Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВВС В КРАСНОДАРЕ (1941-1955 ГГ.)'

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВВС В КРАСНОДАРЕ (1941-1955 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. КРАСНОДАР / СПЕЦШКОЛА ВВС № 12 / ШКОЛЬНИКИ / ЛАГЕРНЫЙ СБОР / Г. ЕНИСЕЙСК / Г. АБАКАН / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнерёв Валерий Владимирович, Майоров Виктор Алексеевич

В начале ХХ в. появилось новое средство вооружённой борьбы - военная авиация, которая уже применялась в Балканских и Великой войнах. Это дорогостоящее средство имело особенность или летать, или падать, требовавшее его эксплуатировать особенно подготовленных людей - лётчиков. В царской России было организовано 15 учебных заведений по подготовке лётчиков и лётчиков-наблюдателей (штурманов). К окончанию Гражданской войны в военная авиация Советской России имела плачевное состояние, где и система подготовки лётных кадров испытывала кризис, учебных заведений в РСФСР осталось семь. Советское военное руководство, оценивая военно-политическую обстановку в мире и понимая важность и эффективность авиации на поле боя, взяло курс на развитие самолётостроения и подготовку авиационных кадров. Так к началу Второй мировой войны лётных учебных заведений уже было 18. Даже с учётом подготовки молодёжи в аэроклубах ОСОАВИАХИМа (ДОСААФ) лётчиков для вооружённых сил не хватало и было принято решение об образовании 20 специальных школ Военно-Воздушных Сил, что позволило к началу Великой Отечественной войны довести учебных авиационных заведений до 83. Авторы на основе архивных данных, периодической печати, мемуаров выпускников школы вводят в оборот исторический материал об образовании, ее деятельность и информацию о выпускниках специальной школы Военно-воздушных сил № 12 в Краснодаре. Написание данной статьи вызвано сложившейся военно-политической обстановкой вокруг нашей Родины, проведением специальной военной операцией на Украине, опытом мобилизационных мероприятий восполнения высоко подготовленных людских ресурсов к защите Отечества и целью показать, на примере 12 спецшколы ВВС, забытый 80-летний опыт Советского Союза и напутствие В.И. Ленина: …пока есть капиталисты на свете, будем готовы к войне… (ПСС. изд.5, Т. 42). Данная тема в сложившейся обстановке практически не рассматривалась. Показанный материал опирается на источниковую базу фондов Государственного архива Краснодарского края, периодическую печать и мемуары выпускников 12 Краснодарской спецшколы ВВС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL AIR FORCE PREPARATORY SCHOOL IN KRASNODAR (1941-1955)

At the beginning of the twentieth century a new means of armed struggle, military aviation, appeared. It was already used in the Balkan and Great Wars. This expensive means had the peculiarity of either flying or falling, requiring it to be exploited by especially trained people - pilots. In tsarist Russia, 15 educational institutions were organized to train pilots and observer pilots (navigators). By the end of the Civil War, the military aviation of Soviet Russia had a deplorable state, where the flight personnel training system was experiencing a crisis, there were seven educational institutions left in the RSFSR. The Soviet military leadership, assessing the military-political situation in the world and understanding the importance and effectiveness of aviation on the battlefield, set a course for the development of aircraft engineering and training of aviation personnel. By the beginning of World War II, there were 18 flight educational institutions. Even taking into account the training of young people in the OSAVIAKHIM (DOSSAF) flying clubs, there were not enough pilots for the armed forces and a decision was made to form 20 special schools of the Air Force, which made it possible to bring educational aviation institutions to 83 by the beginning of World War II. The authors, based on archival data, periodicals, memoirs of school graduates, introduce into circulation a historical matrix about education, its activities, information about graduates of the special school of the Air Force No. 12 in Krasnodar. The study is caused by the current military-political situation around our Motherland, a special military operation in Ukraine, the experience of mobilization measures to replenish highly trained human resources for the defense of the Fatherland and the goal of 12 special schools of the Air Force, the forgotten 80-year experience of the Soviet Union and the parting words of V.I. Lenin:... as long as there are capitalists in the world, we should be ready for war... (Complete works, 5 ed., Vol. 42). This topic has practically not been considered in the current situation. The material shown is based on the source base of the funds of the State Archive of the Krasnodar Territory, the periodical press and memoirs of graduates of the 12th Krasnodar Special School of the Air Force.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВВС В КРАСНОДАРЕ (1941-1955 ГГ.)»

