Научная статья на тему 'Избирательные правонарушения в законодательстве зарубежных государств'

Избирательные правонарушения в законодательстве зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головченко Игорь Фёдорович

В представленной статье исследуются избирательные правонарушения в законодательстве латиноамериканских государств, степень правовой регламентации которых заслуживает внимания потому, что свидетельствует о понимании государством значения выборов и необходимости разъяснения народу (носителю и источнику власти) его ответственности за сделанный выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electoral Violations in the Legislature of Foreign Countries

The article considers some electoral violations in the legislature of Latin American countries, the legal regulation level of which deserves attention because it shows the government understanding of the importance of elections and the necessity to clarify to the people (the bearer and the source of power) their responsibility for the choice made.

Текст научной работы на тему «Избирательные правонарушения в законодательстве зарубежных государств»

5.3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Головченко Игорь Фёдорович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Пятигорский государственный лингвистический университет. Подразделение: кафедра креативно-инновационного управления и права. E-mail: igolovchenko@pglu.ru

Аннотация: В представленной статье исследуются избирательные правонарушения в законодательстве латиноамериканских государств, степень правовой регламентации которых заслуживает внимания потому, что свидетельствует о понимании государством значения выборов и необходимости разъяснения народу (носителю и источнику власти) его ответственности за сделанный выбор.

Ключевые слова: избирательное правонарушение; избирательное право, избирательная обязанность, избирательный кодекс.

ELECTORAL VIOLATIONS IN THE LEGISLATURE OF FOREIGN COUNTRIES

Golovchenko Igor Fyodorovich, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Pyatigorsk state linguistic university. Department: creative-innovative management and law chair. E-mail: igolovchenko@pglu.ru

Annotation: The article considers some electoral violations in the legislature of Latin American countries, the legal regulation level of which deserves attention because it shows the government understanding of the importance of elections and the necessity to clarify to the people (the bearer and the source of power) their responsibility for the choice made.

Keywords: electoral violation; electoral right, election duty, election code.

Законодательство зарубежных государств (в частности латиноамериканских) в отличие от преступлений избирательные правонарушения определяет как совокупность деяний (действий, бездействий), которые по степени тяжести не относятся к преступлениям [1], но посягают на осуществление права голоса, ограничивают свободу его осуществления, влекут неисполнение избирательных функций, или в широком смысле влияют на гарантии устанавливаемые государством для реализации права голоса и демократической процедуры выборов, а в узком - на сам момент голосования.

Избирательные правонарушения, так же, как и преступления, могут быть моментальными, постоянными (непрерывными) или длящимися. По последствиям -материальными, формальными или вредоносными [3].

Легальное определение правонарушения можно встретить в статьях действующих нормативно-правовых актов. Ст. 194 Избирательного кодекса Боливии устанавливает, что «любое действие или бездействие, нарушающее исполнение избирательных обязанностей является избирательным правонарушением и карается санкциями имущественного характера или арестом» (следует отметить, что в некоторых латиноамериканских государствах граждане обладают не только правом голоса, но и избирательными обязанностями). В Законе о выборах и политических партиях Гватемалы (ст. 254) «избирательными правонаруше-

ниями признаются нарушения настоящего закона не являющиеся преступлениями» [5]1. В Органическом законе о праве голоса и политическом участии Венесуэлы упоминаются собственно «избирательные правонарушения» [13] (ст. 254-255) и «административные противоправные действия» (ст. 259- 265), санкции за первые применяют ординарные юрисдикционные органы, а за вторые Национальный Избирательный Совет. Ст. 264-272 Федерального кодекса об избирательных основах и процедурах Мексики [15] устанавливают административные правонарушения субъектами, которых являются власти федерального уровня, уровня штатов, муниципалитетов, функционеры избирательных органов, публичные нотариусы, иностранцы и политические партии, а избирательные преступления институируются Уголовным кодексом. Следует отметить, что Федеральный Избирательный институт Мексики в 2003 году наложил самый большой штраф в Латинской Америке эквивалентный 100 млн. долларов США.

