Научная статья на тему 'СПЕКТАКЛИ-ВЕРБАТИМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ'

СПЕКТАКЛИ-ВЕРБАТИМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вербатим / документальные спектакли / Великая Отечественная война / воспитание патриотизма / архивная педагогика / театральная педагогика. / verbatim / documentary performances / the Great Patriotic War / education of patriotism / archival pedagogy / theatrical pedagogy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмуратко Дмитрий Владимирович

Статья посвящена описанию и анализу опыта Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в организации и проведении молодежного фестиваля документальный спектаклей «Молотов_1945.doc». Фестиваль прошел на площадках университета осенью 2022 г. при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). В проекте приняли участие 15 образовательных учреждений г. Перми. Основой для сценариев спектаклейвербатим стали архивные документы, сохранившие прямую речь участников и свидетелей событий Великой Отечественной войны, хранящиеся в архивах г. Перми. Спектакли, от этапа обсуждения и корректировки оригинального сценария – до премьерного показа на сцене, готовились командами школьников. С каждой командой работали профессиональный режиссер-сценарист, курирующий творческий постановочный процесс, и студенты-волонтеры. Автор полагает, что предложенный формат театрального фестиваля является актуальным средством формирования у подростков исторического мировоззрения, локальной идентичности и патриотизма. Работа подростков над спектаклями включает в себя когнитивный, деятельностный и аксиологический компонент патриотизма. Через личные истории участников и свидетелей войны школьники усваивают эмоционально окрашенную картину подлинных исторических событий, а сам процесс создания спектакля погружает подростков в активную творческую социальную коммуникацию друг с другом. Проигрывание («проживание») ролей на сцене, равно как просмотр спектаклей, развивают у актеров и зрителей чувства эмпатии и сопереживания, являющиеся прочной основой для формирования патриотических ценностных установок. Видеозаписи спектаклей, размещенные в сети Интернет, набрали более 38 тыс. просмотров. Содержательный анализ комментариев, оставленных участниками и зрителями спектаклей на страничке фестивале, позволяет говорить, что интеграция возможностей и ресурсов архивной и театральной педагогики в рамках организации и проведения молодежного фестиваля документальных спектаклей открывает широкие возможности, как для патриотического воспитания молодежи, так и для исторического просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERBATIM PERFORMANCES AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION AND HISTORICAL ENLIGHTENMENT OF YOUTH

The article is devoted to the description and analysis of the experience of Perm State Humanitarian Pedagogical University in organizing and conducting the First Youth Festival of documentary performances "Molotov_1945.doc ". The festival was held at the university with the support of the Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh) in the fall of 2022. 15 educational institutions of Perm took part in the project. The basis for the scenarios of verbatim performances were archival documents that preserved the direct speech of participants and witnesses of the events of the Great Patriotic War, stored in the archives of Perm. The performances, from the stage of discussion and correction of the original script to the premiere on stage, were prepared by teams of schoolchildren. A professional director-screenwriter, who oversees the creative production process, and volunteer students worked with each team. The author believes that the proposed format of the theater festival is an actual means of forming a historical worldview, local identity and patriotism among teenagers. The work of teenagers on performances includes a cognitive, activity and axiological component of patriotism. Through the personal stories of participants and witnesses of the war, schoolchildren assimilate an emotionally colored picture of authentic historical events, and the process of creating a performance immerses teenagers in active creative social communication with each other. Playing ("living") roles on stage, as well as watching performances, develop in actors and viewers feelings of empathy and empathy, which are a solid basis for the formation of patriotic values. Videos of performances posted on the Internet have gained more than 38 thousand views. A meaningful analysis of the comments left by the participants and spectators of the performances on the festival page suggests that the integration of the capabilities and resources of archival and theatrical pedagogy within the framework of the organization and holding of the youth festival of documentary performances opens up wide opportunities for both patriotic education of youth and historical enlightenment.

Текст научной работы на тему «СПЕКТАКЛИ-ВЕРБАТИМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 15. С. 61-69. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 15. P. 61-69.

