Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УДАРАМ И ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОТ НИХ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УДАРАМ И ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОТ НИХ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешев И. Х.

Правоохранительная практика свидетельствует о том, что правонарушители часто оказывают сопротивление и отказываются подчиняться законным требованиям сотрудников полиции. В этой связи сотрудникам правоохранительных органов важно владеть приемами самообороны, а также боевыми приемами, позволяющими проводить задержание преступника, вступать с ним в бой. Применение ударных и защитных действий являются наиболее эффективными и самостоятельными приемами в повседневной оперативно-служебной деятельности слушателей. При этом, методика обучения защитным действиям строится на главном принципе данного приема – это проведение защиты не ради защиты, а использование ее в качестве инструмента активной интервенции в атакующие действия правонарушителя. Успешное выполнение оперативно-служебных задач зависит от уровня подготовки и того, насколько хорошо освоены сотрудниками прикладные навыки. Для качественной подготовки слушателей необходимо грамотно составить учебно-практический материал, в который будут входить не только теоретические, но и тренировочные занятия. Последние позволят сформировать необходимые двигательные навыки, добиться автоматизма при выполнении приемов самообороны, проработать их применение в разных ситуациях, которые можно смоделировать при обучении. Исход каждой операции по пресечению преступных действий зависит от умения уверенно использовать освоенные навыки ударной техники, от уровня физической подготовленности, а также сформированных специальных двигательных навыков и физических качеств. Отсюда, обусловливается важность освоения в структуре физической подготовки в боевом разделе самозащиты навыков применения ударной техники, ввиду часто возникающих ситуаций, когда умение нанести сильный и точный удар противнику может решить исход поединка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УДАРАМ И ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОТ НИХ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

МЕШЕВ Ислам Хасанбиевич,

подполковник полиции, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

e-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УДАРАМ И ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ОТ НИХ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

Аннотация. Правоохранительная практика свидетельствует о том, что правонарушители часто оказывают сопротивление и отказываются подчиняться законным требованиям сотрудников полиции. В этой связи сотрудникам правоохранительных органов важно владеть приемами самообороны, а также боевыми приемами, позволяющими проводить задержание преступника, вступать с ним в бой. Применение ударных и защитных действий являются наиболее эффективными и самостоятельными приемами в повседневной оперативно-служебной деятельности слушателей. При этом, методика обучения защитным действиям строится на главном принципе данного приема - это проведение защиты не ради защиты, а использование ее в качестве инструмента активной интервенции в атакующие действия правонарушителя. Успешное выполнение оперативно-служебных задач зависит от уровня подготовки и того, насколько хорошо освоены сотрудниками прикладные навыки. Для качественной подготовки слушателей необходимо грамотно составить учебно-практический материал, в который будут входить не только теоретические, но и тренировочные занятия. Последние позволят сформировать необходимые двигательные навыки, добиться автоматизма при выполнении приемов самообороны, проработать их применение в разных ситуациях, которые можно смоделировать при обучении. Исход каждой операции по пресечению преступных действий зависит от умения уверенно использовать освоенные навыки ударной техники, от уровня физической подготовленности, а также сформированных специальных двигательных навыков и физических качеств. Отсюда, обусловливается важность освоения в структуре физической подготовки в боевом разделе самозащиты навыков применения ударной техники, ввиду часто возникающих ситуаций, когда умение нанести сильный и точный удар противнику может решить исход поединка.

Ключевые слова: ударная техника, защитная техника, самооборона, боевые приемы борьбы, физическая подготовка.

