СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
COMPARATIVE STUDIES
DOI: 10.17803/1729-5920.2020.167.10.137-149
Э. Б. Аблаева*
Ювенальные суды Республики Казахстан: история, реалии и перспективы
Аннотация. В работе описывается история, реалии и перспективы развития специализированных юве-нальных судов Республики Казахстан. Актуальность темы связана с продолжающимися в РК судебно-правовыми реформами, которые направлены на развитие специализации судов и судей. Специализация судов и судей как вектор развития судоустройства и совершенствования судопроизводства приобретает особую актуальность в условиях глобальной конкурентоспособности. Теоретическая и практическая значимость темы исследования состоит в том, что на основе изучения предпосылок, обусловивших необходимость создания специализированных судов, оценивается современное состояние ювенальных судов РК и прогнозируются тенденции его дальнейшего развития. Исследование показало значимую роль ювенальных судов в улучшении социально-демографических характеристик населения. По итогам проведенного исследования сделаны краткие выводы, подтверждающие актуальность избранной темы, а вместе с тем востребованность и оправданность специализированных ювенальных судов РК. Методологическую основу исследования составляют историко-правовой и сравнительно-правовой методы познания объективной действительности, а также методы правовой статистики и прогнозирования. Теоретическую основу исследования составили труды известных казахстанских ученых. Нормативную основу исследования составили указы первого Президента РК, конституционные, кодифицированные и законодательные акты РК, а также стратегические, концептуальные и программные документы о развитии РК. Эмпирическую основу исследования составляют региональные статистические данные о работе специализированных ювенальных судов. Изучены данные социологического опроса по республике среди лиц, участвовавших в судебных процессах, которые проходили в 16 специализированных ювенальных судах. Рассмотрены аналитические доклады, а также обзоры информационного характера о деятельности специализированных ювенальных судов и о состоянии отправления ими правосудия. Исследованию подверглись также итоги реализации пилотных проектов под названием: «Судебная медиация»; «Ювенальная юстиция»; «Примирение: до суда и в суде»; «Семейный суд». В работе приведен опыт становления семейных судов в странах Америки, Японии и канадской провинции Новой Шотландии.
Ключевые слова: специализация судов; специализация судей; специализированные суды; казахстанские суды; судебная власть; судебная система; судоустройство; семейные суды; ювенальные суды; ювенальная юстиция.
Для цитирования: Аблаева Э. Б. Ювенальные суды Республики Казахстан: история, реалии и перспективы // Lex russica. - 2020. - Т. 73. - № 10. - С. 137-149. - DOI: 10.17803/1729-5920.2020.167.10.137-149.
© Аблаева Э. Б., 2020
* Аблаева Эльвира Бекболатовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин Университета «Астана»
просп. Абая, д. 13, г. Нур-Султан, Республика Казахстан, 010000 Ablaeva_1981@mail.ru
LEX IPS»
Juvenile Courts in the Republic of Kazakhstan: History, Realities and Prospects
Elvira B. Ablaeva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Legal Disciplines, Astana University
prosp. Abaya, d. 13, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan, 010000 Ablaeva_1981@mail.ru
Abstract. The paper describes the history, realities and prospects of development of specialized juvenile courts in the Republic of Kazakhstan. The relevance of the topic is related to the ongoing judicial and legal reforms in the Republic of Kazakhstan that are aimed at developing the specialization of courts and judges. Specialization of courts and judges as a vector of development of the judicial system and improvement of judicial proceedings is particularly relevant in the context of global competitiveness. Based on the study of the prerequisites that led to the need to create specialized courts, the current state of juvenile courts of the Republic of Kazakhstan is evaluated and trends in its further development are predicted, which constitute the theoretical and practical significance of the research topic. The study showed a significant role of juvenile courts in improving the socio-demographic characteristics of the population. Based on the results of the study, brief conclusions were made confirming the relevance of the chosen topic, and at the same time the demand and justification of specialized juvenile courts of the Republic of Kazakhstan. The methodological basis of the research consists of historical-legal and comparative-legal methods of cognition of objective reality, as well as methods of legal statistics and forecasting. The works of famous Kazakh scientists became the theoretical basis of the research. The first decrees of the President of Kazakhstan, constitutional, statutory and legislative acts of Kazakhstan, as well as strategic, conceptual and program documents on development of Kazakhstan compose the normative basis of the research. The empirical basis of the study is regional statistical data on the work of specialized juvenile courts. The data of a sociological survey among persons who participated in trials that took place in 16 specialized juvenile courts are studied. Analytical reports, as well as information reviews on the activities of specialized juvenile courts and the state of their administration of justice are considered. The author researched the results of the implementation of pilot projects called "Judicial Mediation"; "Juvenile Justice"; "Reconciliation: Before and in Court"; "Family Court". The paper presents the experience of establishing family courts in the countries of America, Japan, and the Canadian province of Nova Scotia.
Keywords: specialization of courts; specialization of judges; specialized courts; Kazakhstan courts; judicial power; judicial system; judicial system; family courts; juvenile courts; juvenile justice.
Cite as: Ablaeva EB. Yuvenalnye sudy Respubliki Kazakhstan: istoriya, realii i perspektivy [Juvenile Courts in the Republic of Kazakhstan: History, Realities and Prospects]. Lexrussica. 2020;73(10):137-149. DOI: 10.17803/17295920.2020.167.10.137-149. (In Russ., abstract in Eng.).
Историко-правовой анализ возникновения ювенальных судов в Республике Казахстан
История возникновения ювенальных судов в Республике Казахстан начинается с 1990-х гг., когда союзная республика — Казахская ССР, входящая в состав СССР, — провозгласила всему миру свою независимость. Один из важных моментов, обозначенный в числе факторов, способствовавших развитию специализации судов, связан со статусом РК на международной арене, где она представлена полноправным и самостоятельным субъектом международного права. Начнем с того, что Верховный Совет РК своим постановлением от 08.06.1994 ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, принятую Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от
20.11.1989. Казахстан, признав на своей территории юрисдикцию международной Конвенции, принял на себя все обязательства по наилучшему обеспечению интересов ребенка, охране детства, а также защите прав и свобод несовершеннолетних. Вслед за ней первый Президент РК, подписав Закон РК от 26.12.2002 № 367, ратифицировал Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, принятую 17 июня 1999 г. в Женеве на 87-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда.
