Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-ЛЕГКОАТЛЕТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андреев В.В., Парфенова Л.А., Коновалов И.Е., Мутаева И.Ш.

Цель исследования - разработать и апробировать в условиях инклюзивного тренировочного процесса методику специальной физической подготовки легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями. Методика и организация исследования. Базовой организацией для научной работы явилась МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» г. Абакана, реализующая инклюзивный тренировочный процесс. Выборка испытуемых состояла из 11 спортсменов-легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями, со стажем спортивной подготовки три-четыре года и квалификационным уровнем - II разряд. Методика направлена на развитие физических способностей, необходимых для квалифицированных бегунов на средние дистанции. При реализации средств направленного воздействия, учитывалось, что спортсмены с интеллектуальными нарушениями в скоростных направлениях имеют существенное отставание от здоровых спортсменов аналогичного возраста, причиной тому является характерная заторможенность в производстве частоты движений. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного анализа выявили положительные изменения в специальной физической подготовке бегунов на средние дистанции в обеих исследуемых группах, однако, наиболее существенный прирост произошел в экспериментальной группе с достоверностью различий между констатирующими и контрольными показателями p<0,05, это позволило определить эффективность выбора арсенала средств, направленных на двигательную сферу испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреев В.В., Парфенова Л.А., Коновалов И.Е., Мутаева И.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF ATHLETES WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Objective of the study was to develop and test, under the conditions of an inclusive training process, a methodology for special physical training of 14-15 year old athletes with intellectual disabilities. Methods and structure of the study. The basic organization for scientific work was the "Athletics Olympic Reserve Sports School" in Abakan, which implements an inclusive training process. The sample of subjects consisted of 11 athletes-athletes aged 14-15 with intellectual disabilities, with three to four years of sports training experience and a qualification level of II category. The technique is aimed at developing the physical abilities necessary for qualified middle-distance runners. When implementing the means of directed influence, it was taken into account that athletes with intellectual disabilities in high-speed directions have a significant lag behind healthy athletes of the same age, the reason for this is the characteristic inhibition in the production of movement frequency. Results and conclusions. The results of the analysis revealed positive changes in the special physical training of middle-distance runners in both studied groups, however, the most significant increase occurred in the experimental group with the reliability of differences between ascertaining and control indicators p<0.05, which made it possible to determine the effectiveness of choosing an arsenal of means, aimed at the motor sphere of the subjects.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 20.03.2023 г.

Информация для связи с автором: andreev2010-62@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Андреев1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова2 Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов2 Кандидат биологических наук, профессор И.Ш. Мутаева3 1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан 2Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

3Елабужский институт (филиал), Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабуга

SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF ATHLETES WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

PhD, Associate Professor V.V. Andreev1 PhD, Associate Professor L.A. Parfenova2 Dr. Hab., Associate Professor I.E. Konovalov2 PhD, Professor I.Sh. Mutaeva3

1 Katanov Khakass State University, Abakan

2Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan 3Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga

Аннотация

Цель исследования - разработать и апробировать в условиях инклюзивного тренировочного процесса методику специальной физической подготовки легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями. Методика и организация исследования. Базовой организацией для научной работы явилась МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» г. Абакана, реализующая инклюзивный тренировочный процесс. Выборка испытуемых состояла из 11 спортсменов-легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями, со стажем спортивной подготовки три-четыре года и квалификационным уровнем - II разряд. Методика направлена на развитие физических способностей, необходимых для квалифицированных бегунов на средние дистанции. При реализации средств направленного воздействия, учитывалось, что спортсмены с интеллектуальными нарушениями в скоростных направлениях имеют существенное отставание от здоровых спортсменов аналогичного возраста, причиной тому является характерная заторможенность в производстве частоты движений. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного анализа выявили положительные изменения в специальной физической подготовке бегунов на средние дистанции в обеих исследуемых группах, однако, наиболее существенный прирост произошел в экспериментальной группе с достоверностью различий между констатирующими и контрольными показателями р<0,05, это позволило определить эффективность выбора арсенала средств, направленных на двигательную сферу испытуемых.

