SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Научная статья УДК 343.97
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-89-92 EDN: https://elibrary.ru/GYLBGN NIION: 2007-0083-3/23-306 MOSURED: 77/27-005-2023-03-506
Специальная профилактика демонстративно-протестной преступности в отношении отдельных групп населения, поддерживающих несогласованные акции
Илья Сергеевич Ильин12
1 Управление министерства внутренних дел России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия, isilyin@yandex.ru.
2 Северо-западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Рассмотрены мероприятия, связанные с профилактическим контролем над социальными группами, потенциально готовыми к участию в протестных движениях. Они должны учитывать результаты мониторинга текущей социально-экономической и социально-политической обстановки, дающие представления об актуальных поводах для протестов, и результаты мониторинга протестных настроений, призванные определить потенциальные группы, готовые к участию в них.
Ключевые слова: протест, последствия, профилактика, предупреждение, преступление, безопасность, личность, ротация, общество, группа
Для цитирования: Ильин И. С. Специальная профилактика демонстративно-протестной преступности в отношении отдельных групп населения, поддерживающих несогласованные акции // Криминологический журнал. 2023 № 3 С. 89-92. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-89-92.
Original article
Specialized prevention of demonstrative and protest crime against specific groups of the population supporting uncoordinated actions
Ilya S. Ilyin12
1 Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Krasnogvardeysky District of Saint Petersburg, Saint Petersburg, Russia, isilyin@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1362-0519
2 Northwestern Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russia
Abstract. Activities related to preventive control over social groups potentially ready to participate in protest movements are considered. They should take into account the results of monitoring of the current socio-economic and socio-political situation, which provide insights into the current reasons for protests, and the results of monitoring of protest moods, which are designed to identify potential groups ready to participate in them.
Keywords: protest, consequences, prevention, prevention, crime, security, personality, rotation, society, group For citation: Ilyin I. S. Specialized prevention of demonstrative and protest crime against specific groups of the population supporting uncoordinated actions. Criminological Journal. 2023;(3):89-92.(In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-3-89-92.
С учетом имеющихся представлений о причинах и условиях демонстративно-протестной преступности профилактический режим может быть представлен в виде нескольких укрупненных блоков реализуемых государством правовых, организационных и технических мер.
Данная статья посвящается рассмотрению мероприятий, связанных с профилактическим контролем над социальными группами, потенциально готовыми к участию в протестных движениях. Это весьма сложная, прежде всего, с точки зрения соблюдения конституционных стандартов, работа. В литературе было отмече-
© Ильин И. С., 2023
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
но: «особое внимание должно уделяться тем группам, которые могут проявлять недовольство какими-либо политическими, социальными и иными событиями, например, теми или иными непопулярными реформами, проводимыми государством, прежде всего, тогда, когда ими публично, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, выражаются те или иные протестные настроения, допускаются высказывания и прочие выражения деструктивного характера» [1, с. 136]. На первый взгляд, исключительно с точки зрения задачи предупреждения демонстратив-но-протестной преступности, эта рекомендация вполне уместна, даже если не брать в расчет сложности ее практической реализации. Однако надо учитывать, что профилактика как деятельность исключительно и подчеркнуто конституционная, не может и не должна превращаться в контроль над социальными и политическими настроениями граждан, а само по себе «выражение недовольства» является естественной, закономерной и легитимной реакцией населения на возникающие в обществе и государстве проблемы. Поэтому «внимание», о котором говорит автор приведенной цитаты, должно быть организовано весьма специфическим способом, а именно, оно должно быть сосредоточено на поводах для этого «недовольства» и, во-вторых, на субъекте «недовольства», каковым зачастую выступают представители молодежи, причем не люмпенизированной, а вполне благополучной в социальном отношении.
В первом случае речь необходимо вести о постоянном социальном мониторинге, причем, как минимум, в двух направлениях.
С одной стороны, это мониторинг текущей социально-экономической и социально-политической обстановки. Инструментами его проведения должны выступать периодические (ежегодные) доклады о положении дел в стране. Опыт их представления имеется. Речь идет, в частности, о докладах, которые готовят федеральные органы власти (Министерство труда и социального развития - о положении детей и семей, имеющих детей [2], Министерство природных ресурсов и экологии - о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации [3], Роспотребнад-зор - о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации [4], Министерство по чрезвычайным ситуациям - о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5] и др.), независимые должностные лица, не входящие во властные структуры (например, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей - о порядке соблюдения прав предпринимателей, включая «Реестр системных проблем российского бизнеса») [6], Уполномоченный при Президенте РФ по правам человека - о
положении дел в области соблюдения и защиты прав и свобод граждан [7]), ведомственные (государственные) научные учреждения [8; 9].