В сфере осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних лиц органы уголовного преследования и суды РК обязаны руководствоваться Пекинскими правилами, принятыми Резолюцией 40/33 Генеральной Ас-
самблеи от 10.12.19851. Обращаем внимание на некоторые Пекинские правила, являющихся ключевыми в развитии системы ювенальной юстиции. Так, Пекинским правилом 1.4 правосудие в отношении несовершеннолетних признано составной частью процесса национального развития каждой страны, а Пекинское правило 1.6 рекомендует, чтобы все государства-участницы систематически развивали и координировали службы правосудия в отношении несовершеннолетних.
Руководящие принципы, принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи 45/112 от 14.12.1990 в Эр-Рияде2, пунктом 52 призывают государства-участников к тому, чтобы были приняты специальные законы и процедуры для содействия осуществлению и защите прав и благополучия всей молодежи, а также обеспечения их соблюдения.
Важно то, что исправительные учреждения, специальные учреждения и помещения РК, обеспечивающие временную изоляцию от общества, создают все необходимые условия для безопасности несовершеннолетних, находящихся под стражей или в ожидании суда либо приговоренных к лишению свободы, в том числе для поддержания их физиологического и психологического состояния. В отношении указанной категории лиц применяются принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи 45/113 от 14.12.1990 Гаванские правила. Международная имплементация в национальное законодательство установленных Гаванскими правилами принципов и процедур, обеспечивающих эффективные средства защиты несовершеннолетних, является одной из основных целей разработки этих правил3.
Руководящие принципы в отношении действий, осуществляемых в интересах детей в системе уголовного правосудия, приняты Резолюцией ЭКОСОС ООН 1997/30. Венские руководящие принципы предназначены для того,
чтобы при осуществлении уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, государства — участники Конвенции о правах ребенка руководствовались основными началами уголовного правосудия. Особое внимание ЭКОСОС обращает на вопросы осуществления правосудия по делам несовершеннолетних. Например, пп. п. 14 Венских руководящих принципов гласит: «государствам следует создавать суды по делам несовершеннолетних, обладающих главным образом юрисдикцией над несовершеннолетними, совершившими преступные акты, и разрабатывать специальные процедуры, учитывающие особые потребности детей»4.
Основной смысл перечисленных выше актов международно-правового характера заключается в том, что, во-первых, все они имеют приоритет над казахстанским национальным законодательством. Соответственно, нормы, правила, положения национального законодательства не должны противоречить актам международно-правового характера. Во-вторых, высшие органы государственной власти РК должны имплементировать в национальное право все правила, принципы и стандарты ООН в отношении несовершеннолетних лиц с учетом рекомендаций Комитета по правам ребенка. В-третьих, нормы, принципы и положения Конвенции о правах ребенка являются непосредственно действующими, поэтому суды РК при осуществлении судопроизводства в отношении несовершеннолетних лиц должны применять их прямо и обязательно должны на них ссылаться.
Второй фактор, способствовавший в целом развитию специализации судов и судей, связан с криминогенной обстановкой в стране. Возросшее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и против несовершеннолетних за первые 12 лет независимости РК, обусловило необходимость создания юве-
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») // URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/08500000002 (дата обращения: 31.10.2019).
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) // URL: https://undocs.Org/ru/A/RES/45/112 (дата обращения: 31.10.2019).
Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы // URL: https://undocs. org/ru/A/RES/45/113 (дата обращения: 31.10.2019).
Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (Венские руководящие принципы) // URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/09700000003 (дата обращения: 31.10.2019).
1
2
3
4
LEX 1Р?Ж
нальных судов. Тенденция снижения уровня преступности в целом по Республике наблюдается лишь с 2005 г. (2005 г. — 146 347; 2006 г. — 141 271; 2007 г. — 128 064; 2008 г. — 127 478; 2009 г. — 121 667)5. Затем, в течение следующих четырех лет, уровень преступности в стране начинает резко возрастать. Как правило, рост или снижение подростковой преступности происходит на фоне увеличения или уменьшения преступности в целом, в том числе взрослых. К тому же показатели преступности могут в количественном и качественном отношении меняться в зависимости от демографического спада или подъема (рождаемость, смертность), а также миграционных потоков (прибытие, выбытие).
Так, по данным Комитета административной полиции Министерства внутренних дел РК, за 2014—2018 гг. уровень подростковой преступности в целом по Республике снизился на 26,8 %. В то же время почти в 5 раз снизилось количество преступлений, совершенных против несовершеннолетних лиц6.
Опираясь на данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК связывает снижение уровня преступности несовершеннолетних с динамикой снижения численности населения в возрасте 14—17 лет. Так, на начало 2011 г. число детей возрастной группы 14— 17 лет в Казахстане составляло 1 065 022 тыс., в 2017 г. — 892 870 тыс., то есть на 172 152 тыс. меньше7. Среди всех уголовных правонарушений, совершенных против несовершеннолетних, преобладает педофилия. Сексуальная девиация у лиц мужского пола, проявляющаяся в половом влечении к несовершеннолетним допубертатного возраста, вызвала взволнованность у Детского омбудсмена в РК. В свя-
зи с этим г-жа З. Балиева предлагала усилить уголовную ответственность и ужесточить уголовное наказание, вплоть до применения в отношении насильников наивысшей меры наказания8.