MESHEV Islam Khasanbievich,

Police Lieutenant Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of the Department of Physical Training North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

METHOD OF TEACHING STRIKES AND DEFENSE ACTIONS FROM THEM TO STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Annotation. Law enforcement practice shows that offenders often resist and refuse to obey the lawful demands of police officers. In this regard, it is important for law enforcement officers to master self-defense techniques, as well as combat techniques that allow them to detain a criminal and engage in combat with him. The use of striking and defensive actions are the most effective and independent techniques in the daily operational and service activities of students. At the same time, the methodology for teaching defensive actions is based on the main principle of this technique -this is the implementation of protection not for the sake of protection, but its use as a tool for active intervention in the offensive actions of the offender. Successful completion of operational and ser-

vice tasks depends on the level of training and how well the employees have mastered the applied skills. For high-quality training of students, it is necessary to competently compose educational and practical material, which will include not only theoretical, but also training sessions. The latter will allow you to form the necessary motor skills, achieve automatism in the performance of self-defense techniques, work out their application in different situations that can be simulated during training. The outcome of each operation to suppress criminal acts depends on the ability to confidently use the acquired skills of striking techniques, on the level of physical fitness, as well as the formed special motor skills and physical qualities. Hence, the importance of mastering the skills of using striking techniques in the structure of physical training in the combat section of self-defense is determined, due to the frequently occurring situations when the ability to deliver a strong and accurate blow to the enemy can decide the outcome of the fight.

Key words; striking techniques, defensive techniques, self-defense, combat wrestling techniques, physical training.

Постановка проблемы. Выполнение оперативно-боевых задач в ходе несения службы слушателями образовательных организаций МВД России происходит в условиях и обстоятельствах, связанных с применением мер физического насилия - силового вмешательства и противоборства с правонарушителем. Исход каждой операции по пресечению преступных действий зависит от умения уверенно использовать освоенные навыки ударной техники, от уровня физической подготовленности, а также сформированных специальных двигательных навыков и физических качеств. Отсюда, обусловливается важность освоения в структуре физической подготовки в боевом разделе самозащиты навыков применения ударной техники, ввиду часто возникающих ситуаций, когда умение нанести сильный и точный удар противнику может решить исход поединка [7].

Цель обучения слушателей ударам и защитным действиям от них заключается в овладении теоретическими званиями, организаторскими и методическими умениями, а также практическими навыками выполнения приемов и действий физического воздействия на правонарушителей для пресечения противоправных действий их задержания и преодоления противодействия законным требованиям [7].

В образовательных организациях МВД России используется достаточно много методических материалов, практикуются разнообразные подходы к обучению, проводятся воспитательные мероприятия, и тем самым уделяется особое внимание физической и психологической подготовке будущих сотрудников. Однако актуальным остается вопрос о повышении качества образования и уровня спортивной подготовки слушателей, поскольку эффективное противодействие преступности зависит от физических качеств, сформированных в процессе обучения [2; 3].

Правоохранительная практика свидетельствует о том, что правонарушители часто оказывают сопротивление и отказываются подчиняться

законным требованиям сотрудников полиции. При этом они могут иметь при себе холодное или огнестрельное оружие, владеть боевыми приемами, обладать хорошей физической подготовкой. Это повышает риск травм или смерти полицейского от рук злоумышленников, поэтому его уровень подготовки должен быть выше, чем у преступника. В этой связи сотрудникам правоохранительных органов важно владеть приемами самообороны, а также боевыми приемами, позволяющими проводить задержание преступника, вступать с ним в бой. От уровня профессиональной подготовки сотрудников, в частности их физических качеств зависит не только успешное выполнение служебно-оперативных задач, но и жизнь и здоровье гражданских лиц и самого полицейского. Именно поэтому требования к образовательным организациям МВД России повысить качество физической подготовки актуально и обосновано.

На данный момент качество образования выпускников вузов МВД остается на среднем уровне. Проблему требуется решать, причем как можно решительнее. Особенно остро она стоит в условиях роста профессиональной преступности.

Слушатели образовательных организаций МВД России время от времени участвуют в защите общественного порядка, например, их привлекают к обеспечению порядка на массовых мероприятиях, и они должны иметь навыки пресечения неправомерного поведения граждан. При этом данные сотрудники не имеют достаточного опыта, практики, поэтому их действия содержат грубые ошибки, нарушения, например, в случаях, когда нарушителей требуется задержать и доставить в отдел полиции. Зачастую они наносят задержанным людям травмы, наносят удары руками, иногда по лицу, это приводит к жалобам со стороны граждан вышестоящему руководству и контролирующие органы.

