Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ'

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СУДОУСТРОЙСТВО / СУДОПРОИЗВОДСТВО / СУДЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тресков Алексей Павлович,

Выступая интегративной конституционно-теоретической категорией, принципы судебной власти являются объектом конституционно-правовой науки с точки зрения содержательной интерпретации, а также специфики формализации, в том числе, в сравнительно-правовом аспекте. В данной связи предметом исследования выступили нормы конституций африканских государств. В порядке резюме установлено, что в искомых конституциях принципы организации и деятельности судебной власти формализованы в специальных отраслевых и гуманитарных разделах. Конституции, отразившие принципы судебной власти исключительно в специальных отраслевых разделах (Коморские острова, Марокко), включают три минимальные разновидности таких принципов, касающиеся судоустройства, судопроизводства, а также статуса судей. Конституции, которые в совокупности отразили принципы судебной власти в специальных отраслевых и гуманитарных разделах, отличаются многообразием судоустроительных принципов, а также базовых положений для судей (Кот-Д-Ивуар, Ливия, Мавритания, Мали). Однако в их текстах не обнаружены принципы, посвященные судопроизводству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZATION OF THE PRINCIPLES OF THE JUDICIARY IN THE CONSTITUTIONS OF AFRICAN STATES

Acting as an integrative constitutional and theoretical category, the principles of the judiciary are the object of constitutional and legal science in terms of substantive interpretation, as well as the specifics of formalization, including in the comparative legal aspect. As a result of this, the subject of the article were the norms of the constitutions of African States. As a summary it is established that in the required constitutions the principles of the organization and activity of judicial power are formalized in special branch and humanitarian sections. The constitutions, which reflect the principles of the judiciary exclusively in special sectoral sections (Comoros, Morocco), include three minimum types of such principles relating to the judicial system, the judiciary and the status of judges. The constitutions, which reflected together the principles of the judiciary in special sectoral and humanitarian sections, are characterized by a variety of ship-building principles as well as basic provisions for judges (côte D'ivoire, Libya, Mauritania, Mali). However, no principles were discovered in their texts, devoted to the proceedings.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ»

2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

2.1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИЯХ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Тресков Алексей Павлович, канд. юрид. наук, федеральный судья в отставке. Должность: доцент. Место работы: Ростовский государственный университет путей сообщения. Подразделение: кафедра теории государства и права. E-mail: altreskov@yandex.ru

Аннотация. Выступая интегративной конституционно-теоретической категорией, принципы судебной власти являются объектом конституционно-правовой науки с точки зрения содержательной интерпретации, а также специфики формализации, в том числе, в сравнительно-правовом аспекте. В данной связи предметом исследования выступили нормы конституций африканских государств.

В порядке резюме установлено, что в искомых конституциях принципы организации и деятельности судебной власти формализованы в специальных отраслевых и гуманитарных разделах.

Конституции, отразившие принципы судебной власти исключительно в специальных отраслевых разделах (Коморские острова, Марокко), включают три минимальные разновидности таких принципов, касающиеся судоустройства, судопроизводства, а также статуса судей.

Конституции, которые в совокупности отразили принципы судебной власти в специальных отраслевых и гуманитарных разделах, отличаются многообразием судоустроительных принципов, а также базовых положений для судей (Кот-Д-Ивуар, Ливия, Мавритания, Мали). Однако в их текстах не обнаружены принципы, посвященные судопроизводству.

Ключевые слова: суд, судебная власть, принципы судебной власти, независимость, судоустройство, судопроизводство, судья.

SPECIALIZATION OF THE PRINCIPLES OF THE JUDICIARY IN THE CONSTITUTIONS OF AFRICAN STATES

Treskov Alexey Pavlovich, PhD at law, Federal Judge retired. Position: associate professor. Place of employment: Rostov state railroad university. Department: Theory of state and law chair. E-mail: altreskov@yandex.ru

Annotation: Acting as an integrative constitutional and theoretical category, the principles of the judiciary are the object of constitutional and legal science in terms of substantive interpretation, as well as the specifics of formalization, including in the comparative legal aspect. As a result of this, the subject of the article were the norms of the constitutions of African States.

