Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА'

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА / ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабаков А.Н., Скляренко А.А.

В статье изложены основные положения системы «специальной оценки условий труда», введённой вместо действовавшей ранее аттестации рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS

The article describes the main provisions of the system of "special assessment of working conditions", introduced instead of the previously validated job evaluation.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА»

УДК 331.45

Бабаков А.Н., к.техн.н.

доцент Скляренко А.А. студент 4 курса факультет «Менеджмент» Академия Маркетинга и Социально-Информационных технологий - ИМСИТ Российская Федерация, г. Краснодар СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

Аннотация: в статье изложены основные положения системы «специальной оценки условий труда», введённой вместо действовавшей ранее аттестации рабочих мест.

Ключевые слова: производственная среда, вредные и опасные факторы, специальная оценка условий труда.

Babakov A.N.

Associate Professor, Candidate of Technical Sciences Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT

Krasnodar, Russian Federation Sklyarenko A.A. student

4 year, faculty "Management " Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT

Krasnodar, Russian Federation SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS

Abstract: The article describes the main provisions of the system of "special assessment of working conditions", introduced instead of the previously validated job evaluation.

Key words: industrial environment, harmful and dangerous factors, special assessment of working conditions.

В системе мер государственной социальной политики особое место занимает «специальная оценка условий труда», представляющая собой комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда. Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ [1] вместо действовавшей ранее системы аттестации рабочих мест.

Как известно, в процессе производственной деятельности на человека оказывает влияние множество факторов, зачастую приводящих к снижению его работоспособности, появлению различных заболеваний, острых и

хронических отравлений. Такие неблагоприятные воздействия носят наименование вредных и опасных производственных факторов.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда выделяют следующие группы факторов производственной среды, способных оказывать вредное влияние на работоспособность человека. К ним относятся:

1. Физические факторы - запыленность, шумовое, вибрационное воздействие, разного рода излучения, а так же климатические параметры: влажность, температура воздуха, атмосферное давление, которые могут вызывать токсическое и токсико-аллергическое влияние, нарушения в работе вестибулярного аппарата, ухудшение зрения, раздражающее воздействие, быструю утомляемость, галлюцинации и другие аномалии в организме человека в виде незаметных изменений частоты сердечных сокращений, кровяного давления и частоты дыхания.

2. Химические факторы - соединения и вещества, оказывающие главным образом токсическое, канцерогенное, мутагенное, сенсибилизирующее воздействие на организм человека, влияющие, в том числе, на репродуктивную функцию. В перечне предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ [2] содержатся около 2,5 тысяч наименований вредных химических веществ, в том числе аэрозолей фиброгенного действия. По характеру воздействия на организм человека химически вредные и опасные факторы производства подразделяют на раздражающие, токсические, канцерогенные, мутагенные, сенсибилизирующие, влияющие на репродуктивную функцию. В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 [3] вредные химические вещества подразделяются на четыре класса опасности:

- чрезвычайно опасные вещества - бериллий, свинец, ртуть, двуокись хрома, тетраэтилсвинец, пятиокись ванадия и др.;

- высокоопасные вещества - сероводород, дихлорэтан, хлор аэрозоли щелочей и др.;

- умеренно-опасные вещества - изопропиловый, бутиловый, метиловый спирты, сернистый ангидрид и др.;

- малоопасные вещества - бензин, этиловый спирт, аммиак и др.

Длительное воздействие химических факторов в концентрациях,

превышающих ПДК, приводит к накоплению в организме человека микродоз токсических веществ и влечет за собой хронические отравления, нарушения психики и другие профессиональные заболевания. Кратковременное действие достаточно больших доз вредных химических веществ приводит к возникновению острых отравлений, нередко с летальным исходом.

3. Биологические факторы - характеризуются воздействием на человека патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, биологическими пестицидами, а также животными и растениями. Им особенно подвержены работники, занятые в кормопроизводстве,

растениеводстве и животноводстве, которые постоянно находятся в контакте с биологическими вредными веществами животного и растительного происхождения (семена сорняков, растительные пыли, шерсть, пух, волосы, перья, чешуйки кожи, когтей, копыт, частицы фекалий, сырой протеин и жир, вещества, экстрагируемые эфиром и др.). Основные требования биологической безопасности отражаются в ГОСТ 12.1.008-76 «Система стандартов безопасности труда. Биологическая безопасность. Общие требования» [4]. Следование предписаниям данного нормативного акта обеспечивает биологическую безопасность в процессе производства путем выполнения требований к оборудованию, средствам защиты, а также внедрением системы профилактических мероприятий.

