Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ ПРИЕМОВ САМООБОРОНЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ ПРИЕМОВ САМООБОРОНЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОВД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗАДЕРЖАНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / ПРИЕМЫ САМООБОРОНЫ / САМОЗАЩИТА / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крымшокалов Ашамаз Заурович

В процессе физической подготовки сотрудников ОВД важное значение придается качеству выполнения профессиональных задач. Согласно Закону о полиции, сотрудники при выполнении служебных обязанностей должны выполнять тактически грамотные действия, связанные с применение физической силой в адрес правонарушителя. Сотрудники ОВД в процессе пресечения преступлений и иных общественно-опасных деяний должны помнить о необходимости действовать исключая преступность деяния, т.е. стремиться к минимальным значениям наступления нежелательных последствий от примененных мер физического воздействия. И в этой связи особый интерес представляет необходимая самооборона, суть которой состоит в правомерной защите личности и прав обороняющегося (сотрудника ОВД) от общественно опасного посягательства путем причинения вредя посягающему лицу. Применяя физическую силу, сотрудники ОВД действуют согласно создавшейся обстановке, характера и степени опасности действий лиц, а также степени оказываемого ими сопротивления. Их главная задача - минимизировать ущерб, причиняемый правонарушителю. Во избежание нежелательных последствий методика обучения сотрудников ОВД навыкам самообороны в рамках дисциплины «Физическая подготовка» строится на разделении освоения приемов самообороны на этапы. Учитывая выявленные проблемы по применению боевых приёмов борьбы в практической деятельности, необходимо при обучении навыкам самообороны при задержании правонарушителей систематизировать и выбирать стратегию подготовки сотрудников органов внутренних дел для эффективного применения приёмов самозащиты. Если физические показатели сотрудника на низком уровне едва ли можно себе представить, что он сможет подавить сопротивление правонарушителя, как невооруженное, так и вооруженное. Уровень физической подготовки так же отражается на навыках силового задержания. Так, не обладая достаточной физической подготовкой вероятность освоения приемов борьбы или рукопашного боя довольно низки ввиду того, что они являются контактными, силовыми, боевыми видами единоборств, которые подразумевают достаточно высокий уровень физической силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION RECEPTIONS OF SELF-DEFENSE IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING

In the process of physical training of police officers, great importance is attached to the quality of performing professional tasks. According to the Law on Police, employees in the performance of their duties must perform tactically competent actions related to the use of physical force against the offender. Police officers in the process of suppressing crimes and other socially dangerous acts must remember the need to act excluding the criminality of the act, i.e. strive for the minimum values of the occurrence of undesirable consequences from the applied measures of physical impact. And in this regard, the necessary self-defense is of particular interest, the essence of which is the lawful protection of the personality and rights of the defender (police officer) from a socially dangerous encroachment by causing harm to the encroaching person. Using physical force, police officers act according to the situation, the nature and degree of danger of the actions of persons, as well as the degree of resistance they offer. Their main task is to minimize the damage caused to the offender. In order to avoid undesirable consequences, the methodology for teaching self-defense skills to police officers within the discipline "Physical training" is based on dividing the development of self-defense techniques into stages. Taking into account the identified problems in the use of combat techniques of struggle in practical activities, it is necessary, when teaching self-defense skills when detaining offenders, to systematize and choose a strategy for training employees of internal affairs bodies for the effective use of self-defense techniques. If the physical performance of an employee is at a low level, one can hardly imagine that he will be able to suppress the resistance of the offender, both unarmed and armed. The level of physical fitness is also reflected in the skills of forceful detention. So, without sufficient physical training, the probability of mastering the techniques of wrestling or hand-to-hand combat is quite low due to the fact that they are contact, power, combat martial arts, which imply a fairly high level of physical strength.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ ПРИЕМОВ САМООБОРОНЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

- фокус контроля и оценки переносится с проверки соответствия достижений учащихся заданным образовательным стандартам на оценку индивидуального прогресса каждого ученика;

