Научная статья на тему 'Индивидуальная подготовка высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов'

Индивидуальная подготовка высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1149
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ / УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ / ЛЕГКОАТЛЕТЫ-ПРЫГУНЫ / ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПРЫГУНОВ / TECHNOLOGY CUSTOMIZE TRAINING / MANAGEMENT TRAINING PROCESS / ATHLETES / JUMPERS / TRIPLE JUMP / THE TECHNICAL READINESS OF JUMPERS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Оганджанов Александр Леонович

Цель работы состояла в разработке технологии индивидуализации подготовки квалифицированных легкоатлетов-прыгунов, специализирующихся в тройном прыжке. Методика исследования включала фотодиодный электронный хронометраж, скоростную видеосъемку и видеоанализ, методы многомерного статистического анализа. Контингент испытуемых состоял из сильнейших прыгунов тройным РФ (более 40 спортсменов, квалификация МС-МСМК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Оганджанов Александр Леонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL TRAINING OF HIGHLY ATHLETES-JUMPERS

The aim was to develop a technology customize the training of qualified athletes, jumpers, specializing in the triple jump. Methodology of the study included photodiode electronic timing, video footage and high-speed video analysis, multivariate statistical analysis. The contingent of test consisted of the best triple jumpers Russia (more than 40 athletes qualified MS-MSIC).

Текст научной работы на тему «Индивидуальная подготовка высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов»

Овчинников Николай Дмитриевич, д-р мед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Егозина Валентина Ивановна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Московский областной педагогический университет,

Горбунов Станислав Игоревич, аспирант, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет

RATE INFORMATION AND ANALYTICAL OPERATIONS AS THE CRITERIA FOR DETERMINING THE ROLE OF SPORT

N.D. Ovchinnikov, V.I. Egozina, S.I. Gorbunov

We describe an innovative method of determining the speed of information- analytical operations in activity-related structures of the central nervous system. When testing the functional state of the central nervous system CNS) can not determine the speed of human perception and processing of rapidly changing information. The method allows to quickly identify individual trainees and innate human ability to quickly assess the situation and make sporting decision on certain motor responses.

Key words: functional state of the central nervous system, athletic potential, speed of analytical processes.

Ovchinnikov Nikolay Dmitrievich, doctor of medical sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Egozina Valentina Ivanovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow Regional Pedagogical University,

Gorbunov Stanislav Igorevich, graduate student, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University

УДК 796.431.2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-ПРЫГУНОВ

А.Л. Оганджанов

Цель работы состояла в разработке технологии индивидуализации подготовки квалифицированных легкоатлетов-прыгунов, специализирующихся в тройном прыжке. Методика исследования включала фотодиодный электронный хронометраж, скоростную видеосъемку и видеоанализ, методы многомерного статистического анализа. Контингент испытуемых состоял из сильнейших прыгунов тройным РФ (более 40 спортсменов, квалификация МС-МСМК).

Ключевые слова: технологии индивидуализации подготовки, управление

тренировочным процессом, легкоатлеты-прыгуны, тройной прыжок, техническая подготовленность прыгунов.

Развитие спортивной науки идет по пути поиска общих закономерностей функционирования человека в процессе двигательной деятельности [1, 3]. Однако для успешной реализации этих

закономерностей в практике тренировочного процесса необходимо знать не только общие закономерности, но и учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена. Общеметодические положения, дающие положительный эффект на большой группе занимающихся, на индивидуальном уровне не всегда себя оправдывают [10, 11].

Практика спортивной деятельности показывает, что очень многие способные атлеты ушли из спорта, не раскрыв своих возможностей из-за того, что к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая в должной мере их индивидуальных способностей, функциональных резервов, адаптационных возможностей [2, 8, 10]. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений в подготовке квалифицированных спортсменов является индивидуализация подготовки [10, 11].

Цель исследования состояла в разработке педагогических технологий индивидуализации подготовки легкоатлетов-прыгунов на этапе высшего спортивного мастерства.

