Научная статья на тему '≪спасибо Вам за все, а главное за свет, которого здесь очень мало≫. Из переписки Т. Н. Каменевой с епископом афанасием (Сахаровым) и иеромонахом Иераксом (Бочаровым)'

≪спасибо Вам за все, а главное за свет, которого здесь очень мало≫. Из переписки Т. Н. Каменевой с епископом афанасием (Сахаровым) и иеромонахом Иераксом (Бочаровым) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ (САХАРОВ) / ИЕРОМОНАХ ИЕРАКС (БОЧАРОВ) / МОСКОВСКИЙ ХРАМ КИРА И ИОАННА НА СОЛЯНКЕ / ОППОЗИЦИЯ МИТРОПОЛИТУ СЕРГИЮ (СТРАГОРОДСКОМУ) / РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ВЕРУЮЩИХ В СССР / НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ / АКАФИСТЫ / BISHOP AFANASY (SAKHAROV) / HIEROMONK IERAKS (BOCHAROV) / T. N. KAMENEVA / CHURCH OF ST. CYRUS AND JOHN ON SOLYANKA / THE CHURCH'S OPPOSITION PERSECUTION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / NEW MARTYRS AND CONFESSORS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / AKATHIST HYMN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров Владимир Александрович, Косик Ольга Владимировна

Публикуемые документы из фонда епископа Афанасия (Сахарова), хранящегося в Церковно-историческом архиве ПСТГУ (Ф. 1. Оп. 4), и личного архива А.В. Корниловой (урожденной Каменевой) представляют собой переписку святителя Афанасия и иеромонаха Иеракса (Бочарова) с сотрудницей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) Татьяной Ниловной Каменевой. В письмах, относящихся к 1950-м гг., содержится информация об обстоятельствах жизни святителя Афанасия и иеромонаха Иеракса после их освобождения из заключения. Т. Н. Каменева, духовная дочь о. Иеракса, была одной из многих подвижниц, которые оказывали незаменимую и существенную помощь репрессированным по политическим мотивам духовенству и мирянам. Предисловие к текстам документов включает в себя подробную биографию Татьяны Ниловны и ее родственников, а также сведения о ее знакомых из числа членов так называемых непоминающих церковных общин, многие из которых были репрессированы. Письма хорошо передают атмосферу церковной жизни 1950-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гончаров Владимир Александрович, Косик Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

≪I am Very Grateful to You, and Most Importantly for the Light, Which is Lacking Here≫. From the Correspondence of Bishop Afanasy (Sakharov) and Hieromonk Ieraks (Bocharov) With Tatyana Kameneva≫

The present publication contains documents from PSTGU Church-historical archive (Fund 1, inventory 4; bishop Afanasy (Sakharov)) and private collection of A. V. Kornilova (nee Kameneva) the correspondence of St.Afanasy and hieromonk Ieraks (Bocharov) with Tatyana Kameneva, a research associate of The Lenin State library. These letters written to the 1950s contain data on everyday life of St. Afanasy and hieromonk Ieraks after their release from GULAG. T. N. Kameneva, the spiritual daughter of hieromonk Iyeraks, was one of many church devotees who gave irreplaceable and essential help to clergy and laymen pursued for political reasons. The preface to these letters contains the detailed biography of Tatyana Nilovna and her relatives, and also information about her acquaintances, members of so-called “nepominayushchie” orthodox communities, many of them were repressed. These letters have adequately imprinted the atmosphere of church life in the1950s. Keywords

Текст научной работы на тему «≪спасибо Вам за все, а главное за свет, которого здесь очень мало≫. Из переписки Т. Н. Каменевой с епископом афанасием (Сахаровым) и иеромонахом Иераксом (Бочаровым)»

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

2016. Вып. 3 (70). С. 119-137

Гончаров Владимир Александрович, науч. сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ [email protected]

Косик Ольга Владимировна, канд. филол. наук,

ст. науч. сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ [email protected]

«Спасибо Вам за все, а главное за свет,

КОТОРОГО ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ МАЛО».

Из переписки Т. Н. Каменевой с епископом Афанасием (Сахаровым) и иеромонахом Иераксом (Бочаровым)

Публикуемые документы из фонда епископа Афанасия (Сахарова), хранящегося в Церковно-историческом архиве ПСТГУ (Ф. 1. Оп. 4), и личного архива А.В. Корниловой (урожденной Каменевой) представляют собой переписку святителя Афанасия и иеромонаха Иеракса (Бочарова) с сотрудницей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) Татьяной Ниловной Каменевой. В письмах, относящихся к 1950-м гг., содержится информация об обстоятельствах жизни святителя Афанасия и иеромонаха Иеракса после их освобождения из заключения. Т. Н. Каменева, духовная дочь о. Иеракса, была одной из многих подвижниц, которые оказывали незаменимую и существенную помощь репрессированным по политическим мотивам духовенству и мирянам. Предисловие к текстам документов включает в себя подробную биографию Татьяны Ниловны и ее родственников, а также сведения о ее знакомых из числа членов так называемых непоминающих церковных общин, многие из которых были репрессированы. Письма хорошо передают атмосферу церковной жизни 1950-х гг.

Новейшая история Русской Православной Церкви знает немало примеров христианского подвижнического служения женщин-мирянок. Одной из таких подвижниц благочестия, посвятивших свою жизнь оказанию помощи за Христа пострадавшим, была Татьяна Ниловна Каменева.

Книговед, кандидат филологических наук, сотрудник Отдела рукописей и Отдела редких книг Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека), Татьяна Ниловна Каменева родилась 15 февраля 1909 г. в г. Самаре в старинной дворянской семье, по материнской линии принадлежавшей к роду тверских и старицких дворян Корниловых, из которых происходил известный герой Крымской войны и Севастопольской обороны вице-адмирал В. А. Корнилов.

Отец Татьяны Ниловны — Нил Васильевич Каменев1 после окончания в 1893 г. юридического факультета Московского университета поступил в Там-

1 Каменев Нил Васильевич (1871—1925) — юрист, сын врача Василия Николаевича Каменева (1834 — ?) и Анны Егоровны Каменевой (урожд. Каховской).

бовский окружной суд младшим кандидатом на судебную должность, исполнял обязанности следователя, затем был членом суда. С 1898 г. являлся товарищем прокурора Тамбовского окружного суда. В 1903 г. он вступил в брак с дочерью начальницы Тамбовской женской гимназии и Тамбовского Александринского института благородных девиц из бедных дворянских фамилий — Екатериной Николаевной Генненберг2. Впоследствии в семье родились дети: Наталья3, Татьяна, Владимир4, Екатерина5. В конце 1908 г. Нил Васильевич получил назначение на пост прокурора Самарского окружного суда, а в июне 1917 г. был откомандирован на правах члена суда в Петроградский окружной суд. В этой должности встретил Октябрьскую революцию. В связи с тем что суды были ликвидированы, Нил Васильевич покинул Петроград и переехал к семье, которая обосновалась к тому времени в г. Тамбове у матери Екатерины Николаевны — Татьяны Александровны Генненберг (урожденной Корниловой). В начале 1918 г. Нил Васильевич получил возможность работать в должности уполномоченного «Главсахара»6, а затем был переведен на ту же должность в Тамбовский «Рауспирт»7, где с 1921 г. состоял управляющим делами. В 1921 г. его мобилизовали как юриста для работы в Тамбовском военно-революционном трибунале в должности военного следователя. Одновременно в течение 1921 г. и первой половины 1922 г. он состоял консультантом общественного обвинителя при Тамбовском губернском отделе юстиции («Губюст»), образованном на месте суда.

Нил Васильевич был глубоко верующим человеком. Молитва занимала в его жизни важное место и поддерживала в трудные минуты. «У моего отца, — вспоминал его сын Владимир, — был поминальник — маленькая записная книжка в черном переплете. В ней черными чернилами, его превосходным, хорошо мне знакомым почерком, под надписью с крестиком наверху "О упокоении" стоя-

2 Каменева (урожд. Генненберг) Екатерина Николаевна (1881-15.10.1957).

