Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УГОЛОВНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УГОЛОВНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специализация судов / специализация судей / судебная специализация / специализированные суды / уголовные суды / уголовное судопроизводство / судебная система / особо тяжкие преступления / specialization of courts / specialization of judges / judicial specialization / specialized courts / criminal courts / criminal justice / judicial system / especially serious crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аблаева Эльвира Бекболатовна

В настоящей работе исследованы объективные факторы, послужившие в качестве основных предпосылок возникновения казахстанских специализированных уголовных судов, описан их исторический путь развития. Оценивается подлинное состояние специализированных уголовных судов на современном этапе судоустройства и судопроизводства Республики Казахстан. Автором также намечены дальнейшие контуры развития специализированных уголовных судов и совершенствования судопроизводства по уголовным делам. Все это представляет теоретическую и практическую значимость темы. Актуальность избранной теме придают продолжающиеся в Республике Казахстан судебные реформы, направленные на развитие судоустройства и совершенствование судопроизводства в соответствии с принципом специализации судов и судей. В свою очередь, более углубленная и более расширенная специализация судов и судей внутри единой судебной системы признана одним из векторов развития судоустройства и совершенствования судопроизводства Республики Казахстан. Изучение вопросов организации устройства и функционирования деятельности специализированных уголовных судов показало, что они созданы по типу межрайонных судов в городах республиканского и областного значения, составляют низшее звено судов общей юрисдикции, рассматривают и разрешают уголовные дела по особо тяжким преступлениям в качестве судов I инстанции, в том числе с участием суда присяжных. При написании работы автор использовал статистические данные о состоянии преступности в стране за период 2000-2022 годов, а также о деятельности судов республики, в том числе о количестве оправдательных приговоров по тяжким и особо тяжким преступлениям, вынесенных в 2015–2022 годах. Особое внимание автором уделено замечаниям и рекомендациям ООН по периодическим докладам Казахстана, представленным в рамках выполнения государством-участником своих обязательств по претворению в жизнь естественно-неотъемлемых прав, признаваемых Международным пактом о гражданских и политических правах, а также о достижениях Республики Казахстан в использовании этих прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED CRIMINAL COURTS REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

In this paper, objective factors that served as the main prerequisites for the emergence of Kazakhstan specialized criminal courts are investigated, their historical path of development is described. The true state of specialized criminal courts at the present stage of the judicial system and judicial proceedings of the Republic of Kazakhstan is assessed. The author also outlines further contours of the development of specialized criminal courts and the improvement of judicial proceedings in criminal cases. All this represents the theoretical and practical significance of the topic. The relevance of the chosen topic is given by the ongoing judicial reforms in the Republic of Kazakhstan aimed at developing the judicial system and improving judicial proceedings in accordance with the principle of specialization of courts and judges. In turn, a more in-depth and more expanded specialization of courts and judges within the unified judicial system is recognized as one of the vectors of the development of the judicial system and the improvement of judicial proceedings of the Republic of Kazakhstan. The study of the organization of the structure and functioning of the activities of specialized criminal courts has shown that they are created according to the type of inter-district courts in cities of republican and regional significance, constitute the lowest link of courts of general jurisdiction, consider and resolve criminal cases on especially serious crimes as courts of first instance, including with the participation of a jury. When writing the work, the author used statistical data on the state of crime in the country for the period 2000-2022, as well as on the activities of the courts of the republic, including the number of acquittals for serious and especially serious crimes handed down in 2015-2022. The author pays special attention to the comments and recommendations of the UN on the periodic reports of Kazakhstan submitted within the framework of the state party's fulfillment of its obligations to implement the natural and inalienable rights recognized by the International Covenant on Civil and Political Rights, as well as on the achievements of the Republic of Kazakhstan in the use of these rights.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УГОЛОВНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

УДК 343.19

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УГОЛОВНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Аблаева Эльвира Бекболатовна

Кандидат юридических наук, ассоциированный профессор, ассоциированный профессор (доцент) Высшей школы права «Эдшет» Каспийского университета, г. Алматы, Республика Казахстан, e-mail: ablaeva_1981@mail.ru

Аннотация. В настоящей работе исследованы объективные факторы, послужившие в качестве основных предпосылок возникновения казахстанских специализированных уголовных судов, описан их исторический путь развития. Оценивается подлинное состояние специализированных уголовных судов на современном этапе судоустройства и судопроизводства Республики Казахстан. Автором также намечены дальнейшие контуры развития специализированных уголовных судов и совершенствования судопроизводства по уголовным делам.

Все это представляет теоретическую и практическую значимость темы.

Актуальность избранной теме придают продолжающиеся в Республике Казахстан судебные реформы, направленные на развитие судоустройства и совершенствование судопроизводства в соответствии с принципом специализации судов и судей. В свою очередь, более углубленная и более расширенная специализация судов и судей внутри единой судебной системы признана одним из векторов развития судоустройства и совершенствования судопроизводства Республики Казахстан.

Изучение вопросов организации устройства и функционирования деятельности специализированных уголовных судов показало, что они созданы по типу межрайонных судов в городах республиканского и областного значения, составляют низшее звено судов общей юрисдикции, рассматривают и разрешают уголовные дела по особо тяжким преступлениям в качестве судов I инстанции, в том числе с участием суда присяжных.

