СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХИЩНЫХ ПТИЦ ДЛЯ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ БИОРЕПЕЛЛЕНТОВ
И.Р. Еналеев, И.И. Рахимов
Кафедра биоэкологии Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет ул. Татарстан, 2, Казань, Россия, 420021
При дрессировке хищных птиц, используемых в качестве биорепеллентов при обеспечении орнитологической безопасности на различных хозяйственных объектах, применяется специальная методика, отличающаяся от таковой в классической соколиной охоте. Детально показаны особенности содержания и специфика охотничьего применения пернатых хищников при проведении данных работ.
Ключевые слова: орнитологическая безопасность, биорепелленты, хищные птицы, соколиная охота.
Глобальное освоение окружающей среды, воздействие на нее антропогенных факторов вызывают все новые и новые проблемы. К одной из них относится проблема защиты хозяйственных объектов от биоповреждений, вызываемых птицами. Широкое распространение, экологическая пластичность и тяготение отдельных видов птиц к антропогенному ландшафту явились причинами «конфликтных» ситуаций, возникающих на стыках хозяйственной деятельности человека и повседневной жизни птиц [4]. Биоповреждающая жизнедеятельность птиц наблюдается на объектах различного хозяйственного назначения: аэродромах, элеваторах, объектах рыбного хозяйства и звероводства и др. Для урегулирования сложных орнитологических обстановок, складывающихся на данных объектах, применяются репелленты — экологические средства управления поведением птиц, при сохранении (в основном) общей численности биоповреждающих видов и их перераспределении на территории [5; 6]. К наиболее важным и распространенным репеллентам относятся биоакустические, оптические, механические, химические и эколого-этологические. В данном списке биологические репелленты можно выделить особо, как эффективное, экологичное и безопасное средство управления поведением птиц.
В конце 1980-х гг. группа казанских сокольников начала использовать специально дрессированных хищных птиц в качестве биорепеллентов для защиты от птиц взлетно-посадочной полосы аэропорта Казань-2 (1987 г.), зверофермы зверосовхоза «Бирюлинский» (1987—1988 гг.) [1]. Позже аналогичные работы проводились на объектах зернопрома: зерносклады Казанской реализационной базы зернопродуктов (2004—2005 гг.), элеватор ОАО «Казаньзернопродукт» (2006— 2008 гг.), элеватор Казанского маслоэкстракционного завода (2009—2010 гг.) [3]. На данных объектах применялись в основном тетеревятники (Ассipiter gen-tilis), а также соколы балобаны (Falco cherrug), пустельга (Falco tinnunculus) и могильники (Aquila heliaca).
Один из основателей отечественной прикладной орнитологии В.Д. Ильичев написал об использовании биорепеллентов следующее: «Этот метод, истоки ко-
торого восходят к далекому прошлому, знаменитой соколиной охоте, которой так увлекались наши предки, оказался чрезвычайно полезным и в наши дни. Конечно, теперь уже дрессированные соколы и ястребы выполняют скорее функции сторожевой собаки, а не охотника, но это только упрощает их использование в практических целях» [5]. Действительно, методика использования ловчих птиц в качестве биорепеллентов является производной от соколиной охоты. Однако подготовка ловчей птицы к классической соколиной охоте и к ее использованию в качестве биорепеллента имеет много различий на всех этапах дрессуры: вынашивании, ваблении и напусках.
Обучение (вынашивание) ловчих птиц сводится к использованию их природных охотничьих способностей на основе выработки у птиц адекватных реакций на безусловные и условные раздражители [2].
Без правильного вынашивания невозможно достичь полноценного контакта между человеком и птицей. Нами апробировались различные методы дрессировки ястребов, заимствованные из раритетной литературы по соколиной охоте. Очень важен обмен опытом при «живом» общении с сокольниками из других городов и стран. Основная цель сокольника — понимать физиологическое и психологическое состояние ловчей птицы. Не менее важно «дать понять» птице, что требует от нее сокольник. Вынашивание происходит на двух уровнях взаимоотношений человека и птицы. Первый уровень — рефлекторный; второй — более сложный, основанный на использовании элементарной «рассудочной деятельности» хищной птицы.
При напуске на охоте ловчая птица, по сути, становится свободной. В данной ситуации сокольник должен четко ощущать незримую нить, связывающую его с ловчей птицей.
Случаи, когда выношенная ловчая птица целенаправленно улетает от сокольника, а не теряется, бывают крайне редко. Чаще всего птица просто теряется на охоте из-за неблагоприятных погодных условий, сложного рельефа местности, отсутствия телеметрической аппаратуры и других обстоятельств. Во избежание таких случаев необходим определенный сокольнический опыт и твердые навыки, приобретаемые в работе с конкретной птицей.
