Научная статья на тему 'Специализированные экономические, финансовые и административные суды Казахстана: история возникновения, современное состояние, перспективы развития'

Специализированные экономические, финансовые и административные суды Казахстана: история возникновения, современное состояние, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУД / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СУДОВ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СУДЕЙ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДЫ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДОУСТРОЙСТВО / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / COURT / SPECIALIZATION OF COURTS / SPECIALIZATION OF JUDGES / SPECIALIZED COURTS / JUDICIAL POWER / JUDICIAL SYSTEM / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аблаева Э. Б.

Работа посвящена изучению прошлого, настоящего и будущего специализированных судов Республики Казахстан, а именно экономических, финансовых и административных судов. Актуальность темы исследования вызвана продолжающимися в РК судебно-правовыми реформами, одним вектором развития которых является специализация судов. Избранная тема актуализируется в условиях глобализации и активизации мер по повышению конкурентоспособности РК.Теоретическая и практическая значимость темы исследования состоит в том, что на основе раскрытия причин, обусловивших необходимость образования специализированных судов, оценивается современное состояние судоустройства РК и прогнозируются тенденции его дальнейшего развития. На основе данного исследования, учитывая достижения и поражения, легкости и сложности, традиционную преемственность и международную имплементацию в судебном строительстве, можно принять действенные меры, направленные на развитие судоустройства. Автор описывает растянувшийся на три десятилетия собственный путь развития казахстанской государственности, по которому вел всех отец народа, лидер нации, первый Президент РК Н. А. Назарбаев. Переосмыслить заслугу или переоценить вклад первого Президента РК в становление казахстанской государственности и развитие национального права, а также в объединение казахов очень сложно. Между тем показана социально значимая роль судебной ветви власти, проявляющаяся не только в защите прав, свобод человека и гражданина, а также законных интересов юридических лиц, но и в социально-экономической модернизации Казахстана. По итогам анализа истории возникновения, современного состояния и перспектив развития специализированных судов РК сделаны выводы, которые подтверждают их актуальность, востребованность и оправданность. Методологическую основу исследования составляют историко-правовой метод познания объективной действительности. Теоретическую основу исследования составили труды известных казахстанских ученых. Нормативную основу исследования составили указы первого Президента РК, конституционные, кодифицированные и законодательные акты РК, а также стратегические, концептуальные и программные документы о развитии РК. Эмпирическую основу исследования составляют региональные статистические данные о работе специализированных экономических судов в разрезе городов Нур-Султан и Алматы за 2016-2018 гг. Изучены данные социологического опроса по Республике среди лиц, участвовавших в судебных процессах специализированных экономических судов. Рассмотрены аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности судов, в том числе о состоянии отправления правосудия специализированными судами РК за 2011-2018 гг. Для объективной оценки текущего состояния действующей нормативной правовой базы РК были взяты данные мировой статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specialized Economic, Financial and Administrative Courts of Kazakhstan: History, Current Status, Development Prospects

The paper is devoted to the study of the past, present and future of specialized courts of the Republic of Kazakhstan, namely economic, financial and administrative courts. The relevance of the research topic is caused by the ongoing judicial and legal reforms in the Republic of Kazakhstan, one of the vectors of development of which is the specialization of courts. The chosen topic is relevant in the context of globalization and activation of measures to improve the competitiveness of Kazakhstan.The theoretical and practical significance of the research topic is that the current state of the judicial system of the Republic of Kazakhstan is assessed and its further development trends are predicted based on the disclosure of the reasons for the formation of specialized courts. Taking into account the achievements and defeats, ease and complexity, traditional continuity and international implementation in judicial construction, it is possible to take effective measures aimed at the development of the judicial system. The author describes the own path of the development of Kazakhstan’s statehood that stretched for three decades, which was led by the father of the people, the leader of the nation, the first President of the Republic of Kazakhstan N.A. Nazarbayev. It is very difficult to rethink the merit or overestimate the contribution of the first President of Kazakhstan to the formation of Kazakhstan’s statehood and the development of national law, as well as to the unification of Kazakhs. The author shows the socially significant role of the judicial branch of government, which is manifested not only in the protection of human and civil rights and freedoms, the legitimate interests of legal entities, but also in the socio-economic modernization of Kazakhstan. Based on the analysis of the history of the emergence, current state and prospects for the development of specialized courts of the Republic of Kazakhstan, conclusions are made that confirm their relevance and justification.The methodological basis of the research is the historical and legal method of cognition of objective reality. The theoretical basis of the research was the works of famous Kazakh scientists. The normative basis of the research was the first decrees of the President of Kazakhstan, constitutional, statutory and legislative acts of Kazakhstan, as well as strategic, conceptual and program documents on development of Kazakhstan. The empirical basis of the study is regional statistical data on the work of specialized economic courts in the context of the cities of Nur-Sultan and Almaty for 2016-2018. The author studies the data on the sociological survey on the Republic among the persons who participated in the trials of specialized economic court. Analytical reports and reviews of informational nature on the activities of courts, including the state of administration of justice by specialized courts of the Republic of Kazakhstan for 2011-2018 are considered. For an objective assessment of the current state of the current regulatory framework of the Republic of Kazakhstan, the author uses world statistics.

Текст научной работы на тему «Специализированные экономические, финансовые и административные суды Казахстана: история возникновения, современное состояние, перспективы развития»

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

COMPARATIVE STUDIES

001: 10.17803/1729-5920.2020.160.3.121-134

Э. Б. Аблаева*

Специализированные экономические, финансовые и административные суды Казахстана: история возникновения, современное состояние, перспективы развития

Аннотация. Работа посвящена изучению прошлого, настоящего и будущего специализированных судов Республики Казахстан, а именно экономических, финансовых и административных судов. Актуальность темы исследования вызвана продолжающимися в РК судебно-правовыми реформами, одним вектором развития которых является специализация судов. Избранная тема актуализируется в условиях глобализации и активизации мер по повышению конкурентоспособности РК.

Теоретическая и практическая значимость темы исследования состоит в том, что на основе раскрытия причин, обусловивших необходимость образования специализированных судов, оценивается современное состояние судоустройства РК и прогнозируются тенденции его дальнейшего развития. На основе данного исследования, учитывая достижения и поражения, легкости и сложности, традиционную преемственность и международную имплементацию в судебном строительстве, можно принять действенные меры, направленные на развитие судоустройства. Автор описывает растянувшийся на три десятилетия собственный путь развития казахстанской государственности, по которому вел всех отец народа, лидер нации, первый Президент РК — Н. А. Назарбаев. Переосмыслить заслугу или переоценить вклад первого Президента РК в становление казахстанской государственности и развитие национального права, а также в объединение казахов очень сложно. Между тем показана социально значимая роль судебной ветви власти, проявляющаяся не только в защите прав, свобод человека и гражданина, а также законных интересов юридических лиц, но и в социально-экономической модернизации Казахстана. По итогам анализа истории возникновения, современного состояния и перспектив развития специализированных судов РК сделаны выводы, которые подтверждают их актуальность, востребованность и оправданность. Методологическую основу исследования составляют историко-правовой метод познания объективной действительности. Теоретическую основу исследования составили труды известных казахстанских ученых. Нормативную основу исследования составили указы первого Президента РК, конституционные, кодифицированные и законодательные акты РК, а также стратегические, концептуальные и программные документы о развитии РК. Эмпирическую основу исследования составляют региональные статистические данные о работе специализированных экономических судов в разрезе городов Нур-Султан и Алматы за 2016—2018 гг. Изучены данные социологического опроса по Республике среди лиц, участвовавших в судебных процессах специализированных экономических судов. Рассмотрены аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности судов, в том числе о состоянии отправления правосудия специализированными судами РК за 2011—2018 гг. Для объективной оценки текущего состояния действующей нормативной правовой базы РК были взяты данные мировой статистики.

