С
ПАСЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
УДК 341.384"364" А. М. Мазурицкий
Московский государственный институт культуры
В статье говорится об уничтожении и разграблении культурных ценностей СССР немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). Определены основные группы немецких организаций и спецподразделений, занимавшихся грабежом и вывозом культурных ценностей с территории нашей страны. Обозначена необходимость продолжения поисковой и исследовательской работы по сбору информации о культурных утратах в годы войны.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, культурные ценности, грабёж и уничтожение культурных ценностей, миссия «Линц», штаб А. Розенберга, батальон СС Э. Кюнсберга, каталог утраченных культурных ценностей.
A. M. Mazuritsky
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE SALVATION AND PRESERVATION OF CULTURAL VALUES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
This article describes the destruction and plunder of USSR cultural artifacts by German fascist invaders during the World War II. The main groups of German organizations and special forces engaged in looting and export of cultural artifacts from the territory of our country are defined. The need of search and research activity for gathering information about cultural artifact lost during the war is underlined.
Keywords: World War II, cultural artifacts, cultural artifacts looting and destruction, "Linz" mission, A. Rosenberg's headquarter, E. Kyunsberg's SS battalion, catalog of the lost cultural artifacts.
Значительный урон был нанесён культуре нашей страны во время Великой Отечественной войны (1941—1945). По данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам,об-щественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК), за годы войны было разрушено 427 музеев, в том числе 154 российских (из них 20 художественных).
Такие колоссальные потери были обусловлены целым рядом факторов. Быстрое про-
движение немецких войск на восток страны не позволило провести своевременную эвакуацию культурных ценностей. к сожалению, в довоенное время не были разработаны чёткие планы эвакуации музеев, картинных галерей, библиотек на случай ведения военных действий на территории нашей страны. Но главная причина наших потерь состояла не в этом, а в том, что ещё до начала войны в Германии была создана целая система организаций, занимавшихся вывозом и грабежом культурных ценностей с территории оккупированных стран. К моменту начала войны с СССР ими был уже накоплен значительный опыт по гра-
МАЗУРИЦКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры
MAZURITSKY ALEKSANDR MIKHAILOVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Department of Library Science and Bibliology, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture
© Мазурицкий А. М., 2015
^ Библиотечно-информационная деятельность
бежу и уничтожению культурных ценностей.
Так, ещё в тридцатых годах XX века в нацисткой Германии было создано печально знаменитое так называемое исследовательское просветительское общество «Аненербе» (Ahnenerbe — «Наследие предков», полное название — «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков»). Оно финансировало археологические исследования в поисках наличия древних корней германской культуры [4]. Верховным шефом общества считался Генрих Гиммлер. После нападения на СССР многочисленные археологические коллекции наших музеев стали объектом разграбления и уничтожения специалистов из «Аненербе».
вынашивая идеи завоевательных походов, в третьем рейхе уже планировали, какова будет судьба музеев, картинных галерей, библиотек в побеждённых странах.
Гитлер мечтал о коллекции, которая превзойдёт богатством все музеи мира, и одобрил проект, который подразумевал создание роскошного квартала с галереями, музеями, библиотеками в городе его детства Линце. по инициативнее Гитлера была создана особая «Миссия Линц» во главе с Г. Поссе, директором Дрезденской галереи.
В короткие сроки в Европе была организована целая агентурная сеть с отделами со сборным пунктом в Мюнхене. Каждые 1,5 месяца Гитлер знакомился с поступлениями культурных ценностей. Закупки музейных экспонатов, картин, книг, проводились по всей Европе. Часто они носили принудительный характер.
Из письма Г. Поссе рейхсляйтеру М. Борману, написанного ещё 19 декабря 1939 года, следовало, что Г. Поссе производил в Вене осмотр всех конфискованных произведений искусства и определял, какие ценности пригодны для музея фюрера [1].
С первых дней оккупации западных регионов нашей страны культурные ценности стали объектом интереса специалистов, входящих в группу Г. Поссе.
Активно проявлял себя в роли «собирате-
ля» культурных ценностей и другой «ценитель искусства» маршал Геринг. В поместье каринхалл он создавал свой собственный музей. Стремление обладать лучшими культурными ценностями порой задевало интересы самого фюрера. Гитлер в припадке бешенства назвал Геринга «королём всех "чёрных" рынков».
