Научная статья на тему 'Педагогическая теория происхождения человека'

Педагогическая теория происхождения человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
407
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая теория происхождения человека»

ПЕДАГОГИКА. ОБРАЗОВАНИЕ

Ядкяр. 2008. № 1

Ф.А. Сайфулль ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о происхождении человека беспокоит весь мир. В разных уголках земно. шара с давних времен идет активный поиск ответа на него. Однако он до сих пор i найден. Нам удалось раскрыть эту тайну.

Сначала уточним тему. Происхождение человека или личности? «Человеке рождаются, личностью становятся», — говорят. По утверждению К. Маркса, «чел< век — субъект природы, личность — общества» [1, 89]. «Понятие «личность» н сколько у же, чем понятие «человек», — говорится в учебнике «Общая психология изданного в Москве под редакцией В.В. Богословского и др. [2, 65]. «Личность ее относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического ра вития человека», — писал психолог А.Н. Леонтьев [3, 135].

В психологии до сих пор отсутствует единый подход к определению сущносп понятия личности человека (по этой проблеме ведутся дискуссии) [4, 69]. Одна* большинство людей придерживается мнения, согласно которому, «личностью в сп пифическом смысле слова является человек, у которого есть свои позиции, свое яр* выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение...» [5, 639]. А человек биологическое, телесное существо, «один из видов млекопитающих» [6, 261].

Все-таки трудно по этим объяснениям различать человека от личности. Пере нами возникают два образа: а) человек-тело; б) человек-личность. Таким образо! происходит отделение от человека — его некоторых существенных признаков. Ве; то, что вкладывается в понятие «личность»: позиции, сознательное отношение, мир< воззрение — приобретенные человеком в процессе воспитания качества. Храброст проявленная во время закрытия вражеской амбразуры, принадлежит кому? Челове! Александру Матросову или личности Александру Матросову?

По нашему глубокому убеждению, нельзя отделить человека и личност предмет от его свойств. Например, разве можно понять зиму без ее свойств: бело] снега, мороза, льда и т. д. «Личностность»: знания, взгляды, убеждения, мирово зрение, характер, умения, способности, отношения, сознание и другие элемент психики входят в понятие «человек». Когда мы говорим «человек», подразумевае сознательное существо. Сознательная психика принадлежит человеку, она его сво! ство. Поэтому надо отказаться от «термина» личность. Наука может обходиться 61 нее. Ту мысль, какую содержит в себе понятие «личность», можно выразить друп

Сайфумин Фарваз Лбдрафикович, кандидат педагогических наук, профессор, декан пед. гогического факультета Сибайского института БашГУ

© Сайфуллин Ф.А., 2008

ми, более понятными выражениями, например, такими, как «воспитанный (невоспитанный) человек», «сознательный (сумасшедший) человек», «образованный (необразованный) человек», «ответственный (безответственный) человек» и т. д. Такие слова помогают воспринимать человека в целостности — всеми его существенными (и несущественными) свойствами: с телом и душой. Именно в таком контексте мы рассматриваем поставленную проблему в данной статье. Для нас «человек» и «личность» одно и то же.

Кто такой человек?

«В рамках деятельностной парадигмы, возведенной на уровень практики, сформулированы следующие критерии, отличающие человека от его животных предков:

- Животное не производит, человек производит.

- Животное строит только сообразно мерке и потребности своего вида, человек — по мерке любого вида, умеет приложить к предмету его мерку. Он строит также по законам красоты.

- Животное действует в соответствии с физической потребностью, человек же действует подлинно по-человечески, когда свободен от такой потребности.

-Животное действует узко утилитарно, человек способен действовать универсально.

- Животное непосредственно тождественно своей жизнедеятельности. Человек же делает свою жизнедеятельность своим предметом.

Поскольку его собственная жизнь является для него предметом, его деятельность является свободной деятельностью. Он достигает высшей формы деятельности: самостоятельности.

В силу всего этого сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности» [7, 223~224\.