© Аблаева Э. Б., 2020

* Аблаева Эльвира Бекболатовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин Университета «Астана»

Просп. Абая, д. 13, г. Нур-Султан, Республика Казахстан, 010000 Ablaeva_1981@mail.ru

Ключевые слова: суд; специализация судов; специализация судей; специализированные суды; судебная власть; судебная система; судоустройство; Республика Казахстан.

Для цитирования: АблаеваЭ. Б. Специализированные экономические, финансовые и административные суды Казахстана: история возникновения, современное состояние, перспективы развития // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 3. — С. 121—134. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.160.3.121-134.

Elvira B. Ablaeva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Legal Disciplines, Astana

University

prosp. Abaya, d. 13, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan, 010000

Ablaeva_1981@mail.ru

Abstract. The paper is devoted to the study of the past, present and future of specialized courts of the Republic of Kazakhstan, namely economic, financial and administrative courts. The relevance of the research topic is caused by the ongoing judicial and legal reforms in the Republic of Kazakhstan, one of the vectors of development of which is the specialization of courts. The chosen topic is relevant in the context of globalization and activation of measures to improve the competitiveness of Kazakhstan.

The theoretical and practical significance of the research topic is that the current state of the judicial system of the Republic of Kazakhstan is assessed and its further development trends are predicted based on the disclosure of the reasons for the formation of specialized courts. Taking into account the achievements and defeats, ease and complexity, traditional continuity and international implementation in judicial construction, it is possible to take effective measures aimed at the development of the judicial system. The author describes the own path of the development of Kazakhstan's statehood that stretched for three decades, which was led by the father of the people, the leader of the nation, the first President of the Republic of Kazakhstan — N.A. Nazarbayev. It is very difficult to rethink the merit or overestimate the contribution of the first President of Kazakhstan to the formation of Kazakhstan's statehood and the development of national law, as well as to the unification of Kazakhs. The author shows the socially significant role of the judicial branch of government, which is manifested not only in the protection of human and civil rights and freedoms, the legitimate interests of legal entities, but also in the socioeconomic modernization of Kazakhstan. Based on the analysis of the history of the emergence, current state and prospects for the development of specialized courts of the Republic of Kazakhstan, conclusions are made that confirm their relevance and justification.

The methodological basis of the research is the historical and legal method of cognition of objective reality. The theoretical basis of the research was the works of famous Kazakh scientists. The normative basis of the research was the first decrees of the President of Kazakhstan, constitutional, statutory and legislative acts of Kazakhstan, as well as strategic, conceptual and program documents on development of Kazakhstan. The empirical basis of the study is regional statistical data on the work of specialized economic courts in the context of the cities of Nur-Sultan and Almaty for 2016-2018. The author studies the data on the sociological survey on the Republic among the persons who participated in the trials of specialized economic court. Analytical reports and reviews of informational nature on the activities of courts, including the state of administration of justice by specialized courts of the Republic of Kazakhstan for 2011-2018 are considered. For an objective assessment of the current state of the current regulatory framework of the Republic of Kazakhstan, the author uses world statistics. Keywords: court; specialization of courts; specialization of judges; specialized courts; judicial power; judicial system; judicial system; Republic of Kazakhstan.

Cite as: Ablaeva EB. Spetsializirovannye ekonomicheskie, finansovye i administrativnye sudy Kazakhstana: istoriya vozniknoveniya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya [Specialized economic, financial and administrative courts of Kazakhstan: History, current status, development prospects]. Lex russica. 2020;73(3):121-134. DOI: 10.17803/1729-5920.2020.160.3.121-134. (In Russ., abstract in Eng.).

Specialized Economic, Financial and Administrative Courts of Kazakhstan: History, Current Status, Development Prospects

На сегодняшний день в Республике Казахстан организованы и функционируют различные специализированные суды: административный, уголовный, следственный, экономический, ювенальный. Глубокое и широкое проникновение в судебную систему РК принципа специализации привело к образованию специализированных судов в столь значительном количестве.

Не случайно у любого исследователя, особенно у наших зарубежных коллег, может возникнуть вопрос об актуальности, о востребованности и об оправданности присутствия в настоящее время в РК различных специализированных судов. С нашей точки зрения, такого характера сомнения или опасения являются напрасными. Полагаем, что ученым, увлекающимся изучением зарубежных правовых систем, интересно и полезно знать о предпосылках возникновения, об опыте становления и о дальнейших контурах развития специализированных судов в постсоветском Казахстане. В этом контексте с учетом требований, предъявляемых редакцией журнала к объему статей, будут рассмотрены только экономические, финансовые и административные суды.

Итак, появление в РК первых специализированных судов можно связать с тремя стратегическими целями в сфере экономики, среди которых открытие казахстанского рынка для иностранных производителей, обеспечение свободы экономики, поддержка предпринимательства. Это связано со следующими фактами. Незадолго до выхода Казахской ССР из состава Советского Союза, задумываясь о самоопределении нации, Н. А. Назарбаев очерчивал линии развития казахстанской государственности, наметил образцы управления им, которые так часто наши современники именуют назарба-евским путем развития или назарбаевской моделью управления. Оглядываясь назад, важно вспомнить, что через полгода после вступления в должность первого в истории РК президента Н. А. Назарбаев утвердил Стратегию становления и развития суверенного Казахстана. Тог-

да же были определены стратегические цели в сферах политики, экономики и социальной жизни, в соответствии с которыми концептуальная модель развития Казахстана на начальном этапе предполагала создание сильной президентской республики со свободной экономикой и социальной направленностью. Однако, «чтобы такая модель стала реальностью, требуется четкое понимание того, что без глубоких преобразований в экономике Казахстан никогда не будет иметь достойного будущего», — считал автор стратегии1. Как видим, основной акцент им сделан на развитие экономики. Тройная модернизация, охватывающая сферы политики, экономики и социальной жизни, подробно изложена в принятой в 1997 г. долгосрочной Стратегии развития «Казахстан-2030». Обращаясь к своему народу в 2005 г., Н. А. Назарбаев напомнил казахстанцам о том, все эти годы их страна следовала принципу «сначала экономика, потом политика»2.

Следует добавить, что президентский курс развития государства не только оправдал надежды и превзошел ожидания, но и получил всеобщее признание и поддержку. Например, отвечая на вопрос журналиста о приемлемости лозунга Н. А. Назарбаева для Афганистана, Мохаммад Ашраф Расули — советник Президента Афганистана — в знак согласия несколько раз повторил: «Сначала экономика, потом политика»3.

