Научная статья на тему 'Специальная комплексная рекреационно-обучающая программа психотренинга как психолого-педагогическое условие регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза'

Специальная комплексная рекреационно-обучающая программа психотренинга как психолого-педагогическое условие регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОТРЕНИНГ РЕГУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мысина Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются психолого-педагогических условия, обеспечивающие регуляцию психоэмоциональных состояний студентов вуза. Необходимо создание программ, направленных на профилактику психоэмоционального перенапряжения студентов. Под влиянием специальной комплексной рекреационно-обучающей программы психотренинга регуляции у студентов снизилась тревожность на 30%, понизилась усталость на 36% и повысилась энергичность на 33%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мысина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальная комплексная рекреационно-обучающая программа психотренинга как психолого-педагогическое условие регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза»

Библиографический список

1. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) [Текст]. - Изд 3-е. - М.: Советская Энциклопедия, 1972. Т. 8. - 592 с.

2. Большой толковый психологический словарь [Текст]: пер. с англ. / Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я). - М.: Вече, ACT, 2000. - 592 с.

3. Левин, К. Динамическая психология [Текст]. /К. Девин. - М.: Смысл, 2001.-251 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1972. - 340 с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. Ок. 57 000 слов [Текст]/С. И. Ожегов, под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - Изд 14-е, стереотип. - М.: Русский язык, 1983. - 816 с.

6. Психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского . - Ростов - н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. - 512 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

8. Словарь иностранных слов в русском языке [Текст] / под ред. И. В. Лехина и Ф. П. Петрова. - М.: ЮНВЕС. - 1995. - 832 с.

9. Суворова, Г. А. Психология деятельности [Текст] /Г. А. Суворова. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 176 с.

10. Виды деятельности и поведения /Психологический словарь на azps.ru [Электронный ресурс] / http://azps.ru/handbook/v/vid483.html.

УДК 159.9.072

Мысина Татьяна Юрьевна

Аспирант Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Толъяттинский государственный университет», mysina83@mail.ru, Тольятти

СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РЕКРЕАЦИОННООБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПСИХОТРЕНИНГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Myssina Tatyana Yurevna

Post-graduate student Togliatti State University, mysina83@mail.ru, Togliatti

SPECIAL COMPLEX RECREATIONAL-TE ACHING PROGRAM OF PSYCHOTRAINING AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITION OF REGULATION OF PSYCHOEMOTIONAL STATES OF HIGHER SCHOOL

STUDENTS

С позиций психологии представляется, что оптимально построенный образовательный процесс не может и не должен иметь своими последствиями усталость, депрессию и другие отрицательные психоэмоциональные 266

состояния учащихся. Ускорение процессов адаптации студентов к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса - чрезвычайно важные задачи [5; 7].

Характерно, что за время обучения в высших учебных заведениях состояние здоровья многих студентов значительно снижается, вследствие закреплённого неумения рационально использовать свои силы, избавляться от отрицательных эмоций, адаптироваться к стрессовым условиям. До 65% студентов испытывают повышенный уровень психоэмоционального напряжения на начальном этапе обучения [9]. Наибольший риск возникновения нервно-психических заболеваний в студенческой популяции приходится на 1 и 2 курсы, достигая максимума к 3 курсу [2].

Анализ научной литературы показывает, что если проблемы мотивационных состояний (А. К. Дусавицкий, А. В. Микляева, Н. Б. Пасынко-ва, А. М. Прихожан, О. А. Слепичева и др.), функциональных состояний (С. А. Гапонова, Н. Н. Данилова, Л. Н. Кудаева, Н. А. Мартынова и др.), праксических состояний (А. Ю. Буров, А. Г. Гримак, Л. Г. Дикая, А. И. Еремеева, Е. Г. Ильин, А. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова, И. И. Чеснокова,

В. И. Чирков, О. В. Шашкова и др.) далеко не новые проблемы в психологии, то проблема психоэмоциональных состояний стала разрабатываться совсем недавно (С. В. Валиева, М. В. Жижина, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, Э. Л. Носенко, О. В. Овчинникова, И. В.Тюряпина и др.).