При написании работы автор использовал статистические данные о состоянии преступности в стране за период 2000-2022 годов, а также о деятельности судов республики, в том числе о количестве оправдательных приговоров по тяжким и особо тяжким С преступлениям, вынесенных в 2015-2022 годах. Т

Особое внимание автором уделено замечаниям и рекомендациям ООН по периодическим Т докладам Казахстана, представленным в рамках выполнения государством-участником £ своих обязательств по претворению в жизнь естественно-неотъемлемых прав, признава- ° емых Международным пактом о гражданских и политических правах, а также о дости- О жениях Республики Казахстан в использовании этих прав. Т

Ключевые слова: специализация судов; специализация судей; судебная специализация; Л специализированные суды; уголовные суды; уголовное судопроизводство; судебная систе- Т ма; особо тяжкие преступления. >

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ МАМАНДАНДЫРЫЛГАН КЫЛМЫСТЫК СОТТАРЫ

Эльвира Бекболаткызы Аблаева

Зац гылымдарыныц кандидаты, цауымдастырылган профессор, Каспий университеттщ «ЭдЫет» Жогары зац мектебтщ цауымдастырылган профессоры, Алматы ц., Цазацстан Республикасы, е-mail: ablaeva_1981@mail.ru

В

го о го

о

в о

■а

2 А С

■а

Аннотация. Бул жумыста цазацстандыц мамандандырылган цылмыстыц соттар- 4

дыц пайда болуыныц нег1зг1 алгышарттары ретгнде квргнгс алган объективтг факторлар 00

зерттелдг, олардыц тарихи даму жолы сипатталды. К^азацстан Республикасыныц сот 3 цурылысы мен сот шн журггзудщ цазгргг кезецгндегг мамандандырылган цылмыстыц сот-

гм о гм

< Z

CL

о

тардыц шынайы жагдайы багаланады. Автор сонымен цатар мамандандырылган цылмы-стъщ соттарды дамытудыц жэне цылмыстыц Iстер бойынша сот шн журггзудг жетш-д1руд1ц одан эрг жолдарын белгшедг.

Муныц бэрг тацырыптыц теориялыц жэне практикалыц мацыздылыгын бглдгредг.

Тацдалган тацырыптыц езекттгг соттар мен судьяларды мамандандыру цагидатына сэйкес сот цурылысын дамытуга жэне сот шн журггзудг жетглдгруге багытталган К,а-зацстан Республикасында жалгасып жатцан сот реформаларымен айцындалады. Оз ке-зегтде, соттар мен судьялардыц бгртутас сот жYйесi штдегг нег^рлым терецгрек жэне негурлым кецейттген мамандануы К^азацстан Республикасыныц сот ц^рылысын дамыту жэне сот шн журггзудг жетшдгру кестдшнщ бгрг болып танылды.

Мамандандырылган цылмыстыц соттардыц цызметт уйымдастыру жэне жумыс гстеу мэселелерт зерделеу олардыц республикалыц жэне облыстыц мацызы бар цалалар-да ауданаралыц соттардыц тиш бойынша ц^рылганын, жалпы юрисдикция соттарыныц теменгг буынын цурайтынын, аса ауыр цылмыстар бойынша цылмыстыц гстердг бгртшг сатыдагы соттар реттде, оныц штде алца билер сотыныц цатысуымен царайтынын жэне шешеттт керсеттг.

Жумысты жазу кезтде автор 2000-2022 жылдар кезецтдегг елдегг цылмыстылыцтыц жай-^ш туралы, сондай-ац, республика соттарыныц цызметг туралы, оныц штде 20152022 жылдары шыгарылган ауыр жэне аса ауыр цылмыстар бойынша ацтау укгмдертщ саны туралы статистикалыц деректердг пайдаланды.

Автор цатысушы мемлекеттщ азаматтыц жэне саяси цуцыцтар туралы, сондай-ац К^азацстан Республикасыныц осы цуцыцтарды пайдаланудагы жетжтжтерг туралы ха-лыцаралыц пактгде танылатын табиги ажырамас цуцыцтарды гске асыру жентдегг ез мтдеттемелерт орындауы шецбертде усынылган К^азацстанныц мерзгмдг баяндамалары бойынша Б¥¥-ныц ескертулерг мен усынымдарына ерекше назар аударды.

ТYйiн свздер: соттардыц мамандануы; судьялардыц мамандануы; сот мамандануы; мамандандырылган соттар; цылмыстыц соттар; цылмыстыц сот ендгрш; сот жYйесi; аса ауыр цылмыстар.

SPECIALIZED CRIMINAL COURTS REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

^ Ablaeva Elvira Bekbolatovna

Candidates ' degree in jurisprudence, Associate Professor, associate Professor of the Higher s School of Law "Adilet" of the Caspian University, Almaty, Republic of Kazakhstan, e-mail:

ablaeva_1981@mail.ru

§ Abstract. In this paper, objective factors that served as the main prerequisites for the emergence i ofKazakhstan specialized criminal courts are investigated, their historical path of development is o described. The true state of specialized criminal courts at the present stage of the judicial system o and judicial proceedings of the Republic of Kazakhstan is assessed. The author also outlines cl further contours of the development ofspecialized criminal courts and the improvement of judicial s proceedings in criminal cases.

All this represents the theoretical and practical significance of the topic. The relevance of the chosen topic is given by the ongoing judicial reforms in the Republic of Kazakhstan aimed at developing the judicial system and improving judicial proceedings in accordance with the principle of specialization of courts and judges. In turn, a more in-depth and more expanded specialization of courts and judges within the unified judicial system is recognized as one of the vectors of the development of the judicial system and the improvement of judicial proceedings of the Republic of Kazakhstan.

The study of the organization of the structure and functioning of the activities of specialized criminal courts has shown that they are created according to the type of inter-district courts in cities of republican and regional significance, constitute the lowest link of courts of general jurisdiction, consider and resolve criminal cases on especially serious crimes as courts of first instance, including with the participation of a jury.

When writing the work, the author used statistical data on the state of crime in the country for the period 2000-2022, as well as on the activities of the courts of the republic, including the

<

CQ H и -û

с;

ш

Ч О х

о <

m с

и х

s

^

s X H

и

ш CQ

number of acquittals for serious and especially serious crimes handed down in 2015-2022.

The author pays special attention to the comments and recommendations of the UN on the periodic reports of Kazakhstan submitted within the framework of the state party's fulfillment of its obligations to implement the natural and inalienable rights recognized by the International Covenant on Civil and Political Rights, as well as on the achievements of the Republic of Kazakhstan in the use of these rights.

