Научная статья на тему 'Актуальные вопросы регламентации взыскания процессуальных издержек уголовного судопроизводства в Республике Казахстан'

Актуальные вопросы регламентации взыскания процессуальных издержек уголовного судопроизводства в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взыскание / процессуальные (судебные) издержки / судебный процесс / компенсация расходов / затрат / уголовное судопроизводство / государственная пошлина / өндіріп алу / процестік (сот) шығындар / сот процесі / шығыстарды / шығындарды өтеу / қылмыстық сот ісін жүргізу / мемлекеттік баж

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карипова Айнагуль Тукеновна, Омаров Ербол Агбаевич, Маханов Талгат Габитович

Научная статья посвящена вопросу взыскания процессуальных издержек в Республике Казахстан. Авторами на основе анализа статистических сведений установлен низкий уровень исполнения решений суда о взыскании, в том числе процессуальных издержек, по уголовным делам. Изучение приговоров по уголовным делам позволил авторам выявить неоднозначную судебную практику разрешения вопроса взыскания процессуальных издержек с виновных лиц. В связи с чем, предложены правовые меры по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего порядок взыскания издержек. Также авторами с использованием математических методов произведен примерный прогноз поступления денежных средств от процессуальных издержек, в случае реализации предлагаемых изменений. Действующий правовой механизм не стимулирует участников судопроизводства, в особенности виновного, прибегать к медиативным процедурам, избегать длительные судебные тяжбы. Размеры взыскиваемых издержек на досудебной стадии не имеют существенных различий от судебной, что позволяет виновному злоупотреблять своим правом на судебное рассмотрение дела, задействовать весь механизм уголовного судопроизводства, не претерпевая негативных последствий. Данные выводы основаны на изучении статистических сведений по прекращенным по нереабилитирующим основаниям досудебным производствам и по отправлению правосудия по уголовным делам. Изучение опыта стран дальнего зарубежья позволил выявить положительные аспекты регламентации процессуальных издержек. Основной вывод проведенного исследования сводится о необходимости расширения перечня лиц и видов издержек, подлежащих компенсации, что обеспечит защиту имущественных прав участников, а также повлечет удорожание уголовного судопроизводства и станет сдерживающим фактором неоправданных судебных разбирательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карипова Айнагуль Тукеновна, Омаров Ербол Агбаевич, Маханов Талгат Габитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ ҚЫЛМЫСТЫҚ СОТ ІСІН ЖҮРГІЗУДІҢ ПРОЦЕСТІК ШЫҒЫНДАРЫН ӨНДІРІП АЛУДЫ РЕГЛАМЕНТТЕУДІҢ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ

Ғылыми мақала Қазақстан Республикасындағы процестік шығындарды өндіріп алу мәселесіне арналған. Авторлар статистикалық мәліметтерді талдау барысында қылмыстық істер бойынша өндіріп алу туралы сот шешімдерін, оның ішінде процестік шығындарды орындаудың төмен деңгейін анықтады. Авторлар қылмыстық істер бойынша үкімдерді зерделеу арқылы кінәлі адамдардан процестік шығындарды өндіріп алу мәселесін шешудің біркелкі емес сот практикасын анықтады. Осыған орай процестік шығындарды өндіру тәртібін регламенттейтін қылмыстық-процестік заңнаманы жетілдіру бойынша құқықтық шаралар ұсынылды. Сондай-ақ авторлар, математикалық әдістерді пайдалана отырып, егер ұсынатын өзгерістерді іске асырған жағдайда, процестік шығындардан ақша қаражатының түсуі туралы болжам жасалды. Қылмыстық сот ісін жүргізуге қатысушыларды қолданыстағы құқықтық механизм ынталандырмайды, әсіресе, кінәлілер медиациялық рәсімдерге жүгіну, ұзақ соттық даушарлардан аулақ болу қажет. Сотқа дейінгі сатыда өндіріліп алынатын шығындардың мөлшерінен сот сатысындағыдан елеулі айырмашылықтары жоқ, бұл кінәліге өзінің істі сотта қарау құқығын теріс пайдалануға, жағымсыз салдарларға ұшырамастан, қылмыстық сот ісін жүргізудің барлық механизмін жүзеге асыруға мүмкіндік береді. Бұл тұжырымдар сотқа дейінгі іс жүргізу бойынша ақталмайтын негіздер бойынша қысқартылған істерді және қылмыстық істер бойынша сот төрелігін іске асыру бойынша статистикалық мәліметтерді зерделеуге негізделген. Алыс шетел елдерінің тәжірибесін зерделеу процестік шығындарды регламенттеудің оң аспектілерін анықтауға мүмкіндік берді. Жүргізілген зерттеудің негізгі қорытындысы процестік шығындарды төлейтін адамдар тізімі мен өтемақы төлеуге жататын оның түрлерін кеңейту қажеттігін көрсетеді. Тиісінше қатысушылардың мүліктік құқықтарын қорғауды қамтамасыз етеді, сондай-ақ қылмыстық сот ісін жүргізудің қымбаттауына әкеп соқтырады және ақталмаған сот талқылауларын тежейтін факторға айналады.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы регламентации взыскания процессуальных издержек уголовного судопроизводства в Республике Казахстан»

УДК 343.1

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВЗЫСКАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ИЗДЕРЖЕК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Карипова Айнагуль Тукеновна

Старший офицер Департамента превенции Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, кандидат юридических наук; Республика Казахстан, г. Нур-Султан, e-mail: ainagul2005@mail.ru

Омаров Ербол Агбаевич

Главный научный сотрудник Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, доктор PhD; Республика Казахстан, Акмолинская область, Целиноградский район, п. Косшы, e-mail: e.omarovmirza@gmail.com

Маханов Талгат Габитович

Старший научный сотрудник Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан; магистр юриспруденции; Республика Казахстан, Акмолинская область, Целиноградский район, п. Косшы, e-mail: makhanov1986@mail.ru

Ключевые слова: взыскание, процессуальные (судебные) издержки, судебный процесс, компенсация расходов, затрат, уголовное судопроизводство, государственная пошлина.