В настоящее время существует множество подходов и методов регулирования эмоционально-психического состояния. Однако большинство публикаций по данной проблеме тематически разрознены, а работ, посвященных психоэмоциональному состоянию студентов вуза - единицы. В педагогике высшей школы и смежных с нею науках пока еще нет четкого представления о том, какая система условий образовательной среды должна обеспечивать регуляцию психоэмоциональных состояний студентов и успешную адаптацию к обучению.

Актуальность исследования конкретизируется и обусловливается также следующими положениями:

- неразработанностью проблемы психолого-педагогической поддержки по преодолению неблагоприятных психоэмоциональных состояний студентов вуза в педагогической психологии;

- отсутствием психопрофилактических мероприятий, основанных на современных методах регуляции психоэмоциональных состояний студентов;

- необходимостью осуществления студентами здоровьесберегающей деятельности и слабой сформированностью у них интеллектуального, ценностного и практического опыта реализации такой деятельности в повседневной жизни.

Разрешению выявленных противоречий способствовует цель нашего исследования - на основании комплексного изучения психолого-педагоги-

ческих условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза разработать, научно обосновать и доказать эффективность специальной комплексной рекреационно-обучающей программы психотренинга.

В образовательной практике создание специфических условий связано с психологическим и педагогическим аспектами. Психологический аспект предполагает изучение внутренних характеристик изучаемого феномена, моделируемого явления во внутренних структурах личности с целью направленного воздействия на них. Педагогический аспект связывает психологическое содержание с факторами и механизмами, обеспечивающими желаемое развитие процессов, явлений, свойств; он предполагает выявление и создание обстоятельств, обеспечивающих эффективность воздействий [1].

Для определения содержания психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний студентов особое значение имели теоретические положения, обозначенные в работах А. Г. Асмолова,

Н. А. Башавец, Т. П. Браун, О. А.Конопкина, А. Маслоу, С. И. Оксанич, Т. В. Сборцевой, П. И. Третьякова, Д. Н. Узнадзе. Исследователи отмечают, что образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, созданных для сохранения и поддержания психологического здоровья личности.

Как подчеркивал А. Г. Асмолов, «Образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности» [6]. В основе регуляции, по мнению

О. А. Конопкина [3], как раз и лежит преодоление субъектом информационной неопределенности, посредством разнообразных психологических средств, сочетание которых уникально для каждого индивида. Кроме того, период юношества сензитивен для овладения психической регуляцией (В. С. Мерлин, И. И. Чеснокова, Э. Эриксон). В связи с этим, мы выделили организационно-технологические условия:

- специальная ситуация, способствующая оптимизации психоэмоционального состояния студентов;

- научно-методическое обеспечение.

Содержание организационно-технологических условий регуляции включает разработку научно-методического обеспечения и проведение специальной комплексной рекреационно-обучающей программы сохранения, поддержания психоэмоционального состояния студентов, основанной на современных технологиях регуляции и адаптации организма.

В исследованиях исихолого-педагогических условий поддержания психологического здоровья студентов Т. П. Браун, С. И. Оксанич подчеркивается значимость диагностики психоэмоционального статуса и представлений студентов о здоровом образе жизни. Необходимость учета психического состояния обучаемого [4] для создания «адаптивной образовательной среды» [8] подчеркивается и П. И. Третьяковым. Мы считаем целесообразным создание психодиагностических условий:

- учет особенностей адаптации студентов, динамики психоэмоциональных состояний;

- оценка параметров отношения к здоровью.

Многими отечественными и зарубежными авторами подчеркивается высокая значимость представлений в жизни человека, их регулятивная функция по отношению к восприятию действительности и поведению (Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев, М. К. Андреева, С. Московичи, В. Н. Мясищев и др.). Поэтому отношение к здоровью, на наш взгляд, может быть рассмотрено как еще одна из основных «мишеней», на которую должно быть направлено внимание и воздействие психолога, работающего в области психологического обеспечения адаптации студентов вуза.