С другой стороны, это мониторинг протестных настроений, который организован социологическими службами - ВЦИОМ [10], Аналитическим центром Ю. Левады [11].
В каждом из представляемых источников информации содержится масса полезной информации о текущих проблемах общественного и политического развития и реакции населения на них. Сложность заключается, однако в том, что эти источники информации «не пересекаются» в поле криминологического анализа. Выявленные в официальных и неофициальных докладах проблемы развития страны, которые потенциально могут служить поводом для проявления общественного недовольства, не оцениваются ни с точки зрения их восприятия различными политическими и общественными силами, ни с позиции их способности служить сильным или слабым поводом для протестов. Интегрировать проблемы и реакцию на них необходимо при помощи специального, по сути и содержанию - криминологического анализа. Профессиональные криминологические познания процессов социальной детерминации и социальной мотивации поведения могут выявить наиболее значимые, «узловые» темы повестки дня, которые обладают наибольшим потенциалом для инспирирования протестных и иных массовых движений, а также определить вероятные регионы, в которых этот протест может состояться, общественные силы, которые его могут поддержать, предположить сценарии развития протестного движения. По этой причине представляется, что наряду с существующими видами мониторинга необходимо организовать еще один -криминологический, с особым разделом, посвященным оценке протестного потенциала и поводом к нему. Возложить организацию этого мониторинга целесообразно на ведомственные в системе МВД России научные учреждения, в частности, на ВНИИ МВД России, силами которого возможно готовить соответствующие специальные ежегодные доклады.
Возвращаясь к проблеме «внимания» к потенциально протестным социальным группам, напомним, что ведущей социальной силой протеста выступают, как правило, лица молодого возраста. Молодежь -особая социальная группа со своими, специфическими криминологическими характеристиками [12]. Априорная «оппозиционность» молодежи миру взрослых, доминирующей культуре большинства, юношеский максимализм, лабильное сознание создают предпосылки для формирования ряда угроз и рисков для государства и общества. Это требует особого внимания к организации стратегии молодежной политики в аспекте реализации ее криминологического потенциала. Здесь
90
Криминологический журнал
№ 3 / 2023
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
jSglL
мю
важны, как минимум, два момента. Во-первых, характеристики современной молодежи существенно повышают требования к уровню профессионализма представителей системы государственного управления, прямо или косвенно связанных с молодежной политикой. Как верно пишут специалисты, «с одной стороны, опасны излишне жесткие действия в отношении молодежи, которые, вместо ожидаемого «исправления» в аспекте преодоления девиантного, либо делинквент-ного поведения, могут вызвать озлобление, радикализацию настроений, жажду социального реванша и иные иррациональные действия со стороны молодежи. С другой стороны, опасно и попустительство, излишне мягкая реакция на откровенные, вызывающие, общественно резонансные, нарушения социальных норм, в том числе и норм права со стороны молодежи (при этом данные нарушения нередко носят демонстративный характер, с целью оценки реакции «мира взрослых», а также по мотивам мнимого самоутверждения)» [13, с. 134]. Во-вторых, в контексте профилактики демонстративно-протестной преступности требуется специфический подход к содержанию профилактических мер, ориентированных на молодежь. Вряд ли можно считать в полной мере эффективными программы, которые построены на принципе «заместительной терапии» и состоят в отвлечении молодежи от актуальных проблем общественного развития за счет привлечения их к учебе, труду, спорту, организованному досугу [14, с. 16]. При всей безусловной значимости мероприятий подобного рода, которые ориентированы на «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности» [15; 16], нельзя не отметить, что в современных условиях профилактика протестных настроений и де-монстративно-протестной преступности среди молодежи должна с необходимостью включать разработку широкой программы мер по активному привлечению молодого поколения к выявлению и решению текущих и перспективных социальных проблем.
Список источников
1. Кабанов Н. А. К вопросу о совершенствовании профилактики и предотвращения массовых беспорядков // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. 2019. Т. 5 (71). № 2. С. 136.
2. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2019 год // URL://https://mintrud.gov.ru/docs/1392.
3. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации // URL://https://www.mnr.gov.ru/docs/ gosudarstvennye_doklady/o_sostoyanii_i_ob_ okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_ federatsii/
4. Государственный доклад о состоянии сани-тарно -эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации // URL:// https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/ details.php?ELEMENT_ID=14933.
5. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году // URL:// https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5304.
6. Доклад Президенту РФ // URL://http://doklad. ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html.
7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год // URL:// https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020.
8. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. К. А. Ивановой. М. : Проспект, 2020.
9. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018.
10. ВЦИОМ: протестный потенциал // URL:// https://wciom.ru/ratings/protestnyi-potencial.
11. Левада-Центр: протестный потенциал // URL://https://www. levada.ru/2020/03/12/ protestnyj -potentsial-11/
12. Бабаев М. М., Крутер М. С. Молодежная преступность. М. : Юрист, 2006.
13. Карнаушенко Л. В. Профилактика и противодействие радикализации политических претесных акций в молодежной среде современной России: нормативно-правовой и социокультурный аспекты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 134.
14. Ростокинский А. В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: уголовно-правовые и криминологические проблемы: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 16.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
года» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 23. Ст. 3357.
16. Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2020 № 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 46. Ст. 7375.
References
1. Kabanov N. A. To the issue of improving the prevention and prevention of mass riots // Scientific Notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University Legal Sciences. 2019. Т. 5 (71). № 2. Р. 136.
2. State Report on the Situation of Children and Families with Children in the Russian Federation for 2019 // URL://https://mintrud.gov.ru/docs/1392.
3. State report on the state and protection of the environment of the Russian Federation // URL:// https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_ doklady/o_so stoy anii_i_ob_okhr ane_ okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/
4. State report on the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Russian Federation // URL://https:// www.rospotrebnadzor.ru/documents/details. php?ELEMENT_ID=14933.
5. State report on the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies by 2020 // URL://https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5304.
6. Report to the President of the Russian Federation // URL://http://doklad.ombudsmanbiz. ru/doklad_2020.html.
7. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2020 // URL://https:// ombudsmanrf.org/content/doclad2020.
8. Report on the state of local self-government in the Russian Federation / edited by K. A. Ivanova. M. : Prospect, 2020.
9. Comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation and estimated options for its development: an analytical review / Y. M. Antonyan, D. A. Brazhnikov, M. V. Goncharova et al. M. : FGKU «VNII of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2018.
10. VCIOM: protest potential // URL://https://wciom. ru/ratings/protestnyi-potencial.
11. Levada-Center: protest potential // URL:// https://www.levada.ru/2020/03/12/protestnyj-potentsial-11/
12. Babaev M. M., Kruter M. S. Youth Crime. M. : Yurist, 2006.
13. Karnaushenko L. V. Prevention and counteraction to radicalization of political preteens in the youth environment of modern Russia: normative-legal and socio-cultural aspects // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2017. № 6-7. P. 134.
14. Rostokinsky A. V. Crimes of extremist orientation as manifestations of subcultural conflicts of youth associations: criminal-legal and criminological problems: author's diss. ... doctor of legal sciences. M., 2008. P. 16.
15. Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 № 996-r «On Approval of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2015. № 23. Art. 3357.
16. Order of the Government of the Russian Federation of November 12, 2020 № 2945-R «On Approval of the action plan for the implementation in 20212025 years of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2020. № 46. Art. 7375.
Информация об авторе
И. С. Ильин - начальник Управления МВД России по Красногвардейскому району г. Санкт-Петербурга, доцент кафедры правоведения Северо-западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, ORCID: 0000-0003-1362-0519.
Information about the author I. S. Ilyin - Head of the department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Krasnogvardeysky District of Saint Petersburg, Associate Professor in the Department of Law at Northwestern Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Legal Sciences, Associate professor, ORCID: 0000-0003-1362-0519.
Статья поступила в редакцию 20.06.2023; одобрена после рецензирования30.06.2023; принята к публикации 18.08.2023. The article was submitted 20.06.2023; approved after reviewing 30.06.2023; accepted for publication 18.08.2023.
92
Криминологический журнал
№ 3 I 2023