Научная статья на тему 'Спас в Силах: к вопросу интерпретации иконографии. Замечания об источниках и параллелях на Востоке и Западе'

Спас в Силах: к вопросу интерпретации иконографии. Замечания об источниках и параллелях на Востоке и Западе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
124
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ / ИКОНОГРАФИЯ / ВЫСОКИЙ ИКОНОСТАС / ДЕИСУС / MAJESTAS DOMINI / СПАС ВО СЛАВЕ / СПАС В СИЛАХ / ПАРИМЕЙНИК / КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ / РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хлебников Денис Владимирович

Задачей настоящего исследования является анализ существующих в литературе представлений о происхождении и содержании русской иконографии Спаса в Силах; предметом — её отношение к западным и восточным аналогам и изображениям Видения пророка Иезекииля. В иконографии Спаса в Силах присутствуют особенности, дававшие исследователям основание видеть её источником непосредственно текст Книги Иезекииля, а её саму понимать как изображение Видения; появление её связывают со введением чтений из Иезекииля в русское богослужение. Методологическая основа статьи — междисциплинарный и комплексный подход: привлечение богослужебных рукописей, церковных описей и изображений: икон, фресок, книжных миниатюр и т.д. Новизна исследования заключается в привлечении большого числа памятников, в том числе — неопубликованных. В статье показано, что появление иконографии не синхронно введению чтений из Иезекииля в русское богослужение. Автор делает вывод, что большинство западных и восточных изображений Видения не имеет сходства с исследуемой иконографией и не может считаться её источником; прямая связь с текстом Иезекииля ставится под вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спас в Силах: к вопросу интерпретации иконографии. Замечания об источниках и параллелях на Востоке и Западе»

Спас в Силах: К вопросу интерпретации иконографии. Замечания об источниках и параллелях на Востоке и Западе

Хлебников Денис Владимирович

аспирант, кафедра отечественной истории, Православный институт св. Иоанна Богослова 127473, Россия, Мзсковская область, г. Мзсква, пер. Чернышевского, 11 а

И [email protected]

Статья из рубрики "История искусств"

Аннотация.

Задачей настоящего исследования является анализ существующих в литературе представлений о происхождении и содержании русской иконографии Спаса в Силах; предметом — её отношение к западным и восточным аналогам и изображениям Видения пророка Иезекииля. В иконографии Спаса в Силах присутствуют особенности, дававшие исследователям основание видеть её источником непосредственно текст Книги Иезекииля, а её саму понимать как изображение Видения; появление её связывают со введением чтений из Иезекииля в русское богослужение. Методологическая основа статьи — междисциплинарный и комплексный подход: привлечение богослужебных рукописей, церковных описей и изображений: икон, фресок, книжных миниатюр и т.д. Новизна исследования заключается в привлечении большого числа памятников, в том числе — неопубликованных. В статье показано, что появление иконографии не синхронно введению чтений из Иезекииля в русское богослужение. Автор делает вывод, что большинство западных и восточных изображений Видения не имеет сходства с исследуемой иконографией и не может считаться её источником; прямая связь с текстом Иезекииля ставится под вопрос.

Ключевые слова: символы Евангелистов, иконография, высокий иконостас, деисус, Majestas Domini, Спас во Славе, Спас в Силах, паримейник, Книга пророка Иезекииля, русская иконопись

DOI:

10.7256/2454-0625.2018.9.26697

Дата направления в редакцию:

13-09-2018

Дата рецензирования:

17-09-2018

зк зк зк

Особенность образа Спаса в Силах, центрировавшего деисусный чин русского высокого иконостаса, состоит в том, что традиционное изображение тр о н н о го Христа-Пантократора здесь дополнено заполненной ангелами мандорлой и красными четвероконечными «звёздчатыми» объектами с «животными», — символами Евангелий и Евангелистов, — в лучах; а возле подножия, — многоочитыми крылатыми колёсами.

В настоящей статье рассмотрены некоторые аргументы и положения И. А. Ко четко в a IAS1 посвятившего этой иконографии одну из первых специальных работ и пришедшего к выводу: «в основе этого иконографического типа лежит... Maiestas Domini и толкования на

пророчество Иезекииля западных богословов...» Г18, с- 631; «"Спас в силах", основанный на тексте первой главы пророка Иезекииля, появляется в русской иконографии одновременно со введением чтений из этой главы в русское богослужение» при переходе на Иерусалимский богослужебный устав (а до этого текст первой главы на Руси был якобы неизвестен [18, с. 48, 49-501^

Рассмотрим ведущие к этому выводу положения и приведём самые решительные возражения.

I. Чтения из первой главы Иезекииля не вводили в богослужение при переходе на Иерусалимский устав; они были положены и по Студийско-Алексиевскому, бывшему в употреблении на Руси до этого. Вопреки сведениям И. А. Кочеткова, — «ничего не известно о наличии чтений из пророка Иезекииля в церквах, пользующихся [! — Авт.] Студийским уставом» Г*8- с- 50,

— чтения Иез. 1 : 1-20 (21); 1 : 21 - 2 : 1 в Великие понедельник и вторник появляются впервые именно в Константинополе и в Иерусалим приходят именно отсюда i21- с- 18-191. [13, с. 621. они есть и в типике Великой Церкви Г10- с- 128~ 1321; [69, р. 223^ и в греческих профетологах Г79- Р- 359-361, 368-3691^ и в слаВянских паримейниках Г21, Ci 12~14- 2il; [22, с. ХСГ| ткж ■ 132^. с. 239-2491. [34, с. 311-3151). с начала хш в. — в южнославянских триодях. См. в триодях XIII в., представляющих Студийский устав: НБКМ 933, л. 15 об.-1б, 20-20 об.; РНБ, F. п. I. 102, л. 158 в-159 а, 161 г-162 а; Р Н Б, F. п. I. 92, л. 40 г-41 б, 45 а-45 б; ГИМ, Хлуд. 133, л. 86-86 об., 89 об.-90; ткж. триодь перв. пол. XIV в. РНБ, Погод. 40, л. 167 в-168 а, 171 а-б.

Привязать иконографию ко введению Иерусалимского устава в данном контексте, т. о., невозможно.

Чем снято одно из оснований прямо связать иконографию с этим текстом.

Добавим, что в XllbXIV вв.,до появления иконографии Спаса в Силах, эти паримьи у славян читались даже чаще: их могли читать ещё в дни, посвящённые Бесплотным Силам: 8 ноября и б сентября. Указания на это есть в русских паримейниках: РНБ. Q. п. I. 13 (1271 г.), л. 230 в, 248 в Г21' с- 32' 381; [22, с. XCV-XCVI1. рГАДА, ф. 381. № 61(1313 г.), л. 139; РГАДА, ф. 381, № 52 (1348 г.), л. 95 Г22- с- CIV1. ргАДА, ф. 381, № 56 (XIV-XV вв.), л. 101 Г32' с- 243'

то же - РНБ, Q. I. 179 (XV в.), л. 124 об.; ГИМ,Чуд. 72 (перв. пол. XVI

в.), л. 197 об.-200 об. [*] Эти чтения под 8 ноября известны ив южнославянских минеях, напр.: Ath. Zogr. 54 (I. е. 9), кон. XIII в.; САНУ 58, 1320-1330 гг. [14, С. 42, 43, 46, 47]. рнБ^ р п j перв. пол.-сер. XIV в., л. 48 об.-49 об. То же — в Триоди с дополнениями кон. XIII в. ГИМ, Хлуд. 133, л. 188-188 об.

II. Не имеющая известных аналогов формула описи Благовещенского собора Сольвычегодска «да в том же деисусе икона Спасов образ, видение Иезекеилево» (РНБ, ф. Росс. Археол. об-ва. № 26; изд.:^25, с-—19~1041), которую И. А. Кочетков приводит как указание на текст, «через который воспринималась эта композиция» Г18, с. 451^ ВОпроса не решает.

а) То, как воспринимали уже готовую иконографию спустя 200 лет со времени её создания, — относящаяся к иконостасу часть Описи датируется 1592-1601 гг. l^L——1451^ _ не обязательно указывает на изначально заложенную семантику; со временем иконография могла быть перетолкована и связана с Видением уже вторично.

б) Неизвестно, как выглядело называемое Описью изображение: был ли то классический «Спас в Силах» или иной вариант изображения Спаса во Славе: см. в той же описи — «Господь Саваоф в Силах» в праотеческом ряду Г25, Ci—211 безо всякого упоминания имени Иезекииля; ср.: для средника деисуса эпитет «в Силах» не применяется, но акцентировано видение Иезекииля. А в описи, напр., Кириллова Белозерского монастыря 1601 г., — «на передней стене от дверей на правой стороне... образ Видение пророка

Иезекиля» Г9, Ci 911; и по той же самой описи о сохранившейся иконе Спаса в Силах в деисусе Успенского собора 1497 г. (КБМЗ, ДЖ 331): «над царьскыми дверми в деисусе образ Спасов Вседержителя на престоле» Г9, с- 55, 240~241г и 181.

