362-0519

Аннотация. Данная статья посвящается рассмотрению трех блоков мер, входящих в структуру специально-криминологической профилактики демонстративно-протестной преступности.

1. Меры, обеспечивающие мирный и ненасильственный характер протеста, включает широкий спектр профилактических мероприятий, общих для всех видов противоправного поведения (в части контроля за оборотом оружия, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, в аспекте реализации воспитательных мероприятий в отношении молодежи, профилактики рецидивизма и т.д.). Существенный потенциал профилактически в данном случае связан с работой по недопущению развертывания агитации и иной информации, направленной на стимулирование противоправной деятельности в средствах массовой информации и коммуникации.

2. Мероприятия, связанные с выявлением общественных и иных организаций, осуществляющих экстремистскую деятельность. Антиэкстремистская фильтрация общественных организаций и соответствующее «маркирование» организации изначально исключает ее и ее сторонников из правового поля, блокирует возможность организации ими публичных мероприятий, делегитимирует протестную практику и трансформирует профилактику потенциально возможных массовых акций, организуемых такими организациями, в борьбу с экстремизмом.

3. Меры индивидуальной профилактики в виде предостережений и предупреждений со стороны органов полиции и прокуратуры, направленные на оказание воспитательного воздействия на лиц, обладающих высоким риском стать нарушителем закона.

Ключевые слова: протест, последствия, профилактика, делигитимация, предупреждение, преступление, безопасность, личность, публичность, общество, группа

Для цитирования: Ильин И.С. Специально-криминологическая профилактика демонстративно-протест-ной преступности // Закон и право. 2022. № 7. С. 170—174. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-170-174. ЕБЫ: https://elibrary.ru/UYQFAS.

Ilya S. Ilyin

Northwestern Institute of Management of the Russian Presidential Academy of the National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russia, isilyin@yandex.ru, orcid: 0000-0003-1362-0519

Abstract. This article is devoted to the consideration of three blocks of measures included in the structure of special criminological prevention of demonstrative protest crime.

1. Measures that ensure the peaceful and non-violent nature of the protest include a wide range of preventive measures common to all types of illegal behavior (in terms of controlling the circulation of weapons, alcoholic beverages, narcotic drugs and psychotropic substances, in terms of implementing educational measures for young people, preventing recidivism, etc.). A significant preventive potential in this case is associated

© Ильин И.С. М., 2022.

Original article

Special criminological prevention of demonstrative protest crime

17G

ЗАКОН И ПРАВО • G7-2G22

with the work to prevent the deployment of agitation and other Information aimed at stimulating Illegal activities In the media and communications.

2. Activities related to the identification of public and other organizations engaged in extremist activities. The anti-extremist filtering of public organizations and the corresponding "labeling" of an organization initially excludes it and its supporters from the legal field, blocks the possibility of organizing public events by them, delegitimizes protest practice and transforms the prevention of potentially possible mass actions organized by such organizations into the fight against extremism.

3. Measures of individual prevention in the form of warnings and warnings from the police and the prosecutor's office, aimed at providing an educational impact on persons with a high risk of becoming a lawbreaker.

Keywords: protest, consequences, prevention, deligitimation, prevention, crime, security, personality, publicity, society, group.

For citation: Ilyin I.S. Special criminological prevention of demonstrative protest crime // Law and legislation. 2022;(7):170—174. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-170-174. EDN: https://elibrary.ru/UYQFAS.

Г учетом имеющихся представлений о причинах и условиях демонстративно-протест-'^»«'•Ной преступности профилактический ре -жим может быть представлен в виде нескольких укрупненных блоков, реализуемых государством правовых, организационных и технических мер.

Данная статья посвящается рассмотрению трех таких блоков.

Первый профилактический блок специального предупреждения демонстративно-протест-ной преступности связан с реализацией мер, обеспечивающих мирный и ненасильственный характер протеста, его правовые границы. Он включает широкий спектр профилактических мероприятий, общих для всех видов противоправного поведения (в части контроля за оборотом оружия, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, в аспекте реализации воспитательных мероприятий в отношении молодежи, профилактики рецидивизма и т.д.). Однако в контексте нашей темы важно обратить внимание на существенный потенциал профилактической работы со средствами массовой коммуникации по недопущению развертывания агитации и иной информации, направленной на стимулирование противоправной деятельности, в том числе во время проведения публичных мероприятий.

Большую роль в данном направлении играют предписания закона, направленного на регулирование информационного оборота и защиту информации [1]. В соответствии с законом и во исполнение конституционных принципов в России запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмот-

рена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10).

Во исполнение этого запрета, в целях предупреждения «информационного заражения» про-тестно настроенных граждан и недопущения мобилизации гражданской активности на основе антиправовых идей законодательством предусматривается развернутая программа, включающая, среди прочего:

1) обязанности организатора сервиса обмена мгновенными сообщениями осуществлять идентификацию пользователей сети Интернет, передачу электронных сообщений которых он осуществляет, ограничивать возможность осуществления пользователем сервиса передачи электронных сообщений, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено;

2) обязанности владельца социальной сети не допускать использование сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости; осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Устанавливается порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, с применением средств прокурорского реагирования и иными мерами.

LAW & LEGISLATION • 07-2022

Второй профилактический блок представляет собой комплекс мероприятий, связанных с выявлением общественных и иных организаций, осуществляющих экстремистскую деятельность, и предупреждением таковой деятельности. Это относительно самостоятельный спектр мер, который, с одной стороны, связан с общесоциальной профилактикой экстремизма, а, с другой стороны, близок к вопросу о соотношении стратегий негативного влияния и позитивного взаимодействия на протестующих.

