Научная статья на тему 'Специальная физическая подготовка прыгунов в высоту с учётом индивидуальных особенностей'

Специальная физическая подготовка прыгунов в высоту с учётом индивидуальных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1848
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайко Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальная физическая подготовка прыгунов в высоту с учётом индивидуальных особенностей»

целом приближается к соревновательным условиям. Смысл интенсификации режимов функционирования опорно-двигательного аппарата средствами специальной физической подготовки заключается не столько в развитии силы мышц, сколько в повышении энергетического потенциала организма и способности его реализовывать в условиях соревновательной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Использование нетрадиционных средств в единоборствах, в частности в греко-римской борьбе, последовательной кумуляции тренировочного эффекта нагрузок разной направленности имеет место на относительно продолжительных этапах подготовки и выражается в «наложении» тренировочного эффекта на последующую работу, если использовать модульно-ситуационный подход в подготовке спортсменов. Положительная кумуляция при развитии взрывной силы достигается, если в начале используются объемные нагрузки с отягощением субмаксимального веса, а затем -физические упражнения, стимулирующие проявления взрывных усилий борцов в определенных динамических ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Зайцева, В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Зайцева. - М., 1995. - 47 с.

3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов / В.М. Зациорский. -М. : Физкультура и спорт, 1966. — 200 с.

4. Иванков, Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта, учеб. пособие / Ч.Т. Иванков. - М. : ИНСАН, 2005. - 368 с.

5. Копаев, В.П. Комплексное планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучения) : учеб. пособие / В.П. Копаев ; Великолукский гос. ин-т физ. культуры. - Великие Луки : [б.и.], 2003. - 65 с.

6. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. - М. : Физкультура и спорт, 1951. - 531 с.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЫГУНОВ В ВЫСОТУ С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Д. С. Зайко

Важность развития скоростных возможностей прыгунов в высоту отмечается многими авторами (Дьячков В.М., Стрижак А.П., Гойхман, Шур М.М.).

При этом следует учитывать особенность способа «фосбери-флоп», а именно наличие дугообразного разбега, эффективность которого определяется не только «запасом скорости», но и умением ее реализовать в условиях действия центробежной силы.

В данной работе мы изучали взаимосвязи компонентов специальной физической подготовленности и на их основе определяли индивидуальную направленность методик по развитию скоростных способностей.

Мы проанализировали тренировочные планы высококвалифицированных спортсменов г. Санкт-Петербурга, а также опубликованные в научно-методической литературе и интернет ресурсах планы ведущих прыгунов в высоту. Средства развития скоростных способностей в специфических условиях дугообразного разбега встречаются в них лишь эпизодически, в основном применяются «классические» - спринтерские средства. По нашему мнению, поиск более эффективных методов увеличения скоростных способностей является актуальной проблемой в теории и методике подго-

товки прыгунов в высоту.

Уровень взаимосвязи различных компонентов специальной физической подготовленности между собой и с результатом прыжка вверх с дугообразного разбега (коэффициент Браве-Пирсона) в группах (п=9) прыгунов квалификации 1 разряд - КМС представлена на рис. 1А, квалификации МС - МСМК - на рис. 1Б.

Выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что увеличение скоростных способностей оказывает положительное влияние на скорость бега в условиях действия центробежной силы и на результат в прыжках вверх с прямолинейного разбега у спортсменов разной квалификации. Наличие достоверной взаимосвязи скоростных способностей с высотой прыжка вверх с дугообразного разбега только у спортсменов более высокой квалификации связано, по нашему мнению, с более совершенной техникой бега в условиях действия центробежной силы. Это говорит о том, что при повышении квалификации возрастает роль скоростных способностей при достижении результатов близких к максимальному.

Следует отметить, что результаты прыжка вверх у всех спортсменов с прямолинейного разбега выше, чем с дугообразного. Этот факт говорит о том, что наличие дуги создает для спортсмена определенные трудности, преодоление которых заложено в овладении эффективной техникой разбега.

Улучшение результатов в контрольных упражнениях не сопровождается повышением эффективности реализации скоростного потенциала в условиях действия центробежной силы. Так, в группе спортсменов квалификации МС-МСМК в среднем по группе отмечается большая разница между результатами в беге (0,89 с и 1,07 с) и прыжке (6 см и 8 см) при выполнении упражнения по прямой и по дуге (кругу). Таким образом, можно предположить гетерохронность в развитии двигательных качеств и совершенствование техники бега в условиях действия центробежной силы.

Высокий результат в беге по прямой не всегда обеспечивает результат в прыжке вверх с дугообразного разбега, что свидетельствует о необходимости использования специфических тренировочных средств для совершенствования техники бега по дугообразному разбегу, в том числе с максимальной скоростью.

Лучшие результаты (у спортсменов квалификации МС-МСМК) в прыжке вверх с дугообразного разбега показаны спортсменами, имеющими, либо лучшие показатели в беге на 30 м по прямой, либо наименьшую разницу между результатами в беге по прямой и по кругу.

Влияние тренировочных средств на повышение показателей изучаемых компонентов специальной физической подготовленности изучалось по результатам в контрольных упражнениях, показанных прыгунами после подготовительного периода.