Не всегда возможно использовать табельное орудие или спецсредства. В этих случаях

требуется иметь навыки приемов самообороны и применять их на практике. Их применение регулируется приказом МВД России от 1 июля 2017 г. №450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Сотрудникам МВД приходится работать в сложных условиях, что повышает требования к уровню их подготовки. Полицейские должны иметь высокий уровень знания законов, моральную устойчивость, а также очень хорошую физическую форму.

Правонарушители часто настроены агрессивно, могут применить насилие в отношении сотрудников полиции. У них может быть высокий уровень физической подготовки, поэтому полицейский должен уметь применять боевые приемы, вступать в бой с преступником и одерживать в нем победу. Существуют условные правила, которые помогут сотруднику занять выигрышное положение и с большей вероятностью победить. Выбирать прием нужно с учетом сложившейся ситуации, дистанции, которую удалось выбрать. Чаще всего востребованными оказываются следующие приемы:

- защита при помощи рук, нейтрализация ударов, наносимых противником;

- взаимодействие с противником, при нанесении ответных ударов, отклонении и защите от его атак, использование блоков и т.д.;

- оборона с использованием туловища, в этом случае полицейские взаимодействуют с противником, применяя нырки и уклоны;

- защита при помощи ног, в этом случае дистанция увеличивается путем отхода, возможны контрудары ногами, подсечки [4; 5; 8].

При использовании любого приема требуется активная работа ног, слаженность действия разных групп мышц, сохранение устойчивости при быстром перемещении в пространстве. Тело должно работать активно, двигаться быстро, имея возможность уворачиваться от наносимых противником ударов. Основную работу все же выполняют руки, они не только помогают обороняться, но и наносить встречные удары. При обучении необходимо сформировать навыки обороны от одного или нескольких противников вне зависимости от того, используют они оружие или подручные средства, или нет. Кроме этого, полицейские должны уметь работать слажено, оказывать друг другу помощь, если коллега попадает в подобную ситуацию. Обучающиеся должны получить достаточные двигательные навыки, научиться защищаться от ударов. Стоит отметить, что важно грамотное и умелое применение приемов, так как ошибки в них могут привести к тому,

что сотрудник не сможет выполнить поставленную перед ним задачу, а также имеет риск получить травму. Такие ошибки весьма опасны, так как могут приводить не только к травмам, но и к смерти сотрудника.

Успешное выполнение оперативно-служебных задач зависит от уровня подготовки и того, насколько хорошо освоены сотрудниками прикладные навыки. Для качественной подготовки слушателей необходимо грамотно составить учебно-практический материал, в который будут входить не только теоретические, но и тренировочные занятия. Последние позволят сформировать необходимые двигательные навыки, добиться автоматизма при выполнении приемов самообороны, проработать их применение в разных ситуациях, которые можно смоделировать при обучении. Обучающиеся должны освоить теоретический материал и отработать полученные знания на практике.

Слушателям объясняют, что прием состоит из определенных блоков движений, поэтому при обучении важно сформировать правильную последовательность действий, корректное положение конечностей, наработать двигательные навыки, которые необходимо довести до автоматизма. При этом следует соблюдать определенные принципы:

1. Тренер наглядно показывает приемы, подробно разбирает их со слушателями, устраняя ошибки на первой стадии обучения. Можно для лучшего понимания материала использовать видеозаписи, фотокарточки, показывать прием лично.

2. Обучение должно соответствовать принципам оптимизации. Материал должен распределяться рационально, последовательно.

3. Важна отработка техники приемов, нанесения ударов [1; 6].