Государство в настоящий момент располагает важным и весьма острым профилактическим средством: оно имеет возможность решением суда объявить ту или иную общественную организацию или группу, которая выступает инициаторами протестных акций, экстремистской.

Показательный пример в данном случае — позиция государства по отношению к известным организациям, связанным с деятельностью А. Навального.

По поручению Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой г. Москвы была проведена проверка некоммерческих организаций «ФБК», «ФЗПГ» и «Штабы Навального». Как отмечается в новостном релизе прокуратуры, «под прикрытием либеральных лозунгов эти организации занимаются формированием условий для дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации. Фактическими целями их деятельности является создание условий для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария «цветной революции». При этом этими структурами осуществляется деятельность иностранных и международных организаций на территории Российской Федерации, в отношении которых принято решение о признании их деятельности нежелательной. По результатам проверки прокуратурой города Москвы в Московский в городской суд направлено административное исковое заявление о признании экстремистскими организаций «ФБК», «ФЗПГ», «Штабы Навального» в связи с фактическим осуществлением ими экстремистской деятельности» [7].

Антиэкстремистская фильтрация общественных организаций — важный момент в профилактике демонстративно-протестной преступности. Соответствующее «маркирование» организации изначально исключает ее и ее сторонников из правового поля, блокирует в принципе возможность организации ими публичных мероприятий, делает невозможным использова-

ние инструментов, предусмотренных законодательством о публичных мероприятиях, делеги-тимирует протестную практику таких групп и трансформирует профилактику потенциально возможных массовых акций, организуемых такими организациями, в борьбу с экстремистской деятельностью, «повышая градус» опасности деятельности и степень жесткости мер реагирования на нее.

Третий профилактический блок специального реагирования включает меры индивидуальной профилактики. Основой для их проведения служат, прежде всего, предписания закона, регламентирующего основы профилактики правонарушений в стране [2], согласно положениям которого индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, обладающих высоким риском стать нарушителем закона.

Соответствующие положения детализированы в Законе «О полиции» [3], ст. 13 которого предоставляет сотрудникам полиции право вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения [6]; а также в Законе «О прокуратуре Российской Федерации» [4], ст. 25.1 которого наделяет прокуроров правом в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях направлять должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона [5].

Описанные в статье меры профилактического воздействия прямо или косвенно влияют на построение паритета между правом человека на выражение протеста и публичными интересами. Основной проблемой, которую предстоит решить, выступает сам баланс, который до настоящего момента подобран.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

Список источников

1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

5. Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Т. 1. М., 2004.

6. Приказ МВД России от 04.03.2020 № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» (вместе с Порядком объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, включая порядок его направления (вручения), зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2020 № 58737) // http://www.pravo.gov.ru, 23.06.2020.

7. Прокуратурой города Москвы подан иск о признании экстремистскими организаций «ФБК», «ФЗПГ» и «Штабы Навального» // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/mass-media/news?item=61066829 (Дата обращения: 18.05.2021)

8. Касович A.A. Технологические аспекты управления политическим протестом в современ-

ной России: Дис. на ... канд. политич. наук. Саратов, 2015. 239 с.

9. Поздняков С.В. Политический протест: Дис. ... канд. политич. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 168 с.

References

1. Federal Law «On Information, Information Technologies and Information Protection» dated 27.07.2006 № 149-FZ (as amended on 09.03.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW

2. Federal Law «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation» dated 23.06.2016 № 182-FZ // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Federal Law «On Police» dated 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on 05.04.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Federal Law «On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» dated 17.01.1992 № 2202-1 (as amended on 30.12.2020) // Vedomosti of the SND of the Russian Federation and the Armed Forces of the Russian Federation. 1992. № 8. Art. 366.

5. Instruction of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated 06.07.1999 № 39/7 (with amendments. from 16.10.2000) «On the application of a warning about the inadmissibility of violating the law» // Collection of basic organizational and administrative documents of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Vol. 1. M., 2004.

6. Order of the Ministry of internal affairs of Russia № 119 dated 04.03.2020 «On certain issues of the Announcement by the Internal Affairs bodies of the Russian Federation of an official warning (warning) about the inadmissibility of actions that create conditions for the commission of crimes, administrative offenses, the resolution of which is attributed to the competence of the police, or the inadmissibility of the continuation of antisocial behavior» (together with the Procedure for the announcement by the internal affairs bodies of the Russian Federation of an official warning (warnings) about the inadmissibility of actions that create conditions for the commission of crimes, administrative offenses, the resolution of which is attributed to the competence of the police, or the inadmissibility of continuing antisocial behavior, including the procedure for its direction (delivery), registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 22.06.2020 № 58737) // http:// www.pravo.gov.ru , 23.06.2020.

LAW & LEGISLATION • 07-2022

7. The Prosecutor's Office of the city of Moscow filed a lawsuit on the recognition of extremist organizations «FBK», «FZPG» and «Navalny Headquarters» // URL: https://epp.genproc.gov.ru/ web/proc_77/mass-media/news?item=61066829 (Accessed: 05.18.2021)

8. Kasovich A.A. Technological aspects of political protest management in modern Russia: Dissertation on ... Cand. of Political Sciences. Saratov, 2015. 239 p

9. Pozdnyakov S. V. Political protest: Diss. ... cand. of Political Sciences. Rostov-on-Don, 2002. 168 p.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К. К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

Информация об авторе

Ильин И.С. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правоведения, начальник Управления министерства внутренних дел России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга

Information about the author

Ilyin I.S. — candidate of law, associate professor, associate professor of law, Head of the department of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation in Krasnogvardeisky district, Saint Petersburg

Статья поступила в редакцию 28.04.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 28.04.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • G7-2G22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.