Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МАССОВЫЕ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МАССОВЫЕ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Должникова Екатерина Викторовна, Комаревцева Ирина Владимировна, Кислицын Николай Александрович

Профилактическая работа среди несовершеннолетних с целью недопущения их участия в массовых несанкционированных мероприятиях актуальна и требует усовершенствования не только имеющегося законодательства, но и более серьезной их проработки в направлении предупреждения данных поступков со стороны несовершеннолетних лиц. В статье рассматривается профилактическая деятельность российской полиции, направленная на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в массовые противоправные протестные мероприятия. Анализируется действующая ответственность за совершение подобных действий взрослыми, а также, организация и участие в несанкционированных мероприятиях самих несовершеннолетних, но подлежащих ответственности субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Должникова Екатерина Викторовна, Комаревцева Ирина Владимировна, Кислицын Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICE PREVENT THE INVOLVEMENT OF MINORS IN MASS ILLEGAL PROTEST EVENTS

Prevention among minors in order to prevent participation in such events is currently relevant and requires the improvement of not only the existing legislation, but also to work more seriously on the prevention of these actions on the part of minors. The article discusses the preventive activities of the police aimed at preventing the involvement of minors in mass illegal protest events. The current responsibility for the commission of such actions by adults is analyzed, as well as the organization and participation in unauthorized events of the minors themselves, but subjects subject to responsibility.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МАССОВЫЕ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»

УДК 340

DOI 10.23672/n8882-0193-0014-d

Должникова Екатерина Викторовна

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России katyadoll1994@mail.ru

Комаревцева Ирина Владимировна

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России ira.komarevtseva.79@mail.ru

Кислицын Николай Александрович

преподаватель кафедры специальных дисциплин, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России Danser21 @yandex.ru

Ekaterina V. Dolzhnikova

Lecturer of the Department

of Administrativ Law

end Administrative Activity,

Stavropol branch Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

katyadoll1994@mail.ru

Irina V. Komarevtseva

Lecturer of the Department

of Administrativ Law

end Administrative Activity,

Stavropol branch Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ira.komarevtseva.79@mail.ru

Nikolay A. Kislitsyn

Lecturer of the Department Special Disciplines,

Novorossiysk branch Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Danser21 @yandex.ru

Предупреждение полицией

вовлечения несовершеннолетних в массовые противоправные протестные мероприятия

Police prevent

the involvement of minors in mass illegal protest events

Аннотация. Профилактическая работа среди несовершеннолетних с целью недопущения их участия в массовых несанкционированных мероприятиях актуальна и требует усовершенствования не только имеющегося законодательства, но и более серьезной их проработки в направлении предупреждения данных поступков со стороны несовершеннолетних лиц. В статье рассматривается профилактическая деятельность российской полиции, направленная на предупреждение вовлечения несовершеннолетних в массовые противоправные протестные мероприятия. Анализируется действующая ответственность за совершение подобных действий взрослыми, а также, организация и участие в несанкционированных мероприятиях самих несовершеннолетних, но подлежащих ответственности субъектов.

Ключевые слова: несовершеннолетние, вовлечение, несанкционированные массовые мероприятия.

Annotation. Prevention among minors in order to prevent participation in such events is currently relevant and requires the improvement of not only the existing legislation, but also to work more seriously on the prevention of these actions on the part of minors. The article discusses the preventive activities of the police aimed at preventing the involvement of minors in mass illegal protest events. The current responsibility for the commission of such actions by adults is analyzed, as well as the organization and participation in unauthorized events of the minors themselves, but subjects subject to responsibility.

Keywords: minors, involvement, unauthorized mass events.

Конституция Российской Федерации в ст. 31 закрепляет право граждан на мирные собирания, без оружия, проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирование.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ закрепляет порядок, по

которому граждане могут мирно собираться, но предварительно уведомить органы администрации.

Профилактика среди несовершеннолетних с целью недопущения их участия в подобных мероприятиях в настоящий момент актуальна и требует усовершенствования не только имеющегося

законодательства, но и более серьезно проработать сторону предупреждения данных поступков со стороны несовершеннолетних лиц. Необходимой является разработка наиболее эффективных методов предупреждения участия и вовлечения несовершеннолетних в незаконные протестные акции, а также, предложение возможных способов совершенствования уже применяемых мер.

В настоящий момент, возраст несовершеннолетних лиц, участвующих в подобных мероприятиях, снижается, что привлекает внимание всех организаций и структур, участвующих в воспитании подростков.

При вовлечении несовершеннолетнего в несанкционированные массовые мероприятия возрастает риск стать им соучастниками массовых беспорядков, административных правонарушений и преступлений. По данным детского омбудсмена Анны Кузнецовой вначале 2021 года в несанкционированных митингах в регионах Российской Федерации на акциях было задержано около 300 подростков.