Если следовать данным принципам, можно максимально эффективно сформировать навыки и умения, которые потребуются слушателям в будущем для выполнения ими служебно-опера-тивных задач, защиты граждан, обеспечения безопасности на общественных мероприятиях. Обучение приемов самообороны состоит из трех важных этапов: первоначального; основного; заключительного.

Учебно-тренировочные занятия помогают сформировать двигательные навыки, технику, основы нанесения и выполнения ударов, их виды, защиту, боевую стойку, нападение.

Защитные действия предусмотрены для любого из наносимых противником ударов. Например, если правонарушитель использует для нападения руки и ноги, правоохранитель

может воспользоваться следующими приемами: уклоны, перемещения, отбивы, нырки, подставки; захваты, броски.

Применяя определенные действия, полицейский должен помнить о законных требованиях, за которые выходить нельзя. Существует нормативное обеспечение правил выполнения боевых приемов борьбы. При обучении инструктор должен внимательно следить за тем, насколько правильно выполняются приемы, при этом обеспечивать контроль их законных рамок. Можно совершать защитные действия, уходя с линии удара, регулировать дистанцию, выбирая комфортный для себя вариант и максимально некомфортное положение для противника.

В зависимости от ситуации перемещение может выражаться скачками, отходами, прыжками, скользящими шагами. Все это можно делать в любую сторону. Сотрудник полиции должен иметь хорошую координацию, контролировать все части тела и работать разными группами мышц. Можно совмещать перемещения с уклонами. Такая тактика является наиболее эффективной, можно использовать руки или ноги для атаки, при этом не подпуская соперника слишком близко. Наставление подробно описывает, в каких ситуациях какие действия лучше использовать и какие из них будут наиболее эффективными [4; 5].

Сотрудник должен уметь быстро сгруппироваться, уйти от удара, работать всем телом, хорошо уметь ориентироваться в пространстве, уворачиваться, при этом сохраняя устойчивость. Нападающий должен все время оставаться в поле зрения полицейского. Последний должен всегда возвращаться в боевую стойку после того, как отразил нападение или совершил его. Защитные действия могут выполняться с подставкой. Они играют роль в случаях, когда нет возможности нанести контрудар, но нужно удерживаться на определенном расстоянии от нападающего.

Тренировки должны иметь определенную структуру, например, их необходимо планировать так, чтобы нагрузка шла по нарастающей, но основное занятие проходило после разминки, когда слушатели достигнут максимальной трудоспособности. Кроме этого, разминка поможет избежать травм, подготовить организм к большим нагрузкам. Между занятиями должен выдерживаться интервал, достаточный для восстановления организма.

Учебно-тренировочные занятия должны проводиться по графику, но на регулярной основе. Они должны сформировать устойчивые навыки движений, физических и психологических качеств, дать основы техники и тактики ведения рукопашного боя, выполнения защитных действий.

Выводы. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что применение ударных и защитных действий являются наиболее эффективными и самостоятельными приемами в повседневной оперативно-служебной деятельности слушателей. При этом, методика обучения защитным действиям строится на главном принципе данного приема - это проведение защиты не ради защиты, а использование ее в качестве инструмента активной интервенции в атакующие действия правонарушителя.

Таким образом, занятия по физической подготовке для слушателей образовательных организаций МВД России ударных и защитных приемов не только поможет защитить себя и мирных граждан, но и выполнить оперативно-служебные задачи с минимальным риском для жизни и здоровья самого полицейского.

Список литературы:

[1] Абрамов Я.А. Содержание и последовательность обучения атакующим и защитным действиям ударной техники курсантов в образовательных организациях МВД России // Успехи гуманитарных наук. 2023. № 8. С. 205-208.

[2] Баркалов С.Н. Совершенствование физической подготовки сотрудников полиции к применению мер насильственного воздействия на основе моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности // Наука-2020. 2022. № 4 (58). С. 64-80.

[3] Мешев И.Х., Хажироков В.А. Методика формирования навыков ударной техники у слушателей образовательных организаций МВД России // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 3-1. С. 373-379.