- доля участия обучающихся в контрольно-оценочной деятельности увеличивается, что является необходимым как для эффективного функционирования системы, так и для развития навыков контроля и оценки, а также самоконтроля и самооценки, которые являются важными элементами учебной деятельности младших школьников;

- контроль и оценка в большей степени выполняют диагностическую функцию, и усиливается педагогическая диагностика, которая позволяет определить характеристики учащегося в качестве субъекта учебного процесса;

- в системе контроля и оценки усиливается важность внешнего компонента, поскольку для эффективного функционирования системы образования нужны регулярно обновляемые данные о реальных возможностях современных младших школьников и уровне их достижений [4].

Для эффективного функционирования системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников необходимо учитывать самоценность каждого компонента системы при их взаимодействии и сбалансированности. Для этого нужно сочетать внутренние и внешние формы контроля и оценки. Внутренний контроль и оценка важны, так как они ориентированы на процесс усвоения знаний и навыков, и позволяют установить обратную связь. Внешний контроль и оценка так же играют важную роль, потому что они предоставляют данные об общем состоянии начального образования и его изменении, а также позволяют создать качественный инструментарий для внутреннего контроля и оценки.

Контроль и оценка играют важную роль в повышении качества образования младших школьников, так как они позволяют преподавателям определить уровень усвоения учебного материала учащимися и оценить эффективность своей работы.

Одним из способов, с помощью которых эффективный контроль и оценка могут помочь преподавателям определить области, в которых необходимы улучшения, является использование различных методов оценки, таких как тесты, экзамены, контрольные работы и домашние задания. По результатам этих методов можно определить, какие темы и уроки учащиеся усвоили, а где им необходима дополнительная помощь.

Еще одним способом определить области, в которых необходимы улучшения, является анализ ошибок, допущенных учащимися на контрольных работах и экзаменах. Это позволит преподавателям определить, какие конкретные ошибки были допущены и какие темы и уроки нуждаются в дополнительной работе. С помощью контроля и оценки преподаватели также могут определить, какие методы обучения наиболее эффективны для их учащихся. Например, если результаты показывают, что учащиеся лучше усваивают материал с помощью групповой работы, то они могут использовать этот метод чаще.

Кроме того, контроль и оценка помогают установить цели и ожидания для детей, что способствует их мотивации и повышению качества образования. Например, если результаты оценок показывают, что большинство учащихся не достигли цели по определенной теме, то преподаватель может установить более реалистичные цели и ожидания для следующего урока. В целом, контроль и оценка являются неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников и позволяют преподавателям определить области, которые нуждаются в улучшении, установить цели и ожидания, а также выбрать наиболее эффективные методы обучения [5].

Выводы. Подводя итог данного исследования можно сказать, что использование системы контроля и оценки образовательных достижений младших школьников с учетом педагогической диагностики и дифференцированного подхода к обучению может способствовать повышению эффективности образовательного процесса. Для этого необходимо учитывать как внутренние, так и внешние компоненты системы, выделять основные учебные действия и проводить качественную оценку достижений, чтобы организовать индивидуальные траектории обучения и развития учащихся, определить причины возникающих трудностей и ошибок. Также рекомендуется проводить систематический и объективный контроль и оценку образовательных достижений младших школьников, используя разнообразные методы и приемы. Это позволит учителям и родителям более точно определить уровень знаний и умений, а также предпринять соответствующие меры для улучшения образовательного процесса.

Кроме того, необходимо уделять особое внимание педагогической поддержке и мотивации младших школьников для достижения лучших результатов в учебе. Открытость и доверие в отношениях между учителями, родителями и учениками являются ключевыми факторами успеха в образовательных достижений и обеспечении качественного образования в целом.

Литература:

1. Ковалева, Г.С. Осваиваем метапредметные результаты - учимся для жизни / Г.С. Ковалева // Вестник образования. - 2015. - № 10. - С. 38-45

2. Лукичева, Е.Ю. Современная оценка образовательных достижений учащихся [Текст]: методическое пособие: [12+] / [Е.Ю. Лукичева и др.]; науч. ред. И.В. Муштавинская, Е.Ю. Лукичева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 304 с.

3. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд., испр. и доп. / А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-Центр, 2005. - 424 с.

4. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025236-2.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего обрзовния (текст с изм. и доп.). - М.: Просвещение, 2017. - 48 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры физической подготовки, майор полиции Крымшокалов Ашамаз Заурович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ФОРМИРОВАНИЕ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ ПРИЕМОВ САМООБОРОНЫ В

ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В процессе физической подготовки сотрудников ОВД важное значение придается качеству выполнения профессиональных задач. Согласно Закону о полиции, сотрудники при выполнении служебных обязанностей должны выполнять тактически грамотные действия, связанные с применение физической силой в адрес правонарушителя. Сотрудники ОВД в процессе пресечения преступлений и иных общественно-опасных деяний должны помнить о необходимости действовать исключая преступность деяния, т.е. стремиться к минимальным значениям наступления нежелательных последствий от примененных мер физического воздействия. И в этой связи особый интерес представляет необходимая самооборона, суть которой состоит в правомерной защите личности и прав обороняющегося (сотрудника

ОВД) от общественно опасного посягательства путем причинения вредя посягающему лицу. Применяя физическую силу, сотрудники ОВД действуют согласно создавшейся обстановке, характера и степени опасности действий лиц, а также степени оказываемого ими сопротивления. Их главная задача - минимизировать ущерб, причиняемый правонарушителю. Во избежание нежелательных последствий методика обучения сотрудников ОВД навыкам самообороны в рамках дисциплины «Физическая подготовка» строится на разделении освоения приемов самообороны на этапы. Учитывая выявленные проблемы по применению боевых приёмов борьбы в практической деятельности, необходимо при обучении навыкам самообороны при задержании правонарушителей систематизировать и выбирать стратегию подготовки сотрудников органов внутренних дел для эффективного применения приёмов самозащиты. Если физические показатели сотрудника на низком уровне едва ли можно себе представить, что он сможет подавить сопротивление правонарушителя, как невооруженное, так и вооруженное. Уровень физической подготовки так же отражается на навыках силового задержания. Так, не обладая достаточной физической подготовкой вероятность освоения приемов борьбы или рукопашного боя довольно низки ввиду того, что они являются контактными, силовыми, боевыми видами единоборств, которые подразумевают достаточно высокий уровень физической силы.

Ключевые слова: сотрудники ОВД, физическая подготовка, задержание правонарушителей, пресечение преступлений, сопротивление, приемы самообороны, самозащита, физическая сила.

Annotation. In the process of physical training of police officers, great importance is attached to the quality of performing professional tasks. According to the Law on Police, employees in the performance of their duties must perform tactically competent actions related to the use of physical force against the offender. Police officers in the process of suppressing crimes and other socially dangerous acts must remember the need to act excluding the criminality of the act, i.e. strive for the minimum values of the occurrence of undesirable consequences from the applied measures of physical impact. And in this regard, the necessary self-defense is of particular interest, the essence of which is the lawful protection of the personality and rights of the defender (police officer) from a socially dangerous encroachment by causing harm to the encroaching person. Using physical force, police officers act according to the situation, the nature and degree of danger of the actions of persons, as well as the degree of resistance they offer. Their main task is to minimize the damage caused to the offender. In order to avoid undesirable consequences, the methodology for teaching self-defense skills to police officers within the discipline "Physical training" is based on dividing the development of self-defense techniques into stages. Taking into account the identified problems in the use of combat techniques of struggle in practical activities, it is necessary, when teaching self-defense skills when detaining offenders, to systematize and choose a strategy for training employees of internal affairs bodies for the effective use of self-defense techniques. If the physical performance of an employee is at a low level, one can hardly imagine that he will be able to suppress the resistance of the offender, both unarmed and armed. The level of physical fitness is also reflected in the skills of forceful detention. So, without sufficient physical training, the probability of mastering the techniques of wrestling or hand-to-hand combat is quite low due to the fact that they are contact, power, combat martial arts, which imply a fairly high level of physical strength.