Аннотация. Научная статья посвящена вопросу взыскания процессуальных издержек в Республике Казахстан. Авторами на основе анализа статистических сведений установлен низкий уровень исполнения решений суда о взыскании, в том числе процессуальных издержек, по уголовным делам. Изучение приговоров по уголовным делам позволил авторам выявить неоднозначную судебную практику разрешения вопроса взыскания процессуальных издержек с виновных лиц. В связи с чем, предложены правовые меры по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего порядок взыскания издержек. Также авторами с использованием математических методов произведен примерный прогноз поступления денежных средств от процессуальных издержек, в случае реализации предлагаемых изменений. Действующий правовой механизм не стимулирует участников судопроизводства, в особенности виновного, прибегать к медиативным процедурам, избегать длительные судебные тяжбы. Размеры взыскиваемых издержек на досудебной стадии не имеют существенных различий от судебной, что позволяет виновному злоупотреблять своим правом на судебное рассмотрение дела, задействовать весь механизм уголовного судопроизводства, не претерпевая негативных последствий. Данные выводы основаны на изучении статистических сведений по прекращенным по нереабилитирующим основаниям досудебным производствам и по отправлению правосудия по уголовным делам. Изучение опыта стран дальнего зарубежья позволил выявить положительные аспекты регламентации процессуальных издержек. Основной вывод проведенного исследования сводится о необходимости расширения перечня лиц и видов издержек, подлежащих компенсации, что обеспечит защиту имущественных прав участников, а также повлечет удорожание уголовного судопроизводства и станет сдерживающим фактором неоправданных судебных разбирательств.

ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ЦЫЛМЫСТЬЩ СОТ 1С1Н ЖYРГIЗУДЩ ПРОЦЕСТ1К ШЫГЫНДАРЫН ВНД1РШ АЛУДЫ РЕГЛАМЕНТТЕУДЩ ВЗЕКТ1 МЭСЕЛЕЛЕР1

Айнагул Текен^ызы Кэршова

Казацстан Республикасы Сыбайлас жемцорлыцца царсы 1с-цимыл агенттг Превенция департаментМц ага офицерi, зац гылымдарыныц кандидаты; Казацстан Республикасы, Нур-Султан ц., e-mail: ainagul2005@mail.ru

Ербол Агыбайулы Омаров

Казацстан Республикасы Бас прокуратурасы жанындагы Куцыц цоргау органдары академиясы Ведомствоаралыц гылыми-зерттеу институтыныц

Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс

бас гылыми цызметкерi, PhD докторы; Казацстан Республикасы,

Ацмола облысы, Целиноград ауданы, Косшы ауылы, e-mail: e.omarovmirza@gmail.com

Талгат Габит^лы Маханов

Казахстан Республикасы Бас прокуратурасы жанындагы Куцыц цоргау органдары академиясы Ведомствоаралыц гылыми-зерттеу институтыныц ага гылыми цызметкерi, цуцыцтану магистрi; Казахстан Республикасы, Ацмола облысы, Целиноград ауданы, Косшы ауылы, e-mail: makhanov1986@mail.ru

Tyüíh свздер: вндiрiп алу, процестж (сот) шыгындар, сот процесг, шыгыстарды, шыгын-дарды втеу, цылмыстыц сот iem ЖYргiзу, мемлекеттж баж.

Аннотация. Гылыми мацала Казацстан Республикасындагы процестж шыгындарды вндiрiп алу мэселесiне арналган. Авторлар статистикалыц мэлiметтердi талдау барысын-да цылмыстыц ¡стер бойынша ендщп алу туралы сот шешгмдергн, оныц шшде процестж шыгындарды орындаудыц темен децгешн аныцтады. Авторлар цылмыстыц ¡стер бойынша Yкiмдердi зерделеу арцылы кiнэлi адамдардан процестж шыгындарды ендiрiп алу мэселест шешудщ бiркелкi емес сот практикасын аныцтады. Осыган орай процестж шыгындарды ендiру тэртiбiн регламенттейтт цылмыстыц-процестж зацнаманы жетiлдiру бойынша цуцыцтыц шаралар усынылды. Сондай-ац авторлар, математикалыц эдiстердi пайдалана отырып, егер усынатын езгерiстердi юке асырган жагдайда, процестж шыгындардан ацша царажатыныц тYсуi туралы болжам жасалды. Кылмыстыц сот Шн ЖYргiзуге цатысушы-ларды цолданыстагы цуцыцтыц механизм ынталандырмайды, эЫресе, кшэлтер медиациялыц рэЫмдерге ЖYгiну, узац соттыц даушарлардан аулац болу цажет. Сотца дейiнгi сатыда ен-дiрiлiп алынатын шыгындардыц мелшертен сот сатысындагыдан елеулi айырмашылыцтары жоц, бул кшэл^е езшц i^i сотта царау цуцыгын тер¡с пайдалануга, жагымсыз салдарларга ушырамастан, цылмыстыц сот шн ЖYргiзудiц барлыц механизмы ЖYзеге асыруга мYмкiндiк бередi. Бул тужырымдар сотца дейiнгi ¡с ЖYргiзу бойынша ацталмайтын негiздер бойынша цысцартылган iстердi жэне цылмыстыц ютер бойынша сот терелтн юке асыру бойынша статистикалыц мэлiметтерд¡ зерделеуге негiзделген. Алыс шетел елдершц тэжiрибесiн зерделеу процестж шыгындарды регламенттеудщ оц аспектшерш аныцтауга мYмкiндiк бердi. ЖYргiзiлген зерттеудщ негiзгi цорытындысы процестж шыгындарды телейтт адамдар тiзiмi мен етемацы телеуге жататын оныц тYрлер¡н кецейту цажетттн керсетедь Тишн-ше цатысушылардыц мYлiктiк цуцыцтарын цоргауды цамтамасыз етедi, сондай-ац цылмыстыц сот шн ЖYргiзудiц цымбаттауына экеп соцтырады жэне ацталмаган сот талцылау-ларын тежейтт факторга айналады.

