Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ'

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / ПРАВОСУДИЕ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / СУДЫ / СУДЬИ / JUDICIAL POWER / PRINCIPLES / PRINCIPLES OF JUDICIAL POWER / JUSTICE / LEGAL PROCEEDINGS / COURTS / JUDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тресков Алексей Павлович

Порядок закрепления принципов организации и деятельности судебной власти в специальных структурных единицах конституций латиноамериканских стран выступил предметом настоящей работы. Автором установлено, что в специальных главах рассмотренных базовых документов формализованы принципы судебной власти в разновидностях судоустройства, судопроизводства, а также правового статуса судей. В своей основной массе искомые принципы в видовых и содержательных вариациях стандартны, а количественно более ориентированы на судей. В статье продемонстрированы нетрадиционные аспекты, а также негативные стороны легализации основополагающих начал судебной власти в текстах латиноамериканских конституций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ»

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ТРЕСКОВ Алексей Павлович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права

Ростовского государственного университета путей сообщения, федеральный судья в отставке. E-mail: altreskov@yandex.ru

Краткая аннотация: Порядок закрепления принципов организации и деятельности судебной власти в специальных структурных единицах конституций латиноамериканских стран выступил предметом настоящей работы. Автором установлено, что в специальных главах рассмотренных базовых документов формализованы принципы судебной власти в разновидностях судоустройства, судопроизводства, а также правового статуса судей. В своей основной массе искомые принципы в видовых и содержательных вариациях стандартны, а количественно более ориентированы на судей. В статье продемонстрированы нетрадиционные аспекты, а также негативные стороны легализации основополагающих начал судебной власти в текстах латиноамериканских конституций.

Abstract: The procedure for the consolidation of the principles of the organization and activities of the judiciary in the special structural units of the constitutions of Latin American countries was the subject of this work. The author found that the special chapters of the basic documents formalized the principles of judicial power in the varieties of the judicial system, legal proceedings, as well as the legal status of judges. In its bulk, the desired principles in species and content variations are standard, and quantitatively more focused on judges. The article demonstrates non-traditional aspects, as well as the negative aspects of the legalization of the fundamental principles of the judiciary in the texts of the Latin American constitutions.

Ключевые слова: судебная власть, принципы, принципы судебной власти, правосудие, судопроизводство, суды, судьи.

Keywords: judicial power, principles, principles of judicial power, justice, legal proceedings, courts, judges.

Судебная власть, выступая одной из функциональных разновидностей судебной власти, организована и осуществляет деятельность на основе конституционных принципов. Специфика их закрепления в специальных структурных единицах базовых законов латиноамериканских государств и выступила предметом настоящей работы.

Итак, в каждой из проанализированных конституций были обнаружены специальные разделы о судебной власти (Раздел шестнадцатый «Судебная власть» Конституции Боливии [1], Раздел V «Судебная власть» Конституции Гаити [2], Часть VII «Судебная власть» Конституции Гватемалы [3], Часть 15 «Отправление правосудия» Конституции Колумбии [4], Часть XI «Судебная власть» Конституции Коста-Рики [5], Глава X «Суды и прокуратура» Конституции Кубы [6], Глава IV «О Судебной власти» Конституции Мексики [7], Часть VII «Судебная власть» Конституции Никарагуа [8], Раздел VIII «Судебная власть» Конституции Перу [9]).

Интересно, что многие из них отличаются дроблением на более мелкие структурные единицы. К примеру, Раздел третий Конституции Аргентины в целом поименован «О судебной власти», но содержит в себе Главу первую «О природе и сроках полномочий органов судебной власти» и Главу вторую «Полномочия судебной власти» [10].

Аналогичен подход в Конституции Бразилии - обособлена Глава III «О судебной власти», включающая секцию I «Общие положения», секцию II «О Федеральном верховном суде», секцию III «О Высшем трибунале правосудия», секцию IV «Об областных федеральных трибуналах и федеральных судьях», секцию V «О трибуналах и судьях по трудовым делам», секцию VI «О трибуналах и судьях по избирательным делам», секцию VII «О военных трибуналах и судьях», секция VIII «О трибуналах и судьях штатов» [11].