3 Каменева Наталья Ниловна (24.11.1904-14.04.1965), окончила фармацевтический техникум и всю жизнь проработала провизором в аптеках. Состояла в браке с преподавателем русского языка и литературы Александром Михайловичем Малиным. Вместе с сестрой и братом после переезда в г. Москву посещала храм свв. бессрр. Кира и Иоанна на Солянке, а позднее храм св. пророка Илии Обыденного и храм Ризоположения Донского монастыря. Через сестру Татьяну Ниловну была тесно связана с иеромонахом Иераксом (Бочаровым), а позднее близко познакомилась со святителем Афанасием (Сахаровым).

4 Каменев Владимир Нилович (11.01.1911-22.08.1987) — главный инженер депо «Измайлово» Московского метрополитена, инвалид Великой Отечественной войны. Автор воспоминаний «Из церковной жизни 20-х гг.» (Приходские вести храма Космы и Дамиана в Шубине. № 14. М., 2001. С. 58-67), «Фронтовые записки» (Каменев В. Н. Фронтовые записки. Тверь: Седьмая буква, 2010). В 1935 г. вступил в брак с Лидией Витальевной Тепниной.

5 Каменева Екатерина Ниловна (04.10.1912-08.10.1971), заочно окончила технический вуз и всю жизнь работала на Московском шарикоподшипниковом заводе экономистом. Проживала вместе с матерью Екатериной Николаевной, которая была парализована, в маленькой комнате в коммунальной квартире на Шарикоподшипниковской улице, рядом с заводом. После смерти матери вышла замуж за Сергея Николаевича Колудунова, служившего в Государственном комитете Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Детей у них не было.

6 Главный сахарный комитет при ВСНХ.

7 Районное управление государственными заводами винокуренной промышленности при ВСНХ.

ли многочисленные имена усопших, которых поминал отец на молитвах (дома перед иконой Казанской Божьей Матери с неугасимой лампадкой, сколь я это помню, молился постоянно). Среди многочисленных имен усопших были записаны: убиенный митрополит Философ (возможно, имелся в виду протоиерей Философ Орнатский), убиенный митрополит Вениамин, убиенный митрополит Владимир. Двое первых были убиты в Петрограде, третий расстрелян в Киеве»8.

В число друзей семьи Каменевых входил владыка Кирилл (Смирнов)9, в 1908—1918 гг. управлявший Тамбовской и Шацкой епархией10.

В г. Тамбове Нил Васильевич исполнял обязанности старосты Спасо-Преображенского собора при епископе Тамбовском и Козловском Зиновии (Дроздове)11, который в 1922 г. решительно выступил против обновленцев.

В июле 1922 г. Нил Васильевич был арестован и до 20 сентября находился в заключении в исправтруддоме Тамбова.

16 августа 1922 г. обновленческое ВЦУ уволило епископа Зиновия на покой. Одновременно власти в Тамбове сфабриковали дело «о краже церковных ценностей в кафедральном соборе». Владыке и группе духовенства и мирян Покровского собора, в том числе старосте собора Н. В. Каменеву, было предъявлено обвинение в причастности к «краже», и в ноябре он был вновь арестован. Спустя некоторое время после ареста состоялся суд, признавший всех обвиняемых виновными. Н. В. Каменева трибунал приговорил к четырем годам лишения свободы, но по амнистии срок наказания был сокращен на одну треть, и примерно через год он вышел на свободу.

В. Н. Каменев вспоминал: «Какой-то период времени в Тамбове действовала только одна, не захваченная "живцами", железнодорожная церковь, приходилось ходить в нее далеко от дома, за полотно железной дороги. Помню обедни в этой церкви, на них бывало множество народа, стояли тесно. Наконец, и железнодорожная церковь закрылась для нас, и единственным местом, где совершались службы по-старому, была домовая церковь при Доме слепых, туда мы некоторое время и ходили. От нашего дома на Никольской улице путь туда был не близким, приходилось идти на другой конец города! Дорогу по темным тамбовским улицам преодолевали сразу всей семьей, а возвращались еще большей дружной толпой, постепенно таявшей. Узкий круг посещавших церковь, атмосфера таинственности, отчасти даже конспирации, невольно воссоздавала времена молебствий первых христиан в римских катакомбах, так чудесно и проникновенно описанных в книге Евгении Тур (графини Салиас) "Катакомбы". Вероятно, и чтение этой книги, равной которой по силе воздействия на душу я за свою жизнь не встречал, — относится к тому времени, к посещению железно-

8 Каменев В. Н. Воспоминания. Рукопись. 1970-е гг. // Личный архив А. В. Корниловой (урожд. Каменевой). Санкт-Петербург.

9 Кирилл (Смирнов Константин Иларионович; 1863—1937) — священномученик, митрополит Казанский и Свияжский. Неоднократно подвергался репрессиям.

10 Из церковной жизни 20-х гг. Воспоминания Владимира Каменева // Приходские вести храма Космы и Дамиана в Шубине. № 14. М., 2001. С. 64.

11 Зиновий (Дроздов Николай Петрович; 1875—1942) — архиепископ Тамбовский и Шацкий. Неоднократно подвергался репрессиям.

дорожной церкви, Дома слепых, к таинственным сборам на исповедь на квартирке Кудряшевых12 сначала на Архангельской, потом на Большой улице»13.

Нил Васильевич Каменев умер 1 декабря 1925 г. в Тамбовской городской больнице после продолжительной болезни. Он был человеком большого, светлого и острого ума, глубокой и разносторонней культуры. Всю свою жизнь, и особенно последние ее годы, был глубоко и осмысленно верующим человеком. У многих, знавших его, надолго сохранились о нем самые светлые воспоминания14. Его дети многое унаследовали от него.

В Тамбове Каменевы были дружны с семьей Тепниных: Виталием Ираклиевичем15 и Верой Владимировной16 Тепниными, и их дочерьми — Гали17, Марией18 и Лидией19. В 1935 г. Каменевы и Тепнины породнились: Владимир Нилович вступил в брак с Лидией Витальевной.

По воспоминаниям А. В. Корниловой20, «после смерти Нила Васильевича семья еще продолжала жить в Тамбове какое-то время. Потом Владимир уехал в Москву в поисках работы, Наталья — в Ленинград, жила трудно, работала и

12 Кудряшов Василий Леонтьевич (1890—1937) — иерей, неоднократно подвергался репрессиям. Служил в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Тамбове, а затем тайно на дому. Расстрелян.

13 Из церковной жизни 20-х гг. Воспоминания Владимира Каменева // Приходские вести храма Космы и Дамиана в Шубине. № 14. М., 2001. С. 66.

14 Биографические сведения о Н. В. Каменеве изложены по материалам: Архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов) // Сайт «История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица». URL: http://www.tambovdoc.ru/?p=12; Каменев В. Н. Воспоминания. Рукопись. 1970-е гг. // Личный архив А. В. Корниловой (урожд. Каменевой). Санкт-Петербург.

15 Тепнин Виталий Ираклиевич (01.04.1879, Екатеринбург — 17.03.1956, Москва, Рублево).

16 Тепнина Вера Владимировна (урожд. Гудим-Левкович; 25.09.1875, Иркутск — 15.11. 1962, Москва, Рублево).

17 Тепнина Гали Витальевна (1902, Санкт-Петербург — 03.1961, Москва, Рублево). Подвергалась аресту в 1946 г., освобождена по болезни из тюремной психбольницы г. Владимира и сдана на поруки отцу Виталию Ираклиевичу Тепнину, выселенному после ареста дочерей из квартиры в барак по адресу: Москва, Рублево, барак 19, комн. 7.