Keywords: specialization of courts; specialization of judges; judicial specialization; specialized courts; criminal courts; criminal justice; judicial system; especially serious crimes.

DOI: 10.52026/2788-5291 2023 74 3 159

Введение

На территории Республики Казахстан по состоянию на март месяц 2023 года судебную власть осуществляют специализированные экономические, административные, семейные, уголовные, следственные суды (судьи), а также специализированные суды по делам об административных правонарушениях и несовершеннолетних. Специализированные суды, специализирующиеся на рассмотрении и разрешении тех или иных категорий дел, имеют свойственные каждому из них свои предпосылки возникновения, свой опыт становления и свое направление развития. Сегодня опыт работы специализированных судов РК показал их востребованность и состоятельность. Судебные реформы, начатые в РК с 1990 годов и, продолжающиеся по сей день, обусловлены высоким интересом казахстанского государства к обеспечению верховенства правового закона во всех сферах жизнедеятельности, повышению уровня доверия граждан к судебной власти, улучшению качества судейского корпуса.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составляют обще-логический, теоретический, эмпирический, специальный юридический методы познания истины. В процессе проведения исследования использовались материалы по организации и функционированию специализированных уголовных судов.

Результаты и их обсуждение

Прежде всего, следует обсудить объективные факторы, послужившие в качестве предпосылок возникновения специализированных уголовных судов РК. Среди таких

факторов можно будет выделить характер состояния преступности в стране. Анализ состояния правопорядка и законности в 2000 годах показывает, что имеет место высокий рост преступности, в котором преобладает доля тяжких и особо тяжких преступлений. Согласно данным в 1998 г. зарегистрировано свыше 143 тыс. преступлений, 1999 г. - 139 тыс., 2000 г. - 150 тыс., 2001 г. - 152 тыс., 2002 г. - 135 тыс., 2003 г. - 118 тыс., 2004 г. - 143 тыс., 2005 - 147 тыс1.

Как видим, уровень преступности 8-летнего периода, охватывающий 1998 - 2 005 гг. был нестабильный, его состояние менялось каждые 2 года в сторону роста или спада. Так, в 1998-2000 гг. преступность падает, наоборот, в 2000-2001 гг. растет, а в 20022003 гг. падает, затем в 2004-2005 гг. вновь растет. В целом, бурный рост преступности в первые годы независимости РК и в переходный для нее период обусловлен ухудшением социально-экономической ситуации на всем постсоветском пространстве, например, экономический кризис, повышение уровня безработицы, внутренняя миграция сельской местности, деградация городской среды. Непременно, на их фоне возросли хищения, наемные убийства, захваты заложников, похищения людей, а также незаконные обороты огнестрельного оружия, алкогольной продукции, наркотических средств. Криминологической характеристике состояния преступности тех лет в большей части показателен тип корыстно-насильственный.

Ради доходчивости возьмем данные уголовной статистики за период с 2006 по 2009 гг., которые показывают, что в 2006 г. зарегистрировано 141 271 преступлений, 2007 г. - 128 064, 2008 г. - 127 478, 2009 г. - 121 667. На первый взгляд кажется, что количественный характер преступности (уровень)

го гп

Г) Т I

т.

Г)

Т

W А

о

о Д

Е

m Л сг

Г) Т

го А

В

го о го

о

т.

е о

ТЗ

2 А

С

ТЗ

1 Общее число зарегистрированных преступлений [Электронный ресурс]: Официальная статистика Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК. Доступ предоставлен Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК. Режим доступа: свободный. URL: https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detail?id=89&slug=-74&cat_id=4&lang=ru (дата обращения: 03.12.2022)

гм о гм

а.

<

Z а.

о ©

X

о

CQ

о

CQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

iE

с

< CQ

н и .0

с;

ш

£ Ч О х

о <

п с

в целом по стране в течение 4 лет говорит о снижении преступности. Однако, за этой кажущейся видимостью скрывается объективная реальность, поскольку если смотреть на качественный характер преступности (структура), то мы увидим, что удельный вес особо тяжких преступлений не изменился. Например, из зарегистрированных в

2006 г. 141271 преступлений 3155 являются особо тяжкими. В 2007 г. - соответственно 3 178 из 128 064. В 2008 г. - соответственно 3 216 из 127 478. В 2009 г. - соответственно 3 302 из 121 667.

С 2010 г. наблюдается изменение количественного и качественного характера преступности. Так, в 2010 г. уровень преступности в нашей стране резко повышается, достигнув 131 896 преступлений, что на 10 229 преступлений больше, чем в 2009 г. Но удельный вес особо тяжких преступлений меняется в сторону снижения и составляет 2 954, что на 348 особо тяжких преступлений меньше, чем в 2009 г. Напротив, в 2011 г. количество преступлений выросло до 206 801. Среди них особо тяжких преступлений до 3 522, что на 568 особо тяжких преступлений больше, чем в 2010 г. Такая же картина как и в 2010 г., когда в целом уровень преступности растет, а доля особо тяжких преступлений в нем падает, наблюдается в 2012 г. (3 081 из 287 681), в 2013 г. (2 629 из 359 844) и в 2014 г. (2150 из 341 291)2.