CURRENT ISSUES OF REGULATION OF THE RECOVERY OF PROCEDURAL COSTS OF CRIMINAL PROCEEDINGS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Karipova Ainagul Tukenovna

Senior officer of Prevention Department ofAnti-corruption agency of the Republic of Kazakhstan; candidate of juridical science; Nur-Sultan city, Republic of Kazakhstan, e-mail: ainagul2005@mail.ru

Omarov Yerbol Agbayevich

Chief researcher of Interdepartmental research institute of Academy of law enforcement agencies under the General Prosecutor's of the Republic of Kazakhstan, doctor PhD; Kosshy village, Akmola region, Republic of Kazakhstan, e-mail: e.omarovmirza@gmail.com

Makhanov Talgat Gabitovich

Senior researcher of Interdepartmental research Institute

of Academy of law enforcement agencies under the General Prosecutor's

of the Republic of Kazakhstan; master of law; Kosshy village,

Akmola region, Republic of Kazakhstan, e-mail: makhanov1986@mail.ru

Keywords: recovery, procedural (judicial) costs, judicial process, compensation of expenses, expenses, criminal proceedings, state fee.

Abstract. The scientific article is devoted to the issue of recovery of procedural costs in the Republic of Kazakhstan. Based on the analysis of statistical data, the authors established a low level of execution of court decisions on penalties, including procedural costs, in criminal cases. The study of sentences

in criminal cases allowed the authors to identify ambiguous judicial practice in resolving the issue of collecting procedural costs from guilty persons. in this connection, legal measures are proposed to improve the criminal procedure legislation regulating the procedure for collecting costs. Also, the authors used mathematical methods to make an approximate forecast of the receipt of funds from the procedural costs, in case of implementation of the proposed changes. The current legal mechanism does not encourage participants in legal proceedings, especially the perpetrator, to resort to mediation procedures and avoid lengthy litigation. The amount of the recovered costs at the pre-trial stage does not differ significantly from the court one, which allows the perpetrator to abuse his right to judicial review of the case, to use the entire mechanism of criminal proceedings without suffering negative consequences. These conclusions are based on the study of statistical data on pre-trial proceedings terminated on non-rehabilitative grounds and on the administration of justice in criminal cases. The study of the experience of foreign countries allowed us to identify positive aspects of the regulation of procedural costs. The main conclusion of the study is that it is necessary to expand the list of persons and types of costs to be compensated, which will protect the property rights ofparticipants, as well as increase the cost of criminal proceedings and become a deterrent to unjustified court proceedings.

Актуальность проблемы связана не только с определением понятия, содержания и видов процессуальных издержек, но с их взысканием, о чем неоднократно отмечается многими исследователями [1, с.194-195].

В 2018 году в Комитете по исполнению судебных актов МЮ РК находилось 56 705 исполнительных производств по уголовным делам о взыскании денежных средств в пользу государства на общую сумму 679 614,19 млн. тенге, в том числе материального ущерба, причиненного уголовным правонарушением

19 453,75 млн. тенге. В указанную сумму не входят штрафы и конфискация, это ущерб государству, процессуальные издержки и иное.

Из указанного количества окончено лишь

20 801 производств, что составило 36,7% от находившихся в производстве на сумму 642 871,7 млн. тенге (94,5%).

Однако, реально исполнено путем взыскания и добровольной уплаты лишь 11 511 производств, что составило 20,3% от общего количества находившихся. При этом в денежном выражении реально взысканная сумма, по названному количеству производств, составила всего лишь 1 934,6 млн. тенге - это 0,3% от сумм, производств, находившихся на исполнении.

Не взыскано и возвращено без исполнения в денежном эквиваленте 93,9%, т.е. 638 025,0 млн. тенге, от общей суммы исполнительных производств.

Представленные статистические данные свидетельствуют о том, что даже если суд выносит решение о взыскании сумм, в том числе за процессуальные издержки, реально денежные средства не взыскиваются, т.е. правовая регламентация, а также сам механизм взыскания подлежит кардинальной переработке.

Содержание процессуальных издержек - это компенсация вынужденных расходов на судопроизводство. Если любые затраты (не только судебные экспертизы) не вызваны процессуальной необходимостью, являются необоснованными, то их нельзя считать процессуальными издержками, их оплату необхо-

димо возлагать на орган, у которого в производстве рассматриваемое уголовное дело.

Такой опыт практикуется в Сингапуре -если судом будет установлено, что расходы были понесены необоснованно или ненадлежащим образом в ходе любого разбирательства (например, в результате начала, продолжения или ведения дела) или были потрачены впустую в результате неспособности провести разбирательство с разумной компетентностью и оперативностью, суд может вынести в отношении любого адвоката, которого он считает ответственным (лично или через сотрудника или агента), постановление об отказе в выплате вознаграждения адвокату за защиту клиента или поручение адвокату возместить своему клиенту расходы, которые клиент был обязан выплатить.