18 Тепнина Мария Витальевна (22.01.1904, Санкт-Петербург — 28.04.1993) — зубной врач. В 1912—1917 гг. училась в гимназии в г. Тамбове. С 1923 г. проживала в г. Москве. В 1925—1932 гг. прихожанка Сербского подворья (церковь свв. мчч. и бессрр. Кира и Иоанна на Солянке). Духовная дочь иеромонаха Иеракса (Бочарова). В 1928—1930 гг. училась в медицинском институте в г. Москве, затем в Ленинграде, откуда ее исключили «за чуждую пролетариату идеологию». В 1934 г. ездила в Гжатск к митрополиту Кириллу (Смирнову). На ее квартире в Рублеве иногда служил о. Владимир Криволуцкий. В ноябре 1946 г. по обвинению в «участии в антисоветской церковной организации и антисоветской агитации» приговорена к 5 годам ИТЛ. Отбывала наказание в Сиблаге. С 1951 г. была на поселении в Красноярском крае. После 1960-х гг. проживала в с. Новая Деревня Московской обл., снимала комнату рядом со Сретенским храмом, где практически проводила все свое время.

19 Каменева (урожд. Тепнина) Лидия Витальевна (31.01.1908, Санкт-Петербург — 04.03.1977, Москва) — младшая дочь В. И. Тепнина. Окончив педагогический техникум, работала воспитателем детского сада. В 1935 г. вышла замуж за В. Н. Каменева, в то время морского офицера Тихоокеанского флота, а впоследствии — главного инженера депо «Измайлово» Московского метрополитена. Лидия Витальевна единственная ездила в места ссылки сестры М. В. Тепниной в село Покатеево Долгомостовского района Красноярского края.

20 Корнилова (урожд. Каменева) Анна Владимировна (род. 1940 г.) — дочь В. Н. Каменева и Лидии Витальевны (урожд.Тепниной), доктор искусствоведения, профессор.

училась на фармацевта, потом тоже уехала в Москву»21. Вслед за ними, после окончания в 1928 г. Тамбовского музыкального техникума по специальности «Преподаватель музыки (рояль)», переехала в Москву и Татьяна Ниловна. Она «прописалась к другу семьи, "тете Каде", Клавдии Карагодиной, которая жила на Сретенке (д. 26, кв. 7), в крохотной шестиметровой комнатке. Таня спала на полу у двери, где дуло, оттого много болела»22.

Как следует из материалов личного дела Т. Н. Каменевой, хранящегося в Архиве в РГБ (Оп. 262—74. Ед. хр. 169), в Москве она сразу же поступила на курсы лаборантов при Научно-исследовательском текстильном институте23. Окончив их в 1930 г., работала в институте в течение семи лет сначала препаратором, затем лаборантом и старшим лаборантом. В марте 1937 г. Татьяна Ниловна вынуждена была оформить временную нетрудоспособность по состоянию здоровья (ревматизм). Еще будучи на инвалидности, она в январе 1938 г. поступила на курсы корректоров при Учебном комбинате Объединения государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ) при Наркомпросе РСФСР, окончив которые, поступила на работу корректором в Сельхозгиз24, где трудилась до августа 1941 г., когда, ввиду эвакуации издательства, была уволена по сокращению штатов. Впоследствии работала там же и в других местах внешним корреспондентом без зачисления в штат.

В мае 1942 г. Татьяна Ниловна поступила на работу в Государственную библиотеку им. Ленина, в которой трудилась до выхода на пенсию в 1974 г. Здесь она прошла все ступени карьерной лестницы: от библиотекаря II разряда Отдела гигиены и реставрации до старшего научного сотрудника Отдела редкой книги. Одновременно, в 1945—1950 гг., она училась заочно на историческом факультете Московского областного педагогического института, получив квалификацию преподавателя истории, в ноябре 1952 г. стала аспирантом Государственной библиотеки без отрыва от производства по специальности «История книги».

Татьяна Ниловна была ученицей Антонины Сергеевны Зерновой25, создателем фонда старопечатных русских книг и организатором научной работы с книгами кирилловского шрифта. В своей статье, посвященной памяти Антонины Сергеевны, Татьяна Ниловна с благодарностью вспоминает своего наставника: «С 1953 г. и до конца ее жизни мне выпало счастье работать с ней и учиться у нее. Она была моим руководителем в научной работе, строгим, требовательным и всегда доброжелательным»26.

21 Личный архив А. В. Корниловой (урожд. Каменевой). Санкт-Петербург.

22 Там же.

23 Ныне ОАО «Центральный научно-исследовательский текстильный институт». В этом институте ведущим инженером-технологом работал В. И. Тепнин, который и способствовал устройству Татьяны Ниловны на эту должность.

24 Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, созданное в 1929 г.

25 Зернова Антонина Сергеевна (1883—1964) — историк книги, библиограф. В 19281958 гг. работала в Отделе редких книг библиотеки им. В. И. Ленина. Автор трудов по истории книгопечатания в России. Совместно с Т. Н. Каменевой составила «Сводный каталог русской книги кирилловской печати XVIII века».

26 Каменева Т. Н. Антонина Сергеевна Зернова // Федоровские чтения: Сб. науч. тр. М.,

1976.

Первый библиографический труд Татьяны Ниловны, увидевший свет в 1959 г., посвящен изданиям черниговской типографии27. В нем описано 175 изданий 1646-1767 гг. кирилловского, гражданского и латинского шрифтов. Следующий труд, выполненный ею совместно с ученицей — Александрой Алексеевной Гусевой28, представляет собой капитальный каталог книг кирилловской печати, изданных на Украине. Первый том, в котором изложение было доведено до середины XVII столетия, увидел свет в 1976 г.29 Второй том, вышедший в 1981 г., содержал сведения о 82 киевских изданиях кирилловской печати второй половины XVII в.30 Третий том, посвященный львовским, новгород-северским, уневским и черниговским изданиям, вышел уже после смерти Т. Н. Каменевой31.

В мае 1964 г. Татьяна Ниловна защитила кандидатскую диссертацию на тему «История Черниговской типографии (XVII-XVIII вв.)»32 и получила степень кандидата филологических наук. Ее научные труды высоко ценились специалистами не только в России, но и за рубежом. Известный английский книговед Симонс издал в Лондоне брошюру о ней с библиографией ее трудов33. Среди корреспондентов Татьяны Ниловны, с которыми она вела переписку34, имена таких знаменитых ученых, как Н. П. Киселев35, Г. И. Коляда36, Е. Л. Немиро-вский37, А. А. Сидоров38, Д. П. Богдан39. Она поддерживала дружеские и научные

27 Каменева Т. Н. Сводный каталог изданий, напечатанных в Чернигове (1646—1818) // Труды / Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина. М., 1959. Т. 3. С. 255-384.

28 Гусева Александра Алексеевна — историк книги, библиограф, крупнейший специалист в области изучения изданий кирилловского шрифта, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки, лауреат Макариевской премии (2011).

29 Каменева Т. Н., Гусева А. А. Украинские книги кирилловской печати XVI—XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в Гос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина. М., 1976. Вып. 1: 1574 г. — 1-я пол. XVII в.

30 Гусева А. А., Каменева Т. Н., Полонская И. М. Украинские книги кирилловской печати XVI—XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в Гос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина. М., 1981. Вып. 2. Т. 1: Киевские издания 2-й пол. XVII в.

31 Гусева А. А., Полонская И. М. Украинские книги кирилловской печати XVI—XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в Гос. библиотеке им. В. И. Ленина. М., 1990. Вып. 2. Ч. 2: Львовские, новгород-северские, черниговские, уневские издания 2-й пол. XVII в.

32 Каменева Т. Н. История Черниговской типографии XVII—XVIII вв: Автореф. дис. ... канд. филол. наук (по специальности «Книговедение») / Моск. полигр. ин-т. М., 1964.

33 Two Russian scholars T. N. Kameneva & N. E. Nosov: Portraits & a few references by John Simon Gabriel Simmons (1987).

34 Хранится в НИОР РГБ. Ф. 807.

35 Киселев Николай Петрович (1884—1965) — книговед, библиограф, палеограф, библиотечный и музейный деятель, известный каталогизатор инкунабул и палеотипов.

36 Коляда Григорий Иванович (1896—1977) — книговед, автор исследований о началах кирилловской печати, доктор филологических наук.

37 Немировский Евгений Львович (1925 г.р.) — книговед, доктор исторических наук (1972), профессор (1979); член-корр. РАЕН (1991).

38 Сидоров Алексей Алексеевич (1891—1978) — искусствовед, библиофил и коллекционер, член-корр. АН СССР (1946).

