Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД НАВЫКАМ НАНЕСЕНИЯ УПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТ УДАРОВ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ'

ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД НАВЫКАМ НАНЕСЕНИЯ УПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТ УДАРОВ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОВД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / УПРЕЖДАЮЩИЕ УДАРЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ БОЙ / РЕАЛЬНЫЙ БОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тхагалегов Азамат Арсенович, Крымшокалов Ашамаз Заурович

Чтобы избежать ущерба для своего здоровья и жизни сотрудники должны владеть умениями и навыками выполнения упреждающих действий при защите от ударов правонарушителя. Достижению это способствует формирование в процессе физической подготовки у сотрудников ОВД умений и навыков выполнения: ударов и защит от них, освобождения от захватов и обхватов, защитных действий от ударов ножом (тяжелым предметом), действий при угрозе оружием, попытки обезоружить. Анализ правоохранительной деятельности показывает, что успеху профессиональной деятельности препятствует, прежде всего, неоднозначное толкование одних и тех же терминов. В процессе физической подготовки часто используются термины «упреждающее действие» и «боевые приемы борьбы». Упреждающие удары применяются сотрудниками ОВД в целях предупреждения агрессивного поведения правонарушителя. Поскольку в сложной критической ситуации задача сотрудника состоит в сохранении своей жизни и здоровья генеральной целью процесса обучения является направленность на освоение приемов и их доведение до уровня навыка. Боевые приемы борьбы, являются наиболее важным разделом физической подготовки, представляют собой совокупность приемов рукопашного боя из различных стилей единоборств. При помощи овладения навыками боевых приемов борьбы сотрудники приобретают возможность решать специальные задачи, возникающие в процессе службы. Немаловажную роль в физической подготовке играет обучение сотрудников ОВД приемам рукопашного боя, борьбы и силового задержания правонарушителей. Каждый сотрудник обязан обладать умением при необходимости прибегнуть к использованию грубой физической силы и предотвратить совершение преступления, а также владеть навыками силового задержания правонарушителя. Процесс становления навыка, его упрочение и совершенствования довольно длительный. Успех достигается лишь в случаях многократного повторения двигательного действия с изменением вариативности структуры его выполнения. В процессе обучения сотрудников упреждающим действиям от ударов правонарушителя включает в себя изучение техники выполнения приемов, а так же их тренировку на живых мишенях, которая может производиться, как в процессе выполнения одного конкретного приема на несопротивляющемся ассистенте, так и во время тренировочного боя (спарринга). Следует отметить, что эффективность работы в паре заключается в том, что данный процесс является максимально приближёнными к реальному бою. Задачей каждого из спаррингующихся является использовать все разрешённые и имеющиеся в его арсенале упреждающие действия, чтобы одержать победу, а также понять насколько хорошо он владеет тем или иным приемом, какие из приемов получаются лучше и могут быть использованы им практически при защите от ударов правонарушителя. Задача преподавателя во время спаррингов заключается в том, чтобы помогать обоим бойцам и различными подсказками корректировать их недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тхагалегов Азамат Арсенович, Крымшокалов Ашамаз Заурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF ATS EMPLOYEES IN THE SKILLS OF PREVENTIVE ACTIONS IN THE PROTECTION AGAINST OFFENDER'S IMPACTS