Особой миссией в создании специализированной системы отправления правосудия для несовершеннолетних наделена Казахстанская неправительственная благотворительная организация «Фонд Сорос — Казахстан»9. К выполнению своей миссии «Фонд Сорос — Казахстан» приступил еще в 2001 г., а завершил ее в 2008 г. В соответствии с программой «Правовые реформы» был подготовлен пилотный проект «Ювенальная юстиция», который на начальных этапах внедрения охватывал только г. Ал-маты и Алматинскую область. В рамках него проводилось обучение судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел, а также осуществлялась экспертиза нормативных правовых актов, касающихся судопроизводства по делам несовершеннолетних. Авторы проекта «Ювенальная юстиция» принимали участие в разработке проекта концептуального документа по развитию системы ювенальной юстиции в РК. Сам «Фонд Сорос — Казахстан» считает, что наиболее значимым и показательным достижением его проекта является появление первых ювенальных судов10.
Казахстанская модель ювенальной юстиции (направления развития государственной политики в системе ювенальной юстиции и комплексные меры по их реализации)
Чтобы ювенальная юстиция РК соответствовала всем международным стандартам правосудия, применяемым в отношении несовершеннолетних лиц, Казахстану во главе с Н. А. Назарбае-
5 АблаеваЭ. Б. Освобождение от уголовной ответственности по уголовному праву Республики Казахстан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Астана, 2010. С. 6.
6
Пресс-конференция Правительства РК // URL: https://www.zakon.kz/4935390-uroven-podrostkovoy-prestupnosti.html (дата обращения: 31.10.2019).
Анализ статистических данных о состоянии правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении них за 9 месяцев 2017 г. // URL: http://pravstat.prokuror.gov.kz/rus/o-kpsisu/deyatelnost-komiteta/ analiticheskaya-informaciya (дата обращения: 31.10.2019).
Отчет о деятельности Уполномоченного по правам ребенка и ситуации по соблюдению прав детей в Республике Казахстан в 2016 г. Астана : Дом журналистов, 2017. С. 87.
Годовой отчет «Фонда Сорос — Казахстан» за 2002 г. // URL: https://www.soros.kz/wp-content/uploa ds/2018/01/2013_29_05_04_11_29_948.pdf (дата обращения: 31.10.2019).
Годовой отчет о деятельности «Фонда Сорос — Казахстан», 2008—2009 гг. // URL: https://www.soros.kz/ wp-content/uploads/2018/01/2013_29_05_04_15_04_599.pdf (дата обращения: 31.10.2019).
7
8
9
10
вым предстояло на этом пути сделать немало. В период 2002—2005 гг. приняты Законы РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», а также «О международных договорах Республики Казахстан». Помимо этого, понимая необходимость дальнейшего развития специализации, первый Президент РК на IV Съезде судей РК, прошедшем 5 июня 2005 г. в столице РК, своим выступлением озадачил всех присутствующих. Н. А. Назарбаев поставил вопрос о создании судов по делам о несовершеннолетних и других специализированных судов11.
Инициатива Президента была поддержана судейским сообществом. Год спустя Р. Н. Юр-ченко на страницах юридической печати актуализирует вопросы о специализации судов и судей по делам несовершеннолетних. Автор считает, что специализация судей способствует качественному и своевременному рассмотрению и разрешению дел, в которых так или иначе затронуты интересы несовершеннолетних, а специализация судов — приведению национального правосудия в соответствие с актами международно-п равового характе ра12.
Со дня постановки озвученного Президентом в 2005 г. вопроса начался процесс развития казахстанской системы ювенальной юстиции. Конечно, не стоит упускать из виду, что к тому времени казахстанское государство еще не решило все задачи правовой реформы и не достигло всех целей правовой политики. В частности, в 2007 г. на это обратил внимание Комитет по правам ребенка. По итогам рассмотрения периодических докладов Казахстана, представленных в соответствии со ст. 44 Конвенции о правах ребенка, Комитет по правам ребенка в целом положительно оценил замедленный, но продолжающийся в РК процесс реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Обеспокоенность Комитета по правам ребенка вызвало отсутствие в РК
специализированных судей и судов по делам несовершеннолетних. В этой связи предложено ускорить начавшийся в РК процесс реформирования системы ювенальной юстиции, привести национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка, а также приступить к построению системы ювенальной юстиции, в том числе ювенальных судов, по всей стране. Кроме того, Комитет по правам ребенка обратил внимание на необходимость развития специализации судей и других работников по делам несовершеннолетних. Лишение свободы в отношении несовершеннолетних, как и прежде, должно назначаться только в исключительных случаях и лишь в качестве крайней меры уголовного наказания13.
В череде событий упомянем, что 28 февраля 2007 г. в связи с завершением переходного периода и вхождения РК в качественно новый этап развития первый Президент РК обращается к своему народу с 30 важнейшими направлениями внутренней и внешней политики государства. Приоритетное направление под номером 27 заострило внимание на проблеме, связанной с ростом подростковой преступности, и на перспективе ее снижения14.
Вскоре Указом Президента РК от 23.08.2007 № 385 «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних» в городах Нур-Султан (ранее — Астана) и Алматы образованы СМС по делам несовершеннолетних.
Перспектива создания системы ювенальной юстиции в РК своевременно и положительно была воспринята всем казахстанским обществом. Консультативно-совещательный орган при Президенте РК — Совет по правовой политике — совместно с «Фондом Сорос — Казахстан» приступил к разработке концептуального документа. В целях дальнейшего развития и совершенствования системы ювенальной юстиции в РК Указом первого Президента РК от 19.08.2008 за № 646 принята Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республи-
11 Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на IV Съезде судей Республики Казахстан 3 июня 2005 г. // URL: http://online.zakon.kz/document/%5C?doc_id=30012850#pos=0;66 (дата обращения: 31.10.2019).
12 Юрченко Р. Н. Развитие специализированных судов в Казахстане // Зацгер, Вестник Верховного Суда Республики Казахстан. 2006. № 2. С. 10.
13 Заключительные замечания Комитета по правам ребенка от 19.06.2007 // URL: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/00700000004 (дата обращения: 31.10.2019).
14 Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28.02.2007 // URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/K070002007_ (дата обращения: 31.10.2019).
