Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ'

ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП / ПРИНЦИП СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДЬЯ / ПРАВОСУДИЕ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / THE PRINCIPLE / THE PRINCIPLE OF JUDICIAL POWER / JUDICIAL POWER / JUDGE / JUSTICE / JUDICIAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тресков Алексей Павлович

Предметом настоящей работы выступил порядок закрепления принципов организации и деятельности судебной власти в конституциях африканских стран (Демократическая Республика Конго, Либерия и Мадагаскар). Автором установлено, принципы судебной власти формализованы в различных частях заявленных конституций, включая государственно-отраслевую, гуманитарную и специальную (судебную) части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of judiciary: constitutional experience of structural legalization in African countries

The subject of this work is the way in which the principles of the organization and functioning of the judiciary are enshrined in the constitutions of African countries (Democratic Republic of the Congo, Liberia and Madagascar). The author has established that the principles of judicial power are formalized in various parts of the declared constitutions, including the state-branch, humanitarian and special (judicial) parts.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ»

ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ ТРЕСКОВ Алексей Павлович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права

Ростовского государственного университета путей сообщения, федеральный судья в отставке. E-mail: altreskov@yandex.ru

Краткая аннотация: Предметом настоящей работы выступил порядок закрепления принципов организации и деятельности судебной власти в конституциях африканских стран (Демократическая Республика Конго, Либерия и Мадагаскар). Автором установлено, принципы судебной власти формализованы в различных частях заявленных конституций, включая государственно-отраслевую, гуманитарную и специальную (судебную) части.

Abstract: The subject of this work is the way in which the principles of the organization and functioning of the judiciary are enshrined in the constitutions of African countries (Democratic Republic of the Congo, Liberia and Madagascar). The author has established that the principles of judicial power are formalized in various parts of the declared constitutions, including the state-branch, humanitarian and special (judicial) parts.

Ключевые слова: принцип, принцип судебной власти, судебная власть, судья, правосудие, судопроизводство.

Keywords: the principle, the principle of judicial power, judicial power, judge, justice, judicial proceedings.

Современное конституционное развитие африканских государств опосредовано историей континента, а также происходящими политическими процессами. Появление базовых законов в этих государствах стало основой не только для утверждения конституционализма, но также учреждения и функционирования ключевых публичных властных структур. Согласно функциональному разделению государственной власти неотъемлемы организация и деятельность органов судебной власти. Источником такой институционализации и организации, конечно, выступают конституции. В этой связи в рамках данной работы исследовательское внимание уделено конституциям африканских государств вне зависимости от структурной единицы, в которой формализованы искомые принципы судебной власти.

Осуществленный анализ показал, что в конституциях принципы судебной власти легализованы в специальных структурных единицах, как правило, общего и частного характера: «Судебные учреждения, относящиеся к судебной системе», «Судебные учреждения административного порядка», «Военные трибуналы», «О Конституционном Суде» в Конституции Демократической Республики Конго[1]; «Судебная власть» в Конституции Либерии[2]; «Судебная власть», а также «Конституционный суд по административным и финансовым вопросам», «Верховный суд», «Высокий суд правосудия» в Малагасийской консти-туции[3]. Данные принципы также рассредоточены в главах, посвященных основам государственной власти («О законодательной власти» в Конституции Демократической Республики Конго, «Структура государства» в Конституции Либерии, «Об организации государства» и «Об автономных провинциях» в Малагасийской конституции) или правам и свободам человека и гражданина («О гражданских и политических правах» в Конституции Демократической Республики Конго, «Фундаментальные права» в Конституции Либерии, «Свободы, права и обязанности граждан» в Малагасийской конституции).

Справедливости ради заметим, что в Конституции Мадагаскара искомые принципиальные положения были обнаружены в различных частях, в частности, о независимости правосудия говорится уже в преамбуле документа.