На примере 4-летнего периода, охватывающего 2011-2014 гг., заметна тенденция стремительного роста уровня преступности и весьма незначительного спада в нем удельного веса особо тяжких преступлений. Полагаем, объяснением тому является реакция государства на состояние преступности в стране, что подтверждается сами представителями органа, осуществляющего надзор за законностью правовой статистики и спецучетов. Так, по мнению Ж.К. Асанова, с

2007 по 2010 гг. произошел резкий рост тюремного контингента почти на 25%, в связи с чем, по инициативе Президента РК стартовал очередной этап гуманизации уголовного законодательства, по завершению чего за 2 года численность заключенных уменьшилась на 15 тыс. [1, с.78]. По справедливому

замечанию М.А. Жуманиязова, изучавшего состояние преступности РК за 1998-2007 гг., в те годы самыми острыми вопросами были экономическое развитие, социальное благосостояние народа, борьба с преступностью. Автор считает, что серьезное влияние на темп роста преступности оказала системная и сбалансированная концепция уголовной политики Казахстана [2, с.78]. Важно иметь в виду, что в условиях сильного ухудшения криминогенной ситуации особое значение придается именно тем мерам, посредством которых возможно удерживать контроль над преступностью, сохраняя безопасность государства и стабилизируя жизнь общества. Поэтому государство в исключительных случаях идет на компромисс. На протяжении 30 лет уголовная политика РК всегда сопровождалась процессами криминализации или декриминализации, пенализации или депенализации. Общеизвестно, что в 19902000 гг. РК занимала 3 место после России и Америки во Всемирном индексе тюрем. Примечательно, что курс двухвекторной уголовно-правовой политики позволил нашему государству занять в 2012 г. - 35 место, в 2013 - 36, в 2014 - 47, в 2015 - 55, в 2016 - 62, в 2017 г. - 67, в 2018 - 83, в 2019 - 95, а в 2020 г. на 100 место в списке стран по тюремному населению. Для наглядности приведем данные по индексу тюремного населения РК за 1995-2020 гг., представленные международной организацией Institute for Crime & Justice Policy Research.

Аналогично, как и в 2010 г. показатели преступности в 2015 г. резко возрастают, правда, не с ухудшением криминальной ситуации в стране, а с вступлением в силу с 01 января 2015 г. нового Уголовного Кодекса РК, разделяющего уголовное правонарушение на уголовные проступки и преступления, изменением порядка официального учета и обязательной регистрации уголовных правонарушений. С 2015 по 2022 гг. наблюдается стремительный спад уровня преступности, но удельный вес особо тяжких преступлений остается почти без изменений на прежнем уровне, о чем свидетельствуют сведения об основных показателях по зарегистрированным уголовным правонаруше-

и

X

^

X

н

и

ш CQ

2 Сведения об основных показателях деятельности органов уголовного преследования за 2008-2014 гг. [Электронный ресурс]: Статистические отчеты. Доступ предоставлен Интернет-порталом правовой статистики Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной Прокуратуры РК. Режим доступа: свободный. URL: https:// qamqor.gov.kz/crimestat/statistics (дата обращения: 03.12.2022)

3 Индекс тюремного населения РК за 1995-2020 гг. [Электронный ресурс]: Краткие данные о тюрьмах мира. Доступ предоставлен интернет-порталом Institute for Crime & Justice Policy Research. Режим доступа: свободный. URL: https:// www.prisonstudies.org/country/kazakhstan (дата обращения: 30.01.2023)

ниям за период с 2015 по 2022 гг. Представленные Комитетом по правовой статистике и спецучетам сведения показывают, что из зарегистрированных в 2015 г. 386 718 уголовных правонарушений 2 165 являются особо тяжкими. В 2016 г. 1 944 из 361 689. В 2017 г. - соответственно 2 134 из 316 418. В 2018 г. - соответственно 1 835 из 292 286. В 2019 г. - соответственно 1 812 из 243 462. В 2020 г. - соответственно 2 069 из 162 783. В 2021 г. - соответственно 2 253 из 157 884. В 2022 г. - соответственно 2 241 из 157 4734.

Приведенные выше статистические данные о состоянии преступности за период 2005-2022 гг., свидетельствуют о том, что несмотря на снижение количественного характера преступности, качественный характер преступности, остается прежним, удельный вес особо тяжких преступлений особо не меняется.

Здесь обращаем внимание читателей на то обстоятельство, как уровень, структура и динамика преступности в стране повлияли на судебную систему. К сожалению, в связи с неуклонным ростом уровня преступности и наличием весомой в них доли особо тяжких преступлений возрос объем уголовных дел, подсудных областным и приравненным к ним судам, действующих в качестве судов первой, апелляционной и надзорной инстанции. Напомним, что областные и приравненные к ним суды с 11 июля 2001 г. до 01 января 2010 г. по I инстанции рассматривали уголовные дела о преступлениях, за совершение которых санкции статей ранее действовавшего УК 1997 г. предусматривали наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы. К тому же, состав областных и приравненных к ним судов с 01 января 2007 г. пополнился судом с участием присяжных заседателей, соответственно увеличилась нагрузка судей. Безусловно, эти факторы негативно отразились в целом на показателях качества правосудия по уголовным делам, в т. ч. на количестве законных и обоснованных судебных приговорах или наоборот.

Другой объективный фактор, обусловивший необходимость организации и функционирования в РК специализированных

уголовных судов, связан с выполнением РК международных обязательств в части принятия мер по реализации прав, признаваемых Пактом о гражданских и политических правах, а также об успехах, достигнутых в этом направлении. Так, в 2011 г. серьезную обеспокоенность Комитета по правам человека ООН вызвали сообщения о распространенности коррупции в судебной системе, зависимости судебной власти от прокуратуры, под чьим давлением оправдательные приговоры по уголовным делам, вынесенные судами, составляют лишь 1%, а также о допущении судьями в качестве доказательств показаний, полученных под пытками. Комитет настоял на том, чтобы РК в целях обеспечения гарантий и защиты прав подозреваемых и обвиняемых исследовало причины, влияющие на малое количество оправдательных приговоров, а также приняло меры, гарантирующие недопустимость доказательств, полученных под пытками5.