Key words: police officers, physical training, detention of offenders, suppression of crimes, resistance, self-defense techniques, self-defense, physical strength.

Введение. В настоящее время криминологическую обстановку можно охарактеризовать как постоянно усложняющуюся, где преступники демонстрируют беспредельную нахальство и агрессию. Анализ правоохранительной деятельности подтверждает, что сотрудники ОВД в ситуации физического столкновения с правонарушителем не могут действовать активно, поскольку рискуют выйти за рамки закона. По этой причине в процессе профессионально-прикладной подготовки применению физической силы в целях самообороны и самозащиты от нападений со стороны преступников уделяется особое внимание.

Изложение основного материала статьи. В процессе физической подготовки сотрудников ОВД важное значение придается качеству выполнения профессиональных задач. Компонентами структуры физической подготовки являются сформированные навыки самозащиты и самообороны, а также психологическая подготовка, что позволяет сотрудникам ОВД находиться в постоянной готовности применить свои навыки в экстренных ситуациях.

В процессе отработки приемов самообороны сотрудники ОВД в большей степени осваивают бросковую и ударную техники. Все подлежащие отработке приемы можно разделить на приемы, применяемые на дальней дистанции и применяемые на ближней дистанции, а также на приемы направленную на защиту, атаку и обезоруживание [4, 6].

Согласно Закону о полиции, сотрудники при выполнении служебных обязанностей должны выполнять тактически грамотные действия, связанные с применение физической силой в адрес правонарушителя [1]. Так, все используемые и известные на сегодняшний день приемы самозащиты и самообороны взяты из различных боевых.

Вместе с тем в процессе развития профессионально важных физических качеств у сотрудников ОВД формируются психологическая устойчивость, которая призвана обеспечить совершенствование личностных качеств, таких как решительность, уверенность, инициативность, способность действовать в экстремальных, опасных и нестандартных ситуациях.

Взаимосвязь между физической подготовкой и успешной службой бесспорна ввиду того, что служба в органах внутренних дел ставит первоочередной задачей защиту прав и свобод граждан от посягательства преступного элемента. В процессе несения службы сотрудникам ОВД предстоит производить преследование и задержание антиобщественных элементов для того, чтобы привлечь их к ответственности. Также если физические показатели сотрудника на низком уровне едва ли можно себе представить, что он сможет подавить сопротивление правонарушителя, как невооруженное, так и вооруженное. Уровень физической подготовки так же отражается на навыках силового задержания. Так, не обладая достаточной физической подготовкой вероятность освоения приемов борьбы или рукопашного боя довольно низки ввиду того, что они являются контактными, силовыми, боевыми видами единоборств, которые подразумевают достаточно высокий уровень физической силы. Если же в процессе освоения различных приемов сотрудники ОВД испытывают значительные трудности, то об эффективном использовании их в критических ситуациях несения службы не может быть и речи. Следовательно, чтобы сотрудникам ОВД без особых усилий, а главное без существенного вреда для себя и мирных граждан, обезвредить преступника необходимы регулярные тренировки, в ходе которых выполнение приемов доводится до автоматизма [7, 8].

Сотрудники ОВД в процессе пресечения преступлений и иных общественно-опасных деяний должны помнить о необходимости действовать исключая преступность деяния, т.е. стремиться к минимальным значениям наступления нежелательных последствий от примененных мер физического воздействия. И в этой связи особый интерес представляет необходимая самооборона, суть которой состоит в правомерной защите личности и прав обороняющегося (сотрудника ОВД) от общественно опасного посягательства путем причинения вредя посягающему лицу [2]. Однако на практике отмечаются трудности при определении обстоятельств, исключающих преступность деяния. Применяя физическую силу,

сотрудники ОВД действуют согласно создавшейся обстановке, характера и степени опасности действий лиц, а также степени оказываемого ими сопротивления. Их главная задача - минимизировать ущерб, причиняемый правонарушителю.