LEX 1PSSEA
ке Казахстан на 2009—2011 годы. Одобренный первым Президентом РК концептуальный документ получил международное признание и привлек к себе значительный интерес зарубежных экспертов в силу следующих его значимых положений. Концепция вобрала в себя весь комплекс системных мер по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Ею определены основные направления и механизмы реализации государственной политики в системе ювенальной юстиции, в числе которых создание на территории РК специализированных органов и учреждений, таких как ювенальные суды, ювенальная прокуратура, ювенальная полиция, ювенальная адвокатура. Предусмотрено введение на базе специализированных уголовно-исполнительных инспекций должностей инспекторов по делам несовершеннолетних, создание в системе здравоохранения, образования, социальной защиты и в правоохранительной системе региональных органов по защите прав детей, а также специальных социальных служб, обеспечивающих участие в уголовном судопроизводстве специализированных социальных психологов. Это обусловлено прежде всего мировой практикой, которая показывает, что задачи, возложенные на систему ювенальной юстиции, представляют сложность, соответственно, должны решаться только комплексно и при активном вовлечении органов правосудия, надзора, внутренних дел и защиты.
Векторы развития государственной политики в системе ювенальной юстиции и системные меры по их реализации привлекли внимание Манфреда Новака, прибывшего в мае 2009 г. со специальной миссией в РК. В своем докладе зарубежный эксперт отметил, что в Концепции отражен всеобъемлющий подход, направленный на предоставление реального доступа несовершеннолетним лицам к национальному правосудию и способствующий искоренению всяких запрещенных форм небрежного отношения с детьми, жестокости и эксплуатации15.
Известный казахстанский ученый Г. Ж. Су-лейменова, признавая в целом концептуальный документ положительным, все же выявила ряд проблем, связанных с его реализацией. В их числе отсутствие системы организационного, материально-технического, кадрового обеспечения системы ювенальной юстиции, ювенальных технологий, а также ювенального права. Успех реализуемой политики автор связывает с организацией системы ювенальной юстиции, основанной на общеправовой теории прав ребенка, согласно которой ребенок есть специальный субъекта права, а не объект применения к нему различных мер16.
Аналогичной позиции придерживается и другой казахстанский ученый. По мнению С. Ф. Бычковой, в уголовно-процессуальном законодательстве должна отражаться одна из правовых идей, согласно которой привлекаемый к уголовной ответственности несовершеннолетний признается не правонарушителем, а особым субъектом17.
Тем не менее в последние годы в кругу казахстанских ученых встречаются и противоположные мнения. Применяя компаративистский подход в изучении проблем формирования в РК ювеналистики, казахстанский ученый Б. Х. Толе-убекова полагает, что проводимые постсоветскими странами реформы не отражают ничего существенного, а лишь еще раз подтверждают приверженность к традиционному советскому пониманию существа ювенальной юстиции18.
Напротив, по мнению С. Ф. Бычковой, понимание ювенальной юстиции в качестве комплексной системы, включающей в себя нормативно-правовую базу в сфере защиты прав ребенка, различные государственные и негосударственные органы, защищающие интересы детей, а также порядок осуществления уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних, представляется оптимальным19.
Например, группа казахстанских экспертов по итогам оценки ситуации в сфере ювеналь-
15 Доклад Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания Манфреда Новака от 16.12.2009 // URL: http://adilet. zan.kz/rus/docs/00900000012 (дата обращения: 31.10.2019).
16 Сулейменова Г. Ж. О перспективах создания системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37695378#pos=5;-273 (дата обращения: 31.10.2019).
17 Бычкова С. Ф. Ювенальная юстиция в Республике Казахстан — перспективы развития // URL: https:// journal.zakon.kz/203710-juvenalnaja-justicija-v-respublike.html (дата обращения: 31.10.2019).
18 Толеубекова Б. Х. Теоретико-методологические проблемы становления и развития казахстанской ювеналистики // Вестник Верховного Суда Республики Казахстан. 2013. № 1. С. 49.
19 Бычкова С. Ф. Указ. соч.
ной юстиции приходит к выводу о том, что выбор континентальной модели ювенальной юстиции позволил Казахстану сделать прогрессивные шаги20.
По мнению авторского коллектива, уникальность созданной в РК модели ювенальной юстиции заключается в том, что, во-первых, юрисдикция ювенальных судов распространяется на уголовные, административные и гражданские дела, во-вторых, соответствует международным стандартам правосудия, в-третьих, позволяет обеспечить доступ детей к правосудию21.
Неслучайно ядром системы ювенальной юстиции признаны ювенальные суды, на которых зиждутся все мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в сфере защиты прав, свобод и законных интересов детей. Ювенальные суды обладают потенциалом в сфере защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, судебная власть охватывает все дела и споры, а деятельность носителей этой власти, в отличие от иных органов, является неподотчетной.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что на текущий момент казахстанская модель ювенальной юстиции представлена пятизвенной системой, состоящей: 1) из ювенальных судов; 2) ювенальной прокуратуры; 3) ювенальной полиции; 4) ювенальной адвокатуры; 5) ювенальных социальных служб. Как видим, комплексный подход к пониманию системы ювенальной юстиции и способы ее построения в постсоветский период существенно отличаются от тех, что имели место на предыдущих этапах развития советской государственности, в силу чего нет сомнений в их эффективности.
Пункт 4.1 Концепции развития системы ювенальной юстиции22 провозгласил, что положительный опыт деятельности ювенальных судов будет распространен по всей Республике. Речь шла о решении вопроса, касающегося органи-
зации ювенальных судов на всей территории РК. Вопрос решился 4 февраля 2012 г., когда первый Президент РК издал Указ № 266 «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан». Вслед за президентским Указом во всех 14 областях РК образовались ювенальные суды. По состоянию на 2019 г. в РК функционируют 20 специализированных судов по делам несовершеннолетних: по 2 суда в Алматинской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях, а также по 1 суду во всех 14 областях и 3 городах республиканского значения — Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.
Отметим, что Концепция развития системы ювенальной юстиции в РК на 2009—2011 годы повлекла за собой внесение изменений и дополнений в Концепцию правовой политики РК на период с 2010 до 2020 год. Новшеством является признание развития ювенальных судов, судов административной юстиции и многих других судов, специализирующихся на рассмотрении и разрешении уголовных дел и налоговых споров, основным направлением развития судебной системы РК23.