«Конвенция о правах ребенка» в статьях 13, 14,

15 предоставляет детям право на свободу мысли, право свободно выражать свое мнение, встречаться и объединяться в группы, право на свободу мирных собраний, если это не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Федеральным законом № 54-ФЗ регулируется порядок проведения митингов, шествий и пикетирований. Организатором может быть один или несколько граждан РФ, достигший возраста 18 лет для демонстраций, шествий и пикетирований и

16 лет для митингов и собраний.

Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании (ст. 20.2.1.1 КоАП РФ). Для самих подростков, достигших возраста привлечения к административной ответственности, существует ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ). При этом за нарушение данной нормы грозит ужесточением мер воздействия. Если гражданина задерживали на митингах более двух раз в течение 6 месяцев, наряду с положениями КоАП, правоохранительные органы привлекают к уголовной ответственности по ст. 212.1 УК РФ.

Наряду с этим, уголовное законодательство устанавливает ответственность за вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность -это ст. 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления» и ст. 151 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий».

Под вовлечением, согласно Пленум Верховного Суда № 1 от 01.02.2011, понимаются «действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление или антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий».

Несовершеннолетнему необходимо осознавать ответственность за совершение противозаконных действий, что достаточно полно бы обеспечила профилактическая деятельность правоохранительных органов. В частности, одним из направлений деятельности полиции, согласно ст.2 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О полиции», является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, но, исходя из установившейся практики, именно это направление является наименее слабым в деятельности полиции. Все её действия направлены лишь на наказание и на страх перед наказанием и принуждением к соблюдению установленных норм.

Сегодня существует множество средств массовой коммуникации, которые доступны каждому, через которые может устанавливаться связь с населением и оказываться на них необходимого воздействия. В частности, это было бы эффективно по отношению к тем несовершеннолетним, о которых ведется речь.

Оппозиция созывала всех выйти на митинги именно с помощью различных социальных сетей, таких как «Телеграмм», «Ютюб», «Вконтакте» и др. Во многом, это является самым большим преимуществом, имеющимся у оппозиции, и недостатком в деятельности правоохранительных структур. Вполне возможно, что самым эффективным, в данном случае, было бы использование тех же средств, что и провокационной стороной. Но, в силу определенных факторов, в настоящее время нельзя сказать, что органы внутренних дел в полной мере используют все имеющиеся у них средства. С этой точки зрения профилактика является наиболее неэффективной.

Во многих источниках власти ссылались на то, что агитация проводилась для данной группы лиц, что она является наиболее движущей силой. На самом деле, в этом - её упущение. Агитация производилась для всех, а то, что на нее так начали реагировать дети, это лишь потому, что о н и наиболее легко могут быть подвергнуты внушению. Сама оппозиция в своих агитационных статьях рекомендовала лицам до 18 лет не участвовать в данных акциях. Но, тем не менее, яркость речей, расчет на вызов резонанса и наличие бунтарского начала у каждого подростка сделали то, что мы имели на данных митингах - участие несовершеннолетних. Необходимо говорить о том, что участие в данных митингах подвергает опасности жизнь и здоровье будущего поколения, поскольку во время массовых беспорядков несовершеннолетние могут получить травмы различной степени тяжести. В наименее опасных

случаях их могут задержать и привлечь их родителей или их самих к административной ответственности.

Информация разъяснительного характера о недопущении участия подростков в протестных мероприятиях и ответственность за это, как правило, расположены на сайтах отделов полиции.

Подобные слова были вывешены на официальном сайте Пушкинского отдела полиции в городе Санкт-Петербурге. На наш взгляд, такие предостережения самым не эффективным образом могли подействовать на несовершеннолетних и на самих родителей, потому что далеко не каждый родитель хоть раз в год обращается к официальным сайтам МВД как к информативному порталу, и уже, тем более, различные принуждающие тексты обходят их стороной. Про несовершеннолетних, в этом случае, вообще говорить бесполезно, поэтому данная информация просто была там размещена для очередного отчета о проделанной работе.

Не просто так каждый раз учеными-юристами поднимаются вопрос о неэффективности предупредительной деятельности со стороны правоохранительных органов. Любая профилактика проводится в соответствии с прописываемыми нормативно-правовыми актами, но этого не всегда достаточно. В этом отношении, правоохранительным органам стоит делать упор на свое развитие, расширять способы взаимодействия на население и активное внедрение передовых систем коммуникаций. В этом отношении существует проблема, связанная с устареванием форм деятельности и, в целом, со снижением уровня профессиональности и эффективности деятельности, в частности, полиции. Эффективной была бы разработка, распространение или, все же, поручение данной деятельности различным образовательным учреждениям или общественным организациям, в деятельности которых задействованы дети, памяток с профилактирую-щей информацией, а также, проведение непосредственной работы с законными представителями данных лиц. Взаимодействие как одна из форм совместной профилактической деятельности позволяет полиции более полно использовать свои возможности и полномочия, возложенные на нее Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О полиции».