39 Богдан Дамиан Петрович — доктор исторических наук, профессор славянской палеографии на историческом факультете Университета им. К. И. Перхона в Бухаресте.

контакты с крупнейшими специалистами в области древнерусской книжности монахиней Фамарью (Протасьевой)40 и Марфой Вячеславовной Щепкиной41.

Уже будучи на пенсии, Татьяна Ниловна делала описание старопечатных книг, хранящихся в Библиотеке Троице-Сергиевой лавры.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. Татьяна Ниловна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ее имя увековечено в «Книге памяти Российской государственной библиотеки»42.

Круг общения Татьяны Ниловны не ограничивался представителями научной интеллигенции. Помимо трудов на поприще науки — и определяющим в ее жизни, — было участие в послевоенной церковной жизни страны. Она поддерживала дружеские отношения с архимандритом Иннокентием (Просвирниным)43, сыгравшим огромную роль в издательской деятельности Русской Православной Церкви, агиографом, историком, археографом. В числе ее духовных наставников были такие замечательные пастыри, как протоиереи Николай Голубцов44, Александр Толгский45, Андрей Каменяка46, Валериан Кречетов47, Александр Егоров48,

40 Фамарь (Протасьева Татьяна Николаевна; 1904-1987) — монахиня, принадлежала к старой дворянской фамилии. Специалист по древнерусской книжности и реставрации тканей, работала старшим научным сотрудником Отдела древних рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея, пела на клиросе в московском храме пророка Илии Обыденного. Подвергалась репрессиям. Портрет Татьяны Николаевны в монашеском облачении писал П. Корин для своей монументальной картины «Русь уходящая».

41 Щепкина Марфа Вячеславовна (1894-1984) — славист и палеограф, доктор исторических наук. В 1919-1981 гг. работала в Государственном историческом музее. С 1954 г. заведовала Отделом древних рукописей и старопечатных книг, с 1976 г. — научный консультант. Принадлежала к потомкам знаменитого русского актера М. С. Щепкина.

42 Вестник РГБ. 2009. № 1 (86). С. 83-84.

43 Иннокентий (Просвирнин Анатолий Иванович; 1940-1994) — архимандрит, заместитель председателя Издательского отдела Московского Патриархата и главного редактора «Журнала Московской Патриархии» митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева).

44 Голубцов Николай Александрович (1900-1963) — протоиерей, служил в московских храмах: в церкви Ризоположения Господня на Донской улице и в Малом соборе Донского монастыря в г. Москве.

45 Толгский Александр Васильевич (1880-1962) — протоиерей, настоятель храма Илии Обыденного в Москве.

46 Каменяка Андрей Петрович (иеромонах Иов; 1926-1993) — протоиерей, с 1954 г. служил священником кафедрального Успенского собора в г. Владимире, в 1961-1976 гг. настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Покрове, в 1976-1984 гг. настоятель храма свт. Николая Чудотворца в г. Киржаче и Свято-Троицкого собора в г. Александрове Владимирской области. В 1984-1993 гг. служил в православных храмах Латвии. В 1993 г. по состоянию здоровья был отправлен за штат и на покой в Муромский Благовещенский мужской монастырь, незадолго до кончины принял монашеский постриг.

47 Кречетов Валериан Михайлович (р. 1937) — протоиерей, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Акулово Одинцовского района Московской области.

48 Егоров Александр Николаевич (1927-2000) — протоиерей, священник храма Илии Обыденного в Москве. Окормлял духовных чад протоиереев Алексия и Сергия Мечёвых, последних монахинь закрытого Зачатьевского монастыря, членов других ликвидированных церковных общин г. Москвы.

Александр Куликов49. Среди ее близких связей — прошедшие лагеря и ссылки члены двух наиболее крупных московских общин, сохранившихся и после закрытия храмов, при которых они действовали. Это прихожане храма свт. Николая в Кленниках50, духовные дети оо. Алексия и Сергия Мечевых: Константин Апуш-кин51, ставший тайным священником, его жена Елена Владимировна (урожд. Быкова)52, протоиерей Федор Семененко53, Д. Е. Мелехов54, С. А. Цуриков55, В. В. Быков56 (последний репрессирован не был), — а также духовенство и миряне храма святых бессребреников Кира и Иоанна на Солянке57. С ними Татьяна Ниловна находилась в тесном молитвенном общении.

В 1920 г. настоятелем храма Кира и Иоанна был назначен о. Сергий (Битю-ков), в 1922 г. принявший монашество с именем Серафим58. Церковный приход относился к «непоминающим». «Службы были такие, что, действительно, стоишь и не знаешь, где ты, на земле или на небе», — писала М. В. Тепнина59. В 1927 г. о. Серафим ушел в затвор, тайно служил в Загорске в доме Ксении

49 Куликов Александр Сергеевич (1933-2009) — протоиерей, с 1990 г. настоятель храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Духовно окормлял еще остававшихся в живых членов маросейской общины.

50 Закрыта в 1931 г.

51 Апушкин Константин Константинович (1898-1965), священник подвергался репрессиям. В 1938 г. тайно рукоположен в священный сан епископом Мануилом (Лемешевским).

52 Апушкина (урожд. Быкова) Елена Владимировна (1901-1999), жена священника К. К. Апушкина. В 1950-е гг. познакомилась со свт. Афанасием (Сахаровым), помогала ему в трудах, оставила о нем яркие воспоминания. Бережно собирала и перепечатывала на машинке сборники воспоминаний о маросейских священниках, других подвижниках благочестия.

53 Семененко Федор Никанорович (1902-1975) — протоиерей, подвергался репрессиям, в 1935 г. был тайно рукоположен во пресвитера свт. Афанасием (Сахаровым). Состоял в браке с прихожанкой храма свт. Николая в Кленниках Александрой Александровной Цуриковой (1902-1978).

54 Мелехов Дмитрий Евгеньевич (1899 -1979) — психиатр, доктор медицинских наук, один из основателей социальной психиатрии, автор более 170 научных трудов, в т. ч. пяти монографий. Подвергался репрессиям.

55 Цуриков Сергей Александрович (1903-1982) — сын помещика Тульской губ., юриста А. А. Цурикова (1849-1912), инженер-технолог. Потомок декабриста И. И. Пущина. Окончил химфак МВТУ. В 1935 г. вместе с сестрой Н. А. Быковой был приговорен к трем годам ИТЛ по обвинению в том, что поддерживал нелегальную связь со своим сводным братом — эмигрантом Николаем Александровичем Цуриковым, бывшим офицером Белой армии. Отбывал наказание в Норильлаге. Освобожден в 1937 г. Одно время после смерти жены в начале 1950-х гг. проживал вместе с сыном Алексеем на квартире у Т. Н. Каменевой на Пятницкой улице.

56 Быков Владимир Владимирович (1910-2004) — инженер, брат Е. В. Апушкиной (Быковой). Один из составителей книги «Отец Арсений», в которую включены воспоминания из архива Т. Н. Каменевой (главы «Павел Семенович», «Следователь», «Воспоминания А. Ф. Батуриной», «Торопова М. Т.», «Беседа», «Разведчик»).

57 Закрыта в 1932 г., разрушена в 1934 г.

58 Серафим (Битюков Сергей Михайлович; 1880-1942) — архимандрит, неоднократно подвергался репрессиям. В число духовных детей о. Серафима входили Вера Яковлевна Василевская, Елена Семеновна Мень и ее сын — протоиерей Александр Мень. С семьей Меней Татьяну Ниловну связывали теплые дружеские чувства.

59 Тепнина М. В. Из воспоминаний-интервью // Василевская В. Я. Катакомбы XX века: Воспоминания. М., 2001. С. 264.

Гришановой (в монашестве Сусанны)60. По этому пути пошел и другой священник «солянской» церкви иеромонах Иеракс (Бочаров)61, во второй половине 1930-х — начале 1940-х гг. нелегально проживавший на ст. Лосиноостровская Московской области у духовной дочери В. А. Корнеевой62 и тайно служивший там на дому.