Содержание психодиагностических условий включает выявление возможностей специальной комплексной рекреационно-обучающей программы, диагностику и оценку ее эффективности.

С учетом рекомендаций Д. Н. Узнадзе о том, что условия образовательной среды должны способствовать созданию установки на формирование навыков регуляции психоэмоционального состояния у субъектов учебного процесса, в целях поддержания и укрепления здоровья, исследований

Н. А. Башавец о необходимости формирования устойчивой мотивации на здоровьесбережение, были обозначены информационно-познавательные условия (акцент делался на мотивационно-побудительный компонент):

- лекционно-практический курс по современным технологиям регуляции психоэмоциональных состояний.

Содержание данных условий включает:

- предъявление студентам полноценной информации по вопросам значения психоэмоционального состояния и овладения технологиями регуляции;

- обоснование значимости информации, поддержка деятельности студентов по осознанию, усвоению и принятию информации, ее самостоятельной реализации в поведении и деятельности.

Большое внимание в психолого-педагогических исследованиях уделяется роли тренинга как эффективного метода групповой работы с будущими специалистами и объективного условия личностного развития, формирования необходимых умений и навыков (Н. А. Башавец, Т. П. Браун,

С. И. Оксанич, Т. В. Сборцева). Кроме того, чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, полученные знания должны осознаваться. Разделяя мнение Е. А. Ароновой, В. И. Моросановой, Е. И. Соколенко о том, что это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных упражнений, что обеспечивает личную значимость этих знаний, их осмысление, мы выделили психопрофилактические условия:

- психотренинг регуляции психоэмоциональных состояний;

- самостоятельная работа студентов по применению приемов и методов психической регуляции.

Содержание психопрофилактических условий включает получение и отработка навыков регуляции психоэмоциональных состояний и рефлексию самостоятельного опыта применения средств саморегуляции.

Создание вышеперечисленных психолого-педагогических условий регуляции психоэмоциональных состояний возможно в процессе проведения специальной комплексной рекреационно-обучающей программы психотренинга регуляции.

Считаем, что максимального понимания и освоения специальной комплексной рекреационно-обучающей программы психотренинга можно добиться путем подборки упражнений, последовательно задействующих все этапы познавательного цикла. В соответствии с расширенной моделью «Цикла эмпирического познания» Лесли Рай были выделены этапы и подобраны наиболее подходящие формы групповой работы:

Лекционно-практический раздел - освещались понятия «психоэмоциональное состояние», «кулыура здоровья», усвоение базовых знаний по теории регуляции психоэмоциональных состояний.

1. Теоретический этап - постановка и освещение тематики занятий (лекции, работа в малых группах, дебаты, метод заданий).

Практический раздел - тренинг регуляции психоэмоциональных состояний.

2. Этап рефлексии - приветствие, размышление и отражение собственных чувств, состояний и ожиданий (разговор, дискуссия, групповая динамика, мозговой штурм, работа в малых группах);

3. Информационный этап - работа по теме, представление технологии регуляции, инструктаж по применению (демонстрация, дискуссия);

4. Практический этап - апробирование (работа индивидуально и в малых группах);

5. Этап рефлексии - формулировка выводов, переосмысление ситуации, эмоциональный опыт прошедшего тренинга, (групповые проговоры, работа в малых группах);

6. Завершающий этап - пожелания, рекомендации участникам по отработке навыков, нового получения практического опыта самостоятельно (групповые ритуалы, метод Притч).

В ходе работы над программой мы пришли к выводу о целесообразности сочетания разнообразных методов, традиционно используемых в разных формах групповой работы. Отсюда и название программы «комплексная». Это связано с разнообразием интересов первокурсников, тенденцией к смене видов активности и поиску тех из них, которые более отвечают индивидуальным склонностям. Подбор методов осуществлялся по двум параметрам: по решаемым с помощью их психологическим задачам и по формам активности.