Способом взаимодействия между определенными органами, преследующими основную цель, в нашем случае, выступает правовое информирование несовершеннолетних, что позволяет более эффективно добиваться ее и более комплексно разрешать имеющиеся проблемы.

Школы, интернаты и иные другие образовательные учреждения не меньшее место занимают в процессе воспитания и становления подростка и выступают вторым институтом социализации после семьи. Поэтому с таким важным институтом и должны поддерживать сотруднические взаимоотношения правоохранительные органы.

Профилактическая деятельность, проводимая данными учреждениями, позволяет сократить количество преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, применить меры к исправлению несовершеннолетних, которые уже совершили проступки, повысить уровень их правовой культуры и проинформировать о последствиях противоправной деятельности.

Во время митингов, происходящих на улицах городов, во многих школах, колледжах, университетах проводились классные часы, организовывались мероприятия на время начала митингов, составлялись памятки о том, как вести себя в данном случае. Но, к сожалению, в данных случаях вся профилактическая работа была не столь эффективна. На улицах во время незаконных протестных акций было задержано около 300 несовершеннолетних, и это только по данным официальным, и большинство несовершеннолетних было задержано на улицах Москвы.

В некоторых учреждениях даже грозили подросткам отчислением из образовательных организаций, но метод принуждения в данном случае сомнительно выполняет ту задачу, которую на него возлагают, и данные угрозы не носят законный характер, хотя, за привлечение к административной ответственности студент подлежит дисциплинарной ответственности со стороны соответствующей образовательной организации.

Несмотря на то, что деятельность по предупреждению этого вида противоправной деятельности среди несовершеннолетних была осуществлена как органами внутренних дел, так и многими образовательными организациями, это не позволило ограничить их от незаконного участия в массовых несанкционированных протестных мероприятиях.

Как уже отмечалось выше, правоохранительным органам стоит более активно применять в своей профилактической деятельности сеть-Интернет и множество других средств массовой коммуникации для информирования гораздо большего количества людей, нежели это происходит при распространении информации на официальных сайтах. Это позволит не только повысить уровень правовой культуры граждан, но и позволит, в какой-то мере, сократить количество преступлений и правонарушений.

Следует проводить живые встречи в образовательных организациях, при этом, используя доступные для понимания и запоминания молодежью формы доведения до нее информации через яркие иллюстрации, сценки, игр. Таким образом, активное взаимодействие с несовершеннолетними лицами, позволит обеспечить занятость несовершеннолетних во внеучебное время, особенно тех, кто состоит на учете в органах внутренних дел или иных учреждениях системы профилактики, осуществлять контроль за нахождением указанных несовершеннолетних на учебных занятиях.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.02.2021).

4. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ (последняя редакция).

5. Казанцева Е.В. К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с образовательными организациями в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 1. С. 3941.

6. Еремеев С.Г. Совместная деятельность полиции и образовательных организаций в пропаганде правовых знаний / С.Г. Еремеев // Прикладная юридическая психология. 2019. № 2(47). С. 46-51.

7. Омаров Э.Р. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности при проведении протестных акций / Э.Р. Омаров // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49).

8. ШЬ : https://russian.rt.com/russia/news/825167-deti-zaderzhaniakciirossiya?utm_source=yxnews& Шт_тесЛит=с^Иор (15.12.2021).

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, of 30.12.2008 № 7-FKZ, of 05.02.2014 № 2-FKZ, dated 21.07.2014 № 11 -FKZ).

2. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 07.04.2020) (as amended and supplemented, entered into force on 12.04.2020).

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 17.02.2021)

4. Federal Law «On Meetings, Rallies, Demonstrations, Processions and Picketing» dated 19.06.2004 № 54-FZ (last edition)

5. Kazantseva E.V. On the issue of interaction of internal affairs bodies with educational organizations in the field of juvenile delinquency prevention. Psychology and pedagogy of performance. 2020. № 1. P. 39-41.

6. Eremeev S.G. Joint activities of the police and educational organizations in the promotion of legal knowledge / S.G. Eremeev // Applied legal psychology. 2019. № 2(47). P. 46-51.

7. Omarov E.R. The activities of the internal affairs bodies to ensure security during protest actions / E.R. Omarov // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1(49).

8. URL : https://russian.rt.com/russia/news/825167-deti-zaderzhaniakciirossiya?utm_source=yxnews& utm_medium=desktop (15.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.