Вопрос о взыскании процессуальных издержек рассматривается судом при вынесении окончательного решения по уголовному делу. Если производство по делу завершено на досудебной стадии уголовного процесса, следственный судья рассматривает вопрос о взыскании процессуальных издержек по представлению прокурора. Процессуальные издержки могут быть возложены судом на подозреваемого, обвиняемого, осужденного или приняты за счет государства.

Процессуальные издержки принимаются на счет государства в случае имущественной несостоятельности лица, с которого они должны быть взысканы. Суд вправе освободить осужденного полностью или частично от уплаты процессуальных издержек, если их выплата может существенно отразиться на материальном положении лиц, которые находятся на иждивении осужденного. При этом следует иметь в виду, что отсутствие на момент принятия решения у лица денежных средств или иного имущества само по себе не является достаточным основанием для признания его имущественно несостоятельным.

Мы солидарны с Н.В. Драничниковой, которая считает, что «это положение имеет

Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстъщ процесс

нравственное содержание, так как позволяет не принимать судебные решения, которые бы существенно ухудшили положение лиц, не имеющих отношения к преступлению (детей, престарелых родителей, инвалидов и др.). Для принятия решения по данному вопросу следует выяснить все об имущественной состоятельности самого осужденного (где, кем работает, заработок, кредиты и другие расходы), а также о наличии у него иждивенцев, состоянии здоровья и пр.» [2, с.68-72].

Согласимся с мнением С.В. Бажанова [3], Б.К. Нургазинова [4], Т.А. Ханова [5] которые отмечают об ошибочности позиции суда о признании лица имущественным несостоятельным только лишь при отсутствии имущества и постоянного места работы. Названные два условия важны, но необходимо оценивать его трудоспособность, наличие инвалидности, возраст иные противопоказания.

В этой связи, полностью поддерживаем предложение Т.А. Ханова, который предложил «под имущественной несостоятельностью понимать отсутствие у конкретного лица в собственности имущества, на которое в судебном порядке может быть наложено взыскание, а также отсутствие постоянного или временного заработка, иных средств существования либо невозможность их получения в связи с нетрудоспособностью (инвалидность, престарелый возраст и др.)» [5, с.198].

В 2017 году судами оставлены без удовлетворения 65,6% от заявленных сумм процессуальных издержек. Несмотря на то, что осужденные лица являются трудоспособными и имущественно состоятельными, сложилась неоднозначная практика.

Так, по 10 из 29 уголовным делам, рассмотренным Специализированным межрайонным уголовных судом по Акмолинской области процессуальные издержки на общую сумму 5 011 288 тенге приняты за счет государства (Л. М.В. - 935 376 тенге, М. М.В. - 354 794 тенге, Д. С. - 542 585 тенге, Ш. Н. - 117 921 тенге, К. Л. - 383 668 тенге, М. О. - 967 457 тенге, Р. А. - 549 379 тенге, П. С.- 457 377 тенге, Г. Д. - 112 341 тенге, К. С.- 590 390 тенге).

Согласно приговорам суммы судебных издержек по уголовным делам об убийствах не превышают 1 млн. тенге, в большинстве составляют стоимость судебных экспертиз. В то же время, по остальным изученным уголовным делам процессуальные издержки взысканы с осужденных по причине их виновности и трудоспособности, несмотря даже на отсутствие у них имущества.

Учитывая, что основным наказанием за

убийство является лишение свободы, и осужденный имеет право оплату труда, на социальное и пенсионное обеспечение, отдых, отпуск (ст. 10 УИК), было бы целесообразным процессуальные издержки взыскивать с осужденных не единовременной суммой, а в соответствии с Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», частями, путем удержания с ежемесячного заработка.

Более того, общественно полезный труд осужденного является одним из основных средств его исправления (ст. 7 УИК).

В соответствии с частью 2 статьи 104 УИК осужденные к лишению свободы наряду с общими обязанностями, обязаны трудиться на местах и работах, определяемых администрацией учреждения. При этом, администрация учреждений должна трудоустроить или оказать содействие в трудоустройстве (ст. 119 УИК).

Общественно полезный труд осужденных оплачивается не ниже минимального размера заработной платы, который с 1 января 2018 года составляет 28 284 тенге, а с 2019 года -42 500 тенге.

К примеру, приговором СМУС от 12.03.2018 года гр.Л. признан виновным в совершении убийства, которому назначено наказание в виде 19 лет лишения свободы. Так же с него в пользу потерпевшей гр.З. взыскан моральный и материальный ущерб на общую сумму 1 211 500 тенге. При этом, процессуальные издержки, связанные с проведением судебных экспертиз, в размере 935 376 тенге отнесены за счет государства. Суд мотивировал свое решение материальным положением подсудимого, который не имел собственного жилья, постоянной работы, признал его имущественно несостоятельным1.

Из расчета минимального размера заработной платы и требований Трудового кодекса можно предположить, что гр.Л. с 2019 года за 18 лет с учетом всех возможных отчислений заработал бы более 9 млн. тенге (18 лет х 12 месяцев х 42 500 тенге = 9 180 000 тенге) и мог бы, наравне с материальным и моральным ущербом, возместить процессуальные издержки. При этом, сумма удержаний по процессуальным издержкам составляла бы не более 10% от суммы минимальной заработной платы.

Учитывая результаты исследований, которыми установлено, что большинство всех осужденных за совершение убийств являются трудоспособными лицами в возрасте 2139 лет (75%), имеющими среднее и среднее специальное образование) [6, с. 34, 125], уве-

1 Приговор Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области от 12 марта 2018 года №1198-18-00-1/6

ренно можем предположить, что они в состоянии возместить процессуальные издержки в доход государства.