As a summary it is established that in the required constitutions the principles of the organization and activity of judicial power are formalized in special branch and humanitarian sections.

The constitutions, which reflect the principles of the judiciary exclusively in special sectoral sections (Comoros, Morocco), include three minimum types of such principles relating to the judicial system, the judiciary and the status of judges.

The constitutions, which reflected together the principles of the judiciary in special sectoral and humanitarian sections, are characterized by a variety of ship-building principles as well as basic provisions for judges (côte D'ivoire, Libya, Mauritania, Mali). However, no principles were discovered in their texts, devoted to the proceedings. Keywords: court, judicial power, principles of judicial power, independence, judicial system, legal proceedings, judge.

Современное конституционное развитие африканских государств опосредовано историей континента, а также происходящими политическими процессами. Появление базовых законов в этих государствах стало основной не только для утверждения конституционализма, но также учреждения и функционирования ключевых публичных властных структур. Согласно функциональному разделению государственной власти неотъемлемы организация и деятельность органов судебной власти. Источником такой институционали-зации и организации, конечно, выступают конституции. В этой связи в рамках данной работы исследовательское внимание уделено конституциям африканских государств, в которых принципы организации и деятельности судебной власти формализованы в специальных структурных единицах либо совокупно включены, кроме указанного, еще в один гуманитарный раздел / главу о правах и свободах личности.

Так, в конституциях Коморских островов и Королевства Марокко искомые принципы обнаружены исключительно в специальных структурных единицах («О судебной власти» и «О Конституционном суде»1, а также «Судебная власть» и «Конституционный Суд»2 соответственно).

В числе принципов судебной власти, формализованных в главах общего характера в двух конституциях, нами выявлены следующие:

- независимость судебной власти от законодательной и исполнительной (ст. 28 Конституции Коморских островов, ст. 107 Конституции Марокко). При этом, согласно марокканским установлениям гарантом независимости судебной ветви власти выступает Король;

- организация правосудия на основе органического закона (ст. 28 Конституции Коморских островов). Содержательно более узка норма ст. 110 Конституции Марокко, указавшая принцип законности порядка избрания, организационной структуры и порядка функционирования только Верховного Суда;

- невозможность обжалования, а также обязательность исполнения законодательной, исполнительной властью и всеми территориальными юрисдикциями решений Верховного суда в ст. 29 Конституции Коморских островов. В аналогичном ключе изложена норма ст. 125 Конституции Марокко;

- подчинение судьи только закону (ст. 28 Конституции Коморских островов, ст. 110 Конституции Марокко).

1 Конституция Коморских островов принята на референдуме 23 декабря 2001 г. // Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018. С. 4-14.

2 Конституция Королевства Марокко от 29 июля 2011 г. // Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018. С. 282-330.

Установлено, что каталог общих принципов судебной власти количественно и содержательно шире в марокканской Конституции, поэтому дополнительно перечислим обнаруженные в ней принципы, условно разделив их на судоустроительную и судопроизводственную разновидности, а также принципы, адресованные судьям.

В числе первых важное значение имеет запрет создания чрезвычайных судебных инстанции (ст. 127).

Как частности, в ст. 116 формализованы принципы административной и финансовой автономии Верховного суда Марокко.

Уже названные принципы судопроизводства Конституция Марокко дополнила законностью и беспристрастностью решений суда (ст. 110); равноправным судебным процессом и справедливым судебным приговором (ст. 120); публичностью судебных заседаний (ст. 123); мотивированностью приговора, а также его публичным объявлением (ст. 125).

