Научная статья на тему 'Сознание и поведение молодежи в контексте гражданской политической культуры'

Сознание и поведение молодежи в контексте гражданской политической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ / SUPERVISION OVER A POLITICAL REALITY / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ. / OLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна

В статье рассмотрено состояние политического сознания молодежи. Представлены индикаторы, характеризующие готовность молодежи к гражданскому политическому участию, социальному и межнациональному взаимодействию. Исследования демонстрируют недостаточный уровень знаний и воспитания по таким проблемам, как эмпатия, толерантность.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the condition of political consciousness of youth is considered. The author presented indicators characterising readiness of youth to civil political participation, social and international interaction. Researches show insufficient level of knowledge and education on such problems as empathy, tolerance.

Текст научной работы на тему «Сознание и поведение молодежи в контексте гражданской политической культуры»

И.Г. Долинина

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры социологии и политологии Философско-социологического факультета ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»*

Сознание и поведение молодежи в контексте гражданской политической культуры

Время, которое мы сейчас переживаем, большинство ученых считает этапом системного кризиса, непосредственно влияющего на состояние молодых людей: смена социально-экономических отношений; восприятие жизненных обстоятельств как ситуации неопределенности, нестабильности, переходности; пересмотр и поиск новых нравственных ориентиров, приоритетов, ценностей; кризис национально-территориального единства; усиливающаяся функциональная автономия основных компонентов политической культуры: знаний, традиций и политических ценностей; кризис политической социализации как главного механизма приведения культуры в стабильное состояние.

Проблемы молодежи постепенно становятся во главу угла государственной политики. Молодёжь в широком смысле - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком, социологическом смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

* Долинина Ирина Геннадьевна, e-mail: irina_edu@mail.ru

Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 млн. молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-рк1, определяется совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. В том числе выявление, продвижение, «поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России».

Понятия «культура» и «политика», с помощью которых конституируется человеческий опыт, будь то в науке, или в жизни, исторически изменчивыми. Результаты сравнительных исследований приводят к мысли о том, что целесообразнее говорить о культуре как о системе исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д.

Рассмотрение семантик понятий «культура» и «политика» в их отношении и взаимной обусловленности позволило высветить базовые структуры политической культуры, организующие пространство политического и культурного опыта.

Политическая культура молодежи есть совокупный результат обучения и воспитания, представляющий собой комплексную

См.: http://www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760.htm

характеристику освоенного обучающимися политического опыта, сформированного политического сознания и в соответствующей мере происходящего и предстоящего в будущем конвенционального политического поведения, при доминирующих признаках: заинтересованности в решении существующих общественно-политических проблем, подготовленности к политическому участию в жизни общества, способности взаимодействовать с государственными институтами.

Политическое сознание - совокупность изучаемых (рассматриваемых) теорий, идей, взглядов, представлений, выражающих отношение людей к политической системе, деятельности институтов. Как форма общественного сознания оно выражает и отражает систему идей, взглядов, представлений, убеждений и чувств. Эмоционально-психологический компонент включает ориентацию и установки на политические институты; нормативную систему; отдельные политические роли; другие политические объекты. Идеологический компонент включает политические знания, ценности и убеждения.

Функции политического сознания: когнитивная - отражение потребностей общества в постоянном обновлении политических знаний и методов политического анализа для выполнения и модификации деятельности субъектов политики; коммуникативная - обеспечение осознанного взаимодействия социальных субъектов между собой и институтами власти; идейная - осознание заинтересованности субъектов политики в обретении и обосновании собственного видения политического мира, его популяризации и пропаганде.

Категория «сознание» приобретает определенный научный смысл только в соотнесении с категорией «деятельность» и неотделима от нее. Личность, ее сознание развиваются в единстве с деятельностью.

О состоянии политической культуры молодежи России можно судить по данным обследований Фонда «Общественное мнение»,

Аналитического центра Юрия Левады (Левада-центра), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМа), опубликованным в

л

аналитическом докладе «Положение молодежи в России»1. Критериями оценки выступили теоретический интерес и гипотетическая возможность участия молодых людей в тех или иных политических действиях и оценка вовлеченности в конкретные политические события, в частности в выборы.

«По данным опроса ФОМ, интересуются политикой 37% молодежи, а почти две трети наших молодых сограждан (62%) не проявляют интереса к этой сфере». «Однако несмотря на отсутствие интереса к политике большинство представителей молодого поколения уверены, что их жизнь от политики зависит: 51% считает эту зависимость сильной, 23% - слабой и только 15% полагают, что их жизнь вообще не зависит от политики. ... среди тех, кто считает свою жизнь сильно зависящей от политики, интересуются политикой меньше половины (47%)2.

Данное исследование оценивает заинтересованность в политической реальности посредством специального индикатора «обсуждение политических новостей с близкими людьми». «Чуть меньше россиян в возрасте 18-35 лет говорят, что обсуждают происходящее в политике со своими родственниками, друзьями,

о

знакомыми, а чуть больше половины (51%) - что не обсуждают»3.