Процесс приручения и дрессировки ловчей птицы состоит из набора специальных приемов традиционных сокольнических направлений, дошедших до нас из глубокой древности, частично ритуализированных и частично модернизированных и современных [5; 11; 12].
Существуют две основные школы дрессировки ловчих птиц:
— современная европейская сокольническая школа, которая характеризуется «мягким» подходом к выноске ловчих птиц. Эта методика предусматривает постепенное привыкание ловчей птицы к человеку и носит сугубо спортивное направление;
— древняя азиатская сокольническая школа, которая отличается более «жестким» и форсированным вынашиванием ловчих птиц. При этом достигается основная цель данного метода — быстрое вынашивание и добычливость на охоте.
Современная казанская сокольническая практика оригинальна и объединяет приемы выноски ловчих птиц, позаимствованных из выше упомянутых направлений. Для полной выноски ястреба-тетеревятника достаточно 10—20 дней, для соколов и орлов этот период будет занимать 20—40 дней. При подготовке ловчей птицы для ее использования в качестве биорепеллента указанные сроки могут «растянутся» до месяца у ястребов и до двух-трех месяцев у соколов. Если классический сокольник приручает свою птицу к себе, лошади, охотничьей собаке и обстановке в собственном жилище, то при ее подготовке к использованию в качестве биорепеллента необходимо адаптировать птицу к источникам шума техногенного происхождения. К ним относятся работы различных механизмов на элеваторах, звероферме, шум от грузового автотранспорта на всех вышеуказанных предприятиях, шум от авиадвигателей на взлетно-посадочной полосе. Для этого хищной птице надевают на голову клобучок (специальное сокольническое приспособление, лишающее птицу свободно видеть) и приближаются к источнику шума. Если птица начинает сильно нервничать, т.е. пытается слететь с руки, постоянно крутит головой и вытягивает шею, то лучше отойти в спокойное место, затем снять клобучок, дать птице успокоиться, покормить немного с руки (в перчатке). Через некоторое время можно продолжать упражнения до тех пор, пока птица не станет относиться к различным шумам индифферентно. В данном случае сокольник должен «дать понять» ловчей птице, что любой источник шума, даже самый громкий, не несет ей опасности.
Вторая важная проблема вынашивания пернатых хищников на хозяйственных объектах — это привыкание птицы к работающему персоналу. Люди ведь также по-разному реагируют на сидящую у сокольника на руке или на специальной нашести хищную птицу, на данных предприятиях сотрудники работают посменно, часто появляются новые работники, и большинство из них пытаются «познакомится» с ловчей птицей поближе. В данном случае категорически запрещается позволять кому-либо потрогать птицу, погладить ее, а тем более пытаться покормить! Такие контакты ловчей птицы с незнакомыми людьми могут привести к появлению у птицы излишней нервозности, что, в свою очередь, влияет на эффективность управления ее поведением. Сокольникам лучше носить одежду, по форме и цвету отличающуюся от спецодежды сотрудников предприятий. В таком случае ловчим птицам будет легче узнавать работающих с ними сокольников.
Вабление — это процесс подманивания ловчей птицы на соколиной охоте при ее неудачном напуске, так называемом пролове. Ястребов сокольники подманивают кусочком мяса на перчатке, соколов — специальным вабилом, сделанным из высушенных утиных или голубиных крыльев. Сокольник подает специальный звуковой сигнал и демонстрирует вабило, после чего птица подлетает к нему. В случае применения ловчих птиц в качестве биорепеллентов процесс вабления модифицируется и приобретает иной биологический смысл. Здесь целью сокольника является достижение максимального удаления его от подвабливаемой птицы, так как в данном случае достигается основная цель — продолжительность полета ловчей птицы, имеющего исключительный репеллентный эффект. Возврат птицы на руку сокольника в данном случае является второстепенной, но не менее
важной задачей. Хорошо обученного и правильно выношенного тетеревятника можно подвабливать на дистанции 400—500 м. Такой прием может применяться при работе на звероферме и зерноскладах [10; 13]. Сокола подманивают вращением вабила, которое он пытается поймать, атакуя его скоростным полетом в вертикальном и иногда в горизонтальном направлении. В данном случае чем выше взлетает сокол над сокольником и чем дольше он «держит» сокола в воздухе, не давая ему поймать вабило, тем эффективнее репеллентное воздействие на стаи отпугиваемых птиц. Такой прием очень хорош при работе на летном поле аэродрома [8].
