Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД – БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ'

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД – БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
специальная физическая подготовка / сотрудники ОВД / противодействие преступности / самбо / оперативно-служебная деятельность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Князев К. О.

Развитию физических качеств, необходимых для профессиональной деятельности, до уровня, на котором сотрудники смогут эффективно выполнять задачи в рамках служебной и оперативной деятельности уделяется особо пристальное внимание. Специальная физическая подготовка в рамках образовательного процесса для сотрудников правоохранительных органов имеет огромное значение, поскольку от нее зависит развитие профессиональных двигательных навыков и умений, способствующих эффективному противодействию преступности. Спасения себя и мирных граждан – первостепенная задача сотрудников ОВД, решение которой во многих случае находится в поле физического развития и обеспечения личной и общественной безопасности. Установлено, что для повышения эффективности противодействия преступности необходимо расширить арсенал приемов с законченными элементами, поскольку они могут оказаться наиболее эффективными в конкретных ситуациях, что без сомнения приведёт к улучшению общей продуктивности сотрудников. Данная позиция обосновывается тем, что нередко сотрудники получают знания и навыки «для галочки», тогда как в условиях реальной служебно-оперативной деятельности их применение остается невостребованным или неэффективным. При этом документы, регламентирующие применение прикладных физических навыков, разрешают полицейским пользоваться этими приемами и экзаменоваться на предмет их знания исключительно в соответствии со строгим регламентом, что обуславливает формализацию подхода к обучению. Сделан вывод о том, что введение в учебную программу раздела самбо позволит максимально расширить инструментарий боевых приемов борьбы для личного состава. Как следствие освоение приемов самбо может стать прочной основой для совершенствования боевых приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД – БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ»

КНЯЗЕВ Кантемир Олегович,

капитан полиции, преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

e-mail: Bauayev07@gmail.com

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД - БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация. Развитию физических качеств, необходимых для профессиональной деятельности, до уровня, на котором сотрудники смогут эффективно выполнять задачи в рамках служебной и оперативной деятельности уделяется особо пристальное внимание. Специальная физическая подготовка в рамках образовательного процесса для сотрудников правоохранительных органов имеет огромное значение, поскольку от нее зависит развитие профессиональных двигательных навыков и умений, способствующих эффективному противодействию преступности. Спасения себя и мирных граждан - первостепенная задача сотрудников ОВД, решение которой во многих случае находится в поле физического развития и обеспечения личной и общественной безопасности. Установлено, что для повышения эффективности противодействия преступности необходимо расширить арсенал приемов с законченными элементами, поскольку они могут оказаться наиболее эффективными в конкретных ситуациях, что без сомнения приведёт к улучшению общей продуктивности сотрудников. Данная позиция обосновывается тем, что нередко сотрудники получают знания и навыки «для галочки», тогда как в условиях реальной служебно-оперативной деятельности их применение остается невостребованным или неэффективным. При этом документы, регламентирующие применение прикладных физических навыков, разрешают полицейским пользоваться этими приемами и экзаменоваться на предмет их знания исключительно в соответствии со строгим регламентом, что обуславливает формализацию подхода к обучению. Сделан вывод о том, что введение в учебную программу раздела самбо позволит максимально расширить инструментарий боевых приемов борьбы для личного состава. Как следствие освоение приемов самбо может стать прочной основой для совершенствования боевых приемов борьбы

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, сотрудники ОВД, противодействие преступности, самбо, оперативно-служебная деятельность.

KNYAZEV Kantemir Olegovich,

police captain,

Lecturer at the Department of Physical Training North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IS A BASIC COMPONENT OF COUNTERING CRIME

Annotation. Particular attention is paid to the development of physical qualities necessary for professional activity to the level at which employees can effectively perform tasks within the framework of official and operational activities. Special physical training within the framework of the educational process for law enforcement officers is of great importance, since the development of professional motor skills and abilities that contribute to effective crime prevention depends on it. Saving oneself and peaceful citizens is the primary task of the employees of the Internal Affairs Directorate, the solution of which in many cases lies in the field of physical development and ensuring personal and public safety. It has been established that in order to increase the effectiveness of crime prevention, it is necessary to expand the arsenal of techniques with finished elements, since they can be most effective in specific situations, which will undoubtedly lead to an improvement in the overall productivity of employees. This position is justified by the fact that employees often acquire knowledge and skills "for show", while in the conditions of real official and operational activities their use remains unclaimed or ineffective. At the same time, the documents regulating the use of

applied physical skills allow police officers to use these techniques and be examined for their knowledge exclusively in accordance with strict regulations, which determines the formalization of the approach to training. It was concluded that the introduction of a sambo section into the curriculum will allow for the maximum expansion of the range of combat wrestling techniques for personnel. /As a result, mastering sambo techniques can become a solid foundation for improving combat wrestling techniques

Key words; special physical training, police officers, crime prevention, sambo, operational and service activities.