Для привлечения иностранных инвестиций в молодую страну и увеличения их прямого притока требовалось решить задачу по созданию благоприятного инвестиционного климата, которая в первую очередь предполагает предоставление иностранным инвесторам гарантий правовой защиты. Совет иностранных инвесторов при первом Президенте РК 25 сентября 1998 г. провел по данному вопросу свое первое заседание. В ходе заседания лидер нации указал пути решения проблем, с которыми в повседневной жизни обычно сталкиваются инвесторы, оказавшись на территории любого иностранного государства. Решение различно-

Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства : Государственная программа Президента РК от 16 мая 1992 г. // Доступ из ИПС «Параграф». URL: https://online.zakon.kz/

Document/?doc_id=30006969&pin=406028 (дата обращения: 01.05.2019).

Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации : послание Президента РК народу Казахстана от 18 февраля 2005 г. // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K050002006_ (дата обращения: 01.05.2019). Расули М. А. Сначала экономика, а потом политика // Эксперт. 2011. № 28—29 (319). URL: http://expert. ru/kazakhstan/2011/28/snachala-ekonomika-potom-politika/ (дата обращения: 01.05.2019).

1

_

3

LEX 1Р?Ж

го рода проблем дальновидный стратег видел в следующем:

1) совершенствование казахстанской системы нормативных правовых актов;

2) осуществление эффективного государственного и общественного контроля по соблюдению законодательства и условий контрактов как иностранными инвесторами, так и казахстанской стороной;

3) улучшение в РК таможенного контроля и налогового администрирования;

4) упорядочение ввоза на территорию РК иностранной рабочей силы4.

Уже год спустя распоряжением первого Президента РК от 22 ноября 1999 г. № 95 утвердился План действий совместных рабочих групп, действующих при Совете иностранных инвесторов. План действий предусмотрел создание специализированных межрайонных экономических судов (СМЭС) и передачу им полномочий по рассмотрению гражданских дел и материалов по спорам юридических лиц, подсудных районным (городским) судам, в том числе по которым стороной являются иностранные инвесторы5.

Для реализации указанной меры принят Указ первого Президента РК от 16 января 2001 г. № 535 «Об образовании в городе Алматы и Карагандинской области специализированных межрайонных экономических судов». Этим Указом на территории г. Алматы и Карагандинской области методом проб и ошибок начали свою работу первые СМЭС. Опираясь на правоприменительную практику СМЭС, подавляющая часть наших соотечественников единодушно признала, что эти суды доказали свою состоятельность в рассмотрении и разрешении экономических споров между хозяйствующими субъектами. Так, известный казахстанский ученый Г. Ж. Сулейменова считает, что создание специализированных судов способствовало, во-первых, решению наиболее благоприятным образом вопросов специализации судов,

во-вторых, повышению квалификации судей, в-третьих, уменьшению судебной нагрузки. На ее взгляд, решение данных вопросов в целом оказало влияние на развитие судоустройства и совершенствование судопроизводства6, с чем стоит согласиться.

Солидарность во мнении вызвала необходимость дальнейшего развития специализации судов путем их создания в других городах и областях Республики. Так, на основании Указа первого Президента РК от 9 февраля 2002 г. № 803 «Об образовании специализированных межрайонных экономических и административных судов», в г. Нур-Султан (ранее — Астана), Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырау-ской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Кызы-лординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях образовались СМЭС.

Наряду с экономическими судами, в городах Нур-Султан и Алматы образовались первые специализированные межрайонные административные суды (СМАС), благодаря деятельности которых уменьшилась нагрузка судей основных звеньев судов общей юрисдикции, рассматривающих и разрешающих, помимо гражданских и уголовных дел, также дела об административных правонарушениях.

В этом же году принята первая Концепция правовой политики РК, рассчитанная на 2002— 2010 годы. В ней были определены основные направления развития государственности, ключевые рычаги правовой системы, действенные меры совершенствования правоприменительной деятельности. В рамках нее актуальным для развития судебной системы стал вопрос создания на первых порах специализированных экономических и административных судов, а в дальнейшем — по делам несовершеннолетних и ряда других7.

Остановимся вкратце на вопросах подведомственности и подсудности дел СМЭС по

Назарбаев Н. А. Избранные речи. Астана : Сарыарка, 2009. Т. 3 : 1995—1998 гг. С. 501. Т. 3 : 1995—1998 гг. План действий совместных рабочих групп при Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан : распоряжение Президента РК от 22 ноября 1999 г. № 95 // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдшет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ N990000095_ (дата обращения: 01.05.2019).

Сулейменова Г. Ж. Специализированные суды, их организация и место в судебной системе Республики Казахстан // Доступ из ИПС «Параграф». URL: https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=36762176#pos=7;-260 (дата обращения: 01.05.2019).

О Концепции правовой политики Республики Казахстан : Указ Президента РК от 20 сентября 2002 г.

№ 949 (признан утратившим силу Указом Президента РК от 17 июня 2011 г. № 102) // Доступ из ИПС

6

7

действующему законодательству. Во-первых, им подсудны дела по имущественным и неимущественным спорам, которые в целом относятся к категории гражданских дел. Во-вторых, сторонами в этих спорах являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также стороны по корпоративным спорам. В-третьих, СМЭС рассматривают и разрешают дела, вытекающие из публичных правоотношений, связанные с оспариванием законности решений, действий (бездействия) органов управления юридического лица. Вышеперечисленные дела далеко не единственные категории гражданских дел, рассматриваемых и разрешаемых СМЭС. В-четвертых, эти суды осуществляют производство еще по двум категориям дел: 1) о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями; 2) о банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и реабилитации юридических лиц. Категория этих дел подлежит рассмотрению и разрешению СМЭС в порядке особого производства.

Обратим особое внимание уважаемых читателей на то, что в соответствии с законодательством РК о гражданском судопроизводстве к публично-правовым спорам применяются нормы и правила искового производства с некоторыми исключениями и (или) отдельными добавлениями. Если говорить кратко, чтобы было понятно читателю, особое исковое производство, в порядке которого рассматриваются и разрешаются споры с одной стороны между органами государственной власти, их должностными лицами и государственными служащими, а с другой — гражданами и их объединениями, является разновидностью публичного производства. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, которое осуществляется российскими судами (общей, специальной и арбитражной юрисдикции), представляется аналогом казахстанского особого искового производства.

1 марта 2006 г., выступая перед казахстанским народом, первый Президент РК ставит

перед ними стратегическую цель: войти в число 50 наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира. Успешная интеграция Казахстана в мировую экономику является первым приоритетом продвижения РК в число конкурентоспособных и развитых стран мира. Одним из действий, определяющих порядок реализации первого приоритета, обозначено развитие г. Алматы как регионального финансового центра (РФЦА) Центрально-Азиатского региона. Основная деятельность РФЦА сосредоточена на том, чтобы крупные казахстанские финансовые организации были способны оказывать услуги в сфере займа, страхования и финансов, а также создавались благоприятные условия для участников центра.