Научная статья УДК 37.035.6

doi : 10.24412/2712-827Х-2023 -15-61-69

СПЕКТАКЛИ-ВЕРБАТИМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ1

Дмитрий Владимирович Шмуратко

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена описанию и анализу опыта Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в организации и проведении молодежного фестиваля документальный спектаклей «Молотов_1945.doc». Фестиваль прошел на площадках университета осенью 2022 г. при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). В проекте приняли участие 15 образовательных учреждений г. Перми. Основой для сценариев спектаклей-вербатим стали архивные документы, сохранившие прямую речь участников и свидетелей событий Великой Отечественной войны, хранящиеся в архивах г. Перми. Спектакли, от этапа обсуждения и корректировки оригинального сценария - до премьерного показа на сцене, готовились командами школьников. С каждой командой работали профессиональный режиссер-сценарист, курирующий творческий постановочный процесс, и студенты-волонтеры. Автор полагает, что предложенный формат театрального фестиваля является актуальным средством формирования у подростков исторического мировоззрения, локальной идентичности и патриотизма. Работа подростков над спектаклями включает в себя когнитивный, деятельностный и аксиологический компонент патриотизма. Через личные истории участников и свидетелей войны школьники усваивают эмоционально окрашенную картину подлинных исторических событий, а сам процесс создания спектакля погружает подростков в активную творческую социальную коммуникацию друг с другом. Проигрывание («проживание») ролей на сцене, равно как просмотр спектаклей, развивают у актеров и зрителей чувства эмпатии и сопереживания, являющиеся прочной основой для формирования патриотических ценностных установок. Видеозаписи спектаклей, размещенные в сети Интернет, набрали более 38 тыс. просмотров. Содержательный анализ комментариев, оставленных участниками и зрителями спектаклей на страничке фестивале, позволяет говорить, что интеграция возможностей и ресурсов архивной и театральной педагогики в рамках организации и проведения молодежного фестиваля документальных спектаклей открывает широкие возможности, как для патриотического воспитания молодежи, так и для исторического просвещения.

Ключевые слова: вербатим, документальные спектакли, Великая Отечественная война, воспитание патриотизма, архивная педагогика, театральная педагогика.

Для цитирования: Шмуратко Д. В. Спектакли-вербатим как средство патриотического воспитания и исторического просвещения молодежи // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 15. С. 61-69. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-61-69

Original article

VERBATIM PERFORMANCES AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION AND HISTORICAL ENLIGHTENMENT OF YOUTH

© Шмуратко Д. В., 2023

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации (номер KPZU-2021-002) «Исследование существующих практик воспитательной деятельности и технологий патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей среди обучающихся в системе общего образования, выработка методических рекомендаций».

Dmitry V. Shmuratko

Perm State University of Humanities and Pedagogy, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to the description and analysis of the experience of Perm State Humanitarian Pedagogical University in organizing and conducting the First Youth Festival of documentary performances "Molotov_1945.doc ". The festival was held at the university with the support of the Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh) in the fall of 2022. 15 educational institutions of Perm took part in the project. The basis for the scenarios of verbatim performances were archival documents that preserved the direct speech of participants and witnesses of the events of the Great Patriotic War, stored in the archives of Perm. The performances, from the stage of discussion and correction of the original script to the premiere on stage, were prepared by teams of schoolchildren. A professional director-screenwriter, who oversees the creative production process, and volunteer students worked with each team. The author believes that the proposed format of the theater festival is an actual means of forming a historical worldview, local identity and patriotism among teenagers. The work of teenagers on performances includes a cognitive, activity and axiological component of patriotism. Through the personal stories of participants and witnesses of the war, schoolchildren assimilate an emotionally colored picture of authentic historical events, and the process of creating a performance immerses teenagers in active creative social communication with each other. Playing ("living") roles on stage, as well as watching performances, develop in actors and viewers feelings of empathy and empathy, which are a solid basis for the formation of patriotic values. Videos of performances posted on the Internet have gained more than 38 thousand views. A meaningful analysis of the comments left by the participants and spectators of the performances on the festival page suggests that the integration of the capabilities and resources of archival and theatrical pedagogy within the framework of the organization and holding of the youth festival of documentary performances opens up wide opportunities for both patriotic education of youth and historical enlightenment.

Keywords: verbatim, documentary performances, the Great Patriotic War, education of patriotism, archival pedagogy, theatrical pedagogy.