Кроме икон Спаса в Силах, деисусы могли центрировать и другие изображения Спаса во Славе с символами Евангелистов, например, наподобие «новгородского извода». См. напр. чины из собр. С. П.

Рябушинского, ГТГ, Инв. 14421-14422, 14671-14674, 14676 í2' кат- 551; [15, ил. 105, 111-1161 и н. П. Лихачёва, ГРМ,ДРЖ 1887, 1862, 1864, 1860, 1861, 1 8 6 3 l^Oj——5-6, №—1ZL—175-1791. ткж фрагмент чина из с. Шеменичи Подпорожского р-на Ленинградской обл. ГРМ, инв. 1940, 1905, 1906 (частично расчищенная и не изданная икона Спаса из этого чина неверно названа «Спасом в Силах» в: R8, с. 1671)

Подразумеваться сольвычегодской описью мог и извод, близкий к представленному в Сийском подлиннике РНБ, ОЛДП, F. 88, л. 181 (211)Г16' с-90, лит. табл.—101 Отличие — в отсутствии престола, подножия, кодекса и звёздчатых объектов. Обратим внимание: здесь, как и в иконах Спаса в Силах, налицо характерная деталь Иезекиилева видения: колёса. Замечательно и то, что почти точно так же дано именно Видение Иезекииля в Евангелии Антониева Сийского монастыря поел. четв. XVII в. БАН, Арх. ком. 339, л. 11

об. Г24, Ti 1Х' ил' на Ci 691; изображение сопровождается фигурой пророка с надписанным именем плюс текстом с аллюзиями к Иез. 1 и толкованием. Для

нас же существенно, что вариант этого извода (колёса снова есть) центрирует ростовой деисусный чин XVII в. из ц. Ильи Пророка г. Белозерска в КБМЗ (Спас - Инв. № ДЖ 1006).

Ранние примеры другой близкой (и тоже отличной от собственно Спаса в Силах) иконографии в центре деисуса дают костяные миниатюры втор, пол,-кон. XV в. на запрестольном кресте из Троице-Сергиевой лаврыСПМЗ, инв. 2389 с. 431, ил. 3601 f где спас показан сидящим на престоле без спинки, нет колёс и «звёзд», а также на кресте 1578 г. из Спасского монастыря в Ярославле ЯМЗ, инв. 51358, Д-1280 Г6, с. 180-1821^ где отличие от спаса в Силах состоит лишь в отсутствии «звёзд» (колёса есть).

Наконец,изображение в среднике оклада Евангелия 1531 г. письма инока Исаака Бирева РГБ, ф. 304/III,№ 15 (М. 8659) отличается ото всех названных вариантов расположением «животных» внутри мандорлы (по сторонам средника со Спасом — дробницы с Богоматерью и Предтечею в деисусных позах) [12, ил. 1, 61

К названным памятникам можно добавить ещё целый ряд; стоит отметить заметно отличающуюся по иконографии от названных произведений

миниатюру рукописи XVI в. РГБ, ф. 98 (Егор.), № 1051,л. 18 i24' т- 4' ил- на с-22И/ Где сидящего на радуге Спаса окружают четыре четвероликих, прямо по тексту Иезекииля (Иез. 1 : 6), Существа.

Итак, русских вариантов изображений Спаса во Славе с символами Евангелистов, которые можно истолковать как изображение видения Иезекииля, к кон. XVI-нач. XVII вв. вполнехватало, и часть их центрирует ростовые деисусы. Прямая связь формулы Описи с собственно самою иконографией Спаса в Силах, т. о., не очевидна.

III. И. А. Кочетков полагает, что изображения Христа во Славе с символами (в западной традиции — «Majestas Domini») «представляют собой иллюстрацию пророчества [! — Авт.] Иезекииля» и утверждает, что на Западе «в XIV-XV веках произведения на этот сюжет появляются уже крайне редко. В искусстве стран византийского мира Maiestas Domini почти полностью исчезает с VII и вплоть до XVI века»,находя поэтому «появление этого сюжета на Руси на рубеже XIV-XV веков» совершенно неожиданным.

«О т композиции Maiestas Domini "Спас в силах" отличается сложной формой сияния вокруг фигуры Христа, а также наличием колёс, которые встречаются только в ранних изображениях видения Иезекииля» [18, с. 481

Отсутствие последней детали в Majestas И. А. Кочетков объясняет влиянием Апокалипсиса, где, как и у Иезекииля, есть видение «животных», но не упомянуты колёса: «на Западе... стали воспринимать Maiestas Domini как иллюстрацию Апокалипсиса... как только это произошло, колёса... перестали изображаться...». Утверждается, что колёс нет и в аналогичных восточных изображениях, что объясняется «западными истоками византийских произведений» на том основании, что «отсутствие колёс в византийских памятниках не может быть объяснено влиянием Апокалипсиса, который долгое время не признавался в Византии канонической книгой». Из невозможности заимствования колёс из западных и восточных памятников, где их якобы нет,

делается вывод: «создатель композиции... обращался непосредственно к тексту пророка Иезекииля» Г18. с. 49-501

Факты говорят о совершенно другом (западные памятники и связанные с ними вопросы были также рассмотрены мною в: -^1).

А) Ни Majestas Domini, ни изображения Видения на Западе никуда не исчезали, их полно; неясно, откуда бы могли быть получены сведения об обратном**.

Б) Первое видение Иезекииля (Иез. 1:4-2:1), конечно, было рано связано с Откровением. Так, Иероним Стридонский (+ 420) цитирует и первую главу Иезекииля, и Апокалипсис, — упоминая и колёса, — в Предисловии к Комментарию к Евангелию от Матфея (PL 26, col. 19-20); этот текст в латинских рукописях нередко идёт вместе с Majestas и считается их источником Г65, р. 36-

421. Возможно, именно упоминание здесь колёс стало причиной их присутствия в ряде Majestas.

С м . напр. миниатюры таких известных рукописей как «Евангелие

Хитды», ок. 1020 г. (Darmstadt, Hessische Landesbibliothek, MS 1640, f. 7 r)-^ S- 240-24Ц. [56, № 25, S. 96-1001- [48, № V, S. 44-53, Taf. 116-117^ где колёса попарно

расположены по сторонам фигуры Христа (Ил. 1 а), и «Моралии» свт. Григория Двоеслова сер. X в. (Biblioteca Nacional de España, MS 80, f. 2 г)Г68- s- 270-2721^ где покрытые глазами колёса в виде закрученных розеток соединены с полуфигурами «животных».

а 6

Ил. 1. Колёса в западных «Majestas Domini».

а) «Евангелие Хитды». Darmstadt, Hessische Landesbibliothek, MS 1640, f. 7 r.

Ок. 1020 г.

6) «Падерборнское Евангелие». Aschaffenburg, Hofbibliothek, MS 21, f. 89 r.

Втор. пол. XII в.

Колёса в Majestas есть в миниатюрах Евангелий: Staatsbibliothek Berlin, MS lat. qu. 700, f. 5 v, XI в. Г84- s- 1611; Aschaffenburg, Hofbibliothek, MS

21, f. 89 г, втор. пол. XII в. (Ил. 1 6) i62, S. 62-641. «Бревиария из Чертей» (Chertsey) XIV в. BodlLat. liturg. d. 42, f. 19 г (Ил. 2), «Псалтири Робера Лилльского» перв. четв. XIV в. Brit. Lib. Arundel 83-II, f. 129 v -^I и т. д.

Ил. 2. Колёса в западных «Maiestas Domini».

Миниатюра «Бревиария из Чертей». Oxford, Bodleian Library, Lat. liturg. d. 42, f.

19 г. Перв. четв. XIV в.

а) общий вид; 6) фрагмент: ангел (символ Еванг. Матфея), стоящий на

крылатых колёсах. Интересно, что в миниатюре с Majestas Domini Евангелия XII в.

Chantilly, Bibliothèque du château, Ms 17 (1347), Г70- Р- 5~6- PL 111 b1 колёса даны в виде окружающих фигуру Христа концентрических колец и идентифицируются только по надписям на них. При отсутствии же надписей в аналогичных композициях колёса могут быть и не опознаны как таковые. Именно ими, однако, могут быть окружающие Христа концентрические круги («rota in medio rotae», Ez. 1 : 16) в ряде Majestas, особенно в случаях, когда они заполнены «глазами» (Ez. 1 : 18): кружками или точками, как, напр., в Апокалипсисе перв. четв. IX в. Valenciennes, ВМ, ms. 99,f. 10. В принципе, окружающие «животных» круги или кольца в ряде Majestas тоже можно интерпретировать как колёса; так делает, напр., Т. Добженецкий в отношении миниатюры «Библии из Ставело» кон. XI в. В rit. Mb. Add. 28107, f. 136 r^54, Si 78, il. 451- особенно, если они также покрыты кружками, см. напр. в псалтири

перв. пол. XIII в. Universitätsbibliothek Freiburg, Hs 24, f. 16 v Г61- s- 23~261. Можно трактовать как стилизованные колёса и закрученные розетки в ряде Majestas, напр., в «Прюмском Евангелии» IX в. Berlin, Staatsbibliothek, MS. theol. lat. F 733, f. 17 v.