Нормативным правовым актом, устанавливающим правовые основы и определяющим особый правовой режим функционирования РФЦА, является Закон РК от 5 июня 2006 г. № 145 «О региональном финансовом центре города Алматы». Статья 9 этого Закона определяет, что в отношении споров, возникших у участников РФЦА, а именно дел о реструктуризации финансовых организаций или организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, необходимо установить судебный порядок разбирательства. В связи с этим Указом первого Президента РК от 17 августа 2006 г. № 158 «Об образовании специализированного финансового суда в городе Алматы» в г. Алматы был образован СФС со статусом областного суда.

Таким образом, дальнейшее усиление роли суда в защите прав и интересов иностранных инвесторов виделось в создании СФС, уполномоченного на рассмотрение и разрешение споров следующих участников РФЦА: 1) профессиональных участников рынка ценных бумаг, обладающих справкой о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица — участника финансового центра, выданной уполномоченным органом; 2) профессиональных участников рынка ценных бумаг, обладающих лицензией на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, выданной уполномоченным органом; 3) акционерных обществ, которым переданы в доверительное управление золотовалютные активы

нормативных правовых актов РК «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000949_#z0 (дата обращения: 01.05.2019).

LEX 1PSSEA

Национального Банка РК и (или) активы Национального фонда РК8.

По правилам подсудности, установленным частью 3 ст. 28 ГПК РК от 13 июля 1999 г., СФС рассматривал и разрешал следующие гражданские дела: 1) об обжаловании участниками РФЦА действий (бездействия) должностных лиц и органов РФЦА; 2) одной из сторон которых является участник РФЦА; 3) о реструктуризации финансовых организаций в случаях, предусмотренных законами РК, регулирующими их деятельность.

Уникальностью нового суда Б. А. Бекназаро-ву, первому председателю СФС г. Алматы, представляется его статус, приравненный к областному суду, который позволяет участникам РФЦА избегать лишних судебных инстанций, то есть в короткие сроки с соответствующей жалобой обратиться непосредственно в Верховный суд РК. Другая выделенная им уникальность заключается в применении финансовыми судьями принципа многоязычия судопроизводства. Например, по ходатайству одной из сторон, являющейся иностранным лицом, рассмотрение и разрешение дела осуществляется на желаемом ею иностранном языке, что свидетельствует о профпригодности судей9.

В связи с путаницей, возникшей вокруг вопросов о подведомственности и подсудности дел, судья СФС г. Алматы Д. Шипп разъясняет следующее. Во-первых, финансовым судам, в отличие от экономических судов, подсудны все категории гражданских дел, которые рассматриваются и разрешаются ими в порядке искового, особого искового производства. Во-вторых, в финансовом суде одной из обязательных сторон спора является участник РФЦА, а вторая сторона может быть представлена любыми лицами, физическими и юридическими, в том числе государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. В-третьих, апелляционной инстанци-

ей для финансовых судов является Судебная коллегия Верховного суда РК по гражданским делам, а для экономических судов — Судебная коллегия по гражданским и административным делам Алматинского областного суда. В-четвертых, в отличие от судов общей, экономической или иной юрисдикции, финансовые суды осуществляют судопроизводство на казахском, русском и английском языках10.

Вместе с тем в работе СФС имеются недостатки, которые присутствуют и в других судах общей или специальной юрисдикции. С. Лобач, судья СФС г. Алматы рассказывает, что многочисленные жалобы поступали в связи с отсутствием у сторон необходимой информации о движении заявления или в связи с несвоевременным предоставлением им судебных актов. Жалобы на поведение судей (некорректное отношение к посетителям, проявление высокомерия, чувства превосходства, нервозность и т.д.) подавались в незначительном количестве11.

В дальнейшем Указом первого Президента РК от 29 декабря 2009 г. № 910 «Об образовании и упразднении некоторых специализированных судов Республики Казахстан» СФС со статусом областного суда был упразднен и на базе него образован СФС со статусом районного суда. Объяснением может служить только то, что районные и городские суды составляют основное звено судебной системы РК и рассматривают и разрешают дела по существу.

Печально, что, несмотря на уникальность судопроизводства, осуществляемого финансовым судом, и все иные его преимущества в деле защиты прав инвесторов, его деятельность прекратилась. Новый политический курс, его цели и задачи, а также предстоящие институциональные реформы в целом предшествовали прекращению деятельности этих судов.

К концу 2012 г. принята Стратегия «Казах-стан-2050». Долгосрочный документ определил устойчивый процесс демократизации и либе-

О региональном финансовом центре города Алматы : Закон РК от 5 июня 2006 г. № 145 (признан утратившим силу Конституционным законом РК от 7 декабря 2015 г. № 438-V) // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдшет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z060000145_ (дата обращения: 01.05.2019).

Бекназаров Б. А. Специализированная апелляционная инстанция улучшит качество правосудия // Доступ из ИПС «Параграф». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30144284&pin=401257#p os=3;-217 (дата обращения: 01.05.2019).

Шипп Д. Специализированный финансовый суд — этап развития судебной системы // Панорама. № 9.

16.03.2007. URL: http://panoramakz.com/index.php/sport/item/17900 (дата обращения: 01.05.2019). Лобач С. Оценка работы судьи // Доступ из ИПС «Параграф». URL: https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=30993885&pin=262534#pos=6;-255 (дата обращения: 01.05.2019).

8

9

10

11

рализации новым политическим курсом состоявшегося государства, у которого новая цель: войти к 2050 г. в 30 самых развитых государств мира. Достижение чрезмерно самоуверенной цели предполагает проведение вторичной модернизации страны, то есть решение задачи по построению наукоемкой экономики, которая пошагово расписана в Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира. В своем выступлении лидер нации отметил, что поэтапные реформы по демократизации и либерализации общества четко увязываются с уровнем развития экономики, без чего невозможно модернизировать страну и стать конкурентоспособным. Н. А. Назарбаев еще раз напомнил формулу, по которой движется казахстанское государство: «Сначала — экономика, потом — политика»12.

Модернизация судебной системы заключалась в следующем: 1) укрепление верховенства права; 2) обеспечение независимости судебной власти; 3) имплементация международных принципов судопроизводства в национальную систему правосудия. В краткосрочной перспективе намечено создание других специализированных судов, в структуре Верховного Суда РК — Судебной коллегии по административным делам, а также нескольких судебных инстанций в одном суде13.

СФС г. Алматы упразднен указом Президента РК за год до утверждения президентской программы «План нации — 100 конкретных шагов». Финансовые суды как суды, компетентные в рассмотрении и разрешении споров между участниками финансового центра, не состоялись, чему есть несколько причин. Одна из них заключается в неэффективности установленных законом судебных процедур по урегулированию споров такого характера, а другая — в несовершенстве нормативной правовой базы рассматриваемой сферы правоотношений. Слабый механизм защиты прав иностранных инвесторов, крупных казахстанских компаний и других участников РФЦА, обеспечиваемый го-

сударственными судами, следует выделить в качестве третьей причины. Указанные причины препятствовали достижению целей и решению задач, обозначенных первым Президентом РК в качестве стратегических еще в начале 90-х гг.