For citation: Shmuratko D. V. Verbatim performances as a means of patriotic education and historical enlightenment of youth. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;15:61-69. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-61-69

Введение

Воспитание патриотизма и формирование российской гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной проблемой как системы образования, так и государства в целом. Важно понимать, что понятия «гражданская идентичность» и «патриотизм» многогранны, в их содержании присутствуют когнитивный (знаниевый), деятельностный и аксиологический (ценностный) компоненты. Через познание общероссийской и местной (локальной) истории (когнитивный компонент патриотизма) происходит осознание своей причастности к Российскому государству, отождествлением себя с российским обществом, его прошлым и настоящим, победами и поражениями. Не менее значимым является вовлечение молодежи в эмоционально окрашенную социально полезную и творческую деятельность (деятельностный компонент патриотизма), создающую условия для формирования чувства исторической эмпатии - сопереживания прошлому, усвоение ценностных установок, принятие идей подвига и личной ответственности за судьбу государства (аксиологический компонент патриотизма).

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - это направление, которое в настоящий момент является приоритетным в системе воспитания. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в РФ (2015-2025)» [Стратегия развития воспитания ... 2015], «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Основы государственной молодежной политики ... 2014], «Основ государственной культурной политики» [Основы государственной культурной политики ... 2014].

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ожидает от выпускника школы принятие ценностей российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознание своей сопричастности

судьбе Отечества. В перечне личностных результатов образования на одном из первых месте стоит способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме [Федеральный государственный образовательный стандарт ... 2021].

О необходимости формирования российской гражданской идентичности говорится в тексте Нацпроекта «Культура». При разработке национального проекта «Культура» особое внимание было обращено на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов России. На решение данных задач ориентировано два Федеральных проекта: «Культурная среда» и «Творческие люди» [Национальный проект ...].

Основная часть

Победа в Великой Отечественной войне является главнейшим событием истории России ХХ века, историческая память о котором составляет основу формирования российской гражданской идентичности и патриотизма. К сожалению, уровень знаний молодежи о ВОВ нельзя назвать удовлетворительным. Ситуация осложняется присутствием в сети «фейковых» материалов, искажающих подлинную историю. В таких условиях умения работать с архивным источником, критическое мышление могут стать гарантией сохранения в памяти молодежи событий и героев Великой Победы.

В преддверии 75-летнего юбилея Победы в ВОВ были проведены многочисленные социологические опросы молодежной аудитории с целью выяснения уровня исторической памяти о событиях 1941-1945 гг. Результаты опросов свидетельствует, что Великая Отечественная война по-прежнему вызывает интерес у учащейся молодежи как главное событие ХХ в. в истории России. Социологическое исследование, проведенное в 2015 г. З. Х. Саралиевой, Г. С. Широкаловой, П. И. Куконковым на выборке 886 человек показало, что две трети опрошенных (65 %) убеждены в том, что подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут и в будущем примером для новых поколений [Саралиева и др. 2015: 12]. При этом учащаяся молодежь самокритично оценивает свои знания о войне. Лишь 9% из них считают достаточным имеющийся объем знаний. Однако, далеко не каждый молодой человек, осознавая нехватку знаний о событиях ВОВ, стремится их пополнить. Практически каждый четвертый респондент (23%), признавая недостаточность своих знаний, убежден в том, что ему больше не нужно, итак «хватает». Невысокая, в целом, самооценка имеющихся знаний усугубляется тем, что значительная часть учащейся молодежи нередко пополняет свои знания о ВОВ за счет некритического восприятия оценок войны, транслируемых рядом средств массовой информации, произведениями художественной литературы, кинофильмами [Саралиева и др. 2015: 15-16].

Исследование, проведенное в 2020 г. филиалом РАНХиГС (г. Ростов-на-Дону) и ростовским региональным общественным советом проекта «Историческая память» на выборке в 4 655 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет показало следующие результаты. Треть респондентов воспринимают Великую Отечественную войну как самое главное событие XX в. Великая Отечественная война представляет интерес для большинства молодых людей: 36 % респондентов указали, что интересуются данными событиями, еще 52 % - отчасти интересуются. Около 2/3 респондентов полагают, что знание событий Великой Отечественной войны необходимо для современной молодежи, так как является необходимым компонентом сознания культурного человека. Важно отметить, что при ранжировании мероприятий / проектов о Великой Отечественной войне, которые могут заинтересовать молодежь, респонденты в числе первых позиций отметили, в том числе и театральные постановки по указанной тематике [Воронцов, Понеделков 2020: 94-95].