В) Колёса систематически содержатся в западных изображениях Видения; несмотря на разнообразие их иконографии, здесь практически невозможно отыскать что-либо напоминающее Majestas.

мя

Ил. 3. Колёса в западных изображениях видения Иезекииля. Миниатюры в начале Книги пророка Иезекииля в каталонских Библиях.

а) Библия из монастыря Roda. X-XI вв. Par. ¡at. 6 (3), f. 45 г.

6) Библия из монастыря S. Maria de Ripoll («Farfa Bible»), XI в. Vat. tat. 5729,

f. 208 v.

Они есть в иллюстрациях к Иезекиилю в Библиях Х-Х1вв. Par. lat. б (3), f. 45 г и Vat. lat. 5729, f. 208 v P5, S. 87-89, Fig. 94, 951 (Ил. 31f в «Адмонтской» Библии (Vindobon. ser. nov. 2701, f. 206 г), ок. ИЗО г. Г86, Si 75, Abb. 96, Taf. XXVIIIl. [49, fig. 118, p. 1601 и Библии из Сен-Бенинь втор. четв. XII в. (Dijon, Bibliothèque municipale, Ms. 2, f. 195 г) (Ил. 4) ; в «Bible moralisée» 1230-1240 гг. Par. lat. 11560, f. 186 г, 187 v и Псалтири нач. XIV в. из мон. Engelberg (Brit. Lib., Add. 22279, f. 20 г) (Ил. 5): в «Исторической Библии» Гийяра де Мулена (Guyart des Moulins),— напр., в списках XIV в. Par. fr.

152, f. 300 г Г47' Р- 121; Par. fr. 20090, f. 375 v рнб, Fr. F. v. I, 1/2, f. 84

г (Ил. 6) или XV в. — Paris, Bibliothèque de l'Arsenal 5058, f. 386 v; Brit. Lib. Harley 4382, f. 88; в иллюстрациях комментария Николая Лиранского (+1340), — напр., в списках Engelberg, Stiftsbibliothek, Cod. 249, f. 3 г Г55, Si 175, Fig-JJ^l; Nürnberg, Stadtbibliothek, Cent. I 34, f. 71 v Г85' s- 34~35' Abb- n1.

Ил. 4. Колёса в западных изображениях видения Иезекииля. Миниатюры в начале Книги пророка Иезекииля.

а) «Адмонтская Библия». Ок. ИЗО г. Vindobon. ser. nov. 2701, f. 206 г.

6) «Библия из Saint Bénigne». Втор. четв. XII в. Dijon, Bibliothèque municipale, ms. 2, f. 195 r.

Есть колёса даже во включающих Видение инициалах в Книге Иезекииля в Библиях: Tournai, Bibliothèque du Séminaire, MS 1, f. 225 r (1084 г.); Winchester cathedral, MS 17, f. 172 r (третья четв. XII в.); Troyes, Bibliothèque municipale, MS 28, T. I, f. 220 r (втор. пол. XII B.);Brit. Lib., Burney 3, f. 649 r (ок. 1245 г.); P. Morgan Library, MS M. 969, f. 305 r (поел, четв. XIII в.); Par. français 1, f. 262 r (XIV в.) (Ил. 7 a-el.

nopir

Ыс-тачс!

titm

quvm mmÎ!*/

Л-üll líí"'

'r-dí!,'' .'IwI'Ú: ■

I 11

СЙ1

Е 2 с^И^ПЗЧ

[ЩИИ-

1йГ"СЬ * (Л*ппис*« 1

■л ш оши ЙЙ

рлгтгтога Ш1й1цш|( л Ьжг&ш

грилГ^сп« ЪДйда-

1(Ши1Г 0МПС1ИМАП1 «П«1 нюнпа1 ¿ш>кч№ (ПШ^йГ

а 6

цие I -124

. 1-ОГ эч.

1с (доращу* |. ■ П ЛШиПШ'ШГГ* пи Йи О'ПИГ и»Щ- ¡1» I)

1с<?0№ о а шШшиХз лс

ПЙЛоИЛС |ГНШ1С<1)0 пп т шп 1 гиг

в г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ил. 6. Колёса в западных изображениях видения пророка Иезекииля.

"ивднпмтшисйигли он) 1}»ШГ ЮШ'йн пюшчш'ШЬр о к 1ш1 ш I йг&^тй I оиОгк ПЙЖГ (МШ'Л Р&ЛО|(Г 0((Щ1 !ГШТ (Г Ш mfaltf.tr ои

Иллюстрации в «Bible historíale» Гийяра де Мулена.

а) РНБ, Fr. F. v. I, 1/2, f. 84 г. XIV в. 6) Par. français 20090, f. 375 v. XIV в.

в) Par. français 152, f. 300 г. XIV в. г) Paris, Bibliothèque de l'Arsenal 5058, f.

386 v. XV в.

a г

l^fi^àiy J (amtem ■ гжр^—■i medio cftpi

iBIJSIbfcJ

сфп fared

Р'Й^Р tttfttmete ^Щш fatnatftë

Jggg^jfrftft^i

в е

Ил. 7. Колёса в западных изображениях видения Иезекииля. Инициал Е [t factum est...] в начале Книги Иезекииля.

а) «Лоббская» Библия. 1084 г. Tournai, Bibliothèque du Séminaire épiscopal,

MS 1, f. 225 г.

б) «Уинчестерская Библия». Третья четв. XII в. Winchester cathedral, MS 17, f.

172 г.

Reproduced by kind permission of The Dean and Chapter, Winchester Cathedral.

в) «Библия из Montiéramey». Втор. пол. XII в. Тroyes, Bibliothèque Municipale,

MS 28, t. I, f. 220 г.

г) «Библия Робера де Белло». Ок. 1245 г. London, British Library, Burney 3, f.

649 r.

д) Библия XIV в. Par. français 1, f. 262 г. e) Библия поел. четв. XIII в. Pierpont Morgan Library, MS M. 969, f. 305 г.

Следует обратить внимание и на фреску (ок. 1161) коллегиаты в Туме (близ Ленчицы (Tum, tçczyca), Польша). Не являясь изображением Видения собственно, композиция имеет его, однако, среди своих источников: Спас в ма ндо рле сопровождается многоочитыми четвероликими четверокрылами, стоящими на колёсах. А также — Богоматерью, Предтечей и святыми. Видение соединено здесь, т. о., с деисусом Г54, il. 67, 79, s. 103-104, 139, 142-1431

Г) Конечно, в большинстве Majestas явных изображений колёс нет; однако, одно влияние Апокалипсиса невозможно считать здесь определяющим.

а) Не только имеющий апокалиптическую окраску, но и прямо апокалиптический образ может содержать колёса; см. напр. иллюстрации к Апокалипсису с толком Беата из Лиебаны (+ ок. 798), где апокалиптическое

видение связывается с видением Иезекииля (напр.: In Арос., Lib. III, с. 5 р. 268, 273-2791). в ИЛЛЮСТрацИЯх здесь колёса есть всегда; см. напр. рукописи Par. lat. 8878, f. 199 г., XI в., и XII в. - J. Rylands Library, Lat. MS 8, f. 89 г (Ил. 8).

Ил. 8. Колёса в изображениях Спаса

во Славе в иллюстрациях ^^

Апокалипсиса с комментарием Беата Лиебанского.

а 6

Ил. 9. Колёса в изображениях Спаса во Славе в русских лицевых

Апокалипсисах XVI в.

а) РГБ, ф. 98, № 1844, л. 19; 6) РНБ, Сол. 58/58, л. 36.

a) Par. lat. 8878, f. 199 г. XI в. 6) The John Rylands Library, Lat. 8, f. 89 г. XII в. Reproduced by courtesy of the University Librarian and Director

К образу колёс при толковании А

Флорский (+ 1202) Г63. Р- 10-111- Ши

р. в

РНБ,

Не редкость они и в русских ли

списках XVI в. РГБ, ф. 98 (Егор.), № 1844,л Сол. 58/58, л. 36 (Ил. 9).

ß) Насчёт «долгого непризнания»: а) нельзя сказать, что Апокалипсиса на Востоке не принимал вообще никто (BP I, р. 537-544; BP II, р. 449-465; BP III, p. 466-469; BP IV, p. 326-327; BP V, p. 409); разногласия на этот счёт, никогда не бывшие повсеместными, были завершены ещё до появления самых ранних известных изображений Спаса во Славе с символами; полные комментарии к этой книге появляются на Востоке уже в VI и VII вв.