[4] Мещеряков В.С. О некоторых особенностях формирования навыков применения ударной техники сотрудниками полиции // В сборнике: Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы XXIII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор Д.В. Ким. 2020. С. 101-103.

[5] Мещеряков В.С. О проблемах при обучении сотрудников полиции технике нанесения ударов // В сборнике: Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.В. Панов. Красноярск, 2020. С. 80-83.

[6] Панферов Р. Г. Тактика применения боевых приемов борьбы в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей Всероссий-

ского круглого стола (г. Орел, 27 июня 2019 г.). Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2019. С. 223-228.

[7] Тхазеплов Р.Л. Методика обучения ударам и защитным действиям от них слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 4. С. 192-195.

[8] Черкесов Р.М., Дадов А.В., Доттуев Т.И., Афов А.Х. Применение технических средств и тренажеров для формирования у сотрудников ОВД специальных силовых качеств при выполнении ударов руками // В сборнике: Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 116-122.

[9] Шкапов П.Ю., Рыжкин А.М., Чураков А.А. Спарринг как средство физической подготовки сотрудников полиции // В сборнике: Актуальные вопросы физической подготовки (культуры) обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2024. С. 146-149.

Spisok literatury:

[1] Abramov YA.A. Soderzhanie i posledova-tel'nost' obucheniya atakuyushchim i zashchitnym dejstviyam udarnoj tekhniki kursantov v obrazova-tel'nyh organizaciyah MVD Rossii // Uspekhi guman-itarnyh nauk. 2023. № 8. S. 205-208.

[2] Barkalov S.N. Sovershenstvovanie fizich-eskoj podgotovki sotrudnikov policii k primeneniyu mer nasil'stvennogo vozdejstviya na osnove mode-lirovaniya tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti // Nauka-2020. 2022. № 4 (58). S. 64-80.

[3] Meshev I.H., Hazhirokov V.A. Metodika formirovaniya navykov udarnoj tekhniki u slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Pedagog-icheskij zhurnal. 2020. T. 10. № 3-1. S. 373-379.

[4] Meshcheryakov V.S. O nekotoryh osoben-nostyah formirovaniya navykov primeneniya udarnoj

tekhniki sotrudnikami policii // V sbornike: Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teorii i praktiki. Materialy XXIII mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastyah. Otvet-stvennyj redaktor D.V. Kim. 2020. S. 101-103.

[5] Meshcheryakov V.S. O problemah pri obu-chenii sotrudnikov policii tekhnike naneseniya udarov // V sbornike: Optimizaciya uchebno-vospitatel'nogo i trenirovochnogo processa v uchebnyh organizaciyah vysshego obrazovaniya. Zdorovyj obraz zhizni kak faktor profilaktiki narkomanii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor E.V. Panov. Krasnoyarsk,

2020. S. 80-83.

[6] Panferov R.G. Taktika primeneniya boevyh priemov bor'by v deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sbornik statej Vserossijskogo kruglogo stola (g. Orel, 27 iyunya 2019 g.). Orel: Orlovskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossii imeni V. V. Luk'yanova, 2019. S. 223-228.

[7] Thazeplov R.L. Metodika obucheniya udaram i zashchitnym dejstviyam ot nih slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2020. T. 13. № 4. S. 192-195.

[8] CHerkesov R.M., Dadov A.V., Dottuev T.I., Afov A.H. Primenenie tekhnicheskih sredstv i trenazherov dlya formirovaniya u sotrudnikov OVD special'nyh silovyh kachestv pri vypolnenii udarov rukami // V sbornike: Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e sovremennoj molodezhi. Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh,

2021. S. 116-122.

[9] SHkapov P.YU., Ryzhkin A.M., CHurakov A.A. Sparring kak sredstvo fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii // V sbornike: Aktual'nye voprosy fizicheskoj podgotovki (kul'tury) obuchayushchihsya v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obra-zovaniya. Sbornik materialov Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Kirov, 2024. S. 146149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.