Следует отметить, что источники информации о войне, вызывающие доверие учащейся молодежи, в настоящее время используются явно недостаточно. Фрагментарность, «клиповость» исторической памяти обусловлены, скорее всего, неполнотой и хаотичностью исторического сознания учащихся. В данной ситуации материалы, хранящиеся в

государственных архивах, могут стать важным источником информации о ВОВ для молодого поколения и основой для формирования российской гражданской идентичности и патриотизма.

К сожалению, обилие непроверенной информации в общественном доступе, неумение современной молодежи критически мыслить делают школьников особенно уязвимыми к историческому манипулированию. Выходом из данной ситуации станет привитие школьникам и молодежи навыков критического анализа, умений работы с историческими первоисточниками и документами, компетенций творческой интерпретации и осмысления архивного материала. Все это возможно в рамках реализации идей архивной и театральной педагогики.

Архивная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке истории, педагогики, а также вспомогательных исторических дисциплин, рассматривающая архив как образовательную систему и направленная на работу по анализу и сохранению архивных материалов разного вида [Гуляева, Шмуратко 2020: 25]. Пермские архивы (Государственный архив Пермского края является, Архив г. Перми) первыми в России заговорили о важности и значимости развития идей архивной педагогики [Борисов 2016] [Новокрещенных, Новокрещенных 2018]. В годы войны в Пермский край (в то время Молотовская область) вместе с рабочими были эвакуированы более 100 промышленных предприятий из Ленинграда, Москвы, Одессы, Витебска. Отдельной вехой эвакуационных будней стало прибытие осенью 1941 г. в г. Пермь (г. Молотов) Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинского театра). Во время эвакуации в г. Перми (г. Молотове) побывали величайшие деятели искусства композиторы А. Хачатурян, С. Прокофьев, балерина Г. Уланова. Архивные документы, «от первого лица» рассказывающие об этих событиях, хранятся в фондах архивов г. Перми и ждут своего исследователя, они будут интересны не только профессиональным историкам, но и юным читателям школьникам и студентам.

Указанные архивные документы являются прекрасным материалом для написания сценариев спектаклей-вербатим. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов, диалогов, трилогов и т. д участников или свидетелей каких-либо исторических событий, перепроизносимых актерами на сцене. Как отмечает Е. А. Апчел: «происхождение документального театра, принцип работы с материалом базируются на практике исторической драмы, но существует большая разница между исторической драмой и документальным театром - разница интегративного принципа. Историческая драма строится на основе рассмотрения общего и постепенного обращения к частному. Документальный театр ориентируется на частное и затем интегрирует его в общее» [Апчел 2013: 179]

Театральная творческая интерпретация исторических событий прекрасно вписывается в идеи театральной педагогики и тенденций развития школьных театров, формирования их актуального и востребованного репертуара, повышения уровня исполнительского мастерства и организационных способностей школьников. Министр просвещения РФ. С. С. Кравцов в рамках нескольких совещаний, посвященных созданию и развитию школьных театров, подчеркивал: «Я сам, когда учился в школе, играл в школьном театре, и это помогает в жизни, какой бы профессией вы ни занимались», «Школьный театр - это в том числе и профориентация...», «До 2024 года в каждой школе будет создан школьный театр». На сегодняшний день школьные театры существуют только в 30 % школ [Количество школьных театров ...]. Особую роль театральной практики в подростковом (юношеском возрасте), когда школьнику становятся актуальны проблемы самосознания, вопросы отношения в системе «я и мир», когда возникает необходимость получения целостного представления о мире и ощущения себя в нем, подчеркивает О. А. Антонова. В данном случае, задача театрального творчества совпадает с юношеским поиском себя, обеспечивая становящейся личности полноценную и адекватную связь с миром и с самим собой в этом мире. Подросток охотно отзывается и готов размышлять на сложные моральные темы (добро и зло,

справедливость, долг, честь, совесть, достоинство и др.), а также темы гражданственности (права и свободы, ответственность, выбор и др.) и правовой культуры (закон, правопорядок, государство и др.). «Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы -не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции. Несомненно, что и на первых шагах школы в этом направлении театр может стать средством повышения эффективности педагогических усилий и результатов» [Антонова 2005: 342].