В инструкции от 5 ноября 1940 года начальнику военной администрации в Париже Геринг предлагает делить все ценности на следующие группы:
• предметы искусства, определение дальнейшего использования которых фюрер оставил за собой;
• предметы искусства, которые пополнят коллекцию рейхсмаршала (Геринга);
• предметы искусства и библиотечные фонды, которые представляется целесообразным использовать при создании «Высшей школы»;
• предметы искусства, пригодные для передачи немецким музеям [2].
Интересно, что о немецких музеях Геринг вспоминал в последнюю очередь. В иерархии грабителей он ставит себя на второе место после фюрера.
2 мая 1945 года газета «Нью-Йорк Таймс» писала о том, что для эвакуации награбленных ценностей из своего поместья Герингу понадобился специальный железнодорожный состав. Вагоны состава были снабжены терморегуляторами, поддерживающими специальный температурный режим для сохранности произведений живописи.
Стремление нацистов к обладанию лучшими культурными ценностями, на наш взгляд, доказывает абсурдность тезиса о недопонимании ими значения культуры в судьбах народов.
Значительный интерес к культурным ценностям проявлял министр иностранных дел Германии Иоахим фон риббентроп. Его личному представителю во франции Отто Абецу были даны особые поручения по конфискации товаров из Парижских антикварных магазинов и художественных лавок. При германском министерстве иностранных дел по инициати-
ве Риббентропа в 1941 году была создана специальная «группа Кюнсберга», получившая название благодаря своему шефу штурмбан-фюреру СС, барону Эберхарду фон Кюнсбер-гу [3].
В октябре 1942 года в ЦК ВКП/б поступили данные, собранные разведывательными органами Красной Армии по группе Кюнсберга.
Из этих донесений следовало, что группа Кюнсберга, специализировавшаяся на вывозе культурных ценностей, в 1942 году была преобразована в батальон особого назначения СС. На восточном фронте действовали вторая и четвёртая роты.
В специальном положении Верховного Главнокомандования вооружёнными силами (ОКВ) батальону предписывалось: «Отыскивать и обеспечивать охрану материалов, находившихся в оперативном районе, для использования их в целях экономического и политического обеспечения войны» [6].
17 октября 1942 года практически во всех центральных советских газетах были опубликованы показания попавшего в плен обер-штурмфюрера Нормана ферстера, офицера батальона Кюнсберга. В своих показаниях он отмечал, что в царском Селе рота захватила и вывезла имущество большого Екатерининского дворца... Со стен были сняты шёлковые китайские обои и золочёные редкие украшения, наборный пол сложного рисунка увезли в разобранном виде из дворца императора Александра, вывезена старинная мебель и богатая библиотека в шесть-семь тысяч книг на французском языке и свыше пяти тысяч рукописей.
Но расхищение и грабёж культурных ценностей на территории нашей страны не были делом рук только одного ведомства. Одним из основных центров по претворению в жизнь нацистской идеи на оккупированной территории СССР был штаб рейхсминистра восточных территорий Альфреда Розенберга.
В указе Гитлера о полномочиях штаба Ро-зенберга говорилось: «Его эйнзацштаб по оккупированным областям имеет право проверять библиотеки, архивы и иные культурные
организации всех видов и конфисковывать их для выполнения заданий национал-социалистической партии» [5, с. 408—409].
Несмотря на сложные взаимоотношения с батальоном Кюнсберга (эти структуры часто конкурировали в грабежах), подразделения СС вынуждены были передавать награбленное штабу Розенберга.
Организация, возглавляемая Розенбер-гом, имела сложное строение. Из экспертов и их подчинённых были сформированы рабочие группы и особые мобильные команды, которые действовали на всей оккупированной территории и являлись подразделениями эйнзацштаба. На территории России действовали зондеркоманды. Каждой из них поручалось исследование культурных и исторических объектов крупных населённых пунктов. От названия городов и происходили названия зондеркоманд. Например, зондеркоман-ды «Ростов», «Новгород», «Псков», «Смоленск».
Активно действовала мобильная команда «Ростов» под руководством Ганса Рек-ка. 13 специалистов в короткие сроки обследовали музеи и библиотеки города, определив дальнейшую судьбу культурных ценностей [7].