Научно-методической базой индивидуализации тренировочного процесса являются разработанные модельные характеристики [7, 9] и нормативные показатели соревновательной деятельности, технической и специальной физической подготовленности высококвалифицированных прыгунов тройным [5, 6, 8, 14, 15, 16]. На этой основе разработаны девять педагогических технологий индивидуализации тренировочного процесса в этом виде легкоатлетических прыжков [10]. Технологии имеют практическое значение, так как создают возможности приближения существующей, достаточно хорошо разработанной, отечественной системы подготовки прыгунов к конкретному спортсмену с учетом его индивидуальной структуры и уровня развития отдельных сторон подготовленности, этапа подготовки.

Методика исследований включала фотодиодный электронный хронометраж (точность - 0,001 с) участков разбега и бега на спринтерских отрезках и скоростную видеосъемку с видеоанализом (программное обеспечение «Dartfish») для определения модельных характеристик и индивидуальных параметров специальной подготовленности прыгунов. Для разработки методики оценки и модельных характеристик специальной физической подготовленности прыгунов были использованы тензодинамометрия мышечных групп прыгунов и педагогическое тестирование с помощью контрольных упражнений [10, 12]. На заключительном этапе разрабатывались педагогические технологии индивидуализации подготовки прыгунов на этапе высшего спортивного мастерства. При этом использовались разработанные обобщенные и групповые модели технической и специальной физической подготовленности, таблицы оптимальных показателей результативности тройного прыжка и скорости при различной длине разбега, выявленные оптимальные параметры реализации скоростных возможностей в разбеге и реализации скорости разбега в опорно-полетных фазах тройного прыжка.

Результаты исследований и обсуждение. Ниже приведены разработанные и апробированные в практике тренировочного процесса педагогические технологии индивидуальной подготовки

высококвалифицированных прыгунов тройным.

1. Использование обобщенных моделей подготовленности. Анализ соревновательной деятельности, технической и специальной физической подготовленности прыгунов, проведенный на основе разработанных обобщенных моделей специальной подготовленности квалифицированных прыгунов тройным, позволяет выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, формировать на этой основе точные корректирующие тренировочные воздействия. Для примера на диаграмме представлено соотношение показателей технической подготовленности высококвалифицированного прыгуна (рис. 1).

2. Анализ структуры взаимосвязи специальной физической и технической подготовленности прыгунов. В ходе тренировочного процесса на локальное изменение функционирования отдельных систем организма спортсмена реагируют все его компоненты в целом. Изменения в структуре физической подготовленности спортсмена, динамических показателях отдельных групп мышц, происходящие в результате тренировочной деятельности, оказывают влияние и на технику соревновательного упражнения. Поэтому формирование индивидуальной биомеханической структуры соревновательного упражнения необходимо рассматривать в неразрывном единстве с особенностями специальной физической подготовленности спортсмена.

Рис. 1. Диаграмма технической подготовленности прыгуна тройным

МСМК В. М-ко

При совершенствовании фазы разбега в тройном прыжке целесообразно ориентироваться на методические положения, разработанные на основе анализа взаимосвязи ритма разбега и структуры специальной физической подготовленности в этом виде. Выявлены три основных способа динамики скорости в разбеге в зависимости от преобладания тех или иных сторон в структуре специальной физической подготовленности прыгунов [13] (табл. 1).

Таблица 1

Оптимальная динамика скорости разбега в тройном прыжке в зависимости от типологии прыгунов, % от максимальной скорости

в разбеге (по С.П. Сидоренко, 1981)

№ Тип прыгуна Участки разбега

пп 0-5 м от 5-10 м от 10-20 м от 20-30 м от

планки планки планки планки

1 «Скоростной» тип 100 % 97,8 % 94,8 % 87,4 %

2 «Силовой» тип 100 % 93,7 % 87,4 % 82,2 %

3 «Универсал» 100 % 95,1 % 87,6 % 85,3 %

При совершенствовании ритмической структуры опорно-полетных фаз прыгунов учитывались разработанные на основе исследований структуры взаимосвязи технической и специальной физической подготовленности спортсменов в тройном прыжке с разбега методические положения о влиянии силовых показателей подготовленности на повышение траекторий полетных фаз и длину связки «скачок + шаг» и связь скоростной подготовленности прыгунов с показателями горизонтальной скорости полетных фаз тройного прыжка и длиной последней фазы тройного прыжка. Каждому типу прыгунов соответствует определенное соотношение длины трех фаз тройного прыжка (табл. 2).