Наиболее четким и показательным индикатором политической активности является участие в выборах. Молодежь - наименее активная часть электората, с самым низким уровнем избирательной явки. На президентских выборах 2004 г. участвовало в голосовании 57% молодых людей, а на парламентских 2003 г. - 42%.

В этих условиях формирование политической культуры молодежи во многом осложняется диссонансом между социально желаемым и

Положение молодежи в России. Аналитический доклад. М. 2005.

2

Там же, с. 90.

Там же, с. 91.

реальным политическим сознанием в российском обществе, которое находится в состоянии перехода от одной социально-экономической модели к другой. Российское общество оказалось не готовым воспринять демократические преобразования. Поспешность провозглашения новых демократических институтов власти, зачастую имеющих латентное тоталитарное содержание, волюнтаристские эксперименты, а порой и полное отсутствие должной квалификации и элементарной юридической, общекультурной подготовки у отдельных законодателей привели к тому, что нормальной государственной практикой современной России стало несоблюдение законов под тем или иным предлогом.

СМИ показывают откровенную безнравственность многих российских политиков, открытую борьбу личных интересов и амбиций. Явная детерминированность политики экономическими интересами узких группировок предпринимателей явилась причиной того, что в современном российском обществе сложилась система безнравственной экономики, которая служит средством наживы различного рода «элит» за счет других категорий граждан. Наблюдения педагогов-практиков свидетельствуют, что на сознание молодежи, особенно глубокое влияние оказывает все усиливающаяся тенденция к глубокой социально-экономической дифференциации граждан. От внимания молодых людей не ускользает тот факт, что политическая сфера жизни общества стала ареной безнравственности, в отдельных случаях даже преступной деятельности.

Нами выявлена связь между скептическим отношением молодых людей к возможности повлиять на действия властей и спадом интереса к политическим событиям. Старшеклассники низко оценивают свою компетентность в вопросах общественной жизни в целом и политической жизни в частности.

Кроме того было выявлено противоречие между теми ценностями и нормами, которые провозглашают школа и учителя на конкретных уроках, и тем, что старшеклассники видят в жизни. Это объясняется тем, что ценностные ориентации учеников стихийно адаптируются к современным политическим условиям, а школьная система образования до сих пор определяет подходы к обществознанию, политологии в содержательном, методическом и воспитательном аспектах. Педагоги не имеют реальных условий и достаточного опыта для разрешения данного противоречия.

Пермским краевым научно-методическим центром развития политической культуры проведено социологическое исследование среди учеников 11-х классов школ Прикамья по проблеме формирования политической культуры учащихся старших классов.

Исследование выявило основные модели политического поведения учащихся, определило в количественном и качественном выражении уровень политической информированности учащихся; выявило политические ориентации учащихся.

В исследовании было опрошено 949 учащихся 10-х и 11-х классов. Их них - 864 (90,9%) учащихся школ, 79 человек (8,1%) - учащихся лицеев и гимназий. По полу опрошенные распределились следующим образом: 396 (41,1%) юношей и 553 (58,9%) девушки.

Исследование проводилось методом анкетирования по месту обучения опрашиваемых школьников, в качестве инструментария исследования применялась стандартизированная анкета.

Политическая сфера не является для старшеклассников объектом внимания, так как за политической жизнью страны постоянно следят лишь 11% старшеклассников, 39% учеников старших классов следят за политикой время от времени, 35% - иногда, 10% - скорее не следят, чем следят, и 5% старшеклассников не следят за политической жизнью страны. Есть различия и по гендерному признаку. Старшеклассники

более активно следят за политической жизнью страны (следят постоянно 15,5%), чем старшеклассницы (следят постоянно 7,6%). Девушки более уверены, что пойдут на выборы, когда им исполнится 18 лет (77,9%), чем юноши (67,9%). Решимости не участвовать в выборах у юношей больше (8,5%), чем у девушек (4,5%), они также больше сомневаются: «пока не решил» ответили 23,6%, среди женской половины этот показатель равен 17,4%.

Исследование показало, что Конституция РФ не является для старшеклассников предметом пристального внимания: 55% учащихся старших классов Конституцию просматривали, лишь 8% внимательно изучали, а 16% вообще никогда не знакомились. Среди учащихся лицеев каждый четвертый внимательно изучал Конституцию РФ, среди школьников - каждый 15-й.

Исследование также показало, что чем выше уровень власти, тем больше школьники Прикамья знают о ней. Исполнительную ветвь власти знают лучше, чем представительные органы. Так, 97,8% опрошенных правильно назвали фамилию Президента России, 84,9% - губернатора Пермского края и 79,1% - главу города (района), на территории которого они проживают. Однако лишь 38,4% опрошенных из пяти предложенных ответов на вопрос о количестве депутатов в Государственной Думе РФ смогли выбрать правильный и только 19,1% правильно ответили на вопрос о количестве депутатов в областном Законодательном Собрании.

Уровень усвоения понятийного аппарата политологии учащиеся определили как уровень узнавания и представления - 64%, уровень репродуктивного воспроизведения - 22%, остальные опрошенные затруднялись с ответом.