(комментарии Икумения и Андрея Кесарийского (PG 106, col. 215-458);

схолия на Апокалипсис есть уже у Оригена (CPG 14б8));б) неканоничность источника не препятствует появлению самой иконографии или каких-либо её деталей; не считаются каноническими, напр., источники иконографий Успения, Сошествия во ад и мн. др.; в) нельзя отрицать возможности влияния некоего источника на уже имеющиеся иконографии.

у) Появление на Западе в XlbXIV вв. новых толкованийиезекиилевых колёс (в т. ч. толкований их самих по себе, независимо от Видения в целом, или в связи с другими сюжетами), со всё усложняющейся символикой, едва ли позволяло включать эти образы в символические композиции типа Majestas (хотя они сохранились в иллюстрациях к Иезекиилю, более нарративных). Скорее напротив: требовало их выведения.

H а гля дный пример дают изображения колёс в «Liber Figurarum» Иоахима Флорского (+ 1202) Г80' Р- 224~231' Р1- 281 или иллюстрации трактата Дель Карретто, преизобилующие символикой, деталями и поясняющими надписями (Ил. 10 а-в).

Простое, но также несовместимое с Majestas толкование колёс (взятых отдельно от Видения), дают иллюстрации Комментария к Песни песней Гонория Августодунского (+ ок. 1156) с «колесницей Аминадава» и «животными», показанными в её колёсах или рядом Р4, s. 115 (Anm. 7), 135, 243-2451

Изображения колесницы Христовой распространились на латинском Западе (см. напр. в рукописях XV в.: Par. fr. 594, f. 376 г; Brit. Lib. Yates Thompson 36, f. 129 г), что тоже должно было вытеснять просто колёса; именно колесница налицо и в изображениях Видения (см. MSS Par. fr. 164, f. 271 V и Par.fr. 152, f. 300 г (Ил. 6 в), обе XIV в.; Valenciennes, ВМ, Ms. 7, f. 124, втор. пол. XVI в.).

И в самих западных комментариях к собственно книге Иезекииля появляется новый взгляд на колёса: их видят вставленными друг в друга и образующими сферическую фигуру, как, напр. в иллюстрациях комментария Николая Лиранского. Особенно наглядно — в иллюстрациях печатных Библий, см. Biblia cum postillis Nicolai de Lyra et additionibus et replicis. Nürnberg, 3. XII. 1487. T. 3. F. 152 r; 12. IV. 1493. T. 3. F. 138 r; Biblia cum glossa ordinaria Walafridi Strabonis aliorumque et interlinean Anselmi Laudunensis et cum postillis Nicolai de Lyra expositionibusque Guillelmi Britonis in omnes prologos S. Hieronymi. Venetiis, 18. IV. 1495. T. 3. F. 151 v; Basel, 01. XII. 1498. T. 4. F. 212 r; Biblia cum glosis ordinarijs: et interlinearibus: excerptis ex omnibus ferme Ecclesie sánete doctoribus: simulque cum expositione Nicolai de Lyra: et cum concordantes in margine. Venetia, 18. IV. 1495. T. 2. F. 395 v (Ил. 10 г). Подобные конструкции, также, едва ли могли быть включены в Majestas.

Есть и другие возможные причины отсутствия колёс в Majestas.

Д) Наличие или отсутствие колёс в западных Majestas для нас даже не столь критично, так как они известны и в восточных их аналогах, и в восточных изображениях Видения (далее); говорить о западных истоках византийских произведений нет никакого повода. Слабое место здесь и в том, что нет западных памятников, превосходящих древностию ранние восточные (напр., знаменитую мозаику V—VI вв. в Хосиос Давид).

Проблему колёс в Majestas вообще можно снять, если отбросить тот тезис, что они обязательно представляют именно Видение как такое, не больше и не меньше. Действительно: они обычно н е несут никаких явных признаков (напр., комплекс безусловных деталей Видения, присутствие визионера, соответствующие надписи***), указывающих именно и только на Видение и позволяющих безусловно их отождествить. Тогда как отсылки к Апокалипсису видны систематически (литеры А и П, семь звёзд, исходящий из уст меч и т. п.).

Ил. 10. Западные изображения Иезекиилевых колёс.

а-6) Henricus de Carreto, «Liber super visione rotarum Ezechielis». Par. lat.

12018, f. 118 r, 123 г. XIV в.

И наоборот: неоспоримые изображения Видения, — напр., в Книге

,в) Колёса, связанные с четырьмя «животными» (см.. надписи), странами света Иезекииля в латинских Библиях, — имеют вид Majesfas в виде редчайшего

и другими категориями^ Вверху — текхт Иез, 1:15-17. Из «Uber Bgurarum»^ . исключения: в английской «Библии из Бери-Сент-Эдмендс» (Bury ScTEdmunds), Иоахима Флорского. Expositio magni prophete Abbatis Joachim in ApocaJipsifn.. ok. 1135 г (Cambridge, fcCgr^Colj^ ^11, f. 281 P'-

-l^L. Заметим: хотя в западных изображениях Видения колёса, как правило,

исключено, что в вышена^-^нА^Й-^и^иа^гю^е^р^ййсбго «Сийского Евангелия» точно так же взят апокалиптический образ и уже вторично связан с Иезекиилем.

Изображениями самого прор. Иезекииля Majestas тоже обычно не сопровождаются. Правда, здесь иногда показаны четыре пророка, обычно — Великие, в т. ч. Иезекииль****, что заставляет видеть здесь в лучшем случае «собирательный» теофанический образ (отчётливо-апокалиптических деталей в этих случаях нет), но и тогда присутствие Иезекииля не является строго обязательным, см. так наз. «Штаммхаймский миссал» ок. 1170 г. Getty Museum, MS 64, f. 86 Г87' P- 61 • 82' fig- 46 a1.

Е) Восточные изображения Спаса во Славе с символами «с VII и вплоть до XVI века» ничуть не выходили из употребления; они представлены почти всеми видами изобразительности и распространены повсеместно. Кроме рукописей, они в большом числе есть во фресках Малой Азии,Египта, Эфиопии и Нубии; они есть в новгородских Аркажах и болгарском Бачкове, на Южном Кавказе и в Таврии Г11' с- 74~771; [17, с. 831 (литературу даю лишь по менее известным памятникам; памятники называю лишь заведомо более ранние, чем время возникновения иконографии Спаса в Силах).

Ил. 11. Колёса в восточных изображениях Спаса во Славе с символами

Евангелистов.

Ветхий Деньми. Плафон крипты св. Власия (San Biagio), Бриндизи (Апулия).

Ок. 1196 г.

Это иконы в монастыре св. Екатерины на Синае и двусторонняя икона «Чудо в Латоме» из Погановского монастыря в Софийской галерее (Инв. № 2057); это шитый «Ватиканский далматик» и эмалевый медальон в афонском ВатопедеГ57' Р- 625-632' Р1- ^ Г89, №48, р. 157-1581- серебряные оклады армянских Евангелий («Бардзбердское Евангелие», оклад 1254 г. Антелиас, Киликийский католикосат, MS 1 Г52, Р- 162, fig- 12Q1; Евангелие 1356 г. Paris, Arménien 17 Г66, со1, 23~261) и деревянная резная дверь церкви Сурб Аракелоц на оз. Севан Г52, fig- 18Q1. Погрудные изображения Спаса с символами есть во фресках XI в. в византийских церквах св. Меркурия Г88, Р- 153~154r f|gs- 4~51 и Архангела Михаила на о. Корфу, в церкви Преображения в Kopconi (Восточная Аттика) Г93, СТ£Л' 84 ' £IKl XII в. — в крипте св. Власия в Бриндизи (Апулия) (Ил. 11) Г53' Р- 451-452, pl. 1X1. хш в _ на «золотых» дверях Рождественского собора в Суздале и в капелле св. Николая а Аккуарика дель Капо (Acquarica del Capo, Апулия) (Ил. 12) -И21; кон. XIV в. — в церкви Георгия в Убиси (Имерети),в сербской Новой Павлице Г35, с- 31, ил- с- 3°1 и в «Кралевой» церкви в Студенице; XIV и XV вв. — в нескольких церквах и криптах южной Италии 1221.

Ил. 12. Колёса в восточных изображениях Спаса во Славе с символами Евангелистов.

Фреска капеллы св. Николая в Аккуарика дель Капо (Апулия). 1283 г.

Фрагменты: а) Ветхий Деньми, символы Евангелистов 6) колёса.

Наконец, в росписи собора псковского Снетогорского монастыря 1313 г. Евангелистов в парусах сопровождают «животные», символы написанных ими Евангелий, что вместе с «Вознесением» в куполе даёт классическую композицию Спаса во Славе с символами.

