Научная статья на тему 'СОЗНАНИЕ И РЕЧЬ'

СОЗНАНИЕ И РЕЧЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
591
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меджидова Х.М., Шуруха Т.А.

Статья посвящается переходу человека к сознанию и речи, представляющую собой величайший качественный скачок в развитии психики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUSNESS AND SPEECH

The article is devoted to human transition to consciousness and speech, representing the greatest leap in the development of the psyche.

Текст научной работы на тему «СОЗНАНИЕ И РЕЧЬ»

УДК 159.9

Меджидова Х.М. студент

психологический факультет ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре Шуруха Т. А. старший преподаватель

ДГУ

Россия, г. Кизляр

СОЗНАНИЕ И РЕЧЬ

Статья посвящается переходу человека к сознанию и речи, представляющую собой величайший качественный скачок в развитии психики.

Medzhidova Kh.M.

Student psychological faculty branch of FEDERAL STATE ""Dagestan State University"" in the city of Kizlyar

Shuruha T.A.

Senior Lecturer at the UNIVERSITY in the town of Kizlyar CONSCIOUSNESS AND SPEECH

The article is devoted to human transition to consciousness and speech, representing the greatest leap in the development of the psyche.

Происхождение сознания и речи связано с переходом наших обезьяноподобных предков от присвоения готовых предметов к труду, к изготовлению искусственных орудий, к человеческим формам жизнедеятельности и вырастающим на ее основе общественным отношениям. Психика животных помогает им ориентироваться в меняющейся среде, приспосабливаться к ней, однако они не могут целенаправленно и систематически преобразовывать окружающий их мир. Труд как целесообразная деятельность является основным условием всей человеческой жизни и формирования сознания. Труд, говорит Ф. Энгельс, "первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека".

Около миллиона лет назад наши обезьяноподобные предки жили на деревьях. Под влиянием изменившихся условий они вынуждены были вести другой образ жизни, начали спускаться с деревьев на землю. В этой обстановке им приходилось систематически применять камни, палки, кости крупных животных в качестве средства обороны от хищников, а затем и нападения на других животных. Потребность в систематическом использовании орудий вынуждала их постепенно переходить к обработке материалов, находимых в природе, к производству самих орудий. Все это

приводило к существенному изменению функций передних конечностей. Они приспосабливались к все новым операциям, становились естественным орудием трудовой деятельности.

Развившаяся в процессе трудовой деятельности рука оказывала влияние на совершенствование всего организма, в том числе и мозга. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложно организованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.

Под влиянием трудовой деятельности в связи с развитием мозга совершенствовались и органы чувств человека: все более точным и тонким становилось осязание, слух стал способным воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой речи, более зорким оказывалось зрение.

Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Формировалась способность к целеполаганию.

Возникновение сознания непосредственно связано с зарождением языка, членораздельной речи, выражающей в материальной форме представления, мысли людей. Как и сознание, речь могла сформироваться лишь в процессе труда, который требовал совместных согласованных действий людей, не мог совершаться без тесного контакта, без постоянного общения их друг с другом.

Диалектический материализм рассматривает сознание в тесной связи с языком, речью. Не только язык не существует вне мышления, но и мысли, идеи не существуют оторванно от языка. Отрыв мышления от речи неизбежно приводит, — с одной стороны, к мистификации сознания, когда оно лишается материальных средств своего формирования и реализации, а с другой — к трактовке языка, речи как какой-то замкнутой в себе самодовлеющей сущности, отторгнутой от жизни общества, от развития культуры.

Сознание и речь едины, но это внутренне противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Облекаясь в речевую форму, мысли, идеи не теряют своего своеобразия.

В речи наши представления, мысли и чувства облекаются в материальную, чувственно воспринимаемую форму и тем самым из личного достояния становятся достоянием других людей, общества. Это превращает речь в могучее орудие воздействия одних людей на других, общества на индивида.

Если видовой опыт животных передается с помощью механизмов наследственности, что обусловливает исключительно медленный темп прогресса, то у людей передача опыта, различных приемов воздействия на

мир происходит через орудия труда и через речь. Теперь уже наряду с биологическим фактором — наследственностью — человек выработал более мощный и притом непосредственный способ передачи опыта — социальный, во много раз ускоривший прогресс как материальной, так и духовной культуры.

Благодаря речи, сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт жизни общества. Являясь средством взаимного общения людей, обмена опытом, знаниями, чувствами, идеями, речь связывает людей не только данной социальной группы и не только данного поколения, но и разных поколений. Так создается преемственность исторических эпох.

Использованные источники:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998

2. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М., 1998

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию объективности. - М., 1995

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.