To avoid damage to their health and life, employees must possess the skills and abilities to perform preventive actions when protecting themselves from the blows of the offender. This achievement is facilitated by the formation in the process of physical training of police officers of the skills and abilities to perform: strikes and defenses against them, release from grips and girths, protective actions from knife (heavy object) strikes, actions when threatened with a weapon, attempts to disarm. An analysis of law enforcement activity shows that the success of professional activity is hindered, first of all, by the ambiguous interpretation of the same terms. In the process of physical training, the terms "preemptive action" and "fighting fighting techniques" are often used. Preemptive strikes are used by police officers in order to prevent the aggressive behavior of the offender. Since in a difficult critical situation the task of an employee is to save his life and health, the general goal of the learning process is to focus on mastering the techniques and bringing them to the level of skill. Combat wrestling techniques are the most important section of physical training, they are a combination of hand-to-hand combat techniques from various styles of martial arts. With the help of mastering the skills of fighting techniques, employees acquire the ability to solve special tasks that arise in the process of service. An important role in physical training is played by the training of police officers in hand-to-hand combat, wrestling and forceful detention of offenders. Each employee is required to have the ability, if necessary, to resort to the use of brute physical force and prevent the commission of a crime, as well as to possess the skills of forceful detention of the offender. The process of becoming a skill, its strengthening and improvement is quite long. Success is achieved only in cases of repeated repetition of a motor action with a change in the variability of the structure of its implementation. In the process of training employees in preemptive actions from the blows of the offender, it includes the study of the technique of performing techniques, as well as their training on live targets, which can be carried out both in the process of performing one specific technique on a non-resisting assistant, and during a training fight (sparring). It should be noted that the effectiveness of working in pairs lies in the fact that this process is as close as possible to a real battle. The task of each of the sparring is to use all the allowed and available preemptive actions in his arsenal in order to win, and also to understand how well he owns this or that technique, which of the techniques are better and can be used by him practically when protecting from the blows of the offender. The task of the teacher during sparring is to help both fighters and correct their shortcomings with various tips.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД НАВЫКАМ НАНЕСЕНИЯ УПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТ УДАРОВ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ»

Возникает вопрос: почему будущие учителя отделяют работу с родителями от ежедневной подготовки? Ответ кроется в рабочих программах по теории и методике преподавания отдельных предметов, нацеленных только на формирование преподавательской компетентности для работы в обычных классах средних общеобразовательных школ.

Опрос молодых педагогов, проработавших год или несколько лет после окончания педагогического вуза показал, что они связывают свой уход из профессии не с недостатком знаний по предмету и недостаточной методической подготовкой, а именно с лакунами в содержании этой дисциплины - неумением выстраивать эффективное взаимодействие с родителями и работать с детьми с особыми потребностями, а также отсутствием самостоятельности в принятии педагогических решений. Подобные тенденции можно заметить и в исследованиях американских методистов, например Сайнато (2021) [10].

Выводы. Основываясь на полученных в ходе опросов результатах, становится очевидно, что необходимо смещение акцента в отношении стратегий в преподавании теории и методики обучения. Нам представляется необходимым ввести в теорию и методику обучения отдельным предметам специального курса, направленного на преподавание дисциплин учащимся с особыми потребностями. Обязательны в решении этого вопроса и помощь учителей-наставников, и узких специалистов с медицинским образованием [9].

В сегодняшнее критическое время для работников сферы образования необходимы согласованные усилия по удержанию молодых учителей в школе и замедлению темпов ухода учителей-практиков. Крайне важно, чтобы программы в срочном порядке пересматривали те области, в которых студенты самостоятельно идентифицируют недостаток знаний, навыков, умений и уверенности в себе.

Стратегии обучения, которые необходимо заложить в рабочей программе по теории и методике обучения, должны включать ролевые игры, тематические исследования, учебные кейсы, проблемное обучение и другие интерактивные методы, позволяющие студентам исследовать свое восприятие школьной действительности и обсуждать его со своими одногруппниками. Так они смогут услышать, как объяснение какой-либо проблемы «звучит» для других, и научатся активно прислушиваться к доводам, высказанным специалистами, родителями или коллегами. Создавая ответ на различного рода вызовы профессии, будущие учителя рассмотрят настроения и проблемы, которые практикующие учителя называли причинами ухода из сферы образования.

Литература:

1. Васильева, A. Вычитательная работа / А. Васильева, М. Литвинова // Коммерсантъ. - 2020. - № 201 (6922). - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4557441 (дата обращения 7.06.2022).

2. Костенко, Я. В российских школах не хватает учителей: как восполнить дефицит / Я. Костенко // Газета.ги. - 2021. -15 июля. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/07/14/13733882.shtml (дата обращения 15.06.2022).

3. Пономарева, Т.М. Диагностика интереса студентов к педагогической профессии и возможности его развития средствами заданий для самостоятельной работы / Т.М. Пономарева, О.В. Чукаев, Е.Ю. Алексеева // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29162 (дата обращения: 27.06.2022).

4. Поташник, М.М. Почему учителя уходят из школы / М.М. Поташник // Народное образование. - 2019. - № 6. -С. 93-101.

5. Разработка, апробация и внедрение образовательных решений в деятельность школ как инструмент повышения практикоориентированности студентов - будущих учителей: методическое пособие / П.М. Горев, Е.В. Сунцова,

B.В. Утёмов. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. - 146 с. - 1 CD-ROM.