«Человек — высшая ступень развития жизни на Земле, социальное существо, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладающее сознанием и членораздельной речью», — говорится в словаре [8].

Как видно из этих цитат, «быть личностью, т. е. носителем социальности, -это неотъемлемое свойство, естественная прирожденная видовая характеристика человека» [9, 27\.

Действительно, человек без личностных качеств не может считаться человеком. Такого человека мы обычно называем «ненормальным или неполноценным» человеком. Поэтому временем «происхождения» человека является тот момент, когда он начинает обладать знаниями, умениями, навыками, чертами характера, отношением, сознанием и т.д. Когда и как произошло все это?

Имеется несколько «теорий» о происхождении человека.

Детская теория. Дети считают, что родителям их приносил аист.

Божественная теория. Она утверждает, что человека создал Бог.

Трудовая теория. «В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвиным эволюционной теории, получила распространение трудовая теория приосхождения человека. ...Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека» [7, 198]. Эту теорию разделяет и Ф. Энгельс. Он в 1896 г. опубликовал работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть трудовой теории заключается в следующем.

1. Ее авторы считают, что человек произошел от обезьяны. «Представления о естественном возникновении человека от обезьяноподобных предков в результате эволюции существовали еще в глубокой древности. Однако основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграла книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.), которая содержала огромное число

систематизированных фактов из разных областей биологии, получающих свое есп ственно-научное объяснение только в случае признания развития человека от cтвoJ древних обезьян» [6, 259]. «Новейшие открытия палеонтологии и молекулярнс биологии свидетельствуют: генетические коды человека и обезьяны отличаются лип на 1-2%» [9, 22]. «У человекообразных обезьян много общих черт с человеком. Э: крупные размеры тела (рост некоторых самцов горилл достигает 2 метров, а в< нередко превосходит 200 кг), отсутствие хвоста, похожие на человека физиономг (строение носа, ушей), то же количество зубов (32), сходство многих костей скеле' и внутренних органов. У человекообразных обезьян те же четыре группы крови, ч: у человека, и примерно такая же продолжительность жизни. Для них характер* полувыпрямленное хождение по земле, а по лесу они передвигаются, раскачивая* на руках и перелетая с ветки на ветку или с дерева на дерево, то есть в вертикально положении» [10, 84].

Рис. 1. Две возможные схемы филогенеза человекообразных форм (по данным разных авторов) [6, 262]

Схема, последовательная эволюция превращения обезьян в человека объясняется учеными по-разному. Используя данные разных авторов, Я. В. Яблоков, А. Г. Юсуфов предлагают «две возможные схемы филогенеза человекообразных форм».

«В Южной Африке, «в отложениях с возрастом 1-1,8 млн лет были обнаружены ископаемые остатки высокоразвитого австралопитека..., а также другого антропоморфного примата, которому дали название «человек умный» [11, 304-305].

2. Ученые считают, что «трудовая деятельность является границей, отделяющей Человека от остальной природы» [6, 263]. «...Для того, чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т.п., а это вынудило их к производству материальных благ» [7, 198-199]. А для того, чтобы существовать, жить, человекообразным обезьянам нужны были орудия труда. Сначала они использовали простейшие, так называемые орудия труда: палки, камни, кости и т.д. Однако не они, но «именно производство различных орудий... было самым существенным этапом на пути развития человека разумного, именно оно отделяет человека от человекообразных предков» [6, 279]. Орудия труда, использование их позволило человеку «все более и более воздействовать на окружающую среду, изменяя тем самым и свою собственную природу» [7, 312]. Благодаря этому он приобрел власть над природой, — утверждают ученые.