Постановка проблемы. Сотрудники, осуществляющие правоохранительную деятельность, обязаны обеспечивать общественную безопасность и в случае необходимости готовыми к силовым средствам и методам противодействия правонарушителям, помня о том, что должны руководствоваться этическими и законными нормами.

Как показывает практика личный состав ОВД для демонстрации комплекса знаний, умений и навыков постоянно совершенствует свои физические качества, формируя готовность к эффективному выполнению оперативных, служебных и боевых задач.

Методология исследования. Физическая подготовка в системе МВД является самостоятельной дисциплиной, в которую входят не только задачи по укреплению физического состояния тренирующихся, но и их профессиональная подготовка, обучение выполнению служебных и боевых задач, защита физических лиц от преступных посягательств, борьба с преступником и его задержание, а также обеспечение законности и правопорядка.

Основной задачей занятий является создание психологической и физической готовности к выполнению поставленных пред полицейскими оперативно-служебных задач. На заключительном этапе обучения сотрудники ОВД должны уметь применять физическую силу, знать боевые приемы самообороны, уметь вести бой в сложных условиях. Кроме этого, должны быть сформированы психологические качества, которые будут способствовать решимости и правильному выполнению боевых и служебных задач. Все это находит отражение в поставленных задачах, сформулированных Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел, где также сообщается, что одной из целей физической подготовки является обеспечение высокого уровня работоспособности в рамках несения службы.

Развитию физических качеств, необходимых для профессиональной деятельности, до уровня, на котором сотрудники смогут эффективно выполнять задачи в рамках служебной и оперативной деятельности уделяется особо пристальное внимание. Подразделения, в чьем ведении находится профессиональная подготовка

личного состава, согласно положениям Наставления, занимаются организационными вопросами касательно обучения сотрудников с учетом конкретной направленности их оперативно-служебной деятельности.

Изложенное отчетливо свидетельствует о том, что в организации кадровой подготовки в ОВД основной упор должен быть сделан на профессиональное ориентирование, развитие качеств и навыков, которые необходимы именно для успешного несения службы. Это требование должно отображаться также в подходах к обучению, дифференциации поставленных задач с учетом особенностей деятельности конкретных подразделений правоохранительной структуры и классификации должностей по категориям. К примеру, физическая подготовка является одним из ключевых аспектов профессиональной подготовки полицейских и нацелена на формирование высокого уровня готовности сотрудников к успешной реализации служебных и должностных обязанностей, а в ее организации предусмотрено обучение правомерному использованию спецсредств, применяющихся в конкретном виде деятельности [2].

Концепция специальной направленности физической подготовки базируется на аргументации модернизации вооружения, спецсредств, специальной техники, трансформации нормативно-правовых актов сопровождается ростом разницы в физической нагрузке и составе комплексов упражнений у различных профессиональных направлений, и в какой-то степени ограничивает возможности прямого применения полученных в рамках физических тренировок навыков в служебной деятельности. Практическая целесообразность данного подхода к физической подготовке объясняется тем фактом, что условия и особенности службы в целом является базовой причиной рационализации применения профессионально-образовательного инструментария. Так, в зависимости от назначения способов дифференциация направлений физической подготовки в органах внутренних дел включает следующие типы: общая; базовая образовательная; реабилитационная; профессиональная спортивная; прикладная, или специальная [8; 10].

Физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел можно рассматривать в каче-

стве направление физической культуры, в котором особый интерес для исследования представляет последняя разновидность из вышеперечисленных типов. Общеизвестно, что от уровня общей подготовленности полицейского, широты арсенала двигательных навыков во многом зависят его физические возможности в целом, что оказывает влияние и на уровень его профессионализма со служебной точки зрения. Тем не менее, полноценная реализация физических навыков в рамках служения обществу становится возможной только при глубоком прохождении специальной профессионально-прикладной физической подготовки, поскольку в ходе этого процесса обучающиеся овладевают и закрепляют умения и двигательные действия, использующиеся непосредственно в служебной, оперативной и должностной деятельности [3; 7].