Во Втором периодическом докладе от 2014 г. в качестве фактов, свидетельствующих об устранении замечаний и исполнении рекомендаций Комитета, РК предоставила информацию о росте оправдательных приговоров, вынесенных судами в 2012-2013 гг. от 1% до 1,8%. В числе причин, повлиявших на низкое количество оправдательных приговоров, государство РК назвало наличие института возвращения уголовного дела для дополнительного расследования, исключение которого на взгляд нашего государства повлияет на большее количество оправдательных приговоров. В качестве мер, служащих гарантией недопустимости каких-либо доказательств, полученных под пытками, государство РК признало принятие Верховным Судом РК от 28 декабря 2009 г. нормативного постановления № 7 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания»6. К сожалению, рассмотрев Второй периодический доклад

го гп

Г) Т I

т.

Г)

Т

W А

о

о Д

Е

гп Л сг

Г) Т

го А

В

го о го

о

т.

е о

■а

2 А

С

4 Там же. URL: https://qamqor.gov.kz/crimestat/statistics (дата обращения: 03.12.2022)

5 Заключительные замечания Комитета по правам человека ООН от 19 августа 2011 г. [Электронный ресурс]: Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со ст. 40 Международного Пакта о гражданских и политических правах. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/O1100000005 (дата обращения: 25.12.2022)

6 Об утверждении второго периодического доклада о выполнении РК Международного Пакта о гражданских и политических правах [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РК от 03.12.2014 г. № 1271. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/

■а

гм о гм

а.

<

Z а.

о ©

X

о

CQ

о

CQ

iE

с

< CQ

н и .0

с;

ш

£ Ч О х

о <

п с

РК от 2014 г., Комитет, как и ранее, выразил свое беспокойство по поводу данных по оправдательным приговорам, поскольку несмотря на все предпринятые казахстанским государством мер, их количество так же остается незначительным7.

По словам председателя Судебной коллегии по уголовным делам ВС РК за один год на 55 % возросло количество оправдательных приговоров. Так, если в 2014 г. количество оправданных не достигало и 500 чел., то в 2015 г. эта цифра перевалила за 700 тыс., а еще в отношении более чем 5 тыс. чел. смягчено наказание. Опираясь на эти цифры, А.Д. Рахметуллин заключает, что это позволило РК переместиться на 55 строчку в Всемирном рейтинге тюрем [3]. Между тем, на I сессии круглого стола «Оправдательные приговоры», судья ВС отметила, что несмотря на отсутствие в УПК от 2014 г. статьи «Возвращение уголовного дела для дополнительного расследования», ранее существовавшей в ст. 303 УПК 1997 г., новый УПК от 2014 г. содержит ст. 323 «Направление дела судом прокурору». По мнению Г.Ж. Мергеновой наличие этой статьи создает препятствие в вынесении судами оправдательных приговоров, так как при установлении существенных нарушений процессуального законодательства, суд возвращает дело прокурору для их устранения. В последующем дела на стадии досудебного расследования прекращаются и соответственно обратно в суды не поступают [4]. Несмотря на это, по мнению А.Д. Рахме-туллина, апеллирующего статистическими данными, из года в год наблюдается рост оправдательных приговоров, например, в 2015 г. оправдано 743 чел., а в 2019 г. - 877. Аналогично апелляционные инстанции в 2017 г. оправдали 32 чел., в 2018 г. — 58, а в 2019 г. — 91. К тому же, Г.Ж. Мергенова обращает внимание на прекращение около трети уголовных дел по указанным в законе нереабилитирующим основаниям. Поэтому на взгляд судей необоснованно оценивать деятельность судебной власти лишь по количеству вынесенных оправдательных приговоров.

Весьма интересно взглянуть на претен-

зии, предъявляемые к судебной власти РК. Одним из 7 претензий - это их зависимость от исполнительной власти, сотрудников силовых структур и председателей самих судов. На эту претензию ВС РК в качестве доводов приводит данные о тяжких и особо тяжких преступлениях 2015-2022 гг., по которым количество оправдательных приговоров возросло в 7 раз. Согласно данным ВС РК казахстанскими судами в 2015 г. вынесено 149 оправдательных приговоров, из них по преступлениям небольшой тяжести - 89, средней тяжести - 48, тяжким - 12, особо тяжким - 0. В 2016 г. - 62, из них по преступлениям небольшой тяжести - 16, средней тяжести - 29, тяжким - 9, особо тяжким -8. В 2017 г. - 70, из них по преступлениям небольшой тяжести - 15, средней тяжести -25, тяжким - 26, особо тяжким - 4. В 2018 г.

- 270, из них по преступлениям небольшой тяжести - 25, средней тяжести - 78, тяжким

- 146, особо тяжким - 21. В 2019 г. - 318, из них по преступлениям небольшой тяжести

- 47, средней тяжести - 61, тяжким - 189, особо тяжким - 21. В 2020 г. - 329, из них по преступлениям небольшой тяжести - 140, средней тяжести - 84, тяжким - 100, особо тяжким - 5. В 2021 г. - 272, из них по преступлениям небольшой тяжести - 45, средней тяжести - 59, тяжким - 155, особо тяжким

- 13. Таким образом, в 8-летней статистике отмечено, что количество оправдательных приговоров, вынесенных по тяжким и особо тяжким преступлениям, возросло в 7 раз8. Апеллируя этими данными, ВС РК считает, что произошел слом обвинительных уклонов судов и рост оправдательных приговоров.

На мой взгляд, именно вследствие указанных выше причин государством РК принят ряд мер, направленных на повышение качества правосудия по уголовным делам. Одним из таких мер явились организация и функционирование на территории РК специализированных уголовных судов.