В продолжение темы хотелось отметить, что УК РК предусматривает условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (72) и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо сокращение срока назначенного наказания (73). В качестве неотъемлемого условия предусмотрено полное возмещение ущерба, причиненного преступлением и отсутствие злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания.

В то же время, законодатель не предусмотрел в качестве необходимого условия - погашение процессуальных издержек, что в результате нивелирует усилия государства по разрешению имущественных вопросов в уголовном процессе.

В этой связи предлагается ст.72 и ст.73 УК РК дополнить в качестве условия освобожде-

Минимальная средняя сумма процессуальных издержек, взысканная с осужденного, составила 48 218 тенге; максимальная -1 077 742 тенге. Ввиду большого размаха между min и max значениями для прогноза будет использоваться средняя геометрическая прогрессия.

ния и замены не отбытой части наказания выплатой процессуальных издержек.

Для наглядности предлагаемых изменений проведены примерные прогнозные расчеты суммы процессуальных издержек по ст. 99 «Убийство» которые могут быть взысканы с осужденного или приняты на счет государства. Для определения прогнозного значения изучено 93 приговора за 2017-2018 год в разрезе регионов (по 5 приговоров, совершенных убийств в 14-ти областях и 3-х городах областного значения, исключение составляет Акмолинская область - 13 приговоров).

Произведен расчет средней суммы процессуальных издержек установленных судов при вынесении приговора с разделением на взыскиваемые с осужденного и принятых на счет государства (см. таблицу 1).

Таблица 1. Средняя сумма процессуальных издержек по отобранным делам, рассмотренным судами в 2017-2018 года

Средняя геометрическая сумма издержек, взысканных с обвиняемого составила 423 409,26 тенге;

Средняя геометрическая сумма издержек, взятых на счет государства составила

ОБЛАСТИ кол-во дел средняя сумма проц. издержек, взысканная с осужденного средняя сумма проц. издержек, взысканная за счет гос-ва итого сумма процессуальн ых издержек

г. Астана 5 281 441,4 1407207

Акмолинская 13 385 483,7 5011288

Актюбинская 5 543 822,8 2719114

г. Алматы 5 159 370,6 796853

Алматинская 5 266 761,4 23 546 1333807

Атырауская 5 328 233,6 1641168

Восточно-Казахстанская 5 466 064,6 2330323

Жамбылская 5 291429,8 86 486,6 1889582

Западно-Казахстанская 5 48218,0 208 532,4 1283752

Карагандинская 5 699805,4 3499027

Кызылординская 5 480927 2404635

Костанайская 5 273956,0 1369780

Мангыстауская 5 820990,2 4104951

Павлодарская 5 123232,8 124 420,4 1238266

СевероКазахстанская 5 1077742,0 12 718,8 5452304

ЮжноКазахстанская 5 669469,2 3347346

Шымкент 5 886640,6 4433203

х t=V(x 1*х 2*....*х n )

Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс

354 982,12 тенге;

Статистические показатели осужденных по ст. 99 за 2017 (756 убийств) и 2018 (730 убийств) год систематизировали в таблицу 2 и рассчитали прогнозные значения сумм про-

цессуальных издержек в разрезе регионов (кол-во убийств * среднюю геометрическую).

Таблица 2. Прогнозные значения процессуальных издержек 2017, 2018 годы

Осуждено лиц 99-1 99-2 99 сумма издержек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 2018 2017 2018 2017 2018 2017 2018

г. Нур-Султан 17 21 9 11 26 32 11008640,9 13549096,5

Акмолинская 24 28 13 11 37 39 15666142,8 16512961,4

Актюбинская 20 19 11 9 31 28 13125687,2 11855459,4

г. Алматы 31 31 26 21 57 52 24134328,1 22017281,8

Алматинская 57 64 36 32 93 96 39377061,7 40647289,5

Атырауская 7 12 10 1 17 13 7197957,5 5504320,5

Восточно-Казахстанская 52 49 27 40 79 89 33449331,9 37683424,6

Жамбылская 22 22 11 15 33 37 13972505,8 15666142,8

Западно-Казахстанская 12 22 9 5 21 27 8891594,6 11432050,2

Карагандинская 73 63 35 35 108 98 45728200,7 41494108,0

Кызылординская 15 17 12 14 27 31 11432050,2 13125687,2

Костанайская 37 31 43 14 80 45 33872741,2 19053417,0

Мангыстауская 10 14 9 12 19 26 8044776,0 11008640,9

Павлодарская 28 33 12 11 40 44 16936370,6 18630007,7

СевероКазахстанская 17 22 4 9 21 31 8891594,6 13125687,2

Туркестанская 19 16 21 15 40 31 16936370,6 13125687,2

г.Шымкент 16 9 11 2 27 11 11432050,2 4657501,9

По Республике 457 473 299 257 756 730 320097404,7 309088763,8

На основании данных произведены расчеты процентного соотношения сумм процессуальных издержек, взысканных с осужденного и взятых на счет государства. Издержки, взыскиваемые с обвиняемых, составили - 78,2%, на счет государства - 21,7%;

Прогнозные значения сумм издержек за счет обвиняемых (78,2%):

в 2017 году = 250 316 170,49 тенге в 2018 году = 241 707 413,3 тенге Прогнозные значения сумм издержек на счет государства (21,7%):

в 2017 году = 69 461 136,82 тенге в 2018 году = 67 072 261,75 тенге Таким образом, в случае реализации предложенных изменений и верной правоприменительной практики в бюджет государства могло бы поступить более 69 млн. тенге в 2017 году и 67 млн. тенге в 2018 году за счет взыскания процессуальных издержек с осужденных лиц за убийство.