В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете 3 октября 2022 г. стартовал проект документальных спектаклей «Молотов_1945^ос», реализуемый при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь). Команды 15 образовательных учреждений г. Перми в течение двух месяцев готовили документальные спектакли, в основу которых легли события Великой Отечественной войны, память о которых сохранилась в документах, мемуарах, дневниках и письмах, хранящиеся в архивах города. В проекте приняли участие команды МАОУ «СОШ № 118», МАОУ «СОШ «Мастерград», МАОУ «Город дорог», МАОУ «СОШ №12», МАОУ «СОШ № 116», МАОУ «Гимназия № 31», МАОУ «СОШ № 60», МАОУ «СОШ № 77», МАОУ «Школа дизайна «Точка», МАОУ «Школа инженерной мысли», МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет», МАОУ «Гимназия № 17», МАОУ «СОШ 28», МАОУ «Гимназия № 33», МАУ ДО «ЦДТ «Ритм». Общее количество участников-школьников 225 чел.

Проект «Молотов_1945^ос» был нацелен на сохранение исторической памяти о ВОВ посредством проведения молодежного фестиваля спектаклей-вербатим. Спектакли, от этапа обсуждения и корректировки оригинального сценария, написанного на основе архивных документов - до премьерного показа на сцене, готовились командами школьников (8-11 кл.) под руководством волонтеров (студентов ПГГПУ) и наставников в течение 2 месяцев. В период подготовки спектаклей для команд были организованы творческие лаборатории по сценарному и театральному мастерству. С каждой командой работал профессиональный режиссер-сценарист, курирующий творческий постановочный процесс. Главным режиссером фестиваля был художественный руководитель Театра «КТО» Рамис Заббаров, режиссерами спектаклей выступили Андрей Колбин (Театр «КТО»), Евгений Шварц (Театр «Гистрион»), Злата Перминова («Театр-Театр»).

Итогом проекта стал 5-дневный Фестиваль (21-25 ноября 2022 г.), на котором были представлены 15 спектаклей-новелл продолжительностью спектакля до 20 минут. Помимо театральной программы Фестиваль включал творческие, интеллектуальные, образовательные мероприятия, посвященные военно-исторической тематике. Лучшие спектакли и актеры были отмечены дипломами и призами. Видеозаписи спектаклей размещены в Интернет в официальной группе Фестиваля в социальной сети «ВКонтакте» [«Молотов_1945^ос» ...] и могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе.

Школьники, участники фестиваля, в постах, размещенных в группе Фестиваля, отмечают: «За все время нашей работы над спектаклем мы получили много нового опыта, познакомились с нашим городом ещё лучше, каждый попробовал себя в разных ролях и, конечно же, получили незабываемые эмоции». В отзывах участников часто можно прочитать, что наиболее значимым и полезным для них был опыт творческого общения в рамках репетиционного процесса. «Самым ценным для меня за эти два месяца были, безусловно, сами репетиции к фестивалю, на них я не только набиралась огромного опыта, но и расслаблялась, спасалась от будничной суеты - это было место комфорта, с которым не хотелось прощаться. Лично для меня, этот проект - люди, новые люди». При этом важно подчеркнуть, что работа участников не сводилась исключительно к актерской игре на сцене. Школьные команды сами прорабатывали и осуществляли световое, музыкальное и художественное оформление и сопровождение спектакля, подбирали костюмы и реквизит, обеспечивали медийное и информационное продвижение своих выступлений. Из 15 человек,

входящих в каждую из команд, актерами были не более 5-6 чел. Одна из участниц в своем отзыве пишет: «Молотов это отличный фестиваль, где ребята могут попробовать себя в разных ролях, повзаимодействовать с опытными режиссёрами и понять, что важны не только актеры, но и "закулисье"».