Таблица 2

Ритмическая структура тройного прыжка в зависимости

от типологии прыгунов

№ пп Тип прыгуна Ритмическая структура тройного прыжка

«скачок», % «шаг», % «прыжок», %

1 «Скоростной» тип 35 29,5 35,5

2 «Силовой» тип 37,5 28,5 34

3 «Универсал» 36 30 34

Таким образом, наблюдаемые различия в специальной физической подготовленности находят свое отражение в отличиях в технической подготовленности спортсменов, определяя стиль тройного прыжка. Спортсменам, обладающим выше среднестатистической для данной квалификации прыгунов абсолютной скоростью бега, целесообразно использовать «скоростной» стиль тройного прыжка и темповый вариант разбега. Наоборот, спортсменам с преобладанием силовых способностей в структуре специальной физической подготовленности, опираясь на высокий уровень развития этих сторон подготовленности, и не обладающих высокой абсолютной скоростью бега, целесообразно использовать «силовой» стиль прыжка с высокими траекториями полетных фаз и далеким «скачком».

3. Использование групповых моделей подготовленности. Для высококвалифицированных спортсменов чрезвычайно важно, эффективно используя свои сильные стороны подготовленности, сохранять индивидуальную структуру подготовленности. Отставание по тем или иным параметрам подготовленности от обобщенной модели для данной квалификации спортсменов часто является следствием очень высокого уровня развития других сторон подготовленности спортсмена. На этапе высшего спортивного мастерства более перспективным направлением является разработка групповых моделей различных сторон подготовленности. Так, прыгунам, имеющим преимущество в скоростных параметрах тройного прыжка, целесообразно при планировании подготовки ориентироваться на модельные характеристики для «скоростной» группы, отличающиеся от обобщенной модели более высокими показателями скорости разбега и горизонтальной скорости полетных фаз тройного прыжка. Прыгунам, имеющим выше среднестатистических показателей временные характеристики тройного прыжка при ниже средних скоростных показателях, целесообразно в подготовке ориентироваться на модельные характеристики «силовой» группы. При близких к обобщенной модели показателях технической подготовленности спортсменов имеет смысл при планировании использовать обобщенную модель. На рис. 2 и 3 представлены типовые диаграммы технической подготовленности, характерные для «скоростной» и «силовой» групп на результат 17 м в тройном прыжке (круг -обобщенные показатели для всех прыгунов данной квалификации). Групповые модели подготовленности на всех этапах годичного цикла позволяют лучше использовать индивидуально сильные стороны подготовленности квалифицированных прыгунов и, не меняя существенно индивидуальную структуру подготовленности спортсменов, добиваться более значительных результатов.

Реализ. скорост Техническая под-ть

Мощность отталк.

Время опоры

Длина "прыжка"

Длина"шага" Длина "скачка"

Скор.п/посл. 5м

Скор.посл. 5м разб.

Скорость "шага"

Скорость "прыжка"

Средняя скорость отери скорости

Время полета

Рис. 2. Диаграмма технической подготовленности для прыгунов

«скоростной» группы

Соревн.результат

Реализ. скорости Техническая под-ть

Мощность отталк.

Время опоры Длина "прыжка"

Длина"шага"

Длина "скачка"

Время полета

Скор.п/посл. 5м

Скор.посл. 5м разб.