В числе общих принципов судебной власти, формализованных в гуманитарных главах исследованных конституций, нами выявлены следующие:

- судебной защиты субъективных прав (ст. 13 Малагасийской Конституции). В Конституции Демократической Республики Конго дан-

ный принцип отражен в юридической конструкции, когда каждый человек имеет право на то, чтобы его дело было заслушано в разумный срок компетентным судьёй (ст. 19). В Конституции Либерии право на доступ в судебные инстанции закреплено в ст. 15, 21, 26. При этом содержательно детализировано в ст. 20 применительно к суду присяжных;

- принцип презумпции невиновности (ст. 17 Конституции Демократической Республики Конго, ст. 21 Конституции Либерии).

Таким образом, классический набор принципов гуманитарного блока, определяющих деятельность судебной власти, в рассмотренных африканских конституциях состоялся.

Оправданной считаем легализацию в гуманитарном разделе принципа невозможности распространения на гражданское население деятельности военных судов (ст. 19 Конституции Либерии).

Отметим, что в Конституции Демократической Республики Конго неоднократны формулировки компетентности суда или судьи (ст. 18 и 19), которые можно интерпретировать в качеств советующих принципиальных положений. В Конституции Либерии достойны внимания нормы-установления принципиального характера для суда. К примеру, в ст. 20 закреплена неподкупность правосудия, а в ст. 21 в контексте субъективного права граждан формализованы принципы быстрого, открытого и непредвзятого суда. Кроме того, в рассмотренных неспециализированных структурных единицах конституций выявлены принципы коррелируемые с судопроизводством. К примеру, в ст. 19 Конституции Демократической Республики Конго установлено, что заседания судов и трибуналов являются открытыми, если только данная публичность не будет считаться опасной для общественного порядка и правил приличия. В таком случае трибунал рассматривает дело на закрытом судебном заседании. В ст. 21 определена обоснованность любого судебного постановления, а также гарантировано право обжалования судебных решений и приговоров. В этом аспекте схожей является норма ст. 20 Конституции Либерии о невозможности обжалования решения суда, а также невозможность его отсрочки.

В числе оригинальных конституционных установлений принципиального характера для суда, формализованных в гуманитарных разделах, можно назвать ст. 40 Малагасийской Конституции, согласно которой государство обеспечивает политический нейтралитет правосудию.

Что касается государственно-властных разделов исследуемых конституций, установлено закрепление в них самых разнооб-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

разных принципов судебной власти без учета каких либо критериев и закономерностей. Так, в Конституции Республики Либерия ст. 3 формализовала принципы самостоятельности и взаимодействия судебной власти в отношениях с законодательной и исполнительной. В данной норме также отражен принцип невозможности параллельного совмещения должностей, относимый и к судьям. Таким образом, данные принципы касаются и судоустройства, и правового статуса судей.

Конституция Мадагаскара в Разд. III об организации государства оригинально легализовала принцип осуществления правосудия судами в следующей формулировке: все три Государственные функции - исполнительную, законодательную, судебную - исполняют соответствующие институты и различные органы. При этом, Верховные Суд, Апелляционный суд и связанные с ними судебные органы, а также Высший суд участвуют в исполнении судебных функций (ст. 41). Как правило, конституции данный принцип включают в специализированные раздела. Однако в данном случае в базовом варианте он нашел отражение именно в основах организации государственной власти.

Интересно, что искомые нормы размещены и в иных государственно-ориентированных структурных единицах конституции Мадагаскара. К примеру, в главе о структуре автономных провинций ст. 130 формализовала положение о том, что в автономных провинциях исполнительные, законодательные и судебные функции осуществляют разные органы.

В ст. 133 представлена конкретизация указанного положения: судебные функции выполняются Апелляционным Судом, судами или другими судебными органами, относящимися к судебной, административной и финансовой системе. Здесь же наличествует установление о том, что все работники судебной власти Республики подчиняются и выполняют единый устав.

Несмотря на то, что ч. 4 Конституции Демократической Республики Конго посвящена законодательной власти, она в ст. 149-151 закрепила основополагающие установления, адресованные судебной власти, коррелируемые и с судоустройством, и с правовым статусом судей: независимость от законодательной и исполнительной власти; финансовая независимость, выраженная в том, что судебная власть располагает своим бюджетом; невозможность создания чрезвычайных трибуналов или судов исключительной юрисдикции, каким бы ни было их наименование; подчинение судей при исполнении служебных обязанностей только силе закона; пожизненное назначение судей. Его могут заменить только в случае нового назначения, по его личной просьбе или мотивированной ротации, решение о принятии которой выносит Высший совет магистратуры.

