Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДИСГРАФИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДИСГРАФИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ / НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабич Ю.М.

В статье представлены результаты исследования письменной речи у учащихся вторых классов общеобразовательной школы. Использовался нейропсихологический подход к анализу письма, который позволил оценить эффективность коррекционной работы с учениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабич Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF DYSGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL AGE

The article presents the results of the study of written speech of second-grade students in secondary schools. A neuropsychological approach to the analysis of writing was used, which made it possible to estimate the efficacy of correctional work with schoolchildren.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДИСГРАФИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

развития. - 2014. - №11. - С. 119-122.

8. Бабаков А.Н., Черникова А.Г. Охрана труда: проблемы, достижения, перспективы. - 2016. - №3. - С. 42-44.

УДК 371.26

Бабич Ю.М. студент магистрант «Хакасский государственный университет им.Н.Ф. Катанова» НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДИСГРАФИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования письменной речи у учащихся вторых классов общеобразовательной школы. Использовался нейропсихологический подход к анализу письма, который позволил оценить эффективность коррекционной работы с учениками.

Ключевые слова: дисграфия/ трудности в обучении/ специфические ошибки/ нейропсихологический подход/ коррекция смешанной дисграфии/ письмо младших школьников/ нарушение письменной речи.

Babich Ju.M. masters degree student «The Khakas State University of N.F. Katanov» NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE ANALYSIS OF DYSGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL AGE.

Аnnotation

The article presents the results of the study of written speech of second-grade students in secondary schools. A neuropsychological approach to the analysis of writing was used, which made it possible to estimate the efficacy of correctional work with schoolchildren.

Key words: dysgraphy / learning difficulties / specific errors / neuropsychological approach / correction of mixed dysgraphy / writing of junior schoolchildren / violation of written speech.

Одной из важнейших задач школьного логопеда является диагностика, коррекция и профилактика нарушений устной и письменной речи, направленные на преодоление трудностей в овладении школьной программы. Если устная речь у большинства младших школьников серьезных проблем не вызывает, т.к. возникает и осваивается она спонтанно в процессе непосредственного живого общения со взрослыми. Совершенно по-другому, протекает процесс овладения письмом, как наиболее сложная, осознанная форма речевой деятельности.

Письмо, как известно, это произвольное действие. Представляет собой сложный психофизиологический многоуровневый процесс, который включает в себя следующие функции:

- поддержание оптимального уровня бодрствования;

- переработка слуховой информации;

- переработка кинестетической информации;

- переработка зрительной информации;

- переработка зрительно-пространственной информации;

- серийная организация графических движений;

- программирование, регуляция и контроль письма.

Нарушение любого из вышеуказанных процессов у младшего школьника ведет к трудностям обучения. Одной из которых, является дисграфия, т.е. стойкая неспособность овладения письмом. Нарушение письменной речи у младших школьников наиболее часто встречающая проблема на логопедическом пункте. В связи с этим целью данной работы является анализ нарушения письма, используя нейропсихологический подход.

Статистическая обработка результатов проводилась по программы SPSS 20 (U - критерий Манна-Уитни).

Экспериментальное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы г.Абакана среди обучающихся вторых классов в количестве 72 детей.

Для оценки навыка письма была использована «Методика обследования письма младших школьников» О.Б. Иншаковой (2008): диктант «Гроза», списывание (с печатного текста) «Ёжик», списывание (с рукописного текста) «Журавль». Обработка данных обследования письма, также проводилась по материалам О.Б. Иншаковой О.Б., Обнизова Т.Ю. (2008).

Результаты исследования. Качественный анализ письменных работ младших школьников показал, что из 72 обучающихся у 20 были выявлены стойкие нарушения письма, т.е. дисграфия. Множественные ошибки, связанные с нарушением реализации фонематического принципа письма в сильной позиции слова. Также были выявлены ошибки, обусловленные нарушением регуляции письменной деятельности, указывающие на наличие регуляторной дисграфии.