3. Благодаря труду у человека умелого формировались, совершенствовались, развивались органы ощущения. «В процессе биологической эволюции сами органы чувств формировались в реальных взаимоотношениях организма со средой, под воздействием внешнего мира», — писал С.Л. Рубинштейн [5, 180]. С появлением у человека трудовой деятельности усилилось взаимодействие его со средой (природой). Поэтому на этом этапе его органы чувств, по мнению ученых, начали развиваться более интенсивно. Благодаря труду у человекообразных обезьян появилась рука, «способная производить сотни разнообразных движений, недоступных обезьянам» [6, 272]. «Развитие руки как органа труда было вместе с тем и ее развитием как органа познания. Многообразные прикосновения в процессе труда стимулировали чувствительность руки и, отражаясь на строении периферических рецепторных аппаратов, привели к усовершенствованию осязания. В процессе активного ощупывания предмета рука начинает дифференцировать различные чувствования качества как признаки и свойства обрабатываемых человеком предметов» [5, 135].

4. «Трудовая деятельность привела к дальнейшему развитию мозга» [6, 266]. «Лишь необычайное развитие мозга способствовало постепенному отделению человека от остального животного мира и привело к образованию современной цивилизации, которая радикально изменила лицо всей планеты», — пишет Ю.В. Зайцев [10, 86].

5. Труд изменил внешний вид человекообразных обезьян. «Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий», — писал С.Л. Рубинштейн [5, 137].

6. Благодаря труду возникла речь. «Трудовая деятельность, стадный образ жизни привели к дальнейшему развитию мозга. Архантропы переступили Рубикон. Судя по размеру мозга, они должны были обладать настоящей речью (Рубиконом для этого считается масса мозга, близкая к 750 г; именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок современного человека). Речь, несомненно, была очень примитивной, но это была речь, а не отдельные сигналы животных» [6, 266].

7. «Создание общества... —результат процесса труда, производства», — пишут Я.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов [6, 272]. С этого момента «биологические эволюционные факторы постепенно теряют свое ведущее значение, уступая социальным факторам» [6, 279]. «Трудовая деятельность требовала передачи накопленного опыта, традиций, объединения усилий отдельных индивидов в процессе труда, охоты и заши-

ты. Происходила грандиозная переоценка ценностей. Раньше неандерталец, видим* мог спокойно съесть больного, старого или раненого члена своей семьи. Затем пр< имущества перед другими получили те орды и племена, которые заботились о стар! ках и поддерживали физически не таких сильных, но полезных своими умственнь ми способностями особей (мастеров по выделке орудий, хороших следопытов и н< блюдателей и т.п.)» [6, 271]. «Люди развивались как существа нравственные, духот ные» [1,34].

8. Возникает семья — ячейка общества. «Развитие и усложнение трудовой де* тельности людей сопровождалось эволюцией семейно-брачного поведения. Поэто\ формы воспроизводства человека (деторождение, воспитание, социализация, инищ ации и пр.) неотделимы от собственного производства материальных благ, тем боле на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человек его здоровья и работоспособности зависело само существование общин» [7, 313].

Таковы основные положения трудовой теории происхождения человека.

Однако предыдущие теории не смогли объяснить возникновение человек Поэтому нами разработана педагогическая теория происхождения человека. Суть « заключается в следующем:

1. Она считает, что человек, может быть, не произошел от обезьян. Он вполр мог быть самостоятельным животным. Он отличался от всех остальных тем, что име задатки воспитываться. Это означает наличие у этого животного предпосылок име' психику: мировоззрение, отношения, характер, сознание и т. д. Он имел физиолог! ческие основы для этого: более совершенный мозг, совокупность необходимых орг; нов ощущений и т. д.

2. Благодаря воспитанию задатки воспитываться превращались в способносп воспитываться. Для того, чтобы воспитываться одних природных задатков не дост; точно, их надо превращать в способность. А любая способность, как мы знаег возникает из-за воспитания. Для того, чтобы подробно раскрыть процесс превращ< ния задатков воспитываться в способность воспитываться, сначата рассмотрим, Ч1 такое воспитание.