После кончины о Серафима в 1942 г., его духовных детей принял протоиерей Петр Шипков63. Архимандрит Серафим говорил чадам: «Вы одни не останетесь: не будет меня, будет о. Иеракс, не будет о. Иеракса, будет о. Петр»64.

Хотя не имеется документальных свидетельств того, что Татьяна Ниловна посещала тайные «домовые» богослужения, сам факт принадлежности ее к кругу этих «катакомбных» священников позволяет сделать такое предположение.

В начале 1930-х гг. все московские храмы, где за богослужением не поминались власти и митрополит Сергий, были закрыты, а духовенство арестовано. Члены общин стали собираться тайно, на квартирах. Своим епископом они считали святителя Афанасия (Сахарова)65. О. Серафим говорил

60 Сусанна (Гришанова Ксения Ивановна; 1896-1979) — монахиня. В 1933-1943 гг. жила в Загорске (Сергиев Посад) у своей сестры Прасковьи Гришановой (схимонахини Никодимы), где тайно проживал архимандрит Серафим (Битюков), была его келейницей. Арестована в 1943 г. по групповому делу «Антисоветское церковное подполье» и приговорена к трем годам ссылки в Красноярский край. В 1946 г. вернулась из мест заключения и поселилась в г. Александрове Владимирской области. В 1948 г. арестована и выслана на «вечное» поселение в Казахстан. После 1956 г. вернулась домой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61 Иеракс (Бочаров Иван Матвеевич, 1880-1959) — иеромонах. В 1929-1932 гг. служил в церкви свв. Кира и Иоанна. Арестован в 1943 г. по делу «Антисоветское церковное подполье», приговорен к пяти годам ИТЛ, отбывал наказание в лагере под Мариинском. В1950-х гг. проживал в инвалидном доме в Мордовии, с 1957 г. — в г. Владимире, где и скончался.

62 Корнеева Вера Алексеевна (1906-1999), после революции со своей крестной-монахиней, приходившейся ей тетей, Натальей Леонидовной Рагозиной, укрывала священников, монахов и монахинь из разогнанных монастырей. В ее доме на ст. Лосиноостровская Московской обл. в течение восьми лет нелегально жил иеромонах Иеракс (Бочаров), а в начале войны — о. Владимир Криволуцкий. В комнате на чердаке была устроена тайная церковь. В 1946 г. приговорена к пяти годам ИТЛ; освобождена в 1953 г.

63 Шипков Петр Алексеевич (1888-1959) — протоиерей, неоднократно подвергался репрессиям. После выхода Декларации митр. Сергия 1927 г. стал тайно служить вместе с о. Серафимом (Битюковым). С 1934 г. ушел «в катакомбы», жил в Загорске, работал бухгалтером. В конце жизни — настоятель собора в г. Боровске Калужской обл.

64 Василевская. Катакомбы XX века. С. 103.

65 Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962) — святитель, исповедник, епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии, один из авторов «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим» (Собору Русских святых). В 1933 г. вышел из юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского). Неоднократно подвергался репрессиям. В 1944 г. приговорен к восьми годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге. В 1945 г. признал законность избрания Патриархом Алексия I. Ориентация владыки Афанасия на воссоединение «непоминающих» с Московской Патриархией предотвратила новый раскол в Русской Церкви. После освобождения из лагеря, в 1954-1955 гг. содержался в Зубово-Полянском доме инвалидов. В 1955 г. ему было разрешено выехать в г. Тутаев, откуда в том же году он переехал в г. Петушки Владимирской обл. В последние годы жизни трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». О нем см.:

своим духовным детям: «Пока жив владыка Афанасий, у вас есть свой епископ»66.

В 1940-х гг. общины, не поминающие Патриарха Сергия, подверглись разгрому со стороны властей. По делу «Антисоветского церковного подполья»67 в 1943 г. были арестованы епископ Афанасий (Сахаров), иеромонах Иеракс (Бочаров), протоиерей Петр Шипков, монахиня Сусанна (Ксения Гришанова) и Н. В. Трапани68. Через три года прошла новая волна арестов по сфабрикованному групповому делу «Церковной организации "непоминающих" (Москва, 1946)», по которому обвинялись родственницы Татьяны Ниловны Мария Витальевна и Гали Витальевна Теп-нины, а также протоиерей Дмитрий Крючков69, священники Алексей Габрияник70 и Владимир Криволуцкий71 с сыном Ильей72, монах Николай Романовский73, монахиня Серафима (Сахарнова)74, С. И. Фудель75, Т. Е. Жилина-Евзович76, М. А. Ты-

Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию Святителя Афанасия, епископа Ков-ровского / Сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. М., 2000.

66 Василевская. Катакомбы XX века. С. 137.

67 О нем см.: Косик О. В. Следственное дело «Антисоветское церковное подполье» (1943— 1946) // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2004. С. 273282.

68 Трапани Нина Владимировна (1912-1986) — духовная дочь иеромонаха Иеракса (Бочарова). В 1943 г. была арестована и направлена в Рыбинский (Волжский) ИТЛ. С 1954 г. жила в Мордовии (с. Большие Березники), затем в г. Потьме. В 1957-1986 гг. проживала в г. Владимире.

69 Крючков Дмитрий Иванович (1874-1952) — сщмч., протоиерей, неоднократно подвергался репрессиям. В 1928-1932 гг. священник церкви свв. мчч. и бессрр. Кира и Иоанна на Солянке. В 1946 г. приговорен к пяти годам ссылки.

70 Габрияник Алексей Иванович (1895-1950) — священник, духовный сын о. Серафима (Битюкова), в 1928 г. служил в церкви свв. мчч. и бессрр. Кира и Иоанна на Солянке. Неоднократно подвергался репрессиям. В 1942 г. перешел на нелегальное положение, скитался по деревням, служа и совершая требы на домах у верующих. В 1946 г. приговорен к четырем годам лишения свободы.

71 Криволуцкий Владимир Владимирович (1888-1956) — протоиерей, в 1922 г. диакон в храме свв. мчч. Кира и Иоанна, в 1923 г. рукоположен во иерея, в 1924-1930 гг. и. о. настоятеля Знаменского храма в Шереметьевском переулке в г. Москве. В 1933-1946 гг. нелегально служил в Москве и Егорьевске Московской обл. Неоднократно подвергался репрессиям.

72 Криволуцкий Илья Владимирович (1924 г.р.) — авиаконструктор. В 1946 г. приговорен к трем годам ИТЛ. Отбывал наказание в Мариинских лагерях, затем направлен в ссылку в Казахстан. Освобожден в 1954 г.

73 Романовский Николай Сергеевич (1898 — ?) — монах, филолог, духовный сын о. Владимира Криволуцкого. В 1946 г. приговорен к восьми годам ИТЛ.

74 Серафима (Сахарнова Ольга Илиодоровна; 1885 — ?) — монахиня, в 1946-1952 гг. находилась в ссылке в г. Абакане. В последние годы жизни проживала в Загорске.

75 Фудель Сергей Иосифович (1901-1977) — православный богослов, философ, духовный писатель, литературовед. Сын священника Иосифа Фуделя. Неоднократно подвергался репрессиям.

76 Жилина-Евзович Тамара Евсеевна (1922- ?) — врач-хирург. В 1946-1951 гг. отбывала наказание в Ухтижемлаге. После отбытия срока и возвращения из лагеря, как инвалид, была передана под опеку матери. Проживала в г. Луге под надзором органов МГБ.

минская77, М. А. Закатова78, Л. Е. Андреева79, А. С. Некрасов80, В. А. Корнеева и ее муж И. А. Корнеев81.