6. Смолин, О. Чем обернется Год педагога? / О. Смолин // Вести образования. - 2021. - 27 авг. - URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/8/27/edpolitics/17870-chem_obernyotsya_god_pedagoga (дата обращения 3.06.2022).

7. Ingersoll, R. Seven trends: the transformation of the teaching force, updated April 2014. CPRE Report (#RR-80) / R. Ingersoll, L. Merrill, D. Stuckey. - Philadelphia: Consortium for Policy Research in Education, University of Pennsylvania, 2014. - Pp. 19-22.

8. Kumar, R. Preservice teachers' attitudes and beliefs toward student diversity and proposed instructional practices / R. Kumar, L. Hamer // Journal of Teacher Education. - 2012. - № 64(2). - Pp. 162-177.

9. Prado, H.P. del. The impact of Pds Partnerships in challenging times / H.P. del Prado, K. Garas-York. - Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc., 2020. - 233 p.

10. Sainato, M. Exhausted and underpaid: teachers across the US are leaving their jobs in numbers / M. Sainato // Guardian. -2021. - October 4. - URL: https://www.theguardian.com/world/2021/oct/04/teachers-quitting-jobs-covid-record-numbers (дата обращения: 29.06.2022).

11. Slade, M.L. The impact of reflective practice on teacher candidates' learning / M.L. Slade, T. Burnham, S.M. Catalana, T. Waters // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. - 2019. - № 13(2). - URL: https://doi.org/10.20429/ijsotl.2019.130215 (дата обращения 3.06.2022).

12. Tye, B.B. Why are experienced teachers leaving the profession? / B.B.Tye, L. O'Brien // Phi Delta Kappan. - 2002. -№ 84(1). - Pp. 24-32.

13. Wilson, S.M. How can we improve teacher quality? / S.M. Wilson // Phi Delta Kappan. - 2011. - № 93(2). - Pp. 64-67.

14. Zulauf-McCurdy, C.A. A qualitative examination of the parent-teacher relationship and early childhood expulsion /

C.A. Zulauf-McCurdy, K.M. Zinsser // Infants & Young Children. - 2022. - №35(1). - Pp. 20-39.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры физической подготовки, лейтенант полиции Тхагалегов Азамат Арсенович

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры физической подготовки, майор полиции Крымшокалов Ашамаз Заурович

Северо-Кавказский Институт повышения квалификации филиал Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД НАВЫКАМ НАНЕСЕНИЯ УПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТ

УДАРОВ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Аннотация. Чтобы избежать ущерба для своего здоровья и жизни сотрудники должны владеть умениями и навыками выполнения упреждающих действий при защите от ударов правонарушителя. Достижению это способствует формирование в процессе физической подготовки у сотрудников ОВД умений и навыков выполнения: ударов и защит от них, освобождения от захватов и обхватов, защитных действий от ударов ножом (тяжелым предметом), действий при угрозе оружием, попытки обезоружить. Анализ правоохранительной деятельности показывает, что успеху профессиональной

деятельности препятствует, прежде всего, неоднозначное толкование одних и тех же терминов. В процессе физической подготовки часто используются термины «упреждающее действие» и «боевые приемы борьбы». Упреждающие удары применяются сотрудниками ОВД в целях предупреждения агрессивного поведения правонарушителя. Поскольку в сложной критической ситуации задача сотрудника состоит в сохранении своей жизни и здоровья генеральной целью процесса обучения является направленность на освоение приемов и их доведение до уровня навыка. Боевые приемы борьбы, являются наиболее важным разделом физической подготовки, представляют собой совокупность приемов рукопашного боя из различных стилей единоборств. При помощи овладения навыками боевых приемов борьбы сотрудники приобретают возможность решать специальные задачи, возникающие в процессе службы. Немаловажную роль в физической подготовке играет обучение сотрудников ОВД приемам рукопашного боя, борьбы и силового задержания правонарушителей. Каждый сотрудник обязан обладать умением при необходимости прибегнуть к использованию грубой физической силы и предотвратить совершение преступления, а также владеть навыками силового задержания правонарушителя. Процесс становления навыка, его упрочение и совершенствования довольно длительный. Успех достигается лишь в случаях многократного повторения двигательного действия с изменением вариативности структуры его выполнения. В процессе обучения сотрудников упреждающим действиям от ударов правонарушителя включает в себя изучение техники выполнения приемов, а так же их тренировку на живых мишенях, которая может производиться, как в процессе выполнения одного конкретного приема на несопротивляющемся ассистенте, так и во время тренировочного боя (спарринга). Следует отметить, что эффективность работы в паре заключается в том, что данный процесс является максимально приближёнными к реальному бою. Задачей каждого из спаррингующихся является использовать все разрешённые и имеющиеся в его арсенале упреждающие действия, чтобы одержать победу, а также понять насколько хорошо он владеет тем или иным приемом, какие из приемов получаются лучше и могут быть использованы им практически при защите от ударов правонарушителя. Задача преподавателя во время спаррингов заключается в том, чтобы помогать обоим бойцам и различными подсказками корректировать их недостатки.