Избирательные правонарушения институированы в законодательствах 15 (из рассматриваемых) государств Латинской Америки, и представлены следующими деяниями:

неисполнение избирательной обязанности в Аргентине (ст. 125 Национального избирательного кодекса [12]), Боливии (ст. 195f Избирательного кодекса), Эквадоре (ст. 127 Закона о выборах [7]), Гондурасе (ст. 224 Закона о выборах и политических организациях [4]);

неоднократное голосование, или умышленное противозаконное, т.е. вместо другого избирателя (в Аргентине), голосование без права на него (в Коста Рике ст. 272а. Избирательного кодекса [9], на Кубе ст. 172 Ь Закона о выборах [6], в Сальвадоре ст. 295 Уголовного кодекса [14]), или при наличии запрета на голосование (в Парагвае ст. 332 Избирательного кодекса [11]);

нарушение тайны голосования, например: путем демонстрации избирательного бюллетеня (Коста Рика ст. 127f Избирательного кодекса).

неисполнение обязанностей функционеров избирательных органов, например отсутствие на рабочем месте (ст. 212, 213 Избирательного кодекса Боливии; ст. 226 Закона о выборах и политических организациях Гондураса; ст. 356 Избирательного кодекса Панамы [10]; ст. 331 Избирательного кодекса Парагвая; ст. 255,6 Органического закона о праве голоса и политическом участии Венесуэлы); не подписание протокола подсчета голосов (ст. 214 Избирательного кодекса Боливии, ст. 200 Избирательного кодекса Колумбии [8]); недонесение о совершении избирательного правонарушения (ст. 202 Избирательного кодекса Колумбии);

злоупотребление полномочиями функционерами избирательных органов - формулировка в ст. 152 Избирательного кодекса Коста Рики, имеющая большую детализацию в законодательствах других государств, например, осуществление полномочий функционеров избирательных органов посторонними лицами в Сальвадоре (ст. 412-420 Избирательного кодекса) и Доминиканской республике (ст. 173.5 Закона о выборах); совершение правонарушений при исполнении обязанностей функционеров избирательных органов (ст. 336.4 Избирательного кодекса Панамы); использование или распространение документа, который имити-

1 Здесь и далее указываемые правовые акты будут снабжаться сносками только при первом упоминании.

рует другой документ установленный законом (ст. 171.1 Закона о выборах Доминиканской Республики);

неисполнение избирателем обязанности записаться (внести себя) в список избирателей (ст.195а Избирательного кодекса Боливии), или запись обманным путем (ст.289 Избирательного кодекса Бразилии), внесение недостоверных сведений (ст. 254.2 Органического закона о праве голоса и политическом участии Венесуэлы), воспрепятствование внесению изменений (актуализации) в списки избирателей (ст. 255.4 Органического закона о праве голоса и политическом участии Венесуэлы);

правонарушения против деятельности (в широком смысле) избирательных органов, то есть неуважение к деятельности названных органов (ст. 134с и 135 Закона о выборах Эквадора), препятствование или затруднение их деятельности (ст. 151д Избирательного кодекса Коста-Рики, ст. 129f Закона о выборах Эквадора), непредоставление помещений для избирательных органов (ст. 153 Избирательного кодекса Коста-Рики, ст. 264.3 Федерального кодекса об избирательных основах и процедурах Мексики, ст. 354.3 Избирательного кодекса Панамы), невыполнение политическими партиями решений избирательных органов (ст. 269.2Ь Федерального кодекса об избирательных основах и процедурах Мексики);