В рамках проекта посредствам подготовки, постановки и презентации спектаклей-вербатим удалось вовлечь старшеклассников г. Перми в деятельную работу по сохранению и популяризации исторической памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны. Использование материалов, хранящихся в архивах г. Перми, позволили участникам проекта ощутить и прочувствовать события ВОВ, в том числе и в локальном измерении. Героями 15 спектаклей-новелл стали простые школьники г. Молотова 1941-1945 гг., которые также как и современные подростки учились в школе, дружили, ссорились, мечтали, любили. Перенеся на себя образы своих ровесников, актеры и участники постановки, смогли вместе с героями спектаклей прожить конкретные сюжеты из жизни простых девушек и юношей г. Молотова, перенестись в то далекое от нас военное время. Одна из актрис спектакля в интервью телекомпании «Ветта» поясняет: «Роль я играю девочки, мы решили, что имена, которые были в дневниках, мы заменяем на свои, получается, я играла саму себя, просто в роли девочки, которая была из дневника, ее звали Надя».

Неподдельные эмоции, которые демонстрировали участники постановок, позволяют говорить о достаточно серьезном и глубоком эмоциональном отклике от проигранных на сцене историй. Зрители в своих отзывах пишут, что юные актеры «заставили задуматься и сопереживать вместе с героями», «ребята молодцы, браво, аж до мурашек. Спасибо огромное детям и педагогам», «Очень трогательно». Размещенные в сети Интернет видеозаписи спектаклей собрали в общей сложности более 38 тыс. просмотров. В комментариях к спектаклям можем прочесть: «Отличный спектакль... Пересматриваю в который раз ...».

Подготовленные командами спектакли вошли в «копилки» творческих номеров образовательных учреждений и, несомненно, будут неоднократно представлены на городских и региональных площадках. Выстроенные коммуникационные связи между школами - университетом - архивами могут быть использованы в дальнейшем для реализации иных проектов патриотической и архивно-педагогической тематики. Опыт реализации подобного городского Фестиваля уже вдохновил организаторов на написание новой грантовой заявки, которая уже получила поддержку Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь).

Основным лейтмотивом Второго фестиваля станет тема Блокады Ленинграда и эвакуации ленинградцев в г. Молотов (Пермь). В 2023 г. в России отмечается 80-летие прорыва блокадного кольца вокруг непокоренного города, в такие моменты особенно важно вспомнить и почтить память Героев Великой Победы. Для жителей г. Перми Блокада Ленинграда имеет особое значение. Город Молотов (Пермь) и Молотовская (Пермская) область стали одной из основных территорий, принимающих эвакуированных ленинградцев, а также ленинградские предприятия и учреждения. В 1941-1942 гг. в Пермь (г. Молотов) были эвакуированы 379 тыс. ленинградцев, в том числе труппа театра им. С. М. Кирова (Мариинский театр), преподаватели и воспитанники хореографического училища (Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), экспонаты и сотрудники Русского музея, 78 детских интернатов, 50 детских садов и около 10 тысяч детей школьного и дошкольного возраста [Нечаев 2015: 69]. Второй молодежный фестиваль документальных спектаклей «Молотов_1945^ос» пройдет в ПГГПУ в октябре 2023 г.

Заключение

Опыт проведения молодежного фестиваля документальных спектаклей показал высокую эффективность подобной формы работы с подростками. Создание и презентация совместного творческого продукта (спектакля), в основу которого положен подлинный документальный материал, позволили использовать возможности и ресурсы архивной и

театральной педагогики в патриотическом воспитании и историческом просвещении. Вовлечение подростков в творческий процесс дало возможность формировать когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты патриотизма.

Когнитивная составляющая патриотизма в данном случае обеспечивалась работой с подлинным историческим материалом, письмами и дневниками участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Через личные истории конкретных реальных людей, как из отдельных нитей создавалось полотно истории народа и государства. В «Концепции преподавания учебного курса "История России"» отдельно прописана важность историко-антропологического подхода в изучении прошлого. «Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого... Так, воспитанию патриотизма и гражданственности у обучающихся при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Такой подход способствует развитию у молодого человека чувства сопричастности к истории своей страны. При этом речь идет как о выдающихся личностях ... так и об обычных, "рядовых" людях» [Концепция преподавания ... 2020: 9-10].