Хотелось бы также подчеркнуть, что перечисленные нами преобразования, осуществляемые на национальном уровне, в том числе в рамках общесистемных действий ООН, полностью вписываются в План реализации Конвенции о правах ребенка. Законодательные новеллы свидетельствуют о достижении ее целей, стремительном использовании и правильном применении РК международных стандартов в сфере осуществления правосудия по делам несовершеннолетних. Позволим себе сказать, что в части выполнения международных обязательств, взятых на себя процедурой признания Конвенции о правах ребенка, Казахстан на международной арене проявил себя в качестве ответственного субъекта международного права. Все меры и действия, предпринимаемые казах-
20 Айтчанова Г. А., Жатканбаева А. Е., Карибаева А. А. Оценка ситуации в сфере ювенальной юстиции. Астана, 2017. С. 375-376.
21 Особенности уголовного и гражданского судопроизводства с участием детей в Республике Казахстан: международные стандарты и национальная практика : практическое пособие / Я. Э. Дук и [др.] ; под ред. Г. Б. Аккуова, А. М. Нурмаганбетова, Н. Ж. Мухаметкалиев. Астана, 2014. С. 69.
22 О Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009—2011 годы // URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U080000646_ (дата обращения: 31.10.2019).
23 О внесении изменений и дополнений в Концепцию правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утв. Указом Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 № 858 // URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000731#z45 (дата обращения: 31.10.2019).
LEX RUSSKCA
станской стороной в рассматриваемой сфере правоотношений, свидетельствуют о способностях и стремлениях РК к международной интеграции. Дополнительно отметим, что вопросы правильного и единообразного применения судами норм международных договоров, в том числе Конвенции по правам ребенка, регламентированы соответствующими нормативными постановлениями Верховного суда РК.
Уголовная, административная и гражданская юрисдикция ювенальных судов Республики Казахстан
Следующий момент, требующий своего освещения, касается юрисдикции ювенальных судов. Уголовная и административная юрисдикция ювенальных судов распространяется на все дела об уголовных и административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет, а также другими в отношении заведомо несовершеннолетних либо против интересов несовершеннолетних. К их подсудности отнесены все дела о проступках и преступлениях, а также об административных деликтах, в которых так или иначе затронуты права, свободы и законные интересы несовершеннолетних лиц.
Гражданская юрисдикция ювенальных судов определена в ч. 3 ст. 27 ГПК РК24, в соответствии с ней они рассматривают и разрешают дела по следующим спорам:
1) об определении места жительства ребенка;
2) об определении порядка общения родителя с ребенком и отобрании ребенка, находящегося у других лиц;
3) об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства;
4) о лишении (об ограничении) и о восстановлении родительских прав;
5) об усыновлении (удочерении)ребенка и о его отмене;
6) о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или
организации с особым режимом содержания;
7) об опеке и о попечительстве (патронате) над несовершеннолетними;
8) об установлении отцовства несовершеннолетнего и о взыскании с него алиментов;
9) об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
10) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
11) об установлении отцовства и о взыскании алиментов в процентном отношении или твердой денежной сумме на содержание ребенка;
12) об уменьшении размера алиментов;
13) о защите трудовых, жилищных прав несовершеннолетних;
14) о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних.
Различая судебную защиту прав несовершеннолетних, осуществляемых прямым и косвенным путем, вышеперечисленные дела, за исключением тех, что связаны с взысканием алиментов и установлением отцовства, Н. Р. Раззак относит к прямой судебной защите. Соответственно, последние дела, перечень которых, в отличие от первых, не является исчерпывающим, им отнесены к косвенной судебной защите прав несовершеннолетних лиц. Критерием разграничения для автора служит характер спора, связанный с воспитанием несовершеннолетнего25.
Озвученные выше обстоятельства представляются важными в плане того, что в течение двух последних лет Верховным судом РК инициируется предложение о создании в будущем семейных судов. Поэтому необходимо определиться с подведомственностью и подсудностью дел юве-нальным судам и вновь создаваемым судам, а также представляется интересным взглянуть на зарубежный опыт создания семейных судов.
24 Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31.10.2015 № 377-V ЗРК // URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000377 (дата обращения: 31.10.2019).
25 Раззак Н. Р. Доступность судебной защиты прав несовершеннолетних в Казахстане // Вестник КГЮА. 2015. № 1. С. 76.
Опыт создания семейных судов в Японии, Америке и канадской провинции Новая Шотландия
В Японии с 1 января 1949 г. появляются суды по семейным делам, основанные на американских идеях, с 49 судами и 228 отделениями, а с 1963 г. их количество возрастает. Японские суды по семейным делам состоят из двух отделов, один из которых рассматривает и разрешает споры, возникшие в сфере семейно-брачных отношений, а второй — дела с участием несовершеннолетних, в том числе против интересов несовершеннолетних26. Поскольку в Японии суды по семейным делам большее внимание уделяют социальным проблемам, а не юридическим формальностям, представляется, что они созданы для поддержания мира и согласия в семье27.
Первые американские семейные суды тоже появляются в 1949 г. в Вашингтоне. В том же году суды по делам несовершеннолетних в двух крупных округах Техаса преобразуются в семейные суды. А в округе Колумбия в 1956 г. вместо семейных судов создаются 3 отделения по семейно-брачным делам. С 1959 г. появляются окружные суды по делам несовершеннолетних и по семейным делам. В частности, в штате Коннектикут происходит реорганизация судов, вследствие которой появились окружные суды по делам несовершеннолетних. В 1961— 1962 гг. в штатах Род-Айленд и Нью-Йорк образуются суды по семейным делам. Отделение окружного суда — семейный суд образуется в 1965 г. в штате Гавайи. С 1967 г. семейные суды создаются в каждом округе28.