невыполнение должностных обязанностей (связанных с выборами) публичными функционерами. Данный вид правонарушений представлен весьма широким спектром деяний, примерами которых являются: сокрытие нарушений избирательного законодательства (ст. 207 Избирательного кодекса Боливии); невыполнение распоряжений избирательных властей (ст. 130а Закона о выборах Эквадора, ст. 354.3 Избирательного кодекса Панамы); осуществление предвыборной пропаганды или злоупотребление властью в пользу какой-либо политической партии (ст. 289 Уголовного кодекса Сальвадора, ст. 254.5 Органического закона о праве голоса и политическом участии Венесуэлы); не требование предъявить избирательный сертификат у граждан в предусмотренных законом случаях (ст. 136 Закона о выборах Эквадора); неисполнение обязанности функционеров (национального, провинциального, муниципального уровня) предъявлять своим начальникам документ с отметкой об участии в голосовании на следующий после него день (ст. 127 Национального избирательного кодекса Аргентины); не отправление фондов предназначенных для финансирования выборов через Министра финансов или управляющего Центробанка (ст. 155, 156 Закона о выборах Эквадора); неисполнение публичными нотариусами обязанностей предусмотренных Федеральным кодексом об избирательных основах и процедурах Мексики (ст. 266 указанного кодекса);

наиболее разнообразны правонарушения, которые можно объединить в деяния, ущемляющие избирательные права, таковыми являются: ношение оружия в периоды времени, установленные избирательным законодательством (ст. 128 Национального избирательного кодекса Аргентины, ст. 256 Избирательного кодекса Панамы, ст. 255.3 и 257.9 Органическом законе о праве голоса и политическом участии Венесуэлы); торговля спиртными напитками в названные периоды времени (ст. 195с Избирательного кодекса Боливии, ст. 185 и 236 Закона о выборах и политических организациях Гондураса, ст. 358 Избирательного кодекса Панамы, ст. 335 Избирательного кодекса Парагвая); осу-

ществление избирательной пропаганды вне установленных законом периодов (ст. 124 Органического конституционного закона о народном голосовании и подсчете голосов Чили; ст. 195 в Избирательного кодекса Боливии; ст. 254.4 Органического закона о праве голоса и политическом участии Венесуэлы; ст. 233с Закона о выборах и политических партиях Гватемалы); осуществление избирательной пропаганды запрещенными средствами - кино, неадекватными афишами (ст. 125 Органического конституционного закона о народном голосовании и подсчете голосов Чили), громкоговорителями (ст. 358 Избирательного кодекса Панамы); дискриминационная практика при осуществлении избирательной пропаганды (ст. 104 Закона о выборах Эквадора; ст. 65 Закона о выборах и политических организациях Гондураса, ст. 292 и 333 Избирательного кодекса Парагвая); обнародование опросов избирателей в запрещенные законодательством периоды (ст. 112 Закона о выборах Эквадора); насилие, угрозы, подарки, обещание подарков с целью «сориентировать избирателя в определенном направлении» (ст. 152 R Избирательного кодекса Коста-Рики; ст. 172.10 Закона о выборах Доминиканской Республики). Освещение в средствах массовой информации, в запрещенные законом периоды, фактов заключения договоров о строительстве или его завершении с участием публичных властей (Сальвадор); внесение в список кандидатов лица, без его согласия (ст. 238 Закона о выборах и политических организациях Гондураса); препятствование публичному функционеру или работнику назначенному для осуществления полномочий связанных с выборами, или применение к указанным лицам штрафных санкций в связи с осуществлением названных полномочий (ст. 353 Избирательного кодекса Панамы); нарушение порядка предусмотренного для выборов (ст. 354.1 Избирательного кодекса Панамы; ст. 334 Избирательного кодекса Парагвая; ст. 256.6 Органического закона о праве голоса и политическом участии Венесуэлы); воздействие служителями религиозных культов на избирателей с целью повлиять на их волеизъявление (ст. 268Ь Федерального кодекса об избирательных основах и процедурах Мексики); осуществление пожертвований политическим партиям с нарушением законодательства (ст. 334 Избирательного кодекса Парагвая; ст. 268Ь Федерального кодекса об избирательных основах и процедурах Мексики); распространение запрещенных пропагандистских материалов, содержащих сведения, унижающие или порочащие какого-либо гражданина (ст. 292 и 333 Избирательного кодекса Парагвая).

Завершая классификацию избирательных правонарушений институированных законодательствами рассматриваемых государств следует отметить, что в ст. 254 Закона о выборах и политических партиях Гватемалы (кроме уже упомянутых) к избирательным правонарушениям относятся также все нарушения названного закона, которые не являются преступлениями.