Во избежание нежелательных последствий методика обучения сотрудников ОВД навыкам самообороны в рамках дисциплины «Физическая подготовка» строится на разделении освоения приемов самообороны на этапы.

На первом этапе большая часть тренировочного времени уделяется стойке. Боевая стойка является фундаментом, на который в дальнейшем и будет опираться вся дальнейшая техника и приемы. От стойки зависит очень многое, так как неудачный выбор позиции может стать причиной поражения в бою с правонарушителем, что в деятельности правоохранителя равносильно невыполнению поставленной задачи и ущербу для его здоровья вплоть до летального исхода [4].

Задача руководителей занятий передать сотрудникам ОВД теоретические знания и только потом прививать практические навыки. Основной упор на занятиях делается на особенностях строения тела каждого отдельного человека. Стойка представляет собой расставленные на ширине плеч ноги, одна нога чуть впереди, другая сзади. Это делается для того, чтобы сотруднику было легче передвигаться, наносить быстрые выпады на соперника или отходить во время атаки.

Ведущая нога зависит от того является сотрудник левшой или правшой, если левша-правая, если правша-левая. Ноги в стойке всегда чуть согнуты в коленях, что позволяет сотруднику быстрее перемещаться и уходить с линии атаки.

Руки всегда подняты, никогда не должны опускаться за некоторыми исключениями, о которых расскажем позже. Одноименная ведущей ноге рука всегда выставлена чуть вперед и поднята до уровня челюсти, вторая рука плотно прижата локтем к корпусу, кистью или кулаком к челюсти с обратной стороны.

Роль передней руки заключается в том, чтобы с наибольшей точностью определить дистанцию для своих ударов и не подпустить соперника близко к себе. Задняя рука используется для нанесения акцентированных ударов. Передняя рука также используется как блок, ей можно сбивать удары руками которые наносит соперник, а также защищаться от приемов борьбы. Задняя рука, как правило, не такая подвижная и защищает непосредственно большую часть головы, а также туловища (у правши-печень, у левши-селезенку). Это универсальная стойка, которая подходит для ведения боя в любых условиях, и она позволяет качественно защищаться и атаковать соперника. Достоинством такой стойки является то, что в отличии от многих боевых единоборств, где приемы борьбы запрещены, она позволяет сотруднику легко перемещаться в борьбу, а также блокировать такие примитивные и эффективные приемы как проход в ноги и другую бросковую технику.

Анализ любой борцовской схватки указывает на то, что борцы сильно сгибают туловище не боясь ударов, а боксеры расставляют ноги слишком широко и держат их почти прямыми не боясь бросков, а рассматриваемая нами стойка собрала в себе лучшее из этих разных боевых единоборств. После того как сотрудник освоил указанную стойку и перемещение в ней можно приступать к освоению ударной техники.

Ударная техника включает в себя удары руками, ногами, коленями и локтями, которые могут наноситься в голову, по ногам, в пах, область важных органов таких как печень, селезенка и солнечное сплетение. По своей траектории удары могут наноситься по прямой траектории, боковой траектории снизу вверх, сверху вниз. Прямые удары руками или ногами эффективнее остальных. Они позволяют соблюдать удобную для бьющего дистанцию при этом вкладывая в удар всю свою силу. Также прямые удары эффективны ввиду того, что позволяют удерживать соперника на удобной для бьющего дистанции. Такой удар из бокса как джеб или прямой удар передней рукой не несет в себе большой силы удара, однако он позволяет всегда удерживать соперника на дистанции, обманывать его и маскировать более акцентированные удары, а также сбивать руки соперника, когда тот наносит удар или стоит в оборонительной стойке [9].

Удары задней рукой куда более опасны и несут больше ударной силы. Они также могут быть прямыми, боковыми, наносящимися снизу вверх и сверху вниз. Прямые удары применяются чаще всего в комбинации с передней рукой, где, как и сказано было ранее передняя рука отвлекает на себя внимание. В этом случае противник снижает бдительность или опускает блок после чего сразу получает акцентированный удар второй рукой.