Конечно, в целом восточные изображения Спаса с символами безнадёжно отстают от западных по числу и даются тоже чаще без колёс. Но прецеденты есть; и если даже ограничиться одним только Константинополем и учитывать лишь изображения с колёсами, — остаются миниатюра Евангелия кон. XI-нач. XII в. Parma, Pal. 5, f. 5 J59- 5°1; Г73. frontisp.l. [23, ил. 369, 3791 (NB: наличие здесь колёс специально отмечено, в частности, издавшими миниатюру Г. Галаварисом и Р. Нельсоном Г59, Р- 75, 781; Í73, р- 561- и д Кочетков приводит в библиографии первое издание, но отрицает колёса в византийских изображениях) и икона со Спасом с «животными» и апостолами на полях сер. XIV в. в музее Греческого института в Венеции Г50, fig- 21

Ил. 13. Колёса в восточных изображениях Спаса во Славе с символами Евангелистов.

Византийский саккос из ризницы собора св. Петра в Риме (лицевая сторона). Фрагмент (центральная часть). Шитьё. Константинополь (?), XIV в.

Ещё больший интерес представляет так наз. «Ватиканский далматик» (Ил. 13): византийский саккос XIV в. в ризнице собора св. Петра в Риме.В

центре его лицевой стороны — Еммануил во Славе с символами и колёсами с. 159-161, табл. VIII (МВ: И. А. Кочетков дважды ссылается Г18' с- 65 ^ПРИМ- 66 (прим. 17)1 на специально посвящённую «Ватиканскому далматику» книгу Г. Милле, где наличие колёс отмечено на первой же странице Г71' Р- 11, но не догадывается (?) об их присутствии в данном памятнике), с Богоматерью, Предтечею, архангелами и разными чинами святых в рост; последнее даёт

прямую аналогию ростовому деисусу, средником которого и является Спас в Силах (о византийских изображениях Спаса во Славе с деисусом см. ещё:

Ил. 14. Окружающие Спаса звёздчатые фигуры и колёса.

Пресв. Троица. Сводовая фреска ц. свв. Константина и Елены в Охриде. Кон.

XIV - нач. XV в.

Ж) «Форма сияния» является, по И. А. Кочеткову, одним из отличий Спаса в Силах от Majestas.

Добавим, что близкие звёздчатые формы встречаются и в других восточных (исключительно/) изображениях Спаса во Славе с символами. См. напр. фреску на юго-восточном столпе ц. Николая в Куртя-де-Арджеш (Валахия), сер. XIV в. (колёса есть) как и на иконах Спаса в Силах, они имеют вид продетых одно в другое крылатых колец) Г72. sch- и.80, ¡11 ■ македонские

сводовые фрески: ц. Спаса в Штипе, ок. 1381 г. Г5, с- 97~1151; охридских церквей Константина и Елены (колёса есть) (Ил. 14) и Больничской Богородицы, кон. XIV- нач. XV в., ц. Вознесения в с. Лесковец 1426 г., Всехсвятского Лешанского монастыря, ц. Георгия в с. Годив]'е, ц. Ильи в с. Долгаец втор. ПОЛ XV В. Ш1; Г7, сл. 190, 2051- также: [30, сл. 29, 45, 52, 76, 1161

Искажённая, но всё та же восьмилучевая форма окружает Спаса во Славе с символами (с Богородицей и Предтечей в рост, с жестами адорации, с ангелами и колёсами) на своде замковой часовни Троицы в г. Люблин

(Польша); фреска ок. 1418 г. (Ил. 15) выполнена русским мастером Г81, tab1, ¡I. 6. 231

3) Как и на Западе, видение Иезекииля как таковое обычно не даётся в образе Спаса во Славе с окружающими мандорлу «животными».

Заметим, что имеющие такую структуру мозаика в Хосиос Давид, бачковская фреска Г38, р' 81~82' ¡l- 751, икона из Погановского монастыря табл. 5551 и миниатюра Евангелия Venezia, Biblioteca Marciana, Gr. Z 540, f. 11 v [19, табл. 2581^ обычно называемые «Видением Иезекииля», не дают Видения в чистом виде, содержа фигуры двух пророков каждая.

Ил. 15. Окружающие Спаса звёздчатые фигуры и колёса.

Спас во Славе с деисусом и Небесными Силами. Фреска на своде замковой часовни Св. Троицы в Люблине (Польша). Ок. 1418 г.

То же относится к упомянутой фреске XII в. в крипте св. Власия в Бриндизи, миниатюре «Псалтири Томича», ок. 1360 г. (ГИМ, Муз.2752, л. 129) [8, с. 102-103, № 371 и фрескам церкви Успения в монастыре Трескавец (Прилеп, фрески 1334-1346 гг. и кон. XV в.) и свв. Апостолов в Кастории (Греция) XVI в Г94, с. 537-5471

Ещё нагляднее — миниатюра Гомилий свт. Григория Назианзина XII в. Sinait. gr. 339, f. 9 v, где перед Спасом во Славе с символами представлены

пророк Аввакум и свт. Григорий Г58, il- 3791, а в Евангелии München, Bayerische Staatsbibliothek, cod. graec. 381, f. 199 A v символы окружают пишущего Еванг. Иоанна Г59- 69l

Ил. 16. Колёса в восточных изображениях видения Иезекииля.

Миниатюра «Христианской топографии» Космы Индикоплова Vat. gr. 699, f. 74

г. Втор. пол. - кон. IX в.

В прямых же изображениях Видения колёса, как и на Западе, обычно показаны. Так, они есть в подробном изображении Видения (Ил. 16) в «Христианской топографии» IX в. Vat. gr. 699, f. 74 г Г60- Р- 78~ tav- CXLIX1; Г67- Р-303, ст 42, pi. 21]. почти та же композиционная схема лежит в основе ряда западных изображений; есть реплики и у славян, причём в XIV в.: близко по времени к появлению иконографии Спаса в Силах.

Таковы фрески македонских церквей Архангелов в Лесново (Ил. 17) (надпись: ПРРКЬ : ^icblAb : RIIA'fc Kb Г77. р. 242-243. pi. XXXIII. XXXIX.21. Г4. сл. 961.

[95, сл. 61 и Николы Топличского монастыря (сопровождается текстом Иез. 1 : 20 - 22 с описанием колёс) [36, сл. 1-3, 101- в 0беих колёса показаны. Видимо, были и русские; так, в соборе Снетогорского монастыря на своде вимы было изображение Христа в мандорле, на склонах — херувимы, под одним — сдвоенные кольца с крыльями R6, с. 2301

Ил. 17. Колёса в восточных изображениях видения Иезекииля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колёса есть и в изображениях Видения, построенных иначе; Фреска церкви Архангела Михаила в Лесново (Македония). Ок. 1349 г. напр., в миниатюре Библии 1269 г. (Ил. 18) в библиотеке Иерусалимского

Армянского патриархата МБ 1925, 1\ 414 V Г52- Р- 218~219. Ад- 1661; в дьяконнике церкви Димитрия Солунского в Мистре (Лакония), фреска XIV в.; в западном куполе церкви Николы в Псаче (Македония), ок. 1360 г.-^^———13~281. Возможно, колёса были и в купольном изображении Видения в ц. Гвооруюи О^орсроккЛпокэс; в Кастории Г95, с. 356-362, сл. 3-4.1. фреска руинирована.

Ил. 17. Колёса в восточных изображениях видения Иезекииля.

Миниатюра «Эрзинджанской Библии» Jerus. arm. MS 1925, f. 414 v. 1269 г.

П оказ ате л ьно, что в русской реплике погановской иконы изображающей Видение (см. надпись на окладе) иконе кон. XVI в. из

Соловецкого монастыря (ГММК, инв. № Ж-80б/1-2)Г29' кат- 171, старая схема Спаса во Славе с символами изменена, а изображение приближено к тексту Иезекииля: вместо окружающих мандорлу «животных» — четырёхликие

херувимы под нею; добавлены колёса и другие детали.

* * *

Итак, ни одно из рассмотренных положений, выдвинутых И. А.

Кочетковым, не только не подтверждается, но картина буквально везде просто диаметрально противоположная.

Чтения из первой главы Иезекииля, содержащей, в частности, некоторые параллели иконографии Спаса в Силах, не вводились в русское богослужение одновременно с появлением этой иконографии; этот текст входил в русское богослужение искони. Тем самым, снимается одно из оснований связывать иконографию с этим текстом и предполагать в нём её прямой источник. Не даёт этих оснований и формула описи Сольвычегодского Благовещенского собора, описывающая средник деисуса этого собора как видение Иезекииля. Нетникаких гарантий, что формула эта, будучи достаточно поздней, обязательно отражает изначальную семантику образа; при этом на Руси в XVI-XVII вв. существовал, кроме Спаса вСилах, целый ряд различных вариантов изображения Спаса во Славе в окружении «животных» и описанных у Иезекииля колёс; известно, что некоторые из них использовались как средник деисуса, а также — как изображения видения Иезекииля с присутствующим визионером и соответствующими надписями (в то время как подобные изображения со Спасом в Силах неизвестны).