В данном ключе структурирована и Глава III «Судеб-

ная власть и система правосудия» Конституции Венесуэлы, включившая общие положения, Часть II «Верховный суд» и Часть III «Руководство и управление судебной властью» [12].

В Конституции Гондураса Часть VII «Судебная власть» объединила четыре главы об организации судебной власти, полномочиях верховного суда, признании неконституционности законов и порядке пересмотра судебных решений, казначействе юстиции [13].

Часть IX Конституции Доминиканской Республики заключила в себе разделы о судебной власти, Верховном суде, апелляционных судах, земельных судах, трибуналах первой инстанции и мировых судьях [14].

Отметим, что специальные главы латиноамериканских конституций, посвященные судебной власти, отразили в своих текстах принципы судебной власти в разновидностях судоустройства, судопроизводства, а также организации и деятельности судей.

Придерживаясь обозначенной градации, уточним, что в числе судоустроительных принципов была выявлена независимость судебной власти. Согласно ст. 254 Конституции Венесуэлы судебная власть является независимой, и Верховный суд пользуется функциональной, финансовой и административной автономией. Традиционно в рассматриваемой группе стран конституционная формализация принципа независимости связана с разделом о государственном устройстве. В данной связи Конституция Венесуэлы явилась своеобразным исключением. Кроме того, применительно к Верховному суду отдельно зафиксированы принципы функциональной, финансовой и административной автономии, что также можно рассматривать как независимость высшей судебной инстанции государства.

Более лаконичной и также изложенной в порядке исключения в специальной главе явилась ст. 187 Конституции Гватемалы, в соответствии с которой отправление правосудия

обязательно и независимо. Специфично, с одной стороны - при закреплении независимости отсутствует указание на иные разновидности власти, а с другой, - статья вводит оригинальный для правосудия императив обязательности. Исходя из того, что мы расцениваем независимость в качестве принципа, можно предположить, что и обязательность также позиционируется здесь как основное начало.

- Осуществление судебной власти судом (ст. 100 Конституции Гаити, ст. 121 Конституции Кубы, ст. 138 Конституции Перу; с указанием инстанций в ст. 137 Конституции Боливии, ст. 187 Конституции Гватемалы, ст. 129 Конституции Гондураса, ст. 57 Конституции Доминиканской Республики, ст. 152 Конституции Коста-Рики, ст. 94 Конституции Мексики, ст. 209 Конституции Никарагуа). В ст. 108 Конституции Аргентины данный принцип дополнен такой характеристикой судебной власти, как «национальная» и также присутствует перечисление разновидностей судебных инстанций.

В ст. 227 Конституции Никарагуа и ст. 187 Конституции Гватемалы заявленное принципиальное положение сопоставлено с исключительным правом судов на вынесение приговоров и обращение их к исполнению.

В аналогичном ключе легализовано установление ст. 141 Конституции Гондураса с адресацией соответствующего принципа-права не только судам, но и трибуналам.

- Учреждение суда на основе закона. Именно в такой формулировке представлен принцип в ст. 137 Конституции Боливии, ст. 187 Конституции Гватемалы, ст. 57 Конституции Доминиканской Республики.

В ст. 154 Конституции Бразилии этот принцип получил закрепление в формате подчинения судебной власти не только закону, но и Конституции (идентичен смысл ст. 94 Конституции Мексики, ст. 209 Конституции Никарагуа).

Однако в наиболее типичной формулировке заявленный принцип все же скоррелирован с законом. Дополнение иными деталями рассматриваемого принципа отмечено в конституциях Гаити (организация и подсудность судов на основании закона, ст. 100; учреждаются апелляционные суды, юрисдикция и местопребывание которых будут установлены законом, ст. 101); Гондураса (закон регулирует организацию и правомочия судебных органов, ст. 142) и др.

- Бесплатное отправление правосудия в судах обнаружено в формулировках ст. 137 Конституции Боливии, ст. 187 Конституции Гватемалы, ст. 137 Конституции Гондураса, ст. 231 Конституции Никарагуа.