Удары ногами тоже эффективны, однако куда более опасны для самого бьющего. Сила удара в ногах в разы больше чем в руках и это неоспоримо, однако нанося удар ногой сотруднику приходиться терять стойку на время удара, его руки немного опускаются и вместо двух опор остается одна. В такой ситуации любой противник, который так или иначе обладает навыками рукопашного боя без особого труда контратакует и это будет страшнее чем тот удар, который он может пропустить. Потеряв стойку и одну из двух опор равновесие бьющего хуже, в результате чего любой удар по опорной ноге может уронить его на землю, как и любой прием борьбы так как его тело уже нестабильно. Поэтому единственным оправданным ударом ногой является удар в пах.

На заключительной стадии обучения сотрудники ОВД отрабатывают непосредственных приемы самообороны. Все предыдущие стадии можно считать подготовительными, так как они направлены на изучение отдельных компонентов, в то время как финальная включает в себя тренировку уже отработанных навыков. Комплекс специальных приемов утверждается директивами МВД по подготовке сотрудников для органов внутренних дел. Они постоянно совершенствуются, в них вносятся коррективы и изменения, направленные на эффективное их применение в условиях осуществления профессиональной деятельности [4].

Выводы. Учитывая выявленные проблемы по применению боевых приёмов борьбы в практической деятельности, необходимо при обучении навыкам самообороны при задержании правонарушителей систематизировать и выбирать стратегию подготовки сотрудников органов внутренних дел для эффективного применения приёмов самозащиты [10]. Если физические показатели сотрудника на низком уровне едва ли можно себе представить, что он сможет подавить сопротивление правонарушителя, как невооруженное, так и вооруженное. Уровень физической подготовки так же отражается на навыках силового задержания. Так, не обладая достаточной физической подготовкой вероятность освоения приемов борьбы или рукопашного боя довольно низки ввиду того, что они являются контактными, силовыми, боевыми видами единоборств, которые подразумевают достаточно высокий уровень физической силы.

Литература:

1. Барышев, Е.С. Обучение технико-тактическим действиям самообороны / Е.С. Барышев, И.В. Григоревич // В сборнике: Общественные и гуманитарные науки. Материалы 85-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием). - Минск. - 2021. -С. 281-283

2. Борисов, А.А. Особенности технической подготовки защитным и атакующим действиям в самообороне / А.А. Борисов // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием. - 2019. - С. 555-557

3. Гребнев, Д.Ю. О повышении эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных организациях МВД России / Д.Ю. Гребнев, В.А. Хромов // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2022. - № 3. - С. 119-122

4. Доттуев, Т.И. Самозащита и боевые приёмы борьбы в деятельности сотрудников ОВД / Т.И. Доттуев // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - Т. 15. - № 4. - С. 90-94

5. Кодзоков, А.Х. Актуальные проблемы организации учебно-тренировочного процесса на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России / А.Х. Кодзоков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. -№ 1. - С. 151-153

6. Лигута, В.Ф. Боевые приемы борьбы в профессиональной деятельности сотрудников полиции общественной безопасности / В.Ф. Лигута, В.С. Кшевин // В сборнике: Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. сборник научных статей. Орел. - 2022. - С. 132-136

7. Ошурков, Д.В. Основы обучения ударной и защитной технике сотрудников органов внутренних дел / Д.В. Ошурков // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 7. - С. 12-16

8. Серебрянников, В.А. Основа формирования у сотрудников полиции базовых умений и навыков выполнения боевых приемов борьбы / В.А. Серебрянников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 261-265

9. Тхазеплов, Р.Л. Физическая подготовка как средство формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к противоборству с правонарушителем / Р.Л. Тхазеплов // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - Т. 15. - № 5. - С. 42-46