Перечисленные избирательные правонарушения предполагают различные санкции, наиболее распространенными из которых для публичных функционеров являются увольнение или отстранение от должности, а для иных субъектов избирательных правонарушений: штраф, поражение в правах (ограничение, лишение), временное лишение гражданских прав (ст.129 Закона о выборах Эквадора); самой же часто устанавливаемой является - штраф. Представляет интерес подход к исчислению его размера в разных государст-

вах. Так в Сальвадоре, Гондурасе и Панаме устанавливается фиксированный размер штрафа (естественно различный в зависимости от правонарушения). В Парагвае размер штрафа кратен минимальной дневной заработной плате, в Мексике общей минимальной заработной плате (ст. 269 Федерального кодекса об избирательных основах и процедурах), в Эквадоре (ст. 127 Закона о выборах) - заработной плате на уровне прожиточного минимума, в Бразилии исчисляется в процентах от заработной платы на уровне прожиточного минимума, в Чили (ст. 124-127, 138, 139, 142 Органического конституционного закона о народном голосовании и подсчете голосов) и Венесуэле (ст. 259 Органического закона о праве голоса и политическом участии) в единицах месячного налогообложения.

В отдельных государствах (Коста Рика, Венесуэла) предусматривается возможность замены штрафа соответствующим количеством дней ареста, а также устанавливается альтернативная санкция, предусматривающая либо штраф, либо пропорциональный его размеру срок ареста (Венесуэла, Панама).

Избирательное законодательство некоторых из рассматриваемых государств также содержат нормы регламентирующие осуществление штрафных санкций. Например, ст. 126 Национального избирательного кодекса Аргентины предписывает необходимость подтверждения уплаты штрафа вклеиванием гербовой марки в документ удостоверяющий личность, а в Боливии на избирательные комиссии департаментов возлагается обязанность составлять списки не голосовавших избирателей и передавать их (списки) в Управление Генерального контролера Республики для оформления «требований оплаты» штрафов, которые должны быть перечислены на специальный счет Избирательной комиссии департамента на третий день после исполнения названного акта. На ряду с названными существует и так называемая административная форма взыскания штрафа, например, ст. 80b.4 Избирательного кодекса Сальвадора предусматривает, что штрафы устанавливаемые в названном нормативно-правовом акте взыскиваются Высшим Избирательным Трибуналом в административной форме, а ст. 244 Закона о выборах и политических организациях Гондураса возлагает обязанность на взыскание тех же штрафов и в той же форме на глав муниципалитетов.

Хотя штраф и является самой распространенной санкцией за избирательные правонарушения, обеспечение её неотвратимости и поиски повышения эффективности её исполнения получили особое отражение в нормах избирательного законодательства некоторых государств. Так в Аргентине, Боливии, Бразилии, Мексике, Панаме, Сальвадоре и на Кубе предусматривается ряд мер направленных на обеспечение исполнения штрафных санкций имущественного характера, и на предотвращение уклонения от их исполнения. Суть названных мер так же разнообразна. Например, Федеральный кодекс об избирательных основах и процедурах Мексики устанавливает не продлеваемый срок уплаты штрафа 15 дней с момента извещения штрафника о назначении ему наказания, а в Панаме за неуплату штрафа в трехдневный срок после его наложения правонарушителю полагается по одному дню ареста за каждые неуплаченные 10 бальбоа.

Следует отметить, что в избирательных законодательствах Аргентины, Боливии и Бразилии для граждан на которых наложено наказание имущественного характера, но за неисполнение (неучастие в голосовании) избирательной обязанности устанавливаются

особые ограничения, связанные с неуплатой ими штрафов. Так ст. 126 Национального избирательного кодекса Аргентины лишает правонарушителя возможности обращения в общенациональные, провинциальные, муниципальные органы в течение года исчисляемого по прошествии 60 дней (предоставляемых для уплаты штрафа) с момента назначения наказания. В Боливии и Бразилии институируются даже такие экзотические меры как: отказ в выдаче паспорта, в получении различных выплат из бюджета, в поступлении на публичные должности (ст. 152 Избирательного кодекса Боливии) и даже участии в конкурсе на вакантные публичные должности, в осуществлении банковских операций (ст. 152 Избирательного кодекса Боливии). В Бразилии за неучастие (неуплату штрафа) в трех выборах подряд без уважительной причины (предоставленной не позднее 6 месяцев после последних) правонарушитель исключается из соответствующего списка избирателей.