Ключевые слова: сотрудники ОВД, физическая подготовка, физические качества, боевые приемы борьбы, упреждающие удары, тренировочный бой, реальный бой.

Annotation. To avoid damage to their health and life, employees must possess the skills and abilities to perform preventive actions when protecting themselves from the blows of the offender. This achievement is facilitated by the formation in the process of physical training of police officers of the skills and abilities to perform: strikes and defenses against them, release from grips and girths, protective actions from knife (heavy object) strikes, actions when threatened with a weapon, attempts to disarm. An analysis of law enforcement activity shows that the success of professional activity is hindered, first of all, by the ambiguous interpretation of the same terms. In the process of physical training, the terms "preemptive action" and "fighting fighting techniques" are often used. Preemptive strikes are used by police officers in order to prevent the aggressive behavior of the offender. Since in a difficult critical situation the task of an employee is to save his life and health, the general goal of the learning process is to focus on mastering the techniques and bringing them to the level of skill. Combat wrestling techniques are the most important section of physical training, they are a combination of hand-to-hand combat techniques from various styles of martial arts. With the help of mastering the skills of fighting techniques, employees acquire the ability to solve special tasks that arise in the process of service. An important role in physical training is played by the training of police officers in hand-to-hand combat, wrestling and forceful detention of offenders. Each employee is required to have the ability, if necessary, to resort to the use of brute physical force and prevent the commission of a crime, as well as to possess the skills of forceful detention of the offender. The process of becoming a skill, its strengthening and improvement is quite long. Success is achieved only in cases of repeated repetition of a motor action with a change in the variability of the structure of its implementation. In the process of training employees in preemptive actions from the blows of the offender, it includes the study of the technique of performing techniques, as well as their training on live targets, which can be carried out both in the process of performing one specific technique on a non-resisting assistant, and during a training fight (sparring). It should be noted that the effectiveness of working in pairs lies in the fact that this process is as close as possible to a real battle. The task of each of the sparring is to use all the allowed and available preemptive actions in his arsenal in order to win, and also to understand how well he owns this or that technique, which of the techniques are better and can be used by him practically when protecting from the blows of the offender. The task of the teacher during sparring is to help both fighters and correct their shortcomings with various tips.

Key words: police officers, physical training, physical qualities, fighting techniques, preemptive strikes, training fight, real fight.

Введение. Современная служба сотрудников ОВД проходит в условиях повышающихся требований к их профессиональной подготовленности. При этом имеют место быть конфликтные ситуации, угрожающие здоровью и жизни сотрудника, когда со стороны правонарушителя оказывается активное сопротивление, порой даже вооруженное. Поэтому чтобы избежать ущерба для своего здоровья и жизни сотрудники должны владеть умениями и навыками выполнения упреждающих действий при защите от ударов правонарушителя. Достижению этого способствует формирование в процессе физической подготовки у сотрудников ОВД умений и навыков выполнения: ударов и защит от них, освобождения от захватов и обхватов, защитных действий от ударов ножом (тяжелым предметом), действий при угрозе оружием, попытки обезоружить.

В числе основных причин получения сотрудниками различных травм и увечий от рук антиобщественных элементов являются нанесение ударов со стороны правонарушителей и ситуации производства задержания правонарушителя. Большое количество травм сотрудники причиняют себе в процессе преследования правонарушителя, т.е. когда в погоне они встречаются с естественными препятствиями, преодоление которых вызвало затруднение. Также сотрудники получают травмы и увечья при групповом нападении правонарушителей.