Сама Татьяна Ниловна избежала репрессий. Следствие ограничилось допросом. По воспоминаниям А. В. Корниловой, «арестовывали кого дома, кого на улице или в метро. Всех наших — за принадлежность к церкви. Круг остававшихся на свободе прихожан храма святых бессребреников Кира и Иоанна на Солянке, где до ареста служил архимандрит Серафим Батюков, стремительно сужался. Забрали и Нину Трапани. В разговорах взрослых появились слова: допросы, очные ставки... Говорили, что Нина всё взяла на себя, никого не называла. Когда на Лубянку вызвали мою крестную (она приходилась мне родной тетушкой) Татьяну Ниловну Каменеву, следователь задал вопрос: знает ли она Нину Владимировну Трапани. На что та, естественно, отвечала отрицательно. Еще раньше, до того, и Нину на допросах спрашивали, знает ли она Татьяну Ниловну, и она точно также всё упорно отрицала. И тогда следователь открыл дверь в другую комнату, и оттуда вывели Нину. Это было столь неожиданно, и они так обрадовались друг другу, что кинулись обниматься... "Ну, вы и конспираторы", — сказал следователь... Таню, по счастию, не арестовали, но на Лубянку вызывали неоднократно, и каждый раз она шла, не надеясь вернуться. Потом в доме всё чаще стали звучать слова "тюрьма" и "передача"»82.

Ни загруженность по работе в библиотеке и над диссертацией, ни естественные опасения «попасть на заметку» органам госбезопасности, ни проблемы со здоровьем83 не останавливали Татьяну Ниловну в ее подвижнической деятельности по оказанию помощи за Христа пострадавшим: епископу Афанасию (Сахарову), иеромонаху Иераксу (Бочарову), Н. В. Трапани, матушке и дочерям о. Василия Кудряшова, оставшимся без отца, Е. Н. Челищевой-Стаховой84 и многим другим.

По воспоминаниям А. В. Корниловой, «туда [во Владимир], и в Петушки, к владыке Афанасию Сахарову, к Нине Трапани и другим часто ездила Татьяна

77 Тыминская Маргарита Анатольевна (1881 — ?) — духовная дочь о. Владимира Криво-луцкого, который в 1946 г. скрывался у нее на квартире, где был арестован. В 1946 г. приговорена к пяти годам ссылки.

78 Закатова Мария Алексеевна (1892 — ?) — духовная дочь архимандрита Серафима (Би-тюкова). В 1939-1941 гг. жила вместе с мужем, Закатовым Владимиром Николаевичем, в Загорске, в семье С. И. Фуделя. В 1946 г. приговорена к шести годам ИТЛ.

79 Андреева Лидия Евгеньевна (1903 — ?) — духовная дочь о. Владимира Богданова. В 1946 г. приговорена к пяти годам ИТЛ.

80 Некрасов Александр Сергеевич (1903-1993), инженер, в 1946 г. приговорен к шести годам ИТЛ.

81 Корнеев Иван Алексеевич (1902 — ?) — библиограф. На даче Корнеевых в Лосиноостровской в середине 1930-х гг. скрывался иеромонах Иеракс (Бочаров), а в начале войны о. Владимир Криволуцкий. В 1946 г. приговорен к семи годам тюремного заключения.

82 Корнилова А. В. От расставания до встречи // Христианос: Альманах. Рига. С. 91-92.

83 В 1960 г. она перенесла тяжелую операцию.

84 Челищева-Стахова Екатерина Николаевна (1901-?) — переводчица, неоднократно подвергалась репрессиям. В 1924 г. приговорена к трем годам ссылки и отправлена в Соликамск Уральской области. Позднее прошла через джезказганские лагеря, ссылку. Скончалась в г. Караганде.

Ниловна Каменева. Их связь с Ниной и до ареста, и после не прерывалась. Таня возила на себе мешки с продуктами, которых не было во Владимире, да и денег там ни у кого не было. Сама Таня со своей скудной зарплаты библиотекаря всегда как-то умела помочь многим. Спустя годы, когда я, уже взрослая, должна была быть проездом во Владимире, позвонила Тане и спросила: что туда Нине надо везти, она ответила: "Что ты спрашиваешь? Что надо везти нищим? Всё...". Она всем всегда помогала, хотя и сама нуждалась. Помню, после войны, когда было всем трудно, а она работала в отделе редкой книги, где между сотрудниками были участливые, патриархальные отношения, сослуживцы видели, что Таня много делает для одной девочки-сироты (платья покупает и прочее), и спрашивали её: "А Ваша Аня не обижается, что Вы не ей, а Тамаре всё покупаете?". На что Таня отвечала: "Наша Аня не так воспитана". Примером своим они учили нас помогать не только родным, но всем, потому и друзей вокруг было много»85.

Эту замечательную черту Татьяны Ниловны ярко характеризует стихотворение, адресованное ей к дню рождения от коллег по работе в библиотеке.

Татьяне Милостивой

Всем хором Вас мы поздравляем И, как положено, желаем, Чтоб Вам хватило сил и время Нести чужих печалей бремя, И на Рязань, Торжок и Лугу, На Киселева и супругу, Успеть послать в Саратов вату, А в Лугу — полуфабрикаты, Тому билет помочь продать, А этой книгу доставать. Знакомая сломала ногу, Знакомый собрался в дорогу, Купит для Веры новый зонт, Петровым сдать рояль в ремонт. А чтобы не мирволить злу, Успеть вправлять мозги Козлу. Больных старушек очень много В Москве и малой и большой, Их навестить слетать — дорога С Измайлова до Беговой (Для цели сей желаем Вам Хоть небольшой аэроплан). А после, если время есть, За диссертацию засесть. Успеха здесь этаж весь третий Желает больше всех на свете.

85 Личный архив А. В. Корниловой (урожд. Каменевой). Санкт-Петербург.

130

И чтобы труд Ваш был готов В красе заставок и шрифтов, И пред ученейшим собраньем Представ без тени трепетанья И всех ошеломив вокруг, Стать кандидатом пед. наук. Вы нам сестра и брат и тесть, Благодеяний всех не счесть. Без Вас наш быт совсем несносен, И потому Вас очень просим, Чтобы друзей своих любя, Поберегли чуть-чуть себя.

25 января 1961 г.86

С епископом Афанасием и иеромонахом Иераксом Татьяна Ниловна поддерживала переписку. Как видно из публикуемых в настоящем издании писем, она помогала владыке в его церковных трудах.

Письма хранятся в фонде святителя Афанасия (Сахарова) в Церковно-историческом архиве ПСТГУ (Ф. 1. Оп. 4) и личном архиве А. В. Корниловой (урожденной Каменевой) (Санкт-Петербург). Публикуются по современным правилам орфографии и пунктуации.

Публикаторы выражают глубокую благодарность Анне Владимировне Корниловой (урожд. Каменевой) за предоставленные материалы.

Вступительная статья, публикация и примечания В. А. Гончарова и О. В. Косик

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, святитель Афанасий (Сахаров), иеромонах Иеракс (Бочаров), московский храм Кира и Иоанна на Солянке, оппозиция митрополиту Сергию (Страгородскому), репрессии против верующих в СССР, новомученики и исповедники Российские, акафисты.

86 НИОР РГБ. Ф. 807. К. 6. Ед. хр. 18.

№ 1

Письмо иеромонаха Иеракса (Бочарова) Т. Н. Каменевой

28 октября 1957г.

Дорогая и родная Танечка.

Получили твое письмо, но прости, родная, что долго не отвечали, т. к. немного прихворнули. Н[ина] Сергеевна]1 несколько дней не заходила домой, и письмо лежало два дня. Хотели дать телеграмму, чтобы ты приехала с Катей2 вместе в это воскресенье, но было уже поздно. Ждем, приезжайте, дорогие, как Вам будет возможность, рад видеть Вас.

Читали твое письмо, Танечка, и поплакали, так хорошо все Вы сделали для дорогой мамочки3. Сироты Вы теперь, но у Бога сирот нет — таков закон — все мы уйдем туда, а она теперь успокоилась от всех болезней и радуется там со всеми святыми вместе. Вспоминали ее особенно в день получения телеграммы — тут же и на 9-й день.

Привет Алек[санд]ру Михайловичу]4 и Наташе5, привет Володе6 и Лиде7. Скорбим о болезни Анечки8 и Сережи9. Помню всегда всех.

