112
Труды БГТУ, 2016, № 5, с. 112-115
УДК 57.024:301.152
Н. Е. Шилина
Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова (Украина)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ КАК ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЗЕМЛИ
В статье автором проанализирован процесс человеческой эволюции. Описываются три теории эволюции: теория креационизма, эволюционная и космическая. Дается понятие и определение сознания, его роли в развитии человеческого разума. Охарактеризовано понятие деятельности, показаны отличия внешней и внутренней деятельности. Даются понятия интериоризации и экстериоризации.
Проанализированы исследования, которые утверждают и доказывают возможность существования такого мышления, которое качественно отличается от мышления человека. Речь идет о так называемом коллективном разуме, который обладает, в свою очередь, отдельным сознанием.
Ключевые слова: эволюция, социальная эволюция, сознание, интериоризация, экстериориза-ция, экстернализация, интеллект, интеллектуализация, коллективный разум, ноосферный разум.
N. E. Shilina
Odessa National Academy of Telecommunications named after A. S. Popov (Ukraine)
INTELLECTUALIZATION AND EXTERNALISATION AS THE DRIVING FORCES OF EVOLUTIONARY DEVELOPMENT OF THE EARTH
The process of human evolution is analyzed by the author in the article. Three theories of evolution are described: the theory of creationism, evolutionary theory and space theory. The concept and definition of consciousness is given, its role in the development of the human mind is shows. The concept of activities, differences between external and internal activity are described. The notion of interiorization and exteriorization is given.
The research of is analyzed. They claim and prove the possibility of the existence of such a way of thinking that is qualitatively different from human thinking. This is so-called collective mind, which has, in turn, a separate consciousness.
Key words: evolution, social evolution, consciousness, the interiorization, exteriorization, externalization, intellect, intelligence, collective intelligence, the noospheric mind.
Введение. Эволюция человека - антропогенез - это, прежде всего, эволюция его сознания как механизма приспособления к условиям реального внешнего мира и способов влияния на окружающую среду.
Сегодня существуют три основные теории антропогенеза. Это теория креационизма, эволюционная и космическая теории.
Теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.
Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).
Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он - или пря-
мой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживаются эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.
Основная часть. Чем принципиально отличается человек от животного? Конечно же наличием сознания как специфической формы взаимодействия с окружающим миром. Сознание - это совершенно новый механизм адаптации, имеющий в своей основе принцип саморазвития, самосовершенствования в отличие от неизменяемых инстинктивных программ, лежащих в основе психики животных. Возможность осознать себя - это возможность отделить себя от природы, противопоставить себя ей с тем, чтобы привнести в нее необходимые для выживания изменения. Отделившись от природы, человек испытал и продолжает испытывать различные комплексы переживаний - от ощущения
своей божественности, уникальности и неповторимости до глубокого ощущения отчужденности и одиночества, желания вернуться к перво-материи. Пытаясь понять, кто он, проецируя эти переживания во внешний мир, человек выражает себя через мифологию, разнообразные культы и религии в идеализированном желании решить существующее противоречие. То есть в самом взаимодействии человека с миром лежит конфликт противоречия, противопоставления, который и задает необходимую динамику процесса эволюционирования. Конфликт с реальностью вынуждает постоянно искать способы снятия противоречия - или за счет подчинения внешних условий требованиям человека, или за счет совершенствования самого человека - его сознания и интеллекта.
Эволюционирующего человека отличает, прежде всего, другой вид деятельности - созидающей, преобразовывающей, что отличает его от активности животных, выводя на новый этап развития. Внутренние мыслительные потенции опираются вначале на внешние объекты и полностью зависят от них, постепенно заменяясь внутренним планом действия и моделированием внешней среды. Появление внутреннего плана действия или внутренней деятельности, опирающейся на предыдущий опыт, стало возможным благодаря формированию новых форм мышления и воображения.
Что же такое «внутренняя деятельность» человека? Это не обязательно мыслительный процесс с решением интеллектуальных задач. Часто умственная работа носит характер размышлений, во время которых человек как бы проигрывает предстоящие действия. Он обдумывает алгоритмы действий, представляя какое-то действие уже свершившимся и глядит на его следствие. То есть функция внутренней работы заключается в том, что она подготавливает внешние действия, экономя условия и давая возможность субъекту выбрать нужные действия, избегая грубых ошибок.
Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, то есть состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Психофизиологические функции в организации внутренней деятельности выполняют ту же роль, что и во внешней деятельности.
Разница состоит в том, что в случае внутренней деятельности действия совершаются не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального материального продукта получается созданный в уме, воображаемый результат.
Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации.
Интериоризация - это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате инте-риоризации становится компонентом психики человека. В результате интериоризации внешние процессы подвергаются специфической трансформации - обобщаются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. При этом отдельные действия и операции могут выпадать вовсе.
Внешняя и внутренняя деятельности тесно переплетаются между собой. И такое единение описывается не только понятием интериоризации внешней деятельности. Оно необходимо предполагает существование переходов в противоположном направлении от внутренней к внешней деятельности. Это процесс экстериоризации.
Экстериоризация - переход внутренних, психических актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека. Это процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Порождение внешней деятельности происходит на основе ряда внутренних структур, сложившихся в процессе ин-териоризации внешней деятельности человека.
Таким образом, человек - это организм, обладающий способностью к самоэкстернализа-ции. Человек может существовать как внутри себя, так и вовне (то, что Гегель называл объективностью Бога или Духа, который может видеть глазами человека, есть проявление само-экстернализации). Человек может ощущать себя в вещах, которые он создает, и может, наоборот, отчуждаться от этих вещей и становиться по отношению к ним чужаком. Человек может также «переносить свои собственные импульсы и моторные ощущения вовне, иными словами, обладает способностью проецировать свои внутренние периферические и моторные ощущения на внешние объекты» [4, с. 49].
Внутренняя деятельность, как и внешняя, складывается под влиянием внешних условий. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения, появление вида homo erectus. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход
114
Интеллектуализация и экстернализация как движущие силы эволюционного развития земли
от древесного к наземному образу жизни. Чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямо-хождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения.
Человек уже может опираться на свой внутренний чувственный опыт, экстернализируя его во внешний мир. При столкновении с природой, с опасными хищниками, пытаясь выжить, он хочет, чтобы ногти его пальцев, с помощью которых он рвет, раздирает и царапает, были твердыми и крепкими, он может использовать некоторые виды камней как своего рода ногти и с их помощью действовать даже более эффективно, чем посредством собственных ногтей. Вот почему некоторые камни стали для человека не менее важными, чем его внутренние органы; он может экстернализировать ощущения разрывания и разрезания на внешние объекты и таким образом превращать последние в орудия труда. Он может превратить палку в продолжение своей руки, увеличивая свою силу и возможности на охоте, наконечник стрелы - в коготь или впивающийся в жертву зуб и т. д. То есть человек может переносить на внешние объекты эмоциональный опыт, полученный при использовании своих двигательных органов. «Проецирование субъективных ощущений на внешние объекты наполняет эти объекты субъективностью; они начинают восприниматься как живые и наделенные импульсами и ощущениями» [4, с. 49]. Так, в процессе экстернализации у homo habilis появляется, во-первых, трудовая деятельность, в основе которой лежит изготовление орудий труда и работы, а во-вторых, возникают различные культы и верования: анимизм, тотемизм, поклонение Богу и идеологии.
Если рассматривать орудие труда как объективизацию побуждения или импульса, то выражающий эмоцию звук становится отображающим ее объектом. Многие эмоции и потребности экстернализируются определенными звуками, по которым их легко можно узнать. То есть на основе субъективно переживаемых потребностей и эмоций возникают звуки человеческого голоса, каждый из которых отражал тот или иной импульс или намерение, и вся система звуков превратилась в итоге в объекты, то есть слова, представляющие еще большее разнообразие эмоциональных смыслов. «Человек научился подчинять себе окружающую среду при помощи орудий труда и выражать свои потребности устно, общаясь посредством звуковых инструментов - звуковых объектов, -и затем разработал и усложнил их до уровня языка» [4, с. 53].
Homo sapiens, происходящий от рода кроманьонцев, уже обладал членораздельной речью, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с другими видами первых людей. Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).
Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа. На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами. То есть мы можем говорить, что биологическая эволюция сменилась эволюцией социальной.
Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.
Арнольд Джозеф Тойнби, исследуя возникновение, рост, развитие и упадок цивилизаций, признавая уникальность пути каждой цивилизации, анализирует факторы, задающие рост и развитие обществ. Одним из основных факторов автор называет «закон вызова-и-ответа». Человек достиг уровня цивилизации не благодаря высшему биологическому дару или географическому окружению, но в результате «ответа» на «вызов» в исторической ситуации особой сложности. Тойнби разделяет вызовы на две группы - вызовы природной среды и вызовы человеческие. Группа, относящаяся к природной среде, включает в себя стимулирующие воздействия природной среды, представляющие различные уровни сложности («стимул суровых стран»), и стимулирующие воздействия новой земли («стимул новой земли»). К вызовам человеческой среды Тойнби относит воздействие обществ или государств на своих соседей и воздействие одного социального класса на другой [2].
По мнению автора, «подлинный прогресс заключается в процессе, определяемом как «этерификация» - преодоление материальных обстоятельств, освобождающее энергию общества для ответов на вызовы, которые с этого времени становятся, скорее, внутренними, а не
внешними, духовными, а не материальными» [2, с. 659].
Это возвращает нас к высказанной выше идее о внутренней противоречивости человека и природы, внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, который представляет собой движущую силу развития сознания и интеллекта.
Переход от пассивности к динамическому развитию автор уподобляет движению от женского элемента инь к динамичному творческому янь. Растущие цивилизации, по Тойнби, отличаются от статичных примитивных обществ динамическим движением, происходящим в их социальных системах за счет индивидуальных творческих личностей. Эти творческие личности всегда составляют немногочисленное меньшинство, но именно они представляют собой
«дрожжи в массе обычного человечества» [2, с. 397]. Остальное большинство находится в том же застойном, неподвижном состоянии, что и члены статичного примитивного общества.
То есть творчество как функция интеллекта, порожденного творящим сознанием, и есть движущая сила социальной эволюции человека, не совпадающая с привычным нам понятием человеческого мышления [4].
Заключение. Процесс эволюции человека -это, прежде всего, эволюция сознания и интеллекта как рычагов управления внешним и внутренним миром человека как индивида и человечества в целом, отличающаяся взаимовлиянием и взаимопроникновением миров и оказывающая воздействие на эволюцию всей планеты как разумного существа.
Литература
1. Андриенко О. В., Максименко С. Д. Теория разума. Киев: ООО «3 Медиа», 2010. 510 с.
2. Тойнби А. Дж. Исследование истории. Том I: Возникновение, рост и распад цивилизаций / пер. с англ. К. Я. Кожурина. М., 2009. 676 с.
3. Франкл Джордж. Археология ума / под ред. В. М. Дудникова. М.: Астрель, 2007. 254 с.
4. Хаббард Л. Рон. Дианетика. Современная наука о разуме. М.: Изд-во Нью Эра, 2005. 590 с.
References
1. Andrienko O. V., Maksimenko S. D. Teoriya razuma [Theory of mind]. ffiev, OOO "3 Mediya" Publ., 2010. 510 p.
2. Toynbi A. Dzh. Issledovanie istorii. Tom I: Vozniknovenie, rost i raspad tsivilizatsiy [Research of history. Volume I: The appearance, growth and decay of civilizations]. Мoscow, 2009. 676 p.
3. Frankl Dzh. Arkheologiya uma [The archaeology of mind]. Edited by V. M. Dudnikov. Moscow, Astrel' Publ., 2007. 254 p.
4. Khabbard L. Ron. Dianetika. Sovremennaya nauka o razume [Dianetics. The modern science of mind]. Moscow, N'yu Era Publ., 2005. 590 p.
Информация об авторе
Шилина Наталия Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории Украины. Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова (65020, Кузнечная, 1, Одесса, Украина). E-mail: [email protected]
Information about the author
Shilina Nataliya Evgen'yevna - PhD (Pedagogics), Assistant Professor, the Department of Philosophy and History of Ukraine. Odessa National Academy of Telecommunications named after A. S. Popov (1, Kuznechnaya str., 65020, Odessa, Ukraine). E-mail: [email protected]
Поступила 14.03.2016