По нашему мнению, «воспитание», «обучение», «педагогический процесс», синонимы, означающие одно и то же явление. «Педагогический процесс» (воспит; ние, обучение) — это целенаправленное и стихийное воздействие на человека, в хоу которого у человека формируются знания, умения, навыки, черты характера, отш шения, эмоции и на их основе убеждения, взгляды, мировоззрение, сознание психика. Он представляет собой стройную и целостную систему и состоит из след; ющих 12 структурных элементов: 1) объекта; 2) субъекта; 3) цели; 4) движуще силы; 5) принципов; 6) содержания; 7) форм; 8) средств; 9) методов; 10) типов; 1 результата. Педагогический процесс не имеет себе подобного. В природе нет друго] процесса, формирующего у человека знания, умения, навыки, черты характера, отш шения, эмоции и т. д. [12].

Воспитание существует везде и всегда. В стихийном и специально организ< ванном виде. Откуда появились у тараканов, других насекомых, животных стра осторожность, внимательность, бдительность, умение летать, издавать звуки и т.д Они ведь когда-то такими не были. Эти и другие качества у них появились благод; ря воспитанию (педагогическому процессу). Однако у них формировались тольк некоторые жизненно важные качества. На этом воспитание для них закончилось, них, например, нет знаний, убеждений, сознания. Почему? Потому что у них н< задатков воспитываться. А у человека есть. Он, в отличие от других живых сущест хорошо воспринимал педагогическое влияние окружения: природы, климата, нас< комых, животных и т. д. Он, как школьник, постоянно решал задания: 1) добыва^

пищу; 2) защищаться от врагов; 3) не замерзать; 4) не умереть от жажды и т.д. Такой стихийный педагогический процесс (ПП) развивал его тело, мозг, органы ощущения, мышление и превратил задатки воспитываться в способность воспитываться.

3. Человек — сознательное существо. Этим он отличается от всех животных. Сознание, формируясь на основе знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, эмоций является существенным элементом психики. А сознание и то, что было перечислено выше, — продукт педагогического процесса. Другого процесса, формирующего сознание, как было отмечено выше, нет и не будет.

Получив с помощью воспитания способность воспитываться, человек начинает достаточно быстро воспитываться. Он становится более восприимчивым к стихийным воздействия окружающих. Усвоив умения наблюдать, анализировать, став внимательным, трудолюбивым, имея хорошую память, человек с их же помощью начинает достаточно активно изучать мир, окружающую действительность, получает знания, умения, навыки, черты характера, отношения, эмоции и т.д. Он начинает активно познавать мир — заниматься познавательной деятельностью. Познание — синоним слова «педагогический процесс». Человек, познавая, воздействует на себя, улучшает сознание, психику. Делясь своими знаниями, он начинает воздействовать и на других, что приводит к совершенствованию людей. Таким образом, человек больше и больше приобретает человеческие признаки, свойства. Все это познание на начальных этапах формирования человека в основном идет стихийно. Однако не надо забывать, что очень часто стихийное воспитание бывает более качественным, потому что происходит в естественных условиях.

Человек на своей ранней стадии развития, как ребенок, был очень любопытным. Он стремился знать, уметь. Потому что чувствовал, что чем больше он знает, умеет, терпелив, внимателен, старателен, гибок, тем ему лучше живется. Понимание прямой пропорциональности благополучия человека в жизни от его знаний, умений, начитанности — уровня развития заставило его активно заниматься воспитанием самого себя и окружающих.

4. Из-за воспитания возникла и развивалась речь. Умение говорить, как и любое умение, формируется с помощью педагогического процесса. В процессе «обыденного» познания (педагогического процесса) человек начал давать имена предметам, явлениям, состояниям, действиям, движениям, людям, животным, птицам, насекомым и т. д. В этом была необходимость. Сначала, может быть, эти имена были в виде знаков: рисунков, символов, звуков, фигур и т. д. Со временем созрела необходимость выражать их однообразно — звуками, голосом. Так возникла речь. Она возникла на основе сознания, в то же время и способствовала развитию сознания. Речь, являясь средством педагогического процесса, облегчила познавательный процесс и тем самым подняла человека на новый уровень. Человек начал лучше мыслить: анализировать, сравнивать, представлять, воображать, объяснять. Он, как объект педагогического процесса, стал более интенсивно развиваться.