Предложения об улучшении системы правосудия путем создания в канадской провинции Новая Шотландия семейных судов были высказаны еще в 1938 г. опытными адвокатами. К сожалению, идея была реализована почти 30 лет спустя, когда в 1965 г. в Сиднее, затем в округе Кейп-Бретон создаются первые семейные суды, и только потом в 1967 г. в графстве Галифакс в качестве пилотного проекта. До образования этих судов все дела и споры, подлежащие их
юрисдикции, осуществлялись судьями судов по делам несовершеннолетних и провинциальными магистратами. На первых порах дела между судом Кейп-Бретон и Галифакс распределялись так, что один рассматривал вопросы, касающиеся несовершеннолетних и безнадзорных детей, а другой — семейные. После долгих обсуждений единогласно принято решение о создании судов по семейным делам в любом городе или муниципалитете либо округе, притом в разной конструкции, составе и структуре29.
Следует добавить, что во всех вышеперечисленных судах отсутствовала юридическая формальность, разбирательства носили частный характер, а обращение в семейные суды не влекло за собой особых затрат. Одни страны в основу организации и функционирования семейных судов заложили американский или канадский либо германский опыт. При всем различии любая модель семейных судов следует принципам специализации судов и судей, доступности правосудия и мирного урегулирования социального конфликта. Тем временем РК, учитывая важность дружественного подхода в деле осуществления восстановительного правосудия, а также развития ювенальных технологий, пересматривает меры карательной политики в отношении несовершеннолетних.
Пилотные проекты: «Судебная медиация»; «Примирение: до суда и в суде»; «Семейный суд» (итоги реализации)
С принятием нового Гражданского процессуального кодекса РК от 2015 г. содействие мирному урегулированию спора, то есть судебная медиация, определено в качестве одной из задач гражданского судопроизводства. Решение указанной задачи позволяет достичь целей, во-первых, по снижению уровня конфликтности в стране, а во-вторых, по снижению колоссальной нагрузки на судей. Ежегодный рост обращений в казахстанские суды за защитой прав, свобод и законных интересов, с одной стороны, свидетельствует о доступности национального пра-
26 Winton D. Family courts in Japan // The British Journal of Criminology. Vol. 6. No. 2 (April, 1966). P. 205.
27 Appleton R. B. The New Family Courts of Japan Source // The Journal of Criminal Law, Criminology, and Police Science. Vol. 42. No. 2 (Jul. - Aug., 1951). P. 226.
28 Zukerman Source J. T. The Family Court-Evolving Concepts // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 383. Progress in Family Law (May, 1969). Pp. 123—124.
29 Fraser M. Family Courts in Nova Scotia. // The University of Toronto Law Journal. Vol. 18. No. 2 (Spring, 1968). Pp. 164—166.
LEX RUSSICA
восудия, а с другой — о неумении населения страны урегулировать возникший между ними спор самостоятельно, без постороннего вмешательства третьих лиц. В своей совокупности они сказываются на правовой культуре, которая является условием формирования правового государства, частью культуры казахстанского общества, показателем его качественного состояния, способом организации жизнедеятельности. Перечисляемые нами факторы в условиях глобальной конкурентоспособности препятствуют стратегической цели по вхождению Казахстана к 2050 г. в число динамично развивающихся государств мира.
Согласно Справке об итогах реализации в судах пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство судебной медиации, пилотный проект был реализован в 59 казахстанских судах. Судебная медиация применялась в отношении 3 939 дел, из них основная доля (3 816 дел, или 97 %) выпала на суды первой инстанции, а незначительная (123 дела, или 3 %) — на суды второй инстанции. Если количество дел, рассмотренных и разрешенных в 2013 г. посредством судебной медиации, составляет всего лишь 0,2 % от общего количества дел, то в 2014 г. — 44 %30.
С учетом новых вызовов современности Верховный суд РК начал продвигать идею «Примирение: до суда и в суде», в рамках которого разработан пилотный проект под названием «Семейный суд». Пилотный проект в качестве экспериментальной пробы на первых порах внедрялся в деятельность ювенальных судов, расположенных на территориях крупных регионов Республики, а затем и в других. Как правило, от результатов апробирования зависит дальнейшее развитие специализации судов. Способность судей ювенальных судов на высоком профессиональном уровне урегулировать все дела и споры, возникшие в сфере брачно-семейных отношений, является условием организации и функционирования на базе действующих ювенальных судов новых семейных судов. Функциональное предназначение судей семейных судов заключается в качественном и своевременном рассмотрении и разрешении брачно-семейных споров, а соци-
альное предназначение состоит в предотвращении конфликта, возникшего между супругами, путем их примирения, на что указывают нижеприводимые данные.
Так, по данным Агентства визуальных коммуникаций, статистика браков и разводов в РК за период 2000—2011 гг. показывает, что в 2000 г. из заключенных 90 900 браков распались 27 400 браков. В 2001 г. — соответственно 92 900 и 26 900, в 2002 г. — 99 100 и 31 200, в 2003 г. — 110 400 и 31 70031. Статистика свидетельствует о том, что каждый третий брак, заключенный в период 2000—2003 гг., расторгается. Незначительное снижение количества разводов по сравнению с предыдущими периодами наблюдается только в 2004 г., когда из 114 700 браков распались всего 31 500, а с 2005 г. идет тенденция к уменьшению количества разводов. В 2005 г. из заключенных 123 100 браков 32 400 браков распались. В 2006 г. — соответственно 137 200 и 35 800, в 2007 г. 146 400 и 36 100, в 2008 г. — 135 300 и 35 800, в 2009 г. — 140 800 и 39 500, в 2010 г. — 146 400 и 41 600, в 2011 г. — 160 500 и 44 90032. Статистика браков и разводов в РК за 2005— 2011 гг. свидетельствуют о том, что в рассматриваемый период расторгался каждый четвертый брак. Эти показатели не изменились вплоть до 2019 г.