К наделению органов государственной власти юрис-дикционными полномочиями в сфере избирательных правонарушений в латиноамериканских государствах обнаруживаются два подхода. Так, в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Коста-Рике, Сальвадоре и Чили рассмотрение дел об избирательных правонарушениях входит в компетенцию одного определенного органа, а в Боливии, Венесуэле, Гондурасе, Колумбии, Мексике, Панаме, Парагвае и Эквадоре - нескольких органов.

Какова же природа органов обладающих названной компетенцией. Прежде всего, следует выделить государства, в которых законодательно определены органы, осуществляющие именно «избирательную юстицию» (т.е. рассматривающие дела об избирательных правонарушениях). Такими государствами являются: Аргентина (ст. 146 Национального избирательного кодекса), Боливия (ст. 224, 236 Избирательного кодекса), Бразилия, Коста-Рика (ст. 19с Избирательного кодекса), Панама, Парагвай (ст. 340 Избирательного кодекса), Сальвадор (ст. 56 Избирательного кодекса), Эквадор (ст. 139 Закона о выборах).

Так, в Эквадоре избирательную юстицию осуществляют Верховный суд и Конституционный суд (уместно подчеркнуть, что дословный перевод последнего «Трибунал конституционных гарантий»), в Панаме -Избирательный трибунал, в Уругвае - Избирательная комиссия. В таких государствах как Венесуэла (ст. 252 Органического закона о праве голоса и политическом участии) и Гондурас (ст. 211 Закона о выборах и политических организациях) избирательные правонарушения входят в компетенцию органов осуществляющих уголовное правосудие [2].

В Гватемале (ст. 244 Закона о выборах и политических партиях) и Чили (ст. 144 Органического конституционного закона о народном голосовании и подсчете голосов) - в компетенцию коммунальных (городских, районных) юрисдикционных органов. В Колумбии (ст. 200 Избирательного кодекса) избирательную юстицию вершат органы Национального регистратора гражданского состояния, который по сути своей является в большей мере административным, а не судебным органом. В Мексике (ст. 270 Федерального кодекса об избирательных основах и процедурах) избирательные правонарушения входят в компетенцию как административных органов - Федерального избирательного института, так и судебных - Избирательного трибунала Федеральной судебной власти.

Небезынтересны подходы рассматриваемых латиноамериканских государств к определению порядка рассмотрения дел об избирательных правонарушениях. Так, в нормативно-правовых актах касающихся исследуемого явления Аргентины, Венесуэлы, Гондураса, Парагвая и Чили указывается на ординарный порядок, предусмотренный в иных процессуальных отраслях права, в частности, в Аргентине (ст. 146 Национального избирательного кодекса) и в Венесуэле (ст. 352 Органического закона о праве голоса и политическом участии) - на Уголовно-процессуальный кодекс. Иной подход предполагает указание в источниках избирательного права особенностей процедуры отличных от ординарных, например, упрощенное (суммарное), устное, внеочередное производства в ст. 240 Избирательного кодекса Боливии и в ст. 200 Избирательного кодекса Колумбии говорится о суммарном порядке предварительного расследования.

В ряде государств Панаме (ст. 519 Избирательного кодекса), Сальвадоре (ст. 305 Избирательного кодекса), Эквадоре (ст. 117-139 Закона о выборах) рассматриваемая процедура регламентируется нормами источников избирательного права. Причем расследование отдельных избирательных правонарушений предполагает совершение специфических процессуальных действий, как например, назначение наказания по запросу прокурора согласно ст. 305 Избирательного кодекса Сальвадора. Ст. 270 Федерального кодекса об избирательных основах и процедурах Мексики устанавливает процессуальные особенности привлечения к ответственности за избирательные правонарушения политических партий и политических объединений.