Весьма значимым моментом является соблюдение сознательности учебного процесса, которое включено в спектр ключевых дидактических критериев. В рамках физического воспитания требуется уделить внимание формированию и расширению фонда знаний, затрагиваемых в самом большом перечне смежных дисциплин, включая педагогику, психологию, гигиену и физиологию. От теоретических знаний во многом зависит степень осмысления обучающимися значимости и необходимости тех или иных физических упражнений. Для приобретения специальных знаний используется различная профильная литература, в том числе учебники, ознакомительные пособия, нормативно-правовые и внутренние акты и пр. Кроме того, для этого нередко применяют наглядные пособия, инструменты интернет-пространства.

К числу прикладных задач физической подготовки для личного состава ОВД относят следующее:

1. обучение технике применения боевых приемов борьбы, формирование и улучшение специальных физических навыков и моральных особенностей;

2. улучшение прикладных способностей и навыков в преодолении различного рода препятствий и участии в рукопашном бою;

3. формирование комплексной физической и психологической готовности к несению службы в различных условиях, в том числе особо сложных и нестандартных;

4. повышение уровня организаторских и методических навыков в реализации практических занятий, посвященных физической подготовке;

5. овладение навыками оздоровительной физкультуры, использующимися для восстановления работоспособности при утомлении;

6. тренировка устойчивости организма к вредоносным факторам и рискам, сопровождающим профессиональную занятость такого рода;

7. предупреждение появления и развития профессиональных болезней.

В целом можно отметить, что физическая и иная подготовка личного состава правоохранительных структур подразумевает соблюдение требований ряда ведомственных документов, регулирующих особенности обучения сотрудников, в том числе в рамках именно учебно-тренировочных занятий по физической подготовке. Такие акты содержат требования к алгоритму обучения полицейских, перечню обязательных физических качеств и умений, порядку применения боевых приемов борьбы для обеспечения не только эффективности самой служебной деятельности, но и правомочности конкретных действий.

Если проанализировать нормативно-правовую базу, нетрудно обнаружить, что специальная физическая подготовка кадрового состава ОВД с учетом современных требование осуществляется с высокой эффективностью, что отражается в достаточно корректном выборе методик и способов обучения стратегиям самозащиты, обезвреживания злоумышленников и их задержания. Однако, считаем возможным для повышения эффективности противодействия преступности расширить арсенал приемов с законченными элементами, поскольку они могут оказаться наиболее эффективными в конкретных ситуациях, что без сомнения приведёт к улучшению общей продуктивности сотрудников. Данная позиция обосновывается тем, что нередко сотрудники получают знания и навыки «для галочки», тогда как в условиях реальной служебно-оперативной деятельности их применение остается невостребованным или неэффективным. При этом документы, регламентирующие применение прикладных физических навыков, разрешают полицейским пользоваться этими приемами и экзаменоваться на предмет их знания исключительно в соответствии со строгим регламентом, что обуславливает формализацию подхода к обучению [1;4].

Выводы. Введение учебную программу раздела самбо позволит максимально расширить инструментарий боевых приемов борьбы для личного состава. Именно это боевое искусство позволит не только овладеть значительным количеством приемов, но и развить вариабельность их практического применения, не просто проработав физическую форму сотрудника ОВД, а раскрыв умение быстро принимать решения, оценивая перспективы и риски, в том числе в экстре-

мальной ситуации. Сама концепция обучения, основанная на приемах самбо, позволяет развить нестандартное мышление, повысить его гибкость, что позволит полицейскому правильно сориентироваться в самой трудной или необычной ситуации, использовать свои способности максимально продуктивно и добиться эффективного выполнения задач, связанных со служеб-но-оперативной деятельностью [6; 10]. Как следствие освоение приемов самбо может стать прочной основой для совершенствования боевых приемов борьбы, представляющих собой комплекс действий, разбитый на подразделы или подсистемы, посвященные формированию определенного физического свойства или комплекса соответствующих навыков. Их классификация включает в себя следующие группы:

1. страховка, в том числе направленная на собственную безопасность;

2. борьба (приемы стоя, лежа, а также действия, позволяющие удержать соперника в спарринге;

3. болевые приемы, использующиеся, в частности, при удержании и стоячем сопровождении (загибы рук, рычажные действия, скручивания, удушение);

4. удары конечностями по отдельности или в комплексе, атаки с применением палки;

5. действия, обеспечивающие защиту от невооруженного противника — нырки, уклонения, быстрое передвижение, подставка ног и пр.;

6. действия, нацеленные на защиту от вооруженного человека, в том числе ударов с применением тяжелых предметов, холодного оружия;

7. приемы защиты от огнестрельного оружия;

8. действия, обеспечивающие освобождение от захватов, попыток удержания, принудительного лишения оружия или спецсредств полицейского;

9. приемы, применимые при досмотре преступника в разных положениях тела [7; 9]. Из вышесказанного следует вывод, что

специальная физическая подготовка в рамках образовательного процесса для сотрудников правоохранительных органов имеет огромное значение, поскольку от нее зависит развитие профессиональных двигательных навыков и умений, способствующих эффективному противодействию преступности [5]. Спасения себя и мирных граждан - первостепенная задача сотрудников ОВД, решение которой во многих случае находится в поле физического развития и обеспечения личной и общественной безопасности.