Скорость "скачка" Скорость "шага"

Скорость "прыжка"

Средняя скорость отери скорости

Рис. 3. Диаграмма технической подготовленности для прыгунов

«силовой» группы

4. Исследование внутрииндивидуальных связей в структуре специальной подготовленности прыгунов. Процесс управления технической подготовкой прыгунов будет более эффективным, если он

основывается на исследованиях индивидуальной структуры технической подготовленности прыгунов. Далеко не всегда показатели, информативные для группы спортсменов, являются информативными для отдельных спортсменов, входящих в эту группу. Особенно это характерно для выдающихся атлетов, которые зачастую добиваются результатов за счет очень высокого уровня развития каких-то отдельных сторон подготовленности при относительно средних других показателях. Поэтому именно на этапе высшего спортивного мастерства чрезвычайно важно учитывать индивидуальные качества спортсменов, в особенности их сильные стороны подготовленности, и с учетом этого строить тренировочный процесс.

На рис. 4 для примера представлены характерные связи в структуре соревновательного упражнения, ведущие к росту результата у высококвалифицированного прыгуна, полученные на основе корреляционного анализа параметров технической подготовленности спортсмена в попытках соревновательного сезона (п=30). Коррекция индивидуальных показателей технической подготовленности осуществляется при направленности тренировочных воздействий преимущественно на те элементы соревновательного упражнения, которые определяют результат спортсмена (в данном примере - горизонтальная скорость тройного прыжка, снижение потерь скорости в отталкиваниях, увеличение длины последней фазы тройного прыжка). Целенаправленное воздействие на данные параметры техники соревновательного упражнения осуществляется с помощью подбора специальных упражнений и двигательных установок в технической подготовке спортсмена.

Рис. 4. Характерные связи в структуре технической подготовленности

прыгуна тройным МСМК В. Ч-ва

Примечание: V;? - горизонтальная скорости «прыжка», - длина «прыжка».

5. Сравнительный анализ технической подготовленности в удачных и неудачных попытках. Методика технической подготовки на основе сравнительного анализа технической подготовленности в удачных и неудачных попытках прыгунов также дает возможность выделить

параметры техники, преимущественно определяющие результативность у данного спортсмена. С помощью критерия Стьюдента или критерия Ван дер Вардена определяется достоверность различий параметров технической подготовленности спортсмена в наиболее и наименее удачных попытках сезона. В зависимости от уровня достоверности различий определяют значимость данного параметра в индивидуальной технике соревновательного упражнения (чем выше уровень достоверности различий, тем выше значимость данного параметра техники). Дальнейшим направленным совершенствованием именно этих показателей и элементов техники с помощью специальных упражнений и двигательных установок формируется наиболее рациональная индивидуальная техника соревновательного упражнения.

6. Анализ скоростных показателей разбега. Обработка большого статистического материала, полученного в результате обследования соревновательной деятельности прыгунов на всероссийских и международных соревнованиях, показателей скорости на двух последних 5-метровых участках разбега позволила разработать модельные параметры скорости для квалифицированных прыгунов тройным (табл. 3)

Таблица 3

Модельные параметры скорости на 2-х последних 5-м участках разбега

в тройном прыжке

Показатели Соревновательный результат, м

16,00 16,50 17,00 17,50

Скорость на п/последнем 5 м уч-ке разб., м/с 9,56 9,72 9,87 10,02

Скорость на последнем 5 м разб., м/с 9,72 9,88 10,04 10,20

Индивидуализация подготовки с использованием модельных показателей скорости разбега осуществляется следующим образом. При меньших, чем модельные показатели скорости на последнем 5-метровом участке разбега, прыгунам целесообразно использовать спринтерские упражнения, направленные на повышение скоростной подготовленности (бег на отрезках 30-80 м с максимальной скоростью, бег под гору, с тяговым устройством), и специальные упражнения, направленные на повышение эффективности разбега, его ритма и улучшение связи разбега с прыжком (бег по разбегу с отталкиванием, бег на отрезках 50-80 м в ритме разбега, выталкивания через 5-7 беговых шагов на отрезках 60-80 м).