УДК 358.4(9)

https://doi.Org/10.37493/2409-1030.2023.1.9

В. В. Кушнерёв В. А. Майоров

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВВС В КРАСНОДАРЕ (1941-1955 гг.)

В начале ХХ в. появилось новое средство вооружённой борьбы - военная авиация, которая уже применялась в Балканских и Великой войнах. Это дорогостоящее средство имело особенность или летать, или падать, требовавшее его эксплуатировать особенно подготовленных людей - лётчиков. В царской России было организовано 15 учебных заведений по подготовке лётчиков и лётчиков-наблюдателей (штурманов). К окончанию Гражданской войны в военная авиация Советской России имела плачевное состояние, где и система подготовки лётных кадров испытывала кризис, учебных заведений в РСФСР осталось семь. Советское военное руководство, оценивая военно-политическую обстановку в мире и понимая важность и эффективность авиации на поле боя, взяло курс на развитие самолётостроения и подготовку авиационных кадров. Так к началу Второй мировой войны лётных учебных заведений уже было 18. Даже с учётом подготовки молодёжи в аэроклубах ОСОАВИАХИМа (ДОСААФ) лётчиков для вооружённых сил не хватало и было принято решение об образовании 20 специальных школ Военно-Воздушных Сил, что позволило к началу Великой Отечественной войны довести учебных авиационных заведений до 83. Авторы на основе архивных данных, периодической печати, мемуаров выпускников школы вводят в оборот

исторический материал об образовании, ее деятельность и информацию о выпускниках специальной школы Военно-воздушных сил № 12 в Краснодаре.

Написание данной статьи вызвано сложившейся военно-политической обстановкой вокруг нашей Родины, проведением специальной военной операцией на Украине, опытом мобилизационных мероприятий восполнения высоко подготовленных людских ресурсов к защите Отечества и целью показать, на примере 12 спецшколы ВВС, забытый 80-летний опыт Советского Союза и напутствие В.И. Ленина: ...пока есть капиталисты на свете, будем готовы к войне. (ПСС. изд.5, Т. 42). Данная тема в сложившейся обстановке практически не рассматривалась. Показанный материал опирается на источниковую базу фондов Государственного архива Краснодарского края, периодическую печать и мемуары выпускников 12 Краснодарской спецшколы ВВС.

Ключевые слова: г. Краснодар, спецшкола ВВС № 12, школьники, лагерный сбор, г. Енисейск, г. Абакан, преподаватели, курсанты.

Для цитирования: Кушнерёв В. В., Майоров В. А. Специальная подготовительная школа ВВС в Краснодаре (1941-1955 гг.) // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. Т. 10 (1). С. 71-76. DOI: 10.37493/24091030.2023.1.9

Valéry V. Kushnerev Victor A. Mayorov

SPECIAL AIR FORCE PREPARATORY SCHOOL IN KRASNODAR (1941-1955)

At the beginning of the twentieth century a new means of armed struggle, military aviation, appeared. It was already used in the Balkan and Great Wars. This expensive means had the peculiarity of either flying or falling, requiring it to be exploited by especially trained people - pilots. In tsarist Russia, 15 educational institutions were organized to train pilots and observer pilots (navigators). By the end of the Civil War, the military aviation of Soviet Russia had a deplorable state, where the flight personnel training system was experiencing a crisis, there were seven educational institutions left in the RSFSR. The Soviet military leadership, assessing the military-political situation in the world and understanding the importance and effectiveness of aviation on the battlefield, set a course for the development of aircraft engineering and training of aviation personnel. By the beginning of World War II, there were 18 flight educational institutions. Even taking into account the training of young people in the OSAVIAKHIM (DOSSAF) flying clubs, there were not enough pilots for the armed forces and a decision was made to form 20 special schools of the Air Force, which made it possible to bring educational aviation institutions to 83 by the beginning of World War II. The authors, based on archival data, periodicals, memoirs of school graduates,

introduce into circulation a historical matrix about education, its activities, information about graduates of the special school of the Air Force No. 12 in Krasnodar.