- Отчетность судов как принцип зафиксирован в ст. 128 Конституции Кубы - суды отчитываются о своей деятельности перед избравшей их Ассамблеей не реже одного раза в год.

К сожалению, стандартный конституционный принцип недопустимости создания чрезвычайных судов закреплен в

единственном варианте только в специальном разделе Конституции Боливии (ст. 139).

В числе принципов судопроизводства следует назвать следующие.

- Публичность заседания судов - распространенная формулировка соответствующего принципа в рассматриваемых конституциях. Формализован с оговоркой, что если это не угрожает публичному порядку и добрым нравам в ст. 107 Конституции Гаити. Здесь же уточнено, что по делам о преступлениях политических и о преступлениях печати закрытые заседания не допускаются. Обратим внимание, наряду с термином «публичность» Конституция Гаити использует термин «открытость» заседания в ст. 108.

Согласно ст. 94 Конституции Мексики заседания пленума и Палат Верховного суда также происходят публично, за исключением случаев, когда соображения нравственности или государственные интересы требуют проведения закрытого заседания.

Предусмотренная в ст. 235 Конституции Никарагуа публичность заседаний судов и судебных присутствий исключается в особых случаях, предусмотренных законом, а также случаях, когда публичность противоречит порядку или добрым нравам.

По сравнению с публичностью гласность формализована лишь в двух американских конституциях - Боливии и Гватемале.

В первом случае гласность судопроизводства зафиксирована как неотъемлемое условие отправления правосудия за исключением случаев, когда имеется угроза для добрых нравов (ст. 140).

В ст. 187 Конституции Гватемалы гласность ограничивается, если только требование морали или национальные интересы не потребуют закрытого заседания.

В единичных случаях встретились принципы коллегиальности деятельности судов (ст. 127 Конституции Кубы) и равенства обязанностей и прав профессиональных судей и заседателей (ст. 127 Конституции Кубы).

В ст. 94 Конституции Мексики принцип коллегиальности закреплен вместе с принципом единоличности (также в единичном варианте).

Здесь также целесообразно предоставить ряд принципов, сопоставимых с вынесением решений / приговоров судами.

Самый распространенный принцип - окончательность решений судебной власти. В ст. 153 Конституции Коста-Рики отражен с конкретизаций, что обеспечивают исполнение принятых решений вооруженные силы, если в этом будет необходимость.

Согласно ст. 124 Конституции Кубы Народный Верховный Суд осуществляет высшую судебную власть, и в этом случае его решения являются окончательными;

В Бразилии окончательные решения по существу, вы-

носимые Верховным федеральным судом по искам о признании конституционности федеральных законов или федеральных нормативных актов, имеют окончательную силу и обязательны для других органов Судебной и Исполнительной власти (ст. 102).

- Вынесение решений и приговоров именем Республики (ст. 109 Конституции Гаити) / отправление правосудия от имени Республики судебной властью (ст. 209 Конституции Никарагуа) / от имени Нации (ст. 143 Конституции Венесуэлы).

Мотивированность приговора и решения суда формализована в ст. 108 Конституции Гаити и ст. 163 Конституции Колумбии.

В качестве единичного варианта выявлена обязательность приговоров и решений суда для служащих прокуратуры и агентов полиции (ст. 109 Конституции Гаити).

Масштабный блок принципов имеет отношение к статусу судей. Безусловно распространен принцип независимости судей и их подчинение / следование только закону (ст. 138 Конституции Боливии, ст. 256 Конституции Венесуэлы, ст. 125 Конституции Кубы, ст. 236 Конституции Никарагуа, ст. 146 Конституции Перу).

- Срочность полномочий судей зафиксирована в ряде латиноамериканских конституций. К примеру, согласно ст. 136 Конституции Гондураса срок полномочий членов Верховного суда устанавливается в шесть лет и начинается первого января. На основании ст. 158 Конституции Коста-Рики члены Верховного суда избираются на восемь лет.

В Мексике судьи окружных и районных судов находятся в должности в течение четырех лет (ст. 97).