Со стороны правонарушителей может также применяться огнестрельное и холодное оружие, что требует от сотрудников высокого уровня сформированности навыков применения боевых приемов борьбы.

Изложение основного материала статьи. Анализ правоохранительной деятельности показывает, что успеху профессиональной деятельности препятствует, прежде всего, неоднозначное толкование одних и тех же терминов. В процессе физической подготовки часто используются термины «упреждающее действие» и «боевые приемы борьбы».

Упреждающие удары применяются сотрудниками ОВД в целях предупреждения агрессивного поведения правонарушителя. Ситуациями, обусловливающими необходимость выполнения упреждающих действий, обычно являются проверка документов, личный осмотр, досмотр транспортных средств и т.д. В критической ситуации, перед тем как применить упреждающее действие, целесообразным действием сотрудника будет отвлечение правонарушителя: ведение переговоров, бросание предметов, крик, отвлечение взглядом и др.

Поскольку в сложной критической ситуации задача сотрудника состоит в сохранении своей жизни и здоровья генеральной целью процесса обучения является направленность на освоение приемов и их доведение до уровня навыка [1, 5].

Боевые приемы борьбы, являются наиболее важным разделом физической подготовки, представляют собой совокупность приемов рукопашного боя из различных стилей единоборств. При помощи овладения навыками боевых приемов борьбы сотрудники приобретают возможность решать специальные задачи, возникающие в процессе службы.

Высокий уровень физической подготовленности сотрудников ОВД достигается путём упорных занятий физкультурой и спортом. В образовательных организациях МВД России используются самые разнообразные методики физической подготовки и формирования двигательных умений и навыков, целью которых является в короткие сроки увеличить физические показатели сотрудников ОВД, а именно скорость и сила. Скоростные показатели, выносливость и навыки преследования правонарушителей формируются путём беговых упражнений, как на длинные дистанции от 3 до 10 километров, так и челночном беге (10х10м) или бега с ускорением на короткие дистанции. Данное упражнение выполняется в бронежилетах и разного рода утяжелителях, а также с макетами раненных людей для того, чтобы обеспечить условия максимально приближенные к реальным.

Силовые показатели улучшаются путём занятий на различного рода снарядах и при выполнении упражнений с собственным весом или утяжелителями.

Немаловажную роль в физической подготовке играет обучение сотрудников ОВД приемам рукопашного боя, борьбы и силового задержания правонарушителей. Часть из применяемых приёмов было заимствовано из других видов спорта и боевых искусств, а некоторые - разработаны бывшими сотрудниками органами внутренних дел. Каждый сотрудник обязан обладать умением при необходимости прибегнуть к использованию грубой физической силы и предотвратить совершение преступления, а также владеть навыками силового задержания правонарушителя. Если же не уделять в процессе обучения и подготовки сотрудников ОВД внимание их физических показателям и умениям применения навыков борьбы и боя, это напрямую может сказаться на раскрываемости дел и привлечения виновных к ответственности [10].

Отправляясь на место происшествия невозможно заранее предугадать какие опасности могут подстерегать сотрудников и какой будет обстановка к моменту их прибытия. Поэтому каждый сотрудник должен четко осознавать, что его здоровью, жизни, а также мирных граждан может угрожать опасность, и его задача как представителя власти состоит в обеспечении охраны общественного порядка и выполнения служебно-боевой задачи. При осуществлении задержания правонарушителя существует большая вероятность того, что он окажется выполнить законное требование уполномоченного лица, а также окажет сопротивление задержанию и аресту. В такой ситуации сотрудник должен, в первую очередь, адекватно оценить обстановку, психологическое и психическое состояние правонарушителя, который вполне может оказаться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и представлять тем самым угрозу жизни и здоровья сотрудника и окружающих мирных граждан. Также преступник может быть вооружен ножом, огнестрельным оружием или другими предметами, которыми он может нанести значительный ущерб здоровью сотрудников при задержании. Так, не имея в своём арсенале отработанных приемов силового задержания и физической силы превосходящей правонарушителя, его задержании становится опасным для жизни и здоровья сотрудника. Правонарушитель в любой момент может наброситься как с оружием, так и без него и вывести сотрудника из состояния боевой готовности, если он вовремя не отреагирует на действия преступника и не предпримет контрмеры по его обезоруживанию или нанесению удара [2, 3, 6, 7].