Интересно, что ст. 149 установила два тезиса, согласно которым правосудие осуществляется на всей национальной территории во имя народа, а аресты и приговоры, так же как и постановления Судов и трибуналов исполняются во имя Президента Республики. В данной же части Конституции легализован и принцип гуманитарного толка - судебная власть является гарантом свободы личности и основных прав граждан.

В специализированных параграфах рассматриваемых консти-

туций обнаружены следующие общие для них принципы судебной власти:

- организация, деятельность и компетенция судебных учреждений, относящихся к судебной системе на основе органического закона (ст. 153 в параграфе 2 «Судебные учреждения, относящиеся к судебной системе» Демократической Республики Конго). Аналогично установление ст. 155 параграфа 3 «Судебные учреждения административного порядка» данной Конституции применительно к заявленным учреждениям.

В параграфе 4 «Военные трибуналы» Конституции Демократической Республики Конго органический закон выступает основой не только организации и деятельности военных трибуналов, но и подсудности (ст. 156).

Согласно параграфа 5 «О Конституционном Суде» его организация и деятельность осуществляются на основе органического закона (ст. 169 Конституции Демократической Республики Конго).

Применительно к Верховному суду в ст. 119 Конституции Мадагаскара закреплен принцип законности устройства, функционирования и обязанностей Верховного суда, а также в ст. 12 наличествует принцип отчетности. Так, Верховный суд направляет ежегодный отчет о своей деятельности Президенту Республики, премьер-министру и Президентам Национальной ассамблеи, Сената и Конституционного суда. Данный отчет может быть обнародован.

В ст. 124 легализован принцип законности устройства в отношении Высокого суда правосудия Мадагаскара;

- окончательность решений суда и невозможность их обжалования (ст. 65 Конституции Либерии). Отметим, что в Конституции Демократической Республики Конго (ст. 168) применительно к решениям Конституционного Суда легализованы такие принципы, как невозможность обжалования решений Конституционного Суда; незамедлительное исполнение решений Конституционного Суда; обязательность решений Конституционного Суда всем административным, гражданским, военным и судебным органам власти, а также частным лицам;

- назначаемость и срочность полномочий судей (ст. 158 Конституции Демократической Республики Конго). Членов Конституционного Суда назначает Президент Республики: трех по свой собственной инициативе, трех указывает Парламент, созванный на Конгресс, и трех указывает Высший совет магистратуры.

Срок мандата члена Конституционного Суда - девять лет без права переизбрания. В рамках специальной главы о Конституционном Суде по административным и финансовым вопросам легализованы принципы назначения и срочности судей. Так, согласно ст. 107 Конституционный Суд состоит из девяти членов, срок полномочий которых составляет шесть лет и не может быть продлен.

Трое из членов назначаются Президентом Республики, двое - Национальной ассамблеей, один - Сенатом и трое - Верховным судом магистратов.

Применительно к норме ст. 68 Конституции Либерии справедливо говорить о легализации принципа назначаемости судей: Президент республики с согласия Сената назначает верховного судью и четырех судей присяжных. В остальном количественные и качествен-

ные характеристики искомых принципов в конституциях Демократической Республики Конго, Либерии и Мадагаскара вариативны.

Так, в судоустроительном аспекте обнаружены:

- независимость судебной власти (ст. 98 Конституции Мадагаскара);

- осуществление правосудия судом. В ст. 97 Малагасийской Конституции сказано, что в республике правосудие вершится Конституционным Судом по административным и финансовым вопросам, Верховным судом, апелляционными судами, трибуналами, а также Высоким судом правосудия, в соответствии с Конституцией и законом, во имя народа Мадагаскара.

Таким образом, формализованы еще и принципы законности, а также деятельности во имя народа.

В Конституции Либерии отсутствует традиционный принцип осуществления судебной власти / правосудия судами. Однако в ст. 65 установлено, что судебная власть в республике принадлежит верховному суду и подотчетным ему судам, создаваемых время от времени законодательной властью.