10. Шакирова, Э.Р. Самозащита в виде необходимой обороны / Э.Р. Шакирова, А.М. Давлетшин // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В 3-х томах. - Казань. - 2020. - С. 578-579

Педагогика

УДК 371.3

кандидат филологических наук Ларина Татьяна Сергеевна

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (г. Москва); кандидат филологических наук Зимина Евгения Александровна

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (г. Москва)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗНАКОВ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В современном мире целью обучения иностранному языку является не столько общение на иностранном языке, подразумевающее владение определенным набором языковых средств, сколько диалог культур. В данной статье рассматриваются варианты применения на уроке немецкого языка общественного знака, как особого, культурно-детерминированного типа текста, включающего помимо языкового содержания также информацию экстралингвистического характера. Общественный знак наглядно демонстрирует то, как простой набор лексико-грамматических конструкций, заключённых в сжатое текстовое пространство, оказывает воздействие на адресата в разных коммуникативных ситуациях. Основное содержание исследования составляет анализ немецкоязычного общественного знака, предлагаются варианты работы с ним на уроке немецкого языка. Предложенный алгоритм работы с общественными знаками на уроке немецкого языка позволяет задействовать сразу три вида речевой деятельности - говорение, чтение и письмо. Взаимодействие вербального и невербального кодов в рамках одного общественного знака позволяют студентам проявлять активность и фантазию при интерпретации заложенной в знак информации.

Ключевые слова: урок немецкого языка, общественный знак, иностранный язык, межкультурная компетенция.

Annotation. In the modern world, the goal of teaching a foreign language is not so much communication in a foreign language, which implies the possession of a certain set of language tools, but a dialogue of cultures. This article discusses the options for using a social sign in a German lesson as a special, culturally determined type of text that includes, in addition to linguistic content, information of an extralinguistic nature. The public sign clearly demonstrates how a simple set of lexical and grammatical constructions enclosed in a compressed text space affects the addressee in different communicative situations. The main content of the study is the analysis of the German-language public sign, options for working with it in a German lesson are offered. The proposed algorithm for working with public signs in a German lesson allows you to use three types of speech activity at once -reading, speaking and writing. The interaction of verbal and non-verbal codes within the same public sign allows students to be active and imaginative when interpreting the information contained in the sign.

Key words: German lesson, public sign, foreign language, intercultural competence.

Введение. В век активного развития информационных технологий перед преподавателем иностранного языка встает трудная задача - переключить внимание студентов с сети Интернет и различных социальных сетей, и мессенджеров на учебный процесс, заинтересовать студентов. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что линейное преподнесение информации отходит на второй план и уступает место интерактивным подходам к обучению, таким как ролевые игры, кейсы, мозговые штурмы, круглые столы и т.п., что мотивирует студентов к изучению материала, предусмотренного учебным планом и отличного от содержащегося в интернете, зачастую не подкрепленного фактами, информационного потока. В настоящей статье в качестве одного из методов обучения будет рассмотрено применение дикодового текста на уроке немецкого языка.

Изучение иностранного языка является сложным многогранным процессом, в ходе которого обучающиеся знакомятся не только с лексико-грамматическим строем изучаемого языка, но и познают культуру тех стран, в которых изучаемый язык является официальным. «Язык» и «Культура» - нерасторжимое, духовное единство [7, С. 11]. Несмотря на убеждение ряда исследователей в том, что при преподавании иностранного языка необходимо учитывать социокультурные особенности той страны, где язык преподается, а не страны изучаемого языка, мы придерживаемся точки зрения О.В. Наумовой, С.Г. Тер-Минасовой, что язык можно познать только через познание культуры той страны, в которой он используется [6; 10].

Формирование у студентов наряду с коммуникативной также межкультурной компетенции является одним из требований, выдвигаемых ФГОС высшей школы к профессиональной подготовке студентов. Успешному взаимодействию индивидуумов в рамках той или иной лингвокультуры способствуют не только языковые знаки, но и знаки других семиотических систем, в связи с чем, считаем одним из наиболее эффективных способов формирования межкультурной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.