Полугодовой пилотный проект дал хорошие результаты. Сейчас в местных судах Республики созданы и успешно функционируют семейные центры, семейные суды, социальные службы и медиаторы, которые активизируют свои совместные усилия в вопросах примирения, укрепления семьи, защиты материнства, охраны детства. По данным судей Павлодарского областного суда, вовлеченных в работу семейных судов, с октября 2018 г. в рамках пилотного проекта судьям, педагогам, психологам, конфликтологам, медиаторам и социальным работникам удалось сохранить каждую шестую распадающуюся семью, или 575 браков из 3 500. По административным делам, связанным с бытовым насилием в семье, удалось помирить 1 179 супружеских пар. Такая же картина присутствует в деятельности местных судов Северо-Казахстан-ской области, которые сохранили каждую чет-
30 Анализ деятельности специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних за 2015 год // URL: http://sud.gov.kz/rus/content/za-2015-god (дата обращения: 31.10.2019).
31 Статистика браков и разводов в Казахстане за 2000—2011 годы // URL: http://infographics.kz/blog/view/ demografika-statistika-brakov-i-razvodov-v-kazaxstane (дата обращения: 31.10.2019).
32 Статистика браков и разводов в Казахстане за 2000—2011 годы.
вертую распадающуюся семью, или 500 браков из 2 00033.
Качественные и количественные показатели правоприменительной деятельности ювенальных судов
Правоприменительная практика рассматриваемых нами судов в целом заслуживает внимания и положительной оценки. Ювенальные суды РК за время своего существования, во-первых, сформировали стабильность и единообразие в судебной практике по делам несовершеннолетних. Во-вторых, доказали свою эффективность в выполнении функции по защите прав и свобод несовершеннолетних. В-третьих, оказали активное содействие по реализации мер государственной политики в области охраны детства. В-четвертых, способствовали снижению уровня преступности среди несовершеннолетних. В этом отношении для нас показателен итог 5-летней работы ювенального суда Акмолинской области. За 5 лет снижено количество дел, связанных с лишением или ограничением родительских прав, и, напротив, увеличены дела по усыновлению (удочерению). Наряду с этим, повышенное внимание судей к изучению личности будущих приемных родителей, а также профессиональная работа социальных психологов в судах способствовали устранению правовых ограничений, связанных с усыновлением (удочерением) ребенка, а также сокращению процессов возврата детей в детские дома. Со слов председателя Акмолинского областного суда, в 2013 г. судом рассмотрено 210 дел, а в 2016 г. — 175 дел по лишению или ограничению родительских прав, что говорит о снижении количества гражданских дел, связанных с лишением, ограничением в родительских правах. Также
в деятельности суда наблюдается тенденция отказа от применения к несовершеннолетним лишения свободы в качестве меры наказания. Если лишение свободы в 2013 г. было назначено в отношении 8 несовершеннолетних лиц, то в 2014 г. — 4 лиц, а в 2015—2016 гг. — 1 лица34.
Анализ качества отправления правосудия по делам об административных правонарушениях в ювенальном суде г. Нур-Султана (ранее — Астаны) за I квартал 2017 г. в сравнении с I кварталом 2016 г. показывает следующее. Судьи ювенальных судов качественно отправляют правосудие по делам об административных правонарушениях, а замечания, данные по итогам изучения деятельности, не критичны35.
Общепринято, что в определении уровня доверия населения к судам, в том числе ювеналь-ным судам, имеют значение качественные и количественные показатели, а также результаты социологического опроса. Так, в период с сентября по декабрь 2012 г. Верховным судом РК проведен социологический опрос лиц, принимавших участие в судебных процессах в 16 ювенальных судах. Всего опрошено 2 085 респондентов. Высокий уровень профессионализма судей отметили 89,6 %, средний — 4,8 %, а низкий — 0,2 %. У 90,3 % опрошенных лиц отсутствовали замечания по работе суда, только 1,6 % пожаловались на волокиту и недоступность необходимой информации. Некоторые субъекты (6,6 %) заявили о том, что не хватает помещений и залов заседаний, а также существуют очереди. Уровень доверия населения к этим судам составил 80 %36.
Заключение
Историко-правовой анализ свидетельствует, что возникновение и становление в РК специализированных судов по делам несовершен-
33 В Казахстане разводится каждая третья пара // URL: https://www.zakon.kz/4954519-v-kazahstane-razvoditsya-kazhdaya.html (дата обращения: 31.10.2019).
34 Пресс-конференция по итогам 5-летней работы специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области // URL: https://kokshetau.asia/obshchestvo/15894-spetsializirovannomu-mezhrajonnomu-sudu-po-delam-nesovershennoletnikh-akmolinskoj-oblasti-5-let-so-dnya-obrazovaniya (дата обращения: 31.10.2019).
35 Анализ качества отправления правосудия по делам об административных правонарушениях в специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних г. Астаны за I квартал 2017 года в сравнении с I кварталом 2016 года // URL: http://astana.sud.kz/rus/content/analiz-kachestva-otpravleniya-pravosudiya-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-v (дата обращения: 31.10.2019).
36 Результаты социологического опроса, проведенного в специализированных межрайонных судах по делам несовершеннолетних // URL: http://sud.gov.kz/rus/content/informaciya-o-rezultatah-sociologicheskih-oprosov-i-ocenki-deyatelnosti-sudov (дата обращения: 31.10.2019).
LEX IPS»
нолетних является достижением идеи выхода бывшей союзной республики Казахской ССР в международное сообщество независимых государств. Возникновение, современное состояние и перспективы развития этих судов напрямую связаны с международной интеграцией. Ювенальные суды играют огромную роль в укреплении позиции РК на мировой арене и улучшении ее показателей в рейтинге самых конкурентоспособных стран. Образование на всей территории РК названных судов есть меры, направленные на соблюдение общепризнанных норм и принципов международного права в части осуществления правосудия по делам несовершеннолетних лиц или касающихся их. Проанализированные в работе акты международно-правового характера являются источниками правового регулирования организации и функционирования ювенальных судов в РК. Создание ювенальных судов есть второй шаг на пути формирования системы специализированных судов в РК и дальнейшего развития принципа специализации судов.