Принимая во внимание не совсем удачный опыт в деле привлечения иностранных инвестиций и увеличения их прямого потока в РК, семидесятым шагом президентской программы, а именно в части реализации третьей институциональной реформы по индустриализации и экономическому росту14, представилось необходимым образование международного финансового центра Астана (МФЦА). Речь идет о становлении на базе инфраструктуры AstanaExpo 2017 казахстанского финансового хаба для всех развитых стран мира, созданного по образцу МФЦ Дубай с приданием ему конституционного статуса. Амбициозность и креативность данного шага заключается в том, что МФЦА в перспективе должен занять достойное место в двадцатке крупных международных ха-бов. Безусловно, для укрепления позиции на международной арене участников финансового рынка требуется оздоровление инвестиционного климата, который предполагает в том числе создание прочных правовых основ. Казалось бы, в реализации намеченного действие на территории МФЦА норм и обычаев английского права, применяемых в деятельности суда, не входящего в единую систему судов РК, является особо важным. В итоге правовой основой организации и функционирования Суда МФЦА стал Конституционный закон РК от 7 декабря 2015 г. «О Международном финансовом центре "Астана"». С его принятием Закон РК от 5 июня 2006 г. № 145 «О региональном финансовом центре города Алматы» утратил силу. Таким образом, на территории МФЦА сегодня действует суд, обладающий особым статусом, на отличительных особенностях которого нам следует остановиться.

Будет правильным для начала перечислить правовые акты, определяющие судоустрой-

12 Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства : послание Президента РК от 14 декабря 2012 г. // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдтет». URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (дата обращения: 01.05.2019).

13 О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира : Указ Президента РК от 17 января 2014 г. № 732 // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдтет». URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000732 (дата обращения: 01.05.2019).

14 План нации — 100 конкретных шагов : программа Президента РК от 20 мая 2015 г. // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000100 (дата обращения: 01.05.2019).

LEX RUSSKCA

ство и статус судей МФЦА, а также порядок отправления ими правосудия или осуществления судебного контроля в МФЦА. Среди первых и важных актов отметим Конституционный закон РК от 7 декабря 2015 г. «О Международном финансовом центре "Астана"». Второй, не менее важный акт — «О суде Международного финансового центра "Астана"», утвержденный постановлением Совета по Управлению МФЦА. Суд МФЦА — это орган МФЦА, а не орган суда РК. Поэтому в отличие от ранее функционировавшего финансового суда он не образует структурный элемент единой системы судов РК. Категории дел, рассматриваемых и разрешаемых Судом МФЦА, регулируются правилами территориальной и исключительной подсудности. Данному суду, в соответствии с п. 4 ст. 13 Конституционного закона РК «О Международном финансовом центре "Астана"», подсудны:

1) споры, возникающие между участниками МФЦА, органами МФЦА и (или) их иностранными работниками;

2) споры, касающиеся любой операции, осуществленной в МФЦА и подчиненной праву МФЦА;

3) споры, переданные Суду МФЦА по соглашению сторон15.

В своей деятельности судьи Суда МФЦА независимы, подчиняются только действующему праву МФЦА, в содержание которого входят: 1) Конституционный закон РК «О Международном финансовом центре "Астана"»; 2) официальные документы, принятые в письменной форме органами МФЦА; 3) прецедентное право; 4) стандарты ведущих МФЦ; 5) нормы Конституции, соответствующие ей законы, иные нормативные правовые акты, международные договорные и иные обязательства РК, а также нормативные постановления КС и ВС РК. Стоит уточнить, что последние применимы только в части, которая не урегулирована Конституционным законом РК «О Международном финансовом центре "Астана"».

Деятельность по формированию суда МФЦА осуществляется управляющим МФЦА. Судьями Суда МФЦА являются иностранные граждане, назначаемые на должность и освобождаемые от нее указами Президента РК по рекоменда-

ции управляющего МФЦА. Судопроизводство ведется на английском языке. Структура Суда МФЦА, в отличие от обыкновенных судов, представлена только двумя инстанциями, рассматривающими и разрешающими дела по правилам суда первой и апелляционной инстанции.

Нелишним будет упомянуть о том, что сегодня преимуществами МФЦА является оказание его экспат-центром государственных и иных услуг по принципу «одного окна», транспортная доступность, благоприятный налоговый режим и упрощенный визовый режим.

Ранее между представителями судебной и исполнительной властей, а также органов надзора состоялась дискуссия на тему легитимности деятельности суда РФЦА на территории РК. Разногласия возникли в связи с изданием Правительством РК постановления от 18 ноября 2005 г. № 1136 «О проекте Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам создания регионального финансового центра города Алматы"». Постановление предусматривало внесение изменений и дополнений в ГПК РК, КоАП РК, Кодекс РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет, а также в иные акты РК. В частности, предлагалось следующие категории гражданских дел передать в подсудность Суда РФЦА: 1) споры между участниками РФЦА; 2) иски к участникам РФЦА; 3) иски участников РФЦА об обжаловании действий должностных лиц органов РФЦА; 4) иски участников РФЦА об оспаривании законности решений органов РФЦА.

Учреждение на территории РК специального Суда РФЦА, не входящего в структуру единой судебной системы, деятельность которого регулируется специальными актами, Г. Ж. Сулейме-нова признавала противоречащим конституционным положениям, устанавливающим запрет на создание таких судов16.

Нормативное постановление Конституционного совета РК от 14 апреля 2006 г. № 1 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 75 Конституции Республики Казахстан» положило конец дискуссии. Орган конституционной юстиции по запросам субъектов обращения дал развернутую характеристику специальным,

15 О Международном финансовом центре «Астана» : Конституционный закон РК от 7 декабря 2015 г. № 438-V ЗРК // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдшет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z1500000438#z93 (дата обращения: 01.05.2019).

16 Сулейменова Г. Ж. Судебная реформа в Республике Казахстан: обзор основных этапов. Алматы, 2010. С. 92.

специализированным и чрезвычайным судам, привел их основные признаки, по которым они различаются между собой. СФС с учетом мнения Конституционного Совета РК составил единую систему судов РК во главе с Верховным судом РК. Названное нормативное постановление не утратило силу и по сей день. Однако учреждение на территории РК Суда МФЦА, не входящего в единую систему судов, обладающего признаками как специального суда, так и специализированного суда, не вызвало в обществе никаких дискуссий. Закономерно возникает вопрос: почему? В поисках ответа уместно сослаться на авторитетное мнение. Известный казахстанский ученый М. К. Сулейменов, сопоставляя национальное право с английским правом, имплементируемым в континентальные системы в рамках реализации второй институциональной реформы, направленной на обеспечение верховенства закона, категорически признает их несовместимыми. Согласно его мнению, казахстанские судьи не обладают независимостью от иных ветвей власти, зато обладают зависимостью от коррупции. Это одна из тех причин, по которым нормы, обычаи и принципы английского права не могут быть перенесены в действующее право РК, основанное на праве континентальных систем романо-герман-ского типа17. Пожалуй, в силу названной причины Суд МФЦА не входит в единую систему судов РК. Отсюда становится понятным отсутствие дискуссии по поводу создания изолированного от государственных судов Суда МФЦА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функционирование первых СМАС в городах Нур-Султан и Алматы началось не ранее чем через полгода после издания Указа Президента РК от 9 февраля 2002 г. № 803 «Об образовании специализированных межрайонных экономических и административных судов». Весьма логично, что для учреждения принципиально новых, ранее неизвестных Казахстану судов требовалось определенное время и нужные для укомплектования судейского корпуса средства. Еще незадолго до появления первых