Деятельностный компонент патриотизма проявил себя в участии школьников в процессе создания и презентации спектакля. Выступление школьников на сцене перед аудиторией сверстников, по сути, представляло собой, с одной стороны, особый акт коммуникации, а с другой стороны, вариант метода обучения «равный - равному» (Р2Р-обучение). Трансляция образовательного контента в этом случае осуществлялась от школьника к школьнику (от актера к зрителю), что повышало ее значимость и обеспечивало безбарьерное принятие участниками. Так происходило вовлечение участников в эмоционально окрашенную социально значимую деятельность по совместному обучению и самообразованию.

Аксиологический аспект патриотического воспитания при работе школьников над документальными спектаклями проявился в эмпатическом сопереживании современных подростков своим историческим ровесникам. Актеры, участники и зрители документальных спектаклей, осуществив эмоциональный перенос чувств, мыслей и поступков героев, смогли «перенять» реальный человеческий опыт, интегрировав его в структуру своей личности. В данном случае эмпатический опыт эмоционального сопереживания заложил прочную основу для формирования ценностных установок личности подростка.

Авторы и организаторы молодежного фестиваля документальных спектаклей «Молотов_1945^ос» глубоко убеждены в уникальности и эффективности применения ресурсов архивной и театральной педагогики в патриотическом воспитании и историческом просвещении подростков.

Список литературы

1. Антонова О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 335-344.

2. Апчел Е. А. Процессуальность художественных принципов и форм современного документального театра // Наука. Искусство. Культура. 2013. № 2(2). С. 174-183.

3. Борисов А. А. Архивная педагогика: новые подходы [Электронный ресурс] // IV Форум архивистов Пермского края: материалы и документы. 30 ноября 2016 г. Пермь : Издательский дом "Типография купца Тарасова", 2016. С. 78-87. URL: http://www.archive.perm.ru/upload//news/Borisov.pdf (дата обращения: 26.11.2018).

4. Воронцов С. А., Понеделков А. В. Об отношении Российской молодежи к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Власть. 2020. № 3. С. 92-98.

5. Гуляева К. Д., Шмуратко Д. В. Есть такая профессия архивный педагог? (обзор мирового опыта архивной педагогики) // Преподавание истории в школе. 2020. № 2. С. 25-30.

6. Количество школьных театров увеличилось на 5 тысяч с ноября прошлого года [Электронный ресурс] // Минпросвещения России : официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/4884/kolichestvo-shkolnyh-teatrov-uvelichilos-na-5-tysyach-s-noyabrya-proshlogo-goda/ (дата обращения: 10.04.2023).

7. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн) [Электронный ресурс]. URL:

https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ (дата обращения: 11.04.2023).

8. «Молотов_1945.doc» : социальная группа ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/molotov_1945doc (дата обращения: 10.04.2023).

9. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/ (дата обращения: 09.02.2023).

10. Нечаев М. Г. Эвакуация ленинградских предприятий, учреждений и населения в Молотовскую (Пермскую) область, их размещение и деятельность в период Великой отечественной войны // Клио. 2015. № 6(102). С. 68-73.

11. Новокрещенных В. В., Новокрещенных И. А. Архивная педагогика в аспекте формирования ценностных ориентиров подрастающего поколения: школы и вузы // Вестник архивиста. 2018. № 1. С. 285-293.

12. Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс] / Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 16.01.2023).

13. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/documents/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 16.01.2023).

14. Саралиева З. X., Широкалова Г. С., Куконков П. И. Учащиеся о Великой Отечественной войне. Нижний Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2015. 48 с.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 09.02.2023).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 09.02.2023).

References

1. Antonova O. A. Igrovoe prostranstvo obrazovaniya: shkol'naya teatral'naya pedagogika [Game space of education: school theater pedagogy]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen]. 2005, vol. 5, no. 12, pp. 335-344. (In Russ.).

2. Apchel E. A. Protsessual'nost' khudozhestvennykh printsipov i form sovremennogo dokumental'nogo teatra [Processuality of artistic principles and forms of modern documentary theater]. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura [The science. Art. Culture]. 2013, no. 2(2), pp. 174-183. (In Russ.).

3. Borisov A. A. Arkhivnaya pedagogika: novye podkhody [Archival Pedagogy: New Approaches]. IV Forum arkhivistov Permskogo kraya: materialy i dokumenty [IV Forum of archivists of the Perm region: materials and documents]. November 30, 2016, Perm', Izdatel'skii dom «Tipografiya kuptsa Tarasova» publ., 2016, pp. 78-87. (In Russ.). Available at: http://www.archive.perm.ru/upload//news/Borisov.pdf (accessed: 26.11.2018).