Интересно то, что указанные принципы легализованы в рамках отдельного блока юридических прав и правил функционирования системы правосудия. Данным можно объяснить контекстное закрепление некоторых их указанных принципов в рамках субъективных прав граждан. К примеру, согласно ст. 120 Конституции Марокко каждый гражданин имеет право на равноправный судебный процесс и справедливый судебный приговор в течение разумного времени.

Ранее также в числе юридических прав и правил функционирования системы правосудия ст. 119 отразила принцип презумпции невиновности (по аналогии со ст. 120 через субъективное право). Сделаем ремарку, что данный принцип мы не относим к разновидности принципов судопроизводства. Однако, это одно из ключевых начал, определяющих деятельность судов.

На основании ст. 124 Конституции Марокко приговоры выносятся и исполняются во имя короля и закона.

Конституция Марокко предусмотрела следующие принципы, адресованные судьям. В ст. 108 закреплена независимость судей, а в ст. 109 даны пояснения о независимости и судебной власти, и судей. Так, запрещается любое вмешательство в деятельность правосудия.

Каждый раз, когда судья приходит к выводу о наличии угрозы независимости его деятельности, он обязан уведомить об этом Верховный Суд.

Отсутствие независимости и беспристрастности у судьи является серьезным профессиональным нарушением и влечет за собой ответственность.

Таким образом, полагаем, рассматриваемая конституция закрепила не только независимость судей, но и беспристрастность. Тем более, что далее в ст. 111 эти принципы дополнительно подчеркиваются в качестве необходимости соблюдения при формализации права судей вступать и создавать профессиональные ассоциации.

В Королевстве Марокко обоснованно с учетом формы государственного правления установлен принцип назначения судей Королем (ст. 115). Хотя в ст. 28 Конституции Коморских островов изложен принцип пожизненного назначения судей.

Что касается аналитики специальных разделов о Конституционном Суде, наличествующих в двух рассматриваемых конституциях, то в них был обнаружен только один общий принцип - признание решений Конституционного Суда любыми органами власти, судебными инстанциями (ст. 35 Конституции Коморских островов, ст. 131 Конституции Марокко).

В остальном принципиальные установления количественно и содержательно разнятся. Так, ст. 31 Конституции Коморских островов зафиксирован принцип судебной защиты граждан посредством обращений, а в ст. 34 определены организация и функционирование Конституционного Суда на основе органического закона (ст. Конституции Коморских островов).

Обе конституции в заявленных разделах обособили принципы, определяющие принимаемые решения. На основании ст. 35 Конституции Коморских островов невозможно обжалование решений Конституционного Суда.

В данном аспекте ст. 134 Конституции Марокко формализовала окончательность решений Конституционного Суда и обязательность их исполнения представителями государственной власти, административными и судебными инстанциями.

В главе, посвященной Конституционному Суду Марокко, с учетом специфики его формирования, предусмотрены такие принципы, как срочность, назначаемость и избираемость судей (ст. 130). Так, Конституционный суд Марокко состоит из двенадцати судей, которые назначаются сроком на девять лет. Шесть членов Суда назначаются королем по рекомендации генерального секретаря Высшего Совета Улемма. Шесть членов Конституционного Суда избираются из представителей палаты представителей и палаты советников на основании кандидатур представленных бюро каждой из палат.

Отметим, что ст. 33 Конституции Коморских островов противоположено зафиксировала принцип пожизненности назначения судей Конституционного Суда, а для председателей установила шестилетний срок с правом переизбрания.

Далее представим характеристику порядка закрепления принципов судебной власти в конституциях африканских государств не только в специально посвященных главах, но и в иных частях. В результате осуществленного анализа резюмируем, что такие части также являются специализированными, но в гуманитарном аспекте, то есть посвящены правам и свободам личности. В числе соответствующих учредительных актов нами включены конституции Кот-д-Ивуара, Ливии, Мавритании и Мали.

Говоря о гуманитарном аспекте, Конституция Кот-д-Ивуара в ст. 20 через право каждого гражданина на свободный и равноценный доступ в органы правосудия отразила принцип судебной защиты субъективных прав (Глава I «Свободы и права»)3.