Авторами также проведен анализ практики прекращения уголовных дела за примирением сторон в судебной стадии.

Так, в 2018 году судами окончено 48 393 уголовных дел, в том числе путем вынесения приговора 57,5% (27 817), прекращения дел в связи с примирением сторон 28,7% (13 897). Иными словами, почти каждое четвертое дело в суде прекращено в связи с примирением сторон. В то же время, прекращенные дела в суде

в связи с примирением сторон относящиеся к преступлениям небольшой тяжести составляют 3,3% от всех оконченных, а средней тяжести - 18,1%, т.е. каждое пятое дело (21,4%) прекращено в связи с примирением сторон.

В соответствии со ст.68 УК РК лица, примирившиеся с потерпевшим, подлежат освобождению от уголовной ответственности при совершении преступлений, относящихся к категории небольшой и средней тяжести. При примирении подозреваемого на досудебной стадии и прекращении дела по нереабилити-рующим основаниям, прогнозное снижение количества поступивших дел в суд составляет 21,4%.

Однако, у участников процесса, в особенности у стороны защиты (обвиняемого), отсутствуют материальные стимулы разрешить уголовное разбирательство, не доводя до суда. Причина - никто из сторон не несет существенные расходы по рассмотрению дел в суде.

В 2018 году прокурорами внесено 1 116 представлений о взыскании процессуальных издержек на общую сумму 42,6 млн. тенге. по делам, прекращенным до суда по нереаби-литирующим основаниям. 98,0% (1 101 представлений) на сумму 42,6 млн. тенге судом удовлетворены. В среднем на одно уголовное судопроизводство, прекращенное до суда, приходится 38 692 тенге процессуальных издержек.

При рассмотрении дел в суде в 2018 году дополнительно назначено 255 судебных экспертиз, а по делам небольшой и средней тяжести лишь 55 (см. таблицу 3). При этом стоимость простой судебной экспертизы не превышает 47 000 тенге2. При указанных обстоятельствах обвиняемый рискует увеличить судебные издержки на сумму не более 47 000

Таким образом, виновные лица не несут существенные материальные затраты за рассмотрение уголовных дел в суде. Более того, многие умышленно не примиряются до суда, надеясь на затягивание процесса, истечения сроков давности, что потерпевшие не дождутся завершения процесса, т.к. уверены, что смогут в любой момент примириться в суде без негативных последствий.

В этой связи, для сдерживания количества дел направляемых в суд необходимо увеличивать суммы судебных издержек («удорожание») судебной стадии, а также развивать досудебные медиативные процедуры.

Государства с более развитыми экономическими отношениями особое внимание уделяют защите частной собственности, в этой связи перечень видов расходов, связанных с расследованием у них более широкий.

В Германии Различные расходы на восстановление, эксгумацию или техническую работу, возникшие в ходе предварительного расследования, расходы на перевозку тел до и после проведения экспертиз, относятся к издержкам, связанным с получением доказательств. К ним также относятся издержки на печать, а также публикацию и аудиовизуальное распространение судебных решений.

В отличие от нашего законодательства в УПК РФ в качестве процессуальных издержек прямо предусмотрено ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ).

Во Франции возмещаются расходы операторов мобильной связи за предоставление

тенге только в одном случае из 393 (55 экспертиз назначено судами по 21 637 делам в 2018 году), или в среднем на одно дошедшее до суда уголовное дело процессуальные издержки увеличиваются на 119,5 тенге.

Таблица 3. Количество назначенных судебных экспертиз в суде

информации об электронных сообщениях, переговорах, об абонентах и т.д., за обработку данных (биллинг); запросов о перехвате переписки, электронных сообщений. Также к ним относятся меры по правовой защите взрослых и несовершеннолетних путем усыновления и реализации родительских прав, вознаграждение лица, назначенного для заслушивания несовершеннолетнего, иные меры, касающиеся защиты детей, стоимость поиска и доставки, репродукций всех печатных документов, регистрация ареста; действия судебного пристава по исполнению решения суда, уведомление, исполнение других специальных законов или нормативных актов, предусматривающих возмещение расходов государством.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что процессуальные издержки несут те лица, по инициативе или по вине и инициативе которых возникают расходы. К примеру, в Германии расходы на производство, возникшее по причине неявки обвиняемого, возлагаются только на него, и не могут быть возложены на государственный бюджет.

Участник несет расходы и необходимые издержки при обжаловании решения в вышестоящую инстанцию, если поданная жалоба в последующем остается без удовлетворения.

Если суд по ходатайству лица принимает отдельное решение о правомерности следственного действия или его проведения, он одновременно решает, кто несёт расходы и необходимые издержки участников производства. Их несёт государственный бюджет, если следственное действие или его проведение признано неправомерным, а в остальных случаях - заявитель ходатайства.

Окон чено Экспе ртиз в суде % на 1 дело Вынесено приговоров прекр ащен о в т.ч. примирение

ВСЕГО 48393 255 0,5 189,8 27817 57,5 15533 13897 28,7

небольшой 4981 26 0,5 191,6 2520 50,6 1955 1628 3,3

средней 16656 29 0,2 574,3 5532 33,2 8905 8786 18,1

тяжкие 10170 95 0,9 107,1 8643 85,0 344 291 0,6

особо тяжкие 1487 44 3,0 33,8 1403 94,4 7 0 0,0

2 Прейскурант цен на платные услуги и исследования РГКП «Центр судебных экспертиз» Министерства юстиции Республики Казахстан. Официальный сайт Центра судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан. http://www.sudexpert.adilet.gov.kz/ru/pages/normativnye-pravovye-akty-reguliruyushchie-sudebno-ekspertnuyu-deyatelnost (21.01.2019).