Процесс становления навыка, его упрочение и совершенствования довольно длительный. Успех достигается лишь в случаях многократного повторения двигательного действия с изменением вариативности структуры его выполнения. Процесс разучивания навыка включает несколько этапов.

Так, начальный этап обучения состоит в формировании двигательного умения, которое представляет собой сознательно управляемое движение, восприимчивость к действию сбивающих факторов и нестабильность результатов его выполнения. Ведущая роль при управлении движением принадлежит сознанию. Владение приемом на стадии умения не позволяет сотруднику переключаться на объекты внешней обстановки.

После прохождения начального этапа происходит формирование двигательного навыка. На данном этапе перед сотрудником ставится задача овладеть техникой автоматизированного и надежного выполнения действий. Однако, разученное движение, выполнение которого доведено до уровня навыка не является конечной целью обучения. В течение последующей профессиональной деятельности приемы упреждающих действий при защите от ударов невооруженного и вооруженного правонарушителя необходимо постоянно тренировать и совершенствовать, поскольку неповторяемые движения забываются или становятся малоэффективными. В данном случае процесс совершенствования зависит от уровня тактического мышления сотрудника, призванного помочь в решении тактической задачи в экстремальной ситуации. Польза тактического мышления состоит в обеспечении сотрудника умениями и навыками мгновенной оценки ситуации и нахождение из нее выхода [8, 9].

В процессе обучения сотрудников упреждающим действиям от ударов правонарушителя включает в себя изучение техники выполнения приемов, а так же их тренировку на живых мишенях, которая может производиться, как в процессе выполнения одного конкретного приема на несопротивляющемся ассистенте, так и во время тренировочного боя (спарринга).

Упражнениями, развивающими указанные качества, являются следующие:

1. Преподаватель находится перед сотрудником и начинает наносить серию атакующих ударов и защит. Сотрудник по сигналу преподавателя должен в точности повторить данную комбинацию на максимально возможной скорости. Длительность выполнения 2,5 мин.

2. Сотрудников распределяют по парам. Первый принимает боевую стойку, а второй в это время находится сзади на расстоянии вытянутой руки и начинает поочередно касаться плеч или ног стоящего спереди. Задача первого теперь наносить соответствующие удары находящемуся сзади причем как можно быстрее.

Отрабатывая данные упражнения, перед сотрудником стоит задача научиться использовать полученное знание на практике, а также научится использовать их против правонарушителя [6, 7, 9].

Когда преподаватель распределяет сотрудников по парам, ему необходимо следить за тем, чтобы выполнение данного упражнения не было бездумным, просто чтобы сделать движение. Сотрудник должен иметь четкое представление для чего он тренируется, параллельно обдумывать какие контрмеры могут быть предприняты соперником против данного приёма, а также предвосхитить свои дальнейшие действия после применения этого приёма.

Следует отметить, что эффективность работы в паре заключается в том, что данный процесс является максимально приближёнными к реальному бою. Задачей каждого из спаррингующихся является использовать все разрешённые и имеющиеся в его арсенале упреждающие действия, чтобы одержать победу, а также понять насколько хорошо он владеет тем или иным приемом, какие из приемов получаются лучше и могут быть использованы им практически при защите от ударов правонарушителя. Задача преподавателя во время спаррингов заключается в том, чтобы помогать обоим бойцам и различными подсказками корректировать их недостатки [4, 9].

Также не стоит забывать и о работе в парах с вооружённым противником. Вполне закономерно, что сотрудники испытывают страх перед различного рода оружием, и считают, что безоружный не сможет защититься от вооружённого. Но

это далеко не так, именно поэтому в процессе подготовки сотрудников к выполнению упреждающих действий обучают вести бой против вооружённого противника. Такой бой имеет специфику, как тренировок, так и ведения боя. Строго исключается допущение ошибок в таком бою, ведь каждая ошибка может стоить сотруднику жизни.

Выводы. Предложенные упражнения не раз доказали свою эффективность при осуществлении упреждающих действий от ударов, как невооруженного, так и вооруженного ножом или тяжелым предметом правонарушителя.