В рамках Раздела I «Основные положения и принципы» Конституции исламской Республики Мавритании формализован принцип презумпции невиновности (ч. 1 ст. 13)4. Только данный принцип содержится и в главе о человеческом достоинстве Конституции Мали (ст. 9)5.

По действующей в настоящее время Конституционной декларации Ливийской Республики переходного периода в части, посвященной правам и общественным свободам, совокупно закреплены принципы презумпции невиновности и судебной защиты субъектных

3 Конституция Кот-д-Ивуара принята 26 июня 1995 г. // Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018. С. 86-110.

4 Конституция Исламской Республики Мавритании принята на референдуме 25 июня 2006 г. // Пашков Р. В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018. С. 190-212.

5 Конституция республики Мали от 12 января 1992 г. // Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018. С. 253-281.

прав (ст. 11)6. При этом, важно, что при формулировании указанных принципов дана такая принципиальная характеристика суда, как «справедливый».

Обратим внимание, в Конституционной декларации Ливийской Республики переходного периода в специальной части о судебных гарантиях ст. 30 еще раз формализует принцип презумпции невиновности, коррелируя его подзащитным, а в ст. 32 детализирован ранее заявленный принцип судебной защиты субъективных прав. Полагаем, объяснением этому может служить декларативный характер действующего документа и телеологическая направленность на защиту прав и свобод граждан.

В специализированных разделах со стандартным наименованием о судебной власти (кроме Раздела VII «Судопроизводство» в Мавритании) рассматриваемых конституций выявлены следующие общие принципы:

- независимости судебной власти от законодательной и исполнительной властей (ст. 101 Конституции Кот-д-Ивуара, ст. 31 Конституционной декларации Ливийской Республики переходного периода, ст. 89 Конституции Мавритании, ст. 81 Конституции Мали);

- организации судебных органов и деятельности судей на основе закона (ст.ст. 102 и 103 Конституции Кот-д-Ивуара, ст. 82 Конституции Мали). Как частность, в главах, посвященных самостоятельным высшим судебным инстанциям, данный принцип предусмотрен именно для них. Так, принцип законности полномочий, правил работы и процедуры назначения судей Высшего суда имеется в Конституции Кот-д-Ивуара. Применительно к Верховному совету мировых судей - в Мавритании, к различным судебным инстанциям - в Мали;

- осуществления правосудия высшими судебными инстанциями (ст. 102 Конституции Кот-д-Ивуара); Верховным судом, а также другими судами и трибуналами (ст. 81 Конституции Мали);

- независимости судей (ст. 31 Конституционной декларации Ливийской Республики переходного периода) с гарантированием такой независимости Президентом (ст. 103 Конституции Кот-д-Ивуара, ч. 2 ст. 89 и ч. 1 ст.

90 Конституции Мавритании) и подчинения судей только закону (ч. 1ст. 90 Конституции Мавритании) / закону и совести (ст. 31 Конституционной декларации Ливийской Республики переходного периода). В ч. 2 ст. 90 Конституции Мавритании конкретизировано, что при выполнении своих обязанностей судья должен быть защищен от всех форм давления, ослабляющих его свободную волю;

- избираемости судей Высшего суда из депутатов Национальной ассамблеи в Кот-д-Ивуаре. В рамках Раздела VIII Конституции Мавритании о Высоком суде правосудия формализован принцип выборности его членов Народным собранием и сенатом. Здесь же отражен принцип законности в определении состава Высокого суда правосудия, управления его работой и процедурами (ст. 92);

- срочности и назначаемости судей. Так, согласно ст.

91 Конституции Мали срок полномочий судей Конституционного Суда составляет 9 лет и назначаются они Президентом Республики, Национальным собранием и Верховным судом магистратуры. Согласно ст. 96 выводим принцип назначаемости членов Высокого суда

6 Конституционная декларация Ливийской Республики переходного периода принята от 3 августа 2011 г. // Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018. С. 180-189.