Еще в 1994 г. объявлено о проведении судебно-правовой реформы в целях повышения эффективности судебной системы, обеспечения подлинной независимости правосудия, профессионализма и специализации судей. Необходимость в более

и

X

^

X

н

и

ш CQ

P1400001271 (дата обращения: 30.12.2022)

7 Заключительные замечания по второму периодическому докладу Казахстана Комитета по правам человека ООН от 11 июля 2016 г. № CCPR/C/KAZ/CO/2 [Электронный ресурс]: 117 сессия Комитета (20 июня - 15 июля 2016 г.). Доступ предоставлен Информационной системой Параграф. Режим доступа: свободный. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=38293330&pos=6;-108#pos=6;-108 (дата обращения: 30.12.2022)

8 Судопроизводство по уголовным делам [Электронный ресурс]: О работе судов за 2018-2022 гг. Доступ предоставлен интернет-ресурсом Верховного Суда РК. Режим доступа: свободный. URL: https://sud.gov.kz/rus/content/o-rabote-sudov-za-2018-2022-gody (дата обращения: 05.01.2023)

дифференцированной и более глубокой специализации судей вызвана устройством единой судебной системы во главе ВС РК. Предполагалось создать в структуре ВС РК специализированные судебные коллегии9. Собственно, сама идея создания в РК специализированных судов впервые провозглашена Концепцией правовой политики РК от 2002 г., утвержденной до 2010 г10. Затем, в 2008 г. в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» последовали изменения и дополнения в части образования на территории РК других судов со статусом областного или районного суда, под которыми имелись в виду специализированные суды по различным категориям дел, в т. ч. по особо тяжким преступлениям11. Концепция правовой политики РК от 2009 г., утвержденная на период с 2010 до 2020 г., специализацию судов и судей обозначила основным вектором развития судебной системы РК, следуя которому требуется развивать ювенальные суды, создавать специализированные уголовные суды, а в будущем - налоговые и другие суды12. Следом, в том же году прошел V съезд судей РК, в ходе которого Н.А. Назарбаев определил 5 приоритетных задач, необходимых для реализации идей, изложенных в Концепции правовой политики РК от 2009 г. Среди них 3 задача: обеспечение качества отправления правосудия и надежной защиты прав граждан посредством дальнейшей специализация судов и судей. Тем самым, он полагал поэтапное введение специализированных судов, в т. ч. уголовных судов [5]. Так, вначале 2010 г. в РК появились специализированные уголовные суды. В частности, 29 декабря 2009 г. Президент РК своим Указом №»910 постановил образовать в городах Астана, Алма-ты и во всех 14 областях специализированные межрайонные суды по уголовным делам, а также упразднить специализированный

финансовый суд в г. Алматы13.

Впечатлительно, что большинство ученых-правоведов и практических работников воодушевленно приняли появление специализированных судов. Специализацию судей К.А. Мами признает актуальным, необходимым, эффективным явлением, обладающим положительными моментами, как: углубленное изучение определенной категории дел, их анализ и обобщение судебной практики, накопление по ним соответствующих материалов, обладание теоретическими знаниями и практическими навыками в рассматриваемой сфере правоотношений и мн. др. [6, с.82]. «Создание же специализированных судов способствовало наиболее оптимально решить вопросы специализации и, как следствие этого - повышения квалификации судей, уменьшения нагрузки на суды и, в первую очередь, основного звена, что содействует эффективности судебной деятельности, а также решению ряда судо-устройственных вопросов» [7], - отмечает Г.Ж. Сулейменова. В развитие специализации судов Д.К. Канафин предлагал создать суды по уголовным проступкам, передав в их подсудность дела об административных правонарушениях и некоторые декри-минализованные преступления небольшой и средней тяжести [8, с.75].

Исследовав факторы, послужившие в качестве основных предпосылок возникновения специализированных уголовных судов РК, перейдем к изучению юрисдикции этих судов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 308 УПК к подсудности специализированных межрайонных судов по уголовным делам отнесены исключительно уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет или пожизненное лишение свободы. Определим, что по УК от 2014 г., особо тяжкими преступлениями признаются обществен-

9 О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан [Электронный ресурс]: Постановление Президента РК от 12.02.1994 г. № 1569. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001569_ (дата обращения: 11.01.2023)

10 О Концепции правовой политики Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Указ Президента РК от 20.09.2002 г. № 949. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL: h^s:// adilet.zan.kz/rus/docs/U020000949_ (дата обращения: 11.01.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" [Электронный ресурс]: Конституционный закон РК от 17.11.2008 г. № 80-IV. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL:

12 О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РК от 24.08.2009 г. № 858. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_ (дата обращения: 09.01.2023)

13 Об образовании и упразднении некоторых специализированных судов Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Указ Президента РК от 29.12.2009 г. № 910. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000910_ (дата обращения: 10.01.2023)

го гп

Г) Т

I

т.

Г)

Т

OJ А

о

о Д

Е

гп Л сг

Г) Т

го А

В

го о го

о

Т.

е о

ТЗ

2 А

с

ТЗ

гм о гм

а.

<

Z а.

о ©

X

о

CQ

о

CQ

iE

с

<

CQ Н и .0

с;

ш

£ Ч О х

о <

п с

и

X

^

X

н

и

ш CQ

но-опасные, уголовно-противоправные, виновно-наказуемые, умышленные деяния, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет или пожизненного лишения свободы. Особенная часть УК свыше 110 составов преступлений относит к категории особо тяжких преступлений. При этом, подчеркну, что к подсудности специализированных межрайонных судов по уголовным делам относятся не все уголовные дела об особо тяжких преступлениях, а только те, которые не в подсудности специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам. Подсудность последних определяется ст. 309 УПК, в соответствии с которой к ним отнесены уголовные дела об особо тяжких воинских преступлениях, предусмотренные Главой 18 УК. В своем перечне Глава 18 УК «Воинские уголовные правонарушения» содержит 31 уголовных правонарушений, из которых только 20 составов отнесены к особо тяжким преступлениям: части 3 и 4 ст. 437 УК, ч. 3 ст. 438 УК, ч. 4 ст. 439 УК, ч. 3 ст. 441 УК, ч. 3 ст. 442 УК, ч. 4 ст. 443 УК, ч. 3 ст. 444 УК, ч. 3 ст. 450 УК, ч. 4 ст. 451 УК, ч. 4 ст. 452 УК, ст. 455 УК, ч. 5 ст. 458 УК, ч. 4 ст. 459 УК.