Для совершенствования навыков выполнения упреждающих действий выступает соревновательный метод, который имеет место быть в спортивных поединках, спаррингах, где условиях схватки сведены к минимуму. Поединок направлен на обучение сотрудников навыкам принятия самостоятельных решений относительно того, когда атаковать противника и каким приемом. Данный метод реализуется в двух вариантах: обусловленного и полуобусловленного спарринга. В первом случае преподаватель подает сигналы голосом и атакующий по команде начинает выполнять заранее оговоренную атаку, защищающийся - защитные и упреждающие действия. Во втором случае все действия выбираются партнерами самостоятельно, а преподаватель выполняет только функцию наблюдателя [8].

В обоих случаях условиями начала и конца спарринга является сигнал преподавателя. От занятия к занятию перечень осваиваемых приемов расширяется, а освоенные приемы отрабатываются в усложненных вариантах.

Литература:

1. Глубокий, В.А. Проблемы, связанные с обучением сотрудников полиции защитным действиям от ударов руками, ногами, колюще-режущими предметами / В.А. Глубокий, М.В. Глубокая // В сборнике: Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки. Сборник статей IV Международной научно-методической конференции. Под редакцией Ю.П. Шкаплерова. - 2018. - С. 60-66.

2. Гусев, А.А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. - T. 20. - С. 3691-3695.

3. Кодзоков, А.Х. Методика обучения защитным действиям от ударов слушателей образовательных организаций МВД России / А.Х. Кодзоков, А.М. Канукоев // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № 3-1. - С. 488-493.

4. Преснякова, Е.П. Основы тактики действий сотрудников ОВД при угрозе оружием // В сборнике: Современные проблемы юридической науки. Материалы XV Международной научно-практической конференции молодых исследователей. Часть 2. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Юридический институт. - 2019. - С. 332-333.

5. Торопов, В.А. Обучение приемам самозащиты без оружия на ближней дистанции с применением опережающих ударов / В.А.Торопов, А.А. Рахманов, А.В. Игнатьев // В сборнике: Состояние здоровья: медицинские, психолого-педагогические и социальные аспекты. Материалы IX Международной научно-практической интернет-конференции. Ответственный редактор А.Э. Мелоян. - 2018. - С. 488-492.

6. Торопов, В.А. Обучение приемам самозащиты без оружия на ближней дистанции с применением опережающих ударов / В.А.Торопов, В.П. Липовка, П.Р. Дутчак // В сборнике: Министерство обороны Российской Федерации. Сборник статей Итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры за 2019 год, посвященной Дню российской науки. Под ред. Пашута В.Л. - 2020. - С. 179-182.

7. Троян, Е.И. Особенности выполнения приемов защиты от ударов ножом в физической подготовке сотрудников полиции // В сборнике: Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: тенденции, традиции и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.Н. Зуева. - 2018. - С. 312-315.

8. Хажироков, В.А. Некоторые особенности обучения сотрудников полиции навыкам применения приемов рукопашного боя в адрес правонарушителя // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-1. -С. 297-300.

9. Хазова, Е.А. Основы тактики действий сотрудников ОВД при угрозе оружием // В сборнике: Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. Ответственные редакторы А.А. Каримов, А.А. Сысоев. - 2018. -С. 121-126.

10. Шпичко, В.А. Методические приемы подготовки к действиям в экстремальных ситуациях / В.А. Шпичко, Н.А. Панасенко // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2020. - № 1 (38). - С. 241-243.

Педагогика

УДК 378

доктор биологических наук, профессор института естествознания и спортивных технологий Федорова Елена Юрьевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент института естествознания и спортивных технологий Гиття Максим Александрович Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); аспирант института естествознания и спортивных технологий Папуша Александра Тимофеевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ РУКОПАШНЫМ БОЕМ

Аннотация. В Московском государственном педагогическом университете элективные дисциплины по физической подготовке проходят по различным направлениям. Одним из самых популярных и востребованных является направление «Единоборства», где студенты и члены сборной команды университета занимаются рукопашным боем. В статье рассматривается раздел обучения «Рукопашный бой» и его влияние на формирование профессионально-важных качеств студентов образовательных организаций РФ. Также раскрываются особенности организации процесса обучения и педагогических мероприятий, имеющих профессионально-ориентированную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.