Методика проведения исследования

В исследовании приняли участие студенты двух вузов г. Тольятти Самарской области: Тольяттинского государственного университета (ТГУ) и Тольяттинского филиала Самарской гуманитарной академии (ТФ СаГА). Общее число испытуемых, принимавших участие в исследовании, составило 213 человек - студенты 1-2 курса разной профессиональной направленности. 157 человек вошли в основную группу, 56 человек - в контрольную. Средний возраст испытуемых - от 17 до 22 лет.

Проведен эксперимент, который состоял из трех основных этапов:

- констатирующий - диагностика психоэмоциональных состояний студентов вуза непосредственно в процессе обучения;

- формирующий - разработка и апробирование специальной комплексной рекреационно-обучающей программы психотренинга регуляции;

- контрольный - повторная диагностика психоэмоциональных состояний студентов для последующего анализа и оценки результатов применения разработанной программы.

Для изучения психоэмоциональных состояний студентов применялся следующий диагностический комплекс: тест «С.А.Н.» (диагностика самочувствия, активности, настроения), методика «Градусник» Н. П. Фетискина (самооценка психических состояний), методика оценки монотоноустойчивости личности Н. П. Фетискина, «Опросник структуры темперамента (ОСТ), Тест «Profiles of mood states» (оценка психоэмоционального статуса).

Кроме того, в исследовании была использована методика «Индекс отношения к здоровью» С. Д. Дерябо, В. А. Левина, построенного по принципу альтернативных полюсов для оценки структуры и интенсивности отношения к здоровью.

Результаты исследования

Результаты исследования на этапе констатации показали, что психоэмоциональные состояния студентов обоих вузов имеют отрицательную динамику.

При высоких показателях настроения у 46% студентов в экспериментальной группе и 43% в контрольной группе выявлены низкие показатели самочувствия у 40% студентов в обеих группах и низкие показатели активности в 71% случаев в экспериментальной группе и 68% случаев в контрольной, что говорит о существующей дисгармонии в психоэмоциональном состоянии студентов (результаты методики «С.А.Н.»). Из полученных результатов по методике «Градусник» психоэмоциональные состояния студентов контрольной и экспериментальной группы на этапе констатации имели сходную динамику - в экспериментальной группе состояние безразличия выявлено у 25%, скуки у 28%, состояния дремоты у 34%, пресыщенности у 17%. В контрольной группе - состояние безразличия отметили 27%, скуки 35%, дремотное состояние у 39%, пресыщенность у 25% студентов. По результатам методики на оценку монотоноустойчивости личности большинству студентов (66% случаев в экспериментальной группе и 69% в контрольной) трудно переносить длительную монотонную работу, зачастую свойственную учебному процессу в вузе. В экспериментальной группе выявлена высокая усталость у 33% (1/3 студентов), низкая энергичность у 52% (1/2 студентов). В контрольной группе повышенная усталость у 29% (1/3 студентов), низкая энергичность у 48% (1/2 студентов). Только в 40 (25%) случаях из 157 в экспериментальной группе и в 13 (23%) случаях из 56 в контрольной мы получили показатели, близкие к «Айсберг профилю» (стрессоустойчивость - низкий уровень тревожности, низкий уровень депрессивности, высокий уровень энергичности, низкий уровень усталости, низкий уровень неуверенности) (тест POMS). Результаты исследо-

вания темперамента как системы формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы (методика ОСТ), показали, что студентам первого курса в большей степени свойственны флегматичные и меланхоличные состояния, с присущей им пассивностью, слабым и инертным типом нервной системы. У половины обследуемых экспериментальной (49%) и контрольной группы (42%) выявлена пассивность, нежелание умственного напряжения, низкий уровень тонуса и активации. Студенты не внимательны к проявлениям своего организма - в 82 случаях из 157 (52%) низкие показатели эмоционального компонента отношения к здоровью. Структура интенсивности отношения к здоровью носила скачкообразный и нисходящий характер. В экспериментальной группе выявлено отсутствие когерентности параметров отношения к здоровью. Сходная динамика параметров отношения к здоровью в контрольной группе (методика «Индекс отношения к здоровью»).