правосудия Национальным собранием при каждой смене его состава.

В единичных случаях в четырех конституциях обнаружены такие принципы, как:

- запрет создания чрезвычайных судов (ст. 31 Конституционной декларации Ливийской Республики переходного периода);

- распространение правосудия на всю территорию государства (ст. 102 Конституции Кот-д-Ивуара);

- реализация правосудия во имя граждан государства (ст. 102 Конституции Кот-д-Ивуара);

- независимость решений Конституционного суда (ст. 94 Конституции Мали);

- пожизненное назначение судей (ст. 103 Конституции Кот-д-Ивуара);

- невозможность произвольного отстранения судей от должности (ст. 82 Конституции Мали);

- невозможность совмещения функций члена Конституционного суда с какой-либо общественной, политической, административной, частной или профессиональной деятельностью (ст. 93 Конституции Мали).

В порядке резюме данного исследования, отметим его основные положения. В конституциях африканских государств принципы организации и деятельности судебной власти обнаружены в специальных отраслевых и гуманитарных разделах.

Конституции, отразившие принципы судебной власти исключительно в специальных отраслевых разделах (Коморские острова, Марокко), включают три минимальные разновидности таких принципов, касающиеся судоустройства, судопроизводства, а также статуса судей.

Конституции, которые в совокупности отразили принципы судебной власти в специальных отраслевых и гуманитарных разделах, отличаются многообразием судоустроительных принципов, а также базовых положений для судей (Кот-Д-Ивуар, Ливия, Мавритания, Мали). Однако, в их текстах не обнаружены принципы, посвященные судопроизводству. Данное положение, конечно, можно расценивать в качестве дефекта. Однако, условия принятия конституций в африканских странах, ориентация их текстов на гуманитарный вектор объясняют фиксацию глобальных организационных принципов власти и пробелы в процессуальных основополагающих аспектах.

Список литературы:

1. Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018.

Reference list:

1. Pashkov R.V. Konstitucii stran Afriki. Tom 3. M., 2018.

Рецензия

на статью «Специализация принципов судебной власти в конституциях африканских государств» доцента кафедры теории государства и права Ростовского государственного университета путей сообщения Алексея Павловича Трескова

Статья А.П. Трескова посвящена проблематике формализации принципов судебной власти в конституциях африканских государств.

Актуальность данной статьи обусловлена и фокусной группой государств, и сравнительно-конституционным методом исследования. Признанное в современных конституциях функциональное разделение государственной власти позволяет не только рассматривать органы судебной власти с позиции их

конституционной организации и деятельности, но и выявлять принципиальные закономерности этих процессов.

Автором статьи уточнено, что современное конституционное развитие африканских государств опосредовано историей континента, а также происходящими политическими процессами. Появление базовых законов в этих государствах стало основой не только для утверждения конституционализма, но также учреждения и функционирования ключевых публичных властных структур.

На основе приведенных аргументов, автором статьи уделено внимание конституциям африканских государств, в которых принципы организации и деятельности судебной власти легализованы в специальных структурных единицах либо совокупно включены, кроме указанного, еще в один гуманитарный раздел / главу о правах и свободах личности.

Заслуживает внимания авторское заключение об отсутствии в текстах проанализированных конституций

принципов, посвященных судопроизводству. Данное положение, как утверждает, А.П. Тресков, конечно, можно расценивать в качестве дефекта. Однако, условия принятия конституций в африканских странах, ориентация их текстов на гуманитарный вектор объясняют фиксацию глобальных организационных принципов власти и пробелы в процессуальных основополагающих аспектах. Этом вывод автора заслуживает поддержки.

Научная статья А.П. Трескова «Специализация принципов судебной власти в конституциях африканских государств» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент:

заведующая кафедрой конституционного и международного права юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук, профессор М.В.Мархгейм

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 89,44%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.