СМАС, 30 января 2001 г. был принят первый КоАП РК. Согласно ст. 541 КоАП РК от 2001 г., в подведомственности судов, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях, находились свыше 200 составов административных правонарушений. К подведомственности народных судей районных (городских) народных судов, членов Ленинского городского суда, компетентных рассматривать дела об административных правонарушениях, ст. 216 КоАП Казахской ССР было отнесено всего лишь 69 составов административных правонарушений. Очевидно, что с первым КоАП РК от 2001 г. количество дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судами, в сравнении с КоАП Казахской ССР от 1984 г., увеличилось почти в 4 раза.

Государственно-правовой отдел Администрации Президента РК комментирует, что после принятия КоАП РК к компетенции судов отнесено 228 составов административных правонарушений вместо 54 ранее рассматриваемых, что увеличило количество категорий дел на 422 %18. Вследствие этого для рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях требовалось создание в Казахстане СМАС. Расширение судебной компетенции СМАС на этом не закончилось, о чем будет сказано ниже.

Украинские эксперты в 2010 г. положительно оценили принятие РК первого Кодекса об административных правонарушениях, признали его актом переходного периода, движущегося в направлении от советского к европейскому правовому регулированию, базовым принципом которого является верховенство права. Однако, на взгляд О. А. Банчук, созданные в РК специализированные административные суды не соответствуют европейской административно-правовой доктрине19.

Зарубежным коллегам следует учесть, что по замыслу казахстанских реформаторов на начальном этапе судебного строительства предполагалось создание в РК административных

17 Сулейменов М. К. Английское право и правовая система Казахстана // Право и государство. 2016. № 3 (72). С. 37—38.

18 Об образовании специализированных межрайонных экономических и административных судов : комментарий государственно-правового отдела Администрации Президента РК к Указу Президента РК от 9 февраля 2002 г. № 803 // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдшет». URL: http://adilet. zan.kz/rus/docs/T020000803_ (дата обращения: 01.05.2019).

19 Банчук О. А. Перспективы развития административно-деликтного права (права административной ответственности) в Республике Казахстан // Сайт Центра исследования правовой политики. URL: www.lprc. kz (дата обращения: 01.05.2019).

LEX RUSSICA

судов для рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях. В начале 90-х гг. вопрос о создании на примере французской или немецкой моделей административных судов, обладающих исключительной компетенцией в сфере публичных правоотношений, не стоял. Весьма логично, что едва появившийся на рубеже ХХ—ХХ1 вв. молодой Казахстан, чтобы утвердить свой суверенитет всерьез и навсегда, пошагово претворял в жизнь все принципы правового государства, в числе которых принцип ответственности государства перед личностью и личности перед ним. Учитывая то обстоятельство, что все страны — союзницы СССР, главным феноменом среди которых является современный Казахстан, переживали последствия кризиса и перестройки, переходили от системоцентризма к человекоцентризму, вполне оправданно несоответствие постсоветской правовой системы европейским идеалам. Естественно, что при выборе той или иной модели управления государством Казахстан ознакомился с передовым опытом и прогрессивными идеями развитых стран мира в строительстве правового государства. Однако, не примеряя на себе чуждые для постсоветского Казахстана европейские образцы, он следовал по своему намеченному пути развития. Концептуальные основы создания в РК судов административной юстиции, специализирующихся исключительно на рассмотрении и разрешении споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, созревали постепенно, актуализировались немного позднее, а сегодня стали животрепещущей темой дня.

Все эти темы, а также вопросы, связанные с процессуальным обособлением и узаконением порядка разрешения публично-правовых споров, возникли на современном этапе развития государственности и права после одобрения Указом Президента РК от 2009 г. № 858 второй Концепции правовой политики. В ней отмечено, что развитие судебной системы предполагает развитие специализации судов и судей, соответственно, в будущем будут созданы административные, налоговые и другие специализированные суды20.

Наиболее убедительным представляется тезис, в соответствии с которым в числе объективных факторов, обуславливающих необходимость организации и функционирования в РК СМАС, находится высокий рост правонарушений, имеющих место в условиях рыночной экономики. Среди всех факторов, ставших предпосылкой для создания СМАС, казахстанский ученый Р. Н. Юрченко выделяет развитие рыночных отношений, возникающих между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного управления и местного самоуправления в связи с обменом, распределением и перераспределением товаров и услуг. «Количество и характер конфликтных ситуаций в указанных сферах жизни и деятельности возрастал, — пишет Р. Н. Юрченко, — соответственно характер дел об административных правоотношениях существенно изменился и их количество возросло. Все эти и другие факторы стали основанием для создания специализированных судов, которые бы занимались исключительно рассмотрением дел об административных правонарушениях»21.

Поэтому нельзя согласиться с мнением Елис Абдыкадырова, председателя Алматинского областного суда, который связывает предпосылки образования специализированных судов с возникновением необходимости повышения гарантий в деле защиты трудовых прав граждан22.

С вступлением в силу нового КоАП РК от 2015 г. компетенция СМАС еще больше расширилась. Так, по состоянию на 2018 г. в компетенции СМАС находятся свыше 596 составов административных правонарушений. Вместе с тем определилась подведомственность и подсудность СМАС, произошло четкое разграничение дел, подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке осуществления производства по делам об административных правонарушениях, а также особого искового производства. СМАС теперь компетентны в делах, связанных с обжалованием и опротестованием вынесенных органами и должностными лицами постановлений по делу об административных правонарушениях и предписаний о необходи-

20 О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года : Указ Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858 // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдтет». URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_ (дата обращения: 01.05.2019).

21 Юрченко Р. Н. Развитие специализированных судов в Казахстане // Зангер. 2006. № 2. С. 11.

22 См.: Судебная система в Казахстане: виды специализированных судов // Dixinews.kz. URL: https://www. dixinews.kz/articles/zhizn/36122/ (дата обращения: 01.05.2019).

мости уплаты штрафа. Категория этих дел ранее рассматривалась и разрешалась судами по правилам гражданского судопроизводства, а ныне в порядке, установленном гл. 44-1 КоАП РК. Дела, вытекающие из публичных правоотношений, а именно связанные с обжалованием решений, действий либо бездействия органов или должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, также переданы в подсудность СМАС.

Новые правила подведомственности и подсудности дел СМАС введены в связи с необходимостью развития административного, административно-деликтного и административно-процессуального права. Как отмечалось выше, во-первых, в перспективе СМАС преобразуются в настоящие административные суды, то есть в суды административной юстиции. Во-вторых, СМАС до 2015 г. рассматривали и разрешали лишь дела об административных правонарушениях, соответственно, они должны приобрести опыт в урегулировании публично-правовых споров.