The study is caused by the current military-political situation around our Motherland, a special military operation in Ukraine, the experience of mobilization measures to replenish highly trained human resources for the defense of the Fatherland and the goal of 12 special schools of the Air Force, the forgotten 80-year experience of the Soviet Union and the parting words of V.I. Lenin:... as long as there are capitalists in the world, we should be ready for war... (Complete works, 5 ed., Vol. 42). This topic has practically not been considered in the current situation. The material shown is based on the source base of the funds of the State Archive of the Krasnodar Territory, the periodical press and memoirs of graduates of the 12th Krasnodar Special School of the Air Force.

Key words: Krasnodar, special school of the Air Force No. 12, schoolchildren, camp gathering, Yeniseisk, Abakan, teachers, cadets.

For citation: Kushnerev V. V., Mayorov V. A. Special Air Force Preparatory school in Krasnodar (1941-1955) // Humanities and law research. 2023. V. 10 (1). P. 71-76 (In Russian). DOI: 10.37493/2409-1030.2023.1.9

... И не зря Земля считает цветом нации тех, кто был, кто есть, кто будет в авиации ...

Феликс Чуев «Крылатая книга»

Осознавая возможность войны с фашистской Германией и прогнозируя потери лётных кадров, советское военное руководство принимает Постановление СНК от 6 ноября 1940 г. № 2276 «Об организации специальных школ Военно-Воздушных Сил» [9, с. 1003-1005]. В целях подготовки кадров для комплектования военно-воздушных училищ, летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной Армии Совнаркомам республик было предложено организовать в системе народных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ Военно-воздушных сил, в том числе четыре на Кавказе. Тем же числом было утверждено Положение о спецшколах ВВС. В Положении указывалось обязательное обучение школьников математике, физике, химии, географии, черчению, общей тактике, тактик ВВС и предметам по специальности служб ВВС. По окончании выпускники получали аттестат и распределялись в военные авиационные училища. Большую роль в создании этих школ сыграл прославленный летчик М. М. Громов.

В Краснодаре в октябре 1940 г организация Спецшколы ВВС № 12 была поручена Краснодарскому краевому отделу народного образования во главе с назначенным начальником школы Тимофеем Ивановичем Чернушенко [7. Л. 1], о чём писала краевая газета «Большевик» № 268 от 16 ноября 1940 г. Завучем был назначен опытный педагог Спасский Георгий Михайлович, заместителем начальника школы по военной подготовке -бывший лётчик-истребитель капитан Крылов Василий Фёдорович, комиссаром школы - политработник, старший батальонный комиссар Греков Евгений Александрович.

После двухмесячных организационных мероприятий 12 января 1941 г. на ул. Октябрьской № 19 состоялся вечер, посвящённый открытию специальной средней школы ВВС [1; 7, л. 12]. Школа начала свою деятельность 13 января в здании бывшей школы № 27. В здании школы из 25 выделенных классных помещений использовалось 17. Всех поступивших распределили по возрастным ротам: восьмиклассников (164 школьника) определили в 3 роту, девятые классы составляли 2 роту (150 школьников).

1 рота была набрана из 150 десятиклассников. 1 рота была самая уважаемая из-за их возраста, молодцеватой выправки, спортивных достижений, ведь почти каждый из роты заслуженно носил на груди престижные знаки спортивной доблести - ГТО-2 (готов к труду и обороне СССР 2-й ступени) и имели 2 или 3 разряд по какому-либо виду спорта. Организационно рота состояла из пяти взводов (в обычных школах они называются классами), взводы состояли из отделений.

В этом молодёжном коллективе была создана комсомольская организация, в которую вошли 292 члена ВЛКСМ. Большая часть школьников (250) проживала в основном интернате, а часть на ул. Шаумяна, 11. Педагогический персонал состоял из 25 преподавателей [4, л. 32]. Это были высококвалифицированные специалисты, среди которых был профессор Г.Ф. Сумеркин, преподававший астрономию. Занятия велись по тем же программам и учебникам, что и в обычных школах, только больше внимания уделяли физической подготовке и военному делу.