Ключевые слова: спортсмены-легкоатлеты, интеллектуальные нарушения, специальная подготовка, средства и методы.

Abstract

Objective of the study was to develop and test, under the conditions of an inclusive training process, a methodology for special physical training of 14-15 year old athletes with intellectual disabilities.

Methods and structure of the study. The basic organization for scientific work was the "Athletics Olympic Reserve Sports School" in Abakan, which implements an inclusive training process. The sample of subjects consisted of 11 athletes-athletes aged 14-15 with intellectual disabilities, with three to four years of sports training experience and a qualification level of II category. The technique is aimed at developing the physical abilities necessary for qualified middle-distance runners. When implementing the means of directed influence, it was taken into account that athletes with intellectual disabilities in high-speed directions have a significant lag behind healthy athletes of the same age, the reason for this is the characteristic inhibition in the production of movement frequency. Results and conclusions. The results of the analysis revealed positive changes in the special physical training of middle-distance runners in both studied groups, however, the most significant increase occurred in the experimental group with the reliability of differences between ascertaining and control indicators p<0.05, which made it possible to determine the effectiveness of choosing an arsenal of means, aimed at the motor sphere of the subjects.

Keywords: track and field athletes, intellectual disabilities, special training, means and methods.

Введение. Научная сфера содержит в себе ряд исследований, посвященных решению отдельных проблем в теории адаптивного спорта, однако не в полном объеме обоснована концепция специальной физической подготовки бегунов-инвалидов на средние дистанции, занимающихся легкой атлетикой и участвующих в соревновательной деятельности на различном квалификационном уровне [2, 3].

Адаптация индивидов различного возраста с интеллектуальными нарушениями в социальной среде наиболее эффективно реализуется посредством их участия в спортивно-соревновательной деятельности. Однако отсутствие вариантов интеграции в тренировочной деятельности определило дальнейшее развитие адаптивного спорта в виде внедрения системы подготовки указанного

№5 • 2023 Май | May

http://www.teoriya.ru

Показатели специальной физической подготовки спортсменов-легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями, после окончания исследования (Х±с)

Тесты До После р

Бег на 30 м с хода - скорость (с) ЭГ 4,2±0,2 3,6±0,2 < 0,05

КГ 4,2±0,3 4,0±0,2 > 0,05

Бег на 400 м - скоростная выносливость (мин/с) ЭГ 1,08±0,5 0,59±0,2 < 0,05

КГ 1,09±0,6 1,04±0,3 > 0,05

Бег на 3000 м - общая выносливость (мин, с) ЭГ 10,29±0,7 10,23±0,2 < 0,05

КГ 10,29±0,5 10,26±0,3 < 0,05

Бег на 30 м в подъем 45° скоростно-силовая способность (с) ЭГ 7,4±0,2 5,8±0,1 < 0,05

КГ 7,3±0,2 6,7±0,3 > 0,05

Бег на месте 10 с с высоким подниманием бедра - быстрота (кол-во) ЭГ 25,3±0,6 33,1±0,7 < 0,05

КГ 25,1±0,5 27,3±0,6 > 0,05

Бег на 1500 м - специальная выносливость (мин, с) ЭГ 5,27±0,9 5,00±0,3 > 0,05

КГ 5,26±0,7 5,09±0,4 > 0,05

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

контингента в условия обычных спортивных школ и спортивных федераций путем совместных занятий для реализации инклюзивного тренировочного процесса [1-4].

С учетом создавшихся условий появилась необходимость разработки отдельной педагогической системы с последующей практической апробацией, с целью подготовки программного материала, направленного на повышение показателей специальной физической подготовки спортсменов с интеллектуальными нарушениями, занимающихся легкой атлетикой и специализирующихся в беге на средние дистанции.

Цель исследования - разработать и апробировать в условиях инклюзивного тренировочного процесса методику специальной физической подготовки легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями.