Присутствие «животных» позволяет связывать иконографию не только с текстом Иезекииля, но и с Апокалипсисом; несмотря на отсутствие в тексте Откровения колёс, они встречаются в иллюстрациях к нему. Соответственно, изображения Спаса с «животными» могут рассматриваться как апокалиптический образ даже в случае присутствия в них колёс.

Ни изображения Спаса во Славе ссимволами, ни изображения видения Иезекииля никогда не исчезали ни на Западе, ни на Востоке. При этом изображения Спаса с символами, как восточные так и западные, как правило не являются прямым и непосредственным изображением видения Иезекииля (но могут быть представлены как сводный образ, содержащий признаки нескольких видений, апокалиптического в том числе).

И изображения Спаса во Славе, и изображения Видения Иезекииля, как латинские, так и византийские, могут включать колёса, так же как и иконография Спаса в Силах. В которой они изображаются совершенно так же, ка к в восточных памятниках (что ясно указывает на заимствование и его направление): в виде многоочитых крылатых колец, нередко — продетых одно в другое.

Иконографические отличия западных Majestas Domini (особенно — при неизменном их различии между собой) от Спаса в Силах (с единством композиции русских икон) настолько значительны, что связь их графических форм исключена. Чего нельзя сказать об их восточных аналогах, часть которых имеет со Спасом вСилахобщие черты, например, — специфические звёздчатые формы или колёса в виде сцепленных крылатых колец.

Сохранившиеся памятники изобразительности не дают оснований искать истоки иконографии Спаса в Силах на латинском Западе, а также уверенно связывать её с иллюстрациями к первой главе Иезекииля, как восточными, так и западными.

СОКРАЩЕНИЯ

BP - Biblia Patristica. Index des citations et allusions bibliques dans la littérature patristique. Paris: Editions du Centre Nationale de la Recherche Scientifique, 1986-1991. 5 vols.

CPG - Clavis patrum graecorum / Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1974-1998. 5 vols.

PG - Patrologiae Cursus Completus. Sériés Graeca / Acc. J. P. Migne. Parisiis, 1857-1866. 161 vols.

PL - Patrologiae Cursus Completus. Sériés Latina / Acc. J. P. Migne. Parisiis, 1844-1864. 221 vols.

БАН Библиотека Российской Академии наук ГИМ Государственный Исторический Музей

ГММК Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

ГРМ Государственный Русский музей

ГТГ Государственная Третьяковская галерея

К Б M 3 Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный муз ей-заповедник

НБКМ Народна библиотека «Св. св. Кирил и Методий», София РГАДА Российский Государственный Архив древних актов РГБ Российская Государственная библиотека РНБ Российская Национальная библиотека САНУ Српска академи]'а наука и уметности, Београд

С П M 3 Сергиево-Посадский государственный историко-художественный муз ей-заповедник

Я M 3 Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

[*] В русском паримейнике XVI в. ГИМ, Чуд. № 72 чтения Иез. 1 : 1 - 20; 1 : 21 - 2 : 1 выписаны в Великие понедельник и вторник (лл. 129 об. -131 об., 135-135 об.) и полностью (в паримейниках обычно — только ссылка) — 6 сентября (лл. 197 об.-200 об.). Наличие здесь этих паримей, конечно, не является доказательством сохранения местной практики их чтения 6 сентября и по введении Иерусалимского устава, — но, видимо, может свидетельствовать о её существовании в московском Чудовом монастыре в более раннее время (и возможно — попытке консервации древней традиции).

** Приведу нисколь не претендующий на полноту список Majestas XIV-XV вв., ограничась одной лишь монументальной живописью одной лишь современной нам Франции: 1) Церковь Сен-Дидье в Корморанш-сюр-Сон, департамент Эн (Cormoranche-sur-Saône, Ain). 2) Ц. Сен-Жюльен в Сольсе, деп. Алье (Saulcet, Allier). 3) Ц. в Бьоза,

деп. Алье (Biozat, Allier). 4) Часовня Сен-Венсан в Пюи-Сен-Венсан, деп. Верхние Альпы (Puy-Saint-Vincent, Hautes-Alpes). 5) Ч. Сен-Ж ак-de-Prelles в Сен-Мартен-де-Керьер (Saint-Martin-de-Queyrières), деп. Верхние Альпы. 6) Ч. Сент-Ипполит du Bouchier в Сен-Мартен-де-Керьер, деп. Верхние Альпы. 7) Ц. Сен-Жиль в Жюжаль-Назарет, деп. Коррез (Jugeais-Nazareth, Corrèze). 8) Ч. Сен-Мадлен-de-Chalet в Масьяке, деп. Канталь (Massiac, Cantal). 9) Ц. Сент-Эньян в Торсаке, деп. Шаранта (Torsac, Charente). 10) Ц. Сен-Этьен в Помье-Мулон, деп. Приморская Шаранта (Pommiers-Moulons, Charente-Maritime). 11) Ц. Сен-Мартиаль в Жуйя, деп. Крёз (Jouillat, Creuse). 12) Собор в Сен-Поль-Труа-Шато, деп. Дром (Saint-Paul-Trois-Châteaux, Drôme). 13) Ч. Saint-Thomas-de-Pastoreccia в Кастелло-ди-Ростино, деп. Корсика Верхняя (Castello-di-Rostino, Haute-Corse). 14) Ч. San-Michele в Кастирле, деп. Корсика Верхняя (Castirla, Haute-Corse). 15) Ц. Sainte-Christine de Valle-di-Campoloro в Червионе (Cervione), деп. Корсика Верхняя. 16) Ч. Saint-Antonin в монастыре якобинцев в Тулузе, деп. Верхняя Гаронна (Toulouse, Haute-Garonne). 17) Ч. Сен-Жан Батист в Безен-Гарро (Bezins-Garraux), деп. Верхняя Гаронна. 18) Ц. Сент-Ан в Казо-де-Ларбуст (Cazeaux-de-Larboust), деп. Верхняя Гаронна. 19) Ц. Сен-Лу в Сен-Креак, деп. Жер (Saint-Créac, Gers). 20) Ц. Сен-Клод в Родоне, деп. Луар и LUep (Rhodon, Loir-et-Cher). 21) Ц. Сен-Мартэн в Сарже-сюр-Брей, деп. Луар и LUep, (Sargé-sur-Braye, Loir-et-Cher). 22) Ц. Сен-Пьер-де-Лонпре в Сент-Аман-Лонпре (Saint-Amand-Longpré), деп. Луар и LUep. 23) Ц. Сен-Женест в Лавардэн (Lavardin), деп. Луар и LUep. 24) Ц. Сен-Пьер-де-Liversou в Франкуле, деп. Ло (Francoulès, Lot). 25) Chapelle de Soussigné в Мартинье-Бриан, деп. Мен и Луара (Martigné-Briand, Maine-et-Loire). 26) Ц. Saint-Jean-Baptiste в Денезе-Су-ле-Люд (Dénezé-sous-le-Lude), деп. Мен и Луара. 27) Ц. Сен-Бартелеми во Вьель-Ор, деп. Верхние Пиренеи (Vielle-Aure, Hautes-Pyrénées). 28) Ц. Сен-Пьер в Монтене, деп. Рона (Montanay, Rhône). 29) Ц. в Севре, деп. Сона и Луара (Sevrey, Saône-et-Loire). 30) Ч. командорства в Шательро, деп. Вьенна (Châtellerault, Vienne). 31) Баптистерий Сен-Жан в Пуатье (Poitiers), деп. Вьенна. 32) Ц. Сен-Морис в Сен-Морис-ла-Клуэр, деп. Вьенна (Saint-Maurice-la-Clouère). 33) Ц. de la Blorin в Терсане, деп. Верхняя Вьенна (Tersannes, Haute-Vienne).

*** Ср. с миниатюрой «Христианской топографии» Vat. gr. 699, f. 74 г, где есть и пророк,

и подписана каждая деталь Видения: EIAOI ITEPEfiMATOI, Е1ДО! ПУРО! и т. д. Г58' р. 78, tav. CXLIX; 66. р. 303. CT 42. pl. 211

**** Напр.: «Грандвальская» Библия 834-843 гг. (Brit. Mb. Add. 10546, f. 352 v); «Библия Вивиана» 845-846 гг. (Par. lat. 1, f. 329 v); «Codex Aureus» из св. Эммерама, ок. 879 г. (Mon. Clm 14000, f. 6 v); «Библия S. Paolo Fuori le Mura» IX в. (Roma, Abbazia

di San Paolo fuori le mura, f. 259 v) Г63, fig- 49, 50, 851; «Codex aureus» из Эхтернаха, XI в. (Nürnberg, Germanisches Nationalmuseum, Hs. 156142, f. 2 v); Библия Par. Nouvelle acquisition latine 2196, f. 1 v, XI в.; «Санкт-Гереонское Евангелие» кон. X в. (Köln, Historisches Archiv, Cod. W 312, f. 12 v); Евангелие из ц. St. Maria ad Gradus, ок. 1030 г. (Köln, Erzbischöfliches Priesterseminar, Hs. 1-a, f. 1 v); «Бамбергское Евангелие» (Bamberg, Staatliche Bibliothek, Msc. Bibl. 94, fol. 9 v) [46, № II, s. 25-31, Taf. 10; № X, s. 69-75, Farbtaf. 15: № XII. S. 80-86. Taf. 3101 и дрр

Библиография

1. Айналов Д. Византийская живопись XIV столетия // Записки Классического отделения Русского Археологического общества. T. IX. Петроград: Тип. Я. Башмаков и К°, 1917. С. 62-230.