4. Vorontsov S. A., Ponedelkov A. V. Ob otnoshenii Rossiiskoi molodezhi k Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 gg. [On the attitude of Russian youth to the Great Patriotic War of 1941-1945.]. Vlast' [Power]. 2020, no. 3, pp. 92-98. (In Russ.).

5. Gulyaeva K. D., Shmuratko D. V. Est' takaya professiya arkhivnyi pedagog? (obzor mirovogo opyta arkhivnoi pedagogiki) [Is there such a profession as an archival teacher? (review of the world experience of archival pedagogy)]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school]. 2020, no. 2, pp. 25-30. (In Russ.).

6. Kolichestvo shkol'nykh teatrov uvelichilos' na 5 tysyach s noyabrya proshlogo goda [The number of school theaters has increased by 5,000 since last November]. Minprosveshhenija Rossii : oficial'nyj sajt [Ministry of Education of Russia: official website]. (In Russ.). Available at: https://edu.gov.ru/press/4884/kolichestvo-shkolnyh-teatrov-uvelichilos-na-5-tysyach-s-noyabrya-proshlogo-goda/ (accessed: 10.04.2023).

7. Kontseptsiya prepodavaniya uchebnogo kursa «Istoriya Rossii» v obrazovatel'nykh organizatsiyakh Rossiiskoi Federatsii, realizuyushchikh osnovnye obshcheobrazovatel'nye programmy (utverzhdena resheniem Kollegii Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii protokol ot 23 oktyabrya 2020 g, no. PK-1vn) [The concept of teaching the course "History of Russia" in educational institutions of the Russian Federation implementing the main general education programs]. (In Russ.). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/ (accessed: 11.04.2023).

8. «Molotov_1945.doc» ["Molotov_1945.doc"]. Sotsial'naya gruppa VKontakte [Social group VKontakte]. (In Russ.). Available at: https://vk.com/molotov_1945doc (accessed: 10.07.2023).

9. Natsional'nyi proekt «Kul'tura» [National project "Culture"]. (In Russ.). Available at: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project/ (accessed: 09.02.2023).

10. Nechaev M. G. Evakuatsiya leningradskikh predpriyatii, uchrezhdenii i naseleniya v Molotovskuyu (Permskuyu) oblast', ikh razmeshchenie i deyatel'nost' v period Velikoi otechestvennoi voiny [Evacuation of Leningrad enterprises, institutions and population to the Molotov (Perm) region, their location and activities during the Great Patriotic War]. Klio [Clio]. 2015, no. 6(102), pp. 68-73. (In Russ.).

11. Novokreshchennykh V. V., Novokreshchennykh I. A. Arkhivnaya pedagogika v aspekte formirovaniya tsennostnykh orientirov podrastayushchego pokoleniya: shkoly i vuzy [Archival pedagogy in the aspect of the formation of value orientations of the younger generation: schools and universities]. Vestnik arkhivista [Herald of the archivist]. 2018, no. 1, pp. 285-293. (In Russ.).

12. Osnov gosudarstvennoi kul'turnoi politiki [Fundamentals of state cultural policy]. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Decree of the President of the Russian Federation]. ot 24.12.2014 g, no. 808. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (accessed: 16.01.2023).

13. Osnovy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper]. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/documents/2014/12/08/molodej-site-dok.html (accessed 16.01.2023).

14. Saralieva Z. Kh., Shirokalova G. S., Kukonkov P. I. Uchashchiesya o Velikoi Otechestvennoi voine [Students about the Great Patriotic War]. Nizhnii Novgorod, Izd-vo NISOTs publ., 2015, 48 p. (In Russ.).

15. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025]. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot [Decree of the Government of the Russian Federation]. May 29, 2015, no. 996-r. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed: 09.02.2023).

16. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of basic general education]. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation]. May 31, 2021, no. 287. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (accessed: 09.02.2023).

Информация об авторе Д. В. Шмуратко — кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author D. V. Shmuratko — Ph. D. (History), Associate Professor, Dean of the Faculty of History, Perm State University of Humanities and Pedagogy.

Статья поступила в редакцию 10.05.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 20.06.2023.

The article was submitted 10.05.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.