Очень ждем приезда Ниночки10, волнуюсь за нее. Опечалило меня это слово, которое ты написала, что у Ниночки сомнение, нужна ли я там. — Очень нужна, и мы все время ждем ее, и весь ремонт делался для того, чтобы облегчить ей жизнь и быть вместе. Как могла зародиться у ее такая мысль? Откуда такое неверие? Последнее время редко ей писали, но условия были ужасные — негде было даже сесть, да и минуты не было у нас, т. к. было много хлопот.

О работе пусть не думает, Н[ина] С[ергеевна] во всем поможет, а если немного и затянется, то не мешает ей и отдохнуть. Ведь она, бедная, уже намоталась достаточно, а приедет она не в чужой дом, а в отцовский дом, потому что хозяин дома Владыка11. Он спрашивает о ней и ждет ее приезда. Временно доверенность прислана на меня до приезда Ниночки, а там перепишет на нее. Телеграмму дайте, и Н[ина] С[ергеевна] встретит обязательно с машиной. Если приедете почему-либо самостоятельно, то теперь автобус с вокзала (литерный) и кольцевой ходит мимо нашего рынка по Батурина12 и выходить надо у рынка (барахолка), а тут до нас рядом. За нами вчера открылась с[ельско-] хозяйственная] выставка, и вход в нее через 10 домов от нас. Не забудь захватить гомеопат[ические] лекарства: нукс вомика 3 [упаковки], аконит 3 [упаковки], бриония 3 [упаковки], хелидони-ум 3 [упаковки]. Захвати бумаж[ные] коврики.

Уборную завтра начнут делать. Ты спрашиваешь, сколько у нас долга — долг есть, но небольшой: несколько сотен и плюс должны будем уплатить за уборную, которую завтра начнут делать. Остались еще мелкие недоделки — полка для книг, вешалка, кухонная полка и завалинка. Приезжайте скорее, дорогие наши. Надеемся, что с твоим приездом привезешь и Ниночку. М[ожет] б[ыть], ей, на первый взгляд, и не понравится наша тесная квартирка, но, надеюсь, что обживется и ей понравится. Здесь она будет чувствовать, что живет у себя дома.

Будьте все здоровы, дорогие. Всем привет, привет и бл[агословение] Екат[ерине] Ниловне, что в Лефортове13, Валер[ии] Павл[овне]14, Люд[миле]

Ант[оновне]15, Анне Иван[овне]16. Если увидите Лизу17, то и ей привет и бл[агословение].

Любящий Вас всех, И[ера]кс.

[На первой странице на полях приписка:] Дорогая моя Татьяна Ниловна! Крепко всех целую, жду с нетерпением дорогую Нину Владимировну. Рада, что успели все сделать к ее приезду. Поцелуйте ее за меня. Приезжайте скорее, жду телеграмму. Любящая Нина18.

Личный архив А. В. Корниловой (урожд. Каменевой), Санкт-Петербург. Подлинник. Автограф.

№ 2

Письмо Т. Н. Каменевой епископу Афанасию (Сахарову)

[Без даты]

Воистину Воскресе!

Дорогой Владыко, спасибо за привет и добрые слова. Пользуюсь возможностью передать Вам несколько слов. Очень беспокоит участь о. И[еракса] и его близких. Здесь как будто совсем не то, что бы нужно было. Физическая перемена меня сначала очень смутила, теперь немного привыкла. Но все-таки тревожно за дорогих людей. Так бы хотелось Нине19 сделать все лучше. Простите. Да хранит Вас Господь! Сегодня праздник св. Николая, кот[орого] я почитаю и ему все поручаю моего Алешу20. Помолитесь за него и его отца, если не трудно. Ваша Т[атьяна] К[аменева].

[На верхнем правом углу страницы помета:] Пол[учено] 22 мая 1957 г.

Церковно-исторический архив ПСТГУ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 24. Л. 91. Подлинник. Автограф.

№ 3

Письмо Т. Н. Каменевой епископу Афанасию (Сахарову) и Н. С. Фиолетовой

[Без даты]

Дорогие Владыка и Нина Сергеевна!

Тороплюсь Вам написать, чтобы Н[ина] С[ергеевна]21 не бегала и не посылала мне очки, кот[орые] я у Вас забыла на столе.

У меня на службе всегда лежат другие. Как-ниб[удь] переправите, или, м[ожет] б[ыть], это примета, что я снова скоро увижусь с Вами.

Доехала я очень хорошо. Сначала была совсем одна в вагоне; не доезжая Орехова22 пришел контроль и, удивившись моей храбрости, посоветовал перей-

ти в вагон, где есть люди. Я перешла в следующий и сразу заснула. А проснулась, когда народу оказалось много, и мы стояли в Москве. Было начало 12-го.

Сегодня чудный день. Представляю, как красиво у Вас. Спасибо Вам за все, а главное за свет, которого здесь очень мало. Сажусь продолжать статью, для которой полезны вчерашние экскурсии в реформы Петра I. Будьте здоровы и Богом хранимы и не забывайте нас. Т[атьяна].

Церковно-исторический архив ПСТГУ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 46. Л. 58, 58 об., 59. Подлинник. Автограф.

№ 4

Письмо Т. Н. Каменевой епископу Афанасию (Сахарову)

12 января 1958г.23

Дорогой Владыко!

Поздравляю Вас с Великими Праздниками и Новым годом! Желаю здоровья, чтобы подольше Ваш свет и тепло были с нами.

Часто кажется, что пусто и холодно на земле. Простите, пожалуйста, что до сих не приготовила для Вас службу Мирожской Б[ожией] М[атери]24. На днях надеюсь закончить и переправлю, как Вы прикажете — сама или через кого еще.

К завтрему не успела. Мешает, что вечерами часто дурит голова и не в состоянии бываю писать. Вторая Ваша просьба о выяснении святых, кот[орых] нет в Минее современной, так мне трудно ориентироваться именно в последней. Я знаю только общеизвестных святых, а у нас есть в 1646 г.25 отдельная Минея русским святым. М[ожет] б[ыть], оттуда выписать имена «подозрительных», т. е. м[ожет] б[ыть], теперь в Минею не вошедших? Или Вас занимают только после никоновские?

Я очень давно не была у о. И[еракса]. Очень меня, вернее нас, беспокоит его состояние.

Хотела быть там вчера, да больна у меня сильно сестра Наталия26, кот[орую] Вы знаете. Очень была высокая 1°, а теперь второй день 35,5. Не то воспаление легких, не то вирусный грипп. Очень за нее непокойно. Сердце у нее плохое. Приходилось ездить — ухаживать. Мужу у нее уже 70 лет, тоже устает. А от Нины27 вести были беспокойные, правда, не мне. Что о. И[еракс] сильно задыхается и ночи не спит. И она с ним. Пишет, не знаю, как буду работать после бессонных ночей. Здесь у одной ее знакомой возник план — чтобы ей пока бросить работу. Я думаю, этого не следует делать ни в каком случае. Очень жаль, что, как мне кажется, не сумели две Нины28 разглядеть друг в друге только хорошее. А это им было бы легче обеим. И сейчас при большей близости Н[ины] С[ергеевны]29, м[ожет] б[ыть], придумала бы, как бы помочь.

Это я только Вам говорю, так как очень их жалко, и чем помочь — не знаю. С такой бы радостью я бы поухаживала за о. И[ераксом]. Да вот и в отпуск к ним

не выбралась. Была только летом. В отпуске я была в ноябре. Приезжал «мой» мальчик с женой30. Поехали жить к ней на родину за Лугу. Я их проводила, убедилась, что люди хорошие. Алеша стал старше и серьезнее. Живут в деревне. А я весь отпуск провела в занятиях по своей Черниговской типографии31. Ездила в Л[енингра]д, Киев и Чернигов. Еще у меня Ваша работа — о молитве об усопших32. Ее очень у меня просит прочесть двоюродная сестра Саши Фед. Н.33 Она два года как схоронила брата, с которым прожила всю жизнь. Он был больной, и она все его берегла. А теперь очень тоскует. Если возможно, напишите, как быть. Я ей сказала давно, что не могу без разрешения. Сейчас сижу все дни и вечера над статьей, которую надо сдавать в печать. Простите, что затрудняю длинным письмом.

Не забывайте нас иногда в молитвах.