С возникновением языка встал вопрос о необходимости усвоения его детьми, которое также невозможно без педагогического процесса.

5. Педагогический процесс способствовал изменению внешнего вида человека. В журнале «Дочь Башкортостана» [13, 16—17\ опубликована наша статья «Если хочешь быть красивой, улучшай свой характер». В ней утверждается, что по внешним признакам (маска, взгляд, походка, мимика, прическа, одежда) можно определить характер и другие психические особенности человека. Раз внутренний мир человека: психика, сознание, характер и другие особенности отражаются во внешнем виде, значит, воспитанность влияет на облик человека. Вернее, влияет педагогический процесс, ведь воспитанность его результат. Поэтому можно смело говорить, что в

изменении внешнего вида человека наряду с биологическими факторами определеь ную роль сыграло и воспитание.

6. Воспитание приводит к возникновению человеческого общества. «Любой челе век невозможен без общества» [9, 23], - утверждают сторонники трудовой теори происхождения человека. Однако это не так. До возникновения общества челове уже был. Потому что до общества воспитание было, хотя у нас все считают, чч «воспитание возникло вместе с возникновением человеческого общества, необходр мость в нем будет всегда, пока существует общество» [14, 29].

Воспитание может существовать и после исчезновения общества. Наприме] на необитаемом острове Робинзон Крузо научился многому.

Ребенок, похищенный дикими животными, не становится нормальным челе веком не из-за того, что человеческого общества нет, а из-за того, что воспитанк нет. В тайге люди, изолированные от общества всю жизнь, воспитали, воспитыв; лись, если рядом находился хотя бы один воспитанный человек.

Конечно, общество играло, играет огромную роль в формировании, развита человека. Однако и в этом случае общество влияет на человека через воспитани Фактически не общество, а воспитание формирует, развивает человека. Для топ чтобы объединяться и жить в обществе, человек должен уже быть человеком. Т. подниматься на определенный уровень: иметь сознание, готовность знать и уважап «правила внутреннего распорядка» общества, подчинять свои интересы интереса других, управлять обществом и т. д. Без воспитания общество разрушается, что ка раз свидетельствует о том, что воспитание приводит к возникновению человеческог общества.

7. Воспитание привело к возникновению семьи. Потому что только сознательные воспитанные существа образуют семью. Если сегодня разрушаются семьи, то он разрушаются из-за невоспитанности людей, а не из-за того, что не трудятся.

8. Труд не создал человека. Возьмем новорожденного. Он пока не настоящи человек, потому что у него нет самого главного признака, отличающего человека с всех остальных живых существ — сознания. Но через некоторое время он, если да* не будет трудиться, станет человеком. У него появятся сознание, речь, понимани» уважение. Он станет выполнять правила, другие требования, получать определеннь знания, умения, умения, навыки, отношения, начнет различать плохое от хорошего т. д. Он стал таким из-за воспитания. То же самое было и с первым человеком г заре его возникновения.

Если бы труд создал человека, если бы он воспитывал, то у трудолюбивь людей не было бы никаких недостатков в характере. Поэтому, утверждая, что тр> создал человека, представители трудовой теории происхождения человека ошибаю: ся. Ошибаются и те педагоги, психологи, выдвигающие деятельностный подход воспитанию. Они считают, что деятельность воспитывает.

Труд (деятельность) и педагогический процесс (воспитание) — разные вещ] ПП состоит из 11 элементов. Труд относится только к одному из них - средства? Он не воспитывает, не формирует, а только вызывает ПП. Они могут существова! вместе и без друг друга. Например, человек копает яму, моет посуду, строит дог* играет в хоккей... Как видно, деятельность есть. Но при этом ПП может отсутствс вать, если человек во время деятельности ничему не научится. А если он при это чему-то учится, то ПП есть. В последнем случае педагогический процесс вызываете деятельностью.