Методика и организация исследования. Базовой организацией для научной работы явилась МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва по легкой атлетике» г. Абакана, реализующая инклюзивный тренировочный процесс. Выборка испытуемых состояла из 11 спортсменов-легкоатлетов 14-15 лет с интеллектуальными нарушениями, со стажем спортивной подготовки три-четыре года и квалификационным уровнем 2-й разряд.

Экспериментальная методика была направлена на развитие физических способностей, необходимых для квалифицированных бегунов на средние дистанции, повышения функциональной работы кардиореспираторной системы и показателей адаптационных возможностей организма. Программа подготовки содержит в себе аспекты, определяющие расстояние пробегаемых отрезков и их количество с реализацией за одно занятие, скоростной режим их преодоления, характер и продолжительность интервалов восстановительного отдыха. В программу занятий внесены следующие специфические принципы: включать упражнения на повышение показателей максимального проявления скорости и скоростной выносливости, общей выносливости, быстроты и скоростно-силовой способности; нагрузки должны соответствовать соревновательной работе; требовать правильного выполнения техники бега по дистанции. На тренировочных занятиях в предсоревновательном периоде акцент производился на скоростные упражнения. Для развития физических способностей «скорость», «скоростная выносливость», «скоростно-силовая способность», «общая выносливость», «быстрота» и «специальная выносливость» применялся ряд специальных методов спортивной тренировки. В качестве средств использовались специальные беговые упражнения и спурто-вые ускорения, бег на различных отрезках и дистанциях, бег с сопротивлением (тележка), прыжковые упражнения и т.д.

При реализации средств направленного воздействия учитывалось, что спортсмены с интеллектуальными нарушениями в скоростных направлениях имеют существенное отставание от здоровых спортсменов аналогичного возраста, причиной тому является характерная заторможенность в производстве частоты движений.

Результаты исследования и их обсуждение. После окончания периода реализации методики было проведено контрольное тестирование, полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики.

Результаты проведенного анализа выявили положительные изменения в специальной физической подготовке бегунов на средние дистанции в обеих исследуемых группах, однако наиболее существенный прирост результатов произошел в экспериментальной группе легкоатлетов с достоверностью различий между констатирующими и контрольными показателями p<0,05 (см. таблицу).

Выводы. Анализ комплексного контрольного тестирования специальной подготовки спортсменов-легкоатлетов подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями позволил определить эффективность выбора арсенала средств, направленных на двигательную сферу испытуемых.

Литература

1. Андреев В.В. Применение современных средств восстановления для повышения уровня психофизической устойчивости спортсме-нов-паралимпийцев, занимающихся баскетболом / В.В. Андреев, Д.С. Андреев, И.Е. Коновалов // Адаптивная физическая культура.

- 2021. - № 3 (87). - С. 42-44.

2. Парфенова Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спортив-ной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 1. - С. 13.

3. Черенщиков А.Г. Эффективные формы физкультурно-спортивно-го взаимодействия молодежи и людей с ограниченными возможностями здоровья / А.Г. Черенщиков, Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9.

- С. 59.

References

1. Andreev V.V., Andreev D.S., Konovalov I.E. Primeneniye sovremen-nykh sredstv vosstanovleniya dlya povysheniya urovnya psikhofiziches-koy ustoychivosti sportsmenov-paralimpiytsev, zanimayushchikhsya basketbolom [The use of modern means of recovery to increase the level of psychophysical stability of Paralympic athletes involved in basketball]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2021. No. 3 (87). pp. 42-44.

2. Parfenova L.A., Gerasimov E.A. Inklyuzivnyye tekhnologii fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti uchashchikhsya s intellektualnymi narusheni-yami [Inclusive technologies of physical culture and sports activities of students with intellectual disabilities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 1. p. 13.

3. Cherenschikov A.G., Parfenova L.A., Gerasimov E.A. Effektivnyye formy fizkulturno-sportivnogo vzaimodeystviya molodezhi i lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Effective forms of physical culture and sports interaction between youth and people with disabilities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 9. p. 59.

88

http://www.teoriya.ru

№5 • 2023 Май | May

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.