Список литературы:

[1] Бештоев Р.О. Физическая подготовка как основной элемент обучения сотрудников органов внутренних дел России // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 4. С. 120-124

[2] Горелов С.А., Григорьева О.В. Специальная подготовка в профессиональном обучении сотрудников ОВД // В сборнике: Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник статей XXIII Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор С.М. Стру-ганов. Иркутск, 2021. С. 146-148.

[3] Григорьева О.В., Горелов С.А. Специальная подготовка, эффективные аспекты профессионального обучения сотрудников ОВД // В сборнике: Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Всероссийской конференции. Орёл, 2022. С. 72-75.

[4] Клочков Р. В. Роль физической подготовки в образовательных организациях министерства внутренних дел России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России.

2022. № 2 (43). С. 161-163.

[5] Крымшокалов А.З., Бештоев Р.О. Совершенствование физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Журнал прикладных исследований. 2023. № 7. С. 140-144.

[6] Кузнецов С.В., Подойникова А.Г. Роль физической подготовки и физического воспитания в профессиональном становлении сотрудников правоохранительных органов // Заметки ученого. 2022. № 10. С. 99-103.

[7] Мальченков Е.В., Мальченкова В.В. Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

2023. № 23-2. С. 283-284.

[8] Махнев Н.А., Гаджиев Р.М. Роль физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 87-5. С. 105-107.

[9] Моторин Л.В., Черменев Д.А., Дзюба А.С. Специальная физическая подготовка - одно из основных направлений в обучении сотрудников ОВД России // Modern Science. 2021. № 8. С. 89-92.

[10] Шлома Д.С. Физическая подготовка как основа профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Молодой ученый. 2022. № 23 (418). С. 171-173.

Spisok literatury:

[1] Beshtoev R.O. Fizicheskaya podgotovka kak osnovnoj element obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2023. T. 16. № 4. S. 120-124

[2] Gorelov S.A., Grigor'eva O.V. Special'naya podgotovka v professional'nom obuchenii sotrudnikov OVD // V sbornike: Sovershenstvovanie profes-sional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushat-elej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv. Sbornik statej XXIII Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Otv. redaktor S.M. Struganov. Irkutsk, 2021. S. 146-148.

[3] Grigor'eva O.V., Gorelov S.A. Special'naya podgotovka, effektivnye aspekty professional'nogo obucheniya sotrudnikov OVD // V sbornike: Sovershenstvovanie ognevoj i taktiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik materialov Vserossijskoj konferencii. Oryol, 2022. S. 72-75.

[4] Klochkov R.V. Rol' fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'nyh organizaciyah ministerstva vnutrennih del Rossii // Vestnik Barnaul'skogo yuridich-eskogo instituta MVD Rossii. 2022. № 2 (43). S. 161163.

[5] Krymshokalov A.Z., Beshtoev R.O. Sover-shenstvovanie fizicheskoj podgotovki slushatelej

obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2023. № 7. S. 140-144.

[6] Kuznecov S.V., Podojnikova A.G. Rol' fizicheskoj podgotovki i fizicheskogo vospitaniya v profes-sional'nom stanovlenii sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Zametki uchenogo. 2022. № 10. S. 99-103.

[7] Mal'chenkov E.V., Mal'chenkova V.V. Teoret-icheskie aspekty professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2023. № 23-2. S. 283284.

[8] Mahnev N.A., Gadzhiev R.M. Rol' fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Tendencii razvitiya nauki i obra-zovaniya. 2022. № 87-5. S. 105-107.

[9] Motorin L.V., CHermenev D.A., Dzyuba A.S. Special'naya fizicheskaya podgotovka - odno iz osnovnyh napravlenij v obuchenii sotrudnikov OVD Rossii // Modern Science. 2021. № 8. S. 89-92.

[10] SHloma D.S. Fizicheskaya podgotovka kak osnova professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Molodoj uche-nyj. 2022. № 23 (418). S. 171-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.