^ышмыстыщ цуцыц жэне цытмыстыц процесс

В Сингапуре, если судом будет установлено, что расходы были понесены необоснованно или ненадлежащим образом в ходе любого разбирательства или были потрачены впустую в результате неспособности провести разбирательство с разумной компетентностью и оперативностью, суд может вынести в отношении любого адвоката, которого он считает ответственным, постановление об отказе в выплате вознаграждения адвокату за защиту клиента или поручение адвокату возместить своему клиенту расходы, которые клиент был обязан выплатить.

Кроме того, статья 279 УПК Сингапура предусматривает право суда потребовать от инициатора вызова свидетеля в суд для дачи показаний внести денежные средства на депозит суда для покрытия расходов, которые могут возникнуть в связи с его участием в судебном разбирательстве.

Несвойственным для казахстанского законодательства являются расходы по сохранности недвижимости и транспортных средств назначенному хранителю за каждый день от 0,46 до 2,44 евро (Франция). Сотруднику судебной системы за обеспечение слушания в суде, в зависимости от места и инстанции, выплачивается от 20 до 60 евро. Статья R181 УПК Франции также устанавливает выплату единовременной суммы 4,50 евро судебным приставам за вручение ордеров на явку, постановлений и судебных решений и всех других актов или документов по уголовным, исправительным и полицейским делам, за оригинал, копии и отправку заказным письмом с подтверждением получения. В случаях, если передача дела была сделана лично судебным приставам выплачивается 6,86 евро.

Копии всех актов, судебных решений и документов, подлежащих вручению, всегда делаются судебными приставами за что выплачивается от 0,91 евро до 1,37 евро, независимо от количества копируемых страниц. В случаях предусмотренных законом с сотрудников правоохранительных органов плата не взимается.

Согласно статье R188 исполнение ордеров, постановлений об аресте, судебных решений и приговоров, принудительных мер в отношении свидетелей в случае невыполнения обязательств должны поручаться членам жандармерии, за что им предоставляется бонус в размере 0,76 евро за исполнение ордеров или мер принуждения в отношении неплательщиков в соответствии со статьями 109, 110 и 153. Если указанными лицами при исполнении применялось задержание, то за:

постановления полиции о лишении свободы до десяти дней - 0,76 евро.

ордера на арест, решения или постановления, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок более десяти дней - 1,07 евро.

приговора о тюремном заключении на срок не более десяти лет - 1,52 евро.

приговора о лишении свободы на срок более десять лет - 3,05 евро.

Также судебным приставам предусмотрена компенсация в размере 1,14 евро за исполнение заочных решений, которые подлежат официальной публикации, включая отчет о публикации (статья R192).

Казахстанское законодательство не предусматривает право многих участников судопроизводства получать компенсацию за оказанные услуги и выполненные работы: приставы, секретари, конвой и т.д. Причина заключается в том, что большинство из них содержится за счет государственного бюджета.

Хотелось бы отметить, что судебные пошлины, являются ключевой характеристикой системы правосудия стран дальнего зарубежья: участник судебного процесса, наравне с налогоплательщиками вынужден вносить свой вклад в финансирование суда. Доходы от пошлин покрывают значительную часть бюджета, выделяемого на функционирование судебной системы. Общая тенденция развития имущественных взысканий заключается в постепенном переходе финансирования судебной системы посредством судебных пошлин, что является залогом беспристрастности, объективности. Связанно это, прежде всего, с укреплением независимости судебной власти от исполнительной, в особенности в финансовом аспекте. Суд, имея регулярные поступления от государственных пошлин является самофинансируемым государственным органом, что исключает любые возможности влияния исполнительной власти на их решения.

Согласно § 464 УПК Германии к расходам по производству относятся пошлины и издержки, уплачиваемые из государственного бюджета, в т.ч. расходы, возникшие при подготовке публичного обвинения, по восстановлению правовых последствий деяния, расходы, возникшие при подготовке производства. Довольно высокими установлены в Германии размеры госпошлин, которые определяются в соответствии с законом в зависимости от цены иска. Цена иска варьируется от 15 евро и может достигать до 30 млн. евро. Для соблюдения принципа равноправия перед судом, суд может предоставить малоимущим помощь на ведение дела или снизить цену иска, поясняет он. Помощь на ведение дел в суде охватывает и оплату адвокатских услуг3.

3 Доступное правосудие: сколько стоит суд в разных странах мира https://pravo.ru/review/view/124276/

Что касается Франции, то для подачи заявления в суд необходимо было приобрести гербовую марку стоимостью 35 евро, что расценивалось государственной пошлиной. В настоящее время обращение в суд стало бесплатным. В то же время, статья R154 УПК Франции, как и в Малайзии, предусматривает взимание с участников государственных пошлин за выдачу копий документов уголовного судопроизводства, за исключением, предусмотренных бесплатно.

Единовременная пошлина (взнос) в Австрии измеряется в пределах от 500 до 10000 евро в зависимости от уровня и количества судьей, участия присяжных4.

В Австрии, к примеру, статья 381 Уголовно-процессуального кодекса 1974 года (изменения 04.10.2016г.)5 предусматривает в качестве процессуальных издержек единовременные пошлины по уголовным делам, в том числе расходы по расследованию и выполнению предписания прокуратуры или суда, а также единовременную выплату как стоимость процесса сопровождения до 1 000 евро.