Принцип срочности полномочий судей опосредует установки об их назначаемости либо избираемости.

Так, назначаемость судей сформулирована в контексте полномочий высших органов государственной власти и должностньк лиц, участвующих в формировании состава судов.

Согласно ст. 101 Конституции Бразилии судьи Федерального верховного суда назначаются Президентом Республики, после того как их отбор был одобрен абсолютным большинством членов Федерального сената.

При аналогичном составе формализована процедура ст. 96 Конституции Мексики. Назначение членов Верховного суда производится Президентом Республики и подлежит одобрению Сенатом, который в десятидневный срок принимает или отклоняет предложенные кандидатуры.

В ст. 100 Конституции Гаити установлено, что Президент Республики назначает членов судов и трибуналов.

Что касается принципа избираемости судей, то в более традиционном варианте он связан с деятельностью парламента страны. В исключительном варианте данный принцип все-таки объединяют с населением.

В первом случае, к примеру, члены Верховного суда избираются Национальным Конгрессом в соответствии (ст. 131 Конституции Гондураса). В соответствии со ст. 157 Конституции Коста-Рики Верховный суд состоит из 17 членов, избираемых Законодательным собранием и составляющих различные палаты в соответствии с законом. Данный ряд могут продолжить ст. 188 Конституции Гватемалы, ст. 149 Конституции Колумбии.

Что касается участия населения в формировании суда, то такая норма обнаружена только в ст. 152 Конституции Перу: мировые судьи избираются посредством всеобщих выборов.

- Невозможность произвольного лишения должности судьи является еще одним принципом, последовательно отраженным в рассматриваемой группе конституций (в лаконичных формулировках ст. 110 конституции Аргентины, ст. 100 Конституции Гаити).

С детализацией процедуры заявленный принцип обнаружен в ст. 199 Конституции Гватемалы, 160 Конституции Колумбии, ст. 165 Конституции Коста-Рики.

- Невозможность совмещения должности судьи ни с какой другой оплачиваемой государственной службой (ст. 105 Конституции Гаити) / должностью в других высших органах власти (ст. 161 Конституции Коста-Рики).

Уточненный вариант принципа обнаружен с содержательными приращениями в ст. 256 Конституции Венесуэлы, ст. 60 Конституции Доминиканской Республики, ст. 160 Конституции Колумбии, ст. 101 Конституции Мексики, ст.ст. 227, 238 Конституции Никарагуа, ст. 146 Конституции Перу.

Интересно, что в ст. 95 Конституции Бразилии заявленный принцип распространяется на судей, находящихся резерве. Они не имеют права выполнять другие функции или обязанности, за исключением преподавания, а также не имеют права посвящать себя политической деятельности.

- Принцип вознаграждения / жалования, которое не может быть никаким образом уменьшено в период пребывания судей в должности (ст. 110 конституции Аргентины, ст. 95 Конституции Бразилии, ст. 160 Конституции Колумбии, ст. 94 Конституции Мексики). Согласно ст. 239 Конституции Никарагуа содержание, полагающееся представителям судебной власти, не может быть уменьшено или отменено в ущерб кому-либо из них; не допускается также приостановка его уплаты.

В соответствии со ст. 146 Конституции Перу судьям гарантировано вознаграждение, обеспечивающее им достойные стандарты жизни в соответствии с их должностью и рангом.

Необходимо обратить внимание на формулировку ст. 198 Конституции Гватемалы, когда Государственное казначейство в качестве гарантии передает заблаговременно каждый месяц Судебному казначейству двенадцатую часть бюджета, предназначенного для судебного ведомства.

В аналогичном гарантийном аспекте можно восприни-

мать ст. 254 Конституции Венесуэлы.

В отдельных конституциях латиноамериканских стран обнаружены в единичных вариантах принципы, адресованные судьям:

- несменяемость, за исключением оснований, имеющих публичный интерес (ст. 95 Конституции Бразилии);

- пожизненное назначение, которое для судей первой инстанции предоставляется только после двух лет нахождения в должности (ст. 95 Конституции Бразилии);

- беспристрастность (ст. 256 Конституции Венесуэлы).