Форменное обмундирование включало однобортный китель цвета хаки, гимнастерку и брюки защитного цвета, синие диагоналевые брюки с голубым кантом, фуражку с голубым околышем, шапку-ушанку со звездой на зиму, шинель офицерского покроя и черные ботинки фабрики «Скороход». Весной учащихся переодевали в новую форму одежды: китель с воротником стойкой и голубыми петлицами, брюки навыпуск и пилотка. Уже 1 мая 1941 г. ученики спецшколы в новой тёмно-синей форме приняли участие в праздничном параде в г. Краснодаре.

Самолет УТ-2

С 13 июня по 31 июля школьники 2 и 3 рот прошли сборы в летнем лагере «Джемете» Анапского района [4, л. 22-23], здесь, параллельно с укреплением здоровья, осваивая военно-специальные дисциплины. Курсанты 1-ой роты после ускоренной программы подготовки приступили к сдаче выпускных экзаменов [2]. 20 июня состоялся 1-й выпуск из 125 человек-десятиклассников, трое - Г. Г. Андреев, В. Н. Иващен-ко, Е. К. Московкин - окончили школу с «отличием». Выпускников распределили в Майкопскую военную авиашколу первоначального обучения (17 ВАШПО) и отпустили в отпуск, но через два дня они вернулись в Краснодар в связи с началом войны. Приняв 11 июля воинскую присягу, они приступили к полётам на самолётах У-2, Ут-2 на аэродромах у Апшеронской и Хадыженской. Осенью 1941 г. часть курсантов убыла в Сальяны под Баку в Первомайскую школу пилотов.

В это время в Краснодаре был проведён набор 224 учащихся. Это был второй набор в спецшколу [6, л. 3]. Из принятых 506 учащихся к концу первого учебного года в школе числилось 450 школьников [5, л. 21].

V

ГС I

В трудные первые дни войны здание, которое занимала спецшкола, было занято под госпиталь, а спецшколе было отдано здание средней школы № 8 на углу улиц Красноармейской и Советской. Здесь они провели 1941-1942 учебный год под частый вой сирен воздушных тревог. Общежитие в доме на улице Шаумяна, 11 осталось за школой, разместились учащиеся 3-й роты, а вот с улицы Октябрьской были переведены вторая рота на ул. Красноармейскую, 82, а первая рота - на улицу Красную, 69.

К 1 сентября 1941 г. в школе обучалось 523 школьника [5, л. 4].

А. М. Карелин

В. А. Ермолаев

Весной 1942 г. курсанты Майкопской 17 ВАШПО, в которую были направлены выпускники 12 КСШ ВВС, переведены в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов (КВАШП). После её окончания выпускники 1-го выпуска 12 КСШ ВВС были распределены в истребительную и бомбардировочную авиации, а часть осталась инструкторами в школе, они с честью выполнили свой долг в Великой Отечественной войне, 29 человек погибли. Среди выпускников Герой Советского Союза генерал-майор А. М. Карелин, генерал-майор В. П. Черепахин, другие были награждены боевыми орденами.

Второй выпуск школы из 138 человек состоялся 24 мая 1942 г., в котором было 12 отличников. Почти весь выпуск был направлен в Астраханскую военную авиационную школу механиков (АВАШМ).

20 выпускников отправили в Военно-Воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, дислоцировавшуюся в Свердловске. Курсанты этого выпуска в августе 1942 г. в 709 сводном курсантском полку принимали участие в обороне Сальска на Сталинградском фронте, а также воевали в различных родах войск РККА. Из выпускников этого года выпуска можно отметить Героя Советского Союза танкиста В. А. Ермолаева, мастера спорта парашютной подготовки А. В. Ванярхо.

После проведенного выпуска школа в составе 2 и 3 рот убыла на летний сбор в Горячий Ключ, здесь школьники разместились в санатории. 27 июля 1942 г. школа вернулась в Краснодар.

Руководство школы не учтя положение на фронте, ведь немцы подошли к Ростову-на-Дону, отпустило школьников на каникулы. Поступивший 2 августа запоздалый приказ на эвакуацию спецшколы в Сочи, позволил собрать только третью часть школьников по тревоге. 3 августа школа пешим порядком выдвинулась в Сочи, но от бомбежек потеряла несколько человек и свой обоз с имуществом [7, л. 14]. 10 августа личный состав добрался до Сочи и расположился в санатории «Текстильщик», затем отправился в Гагры. Пешим порядком сохранившийся численный состав к 21 августа добрался до Сухуми, далее по железной дороге в Тбилиси, Баку и пароходом «Узбекистан» через Каспийское море в Красно-водск. Школа прибыла в Алма-Ата, а к 23 сентября добралась до Красноярска. Только к 5 октября оставшиеся школьники доехали до места перебазирования - г. Енисейска, где расположились в заброшенных бараках. На переселение ушло 62 дня. В труднейших жизненных условиях в Красноярском крае был проведен дополнительный набор школьников, и уже 26 октября 1942 г. школа возобновила занятия [7, л.12].