Напуском в соколиной охоте называется процесс погони ловчей птицы за своей жертвой с целью ее добычи. При использовании ловчих птиц в качестве биорепеллентов напуск имеет очевидный репеллентный эффект, так как несет в себе смертельную опасность для любого вида отпугиваемых птиц. Этот эффект не снижается в случае «пролова» ловчей птицы, т.е. если она не сможет поймать свою жертву. Однако здесь есть одно исключение. При отпугивании врановых, особенно это касается грача и серой вороны, необходимо логическое завершение напуска, т.е. поимка последних ловчей птицей. В силу особых когнитивных способностей врановых для усиления репеллентного эффекта напуск должен быть подкреплен поимкой вороны или грача. Для этого лучше напускать ловчую птицу из-за какого либо укрытия (например, из автомобиля) с максимально короткой дистанции, что облегчит ловчей птице задачу поимки своей жертвы.
Еще одной важной отличительной чертой напусков в классической соколиной охоте в «чистом поле» и на указанных предприятиях является присутствие на них различных препятствий и преград антропогенного происхождения. Например, на территории зверосовхоза достаточно много оград, строений, сделанных из металлической сетки. На объектах зерновой промышленности также много различных сооружений и агрегатов, изготовленных из тонкой металлической арматуры, кусков проволоки и т.д. При напуске ловчая птица полностью концентрирует свое внимание на жертве, порой не замечая вышеуказанных препятствий. К сожалению, бывают случаи, когда во время напуска ловчие птицы (чаще тете-евятники), летя на высокой скорости, сталкиваются с данными предметами, что приводит к тяжелым травмам. Поэтому при напусках сокольник должен максимально обезопасить свою ловчую птицу от травм, правильно выбрав место напуска относительно месторасположения отпугиваемых птиц.
Методические указания и практические советы, данные в этой работе, усиливают репеллентный эффект использования пернатых хищников при урегулировании сложных орнитологических обстановок на различных хозяйственных объектах. Также показаны отличительные особенности использования ловчих птиц в качестве биорепеллентов и в классической соколиной охоте.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Еналеев И.Р. Особенности применения ястреба-тетеревятника в качестве биорепеллента на аэродроме и звероферме // Мат-лы Всесоюзного семинара по проблемам управления поведением и охраны птиц. — М., 1990.
[2] Еналеев И.Р. Практика соколиной охоты. — Казань, 2007.
[3] Еналеев И.Р. Использование хищных птиц в качестве биорепеллентов на объектах зер-нопрома // Мат-лы XIII Международной орнитологической конференции Северной Евразии. — Оренбург, 2010.
[4] Звонов Б.М. Орнитологическая безопасность — М., 2010.
[5] Ильичев В.Д. Экология и управление поведением птиц // Знание. Серия «Биология». — 1988.
[6] Ильичев В.Д., Силаева О.Л., Золотарев С.С. Защита самолетов и других объектов от птиц. — М., 2007.
[7] Полуда А.М., Прокопенко С.П. Применение обученных хищных птиц, как один из методов управления поведением птиц // Мат-лы Всесоюзного семинара по проблемам управления поведением и охраны птиц. — М., 1990.
[8] Прокопенко С.П. Опыт полувольного содержания и применения ловчих птиц в качестве биорепеллентов // Мат-лы Всесоюзного семинара по проблемам управления поведением и охраны птиц. — М., 1990.
[9] Рахимов И.И., Павлов Ю.И. Хищные птицы и совы Татарстана. — Казань, 1999.
[10] Рыжов С.К., Мурсеев М.Р. Ловчие ястребы против голубей // Проблемы авиационной орнитологии. — М., 2009.
[11] Флинт В.Е., Сорокин А.Г. Сокол на перчатке. — М., 1999.
[12] FordE. Falconry. — London, 1989.
[13] Ryjov S.K. The use of goshawks against pigeons // IBSC conference proceedings — Athens, 2005.
SPECIAL TRAINING OF FALCONRY AS BIO-REPELLENTS
I.R. Enaleev, I.I. Rakhimov
The Department of Bio-ecology Tatar State University of Humanities and Education
Tatarstan str., 2, Kazan, Russia, 420021
For the effective use of falconry as bio-repellents to provide ornithological safety in various agricultural areas special methods of training are used different from that in typical falconry. Peculiarities of the keeping and the use of falconry as hunters in carrying out given work are shown in detail. Key words: ornithological safety, bio-repellents, birds of prey, falconry.