Не во всех рассматриваемых государствах предусматривается возможность и процедура обжалования юрисдикционных решений по делам об избирательных правонарушениях. Так, в Аргентине, Мексике и Парагвае законодательно исключается сама возможность обжалования названных решений. Причём в Мексике не подлежащими обжалованию являются решения Избирательного трибунала Федеральной судебной власти в соответствии со ст. 99 Конституции. В Боливии (ст. 235 Избирательного кодекса), Панаме (ст. 373 Избирательного кодекса) и Сальвадоре (ст. 307 Избирательного кодекса) предусматривается процедура обжалования. В Эквадоре возможность обжалования зависит (в итоге) от санкции, в частности, штраф до 2000 сукре является неоспоримым, штраф большего размера или иное наказание, например, лишение свободы или ограничение гражданских прав могут быть обжалованы в Верховном избирательном трибунале согласно ст. 118 Закона о выборах.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

В большинстве государств отсутствует легальное определение избирательного правонарушения, что представляется естественным, так как они институи-руются в основных источниках избирательного права -Избирательных кодексах, Законах о выборах и т. п. А в разделе Х Органического закона о праве голоса и политическом участии Венесуэлы институируются не только избирательные преступления и правонарушения, но и административные противоправные действия. В Мексике административные правонарушения являются таковыми, из-за того, что их субъекты наделены определёнными (административными) полномочиями в связи с выборами, (власти федерального уровня, уровня штатов, муниципалитетов, функционе-

ры избирательных органов, публичные нотариусы, иностранцы и политические партии).

Избирательные правонарушения институируются как источниками избирательного права, так и иных отраслей, в частности, уголовного, например, в Сальвадоре.

Необходимо отметить также, что некоторые деяния, квалифицируемые в одних рассмотренных латиноамериканских государствах как преступления, в других квалифицируются как правонарушения. Естественно и отличие от российского законодательства, в частности, нарушение тайны голосования в России - преступление, а в Коста Рике - правонарушение.

Хотя перечень деяний квалифицируемых как избирательные правонарушения в России (34 вида) весьма пространен для его расширения были бы небезинте-ресны: освещение в средствах массовой информации, в запрещенные законом периоды, фактов заключения договоров с участием публичных властей о строительстве или его завершении (Сальвадор) и торговля спиртными напитками в периоды времени, установленные избирательным законодательством (Боливия, Гондурас, Панама, Парагвай).

И в России и в Латинской Америке самой распространенной мерой юридической ответственности санкционируемой за избирательные правонарушения, является штраф. Могут представлять интерес меры обеспечения исполнения штрафных санкций имущественного характера и предотвращения уклонения от их исполнения, в частности, институированные в Боливии и Бразилии столь экзотические меры как: отказ в выдаче паспорта, в получении различных выплат из бюджета, в поступлении на публичные должности и даже в участии в конкурсе на замещение вакантных публичных должностей (ст. 152 Избирательного кодекса Боливии), в осуществлении банковских операций.

Список литературы:

1. Головченко И.Ф. Зарубежный опыт институциали-зации избирательных преступлений // Вестник ПГЛУ 2010 №4 С. 355-359.

2. Головченко И.Ф. Зарубежный опыт институциали-зации санкций за избирательные преступления и процедуры их применения // Вестник ПГЛУ 2011 №6 с.386-389.

3. Попов А.П. К вопросу о реализации уголовной политики на современном этапе//Черные дыры в Российском законодательстве.-2012. -№6. с. 92-93

4. Закон о выборах и политических организациях Гондураса от 2.07.1993 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rds.hn/index.php?documento=1122&st=2

5. Закон о выборах и политических партиях Гватемалы от 7.12.1987 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.tse.org.gt/descargas/Ley_Electoral_y_de_Parti dos_Politicos.pdf

6. Закон о выборах Республики Куба от 29.10.1992 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eleccionesencuba.cu/ley_electoral.pdf

7. Закон о выборах Эквадора от 12.05.1987 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cne.gob.ec/images/documentos/CodificacionN ormasGenerales.pdf