В тоже время, УПК РК не предусматривает в качестве процессуальных издержек государственные пошлины, взыскиваемые судом с рассмотрения дел.

В части взыскания судебных расходов, зарубежный опыт также имеет ряд существенных отличий.

Статьи 99 и 274 УПК Индонезии позволяют судам провести судебное следствие по уголовному делу без рассмотрения вопроса о взыскании судебных издержек, в случае если посчитает себя некомпетентным в разрешении названного вопроса. В таком случае, суд выносит приговор, который будет иметь пре-юдиционное значение для рассмотрения вопроса о взыскании процессуальных издержках. Вопрос о взыскании расходов, связанных с расследованием уголовного дела может быть рассмотрен в порядке гражданского судопроизводства.

Необычным для казахстанского законодательства является опыт Швейцарии6 и Малайзии, предусматривающий отсрочку выплаты процессуальных издержек, принимая во внимание финансовые обстоятельства лица, с которого они подлежат взысканию.

В Сингапуре, как и в Малайзии взысканию процессуальных издержек законодатель уделяет особое внимание. Так, если какое-либо лицо по какой-либо причине обязано вы-

платить любую денежную сумму в качестве компенсации, в т.ч. процессуальные издержки, суд, издающий распоряжение, может в любое время до полной выплаты этой суммы. По своему усмотрению суд может продлить срок выплаты, назначить рассрочку, наложить арест на любое имущество вплоть до обыска и тюремного заключения.

Таким образом, опыт зарубежных стран свидетельствует, что наряду с необходимостью установления истины по уголовному делу, особое место уделяется защите прав и имущественных интересов третьих лиц, которые вынуждены нести расходы в связи с судебным разбирательством. Нормы права обеспечивают компенсацию всех расходов.

В настоящее время, при действующей системе процессуальные издержки не обеспечивают полное возмещение затрат лицам, понесших расходы в ходе уголовного судопроизводства.

Сравнительный анализ законодательства иностранных государств в части регламентации судебных издержек позволил выявить основное их назначение - защиту имущественных прав посредством реализации компенсационной функции. Иными словами, государство посредством организационно-правовых механизмов обеспечивает возмещение всех расходов участников уголовного судопроизводства, вплоть до применения тюремного заключения в случае невыплаты виновным лицом. Названные меры повышают доверие граждан и общества к институту отправления правосудия, соблюдения имущественных прав, развитию экономических отношений.

В этой связи, полагаем необходимым пересмотреть содержание процессуальных издержек - обеспечить их возмещение за счет государственного бюджета, в последующем осуществлять их взыскание в регрессном порядке с виновного. Более того, видится целесообразным расширить перечень видов, а также лиц, которым должен быть компенсированы расходы.

Названные меры повлечет «удорожание» уголовного судопроизводства, что окажет сдерживающий эффект на массовость споров, рассматриваемых судами, дополнительно отразится на снижении количества дел, направляемых в суд, увеличит количество примирительных процедур и профилактику преступлений.

4 https://www. legislationline.org/documents/section/criminal-codes/country/44/Austria/show

5 https://www. legislationline.org/documents/section/criminal-codes/country/44/Austria/show

6 https://www.legislationline.org/documents/section/criminal-codes/country/48/Switzerland/show

Цылмыстьщ цуцыц жэне цылмыстьщ процесс

ЛИТЕРАТУРА

1. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2010. - 720 с.

2. Драничникова Н.В. Проблемные аспекты правовой регламентации взыскания процессуальных издержек в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации / Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. - 2016. - Т. 1. - № 4. - С. 68-72.

3. Бажанов С.В. Стоимость уголовного процесса: дисс. ... д-ра юрид. наук. - Нижний Новгород, 2002. - 585с.

4. Нургазинов Б.К. Процессуальные издержки в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан: автореф. дисс. ...канд.юрид.наук. - Караганда, 2006. - 24с.

5. Ханов Т.А. Имущественные вопросы в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан. Монография. - Караганда: Карагандинский юридический институт МВД РК им. Б.Бей-сенова, 2008. - 211с.

6. Убийство: криминологическая характеристика и проблемы профилактики: Монография / Коллектив авторов: - Астана: Академия правоохранительных органов, 2018. - 161 с.

1. Vandyshev V.V. Ugolovnyj process. Obshchaya i Osobennaya chasti: uchebnik dlyayuridicheskih vuzov i fakul'tetov. M.: Kontrakt, Volters Kluver, 2010. - 720s.

2. Dranichnikova N.V. Problemnye aspekty pravovoj reglamentacii vzyskaniya processual'nyh izderzhek v ugolovno-processual'nom kodekse Rossijskoj Federacii\\Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2016. T. 1. № 4. S. 68-72.

3. Bazhanov S.V. Stoimost' ugolovnogoprocessa: diss. ... d-rayurid. nauk. - Nizhnij Novgorod, 2002. - 585s.

4. Nurgazinov B.K. Processual'nye izderzhki v ugolovnom sudoproizvodstve Respubliki Kazahstan: avtoref. diss. ...kand.yurid.nauk. - Karaganda, 2006. - 24s.

5. Hanov T.A. Imushchestvennye voprosy v ugolovnom sudoproizvodstve Respubliki Kazahstan. Monografiya. - Karaganda: Karagandinskij yuridicheskij institut MVD RK im.B.Bejsenova, 2008. -

6. Ubijstvo: kriminologicheskaya harakteristika i problemy profilaktiki: Monografiya / Kollektiv avtorov: - Astana: Akademiyapravoohranitel'nyh organov, 2018. - 161 s.

REFERENCES

211s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.