7. Анализ показателей прироста скорости на последнем участке разбега. Задача разбега в горизонтальных легкоатлетических прыжках -создание спортсменом скорости, близкой к максимальной, на которой прыгун способен выполнить эффективное отталкивание. Одним из показателей эффективности разбега является увеличение скорости на

последних шагах перед бруском. Показателем прироста скорости спортсмена на последнем участке разбега набегания спортсмена на брусок для отталкивания является разность скоростных параметров на последнем и предпоследнем 5-метровых участках разбега. Модельный показатель, согласно проведенным исследованиям соревновательной деятельности, составляет для высококвалифицированных прыгунов тройным 0,20 м/с. При меньших индивидуальных показателях прироста скорости на последнем участке разбега необходим акцент в технической подготовке прыгуна, направленный на повышение активности в последней части разбега, улучшение связи разбега с отталкиванием. Большие (0,4-0,6 м/с) показатели прироста скорости также нежелательны и, как правило, связаны с излишними усилиями прыгуна на последних шагах разбега, вызывая значительное напряжение у спортсмена, что негативно сказывается на технике выполнения опорно-полетных фаз прыжка.

8. Анализ показателей реализации спринтерской подготовленности прыгунов в разбеге. Разработанные на большом статистическом материале модельные показатели разности скоростных возможностей прыгунов в спринте и в разбеге позволяют тренерам и спортсменам на практике управлять технико-физической подготовкой спортсменов. Для этого необходим параллельный контроль с использованием фотодиодного хронометража скорости разбега и скорости в беге на коротких тренировочных отрезках (5-20 м) с максимальной скоростью. Если скорость разбега в тройном прыжке составляет менее 98 % от скорости спортсмена в спринте, необходим акцент в тренировочном процессе на техническую подготовку, связанную с совершенствованием самого разбега, его ритма и перехода разбега к отталкиванию. Как правило, большая разность между скоростью в спринте и в разбеге связана либо со стремлением повысить траекторию и вертикальную составляющую скорости вылета, либо с недостатками в специальной скоростно-силовой подготовленности прыгуна и неумением отталкиваться на максимальной скорости. Для контроля соответствия спринтерской подготовленности прыгунов и скорости в разбеге разработаны таблицы соответствия (табл. 4).

Таблица 4

Соответствие скорости разбега и спринтерской подготовленности

прыгунов

Скорость разбега, м/с. Абсолютная скорость, м/с 5 м с/х, э/хрон, с 50 м п/движ, р/х, с

11,00 11,20 0,447 5,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10,50 10,70 0,467 5,25

10,00 10,20 0,490 5,52

9,50 9,70 0,516 5,83

При несоответствии индивидуальных скоростных показателей модельным значениям, приведенным в таблице, спортсмену рекомендованы специальные упражнения и двигательные установки, направленные на улучшение реализации имеющихся скоростных возможностей в соревновательном разбеге.

9. Анализ показателей реализации скорости разбега в прыжке. Значение в горизонтальных прыжках имеет не только умение прыгуна набрать высокую скорость на последних шагах разбега, но и реализация этой скорости в тройном прыжке. Эта способность характеризует специальную подготовленность прыгунов и оценивается коэффициентом реализации скорости разбега (отношение фактической длины тройного прыжка к скорости на последнем 5-метровом участке разбега). Нормативные показатели этого коэффициента для квалифицированных прыгунов тройным, полученные после обработки статистического материала параметров соревновательной деятельности (п=217 попыток), представлены в табл. 5.

Таблица 5

Модельные показатели коэффициента реализации скорости разбега

в тройном прыжке у мужчин

Показатели Соревновательный результат, м

16,50 16,75 17,00 17,25 17,50 17,75

Коэффициент реализации скорости разбега, о. е. 1,670 1,682 1,693 1,705 1,716 1,727

Количественные параметры, характеризующие степень реализации в прыжке скорости разбега, могут служить основанием для целенаправленных управляющих тренировочных воздействий при совершенствовании технической и специальной физической подготовленности прыгуна. При меньших, чем приведены в таблице 5, показателях коэффициента реализации скорости разбега, целесообразно использование специальных упражнений, направленных на повышение уровня специальной силовой подготовленности спортсменов и улучшение техники опорно-полетных фаз прыжка. Наоборот, при больших, чем модельные значения, индивидуальных показателях данного коэффициента можно смело решать задачу повышения скорости разбега и горизонтальной скорости полетных фаз тройного прыжка.

Список литературы

1. Верхошанский Ю.В. Тройной прыжок. М.: Физкультура и

спорт,1961. 214 с.

2. Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке. К.: Здоровъя, 1988. 144 с.

3. Зациорский В.М., Запорожанов В.А., Тер-Ованесян И.А. Материалы и обоснование системы текущего педагогического контроля в скоростно-силовых видах спорта // Теория и практика физической культуры. 1971. № 6. С. 64-70.

4. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. 256 с.

5. Креер В.А. Женственность тройного прыжка // Легкая атлетика. 1992. № 3. С.10-13.

6. Креер В.А.Тройной прыжок. М.: Физкультура и спорт, 1980. 151 с.

7. Кузнецов В.В., Шустин Б.Н. Методология построения модельных характеристик сильнейших спортсменов // Совершенствование управления системой подготовки квалифицированных спортсменов (теоретические аспекты). М., 1980. С. 68-80.

8. Легкая атлетика: учебник для студентов институтов физической культуры / под общ. ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. М.: Физкультура и спорт, 1989. 671 с.

9. Оганджанов А.Л. Педагогические технологии индивидуальной подготовки квалифицированных легкоатлетов-прыгунов: дис. ...д-ра пед. наук. М., 2007, 380 с.

10. Оганджанов А.Л. Техническая подготовка прыгунов тройным в

годичном цикле на этапе углубленной специализации: автореф.

дис. .канд. пед. наук. М., 1990.

11. Попов В.Б. Исследование особенностей высшего спортивнотехнического мастерства и управления совершенствованием его в прыжках в длину с разбега: автореф. дис .канд. пед. наук. М., 1968. 23 с.

12. Самойлов Г.В. Особенности специальной скоростно-силовой подготовки женщин в тройном прыжке: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2002.

13. Сидоренко С.П. Экспериментальное обоснование методики совершенствования ритма разбега прыгунов в тройном прыжке: автореф. дис .канд. пед. наук. Л., 1981. 23 с.

14. Bruggerman G.-P. Triple jump (Biomechanical reseach project.) Athens, 1997 // Final report - Meyer Sport. 1999. P. 114-129.

15. Fukashiro S., Miyashita M. An estimation of the velocities of three take off phases in 18 m triple jump // Medicine and Science in sports and exercise. 1986. Vol. 15. No 4. P. 309-312.

16. Miller J.A., Hay J.G. Technicues used in the triple jump // International journal of sports biomechanics. 1985. No 1. P. 185-196.

Оганджанов Александр Леонович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)

PERSONAL TRAINING OF HIGHLY ATHLETES-JUMPERS A.L. Ogandzhanov

The aim was to develop a technology customize the training of qualified athletes, jumpers, specializing in the triple jump. Methodology of the study included photodiode electronic timing, video footage and high-speed video analysis, multivariate statistical analysis. The contingent of test consisted of the best triple jumpers Russia (more than 40 athletes qualified MS-MSIC).

Key words: technology customize training, management training process, athletes, jumpers, triple jump, the technical readiness of jumpers .

Ogandzhanov Aleksandr Leonovich, doctor of pedagogic, professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

УДК: 796.072

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В ШАХМАТАХ

М.П. Питын

Задекларированный программный материал с теоретической подготовкой в системе многолетнего совершенствования спортсменов в шахматах предполагает усвоение спортсменами нужного комплекса знаний, который способствует достижению высоких спортивных результатов. Удельный вес теоретической подготовки в годичном цикле составляет 42,9 % для групп начальной подготовки, 43,4-44,5 % в группах предварительной базовой подготовки, 44,7-45,1 % в группах специализированной базовой подготовки и 43,1-45,2% - подготовки к высшим достижениям.

Ключевые слова: место, система подготовки, теоретическая подготовка, шахматы.

Обобщение научных исследований отрасли физической культуры и спорта позволило констатировать существование относительно отдельных и одновременно тесно взаимосвязанных сторон процесса подготовки [4, 5, 8].

При этом в соответствии с дидактическими закономерностями учебно-тренировочного процесса в спорте имеет место последовательность образования у спортсменов различных сторон подготовленности, при которых первоочередным происходит формирование знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.