Интересно, что в специальном разделе VIII «Судебная власть» ст. 139 Конституции Перу перечислила принципы и права судебных функций. Аналогичен особый путь Конституции Бразилии, формализовавшей в Главе III «О судебной власти» ст. 93 с установкой, что дополняющий закон, принимаемый по инициативе Федерального верховного суда, устанавливает статус магистратуры при соблюдении ряда принципов.

Подводя итоги осуществленного исследования, отметим, что в каждой из проанализированных конституций латиноамериканских государств были обнаружены специальные раз-Библиография:

1. Конституция Боливии промульгирована 17 ноября 1947 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=39&page=2 (дата обращения 02.08.2019 г.).

2. Конституция Гаити от 25 ноября 1950 г. // https://sites.google.com/site/ustavniky/home/konstitucia/konstitucii-kvalificirovannyh-gosudarstv/gaiti-rus (дата обращения 02.08.2019 г.).

3. Конституция Гватемалы от 1956 г. // https://sites.google.com/site/ustavniky/home/konstitucia/konstitucii-kvalificirovannyh-gosudarstv/gvatemala-rus (дата обращения 02.08.2019 г.).

4. Конституция Колумбии принята 5 августа 1886 г. // https://sites.google.com/site/ustavniky/home/konstitucia/konstitucii-kvalificirovannyh-gosudarstv/kolumbia-konstitucia-rus (дата обращения 02.08.2019 г.).

5. Конституция Коста-Рики от 7 ноября 1949 г. // http://worldconstitutions.ru/?p-49 (дата обращения 02.08.2019 г.).

6. Конституция Кубы от 15 февраля 1976 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=1248 (дата обращения 02.08.2019 г.).

7. Конституция Мексиканских соединенных штатов от 5 февраля 1917 г. // https://worldconstitutions.ru/?p=51 (дата обращения 02.08.2019 г.).

8. Конституция Республики Никарагуа от 19 ноября 1986 г.// http://worldconstitutions.ru/?p=52 (дата обращения 02.08.2019 г.).

9. Политическая Конституция Перу от 29 декабря 1993 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=534 (дата обращения 02.08.2019 г.).

10. Конституция Аргентинской Республики принята Генеральным Конституционным Конгрессом 1 мая 1853 г. // http://worldconstitutions.ru/archives/38 (дата обращения 02.08.2019 г.).

11. Конституция Бразилии от 5 октября 1988 г. // http://www.krugosvet.ru/node/41662 (дата обращения 02.08.2019 г.).

12. Конституция Боливарианской Республики Венесуэла от 30 декабря 1999 г. // http://constitutions.ru/?cat=32 (дата обращения 02.08.2019 г.).

13. Конституция Республики Гондурас от 28 марта 1936 г. // http://worldconstitutions.ru/?p-45 (дата обращения 02.08.2019 г.).

14. Конституция Доминиканской Республики от 10 января 1947 г. // http://worldconstitutions.ru/?p=46 (дата обращения 02.08.2019 г.).

делы о судебной власти, многие из которых отличны дроблением на более мелкие структурные единицы. При этом, в специальных главах формализованы принципы судебной власти в разновидностях судоустройства, судопроизводства, а также организации и деятельности судей. В своей основной массе искомые принципы в видовых и содержательных вариациях стандартны и количественно более ориентированы на судей.

Выявлены и нетрадиционные аспекты легализации основополагающих начал судебной власти. К примеру, принцип обязательности правосудия в ст. 187 Конституции Гватемалы.

В качестве негативной специфики установлено только единичное закрепление стандартного конституционного принципа недопустимости создания чрезвычайных судов в Конституции Боливии (ст. 139). Подчеркнем, что негативной тенденцией охвачены проанализированные латиноамериканские конституции, за исключением Боливии. В единичных случаях также встретились важные судопроизводственные принципы коллегиальности деятельности судов (ст. 127 Конституции Кубы) и равенства обязанностей и прав профессиональных судей и заседателей (ст. 127 Конституции Кубы). Полагаем, такая конституционная практика могла быть более мультиплицированной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.