Третий выпуск спецшколы прошел в июне 1943 г. До выпуска из 164 школьников третьей роты первого 1941 г. набора дошло только 56, остальных разбросала война. Часть учеников доучивались в других школах, часть выживала в оккупации, часть воевали в партизанах. Выпускников распределили в Харьковскую военную

В красном уголке Горячий Ключ, июль 1942 г.

Пивнов Г. С. проводит заниятие по изучению пулемета ШКАС. Горячий Ключ, июль 1942 г.

авиационную школу стрелков-бомбардиров (ХВАШСБ), в Красноярск и в Военно-Воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. Выпуск с 9-ю отличниками оказался штурманским, особых успехов добились и стали кандидатами наук В. И. Да-шевский, К. Я. Швецов, К. П. Карпунин, Н. А. Ка-дыгроб, А. Г. Барабанов, Б. П. Печерица.

В октябре 1943 г. школа переводится в г. Абакан. Во время переезда от тяжёлого заболевания умирает второй директор школы Георгий Михайлович Спасский, на его место назначается Василий Александрович Землянский, воевавший до 1926 г с бело-зелёными на Кубани. В Абакане учащиеся после учёбы работали на местном мясокомбинате, что помогло им выжить.

В июне 1944 г выпустилось 79 человек, из них двое отличников. Этот четвёртый выпуск тоже оказался штурманским, основную часть выпускников распределили в Омскую школу пилотов.

В феврале-августе 1944 г началась реэвакуация: спецшколы вернулись на свои прежние места и в них снова стали проводить наборы учащихся. 30 июня 1944 г. спецшкола вернулась в свой родной Краснодар. Вернувшиеся 108 человек, из них 83 курсанта, разместились в здании бывшей средней школы № 36. В начале школа размещалась в одном из уцелевших зданий на главной улице города - Красной, 62. Вход во двор школы, где располагались двухэтажные корпуса, проходил через арку главного четырёхэтажного здания. Двор, он же плац, представлял прямоугольник длиной 100-120 м и шириной до 30-35 м, где стоял самолет По-2. Интернат спецшколы располагался по ул. Шаумяна, 11.

Весной 1945 г. закончили школу 72 сибиряка пятого выпуска, из которых 6 выпускались с золотыми и серебряными медалями. Они распределились в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова. Младшие классы летом проходили сборы на базе Адамий в Адыгейской области.

Выпуски 1946 г, наполовину состоящими из набора сибиряков в Абакане, в основном были распределены в Армавирское ВВАУЛ (47 чел.), Харьковское ВАТУ (24 чел.), в Военно-Воздушную академию им. Н. Е. Жуковского (6 чел.). Наилучших результатов в своей деятельности добились А. А. Коробенко (генерал-майор, кандидат наук), Э. С. Малахов (кандидат наук), Л. Н. Петерин (Заслуженный лётчик-испытатель СССР), В. С. Лукья-

ненко (Заслуженный изобретатель РСФСР), П. М. Кондратов (Заслуженный преподаватель Литовской ССР).

Тяжелые условия проживания и учебы продолжались вплоть до 1947 г., ежесуточная норма хлеба школьника составляла 500 граммов. Сохранялся произвол старшеклассников над младшими - «дедовщина», что приводило к оттоку учеников из школы. Процветало воровство.

В 1947 г. школа и интернат переселяются в здание по ул. Красноармейской, 48. В восстановленные архитектурные здания спецшколы ВВС на Красноармейской 52 (48) впоследствии находились школа № 12, школа № 36 и Краснодарский гарнизонный дом офицеров.