После обследования письменных работ, динамического наблюдения и нейропсихологической диагностики ВПФ 20 детей были разделены на две группы: экспериментальная и контрольная по 10 человек. Между группами не было выявлено статистически значимых различий.

Для экспериментальной группы была разработана коррекционно -развивающая программа, направленная на формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями.

Задача коррекционно-развивающего обучения была в формировании базовых основ, а также в развитии и коррекции познавательных функций.

Коррекционная работа опиралась на принцип комплексного воздействия, а именно, сочетание в каждом занятии методов когнитивной,

двигательной и эмоционально-личностной коррекции, для повышения общей мозговой активности ребенка. В основе коррекции лежал игровой подход. Также все задания были выстроены по принципу от простого к сложному относительно слабого звена каждого ребенка. В программе были использованы упражнения, направленные на активизацию энергетического потенциала, на развитие произвольности, самоконтроля, на активизацию межполушарного взаимодействия, на развитие звукового анализа слова и формирование образа слова, на развитие пространственных функций. Занятия проводились с октября 2017 по апрель 2018г. Курс составил 56 занятий с частотой 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия -40 мин.

После окончания цикла было проведено повторное обследования письма и нейропсихологическое обследование, которые показали, что в экспериментальной группе у всех детей количество ошибок значительно уменьшилось. При сравнении экспериментальной группы до и после коррекции, было выявлено, что у детей увеличилась продуктивность письма. Снизилась частота таких ошибок, как замена гласной буквы 1 ряда на гласную букву 1 ряда, звукового анализа и синтеза (пропуск гласных, антиципации гласных), нарушение регуляции письменной деятельности (пропуски слов, ошибки обозначения границ предложения, слитное написание слов), а также ошибки обозначения мягкости согласных (табл.1).

Таблица 1.

Показатели экспериментальной группы до и после _нейропсихологического курса__

Средние значения

Показатель До После Уровень

коррекции коррекции значимости

продуктивность 5,5 15,5 0,000

замена гб1р на гб1р 13 8 0,063

ош заис проп глас 13,25 7,75 0,035

ош заис антиципация гл 13,17 7,15 0,017

нрпд пропуски слов 14,95 6,05 0,000

нрпд ош обозн границ предложения 13,90 7,10 0,009

нрпд слитное напис слов 13,00 8,00 0,063

ош обозн мягк согл 13,20 7,80 0,043

Сравнивая показатели экспериментальной с контрольной группой, были также выявлены показатели эффективности коррекционной работы (табл.2)

Таблица 2.

Показатели экспериментальной группы и контрольной группы после _нейропсихологического курса_

Средние значения Уровен

Показатель До После ь

коррекции коррекц ии значимо сти

Продуктивность 13,85 7,15 0,009

Моторные ошибки (недописывание отдельных элементов) 7,00 14,00 0,007

Ошибки звукового анализа и синтеза (антиципации гласных) 8,25 12,75 0,089

Нарушение регуляции письменной деятельности (ошибки обозначения границ предложения) 8,10 12.90 0,075

Изложенные выше результаты были достигнуты благодаря использованию комплексного подхода при коррекции, который обеспечил положительную динамику состояния психических функций школьников. Если пред началом коррекционной работы дети из экспериментальной и контрольной групп имели одинаковые характеристики письма и других ВПФ, то после коррекции младшие школьники из экспериментальной группы демонстрировали существенное уменьшение количество всех типов ошибок на письме. Это доказывает эффективность нейропсихологического подхода к коррекции в работе с детьми, имеющими трудности усвоения письма.

Использованные источники:

1. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования. - М.: В.Секачев, 2016.

2. Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет. - М.: В.Секачев, 2016.

3. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. - М.: В.Секачев, 2008.

4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008.

5. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: ИЦ «Академия», 2002.

6. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003.

7. Фотекова Т.А. Практикум по нейропсихологической диагностике. Абакан. ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им.Н.Ф. Катанова», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.