В Смоленске под руководством доктора Нерлинга были вывезены из города ценнейшие экспонаты смоленских музеев, а также ценные издания, в число которых входили автографы и рукописи Петра I, Анны Иоаннов-ны, Петра II, Екатерины II, рукописи жития Даниила Переяславского и «Евангелия XVI», собрание школьно-религиозных книг XVII века, «Брюсов календарь» XVIII века, Молитвослов XVI века и др. [2].
В отчётах представителя штаба Розенберга доктора Нея говорится о вывезенных ценностях из новгородского Исторического музея и Софийского собора [8].
В Пскове изъятием культурных ценностей занималась оперативная команда штаба под названием «Псков». Уже в октябре 1941 года представитель штаба Розенберга Карл Эн-гель обследовал музеи и библиотеки города.
^ Библиотечно-информационная деятельность
Примечательно, что Энгель был известным учёным-археологом, ректором университета в Грейфсвальде. Все изъятые ценности собирались в знаменитом музее Поганкина, здесь их сортировали для дальнейшей отправки [9].
Для сбора информации о произведениях искусства при штабе Розенберга действовали специальные структуры: отдел использования, отдел прессы и пропаганды, отдел учёта и контроля, оперативный отдел.
Работники штаба старались, чтобы у населения создавалось благоприятное впечатление о его деятельности. В этих целях задумана была выставка «Из деятельности оперативного штаба». В качестве важнейших достижений планировалось представить факты «спасения» культурно-художественных ценностей.
Все маски были сняты, когда немецкие армии стали откатываться на запад. Практически всё, что можно было вывезти, захватчики вывезли. основными направлениями вывоза культурных ценностей были Прибалтика и Восточная Пруссия, далее, если удавалось, их перемещали вглубь Германии.
Суммируя факты, отражающие политику национал-социалистов в отношении культурных ценностей Советского Союза, можно с полной уверенностью сказать о том, что в основе её реализации лежала идея геноцида по отношению к культурному достоянию народов нашей страны. Взорванные и уничтоженные нацистами музеи, картинные галереи, библиотеки были памятниками национальной культуры. Фашистам мало было физически уничтожить большую часть народов, населяющих территорию нашей страны, надо было уничтожить корни национальной культуры.
таким образом, уничтожение культурных ценностей СССР нельзя отнести к издержкам обыкновенной войны. Хорошо отлаженная нацистами система уничтожения и расхищения культурных ценностей не имела аналогов в истории цивилизации. В результате действий нацистов был утрачен целый пласт культурных ценностей нашей страны.
Будем подводить итоги. Страшное опустошение принесли нацисты на нашу землю. До сих пор уточняются цифры погибших во время нашествия, подсчитывается ущерб, нанесённый нацистами нашей культуре.
Вместе с тем отрадно отметить, что в апреле 1999 года свет увидели первые тома «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Эта работа координировалась Департаментом по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской федерации и федеральной архивной службой. В трёх первых томах описывалось около 7 тыс. произведений искусства. один том был посвя-щён ценностям, утраченным Екатерининским дворцом в Царском Селе.
Издание каталога на русском и английском языках позволило получить нам более полное представление об утратах нашей национальной культуры. Можно только сожалеть, что на определённом этапе эта работа была свёрнута. хотелось бы надеяться, что нынешнему руководству министерства удастся восстановить издание каталога.
необходимо принять все необходимые меры по розыску и возвращению утраченного в годы войны национального культурного достояния.
Примечания
1. Зейдевиц Р. Дама с горностаем. Как гитлеровцы грабили художественные сокровища Европы / пер. с нем. В. М. Острогорского и А. А. Симакова ; под ред. З. С. Шейниса. Москва : Прогресс, 1966. 233 с.
2. Картотека Оперативного штаба "Рейхсляйтер Розенберг". Ценности культуры на оккупированных территориях России, Украины и Белоруссии 1941—1942 / Федеральная архивная служба России, Центр хранения ист.-док. кол. ; подгот. М. А. Бойцовым и Т. А. Васильевой. Москва : Изд-во Московского университета, 1998. 352 с. (Труды Исторического факультета МГУ / МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. Серия 1. Исторические источники ; 51).