На новом месте учебным процессом руководили директор В. А. Землянский, зам. директора по военной части подполковник Марков, участник воздушных боев на Халхин-Голе, кавалер ордена Ленина. Командовал третьей ротой капитан Григорьев, обязанности старшины исполнял В. И. Кри-вошеев, выпускник школы 1942 г., комсоргом был танкист старший лейтенант запаса Быстров, награждённый тремя орденами Красного Знамени.

Условия обучения значительно улучшились. Работал авиакружок, проводились уроки танцев. Городские ребята проживали у себя дома и сразу после самоподготовки уходили на прогулку и далее ехали ночевать домой. Выпускники этого года параллельно с экзаменами, проходили медицинскую комиссию на пригодность к летной службе в Полтавской военной авиационной школе штурманов, находившейся у аэродрома на окраине города. Школьников возили туда на двух машинах по 4045 человек, отбор был серьёзный, возвращались годными к лётной работе по 10-15 человек. В этом 1947 году школу окончили 122 человека, из них 8 с медалями. 80 выпускников были распределены в Батайское ВАУЛ, а оставшиеся в авиационно-тех-нические училища. В историю школы выпуска 1947 г внесён генерал-майор П. И. Белоножко -«Заслуженный военный лётчик СССР».

В 1948 г. школу окончили 91 выпускник, из которых было 9 медалистов. Основная часть выпускников была распределена в истребительное Армавирское ВАУЛ, штурманское Чкаловское ВАУ, а отличники - в Ленинградскую Военно-воздушную инженерную академию. Из выпуска наиболее известными стали В. В. Яцук, ставший «Заслуженным летчиком-испытателем СССР» и генерал-майор В.А. Попков.

В декабре в школе была побеждена «дедовщина».

В 1949 г. из школы выпустилось 80 человек, из них 7 с медалями. Из этого выпуска В. К. Дедков стал доктором наук, профессором, лауреатом двух Государственных премий.

Выпуск 1950 г. состоял из 78 человек, из них 13 медалистов. Медалисты убыли в Ленинградскую Краснознамённую Военно-воздушную инженер-

ную академию им. Можайского, 50 выпускников -в лётные училища, а остальные - в авиатехнические училища. В этом выпуске отличились В. М. Красковский (генерал-полковник), Ю. В. Дождиков (генерал-майор), Н. С. Попов (академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий).

Н. С. Попов

В последующие 5 лет спецшкола выпустила 662 школьника, из них 45 медалистов. В эти годы летние выходы выполнялись в два разных лагеря: восьмиклассники на базе Адамий у Тщикского водохранилища, где река Белая впадает в реку Кубань в Адыгейской АО, а девятиклассники в посёлке Джемете вблизи Анапы. При этом в Анапе руководством лагеря были организованы полёты на двухместном учебно-тренировочном самолете Як-18 над морем.

Тщикское водохранилище

С 1952 г. выпускники стали направляться на стажировку в 15 ВАШПОЛ (Военная авиационная школа первоначального обучения лётчиков), расположенную в г. Уральск. После ее окончания будущие лётчики распределялись в летные учи-

лища. Выпускники стали осваивать реактивную авиационную технику, многие из них стали генералами, «Заслуженными военными лётчиками», мастерами самолетного спорта, кандидатами наук. Особо можно выделить подвиг И. Т. Куни-цина, который, покинув в аварийной ситуации самолет над Белым морем, двое суток пробыл в холодной воде [3, с.4].

И. Т. Куницин

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 8.07.1955г. № 886 спецшкола ВВС № 12 была расформирована. Последний выпуск школьников был распределен в Кремен-чугскую10 ВАШПОЛ, Балашовское и Харьковское авиационные училища.

За 15 лет функционирования школы ее окончили 1577 выпускников, из них 94 с отличием, 53 с золотой и 41 с серебряными медалями [8, с. 298]. По окончании специальной школы ВВС выдавался аттестат среднего образования с присвоением воинских званий: командирам отделений - младший сержант, помощникам командиров взводов -сержант и старшинам рот - старший сержант, эти звания сохранялись и при поступлении и обучении в военных училищах. 70 % выпускников спецшколы поступали в лётные училища, 15 % -в технические и примерно столько же в инженерные училища и академии.

Школа воспитала много заслуженных людей, летчики проходили воинскую службу в боевых частях СССР, стран Варшавского Договора, выполняли интернациональный долг в Корее, Вьетнаме, Египте, Алжире, Сирии, Эфиопии, Йемене, Анголе.