Помимо перечисленного, уголовные дела об особо тяжких преступлениях по ходатайству обвиняемого могут рассматриваться специализированными межрайонными судами по уголовным делам с участием присяжных заседателей, за исключением дел, указанных в ст. 631 УПК. В соответствии с ч. 1 ст. 631 УПК суд с участием присяжных заседателей также как и специализированные уголовные суды рассматривает дела об особо тяжких преступлениях. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 631 УПК к подсудности суда с участием присяжных заседателей не относятся уголовные дела об убийствах, совершенных в условиях чрезвычайной ситуации и в ходе массовых беспорядков, о преступлениях против мира и безопасности человечества, против основ конституционного строя и безопасности государства, террористических и экстремистских преступлениях, воинских преступлениях, совершенных в военное время или боевой обстановке, преступлениях, совершенных в составе преступной группы, об особо тяжких преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних14.

Немаловажно отметить ч. 1 ст. 477 УПК, в соответствии с которой специализированные межрайонные суды не рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора, за исключением вопросов, указанных в пунктах 13, 17, 22 и 23 ст. 476 УПК. Данная норма не оговаривает название специализированных межрайонных судов. Полагаем, к ведению изучаемых нами судов относится рассмотрение таких вопросов, связанных с исполнением приговора, как: о зачете времени содержания под стражей, а также пребывания в лечебном учреждении; о разъяснении всякого рода сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора; об освобождении имущества от ареста; о вещественных доказательствах, судьба которых не была разрешена судом, об исправлении технических и арифметических ошибок при разрешении гражданского иска, а также о размере процессуальных издержек, принудительного платежа в Фонд компенсации потерпевших и госпошлины в случае их неправильного исчисления.

Последним рассмотрим организацию устройства специализированных уголовных судов. Так, в соответствии с положениями Главы 40 УПК, определяющими подсудность уголовных дел, рассматриваемые суды признаются районными и приравненными к ними судами, действующими в качестве судов I инстанции. Таких судов на территории РК до августа 2022 г. функционировали в количестве 17, из них по 1 суду в 3 городах республиканского значения и 14 областях. Образование в 2022 г. новых Абайской, Жетысуской и Улытауской областей повлекло образование на их территории специализированных уголовных судов. Сегодня административно-территориальные единицы РК всех уровней обеспечены правосудием по уголовным делам об особо тяжких преступлениях.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 6 КЗ РК «О судебной системе и статусе судей РК», президент РК может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов. В соответствии с этим, к примеру, на территории города областного значения - Талдыкорган действуют: специализированный суд по уголовным делам, по делам несовершеннолетних, по

14 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]: Кодекс РК от 04.07.2014 года. № 231-VЗРК. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231 (дата обращения: 17.01.2023)

административным правонарушениям, а также специализированный административный, следственный, экономический суд. Однако территориальная подсудность этих судов может охватить только г. Талдыкорган или всю Жетысускую область либо другие административно-территориальные единицы. Например, специализированный следственный суд территориально охватывает только г. Талдыкорган, специализированный межрайонный суд по уголовным делам всю Жетысускую область, специализированный суд по делам несовершеннолетних - города Балхаш, Талдыкорган, Текели, а также районы Кербулакский, Каратальский, Кок-суский, Саркандский, Аксуский, Алаколь-ский и Ескельдинский, специализированный суд по административным правонарушениям - г. Талдыкорган, микрорайоны Коктал, Восточный и Северо-Западный, сельские округа Еркинский (село Еркин, 3-е отделение) и Отенайский (село Отенай), села Ен-бек, Мойнак, Ынтымак и Пригородное, дачные общества Ащыбулак, Уйтас, Красный камень, Сарыбулак и Пригородный. При этом, заметим, что Балхаш - город областного значения, находящийся в подчинении Карагандинской области.

Следовательно, при образовании специализированных судов, строго не учитывается их соответствие административно-территориальному устройству РК. Прежде всего, принимается во внимание необходимость обеспечения самостоятельности судебной власти от местных представительных либо исполнительных органов, а также независимости судей при осуществлении правосудия, особенно, судебного контроля. По этому поводу Г.Ж. Сулейменова верно пишет: «образование специализированных судов как межрайонных, т. е. не совпадающих с административно-территориальным устройством республики, является важнейшей гарантией независимости этих судов и ограждения их от влияния органов и должностных местных органов исполнительной власти» [9].

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что, с одной

стороны, необходимость в специализированных уголовных судах вызвана ухудшением характера состояния преступности, а с другой стороны, обеспечением каждому права на неприкосновенность личности и личную свободу. Поскольку речь идет об особо тяжких преступлениях, влекущих за собой более суровые меры наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы, то рассмотрение и разрешение судами такой категории уголовных дел требует особой квалификации, высокого профессионализма, полной независимости, абсолютной беспристрастности. Характерным для всех действующих специализированных судов, в т. ч. уголовных, является то, что поначалу их появление было обусловлено вхождением РК в мировое сообщество независимых правовых государств, а позднее ее устремленностью конкурировать с высокоразвитыми государствами мира.

Образование в РК специализированных уголовных судов следует признать очередным шагом на пути формирования системы специализированных судов и дальнейшего развития судоустройства и судопроизводства в соответствии с принципом специализации судов и судей. Первые шаги на этом пути проделаны в 2002 по 2009 гг., с поэтапным образованием на всей территории РК специализированных экономических, административных (ныне - по делам об административных правонарушениях), финансовых, ювенальных судов. Образование специализированных уголовных судов есть итог реализации основных положений второй по счету Концепции правовой политики РК, утвержденной на 2010-2020 гг.