Ряд принципов адресован судьям:

- личная независимость: магистраты, судьи и судебные эксперты независимы в своей судебной деятельности и несут ответственность только перед Конституцией и законом (ст. 99 Конституции Мадагаскара).

В данных целях, за исключением случаев, предусмотренных законом и дисциплинарным правом, они не могут быть задержаны во время исполнения своих судебных обязанностей; они также не могут быть привлечены к ответственности в связи с решениями, которые приняли самостоятельно или при участии других лиц. Как видно, осуществлена формализация и принципа неприкосновенности судей;

- неприкосновенность судей, выраженная в ст. 73 Конституции Либерии через юридическую конструкцию «заявления и действия, произведенные судебными чиновниками во время выполнения ими служебных обязанностей являются неприкосновенными и не могут использоваться в судах в качестве доказательств против вышеуказанного судебного чиновника».

- невозможность произвольного отстранения судей от должности (ст. 71 Конституции Либерии);

- вознаграждение за работу судей (ст. 72 Конституции Либерии). При этом закреплены и гарантии такого принципа - выплаты судьям Верховного суда и подведомственных ему судов могут быть увеличены на основании положений законодательства, но не урезаны;

- несовместимость поста члена Конституционного Суда с иными должностями в ст. 108 Конституции Мадагаскара;

- юридическая ответственность судей Конституционного Суда по административным и финансовым вопросам, а также Вер-

Библиография: 1

ховного суда за все действия, которые были совершены ими в процессе исполнения своих обязанностей и которые, в момент совершения, расценивались как уголовные преступления или правонарушения (ст. 121 Конституции Мадагаскара).

В порядке резюме данного исследования, отметим его основные положения. В конституциях африканских государств принципы организации и деятельности судебной власти обнаружены в специальных отраслевых и гуманитарных разделах.

Конституции, отразившие принципы судебной власти исключительно в специальных отраслевых разделах (Коморские острова, Марокко), включают три минимальные разновидности таких принципов, касающиеся судоустройства, судопроизводства, а также статуса судей. Конституции, которые в совокупности отразили принципы судебной власти в специальных отраслевых и гуманитарных разделах, отличаются многообразием судоустроительных принципов, а также базовых положений для судей (Кот-Д-Ивуар, Ливия, Мавритания, Мали). Однако, в их текстах не обнаружены принципы, посвященные судопроизводству. Данное положение, конечно, можно расценивать в качестве дефекта. Однако, условия принятия конституций в африканских странах, ориентация их текстов на гуманитарный вектор объясняют фиксацию глобальных организационных принципов власти и пробелы в процессуальных основополагающих аспектах.

В качестве резюме осуществленного исследования отметим, что в рассмотренных конституциях Демократической Республики Конго, Либерии и Мадагаскара принципы судебной власти формализованы в различных частях документов, включая государственно-отраслевую, гуманитарную и специальную (судебную) части.

В гуманитарном блоке отражен классический набор принципов судебной защиты личности, а также презумпции невиновности. Кроме того, в разделах, посвященных правам и свободам личности, обнаружены и принципы судопроизводства (Демократическая Республика Конго и Либерия).

В государственно-ориентированных структурных единицах заявленных конституций не выявлено общих принципов; установлена формализация их различных видов применительно к судоустройству и правовому статусу судей.

В специальных разделах конституций Демократической Республики Конго, Либерия и Мадагаскара о судебной власти отмечена вариативность принципов, их преобладающее количество в рамках судоустроительного аспекта, а также статуса судей. Единичны принципы судопроизводства. Более того, в количественном превосходстве именно они были обнаружены в гуманитарных блоках конституций.

Полагаем, наличие и многообразие искомых принципов в африканских конституциях является прогрессивным фактом, однако объективной критике подлежит логика их формализации.

Конституция Демократической Республики Конго принята на референдуме 18-19 декабря 2005 г. // Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Т 3. М., 2018. С. 19-85.

2. Конституция Республики Либерия принята на референдуме 3 июля 1984 г. // Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018. С. 111-143.

3. Малагасийская Конституция от 19 августа 1992 г. // Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018. С. 213-252.

4. Пашков Р.В. Конституции стран Африки. Том 3. М., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.