Б. П. Печерица у самолета Пе-2

Весомый вклад в качество подготовки специалистов внесли преподаватели. Ордена Трудового Красного Знамени и Знак Почета получили Ю. И. Мокрая, Н. Н. Мудренко; орден Трудового Красного Знамени - М. Е. Варич; медали «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие» - О. П. Ан-типова, П. Д. Войцехович, Н. Д. Дроздова, В. А. Зем-лянский, С. И. Землянская, А. М. Манило, Н. М. Никифоров. Многие преподаватели отмечены Почетным знаком «Отличник народного просвещения» [8, с. 306].

Материалы о специальной школе Военно-Воздушных сил № 12 находятся в тематической экспозиции музея гимназии № 36 на улице Красноармейской, а в 2008 г выпускник школы 1943 г., участник Великой Отечественной войны Борис Петрович Печерица, воюя штурманом на бомбар-

дировщике Пе-2, написал историю школы, нашел интересную дополнительную информацию о выпускниках и издал книгу «Мальчишки с голубыми петлицами».

В целом надо отметить, что школа способствовала подготовке школьников к деятельности в критических ситуациях, освоению основ воздушного пространства на летательный аппарат, расширяла познания молодежи по истории страны и края, формировала чувство патриотизма. Кроме того, представленная статья пропагандирует восстановить забытый опыт начальной воинской подготовки в школах, подготовку семей (старшеклассников) в отдалённых гарнизонах (по опыту авторов прохождения службы в Группах войск в СССР), иметь начальные знания и практические навыки в военном деле.

Литература

1. Большевик. 1941. 14 января.

2. Большевик. 1941. 10 июня.

3. Вуколов В. 68 часов в открытом море // Красная Звезда. 1962. 10 ноября.

4. Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК) Ф. Р-1590. Оп. 1. Д. 1.

5. ГАКК. Ф. Р-1590. Оп. 1. Д. 4.

6. ГАКК. Ф. Р-1590. Оп. 1. Д. 15.

7. ГАКК. Ф. Р-1590. Оп. 1. Д. 45.

8. Печерица Б.П. Мальчишки с голубыми петлицами. Краснодар: «Инфорай ко., лтд», 2008. 352 с.

9. Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза Советских Социалистических республик. 1940. №30.

References

1. Bolshevik. 1941. January 14. (In Russian).

2. Bolshevik. 1941. June 10. (In Russian).

3. Vukolov V. 68 hours on the high seas // Red Star. 1962. November 10. (In Russian).

4. State Archive of the Krasnodar Territory (GAKK) F. R-1590. Inv. 1. D. 1. (In Russian).

5. GAKK. F. R-1590. Inv. 1. D. 4. (In Russian).

6. GAKK. F. R-1590. Inv. 1. D. 15. (In Russian).

7. GAKK. F. R-1590. Inv. 1. D. 45. (In Russian).

8. Pecheritsa B.P. Mal'chishki s golubymi petlicami (Boys with blue buttonholes). Krasnodar: In-Foray ko., Ltd, 2008. 352 p. (In Russian).

9. Sobranie postanovlenij i rasporjazhenij pravitel'stva Sojuza Sovetskih Socialisticheskih respublik (Collection of resolutions and orders of the government of the Union of Soviet Socialist Republics). 1940. No. 30. (In Russian).

Сведения об авторах

Кушнерёв Валерий Владимирович - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры навигации и боевого применения Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени А. К. Серова / kvv830@mail.ru

Адрес: д.135, ул. Дзержинского, 350005, Краснодар, Российская Федерация.

Майоров Виктор Алексеевич - преподаватель кафедры навигации и боевого применения Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени А. К. Серова / viktor725@yandex.ru Адрес: д.135, ул. Дзержинского, 350005, Краснодар, Российская Федерация.

Information about the authors

Valery Kushnerev - PhD in History, Senior Lecturer, Chair of Navigation and Combat Use, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after A. K. Serov / kvv830@mail.ru

The address: 135, Dzerzhinsky st, 350005, Krasnodar, Russian Federation.

Viktor Mayorov - teacher, Chair of Navigation and Combat Application, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after A. K. Serov / viktor725@yandex.ru

The address: 135, Dzerzhinsky st., 350005, Krasnodar, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.