Вспомним, что за время существования этих судов, практически вплоть до принятия нового КоАП РК от 2015 г., отсутствовали четкие критерии разграничения компетенции судебных органов и несудебных органов в делах об административных правонарушениях. Касательно того злободневного вопроса Указом Президента РК от 16 января 2014 г. в Указ Президента РК «Об утверждении Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 годы» внесены соответствующие поправки. В частности, одна из перспектив развития административно-де-ликтного права виделась в выработке концепции разграничения полномочий между судом и внесудебными инстанциями по рассмотрению дел об административных правонарушениях23. Все это было принято во внимание рабочей группой при разработке нового КоАП РК. Отличительной особенностью обновленного законодательства РК об административных

правонарушениях стали критерии, по которым компетенции СМАС и несудебных органов стали различаться между собой.

Итак, компетенция СМАС и других органов разграничивается по видам административных взысканий, налагаемых за совершение административного правонарушения. СМАС компетентны в делах об административных правонарушениях, если санкции статей КоАП РК предусматривают такие виды взысканий, как: 1) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения; 2) лишение специального права; 3) лишение разрешения; 4) приостановление или запрещение деятельности; принудительный снос; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы РК.

И еще один немаловажный момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что специализированные суды могут функционировать в каждой административно-территориальной единице РК, а могут и не функционировать. Поэтому при отсутствии таковых дела об административных правонарушениях рассматриваются и разрешаются районными или городскими судами.

Анализ деятельности этих судов, согласно данным Верховного суда РК по итогам 2011— 2018 гг., свидетельствует о повышении качества рассмотрения и разрешения ими дел24. Статистические данные о работе специализированных судов показывают увеличение количества дел, поступающих к ним. Рассмотрим данные за 2016—2018 гг. СМЭС, расположенных в двух республиканских городах. К сожалению, получить данные о работе СМАС ввиду их отсутствия на сайте самих судов, а также наличия технических проблем в работе сайта Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК (КПСиСУ) не удалось. Так, по данным КПСиСУ, в СМЭС г. Нур-Султан

23 О внесении изменений и дополнений в Концепцию правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 : Указ Президента РК от 16 января 2014 г. № 731 // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК «Эдтет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000731#z3 (дата обращения: 01.05.2019).

24 См. аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности судов, в том числе о состоянии отправления правосудия судами РК за 2011—2018 гг., опубликованные на сайте Верховного суда РК. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/analiticheskie-doklady-i-obzory-informacionnogo-haraktera-o-deyatelnosti-sudov-v-tom-chisle (дата обращения: 01.05.2019).

LEX RUSSICA

в 2016 г. поступило 7 778 дел (заявлений), в 2017 г. — 8 415, в 2018 г. — 10 38925.

Аналогичная картина наблюдается в деятельности СМЭС г. Алматы, куда в 2016 г. поступило 6 653 дел (заявлений), в 2017-м — 8 043, в 2018-м — 8 70026.

Опережая Россию, Молдову, Кыргызстан и Таджикистан, Казахстан в рейтинге стран по легкости ведения бизнеса, колеблющегося от 1 до 190, приобрел значение равное 28. В идентификаторе обеспечения исполнения контрактов, измеряемого по трем показателям (временные и финансовые затраты для разрешения коммерческого спора, качество судопроизводства), РК с 6-го места поднялась на 4-е. Перечисленные критерии, равно как занятие РК в 2018 г. 65-го места в рейтинге стран по показателю обеспечения верховенства закона и 59-го места по показателю экономической конкурентоспособности, недостаточны для того, чтобы определить уровень доверия населения к специализированным судам.

Опираться только на количественные и качественные показатели не стоит. Уровень доверия населения к этим судам можно определить путем проведения социологического опроса. Судейское сообщество и аппарат Верховного суда РК поступили следующим образом. Так, во втором полугодии 2014 г. ими был проведен совместный социологический опрос среди субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, принимавших участие в судебных процессах СМЭС. Всего опрошены 6 878 субъектов предпринимательства, из них 86,4 %, или 5 938 лиц, довольны уровнем профессионализма СМЭС. Некоторые субъекты высказались за то, чтобы увеличить штатную численность судей СМЭС городов Нур-Султан и Алматы, а также Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Костанайской областях27.

Затрагивая основы правового регулирования организации деятельности в РК специализиро-

ванных судов, стоит также коснуться судопроизводственных вопросов. Сейчас параллельно прорабатывается вопрос об улучшении норм и правил судопроизводства, с применением которых обыкновенные суды должны будут качественно и своевременно рассматривать и разрешать инвестиционные споры или споры, связанные с инвестиционной деятельностью. По мнению К. А. Мами, экс-председателя Верховного суда РК, инвестиционное судопроизводство обеспечит профессиональное рассмотрение и разрешение инвестиционных споров и споров, связанных с инвестиционной деятельностью, что является гарантией судебной защиты в РК прав инвесторов28.

В рамках второй институциональной президентской реформы двадцать третьи шагом предусмотрено применение к инвестиционным спорам норм и правил инвестиционного судопроизводства. Разработанный в прошлом году Верховным судом РК проект нормативного постановления «О некоторых вопросах инвестиционных споров» все еще проходит массовое обсуждение. Кроме того, планируется создать в структуре Верховного суда РК наряду с Судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам, а также специализированную судебную коллегию, отдельную инвестиционную коллегию для рассмотрения и разрешения споров с участием крупных инвесторов. Озвученные вопросы, как и принятие первого Административного процедурно-процессуального РК (АППК РК), внедрение новой формы административного судопроизводства являются поспешными. Нормы и правила АППК РК, с применением которых предполагается рассмотрение и разрешение публично-правовых споров, ничем существенно не отличаются от тех, что установлены ГПК РК. Соответственно, выделение отдельных форм судопроизводства, ввиду того, что их перечень, предусмотренный Конституцией РК, посредством кото-

25 См. статистические данные специализированного межрайонного экономического суда г. Нур-Султан за 2016—2018 гг., опубликованные на сайте суда. URL: http://astana.sud.kz/rus/sub/smes/statisticheskie-dannye-suda-0 (дата обращения: 01.05.2019).

26 См. статистические данные специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы за 2016—2018 гг., опубликованные на сайте суда. URL: http://almaty.sud.kz/rus/sub/smes/statisticheskie-dannye-suda (дата обращения: 01.05.2019).

27 См. информацию о результатах социологических опросов и оценки деятельности судов, опубликованную на сайте Верховного Суда РК. URL: http://sud.gov.kz/rus/content/informaciya-o-rezultatah-sociologicheskih-oprosov-i-ocenki-deyatelnosti-sudov (дата обращения: 01.05.2019).

28 Мами К. А. Конституционные основы развития законодательства о судебной системе // Предупреждение преступности. 2015. № 2. С. 16.

рой осуществляется судебная власть, является открытым, а принцип специализации требует установления административного или инвестиционного либо налогового судопроизводства, выглядит сомнительным.