Иногда педагогический процесс может предшествовать деятельности и прс должаться после нее. Например, человек собирается стать водителем. Поэтому из> чает теорию и практику вождения. Во время вождения, узнав о своих ошибка:

слабостях, начинает с помощью ГШ устранять их. И в этих случаях мы можем утверждать, что ПП вызван деятельностью.

Такова суть педагогической теории происхождения человека. Она считает и доказывает, что человека создало воспитание. Данная теория раскрывает истинную роль педагогического процесса, педагогической науки в жизни. Если без воспитания нет: а) человека; б) человеческого мозга; в) сознания; г) речи; д) человеческого облика; е) общества; ж) семьи, то каждому человеку понятно должно быть значение воспитания. Страшно представить жизнь без воспитания.

К сожалению, земляне не знают, что воспитание создало человека. Из-за такой безграмотности царит неправильное отношение к педагогическому процессу. Не только простые люди, но и ученые не знают, что такое воспитание. Во всех учебниках по педагогике, выпушенных под грифом Министерства образования и науки РФ в соответствии с государственными образовательными стандартами, на него дается неправильное определение. Например, в учебнике «Педагогика» доктора педагогических наук, профессора И.П. Подласого [15] оно объясняется так: «Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» [6, 7].

В этом определении три непростительные теоретические ошибки. Во-первых, воспитание не всегда «целенаправленный, специально организованный, управляемый процесс». Оно может быть и стихийным. Воздействие природы, влияние случайных людей, событий разве не формируют у человека знания, умения, отношения, черты характера?! Во-вторых, воспитание не всегда «взаимодействие воспитателей и воспитанников». Оно может осуществляться и без воспитателей. Например, тогда, когда человек сам себя воспитывает. В-третьих, воспитание формирует не только «нужных и полезных обществу» личностей. И пьяницы, хулиганы, преступники формируются воспитанием.

Не только в этом, но и во всех других учебниках по педагогике «воспитание» объясняется неправильно. Если неправильно объясняется вопрос № 1 педагогики, то что же можно сказать о других вопросах?!

Ученые не смогли правильно объяснить происхождение человека из-за ограниченности своих педагогических знаний. У них до сих пор нет правильного представления о педагогическом процессе. Они его необоснованно делят на: а) обучение; б) воспитание, не знают структуру, не признают стихийного педагогического процесса.

Наше исследование позволяет сделать следующие очень важные для человечества выводы:

1) человек создан педагогическим процессом (воспитанием);

2) воспитание возникло до общества, может существовать и без общества;

3) общество появилось из-за воспитания, прекратит свое существование, если не будет воспитания;

4) познание — синоним слова педагогический процесс. Закономерности, особенности познания (познавательной деятельности) изучаются педагогикой;

5) труд не создал человека. Он является средством педагогического процесса и не воспитывает. Труд может вызывать ПП;

6) опровергается деятельностный подход к воспитанию;

7) педагогика из-за высокой роли, значения педагогического процесса является наукой наук. Ведь изучение, усвоение, развитие любой науки, формирование знаний, умений, навыков, отношения, эмоций, мировоззрения, характера осуществ-

ляется только с помощью ПП. Следовательно, педагогику должны изучать все: шко. ники, родители, медики, летчики, пьяницы, бомжи и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.50; Т.46. 4.1.

2. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004.

5. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. СПб., 2006.

6. Яблоков Я.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1998.

7. Фшюсофия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов на/Д: Феникс, 2006.

8. Атеистический словарь. М.,1982.

9. Маскакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001.

10. Зайцев Ю.В. Атлас зарождения и эволюции жизни на земле. М.: Изд-во ЭКСМ Пресс, 2001.

11. Иорданский H.H. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.

12. Сайфуллин Ф. А. Педагогический процесс. Сибай: СИ БашГУ, 2000.

13. Сайфумин Ф. А. Если хочешь быть красивой, улучшай свой характер // Дочь Бг кортостана. 1996. № 2.

14. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М.,1988.

15. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999.

16. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор / Пер. С.Л. Соболя; Под f E.H. Павловского. М., 1953. Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.