2. Антонова В. И., Мнева H. Е. Государственная Третьяковская галерея: Каталог древнерусской живописи XI- начала XVIII века. T. I. М.: Искусство, 1963. 394 е.,

116 л. ил.

3. Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства Х1\/-Х\/П вв. М.: Наука, 1996. 549 с.

4. ГабелиЬ С. Манастир Лесново. Истор^'а и сликарство. Београд: Стубови културе, 1998. 305 е., 116 табл.

5. ГабелиЬ С. Сликарство XIV века у Св. Спасу (цркви Вазнесеньа) у Штипу // Патримониум.МК. Списание за културното наследство. Споменици, реставраци]'а, музеи. № 3-4 (2008-2009). Скоп]'е: КАЛАМУС, 2009. С. 115-124.

6. Горбачёва Н. И., Харламова И. Г. Произведения древнерусской мелкой пластики XI-XVII веков в собрании Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Каталог. Ярославль: ЗАО «2К», 2011. 293, [2] с.

7. Грозданов Ц. Охридското видно сликарство од XIV век. Београд: Институт за истори]'у уметности, Филозофски факултет, 1980. 227 с.

8. Джурова А. Томичов Псалтир. Т. 1-П. София: Универс. изд. «Климент Охридски», 1990. 247 с.

9. Дмитриева 3. В., Шаромазов М. Н. (сост.) Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года: Комментированное издание. СПб.: Петерб. востоковедение, 1998.

10. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. I. Титка. Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895. [1084] с.

11. Домбровский О. И. Фрески средневекового Крыма. Киев: Наукова думка, 1966. 110 с.

12. Игошев В. В. К истории серебряного дела в Московском Кремле: два неизвестных оклада Евангелий XVI века // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. 21. М., 2012. С. 265-278.

13. Карабинов И. А. Постная триодь. СПб.: Тип. В. Д. Смирнова, 1910. X, 294 с.

14. Книга на пророк Иезекиил с тълкования / Изданието е подготвено от Л. Тасева, М. Йовчева. София: КМНЦ, 2003. 454 с.

15. Кондаков Н. П. Иконы / Под ред. О. А. Дыдыкиной. М.: ЗАО «БММ», 2009. 256 с.

16. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т.I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб.: Тов. Р. Голике и А. Вильборг, 1905. [2], 97 е., 143 л. ил.

17. Корхмазян Э.М. Армянская миниатюра Крыма. Ереван: Изд. АН АрмССР, 1978. 131, [2] с.

18. Кочетков И. А. Спас в силах. Развитие иконографии и смысл // Искусство древней Руси. Проблемы иконографии. Ред.-сост. А. В. Рындина, А. Л. Баталов. М.: НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1994. С. 45-69.

19. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. II. М.: Искусство, 1986. 597 табл.

20. Лихачёв Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас. Ч. I. СПб.: Экспед. загот. гос. бумаг, 1906. 420 с.

21. Михайлов А. В. Греческие и древнеславянские паримейники. Варшава: Тип. Варшав. учебн. округа, 1908. [2], 42 с.

22. Михайлов А. В. Опыт изучения текста книги Бытия пророка Моисея в

древнеславянском переводе. Варшава: Тип. Варшав. учебн. Округа, 1912. 22, CCCXLII, 460 с.

23. Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра второй половины Х- начала XII века. М.: Гамма-Пресс, 2012. 468 с.

24. Русская Библия. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе. Т. 8. М.: Новоспасский м-рь, 1992. 511 с. Т. 9. М.: Новоспасский м-рь, 1998. 512 с.

25. Савваитов П. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. СПб.: Тип. и Хромолитогр. А. Траншель, 1886. 119, [1] с.

26. Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. СПб.: Дмитрий Буланин,1999. С. 229-259.

27. Силкин А. В. Строгановское двустороннее лицевое шитьё. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 397, [2] с.

28. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV-XVI вв. М.: Наука, 1967. 188 с.

29. Сохранённые святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М.: Белый берег, 2001. 300 с.

30. Суботик Г. Охридската сликарската школа од XV век. Охрид: Институт за ncTopnjy уметности, Филозофски факултет, 1980. 237 с.

31. Суботип Г. Свети Константин и ^лена у Охриду. Београд: Институт за ncTopnjy уметности, Филозофски факултет, 1971. 144 с.

32. Хлебников Д. В. Иконография Спаса «в Силах» и чтения из пророка Иезекииля по Студийскому и Иерусалимскому богослужебным уставам // Вопросы гуманитарных наук. № 5 (2007). С. 239-249.

33. Хлебников Д. В. «Спас в Силах» и Запад: «Majestas Domini», видение пророка Иезекииля, колёса // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2018. № 1. С. 104-129.

34. Хлебников Д. В. «Спас в Силах» и книга пророка Иезекииля. Тексты и комментарии: Восток или Запад? // Современные гуманитарные исследования. № 5 (2007). С. 310-332.

35. Цветковип Б., Гаврип Г. Манастир Нова Павлица. Крал^ево: Ласер, 2014. 63 с.

36. Цветковски С. Bn3nja пророка ^зекил^а (Топлички манастир) // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 34-35 (2003). С. 261-266.

37. Цветковски С. Визи]'ата на пророкот E3eKnj од црквата Свети Никола во Псача // Спектар. 25/26 (1995). С. 13-28.

38. Bakalova Е., Kolarova V., Popov P., Todorov V. The Ossuary of the Bachkovo Monastery. Plovdiv: Pygmalion, 2003. 183 p.

39. Berger M. La représentation byzantine de la «Vision de Dieu» dans quelques églises du Salento médiéval // Histoire et culture dans l'Italie byzantine: acquis et nouvelles recherches. Sous la direction de André Jakob, Jean-Marie Martin et Ghislaine Noyé (Collection de l'École français de Rome 363). Rome: École français de Rome, 2006. P. 179-203.

40. Berger M., Jacob A. Un nouveau monument byzantin de Terre d'Otrante: La chapelle Saint-Nicolas de Celsorizzo, près d'Acquarica del Capo, et ses fresques (an. 1283)// Rivista Studi Bizantini e Neoellenici. NS. Vol. 27 (1990). P. 211-257

41. Biblia cum glossa ordinaria Walafridi Strabonis aliorumque et interlinean Anselmi Laudunensis et cum postillis Nicolai de Lyra expositionibusque Guillelmi Britonis in omnes prologos S. Hieronymi. Venetiis, 18.IV.1495. T. 3.

42. Biblia cum glossa ordinaria Walafridi Strabonis aliorumque et interlineari Anselmi Laudunensis et cum postillis Nicolai de Lyra expositionibusque Guillelmi Britonis in omnes prologos S. Hieronymi. Basel, 01.XII.1498. T. 4.

43. Biblia cum glosis ordinarijs: et interlinearibus: excerptis ex omnibus ferme Ecclesie sancte doctoribus: simulque cum expositione Nicolai de Lyra: et cum concordantes in margine. Venetia, 18.IV.1495. T. 2.

44. Biblia cum postillis Hugonis de Sancto Charo. Basel, Johann Amerbach für Anton Koberger d.Ä., 1501/1502. 2°. T. 5.

45. Biblia cum postillis Nicolai de Lyra et additionibus et replicis. Nürnberg, Anton Koberger, 3.12.1487. 2°. T. 3.

46. Biblia cum postillis Nicolai de Lyra et additionibus et replicis. Nürnberg, 12.4.1493. T. 3.

47. Bibliothèque impériale, départements des manuscrits. Catalogue des manuscrits français. Ancien fonds. T. I. Paris: Librairie de Firmin Didot, 1868.

48. Bloch P., SchnitzlerH. Die ottonische Kölner Malerschule. Bd. 1. Düsseldorf: Verlag L. Schwann, 1967. 128, 504 S.

49. Cahn W. Romanesque Bible Illustration. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1982. 304 p.

50. Chatzidakis M. Icônes de Saint-Georges des Grecs et de collection de l'Institut. Venise: Neri Pozza, s. d., 1962. 221 p.

51. Daniel E. R. Joachim of Fiore: Patterns of History in the Apocalypse // The Apocalypse in the Middle Ages. Ed. R. K. Emmerson, B. McGinn. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1993. P. 72-88.