Исторический анализ показал, что в основе организации и функционирования специализированных экономических судов первоначально была заложена идея усиления роли суда в защите прав и интересов иностранных и казахстанских инвесторов, а также субъектов предпринимательства. Напротив, в основе организации и функционирования специализированных административных судов — идея разгрузки казахстанских судов. При этом наблюдается тесная взаимосвязь между двумя прозвучавшими идеями, а также их сильное взаимовлияние друг на друга. С одной стороны, развитие рынка потребовало создания судов, специализирующихся исключительно на рассмотрении и разрешении споров между хозяйствующими субъектами. С другой стороны, развитие рынка привело к увеличению роста административных правонарушений в сфере инициативной деятельности граждан и юриди-

ческих лиц. Создание экономических и административных судов есть первый шаг на пути формирования системы специализированных судов в РК и утверждения принципа специализации. Следовательно, на современном этапе данные суды играют огромную роль в социально-экономической модернизации Казахстана, поскольку их история, настоящее и будущее напрямую связаны со стратегическими целями развития сфер экономики и социальной жизни.

Дальнейшее развитие принципа специализации предвещает, что, во-первых, из подведомственности и подсудности СМЭС будут выделены налоговые споры и переданы вновь образуемым специализированным налоговым судам. Во-вторых, по аналогии с европейскими моделями на месте СМАС появятся настоящие административные суды, в подведомственность и подсудность которых будут переданы все дела, вытекающие из административных и публичных правоотношений. В-третьих, специализация должна коснуться не только судов, но и судей, обладающих специальными знаниями и практическим опытом в той или иной сфере правоотношений.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдыкадыров Е. Судебная система в Казахстане: виды специализированных судов : интервью с экс-председателем надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда Республики Казахстан // Dixinews.kz. — URL: https://www.dixinews.kz/articles/zhizn/36122/ (дата обращения: 01.05.2019).

2. Банчук О. А. Перспективы развития административно-деликтного права (права административной ответственности) в Республике Казахстан : аналитический документ, подготовленный Центром исследования правовой политики при поддержке Центра Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Астане // Центр исследования правовой политики. — URL: www.lprc.kz (дата обращения: 01.05.2019).

3. Бекназаров Б. А. Специализированная апелляционная инстанция улучшит качество правосудия : интервью с председателем Специализированного финансового суда г. Алматы // Информационно-правовая система «Параграф». — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30144284&pin=4012 57#pos=3;-217 (дата обращения: 01.05.2019).

4. Лобач С. Оценка работы судьи : статья судьи Специализированного финансового суда г. Алматы // Информационно-правовая система «Параграф». — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30 993885&pin=262534#pos=6;-255 (дата обращения: 01.05.2019).

5. Мами К. А. Конституционные основы развития законодательства о судебной системе // Предупреждение преступности. — 2015. — № 2. — С. 15—18.

6. Назарбаев Н. А. Избранные речи. — Астана : Сарыарка, 2009. — 582 с. — Т. 3 : 1995—1998 гг.

7. Сулейменов М. К. Английское право и правовая система Казахстана // Право и государство. — 2016. — № 3 (72). — С. 37—45.

8. Сулейменова Г. Ж. Специализированные суды, их организация и место в судебной системе Республики Казахстан // Вестник Карагандинского университета. Серия : История, философия, право. — 2007. — № 2 (46). — С. 120—128.

LEX IPS»

9. Сулейменова Г. Ж. Судебная реформа в Республике Казахстан: обзор основных этапов. — Алматы, 2010. — 156 с.

10. Юрченко Р. Н. Развитие специализированных судов в Казахстане // Зангер. — 2006. — № 2. — С. 10-13.

Материал поступил в редакцию 25 мая 2019 г.

REFERENCES

1. Abdykadyrov E. Sudebnaya sistema v Kazakhstane: vidy spetsializirovannykh sudov: intervyu s eks-predsedatelem nadzornoy sudebnoy kollegii po grazhdanskim i administrativnym delam Verkhovnogo suda Respubliki Kazakhstan [The judicial system in Kazakhstan: types of specialized courts: interview with the former Chairman of the Supervisory judicial Board for civil and administrative cases of the Supreme court of the Republic of Kazakhstan]. Available from Online edition "Dixinews.kz": https://www.dixinews.kz/articles/ zhizn/36122/ [cited 2019 May 01].

2. Banchuk OA. Perspektivy razvitiya administrativno-deliktnogo prava (prava administrativnoy otvetstvennosti) v Respublike Kazakhstan: analiticheskiy dokument, podgotovlennyy tsentrom issledovaniya pravovoy politiki pri podderzhke Tsentra Organizatsii po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope (OBSE) v Astane [Prospects for the development of administrative tort law (administrative responsibility law) in the Republic of Kazakhstan: Analytical document prepared by the Center for legal policy research with the support of the Organization for security and co-operation in Europe (OSCE) in Astana. Tsentr issledovaniya pravovoy politiki. Available from: www.lprc.kz [cited [cited 2019 May 01].

3. Beknazarov BA. Spetsializirovannaya apellyatsionnaya instantsiya uluchshit kachestvo pravosudiya: intervyu s predsedatelem spetsializirovannogo finansovogo suda g. Almaty [Specialized appellate instance will improve the quality of justice: interview with the Chairman of the Specialized financial court of Almaty]. Informatsionno-pravovaya sistema «Paragraf». Available from: https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=30144284&pin=401257#pos=3 ;-217 [cited 2019 May 01].

4. Lobach S. Otsenka raboty sudi: statya sudi spetsializirovannogo finansovogo suda g. Almaty [Evaluation of the judge's work: article by the judge of the specialized financial court of Almaty]. Informatsionno-pravovaya sistema «Paragraf». Availabli from: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30993885&pin=262534#pos=6 ;-255 [cited 2019 May 01].

5. Mami KA. Konstitutsionnye osnovy razvitiya zakonodatelstva o sudebnoy sisteme [The constitutional basis for the development of legislation on the judicial system]. Preduprezhdenie prestupnosti. 2015;2:15-8.

6. Nazarbaev NA. Izbrannye rechi [Selected speeches]. Vol. 3: 1995-1998. Astana: Saryarka; 2009.

7. Suleymenov MK. Angliyskoe pravo i pravovaya sistema Kazakhstana [English law and the legal system of Kazakhstan]. Pravo i gosudarstvo. 2016;3(72):37—45.

8. Suleymenova GZh. Spetsializirovannye sudy, ikh organizatsiya i mesto v sudebnoy sisteme Respubliki Kazakhstan [Specialized courts, their organization and place in the judicial system of the Republic of Kazakhstan]. Vestnik Karagandinskogo universiteta. Seriya: Iistoriya, filosofiya, pravo. 2007;2(46):120—28.

9. Suleymenova GZh. Sudebnaya reforma v Respublike Kazakhstan: obzor osnovnykh etapov [Judicial reform in the Republic of Kazakhstan: Overview of the main stages]. Almaty; 2010.

10. Yurchenko RN. Razvitie spetsializirovannykh sudov v Kazakhstane [Development of specialized courts in Kazakhstan]. Zanger. 2006;2:10-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.