О своем заинтересованном отношении к событиям в политической жизни заявили 17% учащихся, о готовности к политической жизни - 5% и о знании путей взаимодействия с обществом и государством - 9%.

Анализ полученных данных показал, что политическая культура учащихся отличается эмоциональным восприятием политической реальности и преимущественно информационно нейтральным отношением к событиям и процессам. Такое состояние политической культуры молодых людей противоречит требованиям современного демократического общества, Конституции РФ, поэтому будущих выпускников нельзя считать подготовленными к политическому участию в жизни страны.

Для анализа политической культуры целесообразно рассмотреть состояние толерантности. Несмотря на императивно -публицистическую нагрузку, несколько затрудняющую его применение, данное понятие помогает синтетично охватить сферы национальных отношений, миграционных процессов, религиозной терпимости. 40% учащихся не смогли дать объяснение термину «толерантность».

Выяснилось, что 98% учащихся знают, что в Конституции России закреплено равенство всех людей вне зависимости от национальности, вероисповедания или расы, хотя 24% учащихся отмечают, что никогда не читали Конституцию. 38% опрошенных не знакомы с понятием «ксенофобия». 24% учащихся не знают, кто такой националист.

10% ребят неправильно понимают, кто такие мигранты и беженцы. В целом отношение опрошенных к мигрантам положительное. 90% отметили, что это люди, которые вынуждены по политическим и экономическим причинам покинуть свое жилье.

На вопрос «Как вы обычно относитесь к тому, что в вашем городе живут люди другой национальности или религии?» 26% учащихся ответили, что это хорошо. Среди аргументов встречались такие: «все имеют право жить, где хочется», «это интересно», «есть с кем общаться», «в этом много плюсов, общаясь с людьми другой национальности, можно изучить языки». 12% учащихся относятся к соседству с людьми другой национальности негативно. Встречались

такие высказывания: «идет навязывание мне чужой культуры», «занимают нашу территорию». 51% - сказали, что им все равно, объяснив тем, что их это «не волнует», « я не обращаю на них внимания», «каждый выбирает сам, где ему жить», «меня не трогают, я их не трогаю». Каждый третий опрошенный когда-либо подвергался дискриминации по какому-либо признаку, 6% признались, что сами проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства.

44% учащихся сталкивались со случаями нарушения достоинства человека по национальному признаку: 12% наблюдали это лично, остальные видели по телевизору, 46% учащихся встречали различные организованные проявления национализма. Трое сообщили, что встречались с фашистской литературой, 32% - сталкивались с публикациями в прессе, оскорбительными для какой-либо национальности или религии.

Участие в преодолении национализма и ксенофобии воспринимается молодыми людьми как абстрактная категория. На вопрос «Хотели бы вы принять участие в действиях против национализма и ксенофобии?» 15% ответили положительно, оставили свои контактные данные. 28% отказались, сославшись на отсутствие времени.

Пока еще у молодежи нет гармонии личных и общественных интересов. Личностную направленность - преобладание мотива собственного благополучия, стремление к личностному первенству, престижу - имеют 45,8% учащихся. 33,3% обследованных учащихся имеют коллективистскую направленность, т.е. - направленность на взаимные действия, когда проявляются потребность в общении, стремление поддерживать хорошие отношения с окружающими, интерес к сотрудничеству, к совместной деятельности.

12% учащихся имеют высокий уровень физической агрессии, высокий уровень вербальной агрессии имеют 4%. Высокий уровень

9

косвенной агрессии имеют 4%. Склонны к раздражению 24% учащихся.

Выявлено, что некоторые учащиеся не могут дать объяснения терминам: толерантность, ксенофобия, националист, что свидетельствует о недостаточной теоретической подготовке. 12% учащихся не желают соседства с другим народом, т. е. эти дети интолерантны по отношению к людям другой национальности. Только 15% учащихся готовы принять участие в действиях против национализма. 51% учащихся равнодушны к тому, что рядом с ними живут люди другой национальности и религии. 45,8% учащихся имеют мотив собственного благополучия. Только 8% учащихся имеют высокий уровень эмпатийности.

Цели и задачи, стоящие перед образованием, определил человек, которого вне сомнения можно считать совестью России, академик Д. С. Лихачев: «Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождения чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение человека как чего-то высшего, которым должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».

Долинина И.Г. Сознание и поведение молодежи в контексте гражданской политической культуры. В статье рассмотрено состояние политического сознания молодежи. Представлены индикаторы, характеризующие готовность молодежи к гражданскому политическому участию, социальному и межнациональному взаимодействию, Исследования демонстрируют недостаточный уровень знаний и воспитания по таким проблемам, как эмпатия, толерантность.

Ключевые слова: молодежь, политическая культура, наблюдение за политической реальностью, выборы, знания, толерантность.

Dolinina I.G. Consciousness and behaviour of youth in a context of civil political culture. In article the condition of political consciousness of youth is considered. The presented indicators characterising readiness of youth to civil political participation, social and international interaction. Researches show insufficient level of knowledge and education on such problems as empathy, tolerance.

Key words: youth, political culture, supervision over a political reality, elections, knowledge, tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.