Исследование показало, что на данном этапе усиливается роль ювенальных судов в защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Представляется, что результаты плана мероприятий по реализации мер, указанных в концептуальных, стратегических и программных документах, превзошли почти все ожидания, в целом они плодотворны. Специализация как вектор развития судебной системы способствует появлению в ближайшем будущем новых специализированных семейных судов, которые действуют в ряде зарубежных стран (Англия, Америка, Германия, Канада, Польша, Япония и др.). Произойдет ли это путем упразднения ювенальных судов, реорганизации других судов либо организации новых семейных судов, покажет время. В заключение отметим, что сегодня судебная система РК задействована также в улучшении социально-демографических характеристик населения, основным аспектом среди которых являются: семья, родственные отношения, личность.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аблаева Э. Б. Освобождение от уголовной ответственности по уголовному праву Республики Казахстан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. — Астана, 2010. — 28 с.
2. Айтчанова Г. А., Жатканбаева А. Е., Карибаева А. А. Оценка ситуации в сфере ювенальной юстиции. — Астана, 2017. — 390 с.
3. Бычкова С. Ф. Ювенальная юстиция в Республике Казахстан — перспективы развития // Юрист. — 2003. — № 11.
4. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства с участием детей в Республике Казахстан: международные стандарты и национальная практика : практическое пособие / Я. Э. Дук и [др.] ; под ред. Г. Б. Аккуова, А. М. Нурмаганбетова, Н. Ж. Мухаметкалиев. — Астана, 2014. — 170 с.
5. Раззак Н. Р. Доступность судебной защиты прав несовершеннолетних в Казахстане // Вестник КГЮА. — 2015. — № 1. — С. 72—77.
6. Сулейменова Г. Ж. О перспективах создания системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан // Информационно-правовая система «Параграф». — URL: https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=37695378#pos=5;-273.
7. Толеубекова Б. Х. Теоретико-методологические проблемы становления и развития казахстанской ювеналистики // Вестник Верховного Суда Республики Казахстан. — 2013. — № 1. — С. 44—49.
8. Юрченко Р. Н. Развитие специализированных судов в Казахстане // Зацгер, Вестник Верховного Суда Республики Казахстан. — 2006. — № 2. — С. 10—13.
9. Appleton R. B. The New Family Courts of Japan Source // The Journal of Criminal Law, Criminology, and Police Science. — Vol. 42. — No. 2 (Jul. — Aug., 1951). — Pp. 225—226.
10. Murray F. Family Courts in Nova Scotia // The University of Toronto Law Journal. — Vol. 18. — No. 2 (Spring, 1968). — Pp. 164—170.
11. Winton D. Family courts in Japan // The British Journal of Criminology. — Vol. 6. — No. 2 (April, 1966). — Pp. 202—209.
12. Zukerman J. T. Source. The Family Court-Evolving Concepts // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. — Vol. 383. Progress in Family Law (May, 1969). — Pp. 119—128.
Материал поступил в редакцию 31 октября 2019 г.
REFERENCES
1. Ablaeva EB. Osvobozhdenie ot ugolovnoy otvetstvennosti po ugolovnomu pravu Respubliki Kazakhstan: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Exemption from criminal liability under the criminal law of the Republic of Kazakhstan. Cand. Sci. (Law) Thesis. Author's Abstract]. Astana; 2010. (In Russ.)
2. Aytchanova GA, Zhatkanbaeva AE, Karibaeva AA. Otsenka situatsii v sfere yuvenalnoy yustitsii [Assessment of the situation in the field of juvenile justice]. Astana; 2017. (In Russ.)
3. Bychkova SF. Yuvenalnaya yustitsiya v respublike Kazakhstan — perspektivy razvitiya [Juvenile justice in the Republic of Kazakhstan: development prospects]. Yurist [Jurist]. 2003;11. (In Russ.)
4. Duk YaE. Osobennosti ugolovnogo i grazhdanskogo sudoproizvodstva s uchastiem detey v Respublike Kazakhstan: mezhdunarodnye standarty i natsionalnaya praktika: prakticheskoe posobie [Features of criminal and civil proceedings involving children in the Republic of Kazakhstan: International standards and national practice: A practical guide]. Astana; 2014. (In Russ.)
5. Razzak NR. Dostupnost sudebnoy zashchity prav nesovershennoletnikh v Kazakhstane [Access to judicial protection of minors' rights in Kazakhstan]. Vestnik KGYUA [Bulletin of the KSLA]. Bishkek: Izd-vo KGYUA pri Pravitelstve Kyrgyzskoy Respubliki. 2015;1:72-77. (In Russ.)
6. Suleymenova GZh. O perspektivakh sozdaniya sistemy yuvenalnoy yustitsii v Respublike Kazakhstan [Prospects for creating a juvenile justice system in the Republic of Kazakhstan]. Informatsionno-pravovaya sistema «Paragraf» [Information and legal system "Paragraph"]. Available from: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=37695378#pos=5;-273. (In Russ.)
7. Toleubekova BKh. Teoretiko-metodologicheskie problemy stanovleniya i razvitiya kazakhstanskoy yuvenalistiki [Theoretical and methodological problems of formation and development of Kazakhstan's juvenile studies]. Zanger: Astana: Vestnik Verkhovnogo Suda Respubliki Kazakhstan. 2013;1:44-49. (In Russ.)
8. Yurchenko RN. Razvitie spetsializirovannykh sudov v Kazakhstane [Development of specialized courts in Kazakhstan]. Zanger: Vestnik Verkhovnogo Suda Respubliki Kazakhstan. 2006;2:10-13. (In Russ.)
9. Appleton RB. The New Family Courts of Japan Source. The Journal of Criminal Law, Criminology, and Police Science. 1951;42(2):225-226. (In Eng.)
10. Murray F. Family Courts in Nova Scotia. The University of Toronto Law Journal. 1968;18(2):164-170. (In Eng.)
11. Winton D. Family courts in Japan. The British Journal of Criminology. 1966;6(2):202-209. (In Eng.)
12. Zukerman JT. Source. The Family Court-Evolving Concepts. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Progress in Family Law. 1969;383:1190128. (In Eng.)