3. Мюллер Н. Вермахт и оккупация. (1941—1944). О роли вермахта и его руководящих органов в осуществлении оккупационного режима на советской территории / перевод с нем. А. П. Артемова [и др.] ; под ред. д-ра ист. наук, проф. А. Ф. Юденкова. Москва : Воениздат, 1974. 387 с.
4. Николас Л. Похищение Европы: судьба европейских культурных ценностей в годы нацизма / пер. с англ. С. А. Червонной. Москва : Логос, 2001. 640 с., ил.
5. Нюрнбергский процесс : сборник материалов : в 8 томах / отв. ред., авт. предисл. А. М. Рекунков. Москва: Юридическая литература, 1987. [Т. 4] : Нюрнбергский процесс / отв. ред. А. Я.Сухарев ; сост. Ю. Н. Зоря, А. Н. Николаев ; предисл. Н. С. Лебедева ; пер. отд. документ. на немецк. яз. Г. Я. Рудой ; пер. отд. документ. на англ. яз. В. И. Валицкая. Москва : Юридическая литература, 1990. 672 с.
6. РГАСПИ. ф. 5. Оп. 6. Д. 329. Л. 12.
7. ЦГА ВОУ. ф. 3676. Оп. 2. Д. 11. Л. 42—52.
8. ЦГА ВОУ. ф. 3676. Оп. 2. Д. 31. Л. 20—30.
9. ЦГА ВОУ. ф. 3676. Оп. 1. Д. 149. Л. 440—513.
References
1. Seydewitz Max, Seydewitz R. Die Dame mit dem Hermelin : Der grösste Kunstraub aller Zeiten. Berlin: Henschel 1963. (In Rus. ed.: Zeidevits R. Dama s gornostaem. Kak gitlerovtsy grabili khudozhestvennye sokrovishcha Evropy [The lady with an ermine. As Hitlerites plundered art treasures of Europe]. Moscow, Progress Publishers, 1966. 233 p.
2. Kartoteka "Z" Operativnogo shtaba "Reikhslyaiter Rozenberg". Tsennosti kul'tury na okkupirovannykh territoriyakh Rossii, Ukrainy i Belorussii 1941—1942 [Card file of "Z" of Operational staff "Reykhslyayter Rosenberg". Culture values in occupied territories of Russia, Ukraine and Belarus 1941 —1942]. Moscow, Publishing house of Lomonosov Moscow State University, 1998. 352 p.
3. Müller N. Wehrmacht und Okkupation 1941-1944: zur Rolle der Wehrmacht und ihrer Führungsorgane im Okkupationsregime des faschistischen deutschen Imperialismus auf sowjetischem Territorium. Deutscher Militärverlag, 1971. 356 s. (In Rus. ed.: Myuller N. Vermakht i okkupatsiya. (1941 —1944). O roli vermakhta i ego rukovodyashchikh organov v osushchestvlenii okkupatsionnogo rezhima na sovetskoi territorii [Wehrmacht and occupation. (1941 —1944). About a role of Wehrmacht and its governing bodies in implementation of the occupational mode in the Soviet territory]. Moscow, Voenizdat [Military publishing house of the Ministry of Defence of the Russian Federation], 1974. 387 p.
4. Nicholas Lynn H. The Rape of Europa: The Fate of Europe's Treasures in the Third Reich and the Second World War. New York, 1995 (In Rus. ed.: Nikolas L. Pokhishchenie Evropy: sudba evropeiskikh kul'turnykh tsennostei v gody natsizma [Stealing of Europe: destiny of the European cultural values in days of Nazism]. Moscow, Logos Publ., 2001. 640 p.
5. Nyurnbergskii protsess: sbornik materialov, v 8 tomakh. Tom 4: Nyurnbergskii protsess [Nuremberg process: collection of materials, v 8 vol. Vol. 4: Nuremberg process]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ. [Jurizdat], 1990. 672 p.
6. Russian state archive of social and political history. Fund 5. Inventory 6. Document 329. Sheet 12.
7. Central state archive of the supreme bodies of the power and management of Ukraine. Fund 3676. Inventory 2. Document 11. Sheets 42—52.
8. Central state archive of the supreme bodies of the power and management of Ukraine. Fund 3676. Inventory 2. Document 31. Sheets 20—30.
9. Central state archive of the supreme bodies of the power and management of Ukraine. Fund 3676. Inventory 1. Document 149. Sheets 440—513.