В своем обращении к народу от 01 сентября 2020 г., Президент РК сказал: «Судебная система нуждается в специалистах в области налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности, корпоративного права» [9]. Эти слова прогнозируют появление в будущем новых специализированных судов. Не исключено, что появятся суды по спорам, связанными с исчислением и уплатой налогов, признанием несостоятельности, защитой интеллектуальных, трудовых, земельных прав и т. п.

ЛИТЕРАТУРА

го гп

Г) Т

I ^

п

Т

А

о

о Д

Е

гп Л сг

Г) Т

го А

В

го о го

о

в о

тз

2 А

С

тз

1. Асанов Ж.К. Десять мер по снижению «Тюремного заключения» // Право и государство, 2013. - № 4 (61). - С. 78-81.

2. Жуманиязов М.А. Теоретические положения уголовной политики Республики Казахстан //Вестник Института законодательства РК, 2008. - № 4 (12). - С. 78-82.

KbmMbiCTbiK; кукык жэне ^L^IC™; ПРОЦЕСС

3. Выступление председателя Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК на брифинге, 01.02.2016 // Видеохостинг YouTube. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=M09J0CSnuIY(дата обращения: 22.01.2023).

4. Мергенова Г.Ж. Причина малого количества оправдательных приговоров: - Выступление судьи Верховного Суда РК на круглом столе «Оправдательные приговоры» // Информационный портал Total.kz. - URL: https://total.kz/ru/news/vnutrennyaya_politika/ prichinu_malogo_kolichestva_opravdatelnih _prigovorov_obyasnili_v_verhovnom_sude_ kazahstana_date_2020_08_20_16_26_06 (дата обращения: 10.01.2023).

5. Выступление Президента Республики Казахстан на V съезде судей. [Электронный ресурс]: V съезд судей, 18.11.2009. Доступ предоставлен Информационной системой «Юрист». Режим доступа: свободный. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30510310 (дата обращения: 20.11.2022).

6. Мами К.А. Становление и развитие судебной власти в Республике Казахстан: Монография. - Астана: Елорда, 2001. - 352 с.

7. Сулейменова Г.Ж. Специализированные суды, их организация и место в судебной системе Республики Казахстан: - статья профессора кафедры уголовного процесса и криминалистики Алматинской юридической академии // Информационная система Параграф «Юрист». - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36762176&pos=4;-126#pos=4;-126&sdoc_params=text (дата обращения: 15.01.2023).

8. Канафин Д.К. Перспективы совершенствования судебной системы и уголовно-процессуального законодательства в Республике Казахстан //В Сб. материалов круглого стола «Перспективы развития судебно-правовой реформы в Республике Казахстан». - Алма-ты, 2009. - С. 69-91.

9. Казахстан в новой реальности: время действий [Электронныйресурс]: Послание Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 г. Доступ предоставлен Информационно-правовой системой «Эдшет». Режим доступа: свободный. URL: https://adilet.zan. kz/rus/docs/K2000002020 (дата обращения: 20.01.2023).

REFERENCES

m

o 1. Asanov Zh.K. Desjat' merpo snizheniju «Tjuremnogo zakljuchenija» //Pravo i gosudarstvo,

£ 2013. - № 4 (61). - S. 78-81.

^ 2. Zhumanijazov M.A. Teoreticheskie polozhenija ugolovnoj politiki Respubliki Kazahstan //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z Vestnik Instituta zakonodatel'stva RK, 2008. - № 4 (12). - S. 78-82.

g 3. Vystuplenie predsedatelja sudebnoj kollegii po ugolovnym delam Verhovnogo suda

g RK na brifinge, 01.02.2016 // Videohosting YouTube. - URL: https://www.youtube.com/

^ watch?v=M09J0CSnuIY(data obrashhenija: 22.01.2023).

iE 4. Mergenova G.Zh.: - Vystuplenie sud'i Verhovnogo Suda RK na kruglom stole «Opravdatel'nye

§ prigovory» // Informacionnyj portal Total.kz. - URL: https://total.kz/ru/news/vnutrennyaya_

s politika/prichinu_malogo_kolichestva_opravdatelnih_prigovorov_obyasnili_v_verhovnom_

o sude_kazahstana_date_2020_08_20_16_26_06 (data obrashhenija: 10.01.2023).

o 5. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Kazahstan na V s#ezde sudej. [Jelektronnyj resurs]: V s#ezd sudej, 18.11.2009. Dostuppredostavlen Informacionnoj sistemoj «Jurist». Rezhim dostupa:

^ svobodnyj. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30510310 (data obrashhenija:

< 20.11.2022).

u 6. Mami K.A. Stanovlenie i razvitie sudebnoj vlasti v Respublike Kazahstan: Monografija. -

¡2 Astana: Elorda, 2001. - 352 s.

tí 7. Sulejmenova G.Zh. Specializirovannye sudy, ih organizacija i mesto v sudebnoj sisteme

o Respubliki Kazahstan: - statja professora kafedry ugolovnogo processa i kriminalistiki

0 Almatinskoj juridicheskoj akademii //Informacionnaja sistema Paragraf «Jurist». - URL: https:// $ online.zakon.kz/Document/?doc_id=36762176&pos=4;-126#pos=4;-126&sdoc_params=text í (data obrashhenija: 15.01.2023).

E= 8. Kanafin D.K. Perspektivy sovershenstvovanija sudebnoj sistemy i ugolovno-processual'nogo

u zakonodatel'stva v Respublike Kazahstan // VSb. materialov kruglogo stola «Perspektivy razvitija

s sudebno-pravovoj reformy v Respublike Kazahstan». - Almaty, 2009. - S. 69-91.

1 9. Kazahstan v novoj real'nosti: vremja dejstvij [Jelektronnyj resurs]: Poslanie Glavy k gosudarstva narodu Kazahstana ot 1 sentjabrja 2020 g. Dostup predostavlen Informacionno-DQ pravovoj sistemoj «ddilet». Rezhim dostupa: svobodnyj. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/

K2000002020 (data obrashhenija: 20.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.