Не знаю, когда лучше быть у о. И[еракса]? Следующее воскресенье — сочельник, а там — именины. И боюсь отложить на так долго. Простите. Благословите.

Ваша Т[атьяна] К[аменева].

13 января 1959 г.

Спасибо за поздравление, память и стихи. Я не могу себе представить, что мы лишаемся о. И[еракса]. Всеми силами постараюсь в воскресенье быть там. Мне ничего не пишут очень давно. Сейчас из письма Н[ины] С[ергеевны]34 к А[нне] И[вановне]35 узнала, что очень плохо.

Помолитесь о нас.

19 января 1959 г.

С праздником великим, поздравляю Вас. Только что вернулась от батюшки, и очень утешилась. Он на этот раз поправился, только слаб очень и видит еще хуже. Не переписываю письма. Сестре моей лучше, и все страхи отпали. Нине Влад[имировне]36 пока не о чем думать, о. И[еракс] спит спокойно и так хорош! Простите меня за бестолковое письмо. Уж очень было время то беспокойное.

Ваша Т[атьяна] К[аменева].

Церковно-исторический архив ПСТГУ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 37. Л. 68—70 об. Подлинник. Автограф.

Примечания

1 Фиолетова Нина Сергеевна (1912-2004) — келейница еп. Афанасия (Сахарова) в последние годы его жизни. В 1957-1959 гг. ухаживала за о. Иераксом (Бочаровым) после освобождения из заключения и до его кончины. В последующие годы жила при Спасском храме г. Владимира, где пела на клиросе, алтарничала, сторожила храм по ночам и выполняла множество других послушаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Каменева Екатерина Ниловна, сестра Т. Н. Каменевой.

3 Речь идет о кончине матери Татьяны Ниловны — Е. Н. Каменевой, скончавшейся 15 октября 1957 г. и похороненной на Введенском (немецком) кладбище в г. Москве.

4 Малин Александр Михайлович (? — 1964) — преподаватель русского языка и литературы. До октябрьской революции преподавал русскую словесность в Тамбовском институте

благородных девиц из бедных дворянских фамилий, где начальницей была Е. Н. Каменева (Генненберг), затем переехал в Моску и преподавал русский язык и литературу в одной из школ и в Морском техникуме. В 1950 г. вступил в брак с Наталией Ниловной Каменевой.

5 Каменева Наталья Ниловна, сестра Т. Н. Каменевой.

6 Каменев Владимир Нилович, брат Т. Н. Каменевой.

7 Каменева (урожд. Тепнина) Лидия Витальевна, жена В. Н. Каменева.

8 А. В. Корнилова (урожд. Каменева), дочь В. Н. Каменева. На 1957 г. ученица 10-го класса средней школы. В письме идет речь о болезни желтухой.

9 Каменев Сергей Владимирович (30.07.1942-18.09.2001), ведущий инженер НИИ «Сапфир», сын В. Н. Каменева.

10 Здесь и далее, Трапани Нина Владимировна.

11 Имеется в виду еп. Афанасий (Сахаров). «В 1957 году Владыка получил "в наследство" маленький разваленный домик во Владимире по завещанию после смерти одной женщины. Вот в этом домике и поселился потом о. Иеракс. По случаю его переезда Владыка писал мне в Мордовию: "...У меня всегда было одно желание, одна забота — вырвать вас обоих из Мордовии и переселить поближе к родным местам... Вы поселитесь в моем доме. Что это за дом — вы увидите..." В доме был сделан ремонт. О. Иеракс переселился во Владимир в июне 1957 года, где и прожил последние полтора года своей жизни. В ноябре того же года приехала из Мордовии и я» (Трапани Н. В. Воспоминания о епископе Афанасии // Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию Святителя Афанасия, епископа Ковровского / Сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. С. 69). Дом располагался по адресу: В. Михайловская, 37а.

12 Улица в г. Владимире.

13 Каменева Екатерина Ниловна, сестра Т. Н. Каменевой.

14 Тюляева Валерия Павловна (1901-1980), знакомая еп. Афанасия (Сахарова), перепечатывала его рукописи.

15 Возможно, речь идет о враче Людмиле Анатольевне Кутявиной, лечившей епископа Афанасия и других священнослужителей.

16 Кондратьева Анна Ивановна. В 1930-е гг. была духовной дочерью епископа Иоанна (Широкова). После освобождения еп. Афанасия (Сахарова) стала его верной помощницей. Выполняла послушание связной в среде духовных чад святителя.

17 Вероятно, Селиванова Елизавета Владимировна (1923-2007), происходила из старого дворянского рода, ее родители были репрессированы и не вернулись из заключения. Из-за дворянского происхождения не могла получить высшего образования и всю свою жизнь работала медицинской сестрой. Ее брат энтомолог был расстрелян. В 1941-1942 гг., в поликлинике на станции Сходня, под бомбежками выхаживала наших раненых бойцов рядом с линией фронта. Постоянная прихожанка храма св. Илии Обыденного, до последних лет была дружна с Тепниными и Каменевыми. С 1980-х гг. жила в г. Москве (Боярский пер., д. 3), в комнате М. В. Тепниной.

18 Н. С. Фиолетова.

19 Н. В. Трапани.

20 Вероятно, имеется в виду Цуриков Алексей Сергеевич (1939 (?) — 1970-е), сын Цурико-ва Сергея Александровича. Судьба его сложилась трагически, был убит на Севере при невыясненных обстоятельствах.

21 Н. С. Фиолетова.

22 Г. Орехово-Зуево Московской обл.

23 Так в тексте. Следует: «1959 г.».

24 Мирожская икона Божией Матери, «Мирожская Оранта». Память 24 сентября. Этой иконе была составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 года.

25 Имеется в виду последнее «дораскольное» издание Минеи 1645-1646 гг. Указ о печатании 12-ти «Миней служебных» на весь год («круга Миней») датирован в бумагах Печатного двора 06.12.1644 г. Книги было приказано печатать «с новыми чудотворцы». Печатание Минеи на сентябрь было начато 25.04.1644. «Выход из дела» последней книги из «круга Миней» относится к 25.07.1646.

26 Н. Н. Каменева.

27 Н. В. Трапани.

28 Н. С. Фиолетова и Н. В. Трапани.

29 Н. С. Фиолетова.

30 А. С. Цуриков.

31 Имеется в виду работа над кандидатской диссертацией «История Черниговской типографии (ХУП-ХУШ вв.)».

32 «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». Впервые книга была издана в 1995 году (Санкт-Петербург, «Сатисъ»).

33 Не установлена.

34 Н. С. Фиолетова.

35 А. И. Кондратьева.

36 Н. В. Трапани.

«I Am Very Grateful to You, and Most Importantly for the Light, Which is Lacking Here».

From the Correspondence of Bishop Afanasy (Sakharov) and Hieromonk Ieraks (Bocharov) With Tatyana Kameneva

(The publication and notes by V. Goncharov and O. Kosik)

The present publication contains documents from PSTGU Church-historical archive (Fund 1, inventory 4; bishop Afanasy (Sakharov)) and private collection of A. V. Kornilova (nee Kameneva) — the correspondence of St.Afanasy and hieromonk Ieraks (Bocharov) with Tatyana Kameneva, a research associate of The Lenin State library. These letters written to the 1950s contain data on everyday life of St. Afanasy and hieromonk Ieraks after their release from GULAG. T. N. Kameneva, the spiritual daughter of hieromonk Iyeraks, was one of many church devotees who gave irreplaceable and essential help to clergy and laymen pursued for political reasons. The preface to these letters contains the detailed biography of Tatyana Nilovna and her relatives, and also information about her acquaintances, members of so-called "nepominayushchie" orthodox communities, many of them were repressed. These letters have adequately imprinted the atmosphere of church life in the1950s.

Keywords: Bishop Afanasy (Sakharov), Hieromonk Ieraks (Bocharov), T. N. Kameneva, Church of St. Cyrus and John on Solyanka, The Church's opposition Persecution of the Russian Orthodox Church,New Martyrs and Confessors of the Russian Orthodox Church, Akathist Hymn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.