На основании данных контрольного этапа, можно сделать вывод, что психоэмоциональные состояние студентов экспериментальной группы получили положительную динамику в следующих направлениях:

-увеличилась общая работоспособность, показатели самочувствия и активности (на 17% снизилось количество студентов со средним с тенденцией к снижению и низким уровнем самочувствия, на 34% снизилось количество студентов с низкой и пониженной активностью). Показатели настроения, находившегося на этапе констатации на высоком уровне изменились незначительно (тест «С.А.Н.»);

- снизились показатели состояния безразличия на 14%, скуки на 12%, состояния дремоты на 24% (методика «Градусник»);

- повысился уровень монотоноустойчивости занимающихся (студентов с низким уровнем стало меньше на 33%);

- снизился уровень тревожности на 30%, уровень депрессивности на 10%), уровень агрессивности на 18%, уровень усталости на 36% и уровень неуверенности на 3%, обратная тенденция по фактору V - повышение энергичности в 33% случаев. На 25% повысилось количество испытуемых, имеющих стресс-толерантность («Айсберг-профиль») (тест POMS);

- повысилась потребности в освоении предметного мира, стремления к умственному труду, повышение тонуса и активации на 9%, общего уровня адаптации на 15% (методика ОСТ);

- качественно изменилась структура отношения студентов к своему здоровью, причем наибольшие отличия характерны для поступочного и эмоционального компонентов. Второй особенностью развития интенсивности отношения явилось повышение степени когерентности его компонентов.

Результаты исследования студентов контрольной группы на этапе контроля показали отрицательную динамику психоэмоциональных состояний. Причин этому немало: предэкзаменационный период, отсутствие навыков регуляции, необходимых условий и мероприятий по восстановлению утомленного организма в процессе обучения.

Выводы

Создание системы психолого-педагогический условий регуляции психоэмоциональных состояний учащихся учреждений профессионального образования - небыстрое, разовое, фрагментальное явление. Оно предполагает постоянную работу педагогического коллектива учебного заведения по повышению продуктивности и поиску новых методов, форм и приёмов, способствующих формированию навыков регуляции, благоприятного психоэмоционального статуса студентов.

Специальная комплексная рекреационно-обучающая программа психотренинга выступает как первичное психолого-педагогическое условие регуляции психоэмоциональных состояний студентов вуза, так как значительно снижает уровень тревожности, повышает эмоциональную устойчивость, настроение и общий уровень адаптации, влияет на эмоциональный и поступочный компонент отношения к здоровью студентов вуза.

Полученные данные позволяют существенно конкретизировать задачи психологической помощи студентам. В ходе исследования был также разработан психодиагностический комплекс, необходимый для эффективного решения этих задач.

Библиографический список

1. Ганин, Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей. 1ЖЬ: http://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html.

2. Зорко, Ю. А. Психические и поведенческие расстройства у студентов. [Текст]/ Ю. А. Зорко, // Медицинский журнал - Белорус, 2002, № 1. - С. 21-25.

3. Конопкин, О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) [Текст]/ О. А. Конопкин. // Вопр. психол. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

4. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и шк. психологов. -Вып.1. - М., 1995.

5. Психологические и психофизиологические особенности студентов [Текст]/ под ред. Н. М. Пейсахова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1977. - 261 с.

6. Семыкина, Г. Чтоб не распалась связь времен...[Текст]/: Интервью с А. Асмо-ловым / Г. Семыкина. // Нар. образование. - 1993, № 5.

7. Сластенин, В. А. Интегративные тенденции в системе психолого-педаго-гической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии[Текст]: Практика, концепции, новые структуры./В. А. Сластенин, - Воронеж, 1992. -с. 6-9.

8. Управление школой по результатам. [Текст]/ П. И. Третьяков. - М., 1997.

9. Фоменко, Л. А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга [Текст]: авто-реф. ... канд. психол. наук: 19.00.04./ Л. А. Фоменко. - СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.