52. Der Nersessian S. L'Art arménien. Paris: Éd. Arts et métiers graphiques, 1977. 271 p.

53. Diehl C. Les grottes érémitiques de la région de Brindisi / Peintures byzantines de l'Italie méridionale (1) // Bulletin de Correspondance Hellénique. Vol. 12. 1888. P. 441-459.

54. Dobrzeniecki T. Maiestas Domini w zabytkach polskich i obcych z Polsk^ zwi^zanych. Czçsc trzecia // Muzeum Narodowe w Warszawie: Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie 19 (1975). S. 5-263.

55. Durrer R. Die Maler-und Schreiberschule von Engelberg // Anzeiger für schweizerische Altertumskunde. NF. Band 3 (1901). № 2-3. Zürich: Verlag des Schw. Landesmuseum, 1901. S. 122-182.

56. Eizenhöfer L., Knaus H. Die liturgischen Handschriften / Die Handschriften der Heßischen Landes-und Hochschulbibliothek Darmstadt. Bd. 2. Wiesbaden: Harrassowitz, 1968. 382 S.

57. Frolow A. Un bijou byzantin inédit // Mélanges offerts à René Crozet. T. I. Poitiers: Société d'études médiévales, 1966. P. 625-632.

58. Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Homilies of Gregory Nazianzenus. Prinseton, New Jersey: Prinseton University Press, 1969. XIII, 269 p.

59. Galavaris G. The Illustrations of the Prefaces in Byzantine Gospels. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. 170 p.

60. Garrucci R. Storia dell' arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Vol. III. Prato: G. Guasti, 1876. IV, 145, XII p.

61. HagenmaierW. Die lateinischen mittelalterlichen Handschriften der Universitätsbibliothek Freiburg im Breisgau (Hs. 1-230) / Kataloge der Universitätsbibliothek Freiburg im Breisgau. Bd. 1, Teil 1. Wiesbaden: Harrassowitz,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1974. XXIII, 229 S.

62. Hofmann J., Thum H. Die Handschriften der Hofbibliothek Aschaffenburg (Veröffentlichtungen des Geshichts-und Kunstvereins Aschaffenburg e. V. 15). Aschaffenburg: Geschichts-und Kunstverein e. V., 1978. XVI, 196 S.

63. Joachim of Fiore. Enchiridion super Apocalypsim / Ed. E. K. Burger (Studies and texts, 78.). Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 1986. X, 114 p.

64. Kauffmann C. M. The Bury Bible (Cambridge, Corpus Christi College, MS. 2) // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 29 (1966). P. 60-81.

65. Kessler H. L. The Illustrated Bibles from Tours. Princeton (NJ): Princeton University Press, 1977. XVII, 157 p., 213 pis.

66. Kévorkian R. H., Ter-Stépanian A. Manuscrits arméniens de la Bibliothèque nationale de France. Catalogue. Paris: Bibliothèque nationale de France: Fondation Calouste Gulbenkian, 1998. XXXVI p.

67. Kominko M. The World of Kosmas: Illustrated Byzantine Codices of the Christian Topography. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 381 p.

68. Loewe H., Härtel W. Bibliotheca Patrum latinorum Hispaniensis. Bd. I. Wien: Carl Gerold's sohn, 1887. 542 p.

69. Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Vol. 2 (Orientalia Christiana analecta 166). Roma: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium / Pontificio Istituto Orientale, 1963. 334 p.

70. Meurgey J. Les principaux manuscrits à peintures du Musée Condé à Chantilly, Paris: Société française de reproductions de manuscrits à peintures, 1930. [4], XX, 229, [3] p., 137 pis.

71. Millet G. La Dalmatique du Vatican. Paris: Presses univers, de France, 1945. iv, 116 p.

72. Musicescu M.-A., Ionescu G. Biserica Domneascä din Curtea de Argeç. Bucureçti: Meridiane, 1976. 52, [1] p.

73. Nelson R. S. The Iconography of Preface and Miniature in the Byzantine Gospel Book. NY: New York University Press, 1980. XVI, 162 p.

74. Neuß W. Das Buch Ezechiel in Theologie und Kunst bis zum Ende des XII. Jahrhunderts. Münster in Westf.: Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, 1912. 410 S.

75. Neuß W. Die katalanische Bibelillustration um die Wende des ersten Jahrtausends und die altspanische Buchmalerei. Bonn: K. Schroeder, 1922. VIII, 156 S.

76. Oecumenius. Commentary on the Apocalypse / The Fathers of the Church, a new thanslation 112. Washington: Catholic University of America Press, 2006. 228 p.

77. Okunev N. L. Lesnovo // L'art byzantin chez les Slaves. Les Balkans I / Orient et Byzance IV. Paris: Librairie Orientaliste Paul Geuthner, 1930. P. 222-263.

78. Omont H. Bibliothèque nationale. Catalogue général des manuscrits français. Anciens petits fonds français. I. № 20065-22884 du fonds français. Paris: Leroux, 1898. 561 p.

79. Prophetologium. Pars prima, lectiones anni mobilis. Ed. C. Hoeg, G. Zuntz. Fasciculus Quartus. Lectiones Hebdomadae 5ae Quadragesimae et Hebdomadae in Palmis et Maioris / Monumenta Musicae Byzantinae. Série Lectionaria. Vol. I. Copenhagen: Ejnar Munksgaards Forlag, 1960.

80. Reeves M., Hirsch-Reich B. The "Figurae" of Joachim of Fiore. Oxford: Clarendon Press, 1972. 376 p.

81. Rôzycka-Bryzek A. Byzantirïsko-ruskie malowidte w kaplicy zamku lubelskiego. Warszawa: Parïstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1983. 176 s.

82. Sancti Beati presbyteri hispani Liebanensis in Apocalypsin, ac plurimas utriusque

foederis paginas commentaria,... / opera et studio... Henrici Florez... Madriti: Joachim Ibarra, 1770.

83. Sandler L. F. The Psalter of Robert de Lisle in the British Library. London and Oxford: Harvey Miller and Oxford University Press. 142 p., 82 pis.

84. Schillmann F. Verzeichnis der Lateinischen Handschriften der Preußischen Staatsbibliothek zu Berlin, Dritter Band: Die Görreshandschriften. Berlin: Behrend, 1919. 262 S.

85. Schneider K. Die lateinischen mittelalterlichen Handschriften. Teil I. Theologische Handschriften / Die Handschriften der Stadtbibliothek Nürnberg. Bd. 2. T. I. Wiesbaden: Harrassowitz, 1967. XVI, 436, [12] S.

86. Swarzenski G. Die Salzburger Malerei von den ersten Anfängen bis zur Blütezeit des romanischen Stils. Studien zur Geschichte der deutschen Malerei und Handschriftenkunde des Mittelalters. Textband. Tafelband. Leipzig: Verlag v. K. W. Hiersemann, 1908-1913. 219 S.

87. Teviotdale E. C. The Stammheim Missal / Getty Museum Studies on Art. Los Angeles: Getty Trust Publications, 2001. 100 p.

88. Vocotopoulos P. L. Fresques datées du Xle siècle à Corfu // Cahiers Archéologiques 21 (1971). P. 151-180.

89. Wessel К. Byzantine Enamels from the 5th to the 13th Century. Shannon: Irish University Press, 1969. 211 p.

90. West D. C., Zimdars-Swartz S. L. Joachim of Fiore: A Study in Spiritual Perception and History. Bloomington: Indiana University Press, 1983. XV, 136 pp.

91. Woodfin W. T. A Majestas Domini in Middle-Byzantine Constantinople // Cahiers Archéologiques 51 (2003-2004). P. 45-53.

92. BoKOTÔnouAoç П. Ol ßu^avTivsq TOixoypacpisq тои Aï-MixaiiAri ото Bouvô oti-|v Avco KopaKiàva KépKupaç. AeAtîov ti-|ç XpiOTiaviKiiç ApxaioAoyiKiiç ETaipsiaç 34 (2013). Z. 91-106.

93. navo£Ar)vou N. Ta oü|jßoAa tcov euoyyeAiotwv отг| ßu^avTivr) |jvr||J£iaKn T£xvr|. Mopcpri Kai n£pi£x6|j£vo // AeAtîov ti-|ç XpiOTiaviKiiç ApxaioAoyiKiiç ETaipdaç. 17 (1993-1994). Z. 79-86.

94. Zioiou I. О riaAaiôç tcov H|_i£pcbv coq ^Ехсорютп оиААнФП тои Çcoypàcpou Ovoucppiou // Зборник радова Византолошког института САНУ. 44 (2007). С. 537-547.

95. Zioiou I. То npôypa|j|ja otov £Çcovàp9r|Ka тои Ayiou TEcopyiou Oi-iopcpoKKArioiciç // Ниш и Византи]'а, X. Симпозиум, Ниш 3-5. JyH 2011. Зборник Радова. Ур.: Misa PaKOLinja. Ниш, 2012. С. 353-373

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.