8. Избирательный кодекс Колумбии от .15.07.1986 Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cali.gov.co/publico2/documentos/Registraduria/ elecciones/Documentos/Codigo_y_normas_electorales.pd f

9. Избирательный кодекс Коста-Рики от 2.09.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gaceta.go.cr/pub/2009/09/02/ALCA37_02_09_2009. pdf

10. Избирательный кодекс Панамы от 02.03.1990 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tribunal-

electoral.gob.pa/elecciones/docum_electoral/documentos/ codigo-electoral-2003.pdf

11. Избирательный кодекс Парагвая от 17.04.1996 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedem.org.py/descargas/escuela-vecinalista/Ley-834-de-1996-Que-establece-el-Codigo-Electoral-Paraguay.pdf

12. Национальный избирательный кодекс Аргентины от 18.08.1983 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biblioteca.jus.gov.ar/CELECTORAL.html

13. Органический закон о праве голоса и политическом участии Венесуэлы от 22.02.1992 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsj.gov.ve/legislacion/LOSPP.htm

14. Уголовный кодекс Сальвадора от 26.04.1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csj.gob.sv/leyes.nsf/ed400a03431a688906256 a84005aec75/29961fcd8682863406256d02005a3cd4

15. Федеральный кодекс об избирательных основах и процедурах Мексики от 15.08.1990 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ordenjuridico.gob.mx/Federal/OA/IFE/Codigos/ 15081990.pdf

Literature list:

1. Golovchenko I.F. Foreign experience of the institualization of electoral crimes // Pyatigorsk State Linguistic University Bulletin. 2010 №4. P. 355-359.

2. Golovchenko I.F. Foreign experience of the institualization of sanctions for the electoral crimes and their application procedures // Pyatigorsk State Linguistic University Bulletin. 2011. №6. P. 386-389.

3. Popov A.P. To the question of realization of criminal policy at the present stage // Black holes in the Russian legislature. 2012. №6. P. 92-93.

4. Elections and Political Organizations Law in Honduras of 02.07.1993. - URL: http://rds.hn/index.php?documento=1122&st=2.

5. Elections and Political Parties Law in Guatemala of 07.12.1987. - URL: http://www.tse.org.gt/descargas/Ley_Electoral_y_de_Parti dos_Politicos.pdf.

6. Elections Law in the Republic of Cuba of 29.10.1992. - URL: http://www.eleccionesencuba.cu/ley_electoral.pdf.

7. Elections Law in Ecuador of 12.05.1987. - URL: http://www.cne.gob.ec/images/documentos/CodificacionN ormasGenerales.pdf.

8. Election Code of Columbia of 15.07.1986. - URL: http://www.cali.gov.co/publico2/documentos/Registraduria/ elecciones/Documentos/Codigo_y_normas_electorales.pd f.

9. Election Code of Costa Rica of 02.09.2009. - URL: www.gaceta.go.cr/pub/2009/09/02/ALCA37_02_09_2009. pdf.

10. Election Code of Panama of 02.03.1990. - URL: http://www.tribunal-

elec-

toral.gob.pa/elecciones/docum_electoral/documentos/codi go-electoral-2003.pdf

11. Election Code of Paraguay of 17.04.1996. - URL: http://www.fedem.org.py/descargas/escuela-

vecinalista/Ley-834-de-1996-Que-establece-el-Codigo-Electoral-Paraguay.pdf.

12. National Election Code of Argentine of 18.08.1983. -URL: http://www.biblioteca.jus.gov.ar/CELECTORAL.html.

13. Organic Law of Electoral Right and Political Participation of Venezuela of 22.02.1992. - URL: http://www.tsj.gov.ve/legislacion/LOSPP.htm.

14. Criminal Code of Salvador of 26.04.1997. - URL: http://www.csj.gob.sv/leyes.nsf/ed400a03431a688906256 a84005aec75/29961fcd8682863406256d02005a3cd4

15. Federal Code of Electoral Foundations and Procedures of Mexico of 15.08.1990. - URL: http://www.ordenjuridico.gob.mx/Federal/OA/IFE/Codigos/ 15081990.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.