При сравнении полученных результатов (таблица 1) в среднем по группе выявлена тенденция повышения уровня специальной физической подготовленности по большинству показателей. При этом разница в результатах упражнений, выполняемых по прямой и по дуге, несколько увеличилась. Значения результатов, показанных в предложенных контрольных упражнениях, достоверно не изменились по сравнению с первым тестированием, это говорит о том, что или спортсмены находятся близко к пределу своих физических возможностей, или средства, используемые в тренировочном процессе данных прыгунов, были не столь эффективны для улучшения исследуемых компонентов специальной физической подготовленности.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что прыгуны не могут одинаково реализовать улучшившиеся скоростные способности (по результатам в беге по прямой) при переходе к бегу по кругу. При прыжке вверх с дугообразного разбега спортсмены также неодинаково реализуют свой скоростно-силовой потенциал. Всё это говорит о том, что умение спортсмена противодействовать центробежной силе, возникающей при дугообразном разбеге, имеет большое значение, и необходимы именно специфические средства специальной физической подготовки для развития и совершенствования этого умения.

Таблица 1

Результаты контрольных упражнений (Х±5)_____________________

Бег 30м с/х (с) Бег 30м с/х по кругу (с) Прыжок вверх с прямого разбега (см) Прыжок вверх с дугообразного разбега (см)

1 обследование 3,35±0,10 4,42±0,11 91,33±4,43 83,33±5,32

2 обследование 3,24±0,11 4,4±0,11 95,67±4,95 87,0±4,93

Таким образом, рассмотренные взаимосвязи и индивидуальные особенности результатов в беге на 30 м по прямой и по кругу и в прыжке вверх с прямолинейного и дугообразного разбега, выявленные при изучении результатов менее квалифицированных спортсменов, подтвердились и у более квалифицированных спортсменов. Эти взаимосвязи продолжают сохраняться под воздействием применяемых традиционно средств специальной физической подготовки (рис. 1).

А

Б

Рис. 1. Взаимосвязь различных компонентов специальной физической подготовленности прыгунов различной квалификации. А - прыгуны квалификации 1 разряд - КМС, Б - прыгуны квалификации МС - МСМК

Обобщая полученные данные, можно выделить несколько вариантов индивидуального соотношения исследуемых показателей специальной физической подготовленности и их динамики на протяжении полугода, которые являются основанием для рекомендаций по внесению корректив в тренировочный процесс. Лучшие результаты в прыжке вверх с дугообразного разбега демонстрируют прыгуны, которых отличают высокий уровень скоростных способностей и их эффективная реализация при переходе к бегу в условиях действия центробежной силы.

Таким образом, задачей тренировочного процесса у прыгунов в высоту является

улучшение их результатов в беге по прямой и по дуге. Практика тренировок прыгунов в высоту не выделяет как отдельную группу упражнения скоростной направленности по кругу диаметром, приближенным к дуге разбега. Отталкивания с дугообразного разбега используются в технических тренировках, при прыжках в секторе. Под воздействием полугодичной тренировки у прыгунов отмечаются различные варианты изменения компонентов специальной физической подготовленности.

Так, первая группа спортсменов характеризуется повышением скоростных возможностей по результатам в беге по прямой. Разница результатов бега по прямой и по кругу сохранилась на том же уровне. Разница в прыжках с прямолинейного и дугообразного разбега не изменилась или увеличилась. Акцент в тренировочном процессе этих спортсменов должен быть сделан на увеличении количества отталкиваний с дугообразного разбега, в том числе по виражу и кругу.

Вторая группа спортсменов характеризуется улучшением результатов в беге по прямой. Результаты в беге по дуге остались без изменения. При этом у некоторых прыгунов произошел значительный положительный сдвиг в беге по прямой и достаточный прирост в прыжке с прямолинейного разбега. Однако это не привело к улучшению результата в прыжке с дугообразного разбега. Задачей для этих спортсменов является увеличение скорости бега в условиях действия центробежной силы, рекомендуется проводить до 50% упражнений беговой направленности в условиях действия центробежной силы.

Третья группа спортсменов характеризуется либо снижением, либо стабильностью результатов в беге. На данном этапе это не помешало им увеличить свои результаты в прыжках с различной траекторией разбега, сохраняя или уменьшая разницу между ними. Однако, как показали проведенные исследования, скоростные возможности, и особенно в условиях действия центробежной скорости, достоверно взаимосвязаны с результатом прыжка вверх с дугообразного разбега. Задачей для этих прыгунов является повышение скоростных возможностей.

Исходя из полученных данных, были составлены тренировочные программы на основе индивидуальных особенностей каждой группы прыгунов. По результатам их применения были получены статистически достоверные изменения в показателях специальной физической подготовленности (при р<0,05), что свидетельствует об эффективности предложенных методик и, что не менее важно, подхода при их разработке.

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что, несомненно, нужно повышать уровень скоростной подготовленности прыгунов, используя упражнения, которые способствуют развитию скоростных способностей и прыгучести в условиях действия центробежной силы. По нашему мнению, эти упражнения необходимо включать в тренировку на начальных этапах многолетней подготовки. Если даже впоследствии юный спортсмен не будет прыгать в высоту, это положительно скажется на его координационных способностях, поможет в будущем быстрее освоить и совершенствовать технику бега по виражу. При этом мы считаем, что целесообразно включать в тренировку бег по кругу как против, так и по часовой стрелке для предупреждения возможных негативных последствий для опорно-двигательного аппарата от односторонних упражнений и повышения уровня координационных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гойхман, П.Н. Искусство тренерской работы / П.Н. Гойхман // Легкая атлетика. - 2006. - № 9. - С. 13-15.

2. Дьячков, В.М. Прыжок «фосбери-флоп» / В.М. Дьячков, А.П. Стрижак. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 63 с.

3. Стрижак, А.П. Прыжок в высоту / А.П. Стрижак. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 80 с.

4. Шур, М.М. Прыжок в высоту : учебно-методическое издание / М.М. Шур. -М. : Терра-Спорт, 2003. - 144 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.