4. Физиологические факторы, физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки ведут к изменениям в физиологическом и психическом состояниях работников, проявляются в переутомлении, головной боли, развитии гипертонии, язвенной болезнь, вегето-сосудистой дистонии и других профессиональных заболеваний.

При определенных условиях вредные производственные факторы могут становиться опасными [5]. Под опасным понимается производственный фактор, воздействие которого может привести к резкому ухудшению здоровья, либо травме работающего в результате несчастного случая, сопровождающегося повреждением тканей организма человека и нарушением его функций.

Для оценки рисков возникновения опасностей установлены типовые степени последствий опасностей на производстве [6]:

- угрожающая - с вероятностью гибели или нанесения травмы высокой степени тяжести;

- значительная - приводящая к травмам с потерей трудоспособности на срок более 90 суток, либо с возможностью нанесения травмы такой степени тяжести;

- критическая - с возможностью травм средней тяжести (потеря трудоспособности от 1 до 90 суток), либо потенциалом нанесения травмы такой степени тяжести;

- терпимая - случаи легких травм, когда необходима только первая помощь и возможностью потери трудоспособности в течение суток, либо потенциал нанесения травмы такой степени тяжести.

Между вредными и опасными факторами прослеживается определенная взаимосвязь. В большинстве случаев проявление опасных факторов является следствием вредных факторов. К примеру, при повышенной влажности в производственном цехе (вредный фактор) может произойти поражение человека электрическим током (опасный фактор). Все вышеперечисленные факторы оказывают влияние на работоспособность и здоровье человека, и учитываются в мероприятиях по охране труда. Именно с целью обеспечения безопасных условий труда и соблюдения норм

Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ не реже чем один раз в пять лет проводить специальную оценку условий труда [8].

В ходе оценки условий труда осуществляется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, то есть устанавливаются совпадения реально фиксируемых на рабочих местах условий трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными законодательно утвержденным классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на всех рабочих местах. Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в установленном Федеральном законом порядке, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Результаты этих исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из факторов.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда по результатам проведенных исследований признаны оптимальными или допустимыми, работодателем составляется декларация соответствия условий труда, которая подается в территориальный орган федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Работодатель обязан в течение месяца разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на проверенных рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников

[7].

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда».

2. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: ГН 2.2.5.1313-03. - СПб: «ЛиТТех», 2004. - 234 с.

3. ГОСТ 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности».

4. ГОСТ 12.1.008-76 «Система стандартов безопасности труда. Биологическая безопасность. Общие требования».

5. Шляховая И.Д. Направления преодоления вредных факторов на предприятиях промышленности // Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты. 2016. №4. С. 84-87.

6. Щетинин С.А. Анализ частоты и последствий травматизма в России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 48.

7. Бабаков А.Н., Черникова А.Г. Обеспечение безопасности как условие повышения цивилизованности бизнеса// Теория и практика общественного

развития. - 2014. - №11. - С. 119-122.

8. Бабаков А.Н., Черникова А.Г. Охрана труда: проблемы, достижения, перспективы. - 2016. - №3. - С. 42-44.

УДК 371.26

Бабич Ю.М. студент магистрант «Хакасский государственный университет им.Н.Ф. Катанова» НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДИСГРАФИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования письменной речи у учащихся вторых классов общеобразовательной школы. Использовался нейропсихологический подход к анализу письма, который позволил оценить эффективность коррекционной работы с учениками.

Ключевые слова: дисграфия/ трудности в обучении/ специфические ошибки/ нейропсихологический подход/ коррекция смешанной дисграфии/ письмо младших школьников/ нарушение письменной речи.

Babich Ju.M. masters degree student «The Khakas State University of N.F. Katanov» NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF DYSGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL AGE.

Аnnotation

The article presents the results of the study of written speech of second-grade students in secondary schools. A neuropsychological approach to the analysis of writing was used, which made it possible to estimate the efficacy of correctional work with schoolchildren.

Key words: dysgraphy / learning difficulties / specific errors / neuropsychological approach / correction of mixed dysgraphy / writing of junior schoolchildren / violation of written speech.

Одной из важнейших задач школьного логопеда является диагностика, коррекция и профилактика нарушений устной и письменной речи, направленные на преодоление трудностей в овладении школьной программы. Если устная речь у большинства младших школьников серьезных проблем не вызывает, т.к. возникает и осваивается она спонтанно в процессе непосредственного живого общения со взрослыми. Совершенно по-другому, протекает процесс овладения письмом, как наиболее сложная, осознанная форма речевой деятельности.

Письмо, как известно, это произвольное действие. Представляет собой сложный психофизиологический многоуровневый процесс, который включает в себя следующие функции:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.